Научная статья на тему 'Лестадианство: структура, ценностные установки и социальная позиция'

Лестадианство: структура, ценностные установки и социальная позиция Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
352
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Куропаткина Оксана Владимировна

В статье представлена краткая история лестадианства, описание основных направлений внутри этого движения и системы управления в них. Изложены основные ценностные установки лестадиан, касающиеся личной молитвенной практики, семейной жизни и быта. Описано отношение лестадиан к обществу и власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Лестадианство: структура, ценностные установки и социальная позиция»

КОНФЕРЕНЦИИ

ЛЕСТАДИАНСТВО: СТРУКТУРА, ЦЕННОСТНЫЕ УСТАНОВКИ И СОЦИАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ1

Оксана Владимировна Куропаткина

Лестадианство — консервативное лютеранское движение, возникшее в середине XIX в. благодаря проповеди пастора Ларса Леви Лестадиуса среди саамов, которое представляет собой заметную консервативную оппозицию официальным скандинавским церквям.

Лестадианство хорошо изучено скандинавскими учеными — как его вероучительные особенности и социальные установки, так и его история2. В российской науке лестадианство изучено значительно меньше — кратко упоминает его исследователь истории Церкви Швеции О. В. Чернышева; о российских лестадианах XIX в. кратко рассказано в монографиях П. Невалайнена (2005) и М. А. Витухновской (2006), а также в диссертационной работе Е. А. Ореховой; подробно личность Ларса Леви Лестадиуса, история его проповеди среди саамов и раннего лестадианства изложена в диссертационной работе М. П. Широниной (2009)3.

1 Исследование выполнено при поддержке Российского научного фонда, проект № 17-18-01194, на базе Уральского федерального университета (УрФУ).

2 Boreman P. Lsstadianismen. Stockholm: Diakonistyrelsens Bokförlag, 1953; Bränn-strom O. Den laestadianska sjalavárdstraditionen i Sverige under 1800-talet. Uppsala: CWK Gleerups Förlag, 1962; Eggen 0. Troens bekjennere. Kontinuitet og endring i en lsstadiansk menighet. Hovedoppgave i sosialantropologi. Troms0: Institutt for sosialantropologi, 1998; Havas V. Laestadiolaisuuden historia pääpiirteissään. Oulu: Suomen Lähetysseuran Laestadiolainen Haaraosasto, 1927; Johansson G. Laestadi-olaisuus. Kuopio: O. W. Backman, 1892; Koistinen L., Eero M. Vanhinten Kirja III. Lappeenranta, 1989; Miettinen M. Lestadiolainen heräysliike I. Perustajan aika. Helsinki: Otava, 1942; Paulaharju S. Kiveliöitten kansaa. Pohjois-Ruotsin suomalais-seuduilta. Porvoo, 1937; Raittila P. Ensimmäisen lestadiolaispolven suhde Lutheriin ja kirkon tunnustukseen. Forssa, 1966; Saarnivaara U. The History of the Laestadian or Apostolic Lutheran Movement in America. Ironwood, 1947.

3 Витухновская М. А. Российская Карелия и карелы в имперской политике России, 1905-1917. СПб.: Норма, 2006; 5. Невалайнен П. Исход. Финская

Религиоведческие исследования. 1 (19). 2019. doi:10.23761/rrs2019-19.128-139

Общего «портрета» летадианства в отечественной науке пока нет, поэтому представляется интересным рассмотреть структуру, основные идеи и практики этого движения, особенно в свете того, что с консервативными лестадианами российские лютеране предпочитают сотрудничать в большей степени, чем с либеральными скандинавскими церквями.

Лестадианство — разновидность пиетизма, поэтому следует сказать о нем несколько слов. Пиетизм (от слова pietas — благочестие) возник внутри немецкого лютеранства в XVII в. и был сосредоточен на углублении молитвенной жизни христиан и на их личном благочестии. В центре внимания пиетизма — идея покаяния и «нового рождения» (или «рождения свыше») — человек не просто сожалеет о конкретном поступке, а с ним происходит коренной переворот, он полностью меняет жизнь в результате действия Божьей благодати.

Практически с самого начала пиетизм стал не только религиозным, но и общественным движением, возрождающим импульс ранней Реформации: покаяние проявляется в том числе и в отречении от своего эгоизма и активном, деятельном, практическом служении людям. «Возрожденные» люди образуют «ячейку» Царства Божия на земле, которое они должны строить здесь и сейчас. Такой ячейкой были малые домашние группы (конвектикулы), где люди вместе читали Библию, делились опытом своего покаяния и обсуждали его1.

