УДК 158.1 ББК 88.40
Сибилева Людмила Владимировна
кандидат педагогических наук, доцент
кафедра педагогики и психологии детства Челябинский государственный педагогический университет
г. Челябинск Артеменко Борис Александрович кандидат биологических наук, преподаватель кафедра педагогики и психологии детства Челябинский государственный педагогический университет
г. Челябинск Sibileva Lyudmila Vladimirovna Candidate of Pedagogics,
Assistant Professor Chair of Childhood Pedagogy and Psychology Chelyabinsk State Pedagogical University,
Chelyabinsk Artemenko Boris Alexandrovich Candidate of Biology,
Lecturer
Chair of Childhood Pedagogy and Psychology Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk e-mail. [email protected] Профессиональное самоопределение студентов педвуза как показатель удовлетворенности выбранной профессией Higher Pedagogical School Students’ Professional Self-Determination As Satisfaction Index for the Occupation Chosen
В статье рассматриваются вопросы мотивов выбора профессии «учитель». Определяются значимые и незначимые факторы, характеризующие привлекательность данной профессии.
The questions of the reasons for choosing a profession of a teacher are considered in the article. The significant and insignificant factors are determined describing the necessity of the given profession.
Ключевые слова: профессиональная ориентация, профессиональная привлекательность, профессиональное самоопределение, профессия, самореализация, студент, педагогический университет.
Key words: professional orientation, professional necessity, professional selfdetermination, profession, self-realization, student, pedagogical university.
Профессиональную сферу справедливо отмечают как ведущую область самореализации личности. В силу возросшего интереса к самореализации в профессии появилось более четкое представление о самореализации как показателе жизнедеятельности в профессиональной сфере. В ней отражается продуктивность, полезность деятельности и одновременно удовлетворенность личности (Э.В. Галажинский, Л.А. Коростылева, Е.Ю. Никитина, А.Н. Никонова, А.П. Чернявская, Э. Фромм и др.). Самореализация - сложный показатель, с помощью которого неоднократно предпринимались попытки охарактеризовать личность в профессиональной сфере, важная характеристика ее развития, ценности жизненного пути, отражение индивидуально-психологических черт, мировоззрения. Профессиональная самореализация личности предполагает следующую структуру: профессиональное самоопределение (выбор деятельности, направления), становление в профессии, профессиональное развитие [1]. Поскольку профессиональная сфера одна из основных сфер жизнедеятельности личности, то прежде чем эта деятельность состоится, человек должен пройти сложный путь выбора. Изучая самоопределение личности уже на первом этапе, необходимо понимать к чему должен привести человека его выбор. Термин «профессиональное самоопределение» может употребляться в нескольких значениях. Чтобы этого избежать, будем иметь в виду только потенциального профессионала, субъекта будущей деятельности и своего жизненного пути в определенной профессии. Анализируя это словосочетание, Е.А. Климов предлагает понимать его в самом общем виде как деятельность, обретающую то, или иное содержание в зависимости от этапа развития человека как субъекта труда. «Содержание деятельности, считает автор, - это, прежде всего, построение образа желаемого будущего, результата (цели) в сознании субъекта, особенности саморегуляции, владения орудийным оснащением (средствами), особенностями осознания себя, своих личных качеств и своего места в системе деловых межличностных отношений», в профессии [2, с.27]. П.Г. Щедровицкий отмечает, что «смысл самоопределения - в способности человека строить само-
го себя, свою индивидуальную историю, в умении постоянно переосмысливать собственную сущность» [цит. по 6, с. 330]. Применительно к профессиональному самоопределению выделяется процесс ориентации и поиска профессии, которая давала бы удовлетворение и смысл жизни. В этом процессе профессиональное самоопределение, по Е.А. Климову, имеет два уровня: гностический (перестройка сознания и самосознания) и практический (реальные изменения социального статуса). Климов предлагает рассматривать профессиональное самоопределение отдельного индивида, учитывая позиции родителей, педагогов, врачей, а также социологические, экономические, правовые аспекты [2]. Процесс выбора профессии сложный и длительный, насыщенный определенными взаимоотношениями со взрослыми и сверстниками. Учитывая это, взрослые должны дозировать информацию, постепенно расширяя представления о жизни общества, понимая, что профессиональное самоопределение не следует рассматривать как застывший результат процесса развития.
