Научная статья на тему 'К юбилею Пекинской духовной миссии и её разрушенного храма'

К юбилею Пекинской духовной миссии и её разрушенного храма Текст научной статьи по специальности «История. Исторические науки»

CC BY
175
51
Поделиться
Ключевые слова
ПЕКИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ МИССИЯ / САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ПОДВОРЬЕ / АНДРЕЙ ПЕТРОВИЧ АПЛАКСИН / ИННОКЕНТИЙ ФИГУРОВСКИЙ / XРАМ РОЖДЕСТВА XРИСТОВА / ST. PETERSBURG TOWN CHURCH

Аннотация научной статьи по истории и историческим наукам, автор научной работы — Фуганов Артем Сергевич

В статье рассказывается об этапах развития Санкт-Петербургского подворья Пекинской православной миссии, а также о судьбе главной церкви этого подворья. Особое внимание уделено расположению церкви и ее истории в Советский период. В статье использованы документы РГИА, ЦГИА, ЦГА и ЦГА КФФД.

Похожие темы научных работ по истории и историческим наукам , автор научной работы — Фуганов Артем Сергевич,

To the Jubilee of the Beijing Spiritual Mission and its Destroyed Church

The article describes the stages of development of St. Petersburg town church of the Beijing Orthodox mission, and the fate of the main church of the town church. Particular attention is paid to the location of the church and its history in the Soviet period. The article draws on documents from RSIA, CSIA, CSA, CSA CFFD.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «К юбилею Пекинской духовной миссии и её разрушенного храма»

А. С. Фуганов

к юбилею пекинской духовной миссии и её разрушенного храма

«Благодарю Вас, Владыко, Строительный комитет и всех собравшихся на освящение первого придела св. храма, сооруженного в память двенадцатого года на подворье Пекинской духовной миссии, за молитвы и выраженные мне чувства» — таков был ответ императора на верноподданнические чувства, выраженные в телеграмме Высокопреосвященным Сергием, Архиепископом Финляндским, после освящения первого придела храма, который был заложен 8 мая 1911 г. на Санкт-Петербургском подворье Пекинской миссии в честь столетия Отечественной войны 1812 г. 1

Мало кто знает, что 2012 г. является для Пекинской духовной миссии тройным юбилеем. От метро «Лиговский проспект» за 10 минут можно добраться до места, где в далеком 1912 г. на Петербургском подворье Пекинской духовной миссии был построен храм, посвященный Отечественной войне 1812 г. Сама же миссия была основана в 1712 г. по распоряжению Петра I 2.

Вообще, начало православия в Китае относится ко второй половине XVII в. В стремлении за пушным зверьем и драгоценными металлами русские промышленники, охотники и казаки добрались до реки Амура (в 1643 г. русские путешественники достигли Амура, который принадлежал в то время китайцам) и стали селиться по среднему течению реки. Здесь был основан город Албазин. В 1684 г. в город прибыл его первый воевода — Алексей Толбузин 3. В 1685 г. богдыхан Канси решил «удалить» опасных соседей и наслал на них войско под предводительством генерала Лантаня. После продолжительной осады гарнизон в количестве 450 человек капитулировал. Русским пленникам было предложено вернуться в Якутию либо Нерчинск или же принять китайское подданство. Часть пленников согласилось на последнее предложение и поселилась в Пекине (их было 45 человек). С собой в Пекин албазинцы

1 Отчет о деятельности комитета по постройке храма при Санкт-Петербургском подворье Пекинской Православной миссии.— СПб., 1912.— С. 13.

2 Авраамий. История Китайской православной миссии в Китае, составленная по случаю исполнения ею в 1913 году двухсотлетия ее существования.— Пекин, 1916.— С. 2.

3 Сагарда Н. Русская православная миссия в Китае.— Полтава, 1900.— С. 4.