Пиетизм, возникнув в Германии, в XVIII в. попал и в скандинавские страны и способствовал возникновению в них общественно-политических движений. Пастор-пиетист, ботаник

эмиграция из России, 1917-1939 гг. СПб.: Коло, 2005; Орехова Е. А. Колонизация Мурманского берега Кольского полуострова во второй половине XIX — первой трети XX вв.: Дисс. ... канд. истор. наук. СПб., 2009; Широнина М. П. Религиозно-мифологический комплекс в саамской культуре: дис. ... канд. Культурологии. СПб., 2009; Религия и церковь Швеции. От эпохи викингов до начала XXI века / Ред. О. В. Чернышева. М.: Наука, 2015.

1 Gordon R. Pietism in 17th century Germany. URL: http://www.cob-net.org/pietism. htm, дата обращения 07.07.2017.

и антрополог Ларс Леви Лестадиус (1800-1861), проповедовавший среди саамов в Северной Швеции, в 1844 г. услышал проповедь

0 «рождении свыше» от пиетистки-саамки Миллы Клементсдоттер, по его словам, пережил этот опыт, стал проповедовать о нем своей пастве и положил начало лестадианскому движению1. Интересно отношение лестадиан к основателю их движения: одно направление, консервативные лестадиане, считают Лестадиуса просто человеком и мало знают его наследие; другое, «первородные» лестадиане, полагают, что Лестадиус — это ангел из Откр 19:17, и читают его проповеди на богослужениях, полагая его слова после обращения 1844 года богодухновенными2.

Лестадиус призывал саамов бороться с «драконом — ликером», с помощью которого норвежские и финские торговцы разлагали народ и традиционный, близкий к природе и Богу образ жизни3. Лестадианские идеи привели не только к консолидации саамов и их национальному возрождению, но и к реальному политическому действию — восстанию в Каутокейно в 1852 г. против норвежских властей, которых саамы обвиняли в «норвегизации» и спаивании саамов4.

Лестадиан насчитывается около 200 тыс. в настоящее время, более половины проживают в Финляндии; большие общины есть в Норвегии, Швеции, США; в России лестадиане активно сотрудничают с Евангелическо-лютеранской церковью Ингрии, например, в Карелии5.

1 Comell V. Lœstadianism and the Loss of the Traditional Sami Worldview. URL: https://www.laits.utexas.edu/sami/diehtu/siida/christian/vulle.htm, дата обращения 15.10.2018.

2 Hepokoski W. H. The Laestadian Movement: Disputes and Divisions 1861-2000. Culpeper, 2002. Р. 80.

3 Лестадианство. URL: http://ke.culture.gov-murman.ru/slovnik/?ELEMENT_ ID=96893, дата обращения 20.04.2017.

4 Bjôrklund I. The anatomy of a millenarian movement: some organizational conditions for the Sami revolt in Guovdageaidnu in 1852 // Acta Borealia. 9:2 (1992). P. 37-46.

5 Карелия // Религиозно-общественная жизнь российских регионов. Т. 2 / Науч. ред. С. Б. Филатов. М., СПб.: Летний сад, 2016. С. 267.

Лестадианство с конца 1890-х переживает постоянные расколы и существует в виде трех основных ветвей: консервативное (115 тыс.), первородное (больше распространено в США) и «возрожденное», или «Новое пробуждение»1. Чаще всего лестадиане существуют как особые группы внутри официальных скандинавских церквей. Лестадиане — убежденные диссиденты, которые сурово критикуют церковное руководство и за лояльность к однополым бракам, и за женское священство, и за «мирской» образ жизни. Тем не менее, лестадиане не хотят быть «раскольниками» и специально подчеркивают важность связи с официальной церковью и возможности принимать таинства. Впрочем, вне скандинавских стран лестадианство может существовать и как отдельные религиозные организации — как, например, Лестадианская лютеранская церковь США2. Одно из самых больших массовых мероприятий — большое ежегодное летнее собрание в Шведской Лапландии3.

Управление у лестадиан осуществляется через церковное руководство, если это церковь, или через конгрегацию, если это община. В лестадианстве, по примеру самого основателя, особое внимание уделяется подготовке проповедников-мирян4.

