Научная статья на тему '«Homo informaticus» - человек информационной эпохи: характерологические черты'

«Homo informaticus» - человек информационной эпохи: характерологические черты Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1986
254
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ГЛОБАЛЬНОЕ КОММУНИКАТИВНО-ИНФОРМАЦИОННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА / ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ИНФОРМАЦИОННАЯ ЦЕННОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННЫЙ ТРАНСФОРМЕР / ИНФОРМАЦИОННО-ЦИФРОВОЙ ФАНТОМ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОТЧУЖДЕНИЕ / ЦИФРОВОЕ НЕРАВЕНСТВО

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Курбатов Владимир Иванович, Папа Олеся Михайловна

Глобальное коммуникативно-информационное взаимодействие в виртуальной реальности привело тому, что спецификой деятельности человека стало информационно-коммуникативное взаимодействие, поиск, оценка, получение, передача, переработка, сохранение и преумножение информации, проявляющееся в общественной деятельности, в политике, в бизнесе, в науке, в культуре, в образовании и в различных социальных практиках. В исследовательской литературе человека такого типа принято называть «Homo informaticus», характеризуя его природу как амбивалентную: с одной стороны, он является продуктом информационного развития социума, а с другой стороны, он выступает творцом нового типа социально-инфор-мационных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Курбатов Владимир Иванович, Папа Олеся Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Homo informaticus» - человек информационной эпохи: характерологические черты»

УДК 303

Курбатов Владимир Иванович

доктор философских наук, профессор кафедры гуманитарных дисциплин Донского казачьего государственного института пищевых технологий и бизнеса (филиал) ФГБОУ ВО «Московский государственный университет технологий и управления имени КГ. Разумовского Ростов-на-Дону, Россия kyrbashy@list.ru

Папа Олеся Михайловна

кандидат философских наук,

доцент кафедры социальных технологий

Института философии и -

Южного Федерального университета - - ,

Olesyapapa@list.ru

Vladimir I. Kurbatov

Doctor of the philosophical sciences professor of humanities courses Don Cossack State Institute of Food Technology and Business (branch) FSBEI HE «Moscow State University of Technology and Busines in name of Razumovsky Rostov-on-Don, Russia kyrbashy@list.ru

Olesya M. Papa

candidate of philosophical sciences, docent of social technologies Institute of Philosophy and social and political sciences Southern Federal University Rostov-on-Don, Russia Olesyapapa@list.ru

«Homo informaticus» -

человек информационной эпохи: характерологические черты

Аннотация. Глобальное коммуникативно-информационное взаимодействие в виртуальной реальности привело тому, что спецификой деятельности человека стало информационно-коммуникативное взаимодействие, поиск, оценка, получение, передача, переработка, сохранение и преумножение информации, проявляющееся в общественной деятельности, в политике, в бизнесе, в науке, в культуре, в образовании и в различных социальных практиках. В исследовательской литературе человека такого типа принято называть «Homo informaticus», характеризуя его природу как амбивалентную: с одной стороны, он является продуктом информационного развития социума, а с другой стороны, он выступает творцом нового типа социально-информационных отношений.

Ключевые слова: информационное общество, глобальное коммуникативно-информационное взаимодействие, информационная среда, информационная культура, информационная ценность, информационный трансформер, информационно-цифровой фантом, информационное отчуждение, цифровое неравенство.

«Homo informaticus» -

the man of information age: significant traits

Annotation. The global communicative-information interaction in virtual reality is the reason, that main activity of the man is communicative-information interaction search of information. This is character of all public activity, in politics, in business, in sciences, in education, in culture and in different social practices. This man in the research literature is named as «Homo informaticus». He has ambivalent nature: he is product of information technology and he is creator of new type of social-information relationships

Keywords: The global communicative-information interaction virtual reality search of information information culture information value information transformer information-digital fantom information estnatrangement information divide.

Целью настоящей статьи является выявление характерологических черт человека, как актора глобального информационного взаимодействия. В первом приближении специфика «Homo informaticus» выражается дилеммой: человек информационный - это своеобразный па-

раметр теоретического конструкта, либо это выражение нового типа человека, по сути нового антро-.

