Научная статья на тему 'Hepokoski W. H. The Laestadian Movement: disputes and divisions 1861-2000'

Hepokoski W. H. The Laestadian Movement: disputes and divisions 1861-2000 Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
41
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Hepokoski W. H. The Laestadian Movement: disputes and divisions 1861-2000»

Рецензируемую работу можно рекомендовать всем, кто хочет быть в курсе последних тенденций развития современного искусства в его диалоге с религиозными символами и смыслами: философам, религиоведам, искусствоведам, культурологам.

В. В. Барашков

Рецензия на: Hepokoski W. H. The Laestadian Movement: Disputes

and Divisions 1861-2000. Culpeper, 2002. 108 с., с илл1.

Монография, посвященная истории лестадианства от смерти основателя движения, пастора и антрополога Ларса Леви Лестадиуса, и до конца 1990-х годов, написана американским исследователем лестадианского движения Уорреном Хепокоски (Warren Hepokoski) и является частью серии его работ в этой сфере2.

Основное содержание работы составляют последовательное описание и анализ богословских воззрений и социальных установок различных направлений в лестадианстве и взаимоотношений между ними. Описаны начальный этап истории движения после смерти основателя (гл. 1), «возрождение» 1890-х годов (гл. 2), специфические группы — «первородное» (Firstborn) направление в лестадианстве (гл. 3-4) и Финская центральная ассоциация ассоциаций мира (Suomen rauhanyhdistysten keskusyh-distys — SRK), одна из ярких групп консервативного направления (гл. 5), лестадианские группы в Норвегии (гл. 6) и США (гл. 7). В приложениях (гл. 8) есть сопоставительная таблица взглядов консервативных и «первородных» лестадиан, а также опубликованы несколько писем лидеров движения.

Отметим, что глобализация мира, в том числе и религии, обострила вопрос самобытных этнических и религиозных групп закрытого типа, которые возбуждают всё больший интерес

1 Рецензия сделана при поддержке Российского научного фонда, проект № 1718-01194, на базе Уральского федерального университета (УрФУ).

2 Hepokoski W. H. Lars Levi Laestadius and the Revival in Lapland. Culpeper, 2000; The Laestadian Movement: Background Writings and Testimonies / comp. by W. Hepokoski. Culpeper, 2002.

154 Религиоведческие исследования. 1 (19). 2019.

doi:10.23761/rrs2019-19.154-156

как исследователей, так и обывателей. На поверхность, как правило, всплывают или скандалы, связанные со злоупотреблениями и покрыванием преступлений в таких группах, или какие-нибудь яркие и необычные запреты, связанные с взаимодействием с внешним миром. Задача же ученого-религиоведа — дать по возможности объемную картину вероучения, практики и социальных установок данных общностей, и рецензируемая монография вполне отвечает этому требованию.

Автор рецензируемой работы подробно описывает несколько важных особенностей лестадианства. Во-первых, специфическое отношение многих лестадиан к Библии и признание ее «мертвой буквой» в отличие от действия Святого Духа (с. 13). При этом в ряде групп (например, в SRK) сакрализуется не просто Библия, но и ее перевод на финский 1776 года (с. 55).

Во-вторых, склонность к коллективному экстазу у ранних лестадиан (с. 3). Рассказано о противостоянии в 1890-х гг. «возрожденцев», считавших, что необходимо сосредоточиться на строгом моральном законе, а не на экстазе, и не слишком увлекаться радостью от спасенности, поскольку можно его потерять — и т.н. «Нарвским возрождением», настаивавшем на экспрессии (с. 20).

В-третьих, обязательная исповедь перед любым из «братьев». Хепокоски рассказывает, как близкий друг Лестадиуса Юхани Рааттамаа провозгласил исповедь «ключами Царства» и как она стала обязательной для прощения грехов (с. 5).

В-четвертых, особое отношение лестадиан к духовному лидерству и к церкви — сообщество верующих считается Матерью, связь с ней крайне важна для спасения, христианин обязан слушать Церковь-Мать (с. 50). Автор работы указывает, что, поскольку связанность с церковью очень важна, то есть и стремление примирить друг с другом конфликтующих и настойчиво призывать оступившихся к покаянию — существует инструмент «братского внушения». Итогом длительного конфликта могло стать покаяние друг

перед другом богословских противников за нехватку братской любви (с. 21-24) и отречение ярких проповедников типа Юхо Ансамаа и Тойво Корпелы от своих взглядов под давлением конгрегации (с. 64).

В монографии есть и просто несколько любопытных штрихов к истории лестадианского движения. Например, отношения лестадиан и шведской принцессы Евгении, «любимой матери», как ее называл Рааттамаа, оказывавшей им покровительство и при посредничестве которой появились школы-интернаты для саамских детей (с. 10-12); история проповедника Тойво Корпелы, который в 1930-х гг. проповедовал, что с неба спустится «летающий ковчег», который заберет с собой «верных» либо в Палестину, либо прямо в Царство Божье (с. 59); связь одной из лестадианских групп с пятидесятничеством (с. 26).

К важным достоинствам монографии относится введение в доступ исследователей, не владеющих скандинавскими языками, документов лестадианского движения: писем, проповедей и выступлений лидеров.

Книга включает пять черно-белых фотографий видных лестадианских лидеров, а также две карты (распространение течения) и одну схему (его ветви в Европе и в США), что делает излагаемый материал более наглядным.

Рецензируемая монография содержит материал, который может успешно использоваться в учебных курсах «История религии», «История протестантизма», «История скандинавских стран», в спецкурсах «Христианство в современном мире» и «История и теология лютеранства». Книга может быть рекомендована религиоведам, историкам, культурологам и всем, кто интересуется историей протестантизма, лютеранским богословием и историей пиетизма, а также историей и культурой скандинавских стран. В целом монография является серьезным и компактным исследованием и ценным достижением религиоведческой науки.

О. В. Куропаткина

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.