Научная статья на тему 'Традиция лютеранского благочестия и социально-политические идеи в скандинавских странах в XIX в'

Традиция лютеранского благочестия и социально-политические идеи в скандинавских странах в XIX в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
247
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХАНС ХАУГЕ / НИКОЛАЙ ВЕРГЕЛАНН / НИКОЛАЙ ГРУНДТВИГ / ГЕНРИК ШАРТАУ / ЛАРС ЛЕВИ ЛЕСТАДИУС / СКАНДИНАВСКИЕ СТРАНЫ / ЛЮТЕРАНСТВО / ПИЕТИЗМ / ВЕНСТРЕ / "НАРОДНЫЕ УНИВЕРСИТЕТЫ" / ЛЕСТАДИАНСТВО / HANS HAUGE / NICOLAI WERGELAND / NIKOLAJ GRUNDVIG / HENRIC SCHARTAU / LARS LEVI LESTADIUS / CIVIL SOCIETY / SCANDINAVIAN COUNTRIES / LUTHERANISM / PIETISM / VENSTRE / FOLK HIGH SCHOOLS / LESTADIANISM

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Куропаткина О.В.

Статья посвящена лютеранскому пиетизму и общественной деятельности скандинавских религиозных проповедников Ханса Хауге, Николая Вергеланна, Николая Грундтвига, Генрика Шартау и Ларса Леви Лестадиуса, а также их влиянию на социально-политические процессы в скандинавских странах. На основе исследования автор приходит к выводу, что идеи и практики лютеранских проповедников оказали существенное влияние на социально-политическую и экономическую жизнь скандинавских стран

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to Lutheran Pietism and the public activities of Scandinavian religious preachers Hans Hauge, Nicolai Wergeland, Nikolaj Grundtvig, Henric Schartau, and Lars Levi Lestadius, and their influence on socio-political processes in Scandinavian countries. Based on the research, the author concludes that the ideas and practices of the Lutheran preachers had a significant impact on the Scandinavian countries socio-political and economic life

Текст научной работы на тему «Традиция лютеранского благочестия и социально-политические идеи в скандинавских странах в XIX в»

УДК 274.5 (48) "18"

О. В. Куропаткина

Традиция лютеранского благочестия и социально-политические идеи

в скандинавских странах в XIX в.*

Статья посвящена лютеранскому пиетизму и общественной деятельности скандинавских религиозных проповедников Ханса Хауге, Николая Вергеланна, Николая Грундтвига, Генрика Шартау и Ларса Леви Лестадиуса, а также их влиянию на социально-политические процессы в скандинавских странах. На основе исследования автор приходит к выводу, что идеи и практики лютеранских проповедников оказали существенное влияние на социально-политическую и экономическую жизнь скандинавских стран.

The article is devoted to Lutheran Pietism and the public activities of Scandinavian religious preachers Hans Hauge, Nicolai Wergeland, Nikolaj Grundtvig, Henric Schartau, and Lars Levi Lestadius, and their influence on socio-political processes in Scandinavian countries. Based on the research, the author concludes that the ideas and practices of the Lutheran preachers had a significant impact on the Scandinavian countries socio-political and economic life.

Ключевые слова: Ханс Хауге, Николай Вергеланн, Николай Грундтвиг, Генрик Шартау, Ларс Леви Лестадиус, скандинавские страны, лютеранство, пиетизм, венстре, «народные университеты», лестадианство.

Key words: Hans Hauge, Nicolai Wergeland, Nikolaj Grundvig, Henric Schartau, Lars Levi Lestadius, civil society, Scandinavian countries, Lutheranism, Pietism, Venstre, Folk High Schools, Lestadianism.

Идеи и практики религиозных деятелей скандинавских стран в XIX в. оказали заметное влияние на социально-экономическую жизнь этих стран и формирование скандинавской социал-демократии. Наиболее известные персоны из этой среды, участвовавшие в общественных трансформациях, нередко упоминаются в отечественных исследованиях, однако недостаточно изучены как сами их идеи и особенности связанных с ними движений, так и тот контекст, в котором они действовали - лютеранский пиетизм и вообще традиция лютеранского благочестия. Статья призвана восполнить этот пробел.

© Куропаткина О. В., 2019

* Исследование выполнено при поддержке Российского научного фонда, проект № 17-18-01194, на базе Уральского федерального университета (УрФУ).