спедующим образом: «Homo informaticus» - это разрабатываемая эвристическая модель, призванная объяснить специфику информационного бытия

человека и общества, либо «Homo informaticus» знаменует собой трансформацию в информационном обществе родовой сущности человека. И в первом, и во втором случае феномен «Homo informaticus» , -

ты, так и некоторые элементы трансформации родовой сущности человека вплоть до нарастания , -

ентаций и усиления угнетения посредством прогрессирующего цифрового неравенства. Рассмотрение указанных вопросов составляют основные

, -

ред данной статьей.

Изучение природы «Homo informaticus» представляется как теоретически и практически акту, -

онный реализует себя в разных сферах информационного общества посредством информационно-коммуникационного взаимодействия в глобальной информационной сети. Это имеет место в общественной деятельности, в политике, в бизнесе, в науке, в культуре, в образовании и в различных повседневных отношениях.

Вопрос о природе «Homo informaticus» широко

обсуждается в публицистической и общеобразо-, -

ных средствах массовой информации и живо дискутируется на различных форумах социаль-. , выше обозначенной дилеммой, выражает интерес для современных отечественных и зарубеж-,

авторов, как М.Г. Абрамов, 3. Бауман, Ж. Бод-рийяр, А.Д. Еляков, М. Кастельс, А.Н. Моргунов, А.Н. Сорочайкин, AT. Сощенко, В.В. Тарасенко, Ю.В. Шичанина [1]. Данная проблематика находила свое отражение и в работах одного из авторов данной статьи, которые связаны с исследованием сетевых сообществ как нового вида социальности [2], с анализом «Net - мышления» как характеристики виртуальной личности, собственно человека информационного [3] и с исследованием новых типов отношений, которые развиваются в информационном обществе [4].

Приступая к обсуждению характерологических черт человека информационного, сразу отметим, что «Homo informaticus» имеет амбивалентную природу: с одной стороны, он выступает результатом и продуктом информационного развития социума, информационных технологий и глобальной информационной сферы, а с другой стороны, он актор, агент, субъект и творец нового типа социально-информационных отношений - отношений глобального информационного обмена и взаимодействия. Спецификой человека данного типа являет- -

ствие, поиск, оценка, получение, передача, переработка, сохранение и преумножение информации.

Специфика человека информационного такова, что существенно трансформировался сам процесс его жизнедеятельности: информационный человек неотъемлемо связан с информационной средой; его социальным пространством является информационное пространство (кибер пространство); его реальностью является виртуаль-

;

аналогами объектов бытия, с симулякрами и

;

связана с информационными потоками. Он сам становится частью информационной среды, а все его виды жизнедеятельности представляют собой функционирование в информационной среде. При этом нужно добавить, это функционирование осуществляется по законам, прави-,

среды. Именно так и возникает то, что мы вслед за другими авторами называем человеком нового типа - «Homo informaticus».

Человек информационный становится продуктом

,

эпоху приобретает совершенно новые параметры, обусловленные глобальным, планетарным информационно-коммуникационным взаимодействием и характеризуется новой социальной - -

культурой [5].

Как показывают современные исследования, человек информационного социума, переживает ряд трансформаций, которые позволяют ему быть актором различных сетевых сообществ, живых журналов, блогов, форумов. Он становится актором

-

взаимодействия и обмена, для которого свойственны интерактивность, анонимность, гипертекстуальность и визуальный характер информационного взаимодействия. Как вид «Homo informaticus» информационный человек приобретает множество

ликов в разных сетевых сообществах, играет в , -

. , -мационный конструирует свою информационно-цифровую действительность и себя самого в этой информационной действительности [6].

Можно заключить, что «Homo informaticus» к своим сущностным родовым качества и признакам добавляет информационные качества и признаки. Он становится своеобразным информационным трансформером. Данная информационная трансформация человеческих способов существования, на наш взгляд, выражается в информационном конструировании самим себя актора глобального информационно-коммуникационного взаимодей-.

себя как «Homo informaticus» и порождение своей

,

его основным способом бытия информационного человека и основной формой его деятельности. Становясь информационным конструктом в сконструированной им информационной реальности, человек действует в информационной среде, которая формулирует свои условия пребывания в ней, свои нормы и правила поведения в ней, свои оперативные сетевые принципы и кодексы. ,

вид «Homo informaticus» связана с многими параметрами сущностного, функционального, тех,

.

