Научная статья на тему 'Отзыв на монографию С. Э. Яловицыной «Лютеране в Карелии: Исторические очерки» (Петрозаводск, 2016)'

Отзыв на монографию С. Э. Яловицыной «Лютеране в Карелии: Исторические очерки» (Петрозаводск, 2016) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
92
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕТР ВЕЛИКИЙ / ПРОТЕСТАНТИЗМ / РЕФОРМАЦИЯ / ПРИХОДСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЛЕСТАДИУС / PETER THE GREAT / PROTESTANTISM / REFORMATION / PARISH ACTIVITIES / LAESTADIUS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Крылов Павел Валентинович

В работе рецензируется монография С. Э. Яловицыной «Лютеране в Карелии: Исторические очерки» (Петрозаводск: ИП Марков Н. А., 2016. 216 с.). В монографии рассматриваются основные вехи истории лютеран Карелии, которая берет начало со времени преобразований Петра I, и связана с появлением большого количества спецалистов лютеранского вероисповедания, которые и составили основу местных общин. Автор дает высокую труду С. Э. Яловицыной, отмечая обширную источниковую базу, ясность и продуманность подачи материала, отсутствие существенных фактологических ошибок. Отдельного внимания заслуживает общий посыл монографии свидетельство о гармоничном сосуществовании представителей различных христианских конфессий Карелии, что может служить хороший примером для современности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Review on the monography «Lyuterane v Karelii: Istoricheskie zametki» [Lutherans in Karelia: Historical notes] by S. E. Yalovitsyna (Petrozavodsk, 2016)

The monograph of S. E. Yalovitsyna «Lutherans in Karelia: Historical essays» (Petrozavodsk: IP Markov N. A., 2016. 216 p.) is reviewed. The book examines the main stages of the history of Lutherans in Karelia, which originated from the time of reforms of Peter the Great and due to emergence of a large number of Lutheran professionals, who formed a basis of the local communities. The author gives a high estimation of the work of S. E. Jalovitsyna, marking out extensive source base, clarity and reasonableness of the material, absence of significant factual errors. Special attention is given to the general idea of the monography, i. e. the evidence of the harmonious coexistence of representatives of different Christian denominations in Karelia, which can serve as a good example for our contemporaries.

Текст научной работы на тему «Отзыв на монографию С. Э. Яловицыной «Лютеране в Карелии: Исторические очерки» (Петрозаводск, 2016)»

с

и Павел Баленшновш Крылов УДК 2841

и к. ист. н., научный сотрудник,

§ Санкт-Петербургский институт истории РАН

^ (Петрозаводская ул., д. 7, Санкт-Петербург, 197110)

^ pavel_kryloff@mail.ru

ч Отзыв на монографию С. Э. Яловицыной

Й «Лютеране б Карелии: Исторические очерки»

(Петрозаводск, 2016)

В работе рецензируется монография С. Э. Яловицыной «Лютеране в Карелии: Исторические очерки» (Петрозаводск: ИП Марков Н. А., 2016. 216 с.). В монографии рассматриваются основные вехи истории лютеран Карелии, которая берет начало со времени преобразований Петра I, и связана с появлением большого количества спецалистов лютеранского вероисповедания, которые и составили основу местных общин. Автор дает высокую труду С. Э. Яловицыной, отмечая обширную источниковую базу, ясность и продуманность подачи материала, отсутствие существенных фактологических ошибок. Отдельного внимания заслуживает общий посыл монографии — свидетельство о гармоничном сосуществовании представителей различных христианских конфессий Карелии, что может служить хороший примером для современности.

Ключевые слова: Петр Великий, протестантизм, Реформация, приходская деятельность, Лестадиус

Volume V

&

w i

i

o

Pavel valentinovich Krylov .

a

PhD in History, leading researcher, r

Russian Academy of Science, Institute of History h (Petrozavodskaya ulitsa, 7, Saint-Petersburg, 197110) S

pavel_kryloff@mail.ru o

cn

o o

Review on the monography «Lyuterane v Karelii: Istoricheskie zametki» [Lutherans in Karelia: Historical notes] by s. E. Yalovitsyna (Petrozavodsk, 2016)

The monograph of S. E. Yalovitsyna «Lutherans in Karelia: Historical essays» (Petrozavodsk: IP Markov N. A., 2016. 216 p.) is reviewed. The book examines the main stages of the history of Lutherans in Karelia, which originated from the time of reforms of Peter the Great and due to emergence of a large number of Lutheran professionals, who formed a basis of the local communities. The author gives a high estimation of the work of S. E. Jalovitsyna, marking out extensive source base, clarity and reasonableness of the material, absence of significant factual errors. Special attention is given to the general idea of the monography, i. e. the evidence of the harmonious coexistence of representatives of different Christian denominations in Karelia, which can serve as a good example for our contemporaries.