34

Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2013. Том 14. Выпуск 1

взяли священника Албазинской Никольской Церкви о. Максима Леонтьева, бедную церковную утварь и икону святителя Николая. В Пекине им было выделено помещение под церковь. В 1695 г. Тобольский митрополит Игнатий прислал в Китай книги для богослужения и утварь, называя в прилагающемся письме о. Максима «проповедником евангелия в Китайском царстве» 4. Он разрешил устроить и посвятить храм во имя святой Софии премудрости Божией, и часовня, в которой для этого албазинцы справляли богослужения, превратилась в храм. Албазинцы и стали предвестниками первых православных миссий в Китай. В 1712 г., после кончины о. Максима, богдыхан разрешил прибытие русской миссии в Пекин. Миссия, снабженная иконами, ризницей и богослужебными книгами, прибыла в Пекин в 1715 г. В состав первой миссии был включен архимандрит Илларион Лежайский. В 1718 г. Илларион Лежайский скончался, и ему на смену в 1722 г. отправился архиерей Иннокентий, но его не пропустили через Китайскую границу, и начальником миссии стал предназначенный прежде архимандрит Антоний (Платковский). После заключения Кяхтинского трактата миссия Архимандрита Антония прибыла в Пекин в июне 1729 г., а в 1732 г. на северном подворье был освящен храм во имя Успения Божьей Матери (он был построен на месте разрушенной от землетрясения церкви св. Софии премудрости Божией). В 1736 г. при русском посольстве была построена и освящена церковь в честь сретения Господня. До конца XVIII в. Миссия продолжала существовать на территории Китайского государства, ведя миссионерскую деятельность и обращая китайцев в православную веру (впрочем, не очень активно). В начале XIX в. было повышено ежегодное содержание миссии до 6500 р. в год и усилились меры по ее развитию — семилетней срок службы членов миссии, по истечении которого они возвращались в Россию, а на их место заступали новые люди, сменился десятилетним, началось издание трудов членов Пекинской духовной миссии и т. д.

С 1858 г. начался наиболее благоприятный период для Пекинской миссии. Христианским миссионерам предоставлялась полная свобода проповеди в пределах Китая, а китайцам — свобода крещения в православие, были переведены на китайский язык книги для богослужения. В 1863 г. было изменено положение о Пекинской духовной миссии, а в 1864 г. составлена новая синодальная инструкция. На Миссию возложили три обязанности:

1. Совершение богослужений в православных церквях в Пекине.

2. Утверждение и поддержание православной веры в православном обществе Китая.

3. Распространение, по мере возможности, православия среди язычников Китая 5.

В 1896 г. на должность начальника Пекинской духовной миссии вступил архимандрит Иннокентий (Фигуровский). На тот момент в ведении Миссии было 5 православных церквей и несколько русских школ. При архимандрите Иннокентии миссия пережила и тяжелейшее испытание (боксерский погром), и наивысший рассвет. Это видно из следующих фактов: к концу 1906 г. в ведении Миссии состояли: первоклассный Успенский собор, пять миссионерских станов в Китае, два подворья в Манчжурии, одно в Санкт-Петербурге, десять железнодорожных церквей, одна церковь военного Заамурского округа, одна при дипломатической миссии в Пекине и три часовни. К концу же 1914 г., по официальному отчету за 1914 г., в ведении Миссии состояли:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4 Авраамий. История Китайской православной миссии в Китае... С. 2.

5 Сагарда Н. Русская православная миссия в Китае.— Полтава, 1900.— С. 13-14.

Первоклассный Успенский мужской монастырь в Пекине, Крестовоздвиженский скит близ Пекина, в горах Сишань, женский монастырь в Пекине, пять подворий в Петрограде, в Москве, в г. Харбине, в г. Дальнем, на станции Маньчжурия Китайской Восточной железной дороги; девятнадцать церквей — четыре в Пекине, по одной на русском кладбище близ Пекина, в Крестовоздвиженском скиту, в г. Шанхае южном, в Ханькоу, в Тяньцзине, в Юнпинфу, в м. Пэй-тай-хэ, в деревне Лу-вэй-шань, в деревне Дунъ-динь-ань, в г. Харбине, в г. Дальнем, на станции Маньчжурия, в г. Петрограде, в поселке Отрадное (Петроградской губернии) и в г. Москве; три часовни и пять кладбищ; миссионерские станы — в провинции Чжили (14 станов), в провинции Хубэй (12), в провинции Хявань (4), в провинции Цзянъ-су (1), в Монголии (1) — всего в тридцати двух пунктах; одна семинария в Пекине, 17 мужских и 3 женских школы; богадельня близь Пекина; другие учреждения Миссии в Пекине — метеорологическая станция, библиотека, типография, литография, живописная мастерская, механическая и литейная мастерские, паровая мельница, свечной завод, мыловарня, пасека, молочная ферма, ткацкая мастерская, промышленное бюро, кирпичный завод 6.