получения информации о любой текущей ситуации. Меняется сам характер этой информации,

трансформируясь от восприятия внешнего мира, его познания и преобразования в простой процесс получения информации из информацион-

.

пространства, в котором пребывает человек:

пространство становится информационным, гло-, -

формацией и новыми формами информационного взаимодействия.

, -

ко деятельностные характеристики человека . -

ном пространстве изменяется весь внутренний . -

вой ценностной системы, в которой приоритетом является ценность информации и способы ее

получения и использования. Соответственно

,

установки, моральные и этические принципы. Деятельность по обмену информацией и ее переработке становится основной человеческой

.

деятельности человек осуществляет познание информационного мира и его преобразование. Внутренний мир человека информационного наполняется новыми связями и отношениями, которые возникают в процессе информационно-коммуникационного взаимодействия и обмена. Основной деятельностью человека как члена информационного общества становится информационная деятельность, которая заключается в поиске, предпочтении, оценке, получении и использовании нужной информации.

Нам представляется важным отдать отчет о том, что в становлении информационной сущности человека можно записать в позитив, а что может трактоваться как некие негативные факторы.

То, что расширяется спектр деятельности человека информационного, то, что он вынужден постоянно осваивать инновационные информаци-

,

знаний, что он подключен к практически бесконечному резервуару информации, без сомнения нужно отнести к позитиву. Положительно нужно оценить и то, внутренний мир человека информационного наполняется новыми связями, отношениями и ценностями, среди которых доминируют информационные ценности.

В высшей степени положительной оценки заслуживает и то, что «Homo-informaticus» - это не просто элемент глобального информационного обмена и информационного взаимодействия. Он не только носитель новой информационной культуры и информационных компетенций, он,

прежде всего, член этого нового, информацион-, -

информационных отношений.

Информационная эпоха развития человеческой цивилизации открывает перед человеком информационным большой спектр возможностей, альтернатив. Их выбор, оценка и предпочтение должны основываться на профессиональной компетентности, информационной культуре, социальной ответственности и личностной актив-

.

формирования нового типа личности - «Homo Informaticus».

Глобальный, планетарный, трансграничный и интернациональный характер информационного

пространства современного общества является , -

ной эпохи - это свободный человек, творческий

человек, индивидуальность, космополит по сво-. -

формационному максимально полно реализовать себя в изменяющемся мире.

Человек информационный проявляет и реализует себя в различных видах информационной

деятельности и информационного взаимодей-.

конструкт, человек реализуется как субъект, взаимодействующий с другими субъектами по приоритетным и ценностным основаниям. В этом отношении человек социализируется как участник -

адаптируется в информационной среде, приспосабливаясь к изменениям информационной среды. Это связано с освоением им новых инфор-, -

мационных ценностей и с накоплением опыта оценки и отбора необходимой информации.

С учетом того, что в информационной среде осуществляются такие важные социальные процессы, как социализация и социально-информационная адаптация, можно заключить, что информационная сущность человека является составляющей его . -века как выражение конкретно-исторической совокупности общественных отношений задается человеку как система традиций, морали, социальных устоев и усваивается им процессах социализации и социальной адаптации и становится его внутренним личностным миром.

Информационная сущность как современный элемент социальной сущности по сути навязывается человеку извне, со стороны объективированных информационных технологий. Это озна-

,

свою субъективность и становится информационно-цифровым фантомом, сущность которого есть элемент информационной среды, продукт

информационных технологий и результат гло-

-

.

Подобное информационное становление сущно-, -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

сти, создают условия для отчуждения человека. Это связано с тем, что сам человек посредством своей информационной деятельности порождает

такие условия и факторы, которые начинают

,

человека и приобретать характер все большего господства над ним. В информационном обществе такой силой становится информационная

среда и ее различные информационные и теле,

развитии все больше понуждают человека в своей адаптации к новым информационным услови-

ям бытия трансформироваться в человека вида «Homo informaticus» [7].

Одной из основных причин отчуждения человека

, ,

напротив, он детерминирован окружающей информационной средой. Он, человек информационный, часть этой информационной среды, он ее элемент и такой элемент, который функционирует по законам этой информационной среды. В этой своей роли он проявляет себя уже не социальная сущность, а информационная сущность, как некое киберсущество, цифровой фантом. Соответственно этому и общество, частью которого он является, и сетевое сообщество, актором которого он состоит, это уже не совокупность действующих (шци-альных по своей сущности) индивидов, а а множество информационных акторов, цифровых фантомов, информационных сетей и цифровых функци-.