К вероисповедным особенностям лестадиан относится учение

0 «рождении свыше», общее для всех пиетистских течений. «Рождение свыше» немыслимо без коренного поворота — покаяния. Покаяние, особенно в раннем лестадианстве, помещалось в контексте детско-родительских отношений человека и Бога. Так, Лестадиус называл Бога «небесным родителем», «Создателем

1 Talonen J. Lestadiolaisuuden hajaannukset // Iustitia. № 14 (2001). P. 15. URL: https://www.sti.fi/images/julkaisut/iustitia14/Jouko%20Talonen. pdf, дата обращения 20.10.2018.

2 Suominen E. An examination of the pearl. 2010-2012. Ch. 4.1. URL: http://examinationofthepearl.org/html/section-0006.html, дата обращения 30.10.2018.

3 Смирнов М. Ю. Лестадианство. URL: http://summa.rhga ru/edin/schools/detail. php?rraz=2&ELEMENT_ID=5304, дата обращения: 15.10.2018.

4 Религия и церковь Швеции. От эпохи викингов до начала XXI века / Ред. О. В. Чернышева. М.: Наука, 2015. С. 289.

с сердцем матери», Который желает спасти непослушных детей1. Лестадиус, используя мифологические представления саамов, часто говорил о Боге как о божественной Матери; грех для пастора-саама — это матереубийство, которое совершают неблагодарные дети2.

В связи с важностью покаяния находится и учение о важности личной исповеди — перед любым «братом» или публично. Лестадиус проповедовал только о необходимости деятельного покаяния, об исповеди же впервые заявил в начале 1850-х гг. его ближайший помощник Юхани Рааттамаа, объявивший исповедь «ключами Царства»: это и путь отдельного человека к праведности перед Богом, и «собирание» людей в общине в Божье Царство. В раннем лестадианстве даже существовала концепция «трехлоктевого Бога» (три локтя — человеческий рост; Бог действует только через человека)3, поэтому, в частности, исповедь перед собратом считалась настолько важной. Только в некоторых общинах, типа полларитов, исповедь не считается обязательной4.

Еще одной важной особенностью лестадианства является большой авторитет церковного сообщества (под которым понимается лестадианское движение). Для индивидуализированного секулярного сознания, как и сознания многих формально церковных людей в Северной Европе, критикующих церковь — это особый вызов. Церковь для консервативных лестадиан аналогична Царству Божьему и признается Матерью; отдельные общины

1 Elgvyn L.-A. Unik teologi pa samisk grunn: Lars Levi Lsstadius' forkynnelse i nyere forskning / L.-A. Elgvyn // Egede Institutten. URL: http://www.egede.no/sites/default/ files/dokumenter/pdf/7.%20%232-3_2016_Unik%20teologi%20p%C3%A5%20 samisk%20grunn.pdf, дата обращения: 20.10.2018.

2 Широнина М. П. Религиозно-мифологический комплекс в саамской культуре: дис. ... канд. Культурологии. СПб., 2009. С. 125.

3 Hepokoski W. H. The Laestadian Movement: Disputes and Divisions 1861-2000. Culpeper, 2002. Р. 9.

4 Suominen E. An examination of the pearl. 2010-2012. Ch. 4.1. URL: http://exam-inationofthepearl.org/html/section-0006.html, дата обращения 30.10.2018.

могут ошибаться, а сама Церковь — нет1. Любопытна идея важности духовного преемства в церкви через рукоположение — так, «первородные» лестадиане настаивают на том, что Юхани Рааттамаа возложил руки на основоположника данного течения Йонаса Пурву, соответственно, именно «первородные» сохранили дух основателей лестадианства и получили через них благодать2.

Лестадианские общины отождествляются с Царством Божьим, спасутся только «избранные» (еще Лестадиус явно склонялся к кальвинистской концепции предопределения), все, кто вне общины — погибающие грешники3. Такая концепция выглядит особенно радикально на фоне принципиально толерантного и «принимающего» общества в Северной Европе.

Интересно, что при этом активной миссии вне региона своего распространения лестадиане не ведут — хотя есть общины в Эквадоре и Западной Африке4 — то есть лестадианство сосредоточено не на спасении мира, а на сохранении «остатка».

