Научная статья на тему 'Характеристика вербального общения дошкольников с задержкой психического развития'

Характеристика вербального общения дошкольников с задержкой психического развития Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1898
241
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕНИЕ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИГРА / ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / СТРАТЕГИЧЕСКИЙ И ТАКТИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТЫ ВЕРБАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Вольская Ольга Викторовна

В статье представлены данные об особенностях вербального общения дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР). У данной категории детей наблюдается недостаточная сформированность стратегического и тактического компонентов вербального общения. Это приводит к трудностям в усвоении образовательных программ и препятствует школьной адаптации, что требует на этапе дошкольного детства специальной коррекции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Вольская Ольга Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VERBAL COMMUNICATION PECULIARITIES OF PRESCHOOL CHILDREN WITH MENTAL DEVELOPMENT DELAY

The article presents the data on verbal communication peculiarities of preschool children with mental development delay (MDD). An insufficient level of strategic and tactical components of verbal communication is observed in schoolchildren with MDD. It leads to difficulties in mastering of educational programs and hinders school adaptation and requires special correction at this stage of preschool childhood.

Текст научной работы на тему «Характеристика вербального общения дошкольников с задержкой психического развития»

УДК 159.938:616.899-053.4

ВольскАя ольга Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой специальной педагогики и психологии Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова. Автор 26 научных публикаций, в т.ч. одной монографии, 6 учебно-методических работ

характеристика вербального общения дошкольников с задержкой психического развития

В статье представлены данные об особенностях вербального общения дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР). У данной категории детей наблюдается недостаточная сформированность стратегического и тактического компонентов вербального общения. Это приводит к трудностям в усвоении образовательных программ и препятствует школьной адаптации, что требует на этапе дошкольного детства специальной коррекции.

Общение, деятельность, игра, задержка психического развития, стратегический и тактический компоненты вербального общения

Воспитание и обучение детей с задержкой психического развития принадлежит к числу наиболее актуальных проблем современной коррекционной педагогики. В настоящее время накоплен опыт организации коррекционной помощи дошкольникам и младшим школьникам, испытывающим трудности в усвоении образовательной программы1. Однако многие вопросы остаются недостаточно разработанными, в частности проблема изучения и развития вербального общения у дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР). До настоящего времени нет целостного представления о закономерностях развития у детей с ЗПР навыков вербального общения, не изучены условия, способствующие полноценному формированию основных компонентов их вербальной коммуникации2.

© Вольская О.В., 2011

Изучение особенностей общения детей со взрослыми имеет огромное значение для понимания своеобразия становления психики дошкольника с ЗПР, разработки путей и средств коррекции индивидуальных отклонений в психическом развитии ребенка.

В современной психолого-педагогической литературе недостаточно представлены исследования, раскрывающие особенности речевого общения дошкольников с задержкой психического развития в игровой деятельности - ведущей на данном этапе развития, поскольку именно в процессе игры дети вступают в общение друг с другом.

Недостаточная разработанность проблемы общения связана также с разными трактовками сущности самого феномена общения. Однако большинство ученых рассматривают общение

как взаимодействие3, важный вид человеческой деятельности, оказывающий влияние на развитие личности и установление межличностных отношений.

В нашем исследовании мы опирались на позиции отечественных ученых и рассматривали вербальное общение как деятельность во взаимосвязи двух компонентов: стратегического, связанного с мотивацией, и целеполаганием, т.е. с этапом ориентировки и планирования, и тактического, отражающего содержательную сторону общения4.

Для выявления специфических особенностей вербального общения старших дошкольников с ЗПР нами было проведено исследование, в котором принимало участие 60 нормально развивающихся дошкольников и 60 дошкольников с задержкой психического развития. Средний возраст испытуемых составил 6 лет.

Результаты нашего исследования показывают, что у дошкольников с ЗПР по сравнению с нормально развивающимися детьми недостаточно сформированы все составляющие стратегического и тактического компонентов вербального общения.

Особенности стратегического компонента вербального общения проявляются, в первую очередь, в неразвитости мотивации в общении со взрослыми и сверстниками, что, в свою очередь, сказывается на преобладании деловых мотивов общения. Познавательный мотив, характерный для детей с нормальным развитием, наблюдается лишь у небольшой части дошкольников с ЗПР, а личностный мотив общения полностью не сформирован. Это объясняется тем, что у дошкольников с задержкой психического развития преобладают ситуативные формы общения, что связано с бедностью знаний, недостаточной сформированностью саморегуляции и доминированием ситуативной речи. Дети с ЗПР испытывают трудности при установлении познавательных контактов: они не проявляют должной познавательной активности, настойчивости в отстаивании своих интересов, не владеют оценочными суждениями. Преобладание деловых мотивов отрицательно сказывается на продолжительности и

характере общения. Кроме того, уровень развития самостоятельной игры у большинства детей дошкольного возраста с задержкой психического развития соответствует играм «рядом» и «вместе», которые не создают мотивов для продолжительного общения детей.