, -

ко личные и индивидуальные человеческие качества. Этот процесс затрагивает и все сложившиеся социальные связи и отношения. Они заменяются новыми информационно-цифровыми связями и отношениями. Значит, возникает не только новый человек информационной эпохи -«Homo informaticus», человек, который в процессе информационного отчуждения трансформировал свою социальную сущность, изменил все свои социальные статусы и имиджи, возникает и новый социум - информационный социум.

Он основывается на новом типе связей и отно-- -

. , информационный социум, «населенный» инди-

«Homo informaticus»,

,

, -

зей и отношений, свои информационные статусы . -

мается как опредмечивание своей сущности в

информационной среде в формах не присущих , -

ционная среда становится доминантной силой, которая подчиняют себе человека, навязывает ему свои правила и свои ценности.

Многие явления информационного мира имеют как бы две стороны медали. То, что человек информационный подключен через глобальную информационную сеть к бесконечным и постоянно пополняемым ресурсам информации, является с одной стороны, безусловно, положительным ;

информации не соизмеримы с человеческими возможностями их освоения. Это тоже способствует отчуждению человека, поскольку постоянно умножающаяся цифровая Вселенная, многомерный информационный мир является индикатором ускорения динамики социальной эволюции и усложнения социальных процессов. Индивиду становится трудно ориентироваться в этом множественном, многомерном и непредсказуе-. , опыта индивида становится недостаточно для

того, чтобы выбрать ту или иную модель соци-.

,

том, насколько совместимы постоянно умножающиеся информационные ценности сложившимся социокультурным ценностям общества, гуманистическим ценностям человека и его общественно-исторической сущности. Этот вопрос включает в себя также и проблему такого рода: служит ли прогресс в области развития инновационных информационных технологий перечисленным выше гуманитарным и гуманистическим ценностям общества и человека, либо современное общество и человек вынуждены непрерывно подстраиваться под информационно,

непрерывно изменяющимся параметрам инфор-

, ,

планетарной сферой все больше и больше подчиняет себе все остальные социальные сферы и сферу бытия человека.

Немаловажной является и проблема не только

избыточности постоянно умножающейся инфор-

,

неточной, непроверенной, сенсационной, ажиотажной, недостоверной, манипулятивной и про. -ловек информационный вынужден вырабатывать новый опыт, создавать новые социальные практики и изобретать новые ценности и фильтры сознания и интеллекта, чтобы отсеивать бесполезное, ненужное, навязанное информационной средой и даже вредное.

Другим источником отчуждения человека информационного является то, что называется цифровым и информационным неравенством. Цифровое неравенство - это расслоение общества по степени доступности в пользовании ин-

.

следствием экономического неравенства, технологического отставания отдельных групп населения и даже стран, следствием неразвитости

информационной и телекоммуникационной ин-

,

или иных форм международного информацион-

,

технологий. По сути цифровое неравенство, а именно, наличие людей, которые не имеют возможности или потребности использовать ин-, -

ние этакого «второго эшелона» информационно,

несправедливости. Цифровое неравенство выражает и разрыв между богатыми и бедными, и между столицами и периферией, и между мегаполисами и поселками, и между продвинутыми пользователями и отстающими группами населения [8].

Обсуждение характерологических черт человека информационной эпохи - «Homo informaticus» показывает, что данный феномен является сложным,

противоречивым и выражает новые ипостаси че-

,

, -

альных отношений в новых условиях, проблема субъективной личностной целостности, проблема

сохранения человеческой индивидуальности и

« », -

нения традиционных социальных связей и отношений, проблема иерархии информационных и соци-, -

Литература:

1. Абрамов М.Г. Человек и компьютер: от Homo Faber к Homo Informaticus // Человек. 2000. № 4. С. 127-134.; Бауман 3. Индивидуализированное общество. М. : Логос, 2002. 390 е.; Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляция. Пер. О.А.Печенкина.