В 1902 г. начальнику Миссии, Иннокентию, в дар от Ирины Степановны Беляевой был преподнесен земельный участок с каменным дворовым флигелем, который находился в Санкт — Петербурге по адресу: Воронежская улица, дом 110 7 (сейчас на этом месте стоит котельная и жилой трехэтажный корпус, который был построен после 1912 г.). Дар этот пришелся весьма кстати, так как епископ Иннокентий давно искал землю для постройки подворья Миссии, где приезжающие в Петербург члены Миссии могли бы останавливаться. На пожертвованные Беляевой и иными «благочестивыми жертвователями» деньги с разрешения митрополита Санкт-Петербурга Антония была начата постройка деревянного храма. 22 декабря 1902 г. 8 епископом Ямбургским Сергием был освящен небольшой деревянный храм с подворьем, выстроенный по проекту гражданского инженера Р. А. Берзена 9. Храм считался временным. В 1903 г. при храме открылось общество трезвости с ежедневной записью. К июню 1904 г. записавшихся насчитывалось уже около 15 тысяч человек 10. Был организован хор, в котором к 1904 г. числилось 50 человек. Количество посещений верующих доходило до 200 тыс. в год. Заведующим с самого начала был иеромонах Василий. Была открыта воскресная школа, которую посещало около 100 человек. Также появился книжный склад, и было налажено издание брошюр религиозного содержания. Складом заведовал студент С. Прозоровский. С 1905 г. помощником при Василии состоял А. Триденцев. В 1907 г. Триденцев стал временно заведующим подворьем. (Спустя несколько лет, после того, как сформировался приход, труды старосты принял на себя Михаил Михайлович Воронцов). На 1906 г. денежный оборот подворья с приходом и расходом по свечной операции и складу превышал 20 тыс. рублей. К 1907 г. в воскресной школе училось до 130 человек (82 девочки и 42 мальчика).

Постепенно становилось ясно, что места в храме недостаточно — возникла необходимость в его расширении. Выход был только один — строить новый, камен-

6 Авраамий. История Китайской православной миссии в Китае... С. 8.

7 Отчет о деятельности комитета по постройке храма при Санкт-Петербургском подворье. С. 5.

8 Там же. С. 6.

9 Российский Государственный Исторический Архив (далее — РГИА).— Ф. 796.— Оп. 183.— Д. 1796.— Л. 1 об.

10 Авраамий. История Китайской православной миссии в Китае. С. 217.

ный, более вместительный храм. Но финансами на постройку нового храма Миссия не располагала. Сообщества при храме, организованные местными жителями, также не могли собрать сумму, достаточную для оплаты строительства. Единственное, что сделали в это время — создали проект храма, авторами которого были архитекторы Кишкин и В. Шорохов п. Общими усилиями собрали капитал в 5 тысяч рублей. К 1909 г. у подворья возникли финансовые трудности. Вследствие прогрессирующего с каждым месяцем дефицита по петербургскому подворью Пекинской миссии и невозможностью выплачивать налог на нужды Петербургской епархии, заведующему подворьем священнику Александру Триденцеву предписывалось образовавшийся из пожертвований на построение нового храма при подворье капитал в 8 тыс. рублей обратить в неприкосновенный и положить на имя миссии для наращения с процентами с указанной целью; также расходы по содержанию подворья сократить до минимума, оставив при дворе одного псаломщика и двух сторожей на прежних условиях, а призреваемых мальчиков сирот отдать в приют для бедных или содержать на подворье в качестве келейников и пономарей 12. В 1910 г. заведующим подворьем был назначен иеродьякон Московского Чудова монастыря Леонид 13. В марте 1910 г. иеродьякон Леонид, посвященный в сан иеромонаха, принял бразды правления делами Санкт-Петербургского подворья Миссии. Ему тут же была поставлена задача — построить каменный храм, на месте старого деревянного. Приблизительная стоимость строительства составляла 100 тыс. рублей. В это время иеромонах Леонид знакомится с неким господином Астратовым, а через него — с Фроловым, Курменевым и Барановым. Через них он познакомился с еще несколькими людьми, которые пожелали помочь в строительстве храма и объединились в строительный комитет. Взяв за руководство устав Комитета по построению храма в Санкт-Петербурге при подворье Кашинского монастыря Тверской епархии (Самсоньевский проспект, дом 57), комитет приступил к работе. Председателем был избран Санкт-Петербургский купец Пантелеимон Андреевич Фролов, почетным председателем гофмейстер Двора Его Величества Борис Владимирович Штюрмер.

