УДК 159.938:616.899-053.4
ОСОБЕННОСТИ ВЕРБАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
© 2006 г. О. В. Вольская
Поморский государственный университет им. М. В. Ломоносова, г. Архангельск
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме общения детей дошкольного возраста с задержкой психического развития свидетельствует о недостаточной разработанности данной проблемы [1, 2, 4, 5]. До настоящего времени нет исследований, раскрывающих особенности речевого общения дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР) в игровой деятельности — ведущей на данном этапе развития, поскольку именно в процессе игры дети вступают в общение друг с другом [3, 7, 8]. Изучение особенностей общения со взрослыми и сверстниками необходимо для оптимизации коррекционно-развивающей работы в специальном дошкольном учреждении, а также для более глубокого проникновения в структуру дефекта детей с ЗПР.
В связи с этим нами было проведено экспериментальное изучение особенностей вербального общения старших дошкольников с ЗПР в процессе игровой деятельности. Для этого была разработана экспериментальная методика, состоящая из двух серий. Целью первой серии было выявление особенностей вербального общения дошкольников с ЗПР в ходе специально организованных сюжетно-ролевых игр, вторая предполагала выявление этих особенностей в ходе самостоятельных игр. Анализ вербального общения проводился с учетом двух составляющих общения [6, 7]: стратегического компонента, который включал анализ преобладающих мотивов общения, умение ориентироваться в ситуации общения, вступление в контакт с собеседником в процессе общения, и тактического компонента, направленного на изучение преобладающих функций общения, контроля процесса общения, степени владения языком, сочетания вербальных и невербальных компонентов в процессе общения, коммуникативной насыщенности речи.
В исследовании принимали участие 60 нормально развивающихся дошкольников (1-я, контрольная, группа) и 60 детей дошкольного возраста с задержкой психического развития (2-я группа).
Результаты нашего исследования показывают, что у детей 2-й группы наблюдается недостаточная по сравнению с группой контроля сфор-мированность стратегического и тактического компонентов вербального общения. Это проявляется неразвитостью мотивации в общении со взрослыми и сверстниками, что, в свою очередь, сказывается на преобладании деловых мотивов общения. Такие дети обнаруживают значительные трудности при установлении познавательных контактов со взрослыми и сверстниками: не проявляют должной познавательной активности, настойчивости в отстаивании своих интересов, не владеют оценочными суждениями. Это объясняется тем, что уровень общения у детей с задержкой психического развития не соответствует возрастной норме. У них преобладают ситуативные формы общения, что обусловлено общим психическим недоразвитием: малым запасом
В статье представлены данные об особенностях вербального общения у дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР). Приводится также экспериментальная методика изучения своеобразия речевого общения у детей данной категории и качественный анализ полученных результатов. У дошкольников с ЗПР наблюдается недостаточная сформированность стратегического и тактического компонентов вербального общения. Это приводит к трудностям в усвоении образовательных программ и препятствует школьной адаптации, что требует на этапе дошкольного детства специальной коррекции.
Ключевые слова: общение, деятельность, игра, задержка психического развития, стратегический и тактический компоненты вербального общения.
знаний, недостаточной сформированностью саморегуляции и контекстной речи. Кроме того, уровень развития самостоятельной игры у большинства детей дошкольного возраста с ЗПР соответствует играм «рядом» и «вместе», которые не создают мотивов для продолжительного общения.
Анализ экспериментальных данных позволяет судить о том, что у детей 2-й группы наблюдается недостаточный уровень активности в процессе общения, что характерно как для самостоятельной, так и для организованной педагогом игры. Часть этих детей вообще не проявляют инициативы и активности для установления общения, другим для начала этого необходима внешняя стимуляция. В игре, организованной педагогом, активность несколько выше, что обусловлено руководящей ролью взрослого.
У детей с ЗПР плохо развита ориентировка в ситуации общения. Это находит отражение в недостаточном осмыслении, осознании ситуации общения, что приводит к неудаче во взаимодействии. Результаты нашего исследования показывают, что дошкольникам с такими проблемами значительно труднее ориентироваться в ситуации самостоятельной игры. В ситуации специально организованной игры они показали начальную ориентировку в общении, но это скорее обусловлено знакомством с данными играми.