, 2004. 204 .; . . Homo Informaticus

// -

софия и общество, 2012. Вып. № 3 (67). С. 4554.; Иванов Д. В. Общество как виртуальная ре// : . . : ООО «Издательство ACT», 2004. С. 355-427.;

. . Homo Informaticus -

// -ственного университета. 2013. № 1 (102). С. 157163.; Сорочайкин А.Н. Homo Economicus: антропологические предпосылки и эпистемологические допущения экономических теорий. Самара: Офорт. 2009. 352 е.; Сощенко ИТ. Образ человека в социокультурном пространстве информационного общества. Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. к.филос. н.: Ставрополь, 2007. 25 е.; Тарасен-ко В. В. Антропология Интернет: самоорганиза-« » // науки и современность. 2000. № 5. С. 111-120.; Шичагина Ю.В. Основные тенденции информа-// -ских наук. Отв. Ред. П.С. Гуревич. М. : ИФАН, 2010. Вып. 3. С. 114-130.; Castells M. The Information Age. Economy, Society and Culture. Vol. I. The Rise of the Network Society. Oxford : Blackwell Publishers, 1996. 556 p.

2. . . -нета: виртуальные фантомы, новые типы соци-

// -

тарные, социально-экономические и общественные науки. 2012, № 5, С. 13-19.; Курбатов В.И. Сетевые сообщества Интернета как социальные // . -образовательный журнал. 2012, № 4. С. 94-103.

3. . . Net - : -тип и Интернет-фобии / В.И. Курбатов, Л.LU. Крупе-никова // Инженерный Вестник. 2014, № 4. С. 6774.

4. . .

информационном обществе / В.И. Курбатов, . . // , -экономические и общественные науки. 2013, № 7/1. С. 21-26.

5. . . -ности как основа формирования информационного

// -процессы. 2015. № 2. Том 10. С. 98-104.; Муромцев В.В., Муромцева A.B. Формирование информационной культуры в условиях доминирующей

// III

. . Вызовы XXI века. М. : Изд-во РГГУ, 2013. С. 132-141.

,

социальной реальности и виртуальной реальности и многие другие.

Literature:

1. Abramov M.G. Man and the computer: from Homo Faber to Homo Informaticus // Man. 2000. № 4. P. 127-134.; Bauman Z. Individualized society. M. : Logos, 2002. 390 p.; Baudrillard J. Simulacra and simulation. Per. O.A. Pechenkina. Tula, 2004. 204 p.; elakov A.D. Homo Informaticus and the modern information environment // Philosophy and society, 2012. Vol. № 3 (67). P. 45-54.; Ivanov D.V. the Society as a virtual reality // the Information society: Sat. M. : OOO «Publishing ACT», 2004. S. 355-427.; Morgunov A.N. Homo Informaticus as a heuristic model // Vestnik of Samara state University. 2013. № 1 (102). S. 157-163.; Sorochkin A.N. Homo Ecopole: anthropological presuppositions and epistemological assumptions of economic theories. Samara: Ofort. 2009. 352 p., Sosenko I.G. the Image of the person in sociocul-tural space of an information society. Abstract. Diss. on competition of a scientific degree. academic article candidate of philosophical Sciences. n: Stavropol, 2007. 25 S.; Tarasenko, V.V. Anthropology of the Internet: self-organization «of a person clicking frenzy» // Public Sciences and modernity. 2000. № 5. S. 111-120.; Chicherina Y.V. the Main trends in information anthropology // the Spectrum of anthropological Sciences. Resp. Ed. P.S. Gurevich. M. : I FAN, 2010. Vol. 3. S. 114-130.; Castells M. The Information Age. Economy, Society and Culture. Volume I. The Rise of the Network Society. Oxford : Blackwell Publishers, 1996. 556 p.

2. Kurbatov V.I. Network community of the Internet: virtual phantoms, new types of sociality or social constructs // Humanitarian, socio-economic and social Sciences. 2012, № 5, Pp. 13-19.; Kurbatov V.I. Community Network the Internet as social constructs // Humanities of the South of Russia. Scientific-educational journal. 2012, № 4. S. 94-103.

3. Kurbatov V.I. Net - thinking, network and Internet psycho-phobia / V.I. Kurbatov, L.S. Krupenniko-va // Engineering journal. 2014, № 4. P. 67-74.