Российское общество на данном историческом этапе, на наш взгляд, не вполне готово к полноценной организации профориентационной работы с молодежью. Тем не менее, в стране имеются положительные примеры по организации консультационной деятельности специалистов по вопросам профессиональной ориентации, в которых отражаются отдельные аспекты этой многоплановой работы (Трехгорный, Златоуст, Копейск Челябинской обл., Урай Тюменской обл. и др.).
Проблема профессионального самоопределения в психологопедагогической литературе тесно связана с проблемой активности молодого человека в условиях выбора профессии, так как «выбор профессии - это процесс принятия молодым человеком решения относительно получения социально значимого результата: вступления во взрослую жизнь в качестве работника, участника общественного труда» [8, с.51]. Процесс самоопределения может совпадать с выбором при наличии интереса, склонностей и способностей, но может и не совпадать. Случайный выбор самоопределения человека осуществ-
ляется в силу определенных объективных и субъективных причин (следуя общественной моде, из понимания престижности, материальной ценности, в силу семейных традиций). Поиск профессии, соответствующей склонностям, способностям, чертам характера, динамичен и включает своеобразные действия человека по самопознанию, самооцениванию и анализу возможностей. Это предполагает соотнесение собственных особенностей с требованиями по саморазвитию и самовоспитанию в процессе профессиональной подготовки, что говорит о сложности проблемы самореализации в профессии, и, в частности, об особенностях ее первого этапа - самоопределения. Обозначим некоторые особенности первого этапа профессионального самоопределения студентов первого курса педвуза, опираясь на результаты изучения позитивных и негативных факторов привлекательности профессии. Для этого рассчитывается коэффициент значимости (КЗ). В исследовании принимало участие 187 респондентов по восьми специальностям. По различным выборкам определялись наиболее значимые (позитивные и негативные) факторы. Каждый фактор имеет коэффициент значимости, необходимый для нашего анализа. Структура значимых факторов, определяющих отношение студентов к профессии педагога, достаточно схожа по разным специальностям. Установлено, что фактор зарплаты входит в число значимых во всех выборках, но рассматривается при этом как негативный (низкая зарплата) и представлен коэффициентами значимости с минусом во всех выборках (от -0,16 до -0,71). Более всего он выражен у студентов факультета информатики, учителей начальных классов, факультета физической культуры и истории, не зависимо от половых различий. Достаточно устойчивые значения имеет фактор требования творческого подхода к профессии во всех выборках (КЗ от 0,6 до 0,83). Определяясь одной из целевых установок, этот фактор способствует профессиональной стабильности и удовлетворенности профессиональным выбором. Он занимает разные ранговые места значимости в группах: «Природопользование» (К3=0,83), «Биология» (КЗ=0,8), «Информатика» (КЗ=0,71). Данные свидетельствуют о четкой выраженности ориентации на
творческий подход к будущей профессиональной деятельности, независимо от специализации. Педагогическая деятельность включает в себя элемент творчества как обязательный (на этапах формирования интереса к предмету, использование форм организации и методов ведения, информационных технологий). Насколько этот фактор будет представлен в профессиональной деятельности, зависит от каждой конкретной личности (потребностей, способностей к творчеству, личностных качеств - как необходимых компонентов). Значимым фактором для нескольких специальностей является «работа с людьми». Самый высокий коэффициент - 0,84 у студентов по специальности «Педагогика и методика начального образования», 0,83 - «Природопользование», 0,8 - «Технология и предпринимательство», 0,7 - «Физическая культура», 0,69 - «История». В других профессиях этот коэффициент имеет средние значения. Предполагается, что интерес к работе в системе отношений «человек-человек» проявляется осознанно. Фактор «возможность самосовершенствования» имеет значение в следующих группах: «Педагогика и методика начального образования»
(КЗ=0,92), «Природопользование» (КЗ=0,66), «Физическая культура» (КЗ=0,73), «Информационные технологии в образовании» (КЗ=0,86). Возможность самосовершенствоваться связана с надеждой самореализоваться в профессии. В пяти группах имеет значение фактор соответствия характеру. Расположим коэффициенты значимости по ранговому месту в группах: «История» (0,92); «Биология» и «Физическая культура» (КЗ=0,66); «Информационные технологии в образовании» (КЗ=0,57). В этом случае предполагается, что студенты знают особенности своего характера, обладают достаточным уровнем рефлексии. Фактор соответствия способностям представлен в трех группах: «Технология и предпринимательство» (КЗ=1); «История» (КЗ=0,92); «Информационные технологии в образовании» (КЗ=0,71). Коэффициенты значимости достаточно высокие. Можно предположить, что в этих группах студенты обладают определенными представлениями о своих способностях и надеются на самореализацию именно в выбранных специализациях вуза.