Пиетизм - течение, возникшее внутри немецкого лютеранства в XVII в., которое было сосредоточено на углублении молитвенной жизни христиан и на их личном благочестии. В центре внимания пиетизма идея покаяния и «нового рождения» - человек не просто сожалеет о конкретном поступке, а с ним происходит коренной переворот, он полностью меняет жизнь в результате действия Божьей благодати. Практически с самого начала пиетизм стал не только религиозным, но и общественным движением, возрождающим импульс ранней Реформации: истинное покаяние проявляется в отречении от своего эгоизма и в деятельном практическом служении людям. «Возрожденные» люди образуют «ячейку» Царства Божия на земле, которое они должны

^ гр ^ о ^

строить здесь и сейчас. Такой ячейкой были малые домашние группы (конвектикулы), где люди вместе читали Библию, делились опытом своего покаяния и обсуждали его [22]. В XVIII в. пиетизм распространился и в скандинавские страны, где способствовал возникновению ряда религиозных общественно-политических движений. Рассмотрим взгляды наиболее заметные представителей этих движений.

Ханс Хауге (1771-1824), норвежский пиетистский проповедник, родился в крестьянской семье, которая была очень религиозна (в круг семейного чтения входили труды Иоганна Арндта, одного из самых почитаемых авторов для пиетистов). В 1796 г. Хауге, пережив религиозное обращение, начал проповедь среди крестьян. Основным содержанием его проповедей был призыв к соединению молитвенной жизни и повседневного труда. Важное место в этом занимало чтение Библии, из которой нужно было стараться к каждому моменту жизни подобрать подходящий отрывок. Эту практику поддерживали брошюры с биографиями успешных хаугеанцев - эпизоды их жизни были своего рода «иллюстрацией» библейских текстов [16, р. 214]. Брошюры и книги Хауге быстро завоевали популярность - к началу 1800-х гг. крестьянский проповедник был самым читаемым автором. Для многих крестьян, особенно для женщин, желание прочесть его произведения были стимулом научиться читать [28].

Несмотря на преследования со стороны властей и официальных представителей церкви (с 1741 г. на территории Датского королевства, в состав которого тогда входила Норвегия, были запрещены любые собрания без официального разрешения священника), Хауге продолжал свою деятельность. При этом хаугеанцы никогда не выходили за пределы церкви и не основывали своей собственной церковной организации [21]. Опорными пунктами хаугеанцев служили усадьбы зажиточных крестьян-бондов. Бонды были очень влиятельными людьми в Норвегии - именно они отвечали за местную церковь,

входили в советы, за ними было решающее слово в делах, касающихся благотворительности [3, с. 198]. Их дома были ключевыми для развития сетевой структуры движения.

Очень активными членами этих собраний стали женщины, составлявшие треть проповедников и учителей хаугеанского движения. Их право на равенство с мужчинами Хауге отстаивал прежде всего в религиозной сфере [20]. Норвежский проповедник считал мужчин и женщин равными друг другу в человеческом достоинстве и был уверен, что нужно перенести это равенство и в социальную жизнь. Хауге указывал, что женщина может остаться без кормильца и защиты, если глава семьи вдруг умрет, и поэтому она должна уметь сама зарабатывать на жизнь. Благодаря хаугеанству некоторые женщины стали писателями, другие занялись социальной работой, а очень многие стали активными миссионерами. Женщины дали прирост движению как за счет вовлечения туда мужей, так и за счет воспитания детей - воспитанные ими мальчики 12-14 лет сами становились проповедниками [19]. Таким образом, раннее хаугеанство можно считать «социальным лифтом» для многих женщин в Норвегии.

Проповедь Хауге имела и важный политический компонент, а именно - призыв к крестьянам, «исконным» норвежцам, объединиться и защитить свои интересы перед датскими поработителями, «пришельцами» - чиновниками и горожанами, которые отличались, помимо всего прочего, и языком (образованные люди говорили по-датски). Такая защита предполагалась прежде всего экономическими средствами - через поднятие уровня благосостояния, создание рабочих мест, контроль норвежцев за предприятиями и капиталами. Достижение экономического доминирования норвежцев над датчанами считалось важным шагом для последующего обретения политической независимости.

Зажиточные крестьяне-хаугеанцы стали организовывать кооперативы (сам Хауге основал 30 предприятий). Важно отметить, что Хауге был не только проповедником, но и кем-то вроде бизнес-тренера и спонсора: он давал крестьянам подробные консультации о том, как начать свое дело, и мог организовать им финансовую помощь из особого фонда, учрежденного его единомышленниками [6, с. 232; 29].