4. Kurbatov V.I. Social partnership in the information society / Kurbatov VI., Krupennikova L.S. // Humanitarian, socio-economic and social Sciences. 2013, № 7/1. P. 21-26.

5. Zadonskaya A.I. Information culture of personality as a basis for the development of the information society // Social-economic phenomena and processes. 2015. № 2. Volume 10. P. 98-104.; Muromtsev V.V., Muromtsev A.V. Formation of informational culture in the context of the dominant role of virtual communication // Proceedings of the XIII Chanowski readings. A social state. Challenges of the XXI century. M. : Izd-vo RGGU, 2013. P. 132-141.

6. Кастельс M. Галактика Интернет: Размышления об Интернете, бизнесе и обществе / Пер. с англ. А. Матвеева под ред. В. Харитонова. Екатеринбург: 2004. 328 е.; Поправко В.Н. Закрытое

-

//

государственного университета. 2010. № 336. С. 52-54.; Саенко ПЛ., Егоров М.В. Интернет-пространство как фактор формирования сетево-// -образовательная мысль. 2015. № 1. Том 7. С. 159-162.; Newman M.E.J. The structure and function of complex networks. SIAM Reviews, 2003. 45(2), 167-256.; Rheingold H. The Virtual Community - Perennial, 2000. 346 p.; Wellman B., Hogan B., Berg K., Boase J., Carrasco J.A., Cote R. The networked neighborhood. London: Springer. 2006. P. 161-216.

7. Гэноцкая H.B. Отчуждение: сущность, истоки,

// -

циальная теория: сб. науч. трудов / под ред. ГГ. Кириленко. М. : Полиграф-Информ, 2004. Вып. 2. С. 33-53.; Тимченко Л.Л. Отчуждение в современном обществе. Автореф. дисс. на со-иск. уч. ст. к.филос. н.: Барнаул, 2010. 25 е.; Шайхитдинова С. К. Информационное общество и «ситуация человека». Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. д. филос. н.: Казань, 2004. 25 с.

8. Гольев А.В. Цифровое неравенство: геополитический аспект // Вестник Московского государственного лингвистического университета. 2012. № 25 (658). С. 39-47; Гриняев С.Н. Цифровое // -зрение. 2004. № 3 (363). С. 47-54.; Chen W., Wellman B. The Global Digital Divide Within and Between Countries. [Электронный ресурс]. URL: http://www.ITandSociety.org (дата обращения: 24.04.2015).

6. Castells M. the Internet Galaxy: Reflections on Internet, business and society / TRANS. from English. Matveev edited by V. Kharitonov. Ekaterinburg: 2004. 328 p.; Amendment V.N. A closed online community as a form of communication in virtual space // Herald of Tomsk state University. 2010. № 336. P. 52-54.; Saenko L.A., Egorov M.V. Internet as a factor in the formation of a network community // Historical and socio-educational thought. 2015. № 1. Tom 7. Pp. 159-162.; Newman M.E.J. The structure and function of complex networks. SIAM Reviews, 2003. 45(2), P. 167-256.; Rheingold H. The Virtual Community - Perennial, 2000. 346 p.; Wellman B., Hogan B., Berg K., Boase J., Carrasco J.A., Cote R. The networked neighborhood. London : Springer. 2006. P. 161-216.

7. Honosca N.V. Alienation: the nature, origins, modern modifications // Philosophy and social theory: collection of scientific works. works / under the editorship of G.G. Kirilenko. Moscow: Poligraf-Inform, 2004. Vol. 2. S. 33-53.; Timchenko L.L. Alienation in modern society. Abstract. Diss. on competition of a scientific degree. academic article candidate of philosophical Sciences. n: Barnaul, 2010. 25 p.; S.K. Shaihutdinova Information society and «the situation of man». Abstract. Diss. on competition of a scientific degree. art education doctor of philosophy. PhD: Kazan, 2004. 25 .

8. Golev A.V. Digital divide: geopolitical aspects // Vestnik of Moscow state linguistic University. 2012. № 25 (658). P. 39-47; Grinaev S.N. The digital divide of the nation // Independent military review. 2004. № 3 (363). P. 47-54.; Chen W., Wellman B. The Global Digital Divide Within and Between Countries. [Electronic resource]. URL: http://www. ITand-Society.org (reference date: 24.04.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.