Научная статья на тему 'Homo informaticus, или эволюция человека в информационном обществе'

Homo informaticus, или эволюция человека в информационном обществе Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
654
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / INFORMATION / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / INFORMATION SOCIETY / ЧЕЛОВЕК ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА / THE PERSON OF AN INFORMATION SOCIETY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Сляднева Наталья Андриановна

В статье анализируются изменения современного человека, его духовной сферы и методов интеллектуальной деятельности под влиянием новых информационных технологий, виртуализации социально-информационного пространства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyzes the changes of modern the person, his spiritual sphere and methods of intellectual activity under the influence of new information technologies, virtualization, social and information space.

Текст научной работы на тему «Homo informaticus, или эволюция человека в информационном обществе»

HOMO INFORMATICUS, ИЛИ ЭВОЛЮЦИЯ ЧЕЛОВЕКА В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ

Н. А. Сляднева

Московский государственный университет культуры и искусств

В статье анализируются изменения современного человека, его духовной сферы и методов интеллектуальной деятельности под влиянием новых информационных технологий, виртуализации социально-информационного пространства.

Ключевые слова; информатизация, информационное общество, человек информационного общества.

The article analyzes the changes of modern the person, his spiritual sphere and methods of intellectual activity under the influence of new information technologies, virtualization, social and information space.

Key words: information, information society, the person of an information society.

Связь процессов информатизации, формирования новых коммуникативных форматов, создания и освоения человечеством новых способов и технологий информоперирования и информационного производства, с одной стороны, и эволюции человека, его интеллектуальной лаборатории, типов социально-культурного креатива, культурогенеза в целом, с другой стороны, несомненна. В статье «Человек эпохи информатизации - Homo informaticus», опубликованной в 1999 году, была предпринята попытка определения характера данной взаимосвязи и прогнозирования ее новых проявлений в обозримой перспективе.

За прошедшие годы интерес научного сообщества к антропософским, социальным и социокультурным аспектам информатизации бесспорно возрос, что нашло отражение и на страницах журнала «Научно-техниче-

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ

3 (41) май-июнь 2011 164-171

ская информация». Поэтому стремление автора статьи повторно обратиться к данному сюжету с целью проследить наметившиеся изменения, оценить качество прогноза, может быть оправдано существующей тенденцией.

Вместе с тем, подобная цель может вызвать сомнения: правомерна ли такая задача, не слишком ли краток временной интервал для наблюдений, анализа и выводов по отношению к столь глобальным явлениям, как культурогенез и антропогенез.

Ответом на эти сомнения могут быть собственно результаты анализа, наблюдаемость и значимость происходящих изменений и инноваций. Специфика современного этапа в процессе формирования информационного общества во многом определяется все возрастающей скоростью технологических изменений, ускорением социальной ди-

намики и дальнейшей эволюцией Homo informaticus - «человека информационного». В упомянутой выше публикации были сформулированы некоторые наблюдения и гипотезы относительно влияния информатизации на человека конца ХХ века, некоторые прогнозы будущих изменений. В кратком изложении речь шла о таких явлениях и инновациях, как:

- модернизация древнейших и маргинальных форм общественного сознания, их конвертация в новый коммуникативный формат (колдуны на ТВ, компьютерные астрологические программы, демонстрация обрядов религиозных конфессий по ТВ и Интернет и т.п.);

- изменение форм креатива на основе нового коммуникативного формата;

- изменение интеллектуального инструментария, внутренней творческой лаборатории, базовых структур сознания человека в новых информационных условиях (появление новых жанров и форм творчества - ги-пертекстовость и гипермультимедийность интеллектуальных процессов и социокультурных коммуникаций, появление нового тренда в искусстве - гипермультимедиа арт, тенденции интерактивности во всех видах креатива, новая диалектика отношений в системе «автор - реципиент», выступающих все чаще как «автор - соавтор», формирование синтетического типа сознания, объединение научного и художественного типов познания в связи с возможностью виртуального моделирования исследуемых объектов).