Незрелость мотивационной сферы, в свою очередь, оказывает влияние на развитие активности у дошкольников с ЗПР. Это характерно и для самостоятельной игры детей и для специально организованной педагогом игры. Часть детей не проявляют инициативы и активности в общении, другим необходима внешняя стимуляция для начала общения. В организованной педагогом игре, активность детей с задержкой психического развития несколько выше, что обусловлено руководящей ролью взрослого. В целом, необходимо отметить, что у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития наблюдается недостаточная сформи-рованность активности в процессе общения.

Несформированность отдельных групп мотивов общения отрицательно влияет также и на развитие ориентировки в ситуации общения. Это находит отражение в недостаточном осмыслении ситуации общения, что приводит к неудаче во взаимодействии, возникновению реплик, содержание которых не соответствует ситуации общения. Результаты нашего исследования показывают, что дошкольникам с задержкой психического развития значительно труднее ориентироваться в ситуации самостоятельно игры, т.к. здесь им приходится делать это самостоятельно. Для успешной ориентировки в ситуации общения необходимо развитие мыслительных операций, в первую очередь, анализа. У большинства детей с задержкой психического развития мыслительные операции к концу дошкольного возраста оказываются недостаточно сформированными, поэтому большинство детей самостоятельно не ориентируются в ситуации общения.

Изучение тактического компонента вербального общения дошкольников с задержкой психического развития показало, что все его составляющие имеют свою специфику.

Преобладающая функция общения у данной категории детей - информационно-коммуника-

тивная. Чаще всего дети вступают в общение со сверстниками и взрослыми для того, чтобы обменяться какой-либо информацией. У них наблюдается несформированность регуляционно-коммуникативной и аффективно-коммуникативной функций общения. Неразвитость функций общения связана с несформирован-ностью мотивов общения, низким уровнем развития игровой деятельности, недостаточным развитием основных форм общения.

Дошкольники с задержкой психического развития не умеют самостоятельно контролировать процесс общения, корректировать свои высказывания в соответствии с ситуацией, договориться о совместной игре, что приводит к частым конфликтам во время взаимодействия. Дети, как правило, не могут самостоятельно разрешить конфликт, поэтому обращаются за помощью к взрослому.

Нарушения речи, наблюдаемые у дошкольников с ЗПР, отрицательно сказываются на процессе вербального общения. Несформирован-ность всех сторон речи у детей данной категории (фонетической, лексической, грамматической, синтаксической) ведет к бедности вербального общения. Это находит отражение в преобладании в речи детей простых фраз, часто неполных (без подлежащего или сказуемого), аграмматичных, с неправильным порядком слов.

Недостаточная сформированность вербальных средств общения обуславливает активное, но в некоторых случаях неадекватное использование детьми невербальных средств (мимики, жестов, движений и т.д.).

Несформированность контроля при отборе содержания и языкового оформления высказываний в соответствии с ситуацией общения приводит к малой коммуникативной насыщенности речи, проявляющейся в преобладании у детей монолога или «коллективного монолога». Количество диалогов в речи детей незначительное, и они быстро угасают. Дети с ЗПР могут занимать в диалоге пассивную позицию, испытывать трудности в создании инициальных реплик и поддержании диалогов.

На основании нашего исследования, можно сделать вывод, что в специально организован-

ной игре коммуникативная насыщенность речи у дошкольников с задержкой психического развития значительно выше. Это обусловлено тем, что в организованной игре педагог занимает активную позицию, постоянно стимулируя появление диалогов. В самостоятельной же игре дети должны сами быть инициаторами общения. У дошкольников с задержкой психического развития наблюдаются трудности в появлении и поддержании диалогов, что обусловлено несформированностью игровой деятельности.

Таким образом, результаты нашего исследования показывают, что у дошкольников с ЗПР по сравнению с нормально развивающимися детьми недостаточно сформированы все составляющие стратегического и тактического компонентов вербального общения, причем в специально организованной педагогом игре показатели, характеризующие сформирован-ность отдельных составляющих каждого из компонентов, несколько выше, чем в самостоятельной игре.