8 сентября 1910 г. состоялось первое заседание Комитета. 17 ноября 1910 г. Иннокентием был утвержден Комитетский устав. До 1 марта 1912 г. было проведено 54 заседания. Проведение земляных работ поручили подрядчику Е. Ф. Пелевину, каменных — И. И. Дувакину, бетонных — М. Федорову, железобетонных — В. А. Барри, центрального отопления — А. К. Тайпале. Кирпичи были куплены в 1910 г. у фирмы «В. Русанов», а в 1911 г.— у Пономрева 14.

6 февраля 1911 г. на внеочередном заседании Комитета было внесено предложение

о посвящении строящегося храма памяти Отечественной войны (в 1912 г. праздновался столетний юбилей) 15. Решение было принято. Чтобы закончить строительные работы в срок, Комитет решил взять кредит. 1 января 1912 г. было занято 12 тыс. рублей у двух членов комитета. На 1 января Комитет располагал следующими суммами: 2841 рубль 62 копейки наличными деньгами, процент с бумаг на сумму 2350 рублей и 12 тысяч

11 РГИА.— Ф. 835.— Оп. 1.— Д. 684.— Л. 1-5.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12 Официальный отдел // Китайский благовестник.— 1909.— № 13-14.— С. 28.

13 Авраамий. История Китайской православной миссии в Китае. С. 218.

14 Подробнее см.: Отчет о деятельности комитета по постройке храма при Санкт-Петербургском подворье. СПб., 1912.

15 РГИА.— Ф. 796.— Оп. 193.— Д. 1253.— Л. 2.

кредита. Поставщикам не было уплачено за работу и доставку материала 20 тысяч рублей, а до конца строительства требовалось еще 40 тысяч рублей. Также в планы Комитета входил проект по постройке флигеля и обустройству там школы грамоты на 40 человек. Сумма, необходимая на постройку, составляла 12 тысяч рублей 16. Комитет обратился к Святейшему Синоду с просьбой организовать Всероссийский церковный сбор 17. Во Всероссийском сборе Комитету было отказано, но ему разрешили обращаться непосредственно к епархиальным Преосвященным, которые могли разрешить или не разрешить сбор пожертвований в их епархиях 18.

Для производства строительных работ был приглашен епархиальный архитектор Андрей Петрович Аплаксин. По заданию Комитета проект архитекторов Кишкина и В. Шорохова исправили и представили Комитету уже в ином — новгородском стиле. Было постановлено: не нарушая действующего храма, производить постройку нового — обстраивать фундамент и стены храма до тех пор, пока старое строение не будет препятствовать возведению нового. И только тогда произвести разборку старого храма.

По подсчетам, на устройство фундамента требовалось около 60 куб. саженей бутовой плиты. Настоятель Санкт-Петербургского подворья Леонид направился

на Волхов, где происходила выломка известковой плиты, и обратился с воззванием к владельцам ломок с призывом пожертвовать на строительство храма. В итоге на постройку было доставлено около 30 куб. саженей плиты. В начале сентября часть рвов была подготовлена уже настолько, что появилась возможность класть фундамент 19.

14 сентября 1910 г. в день Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня после Божественной Литургии в присутствии Почетного председателя Б. В. Штю-мера и всего состава Комитета были освящены рвы и заложен первый камень нового храма 20. 8 мая 1911 г. Преосвященный Никон, епископ Вологодский совершил чин закладки нового храма 21. 21 августа 1911 г. разобрали старый деревянный храм. В 1912 г. возведение храма было завершено (но лишь формально, чтобы поспеть к юбилею. Полностью достроен и освящен он был лишь в 1914 г.), и 23 декабря были подняты на звонницу храма два больших колокола — в 150 и 70 пудов 22. Первый колокол пожертвовал прихожанин Николай Ефимович Маслов, а второй был сооружен на деньги, собранные среди прихожан по подписке, (всего на колокольне было 11 колоколов). Попечительницей будущей школы стала член комитета Мария Николаевна Малкова. Она обязалась ежегодно платить на содержание школы 500 рублей.