Негативно значимым оказался фактор «работа вызывает переутомление»: минусовые и низкие положительные значения подтверждают знание студентов об интенсивности педагогической деятельности, психологическом напряжении и большой занятости. Во всех группах отличительной особенностью является признание педагогической профессии как профессии с большим рабочим днем. Последние два фактора взаимосвязаны и взаимообусловлены. Коэффициенты значимости в характеристике данного фактора в семи группах от 0 до -0,15, чуть выше этот КЗ в группе студентов «Педагогика и методика начального образования». С одной стороны студенты имеют представление о почасовой нагрузке учителя начальных классов, но не осознают объем подготовки к урокам, контроля и анализа знаний учеников. Особенно низкая удовлетворенность педагогической деятельностью прослеживается в группе «Природопользование». При ранжировании в ней как положительные факторы выделяются: «работа с людьми» (КЗ=0,83), «требование творческого подхода» (КЗ=0,83), «возможность самосовершенствоваться» (КЗ=0,66). Среди отрицательных факторов выявлены следующие: «работа вызывает переутомление», «небольшая заработная плата», «большой рабочий день», «излишне частый контакт с людьми», «невозможность достичь социального признания и уважения». Это объяснимо при учете личностных особенностей и интересов: студенты осознанно предпочитают работать не в системе образования, а в экологической службе, поскольку имеет значение еще один фактор - невозможность занять ведущие статусные позиции в учебном заведении, удовлетворить свои амбиции. Поступающие на факультет физической культуры и спорта имеют представление о низкой заработной плате учителя и тренера (КЗ=-0,46), о излишне частых контактах с людьми (КЗ=-0,2), о большом рабочем дне (КЗ=0), о том, что работа вызывает переутомление (КЗ=0), о недостаточности оценки труда педагога (КЗ=0). Тем не менее, на факультет физической культуры и спорта в годы олимпиад высокий конкурс. Это вызвано желанием поддержать отечественный спорт, жаждой физического совершенствования у молодежи, готовящейся к
службе в вооруженных силах, возможностью получения вознаграждения. У некоторой части респондентов отразилась мотивация получения высшего образования, познавательный интерес к изучаемым дисциплинам.
Выявление профессиональных интересов и склонностей является важным и необходимым прогностическим фактором удовлетворенности профессией в будущем. Причинами неадекватного выбора могут быть как внешние (социальные), связанные с невозможностью осуществления желаний (экономическое положение, безработица, недостаточная подготовка), так и внутренние (не понимание профессиональных склонностей, индивидуально-типологических свойств личности, неадекватные представления о профессии, слабая информированность о деятельности). Результаты исследования говорят о том, что анализ привлекательности профессии, проведенный уже на первом этапе самоопределения личности, позволяет повлиять на адекватный выбор в начальной стадии и удовлетворенность профессией в последующие периоды самоопределения.
Поскольку проблема профессионального самоопределения, устойчивого положительного отношения к профессии и самореализации в ней является актуальной и широко обсуждаемой в современной педагогике и психологии, внимание к ней вполне закономерно, а концепция человека целостного, развивающегося в деятельности и оказывающего воздействие на саму деятельность, составляет суть современного этапа развития психологии личности. Однако значение и понимание проблемы самоопределения и самореализации в профессии как неотъемлемого свойства личности не ограничивается узкими рамками, но позволяет представить в новом свете широкий круг психологических проблем, что частично и нашло отражение в нашем исследовании. В результатах, полученных нами во всех выборках, прослеживается желание самореализации и самосовершенствования в профессии через творчество, приобретение социальной значимости и уважения. Частота проявления отталкивающих факторов, возникающих проблем (ненормированный рабочий день, психологическое напряжение, частое и длительное общение с людьми) указывают на то, что профессия
учителя в наше время теряет личностную значимость, привлекательность для молодого поколения, не позволяет удовлетворить насущные потребности в деятельности, в своих амбициях, в материальных запросах.