Поскольку все остальные общины — погибающие грешники, лестадианам запрещено состоять в других церковных общинах и движениях (впрочем, Апостольская лютеранская федерация (ALF) разрешает своим членам посещать богослужения других лестадианских групп — и это считается большим либерализмом), посещать нелестадианские церковные службы (кроме свадеб и похорон), критиковать лестадианские порядки, публично выражать сомнения в вероучении общины или оспаривать решение конгрегации по поводу назначения на определенную должность, участвовать в религиозных онлайн-обсуждениях5 — и это еще

1 Ibid. Ch. 4.4. URL: http://examinationofthepearl.org/html/section-0009.html, дата обращения 30.10.2018.

2 Hepokoski W. H. The Laestadian Movement: Disputes and Divisions 1861-2000. Culpeper, 2002. Р. 36.

3 Ibid. Ch. 4.9. URL: http://examinationofthepearlorg/html/section-0014.html, дата обращения 30.10.2018.

4 Ibid. Ch. 4.2. URL: http://examinationofthepearl.org/html/section-0007.html, дата обращения 30.10.2018.

5 Ibid. Ch. 4.6. URL: http://examinationofthepearl.org/html/section-0011 html, дата

один вызов североевропейскому обществу, привыкшему к диалогу и демократии.

Для провинившихся существует власть «братского внушения» — мнения общины и лестадианской церковной общественности. Такая исключительная важность «соборного» мнения связана с важностью внутриобщинных отношений, на которых ставится особый акцент, поскольку община — это живая «ячейка» Божьего Царства. Согрешившего ранее вызывала конгрегация (сейчас эта практика менее распространена) и требовала публичного покаяния1. Непокорных отлучали от церковного общения. Мнению церкви обычно покоряются даже яркие и харизматичные проповедники. Так, экстравагантный Тойво Корпела (см. ниже) отрекся от своих идей, видимо, под давлением церковного мнения2.

Что касается Библии, основы основ для протестантов (впрочем, в Северной Европе гораздо больше распространена гораздо более либеральная позиция — Библия как исторический памятник религиозного опыта, и только), то ее роль в лестадианстве противоречива. Для консервативного лестадианства первична не столько сама Библия, сколько общинная ее экзегеза и мнение авторитетного церковного лидера3. Напротив, в ряде общин, прежде всего «первородных», существует не только сакрализация самой Библии, но и ее определенных переводов — Библия короля Иакова для англоязычных, финская Библия 1776 года для финнов. Интересно, что для очевидных фундаменталистов, «первородных» лестадиан, проповеди Лестадиуса считаются продолжением библейского откровения и именно в таком качестве читаются на богослужениях (в то время как консервативные лестадиане, т. е. большая часть лестадианства, плохо знает его творчество). Наконец, обращения 30.10.2018.

1 Ibid.

2 Hepokoski W. H. The Laestadian Movement: Disputes and Divisions 1861-2000. Culpeper, 2002. Р. 55-59. URL: http://users.erols.com/ewheaton/disputes/disputes. pdf, дата обращения 01.10.2018.

3 SuominenE. An examination of the pearl. 2010-2012. Ch. 4.3. URL: http://exam-inationofthepearl.org/html/section-0008.html, дата обращения 30.10.2018.

существуют группы, считающие Библию только «чернилами и бумагой» и уделяющие большое значение Духу4.

Исторически лестадианству была присуща эмоциональность, что кажется неожиданным для спокойного и уравновешенного менталитета северных народов. Лестадиус настаивал на бурных проявлениях скорби и радости на своих богослужениях, плясках, кружении, падениях и т. п. (интересно, что, скорее всего, он не знал о похожих «пробуждениях» на территории США); «лиикутуксия», экстатические проявления, была принята саамами как нечто органичное для их шаманской традиции5. Большое значение придавалось видениям и откровениям. Сам Лестадиус по этому поводу сохранял некоторую осторожность: «От людей несло серой, когда они кричали от мук совести; иногда изо рта у них шел пар. Иногда были видны лучи света над теми, кто был очень открыт или радостен. Я сам много раз видел этот свет, молнии и вспышки много раз, но я не могу точно решить, было это чем-то внешним или внутренним; однако, видимо, наиболее правдоподобно, что молнии и вспышки, которые я видел, были в моем собственном сердце»6. Но его первые последователи были активными и некритичными визионерами. Тенденция сохранялась долго — один из самых ярких случаев произошел в начале 1930-х гг., когда финский лестадианский проповедник Тойво Корпела объявил, что в определенный день появится летучий ковчег, который перевезет «истинных христиан» в благословенное место — либо на Святую землю, либо прямо в Царство Божье7.