По совету Хауге, крестьянские кооперативы были связаны не только с сельским хозяйством и рыболовным промыслом - например, открывались бумажные фабрики и лесопилки. У хаугеанцев возникла сеть взаимопомощи - маленькие и большие кооперативы, разбросанные по всей стране, поддерживали друг друга финансами и консультациями. Ряд хаугеанских кооперативов, вдохновляясь образом

ранней Церкви, превращали в общину и свое деловое предприятие: в состав кооперативов входили семьи работников, включая стариков и инвалидов [18, р. 129].

Заслуги Хауге как предпринимателя и организатора были признаны даже враждебным по отношению к нему правительством. Когда он находился в тюрьме за критику государственной церкви, в 1809 г. его временно освободили, чтобы он мог организовать постройку соляных заводов, поскольку в результате британской блокады возник большой дефицит соли [30, р. 159]. Все, что Хауге основал, он передал своим единомышленникам, а прибыль от заводов была использована для открытия новых предприятий.

Хаугеанство способствовало появлению новой сельской буржуазии. Многие мелкие фермеры переселились в города и стали торговцами. По замечанию одного из норвежских исследователей: «Ханс Нильсен Хауге оправдал торговлю в глазах христиан» [28]. Часть крестьян стала рабочими, а хаугеанство было для них идейным фундаментом рабочего движения [6, с. 232, 284].

Опираясь на созданную социально-экономическую базу и свою религиозно-политическую идеологию, хаугеанцы принимали непосредственное участие в политике, прежде всего - в революции 1814 г. Три члена конституционного собрания в Эйдсволле были хаугеанца-ми. Их биографии показывают, как на практике работал призыв крестьянского проповедника: сначала стать «возрожденным» человеком, потом последовательно добиться экономического, общественного, а затем политического влияния. Все трое пользовались авторитетом среди хаугеанцев и были богатыми фермерами; Кристофер Боргерсен Хоэн (1767-1845) в военные 1807-1808 гг. занимался распределением пищевых пайков для бедных и тем заслужил общественное доверие [26]; Оле Расмуссен Апенесс (1765-1859) задолго до политической активности был избран ленсманом (шерифом) своего района [33].

Хаугеанцам удалось получить представительство в законодательной власти. В 1833 г. в стортинг была избрана большая группа крестьян во главе со школьным учителем, хаугеанцем Габриэлем Уэланном (1799-1870). В 1836 г. стортинг под давлением активных хаугеанцев ввел широкое самоуправление - избираемые населением советы в приходах и в селах получили почти всю полноту власти [6, с. 284]. Уэланн, как глава «крестьянской» группы в стортинге, взял на себя обязательство расширить привилегии местного самоуправления, стремился ограничить произвол судебного аппарата - так, он добивался принятия закона о присяжных и вместе со знаменитым норвежским политиком Юханом Свердлупом создал в стортинге 1859 г.

ассоциацию, занимающуюся подготовкой политических реформ [31]. В 1869 г. Свердлуп и преемник Уэланна Серен Ябек создали первую демократическую партию, предтечу сформированной Свердлупом в 1884 г. партии венстре (партию левых; ее современное название - Либеральная партия Норвегии). Опиралась новая партия на сеть крестьянских свободных ассоциаций, основанных благодаря деятельности хаугеанцев [7].

Параллельно с хаугеанцами действовал Николай Вергеланн (1780-1848) - богослов, пастор (с 1816 г.), политик, публицист, отец поэта Хенрика Вергеланна и писательницы Камиллы Коллет. Сам Вергеланн не был пиетистом, но находился в атмосфере лютеранского благочестия, общей для всей религиозной Норвегии первой половины XIX в.

Важное место в деятельности Вергеланна занимал национальный вопрос. Для него была характерна пропаганда образа норвежского народа, созданного поэтами-романтиками - норвежцы как суровые свободолюбивые люди, слившиеся с природой [1, с. 265]. По проекту Вергеланна в 1811 г. в Христиании был открыт первый норвежский университет - «кузница» национальных кадров. Вергеланн доказывал, что народ как культурная общность имеет право на самобытность, а отсутствие литературного языка, за что пеняли норвежцам свои же «датоманы», решается его созданием, а не бесконечным повторением чужих образцов. В просветительской деятельности Вергеланн совмещал религиозный и светский аспекты. Им была предложена реформа норвежского школьного образования, составлен сборник-энциклопедия, который содержал как теоретические знания по многим предметам, так и практические (например, педагогические) рекомендации, а также учебник по лютеранскому вероучению (1836 г.) [13].