Сегодня, по прошествии 10 лет, можно сделать вывод, что перечисленные тенденции были угаданы в целом верно, но для более четкого обозначения некоторых инноваций, легко наблюдаемых и констатируемых в наши дни, автору в то время, увы, не хватило смелости.

Итак! Каковы отличительные черты Homo informaticus в наши дни?

Прежде чем попытаться ответить на этот вопрос, необходимо обозначить приоритетные параметры, характеризующие современ-

ную информационную среду, выявить наиболее существенные изменения за последнее десятилетие. Масштаб, историческую значимость и инновационность происшедших изменений трудно переоценить.

Новые параметры социально-информационного пространства, в котором осуществляет свою жизнедеятельность Homo informaticus, непосредственным образом связаны с теми новыми свойствами информационного пространства (среды), которые формируются в ходе информатизации, являются одновременно условием и продуктом информационного общества. Эти новые параметры информационного пространства могут быть определены как новый информационный режим, иными словами, как способ функционирования того сложного и динамичного при-родно-социо-техногенного гомеостата, каковым является мировое сообщество эпохи информатизации.

Человек - единственный феномен, существующий и целенаправленно действующий во всех упомянутых средах, свой активностью изменяющий и преобразующий реальность. В этом аспекте феномен человека сопоставим лишь с феноменом информации, являющейся фундаментальной субстанцией, определяющей структурное многообразие мира, диалектику его изменений и также пронизывающей все уровни реальности. Философский смысл этой параллели далеко не познан. С точки зрения законов эволюции, в частности, процесса культурогенеза отношения в системе человек - информация не исчерпываются существующими теориями и научными подходами. Информационное оперирование человеком и социумом, с одной стороны, и оперирование информационной составляющей реальности - с другой, эти два процесса дополняют друг друга, закольцовывают информационно-креативный цикл эволюции.

Основой данного гомеостата, его материальным и социальным базисом выступает ГИКС - глобальная информационно-коммуникационная система. Феномен ГИКС - это

информационная инфраструктура современного глобального социума, представляющая собой совокупность взаимосвязанных информационных каналов, сред, технологий и информационных ресурсов, пронизывающих мировое социальное пространство. Формирование ГИКС кардинально изменило условия для культурного обмена и взаимодействия, образования, бизнеса, межличностного общения, все более успешно стирая пространственные, временные, социальные, языковые и иные барьеры, формируя единое информационное пространство.

Одним из следствий этого явились беспрецедентно оперативная, масштабная и многоаспектная циркуляция информационных потоков, высокая проницаемость ранее прочных информационных барьеров, что привело к информационной сенсибилизации мирового сообщества и возможности информационного управления сложнейшими социальными процессами.

Не менее значимыми свойствами нового информационного пространства, имеющими мощное антропогенное и социально-проектное влияние, являются демократичность информационной среды, персонализация средств информоперирования Благодаря данному вектору модернизации социально-информационного пространства современный человек обрел качественно новый уровень возможностей, социальных свобод, статус реального участника процесса социального проектирования. Новые возможности человека информационного общества многообразны.

Homo informaticus - активный субъект, формирующий социальные отношения. Если трактовать «социальное» в контексте информационной методологии, то общество правомерно понимать как совокупность физических субъектов (личностей), объединенных определенными коммуникативными отношениями, имеющими социально-информационную природу и образующими социально-информационное пространство.

В связи с процессами информатизации,

виртуализации реальности и формирования информационного подхода можно утверждать, что в информационном обществе с развитой информационной инфраструктурой, в условиях виртуализации всего универсума человеческой деятельности самореализация личности как системообразующего элемента гражданского общества протекает в специфичных условиях.

Новый информационный режим гарантирует иные масштабы социального креатива, свободу доступа к информации, демократичность и разнообразие возможностей самовыражения, вербализации и других форм выявления своего внутреннего мира, его объективации в виртуальной среде. Все эти преимущества информационного общества позволяют неизмеримо более широким кругам проявить гражданскую активность без исключительной пассионарности, участвовать в социальных проектах без обладания какими-то существенными ресурсами, демонстрировать лидерские качества без организационной институционализации. Все это успешно предоставляет виртуал: контент, информационные каналы и ресурсы, аудиторию, социальные сети и коммьюнити, быстродействие самоорганизации, наконец, выход социальных действий в реал.