1 декабря 1913 г. в честь Казанской иконы Божьей матери был освящен правый предел в верхнем храме подворья 23. В том же 1913 г. приобрели участок земли, выходящий на Лиговскую улицу, на которой предполагалось построить часовню. 22 сентября 1914 г. состоялось открытие церковно-приходской школы.

16 Отчет о деятельности комитета по постройке храма при Санкт-Петербургском подворье. С. 17.

17 РГИА.— Ф. 796.— Оп. 193.— Д. 1375.— Л. 1-1 об.

18 РГИА.— Ф. 796.— Оп. 193.— Д. 1375.— Л. 3-4.

19 Отчет о деятельности комитета по постройке храма при Санкт-Петербургском подворье. С. 11-12.

20 Там же. С. 12.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21 Там же.

22 Авраамий. История Китайской православной миссии в Китае. С. 218.

23 Там же.

После революции 1917 г. Пекинское подворье существовало еще несколько лет. На 1923 г. в ведении подворья находился один храм, два жилых флигеля (один двухэтажный с мансардой, другой трехэтажный с мансардой), три бытовых постройки 24. (На плане видно, как они располагались относительно друг друга. Если наложить этот план на местность, станет ясно, что поликлиника вовсе не стоит на месте храма, как считалось раньше. На фундаменте церкви частично располагается котельная. На месте же, например, абсиды — газон). Также подворье владело двумя квартирами (адреса не известны). Все жилые постройки были соединены между собой. Записка от 1923 г. свидетельствует о том, что церковь с общежитием соединялась коридором 25. На 1919 г. церковь имела 15283 р. 83 коп. наличными и 8500 р. бумагами 26.

Реалии советской власти, в частности декрет об отделении церкви от государства, были таковы, что к 1923 г. встал вопрос о ликвидации подворья и закрытии церкви. В апреле 1922 г., в рамках антирелигиозной политики советского государства, были изъяты церковные ценности. 12 июня 1922 г. исполком Володарского района постановил: в соответствии с декретом об отделении церкви от государства, «церковь закрыть и ликвидировать. Здание подворья передать в ведение Райкоммунотдела...» 27. Однако церковь все же не закрыли, и в июне 1923 г. ее переосвятили в приходскую, во имя Рождества Христова 28. После ликвидации подворья жилые помещения отошли райкомунотделу. На 1923 г. общий приход составлял примерно 2200 человек, причт составлял 10 человек, певчих было 25 человек 29. При церкви имелся архив, который включал в себя более 1000 документов 30.

После того, как церковь получила свое новое имя, приходская жизнь продолжалась. Время от времени проводились собрания двадцатки и прихожан, решались бытовые вопросы. Так, на 1926 г. церковь отапливалась с помощью печек. Трубы котельной, которые предназначались для дачи тепла, были ржавые, потому не пригодные для эксплуатации. Котельная, которая находилась в соседнем здании, соответственно не использовалась. Вскоре котел и трубы было решено продать, чтобы установить нормальное печное отопление в церкви 31.

Поскольку церковь была сохранена и передана приходу, особые районные комиссии время от времени производили осмотр здания и делали заключения, по которым церковь надлежало ремонтировать. В 1932 г. был сделан «капитальный ремонт»: исправлена каменная кладка цоколя, перебран дощатый настил пола, покрашены стены и потолки, реставрированы росписи, заново отштукатурены печи церкви второго этажа, вставлены оконные переплеты и восстановлена фреска 32.

На 1937 г. штатных служителей церкви было всего двое 33. 2 ноября 1931 г. в Райсовете Московского района договор о пользовании помещением церкви был

24 Центральный государственный Архив (далее — ЦГА).— Ф. 7384.— Оп. 33.— Д. 170.— Л. 8.

25 ЦГА.— Ф. 7384.— Оп. 33 — Д. 170.— Л. 70.