Идея защиты общности-народа от несправедливости была тесно связана для Вергеланна с национальным вопросом, а также с требованием ответственности правителя и правящей нации перед управляемым ими народом. Вергеланн издал трактат о преступлениях Дании против норвежцев - «Правдивое повествование о политических преступлениях Дании против Королевства Норвегии с 955 по 1814 годы, или со времен войны Хакона Адельстена с Харальдом Блотандом до заключения мирного договора в Киеле. Исторический очерк». Это произведение стало манифестом антидатского движения в целом [13]. Вергеланн, как представитель от города Кристиансанн, был отправлен на заседание народного собрания во время революции 1814 г., когда была расторгнута уния с Данией, заключена уния со Швецией, а Норвегия получила право на собственную конституцию. Вергеланн стал

одним из ее «отцов», предложив свой вариант, который был составлен им после изучения основных законов других стран. Имя норвежскому парламенту тоже дал Вергеланн, предложив назвать его «стортингом» [27].

На Данию, бывшую метрополию Норвегии, пиетизм тоже оказал серьезное влияние. Малые молитвенные группы были «ячейками» антипомещичьего крестьянского движения первой половины XIX в., которое привело к консолидации крестьянства и к поиску политических методов защиты их сословных интересов [5, с. 286]. Однако наибольшее влияние лютеранское благочестие оказало на общественную и политическую жизнь Дании в союзе с другими идеологическими системами.

Епископ Николай Грундтвиг (1783-1872) сочетал идеи пиетизма (он длительное время поддерживал отношения с норвежским хауге-анством), Просвещения и восточнохристианской традиции, которую профессионально исследовал [14, с. 41-42]. Он исходил из того, что в основе пастырской работы должно быть развитие внутренней жизни христианина после конфирмации. Христианин приближается к Богу благодаря так называемому «живому слову» - это таинства и Апостольский символ веры как коллективная практика [2, с. 389]. Христианство открыто каждой личности, но предполагает взаимодействие между ними. Грундтвиг развивал идею Софии - премудрости Божьей, великой силы, которая объединяет духовное и земное. Для такого соединения необходимо обеспечить гармонию «по горизонтали» с тем народом, в котором человек живет. «Сначала человек, а потом христианин», - считал Грундтвиг. Отправной пункт единения - народные предания; они должны оживить для людей Библию, поскольку народная культура это отражение того, как народ понял Божье откровение, а просвещение это то, что должно объединять народ [2, с. 389; 8, с. 93, 95].

Спрос на просветительские идеи Грундтвига возник еще в середине 1830-х гг., когда по приказу короля организовывалось народное самоуправление на местах, и многим крестьянам стало необходимо быстро получить качественное образование, чтобы стать хорошими управленцами [15, р. 62]. В 1844 г. Грундтвиг создал «народные университеты» - что-то вроде неформальных вечерних школ и школ-лекториев для взрослых старше 17 лет, где популярно излагались данные различных наук. Главный лозунг Грундтвига: «Школа для жизни!». Вся концепция Грундтвига строилась на том, какие знания и умения реально нужны учащимся, взрослым и занятым людям. Традиционные школы, где детям преподавались оторванные от жизни знания, Грундтвиг называл «школами для смерти» [10, с. 498]. Это не

означало, что школы были направлены исключительно прагматически; там изучались литература и история [11, с. 236-237], но речь шла о том, что эти знания должны быть восприняты людьми и служить общему народному единству.

«Народные университеты» были открыты сначала только для мужчин, с 1861 г. - отдельно для женщин, с 1885 г. - для представителей обоих полов [25]. Эти учебные заведения, наиболее широко распространенные в деревнях, привели к повышению грамотности крестьян и их политической активности, созданию деревенских клубов для молодежи и независимых от государства школ, а также к развитию деревенского кооперативного движения. В целом можно сказать, что грундтвигианство было одной из основ датской социал-демократии.

Грундтвиг и грундтвигианство также внесли свой вклад в идеи скандинавизма - движения за культурное и политическое объединение скандинавских стран. Еще в 1810 г. Грундтвиг опубликовал памфлет «Желаемо ли объединение Севера? Обращение к народу Швеции», в котором призывал шведов вступить в унию, подобную Кальмарской. В отличие от многих своих единомышленников, ссылавшихся прежде всего на прагматичные выгоды объединения, датский просветитель ссылался на веру и язык - «две золотые цепи, которые соединяют людей со всем, что может быть свято и дорого» [4, с. 31].