В современном социально-информационном пространстве во много раз ускорился и интенсифицировался процесс формирования глобальных контентов. В его интеллектуальных узлах применяются все более эффективные технологии смысловой (интеллектуальной) переработки первичной событийной информации в мировоззренческие идеи, проекты, рекламно-маркетинговые слоганы, образцы действий и интегральные модели поведения, системы ценностей и т.п. ключевые императивы. Благодаря возможности для любого рядового гражданина обратиться к мировому контенту, участвовать в его анализе, оценке, освоении и комментировании возникает феномен «самозарождения» смыслов, возникает кумулятивный эффект приращения смыслов, обогащения контента, феномен

соучастия в этом процессе, сопричастности к нему самых широких социальных слоев. Таким образом, в наши дни доступ к информации - это фундамент социальности, основа гражданского общества. Это проявляется во владении мировым контентом, свободе знать, оценивать, голосовать, управлять, принимать решения. Иметь возможность ощущать самоуважение не от «иметь», а от «знать», судить, комментировать, свидетельствовать и т.п. Современный человек получил более широкие права и реальную возможность завладеть мировым вниманием, вмешаться в мировые сценарии, версии и т.п. Для этого нет необходимости быть институционализированным представителем гражданского общества.

Рядовой гражданин, субъект, обладающий неким значимым контентом, ставший свидетелем-очевидцем важных событий, обладателем эксклюзивной информации, автором того или иного проекта, созвучного зародившейся в обществе, но еще не проявившейся тенденции и т.п., как показывает современная практика, имеет реальную возможность стать гражданским лидером, инициировать определенные социальные движения.

Достаточно вбросить соответствующий информационный посыл в глобальную информационно-коммуникационную систему (ГИКС), чтобы заработала собственная телеология ГИКС, включился процесс социально-информационной диффузии, обеспечивающий самоорганизацию определенного множества субъектов гражданского общества.

Все мы являемся свидетелями воплощения в жизнь этих социально-информационных циклов, зачастую еще ограничивающихся игровыми функциями, остающихся в виртуальном пространстве, но все чаще и чаще обретающих социально значимые формы, выходящих своими следствиями в реальность, меняющих социальные связи, воздействующих на социальный дизайн. Даже самая элементарная экстраполяция этой тенденции в обозримое будущее не оставляет сомнения в реальности изменений. Информационная

свобода (при всех оговорках, недостатках и сопротивлении ее реализации) является основой нового типа гражданственности, ускоряет и интенсифицирует процесс социализации гражданственной личности, адекватной эпохе информационного общества, социально активного субъекта, преферирующего интеллектуально-информационные и эмоционально-информационные коммуникации как технологии социального взаимодействия.

Таким образом, правомерно утверждать, что рядовой член информационного общества обрел статус активного субъекта социальных отношений, стал носителем социального действия, социального креатива, дискретной единицей, но со всеми правами активного конструктора социальных проектов, участником процесса инновационной стратификации общества на основе социальных сетей и других интернет-коммьюнити Акторами нового социально-информационного режима все в большей степени становятся не мощные социальные структуры, институты, игроки мировой политики и т.п., а рядовые граждане, на первый взгляд, возможно, вполне пассивные или умеренные в традиционном социальном смысле, но информационно активные, благодаря социально-информационной синергетике заставляющие государство считаться с собой. Резюмируя сказанное, следует сделать вывод, что в информационном обществе реализация прав личности на активное формирование социальных условий, на гражданские действия формирует новый вид социальной инженерии, осуществляемой непосредственно с уровня субъективно-личностных волеизъявлений. Это знаменует собой новый способ конструирования как собственно гражданского общества, так и общества в целом

Таким образом, в информационном обществе на передние рубежи гражданских инициатив, опережая собственно экономические свободы, предпринимательскую деятельность, статус частной собственности и права собственника, выходят информационные свободы (права на информационные ак-

ции, владение информацией, производство информации и т.п.).