26 ЦГА.— Ф. 7384.— Оп. 33 — Д. 170.— Л. 1.

27 ЦГА.— Ф. 7384.— Оп. 33. — Д. 170.— Л. 70.

28 ЦГА.— Ф. 7384.— Оп. 33. — Д. 170.— Л. 72.

29 ЦГА.— Ф. 7384.— Оп. 33. — Д. 170.— Л. 71.

30 ЦГА.— Ф. 7384.— Оп. 33. — Д. 170.— Л. 106

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

31 ЦГА.— Ф. 7384.— Оп. 33. — Д. 170.— Л. 128

32 ЦГА.— Ф. 7384.— Оп. 33. — Д. 170.— Л. 280.

33 ЦГА.— Ф. 7384.— Оп. 33. — Д. 181.— Л. 3.

перезаключен 34. В 1929 г. поднимался вопрос о ликвидации церкви и о передаче ее здания заводу «Аврора» 35. Затем, в 1931 г., вновь поступают ходатайства о закрытии, но судьбоносное решение было отложено до 1938 г., когда ходатайством жилищнокоммунальной секции Московского райсовета о закрытии церкви, как «очага заразы и угнетения масс», была поставлена точка в существовании церкви Рождества Христова 36. Она была ликвидирована 25 марта 1938 г., а здание передано под клуб и общежитие Промкомбинату Московского райсовета 37. Имелись планы по перестройке здания церкви, но, по всей видимости, они не были выполнены. В 1957 г. здание бывшей церкви передали в Управление Культуры 38.

Вопрос о дате сноса исторического здания до сих пор остается открытым. По свидетельствам очевидцев, церковь взрывали, причем попытка удалась только с третьего раза. Разнятся и предположительные сроки сноса — от 1967 г. до 1971 г. Однако известно, что в 1962 г. на этом месте (Воронежская, 110) была построена электростанция 39, а, следовательно, церковь была снесена намного раньше 1967 г. Котельная, которая сейчас стоит на части фундамента церкви, была построена в 1960 г. Таким образом, промежуток сноса здания церкви сужается до трех лет — между 1957 и 1960 гг. Как бы то ни было, надо помнить о том, что вокруг нас история, и очень часто получается так, что мы буквально ходим по ней ногами.

литература

1. Авраамий. История Китайской православной миссии в Китае, составленная по случаю исполнения ею в 1913 году двухсотлетия ее существования.— Пекин, 1916.

2. Отчет о деятельности комитета по постройке храма при Санкт-Петербургском подворье Пекинской Православной миссии.— СПб., 1912.

3. Официальный отдел // Китайский благовестник.— 1909.— № 13-14.

4. Российский Государственный Исторический Архив.— Ф. 796.— Оп. 183.— Д. 1796.

5. Российский Государственный Исторический Архив.— Ф. 796.— Оп. 193.— Д. 1253.

6. Российский Государственный Исторический Архив.— Ф. 796.— Оп. 193.— Д. 1375.

7. Российский Государственный Исторический Архив.— Ф. 835.— Оп. 1.— Д. 684.

8. Сагарда Н. Русская православная миссия в Китае.— Полтава, 1900.

9. Центральный государственный Архив.— Ф. 103.— Оп. 5.— Д. 430.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Центральный государственный Архив.— Ф. 103.— Оп. 5.— Д. 844.

11. Центральный государственный Архив.— Ф. 7384.— Оп. 33.— Д. 181.

12. Центральный государственный Архив.— Ф. 7384.— Оп. 33.— Д. 170.

13. Центральный государственный Архив.— Ф. 7384.— Оп. 33.— Д. 171.

34 ЦГА.— Ф. 7384.— Оп. 33.— Д. 181.— Л. 2.

35 ЦГА.— Ф. 7384.— Оп. 33.— Д. 171.— Л. 67.

36 ЦГА.— Ф. 7384.— Оп. 33.— Д. 170.— Л. 292

37 ЦГА.— Ф. 7384.— Оп. 33.— Д. 181.— Л. 22.

38 ЦГА.— Ф. 103.— Оп. 5.— Д. 430.

39 ЦГА.— Ф. 103.— Оп. 5.— Д. 844.— Л. 29.