Key words: Peter the Great, Protestantism, Reformation, parish activities, Laestadius

га История лютеранства в Российской Карелии насчита-

ем вает несколько веков истории, она берет начало с того вре-% мени, как на Олонецких верфях, заложенных Петром I для

И "Л,

О строительства российского флота, появились иностранные

л мастера, выходцы из протестантских территорий Западной

о Европы. Массовое переселение лютеран из Финляндии, к

^ работавших на предприятиях Петрозаводска, мраморных ^ карьерах Тивдии, лесопилках Присвирья и пристанях вдоль § Онежского канала, ставшее неоспоримым фактом после ^ 1830-х гг., превратило лютеранство в постоянный фактор, и влияющий на религиозную ситуацию в Карелии.

Монография С. Э. Яловицыной представляет своему читателю квалифицированный и продуманный обзор истории карельских лютеран с первых шагов формирования их как религиозной общины в середине XIX в., увенчавшихся созданием прихода 31 августа 1863 г., занимавшегося «традиционной приходской деятельностью»: проведением богослужений, совершением таинств, конфирмационным обучением молодежи, благословением венчания и погребения, а также организовавшего приходское делопроизводство (С. 34). Наблюдение, которое кажется в этой главе особенно важным, касается связи обучения в Финляндии, овладения культурой повседневного быта соседней территории и переходом в лютеранство, которое было «головной болью» для одних и открытием новых возможностей для других в конце XIX - начале XX вв. (С. 75). В следующих двух главах последовательно рассматривается советский период, во время которого церковная жизнь была сначала загнана в подполье, а потом, после 1970 г., получила возможность робкого восстановления; а также период 1990-2016 гг., отмеченный появлением значительного количества приходов, большинство которых присоединились к Евангелическо-лютеранской Церкви Ингрии. При написании работы автор использовала большое количество архивных источников (которые впервые введены в научный оборот), а также материалы социологических опросов, интервью и статистическую информацию, которая для наглядности сведена в удобные таблицы

же они ничем не отличались от системы мероприятии атеистической направленности, внедряемой в сопредельных областях РСФСР?

О

н

со в

и диаграммы. Кстати, из таблицы, отражающей исполнение частных треб в дореволюционной период, следует, что в 1867, 1868, 1893 и 1903 гг. количество отпеваний значительно превышает число крещений, а также превосходит средний пока- к затель в соседние годы. Есть ли какие-нибудь причины для -повышенной смертности в годы, которые выглядят сугубо л мирными? Хотелось бы найти ответ на этот вопрос в моногра- и фии. Точно также хотелось бы узнать, демонстрировали ли ц

Сг4

в довоенный советский период т.н. «красные финны» какое-то особое отношение к лютеранству, будь оно более лояльным или более нетерпимым, чем «в среднем по СССР»? Можно ли говорить о каких-нибудь специфических мерах по противодей- Л

ствию религии, внедряемых в Карелии в 1920-е - 1930-е гг. или 5

в

В целом, же количество замечаний, которые можно было К бы адресовать автору, относительно невелико. Источники р и отражающая тематику литература использованы доста- ^ точно исчерпывающе. В качестве легкого упрека можно к было бы указать автору на незнание одной опубликованной . на русском языке книги финского автора Аапели Саарисало «Лестадиус — пророк Севера»1, посвященной фигуре известного проповедника первой половины XIX в., сильно повлиявшего на лютеранство не только в Финляндии, но и в России. Еще можно было бы посоветовать С. Э. Яловицыной более интенсивно использовать мемуарную литературу, в частности воспоминания Юрьё Риехкалайнена2, Тайми Ванаселья3, Ирьи Хиива4, не упомянутые в монографии. В то же время рецензенту представляется, что автор недостаточно критически относится к выводам Каарины Юлёнен, тем более что со времени ее исследования миновало около 10 лет и описанная ею ситуация является не столько фактом актуальной

1 Саарисало А. Лестадиус — пророк Севера. СПб., 2015.

2 Риехкалайнен Ю. Ингерманландские финны. История и судьба. Петрозаводск, 2009.