Эта смена приоритетов происходит благодаря дешевизне, более демократическому цензу на доступ к информационным ресурсам в сравнении с любыми другими, более разнообразными способами получения данных ресурсов, их воспроизводства, их принципиальной неиссякаемостью, широтой прав на владение ими и т.п.

Одна и та же информация, разделенная между миллионами и миллиардами владельцев, не только не утратит своего социального потенциала, не исчезнет, а напротив, даст си-нергетический эффект.

Естественные природные ресурсы расходуются, многие из них не воспроизводятся либо воспроизводятся с большими энергетическими затратами, неразменный рубль существует только в сказках, а феномен информации не подчиняется этим законам.

Homo informaticus - созидатель и участник инновационных форм социальной коммуникации. В основе этой тенденции новые возможности экстериоризации внутреннего мира, демонстрации «городу и миру» личностного контента без ограничений и почти без цензуры, неограниченность коммуникативных каналов в современном информационном пространстве, свобода доступа к ним. Все это ставит знак равенства между межличностными и массовыми коммуникациями, между формальными, официальными, профессиональными и личностными коммуникациями, между содержанием внутреннего мира индивидуума и совокупным фондом социальной информации, циркулирующей в ГИКС. «Блогосфера - это гражданское общество в информационном» - таков лозунг апологетов приватности без границ. Это весьма амбивалентная тенденция. Но открытость приватного информационного пространства, его экспансия в социальное информационное пространство, с одной стороны, равно как и все более активное вторжение в приватную сферу социальных влияний, социального контроля, угроз личной инфор-

мационной безопасности, с другой стороны, - все это суть обоюдный процесс. В нем можно видеть как объективную тенденцию, так и инициативу и энтузиазм участников этого социального эксперимента. Будущее покажет, какие коллизии возникнут на этом векторе социально-информационных противостояний.

Этому способствует вполне очевидная в наши дни, ярко выраженная неподконтрольность виртуала государству и его аппарату. В связи с этим понятно и стремление государственной машины обрести возможности контроля, управления социально-информационным пространством. Важно понимать и другое, что в условиях информационного общества, благодаря его технико-технологическим инновациям, шаткий паритет в оппозиции государство - гражданское общество нарушен, гражданское общество получило определенную фору, которой можно и должно воспользоваться как на уровне отдельного человека, так и социальных институтов и структур, а также и в глобальных масштабах. Данную ситуацию мы рассматриваем как анонс новой эпохи, постинформационного общества - общества социальной кибернетики, в котором ставшая уже классической оппозиция государства и гражданского общества утратит если не актуальность, то остроту.

По отношению к человеку эта тенденция проявляется как формирование новой иерархии в системе социальных, гражданских ценностей - приоритет коммуникационной, информационной активности личности как социально одобряемого поведения.

Разнообразие возможностей самореализации человека в современном социально-информационном пространстве не позволяет в рамках статьи раскрыть эту проблему с желаемой полнотой. Ограничимся лишь важнейшими явлениями.

Homo informaticus - созидатель и участник инновационных форм духовного творчества, артефактов нового типа. Каждый новый информационно-коммуникативный фор-

мат (ИКФ) изменяет человека. Человек мыслит, создает информационную продукцию по канонам постоянно изменяющейся информационной среды. При этом все эти приемы сохраняются в структуре человеческой личности, формируют ее.

Человечество осваивает и присваивает новые информационные технологии, методы, технические средства, трактуя их как модели, по которым начинает работать его интеллект (память, творчество, коммуникативная деятельность).

Среди новых тенденций, порожденных эпохой электронного сетевого ИКФ, явственно обозначился новый стиль интеллектуального творчества и художественно-эстетического освоения реальности. Если 10 лет назад можно было скорее предполагать появление новых форм и жанров информационных объектов, порожденных компьютерными информационными технологиями, новых направлений духовного творчества, то реальность наших дней превосходит все ожидания.