Лютеранское благочестие воздействовало и на социально-экономический климат Швеции. Там в конце XVIII - первой половине XIX в. проповедовал пастор-пиетист Генрик Шартау (17571825). Для него главным было сохранение церковного порядка и важность фигуры священнослужителя. В этом отношении Шартау и его последователи противостояли так называемым «чтецам» - стихийному движению мирян, похожему на русско-украинский штундо-баптизм, и следовали указаниям церковного начальства, которое предписывало священникам проводить с мирянами встречи на дому.

Идея о единении народа была Шартау чужда; он провозглашал «геоцентрический индивидуализм» [12, с. 259, 285-286, 287]. Эмоциональная сторона пиетизма была ему не менее чужда - он настаивал на том, чтобы священнослужитель способствовал ясному пониманию веры у своих прихожан, а через это - их покаянию и «новому рождению» [23]. Особое внимание уделялось «святости профессии» и верности своему мирскому призванию [24].

Вокруг Шартау собралась группа последователей - шартауанцы, которые впоследствии создали пиетистские ячейки среди шведских

рабочих. Основная деятельность этих ячеек заключалась в проповеди этики труда, в защите интересов рабочих, распространении среди них просвещения. Таким образом, шартауанцы способствовали консолидации рабочего класса [32].

На севере Швеции в середине XIX в. пастор-пиетист, ботаник и антрополог Ларс Леви Лестадиус (1800-1861) проповедовал среди саамов и активно противостоял повальному пьянству населения Лапландии. Лестадиус призывал саамов бороться с «драконом-ликером», с помощью которого норвежские и финские торговцы разлагали народ, и вести традиционный, близкий к природе и Богу образ жизни [9]. Лестадианские идеи привели не только к консолидации саамов и их национальному возрождению, но и к реальному политическому действию - восстанию в Каутокейно в 1852 г. против норвежских властей, которых саамы обвиняли в «норвегизации» и спаивании местного населения [17, р. 37-46].

Среди последователей Лестадиуса было много мирян - проповедников и катехизаторов [12, с. 289]. До сих пор лестадиане существуют как особое сообщество внутри лютеранских церквей Швеции, Финляндии и Норвегии, активно работая как просветительские организации.

В целом следует отметить, что религиозное «возрождение» среди скандинавских лютеран, особенно пиетизм, представляло собой движение, совмещавшее личный мистический опыт и установку на практические коллективные действия по преображению общества. В скандинавских странах религиозные лидеры способствовали созданию просветительских организаций, кооперативов, крестьянскому и рабочему движению, и тем самым - становлению гражданского общества. Консолидация общества часто сопровождалась программами политического участия, представительства крестьян и рабочих во власти. Таким образом, можно сказать, что традиция лютеранского благочестия оказала влияние на становление скандинавской социал-демократии.

Список литературы

1. Витошек Н. Христиане и модернизаторы: «пасторальное просвещение» в Норвегии. Изобретение нации // Иностранная литература. - 2005. - № 11. -С.259-269.

2. Грундтвиг Николай Фредерик Северин // Православная энциклопедия. -М., 2006. - С. 388-389.

3. Даниельсен Р. История Норвегии. От викингов до наших дней. - М.,

2003.

4. Егоров Е. В., Цверианашвили И. А. Н.Ф.С. Грундтвиг и его памфлет «Желаемо ли объединение Севера? Обращение к народу Швеции»: к вопросу об объединении североевропейских стран // JUVENIS SCIENTIA. - 2015. - № 1. -С. 30-33.

5. История Дании / ред. С. Буск, Х. Поульсен. - М., 2007.

6. История Норвегии / отв. ред. А. С. Кан. - М., 1980.

7. Кан А. С. История скандинавских стран. - М., 1980. Гл. 12 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.norway-live.ru/library/istoriya-skandinavskih-stran12.html (дата обращения: 06.12.2018).

8. Левичева Е. Н. Религиозная антропология Серена Кьеркегора: дис. ... канд. филос. наук. - М., 2006.

9. Лестадианство // Кольская энциклопедия. Мурманск, 2013. Т. 3. [Электронный ресурс]. - URL: http://ke.culture.gov-murman.ru/slovnik/?ELEMENT_ID=96893 (дата обращения: 20.11.2018).

10. Малишевски Т. Между историей и будущим образования для взрослых: Николай Грундтвиг и его концепция непрерывного образования // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития. -2010. - Т. 8. - С. 497-501.