Особенности стратегического компонента вербального общения у дошкольников с ЗПР проявляются в первую очередь в том, что из всей совокупности мотивов общения у них в большей степени сформированы деловые, которые не являются значимыми для поддержания общения, для развития диалога, т.к. быстро исчерпываются. Поскольку мотив является «пусковым механизмом» всякой деятельности, следовательно, его незрелость обусловливает несформированность других составляющих стратегического компонента и косвенно влияет на составляющие тактического. Это проявляется в недостаточной ориентировке детей в ситуации общения и необходимости внешней стимуляции для возникновения взаимодействия.

Рассматривая развитие тактического компонента вербального общения, мы пришли к выводу, что наиболее значимыми составляющими этого компонента являются контроль общения и владение языком. Дошкольники с ЗПР используют для общения элементарные аграмматичные фразы, состоящие преимущественно из существительных и глаголов, употребляе-

мых без согласования. Кроме того, для детей характерно недостаточное развитие контроля, что проявляется в невозможности подчинить процесс общения поставленным задачам и вносить в него определенные коррективы. Не-сформированность контроля за собственными высказываниями с точки зрения их содержания и языкового оформления приводит к недоразвитию остальных составляющих тактического компонента вербального общения, что проявляется в малой коммуникативной насыщенности речи, активном использовании невербальных средств и преобладании информационно-коммуникативной функции общения.

Механизмами несформированности вербального общения у дошкольников с задержкой психического развития выступают, с одной стороны, незрелость мотивов, а с другой - не-сформированность контроля за собственными

Уровни сформированности вербального общения, наблюдаемые у детей с задержкой психического развития, обусловлены, по нашему мнению, несформированностью игровой деятельности. Игра «рядом», наблюдаемая у некоторой части дошкольников с ЗПР, приводит к тому, что у них вообще не возникает общение. У большинства испытуемых преобладает игра «вместе», что вызывает эпизодическое, непро-

высказываниями с точки зрения их содержания и языкового оформления в соответствии с ситуацией общения.

Анализ экспериментальных данных позволил выделить пять уровней сформирован-ности вербального общения. На первом уровне наблюдаются единичные случаи общения, возникающие по инициативе педагога. Второй уровень характеризуется эпизодическим общением, которое вызвано игрой «вместе». Третий уровень можно охарактеризовать как кратковременное общение, связанное с появлением элементов совместных игр. Четвертый и пятый уровни вербального общения связаны с совместными сюжетно-ролевыми играми.

У дошкольников с ЗПР в самостоятельной игре преобладают 1 и 2 уровни сформированности общения (табл. 1), а в специально организованной игре - 2 и 3 уровни (табл. 2).

дуктивное общение. К старшему дошкольному возрасту у детей с ЗПР начинают формироваться элементы совместной, сюжетной игры, возникающей из игры «вместе». Данный вид игр предполагает появление между детьми общения, однако, т.к. игра быстро распадается, то общение также прекращается. Следовательно, несформированность игровой деятельности у дошкольников с задержкой психического раз-

Таблица 1

УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ ВЕРБАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ

В САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ИГРЕ, %

Категория детей Уровень вербального общения

1 2 3 4 5

Дети с нормальным развитием 0 0 5 62 33

Дети с задержкой психического развития 35 35 27 3 0

Таблица 2

УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ ВЕРБАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ В СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЕ, %

Категория детей Уровень вербального общения

1 2 3 4 5

Дети с нормальным развитием 0 0 5 50 45

Дети с задержкой психического развития 24 33 33 10 0

вития оказывает отрицательное влияние как на качество вербального общения в целом, так и отдельных его составляющих.

Таким образом, многоаспектное изучение результатов проведенного исследования поз-

волило нам выявить своеобразие вербального общения детей дошкольного возраста с ЗПР и доказать необходимость проведения специальной работы по развитию вербального общения у данной категории детей.

Примечания

1 Дети с задержкой психического развития / под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. М., 1984.

2 Дмитриева Е.Е. Об особенностях общения со взрослыми шестилетних детей с ЗПР // Дефектология. 1988. № 2. С. 68-71.

3 Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986.

4 ЛеонтьевА.А. Психология речевого общения: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. М., 1975.

Volskaya Olga

VERBAL COMMUNICATION PECULIARITIES OF PRESCHOOL CHILDREN WITH

MENTAL DEVELOPMENT DELAY

The article presents the data on verbal communication peculiarities of preschool children with mental development delay (MDD). An insufficient level of strategic and tactical components of verbal communication is observed in schoolchildren with MDD. It leads to difficulties in mastering of educational programs and hinders school adaptation and requires special correction at this stage of preschool childhood.

Контактная информация: e-mail\ volskaya.olga@pomorsu.ru

Рецензент - Флотская Н.Ю, доктор психологических наук, профессор, декан факультета коррекционной педагогики Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.