УДК 159.9
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ
© 2013 г. В.В. Решетников
Решетников Владимир Владимирович -ассистент,
кафедра психологии образования, Поволжская государственная социально-гуманитарная академия, ул. М. Горького, 65/67, г. Самара, 443099. E-mail: [email protected].
Reshetnikov Vladimir Vladimirovich -Assistant,
Department of Educational Psychology, Samara State
Academy of Social Sciences and Humanities, M. Gorkogo St., 65/67, Samara, 443099. E-mail: [email protected].
Рассматриваются основные вопросы, касающиеся выявления психолого-педагогических факторов профессионального самоопределения студентов. Изучены основные направления по этому вопросу в современной отечественной научной литературе. На основе теоретического анализа выделены наиболее значимые психолого-педагогические факторы: общие знания студента о профессии, собственном профессиональном будущем, сформированность учебно-профессиональной мотивации, уровень учебно-профессиональной активности и др.
Ключевые слова: профессиональное самоопределение, факторы, влияющие на процесс профессионального самоопределения, студенты, мотивация, учебно-профессиональная активность, социальная принадлежность, профессиональные знания.
The article deals with the main issues relating to the problems of definition of psychological-pedagogical factors of professional self-determination of students. The basic directions in the definition ofpsychological-pedagogical factors ofprofessional self-determination of students in the modern scientific literature are studied. On the basis of the theoretical analysis the most significant psychological-pedagogical factors ofprofessional self-determination of students at the stage ofprofessionaliza-tion in the course of higher professional education in University are revealed.
Keywords: professional self-determination of the factors of professional self-determination, students, motivation, educational and professional activity, social affiliations, professional knowledge.
Проблема профессионального самоопределения студентов на этапе профессионализации в процессе обучения в вузе не является новой для педагогической психологии и активно разрабатывается со второй половины XX в. Однако в современных условиях модернизации системы образования Российской Федерации, в содержании которого выступает внедрение компетентно-стного подхода к образовательному процессу и его результатам, указанная проблема предстает перед исследователями в новом свете. Так, предполагаемые преобразования в содержании учебной деятельности неизбежно влекут изменения и в психологической составляющей данного процесса, что детерминирует необходимость кон-
кретизации психолого-педагогических факторов профессионального самоопределения студентов.
В общем смысле фактор (от лат. factor - производящий) - это что-то, что имеет некоторое причинное влияние, некоторое воздействие на явление, это условие антецедента, причина.
Анализ научной литературы показывает, что большинство исследований направлено на изучение факторов и условий выбора профессии, а также на сам процесс выбора. В отечественной психологии основные факторы, влияющие на профессиональное самоопределение, объединяют в две группы: субъективные (интересы, склонности, способности, особенности темперамента и характера и т.п.) и объективные (уровень
подготовки, состояние здоровья, информированность о мире профессий и т.д.) [1].
Наиболее конструктивную, по нашему мнению, классификацию факторов, детерминирующих процесс профессионального самоопределения, дала Н.С. Андреева, разделив их на две группы:
- социальные: социально-экономические (социальная принадлежность, правовая обеспеченность, система оплаты и стимулирования труда и т.д.); индивидуально-демографические (пол, возраст, образование, семейное положение, материальная обеспеченность и т.д.); социально-психологические (социальное окружение человека, оказывающее то или иное влияние на его профессиональный выбор и профессиональную деятельность);
- психологические: собственно психологические (психические функции человека, способности, склонности, интересы и т.д.); субъектно-личностные (уровень социальной активности, жизненные позиции, самооценка себя как специалиста, уровень профессиональной идентичности, удовлетворенность человека собственным положением в трудовом коллективе и т.д.); индивидуально-личностные (наличие представлений о перспективах профессионального роста, структура профессиональных и жизненных ценностей, смысложизненных ориентаций, мотивация профессиональной деятельности и т.д.) [2].
В аспекте формирования личного профессионального плана Е.А. Климов выделяет следующие факторы профессионального самоопределения: 1) интересы и склонности субъекта; 2) способности; 3) представления о престижности выбираемой профессии; 4) информированность о сущности данной профессии; 5) восприятие субъектом позиции родителей (значимых близких) по поводу своего выбора; 6) оценка потребностей производства (рынка), 7) наличие у субъекта определенной программы действий по выбору и достижению профессиональных целей [3].
Собственно психологическим фактором профессионального самоопределения могут выступать и конституционально-психотипологические особенности субъекта труда. В своем исследовании С.В. Офицерова обосновывает влияние конституционально-психотипологических особенностей подростков на выбор профессиональной деятельности. В ходе теоретического анализа данной проблемы она делает вывод, что наибольшая конституционально-психотипологи-
ческая изменчивость в континуальном пространстве от нормы акцентуации до диапазона пограничной аномальной личности (ПАЛ) зачастую происходит именно в старшем подростковом возрасте. Данный фактор способен оказывать существенное влияние на предстоящий выбор подростком сферы профессиональной деятельности и на процесс его профессионального самоопределения в целом. В результате этого исследования определены группы профессий, наиболее подходящие для представителей того или иного психотипа. Для эпилептоидного - профессии, связанные с интеллектуальным или ручным конструированием; для циклоидного - с межличностным общением, взаимовлиянием; для шизоидного - профессии, ориентированные на неживую природу, мир техники; для мозаичного - профессии, связанные с живой природой, межличностным общением [4, с. 189 - 192].