Среди инноваций нельзя не упомянуть изменение способа научного познания мира с помощью интеллекта нового - синтетического - типа, с помощью новейших компьютерных технологий. Современные технологии визуализации данных, трехмерного моделирования, геоинформатики (как пространственной интерпретации данных), анимации и т.п. интенсивно формируют новый тип интеллектуальных процессов - понимание сущностей, закономерностей непосредственно в актах чувственного восприятия информационных объектов.

Современная практика проектирования, аналитических исследований, прогнозирования, принятия управленческих решений, представления научных результатов, опирающаяся на различные способы презентации контента, нередко все еще трактуется как мода. В действительности данная практика знаменует смещение спектра эвристических процедур по первичной обработке данных, их систематизации, анализу, выявлению за-

кономерностей и т.п. от естественного к искусственному интеллекту, высвобождая тем самым естественный интеллект для эвристической деятельности высшего типа (стратегического, концептуального анализа, фундаментально-теоретического и методологического дискурса). Об этом давно говорили информатики, щедро обещая передачу рутинных операций машинным процедурам. Ныне мы констатируем следующую стадию процесса - трансляцию полномочий аналитического исследования закономерностей от естественного интеллекта к автоматическим процедурам.

Многообразные системы 3Д и 4Д моделирования объектов и процессов, системы динамического моделирования, имитации группового поведения, моделирования сценариев, технологии мультитач, добавленной реальности, геоинформатика, компьютерный контент-анализ и т.п. открывают новые горизонты для развития экспериментальных научных исследований, в том числе в сфере социально-гуманитарных наук, в сфере социального управления.

Поэтому современная стадия общественного развития формирует новый тип научного синтеза, для которого характерно размывание грани между гуманитарным и точным знанием, между техническим конструированием и социальным проектированием, между исследованием собственно природных, технических феноменов и закономерностей их воздействия на человека.

На этой основе можно ожидать качественного прогресса исследований в области наук гуманитарного и социального характера, прорыва открытий и изобретений в сфере точного знания. Современные ученые, социальные технологи, управленцы для решения все более широкого спектра научных и прикладных задач прибегают к методам виртуального моделирования исследуемых объектов как к способу анализа, доказательства и представления научных результатов.

По мере совершенствования, удешевления и массового распространения (привати-

зации) данных технологий, повышения степени их интерактивности можно предсказать модернизацию образования, самообразования, массового социального креатива, новой профессиональной и любительской науки, опирающейся не на классические логические выводы и построения, а на непосредственное виртуальные эксперименты, моделирование закономерностей. Классический дискурс будет преобразован в интеллектуализирован-ное видение феноменов и представление их в электронной виртуальной форме.

Кардинальные изменения произошли и еще предстоят в сфере художественного творчества. Давно подмечена закономерность: все известные в истории культуры ИКФ предоставляют широчайшие возможности эстетизации своих технологий, информо-перирования и форм коммуникации, а новые ИКФ, как правило, обеспечивают конвертацию ранее созданных артефактов в собственный формат, модернизируют все известные формы художественного творчества для обеспечения возможности креатива с помощью современных технологий информопери-рования, наконец, генерируют качественно новые виды и жанры искусства, созидаемые только в данном ИКФ. Эти закономерности в полной мере характерны для современного нам ИКФ - электронно-сетевого.

Homo informaticus - новая социально-психологическая популяция. Если социальная психология - это раздел психологии, занимающийся изучением закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных включением их в социальные группы, а также психологических характеристик самих групп, наряду с этим допустимо говорить о социально-психологическом статусе конкретного социума, своеобразии поведения людей, определяемом формами социальной стратификации.

Информационное общество, базирующееся на электронно-сетевом информационно-коммуникативном формате, обеспечивает принципиально новые возможности социальной самоорганизации, создает специфичес-

кие формы социально-психологических реакций, формирует новые социально-психологические типы.