Данный этап исследования не вполне раскрывает уровень осознанности профессионального выбора студентами, не выявляет четко очерченной направленности и устойчивой внутренней мотивации выбора профессии, самоопределения в ней, подчас не показывает причин разочарований при изначальной привлекательности к деятельности учителя. Рассмотрение проблемы самоопределения в профессиональной жизнедеятельности дает основания для дальнейшего ее изучения. Делая акцент на выбор, как на возможность самореализации, в ее структуре можно выделить не только продуктивность (получение результата), успешность, в которой может отразиться направленность личности, социальноролевой статус и потребности человека, но и психологическое и эмоциональное удовлетворение.
Библиографический список
1. Галажинский, Э.В. Методологические проблемы историкопсихологического исследования феномена самореализации личности [Текст] / Э.В. Галажинский // Психологические проблемы самореализации личности. -Вып. 5. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2001. - С. 42-50.
2. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / Е.А. Климов. - М.: Академия, 2004. - 304 с.
3. Коростылева, Л.А. Особенности самореализации личности на разных этапах жизненного пути [Текст] / Л.А. Коростылева, А.Н. Никонова // Психологические проблемы самореализации личности. - Вып. 5. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2001. - С. 24-41.
4. Никитина, Е.Ю. Информационно-образовательное пространство вуза как фактор подготовки компетентного выпускника [Текст] / Е.Ю. Никитина, С.А. Курносова // Вестн. ЧГПУ. - 2012. - №4. - С. 148-163.
5. Никифоров, Г.С. Здоровье как системное понятие [Текст] / Г.С. Никифоров // Психология здоровья. - СПб.: СПбГУ, 2000. - 256 с.
6. Пряжников, Н.С. Психология труда и человеческого достоинства [Текст] / Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова. - М.: Академия, 2005. - 480 с.
7. Реан, А.А. Социальная педагогическая психология [Текст] / А.А. Реан, Я.Л. Коломинский. - СПб.: Питер, 1999. - 416 с.
8. Самоукина, Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности [Текст] / Н.В. Самоукина. - М.: ЭКМОС, 2000. - 384 с.
Bibliography
1. Galazhinsky, E.V. Methodological Problems of Historical and Psychological Research of Personality’s Self-Realization Phenomenon [Text] / E.V. Galazhinsky // Psychological Problems of Personality’s Self-Realization. - V. 5. -SPb.: St. Petersburg State University Publishing House, 2001. - P. 42-50.
2. Klimov, E.A. Psychology of Professional Self-Determination: Study Guide for Higher Pedagogical School Students [Text] / E.A. Klimov. - M: Academy, 2004. - 304 p.
3. Korostyleva, L.A. Features of Self-Realization of a Person at Different Stages of Life [Text] / L.A. Korostyleva, A.N. Nikonova // Psychological Problems of Personality’s Self-Realization. - V. 5. - SPb.: St. Petersburg State University Publishing House, 2001. - P. 24-41.
4. Nikiforov, G.S. Health As a System Concept [Text] / G.S. Nikiforov // Health Psychology. - SPb.: St. Petersburg State University, 2000. - 256 p.
5. Nikitina, E.Yu. Informational and Educational Higher School Space As a Factor of a Competent Graduate’s Training [Text] / E.Yu. Nikitina, S.A. Kurnosova // Herald of ChSPU. - 2012. - №4. - P. 148-163.
6. Pryazhnikov, N.S. Psychology of Work and Human Dignity [Text] / N.S. Pryazhnikov, E.Yu. Pryazhnikova. - M: Academy, 2005. - 480 p.
7. Rean, A.A. Social Pedagogical Psychology [Text] / A.A. Rean, Ya.L. Kolominsky. - SPb.: St. Petersburg, 1999. - 416 p.
8. Samoukina, N.V. Psychology and Pedagogics of Professional Activity [Text] / N.V. Samoukina. - M.: EKSMO, 2000. - 384 p.