3 Ванаселья Т. Прощение освобождает. СПб., 2006.

4 Хиива И. Из дома. СПб., 2008.

о

га религиозной ситуации, сколько историческим свидетель-

о ством о положении дел в карельском лютеранстве в середине

% 1990-х гг.

О Более серьезным недостатком является отсутствие геол графических карт. Книга существенно бы выиграла в глазах

о читателя, если бы он был в состоянии представить располо-к

^ жение евангелически-лютеранских приходов на просторах ^ Карелии с учетом динамики их возникновения и развития § в 1990-е гг. Наличие карт было бы желательно и для страниц, ^ повествующих об истории XIX в., особенно по причине того, и что таможенные границы Великого Княжества Финляндского не совпадали с современной российско-финской границей, в результате чего соотношение финской и российской Карелии отличалось от нынешнего. Наконец, очень мало информации содержится о Карельской Евангелическо-люте-ранской Церкви, религиозного объединения, действующего на территории республики с 1997 г. Автор, говоря о лютеранстве в Карелии, концентрирует свое внимание исключительно на общинах ингерманландско-финского происхождения. Понимая всю сложность положения автора, чья монография вышла под грифом ЕЛЦ Ингрии, рецензент предполагает, что следовало не только упомянуть факт внутриконфессиональ-ного раскола, но и попытаться найти возможность максимально объективно и нейтрально описать само явление КарЕЛЦ, ее состояние на современном этапе и охарактеризовать ее место в карельском лютеранстве в середине 2010-х гг. Этот феномен, безусловно, требует религиоведческого и исторического анализа.

Отрадно, что в монографии почти нет фактических ошибок, что в настоящее время встречается весьма редко. Тем не менее использование термина «патриот» применительно к российским реалиям XVIII в. (С. 13) выглядит явным анахронизмом, поскольку данное слово и во французском языке начинает утверждаться лишь в годы Великой французской революции, и только в следующем веке начинает употребляться в русском языке с позитивной коннотацией. По мнению рецензента, понятие «верноподданный» смотрелось бы

О

н

со

Е в

в данном контексте более уместным. Также на с. 190, справедливое утверждение о том, что «Финляндия и теперь практически моноконфессиональная страна, в которой лютеранская конфессия имеет статус государственной», должно и быть дополнено информацией о равном государственном -статусе и для Финской Православной Церкви. л

Большинство замечаний, однако, являются сугубо реко- в мендательными. Монография представляет собой глубокое ц и тщательное исследование темы, результатом которого и стала непротиворечивая реконструкция социальной реальности прошлого, имеющая ценность не только для познания э дел давно минувших, но и для возможности прогнозировать ^ будущее. Добрые и спокойные отношения между народами S и конфессиями Карелии, отраженные автором в ее книге, и создают у читателя стойкую надежду на то, что традиция и многих лет будет поддержана следующими поколениями и верующих. К

Р

Источники И ЛИТЕРАТУРА И

Л

1. Ванаселья Т. Прощение освобождает. — СПб.: Нестор- § История, 2006. — 160 с. .

2. Риехкалайнен Ю. Ингерманландские финны. История и судьба. — Петрозаводск: Периодика, 2009. — 174 с.

3. Саарисало А. Лестадиус — пророк Севера. — СПб.: Гйоль, 2015. — 232 с.

4. Хиива И. Из дома. — СПб.: Нестор-История, 2008. — 280 с.

5. Яловицына С. Э. Лютеране в Карелии: Исторические очерки. — Петрозаводск: ИП Марков Н. А., 2016. — 216 с.

References

1. Khiiva I. (2008) Iz doma [From home], Saint-Petersburg: Nestor-Istoriya, 280 p.

2. Riekhkalaynen Yu. (2009) Ingermanlandskie finny. Istoriya i sud'ba [Ingrian Finns. History and destiny], Petrozavodsk: Periodika, 174 p.

я 3. Saarisalo A. (2015) Lestadius — prorok Severa [Laestadius —

H

u Prophet of the North], Saint-Petersburg: Gyol', 232 p.

ti 4. Vanasel'ya T. (2006) Proshchenie osvobozhdaet [Forgiveness

O frees], Saint-Petersburg: Nestor-Istoriya, 160 p.

^ 5. Yalovitsyna S. E. (2016) Lyuterane v Karelii: Istoricheskie

O ocherki [Lutherans in Karelia: Historical essays], Petrozavodsk: IP Mar-

g kov N. A., 216 p.

¡=T

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.