4 Ibid. Ch. 4.1. URL: http://examinationofthepearl.org/html/section-0006.html, дата обращения 30.10.2018.

5 Cornell V. Lsstadianism and the Loss of the Traditional Sami Worldview. URL: https://www.laits.utexas.edu/sami/diehtu/siida/christian/vulle.htm, дата обращения 15.10.2018.

6 Cit. on: Suominen E. An examination of the pearl. 2010-2012. Ch. 4.1. URL: http://examinationofthepearl. org/html/section-0006. html, дата обращения 30.10.2018.

7 Массовый религиозный психоз // Vozrozhdenie. Vol. 10. № 3592. 04.04. 1935. URL: http://diglib4.princeton.edu/historic/cgi-bin/historic?a=d&d=vozrozhdenie19350404-01.2.40&e=-en-20-1—txt-txIN--], дата обращения 15.10.2018.

В настоящий же момент мистика и бурный экстаз в лестадианстве в подавляющем большинстве случаев не одобряются. Нет развитой ангелологии и демонологии1. Однако частично установка на спонтанность сохраняется — так, на богослужениях проповеди принципиально не готовятся заранее — проповедник ждет «сигнала» от Святого Духа2. Но в целом, например, в консервативном лестадианстве уделяется больше внимания не переживаниям, а самому факту исправного посещения богослужений и «хранению» воскресного дня (так, запрещены охота, рыбалка и сбор ягод в воскресенье)3.

Интересно решение гендерного вопроса в лестадианстве. Роль женщины в семье и Церкви несколько противоречива. С одной стороны, лестадиане исповедуют патриархальную модель — женщина подчинена мужу в семье, служителями могут быть только мужчины. В этом отношении они, конечно, явные диссиденты по отношению к концепции гендерного равенства, привычного и для светского общества, и для церкви в Северной Европе. С другой стороны, есть несколько лестадианок-богословов, ссылающихся на то, что Юхани Рааттамаа выступал за то, чтобы разрешить женщинам проповедовать4; Милла Клементсдоттер, проповедовавшая «рождение свыше» Лестадиусу, почитается как «саамская Мария», то есть вторая Богородица, существуют соответствующие иконописные изображения; к почитаемым фигурам относится также ближайшая соратница Лестадиуса Матильда Фогман, долгое время удерживавшая лестадианство от раскола своим авторитетом.

Лестадиане исповедуют строгую семейную мораль, и этим

1 Suominen E. An examination of the pearl. 2010-2012. Ch. 4.4. URL: http://examinationofthepearl.org/html/section-0009.html, дата обращения 30.10.2018.

2 Ibid. Ch. 4.2. URL: http://examinationofthepearl.org/html/section-0007.html, дата обращения 30.10.2018.

3 Ibid. Ch. 4.6. URL: http://examinationofthepearl.org/html/section-0011.html, дата обращения 30.10.2018.

4 Ibid. Ch. 4.7. URL: http://examinationofthepearl.org/html/section-0012.html, дата обращения 30.10.2018.

резко выделяются на фоне крайне свободных взглядов на секс в окружающем их обществе. Запрещен любой флирт и знакомства, кроме как «с прицелом» на создание семьи; единственный контакт, разрешенный влюбленным молодым людям — это держаться за руки; запрещены браки с нелестадианами. Семьи лестадиан большие, аборт и контрацепция строго запрещены (хотя последняя присутствует все чаще и чаще, но тайно), как и запрещена любая сексуальная активность, кроме супружеского секса для продолжения рода. Запрещены также развод и повторный брак1.

На уровне бытовой практики лестадиане занимают позицию, схожую со старообрядцами в России — отвергают азартные игры, телевизор, радио, театр и прочие развлечения; компьютер принимается исключительно как рабочий инструмент. Лестадиане — радикальные трезвенники, однако к курению относятся в целом лояльно (это связано с тем, что основатель движения был курильщиком), хотя и неодобрительно.