Проблемой описания и экспериментального обоснования факторов профессионального самоопределения занималась И.В. Митюкова [5]. По ее мнению, основными факторами, влияющими на процесс профессионального самоопределения, являются мотивационный и личностный. Первый задает профессиональную направленность, ведущую систему мотивов профессиональной деятельности. Второй включает в себя когнитивные, эмоционально-волевые и коммуникативные подструктуры, активно задействованные в процессе профессионального самоопределения личности. Ее исследование показало, что среди мотивов, способствующих профессиональному самоопределению, главенствующую роль играют такие, как удовлетворенность профессиональным выбором, развитая мотивация труда, общая мотивация профессионального развития, привлекательность профессии, осознанное желание посвятить себя любимому делу.
Анализ показал, что более интенсивное развитие мотивации достижения происходит в конце профессионального обучения в вузе. Она тесно взаимосвязана с личностными особенностями субъекта профессионального самоопределения, о чем свидетельствует и выявленное исследователями повышение динамики локуса контроля в сторону интернальности к концу профессионального обучения в вузе. Также высокий уровень интернальности локуса контроля, по данным И.В. Митюковой, положительно коррелирует с эмоционально-волевым (эмоциональная устойчивость, ответственность) и коммуникатив-
ным (рассудительность, откровенность, доверчивость) компонентами [5].
А.И. Зеличенко и А.Г. Шмелев представили наиболее подробный анализ мотивации труда в качестве психологического фактора, выделив внешние и внутренние компоненты. К внешним они относят: давление (рекомендации и указания близких людей, примеры литературных персонажей, героев кино и т.д., индивидуальные объективные состояния, такие как здоровье, способности и т.п.); притяжение (социальные эталоны, примеры, подаваемые непосредственным окружением субъекта); инерция (социальные стереотипы, привычные занятия). К внутренним - собственные мотивационные факторы (субъективная привлекательность профессии, успешность результатов труда); условия труда (физические, территориально-географические, климатические, организационные, социальные и т.д.); возможности для реализации внепрофессиональных целей (общение, саморазвитие, укрепление здоровья, достижение желаемого общественного положения и т.п.) [6].
Среди всей совокупности факторов профессионального самоопределения можно выделить разные по значимости. К менее значимым относятся, например, интересы и склонности субъекта - это важный личностный фактор профессионального самоопределения, оказывающий непосредственное влияние на его протекание на всех этапах данного процесса. Однако при исследовании интересов и склонностей студентов-психологов выясняется, что по большей части именно они привели последних на факультет психологии, определив сферу профессионального обучения. Следовательно, если интересы и склонности студентов-психологов схожи, то они оказывают меньшее влияние на формирование профессионального самоопределения на этапе профессионального обучения, чем на этапе выбора сферы профессиональных интересов.
Влияние значимых близких, несомненно являясь важным социальным (коммуникативным) фактором профессионального самоопределения, в рамках нашего исследования не может быть освещено в полной мере, так как экспериментальная выборка представляет собой студентов, уже поступивших в вуз на факультет психологии, а не абитуриентов, выбирающих сферу своего профессионального обучения.
Поступила в редакцию
Безусловно, такие социально-экономические факторы профессионального самоопределения, как социальная принадлежность субъекта, правовая и материальная обеспеченность, семейное положение, играют далеко не последнюю роль в его становлении. Однако они имеют весомое значение на ранних стадиях профессионального самоопределения, оказывая меньшее влияние на субъекта на этапе вхождения в профессию в ходе профессионального обучения.
Наиболее значимыми факторами профессионального самоопределения студентов, по нашему мнению, являются: общие знания студента о приобретаемой профессии и о себе как ее представителе; представления студента о собственном профессиональном будущем; эмоционально-оценочное отношения к приобретаемой профессии и учебной деятельности; сформирован-ность учебно-профессиональной мотивации, уровень учебно-профессиональной активности. Эти факторы ярче остальных выражены в процессе учебной деятельности и оказывают наибольшее влияние на протекание процесса профессионального самоопределения студентов в условиях вуза.
Литература
1. Кон И.С. Психология старшеклассника. М., 1980.
2. Андреева Н.С. Социально-психологические особенности профессионального самоопределения выпускников психологических специальностей в современных условиях: дис. ... канд. психол. наук. М., 2001.
3. Климов ЕА. Психология профессионального самоопределения. М., 2007.
4. Офицерова С.В. Влияние конституционально-психотипологических особенностей подростков на выбор профессиональной деятельности // Профессиональное и личностное самоопределение молодежи в период социально-экономической стабилизации России: материалы 2-й Всерос. науч.-практ. конф. Самара, 2008. 264 с.
5. Митюкова И.В. Мотивационные и личностные факторы профессионального самоопределения студентов железнодорожного вуза: дис. ... канд. психол. наук. Хабаровск, 2006.
6. Зеличенко А.И., Шмелев А.Г. К вопросу о классификации мотивационных факторов трудовой деятельности и профессионального выбора // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1987. № 4. С. 33 - 43.
11 марта 2013 г.