11. Николай Фредерик Северин Грундтвиг // Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. Т. 1. / гл. ред. В. В. Давыдов. - М., 1993. - С. 236-237.

12. Религия и церковь Швеции. От эпохи викингов до начала XXI века / отв. ред. О. В. Чернышева. - М., 2015.

13. Сельницын А. Николай Вергеланн [Электронный ресурс]. - URL: http://www.norge.ru/wergeland_nikolaj/ (дата обращения: 25.11.2018).

14. Смирнов М. Ю. Религии стран Северной Европы. - СПб.: Изд-во СПбГУТ, 2008.

15. Allchin A.M. N.F.S. Grundtvig. An Introduction to His Life and Work. -Oxford, 1997.

16. Appel Ch., Fink-Jensen M. Religious Reading in the Lutheran North. Studies in Early Modern Scandinavian Book Culture. - Cambridge, 2011.

17. Bjorklund I. The Anatomy of a Millenarian Movement: Some Organizational Conditions for the Sami Revolt in Guovdageaidnu in 1852 // Acta Borealia. - 1992. -Vol. 9. - No 2. - P. 37-46.

18. Furseth I. A Comparative Study of Social and Religious Movements in Norway, 1780s-1905. - Lewiston, 2002.

19. Furseth I. The Role of Women in the Hauge Movement [Электронный ресурс]. - URL: http://www.lutheranquarterly.com/uploads/7/4/0/1/7401289/timelinehauge.pdf (дата обращения: 05.11.2018).

20. Gertz Ch. The Pietist Impulse: Scandinavians [Электронный ресурс]. -URL: https://pietistschoolman.com/2011/08/09/the-pietist-impulse-scandinavians/ (дата обращения: 20.11.2018).

21. Gjendem P. Hans Nielsen Hauge (1771-1824), lay-preacher and social reformer [Электронный ресурс]. - URL: http://www.pergjendem.com/?p=103 (дата обращения: 20.11.2018).

22. Gordon R. Pietism in 17th century Germany [Электронный ресурс]. - URL: http://www.cob-net.org/pietism.htm (дата обращения: 07.12.2018).

23. Greenwall R. What was Schartauan Pietism? // Pietisten. - 2001. - Vol.16. -No 1. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.pietisten.org/spring01/schartauan.html (дата обращения: 20.11.2018).

24. Henric Schartau. [Электронный ресурс]. - URL: https://sok.riksarkivet.se/sbl/Presentation. aspx?id=63 65 (дата обращения: 20.11.2018).

25. Hojskolebevœgelsen [Электронный ресурс]. - URL: http://www.grundtvig.dk/hvem-er-grundtvig/grundtvig-og-kulturen/hoejskolebevaegelsen.html (дата обращения: 20.11.2018).

26. Mardal M.A. Christopher Hoen [Электронный ресурс]. - URL: https://nbl.snl.no/Christopher_Hoen (дата обращения: 06.11.2018).

27. Nicolai Wergeland [Электронный ресурс]. - URL: https://nbl.sill.no/Nicolai_Wergeland (дата обращения: 06.11.2018).

28. Raynasen S. Kronikk i Vârt Land aug 2010: Hans Nielsen Hauge - en moderne samfunnsbygger [Электронный ресурс]. - URL: http://haugeinstitute.org/416/hans-nielsen-hauge—en-moderne-samfunnsbygger (дата обращения: 03.11.2018).

29. Semmingsen I. Haugeans, Rappites, and the emigration of 1825 [Электронный ресурс]. - URL: https://www.naha.stolaf.edu/pubs/nas/volume29/vol29_01.htm (дата обращения: 20.11.2018).

30. Shaw J. Pulpit under the Sky. - Minneapolis, 1955.

31. Svendsen A. Ole Gabriel Ueland [Электронный ресурс]. - URL: https://nbl.snl.no/Ole_Gabriel_Ueland (дата обращения: 06.11.2018).

32. The Making of Regions in Sweden and Germany: Culture and Identity, Religion and Economy in Comparative Perspective / P. Aronsson, ed. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.aronsson.nl/Aronsson/Artiklar_files/hvregm.pdf (дата обращения: 20.11.2018).

33. Wiedling T.R. Ole Rasmussen Apeness. [Электронный ресурс]. - URL: https://snl.no/Ole_Rasmussen_Apeness (дата обращения: 06.11.2018).

Статья поступила: 17.12.2018. Принята к печати: 31.01.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.