В социально-информационном пространстве, обладающем новыми параметрами, общество приобрело свободу социальной интеграции единичных, но множественных субъектов в социальные группы и системы самого различного характера. При этом проявляется кумулятивный эффект информационных действий в условиях нового информационного режима автоматически, нередко и помимо сознательных целей участников и даже понимания ими механизма этого превращения, претворяющихся в социальное действие, в социальные тенденции, в социальные отношения, самоорганизацию и самоуправление.

Интегральный уровень социальных результатов, формируемый как результат си-нергетического объединения микросоциальных действий, мнений, реакций тысяч и миллионов субъектов - это новая форма реализации социально-управляющего эффекта непосредственно с микродискретного уровня гражданского общества. Это возможно только в новом информационном режиме как дальнейшая эволюция социальных сетей, чатов, контактов, форумов, блогов, интернет-коммьюнити и т.п .

С одной стороны - возрастающее по экспоненте социокультурное разнообразие, диверсификация общества, выражающиеся в растущем многообразии социальных типов, сообществ, способов жизнедействия, социального креатива, субкультур, широчайшем диапазоне возможностей для поиска индивидуальных форм самовыражения и т.п. С другой стороны, все чаще наблюдаются массовые стандартные реакции, модные увлечения, своего рода социальные крупномасштабные самозарождающиеся флэшмобы, ответственность за организацию которых не заявляет ни один штаб. Впрочем, строго говоря, в этом нет никакого противоречия. Индивидуализация и стандартизация социального modus operandi являются двумя типовыми сценари-

ями социального поведения. Информационное общество в данном случае укрупняет, интенсифицирует и ускоряет их проявления. Масштабы и динамика воспитывающей среды, темпы распространения новых тенденций, идей и образцов (скорость социальной диффузии) не единственные инновации современного социально-информационного пространства.

Благодаря свойствам виртуального пространства, обеспечивающим убедительную демонстрацию моделей, образцов поведения, мультимедийность и полисенсорность демонстрируемых образцов, многообразие форм и способов межличностного диалога и полилога, формируются определенные личностные ожидания и установки.

Во-первых, размываются психологический и деятельностный барьеры между социальными и информационными феноменами, уровнями реальности. Современный человек, погруженный в информационный контекст, все чаще и чаще не отделяет в своем восприятии и отношении реальность классическую от информационной, событие от событийной информации, социальное действие в классической реальности от его проекции в виртуа-ле.

Во-вторых, размываются барьеры между собственно деятельностью, личностным опытом и созерцаемой деятельностью, демонстрируемым опытом. Это весьма сложная, многофакторная тенденция. Ее проявления можно рассматривать в различных аспектах.

Прежде всего, взаимодействие человека и демонстрируемых в виртуальном пространстве тех или иных событий, явлений, акций и т.п. возможно интерпретировать как виртуальный эксперимент.

Виртуальный эксперимент - это демон-

страция действия, представленного в интернет-пространстве, его многократное повторение для привыкания к нему, снятия барьера непознаваемости, затем его проживание, мысленное эмоциональное воспроизведение. Этот феномен является аналогом обучающих виртуальных тренажеров, применяемых во многих сферах профессионального обучения. Современное социально-информационное пространство обеспечивает многоплановое обучение-тренинг, поэтому допустимо говорить о социальных виртуальных тренажерах.

Современный человек, благодаря формированию единого информационного пространства, погружен в информационный контекст глобального масштаба, границы его восприятия постоянно расширяются. Глобализация мировосприятия, кругозора и информационного поля современного человека предъявляют качественно новые требования к его информационной культуре, способности оперировать информацией в таких масштабах, а также противостоять манипулятив-ным технологиям, дезинформации, умениям верифицировать поступающие сообщения.

Традиционные приемы проверки достоверности информации в современных условиях не эффективны. Поэтому верификация сообщений в наши дни превратилась в острейшую личностную и социальную проблему (особо актуальную в российской практике).

Многоаспектная эволюция человека в информационном обществе - важнейший фактор эпохи трансформации, его фундаментальное значение предполагает необходимость системных исследований и научного прогнозирования, определения целевой государственной политики с учетом высокой динамичности информационного антропогенеза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.