Наиболее разработанные ограничения существуют у консервативных лестадиан. Строгие требования касаются и внешнего вида (запрещены косметическая хирургия, косметика, окраска волос, серьги, пирсинг). Для четкого отделения от мира регламентируются внешнее поведение (запрещена «мирская» речь и жаргон), дружеские контакты (запрещено уделять неверующим друзьям больше времени, чем верующим). Также положены строгие границы в увлечениях: так, запрещены участие в спортивных мероприятиях или посещение их, просмотр любых видеофильмов, кроме документальных, прослушивание любой музыки, кроме церковной или классической (последняя не всегда приемлема), а также кроме рождественских и патриотических песен; не поощряется чтение художественной литературы2. Из общего ряда выбивается только Первая апостольская лютеранская

1 Ibid. Ch. 4.6. URL: http://examinationofthepearl.org/html/section-0011.html, дата обращения 30.10.2018.

2 Ibid. Ch. 4.6, 4.7. URL: http://examinationofthepearl.org/html/section-0011.html,

дата обращения 30.10.2018; http://examinationofthepearl.org/html/section-0012.html.

церковь (FALC) — там позволены браки вне общины, просмотр телепрограмм, прослушивание «мирской» музыки, разрешена современная одежда1. Остальные группы осуждают эту организацию за недопустимые послабления.

У лестадиан принят традиционный для пиетизма скепсис по отношению к разуму и науке2; запрещено читать книги об эволюции и верить в эту гипотезу3, что резко отделяет лестадиан и от светского общества, и от их единоверцев-лютеран, давно с пиететом относящиеся и к науке, и к образованию.

Что касается политики, то исторически некоторые лестадиане принимали в ней участие (упомянутое выше восстание в Каутокейно, участие одного из финских лестадианских лидеров Оскари Юссилы в Белом движении), однако сейчас существует запрет по меньшей мере на выступления против властей, равно как и запрет голосовать за любые нецентристские партии. Считается важным соблюдать законодательные требования, за исключением случаев, когда необходимо доносить властям о злоупотреблениях в общине4.

Строгая дистанция от внешнего мира, уверенность в том, что со всеми грехами, включая сексуальное насилие, должна разбираться община и что ни в коем случае нельзя делать достоянием гласности имеющие место злоупотребления, приводят к крайней закрытости лестадианских общин, изоляции от мира. Как это нередко бывает, бывшие члены подобных общин сообщают общественности

0 злоупотреблениях той среды, которую они оставили, и в ряде случаев это приводит к публичным скандалам. Так, было громкое дело о массовом сексуальном насилии в лестадианских общинах,

1 Ibid. Ch. 4.1. URL: http://examinationofthepearl.org/html/section-0006.html, дата обращения 30.10.2018.

2 Ibid. Ch. 4.5. URL: http://examinationofthepearl.org/html/section-0010. html, дата обращения 30.10.2018.

3 Ibid. Ch. 4.6. URL: http://examinationofthepearl.org/html/section-0011 html, дата обращения 30.10.2018.

4 Ibid. Ch. 4.10. URL: http://examinationofthepearl.org/html/section-0015.html, дата обращения 30.10.2018.

в том числе и по отношению к несовершеннолетним, в Финляндии в 2011 г. и в Северной Норвегии — в 2016 г.1

Лестадианство вызывает интерес у общества своими оригинальными верованиями и практиками. Активное внимание к ним привлекли и указанные выше сексуальные скандалы. Несомненно, что закрытая группа, так резко отрицающая ценности и установки большинства, вызывает страх, непонимание, отторжение, готовность поверить любым историям про то, что там происходит и вместе с тем — настороженное любопытство. Неудивительно, что недавно были сняты два фильма о лестадианах: «Восстание в Каутокейно» (КаШюкето-орргеге^ Норвегия, 2008) — о событиях в Каутокейно в 1852 г. и «Запретный плод» (К1еПейу hedelma, Финляндия, 2009) — о двух девочках-подростках из общины консервативных лестадиан.

В целом можно сделать вывод, что лестадианство представляет собой уникальный анклав консервативных пиетистских верований и практик на фоне крайне секулярного общества и либерального большинства в официальных скандинавских церквях.

1 Conservative Laestadians admit serious mistakes in dealing with child abuse issue — trust is gone in SRK. URL: https://freepathways.wordpress.com/2011/04/13/child-abuse-srk/, дата обращения 15.10.2018; Давыдов В. Верность ко всем, кроме жертв. 2017. URL: // https://meduza.io/feature/2017/12/01/vernost-ko-vsem-krome-zhertv, дата обращения 15.10.2018.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.