У дошкольников с ЗПР преобладающей функцией общения является информационно-коммуникативная. Чаще всего они вступают в общение со сверстниками и взрослыми для того, чтобы обменяться какой-либо информацией. У таких детей наблюдается несфор-мированность регуляционно-коммуникативной и аффективно-коммуникативной функций общения. Неразвитость функций общения связана с несфор-мированностью мотивов общения, низким уровнем развития игровой деятельности, недостаточным уровнем развития основных форм общения.
Недостаточность развития контроля процесса общения находит отражение в неумении договориться о совместной игре, частных конфликтах во время взаимодействия. Такие дети, как правило, не могут самостоятельно разрешить конфликт, поэтому обращаются за помощью к взрослому.
Нарушения речи, несформированность всех ее сторон (фонетической, лексической, грамматической), наблюдаемые у дошкольников с ЗПР, отрицательно сказываются на процессе вербального общения, обедняют его. Такие дети строят в основном простые фразы, часто неполные (без подлежащего или сказуемого), аграмматичные, с неправильным порядком слов. Однако необходимо отметить, что дети с ЗПР, посещавшие дошкольное учреждение не один год и прошедшие специальное обучение, показали значительно лучшее владение языком. Это обусловлено специальной коррекционно-развивающей работой, которая была проведена с данными детьми.
Недостаточная сформированность вербальных средств общения обусловливает активное использо-
вание детьми невербальных средств. Характерная для них недостаточная коммуникативная насыщенность речи проявляется тем, что часть детей данной категории вообще не участвуют в диалогах, предпочитая действовать молча. Большинство из них испытывают трудности в создании инициальных реплик, поддержании диалогов. Кроме того, количество диалогов в их речи незначительно, они кратковременны и быстро угасают.
Итак, результаты нашего исследования показывают, что у дошкольников с задержкой психического развития наблюдается несформированность стратегического и тактического компонентов вербального общения.
Анализ экспериментальных данных позволил выделить у дошкольников обеих групп пять уровней сформированности вербального общения:
1. Единичные случаи общения, возникающие по инициативе педагога.
2. Эпизодическое общение, вызванное игрой «вместе».
3. Кратковременное общение, связанное с появлением элементов совместных игр.
4. Длительное общение, возникающее в совместных, ролевых играх на основе интереса к содержанию игры.
5. Постоянное взаимодействие на основе общих интересов, избирательных симпатий.
Для детей с ЗПР преобладающими являются первые три уровня, что обусловлено неразвитостью игровой деятельности и форм общения, несформи-рованностью всех компонентов в структуре общения (табл. 1, 2). Очень немногие из них достигают четвертого и пятого уровней постоянного общения, обычных для детей с нормальным развитием.
Таблица 1
Уровни сформированности вербального общения у дошкольников в самостоятельной игре, %
Категория детей
I II III IV V
С нормальным развитием о о 5 б2 ЗЗ
С задержкой психического
развития 35 35 27 З о
Уровень вербального общения
Таблица 2
Уровни сформированности вербального общения у дошкольников в специально организованной сюжетно-ролевой игре, %
Категория детей
I II III IV V
С нормальным развитием о о 5 5о 45
С задержкой психического развития 24 ЗЗ ЗЗ іо о
Уровень вербального общения
Таким образом, результаты проведенного экспериментального изучения показали, что у детей с ЗПР к концу дошкольного возраста наблюдается несформиро-ванность всех компонентов вербального общения, что
приводит к трудностям в усвоении образовательных программ и препятствует школьной адаптации. Поэтому необходимо на этапе дошкольного детства проводить с ними специальную коррекционную работу, направленную на формирование вербального общения.
Список литературы
1. Готовность к школьному обучению детей с ЗПР шестилетнего возраста : сб. науч. тр. / АПН СССР, НИИ дефектологии; под общ. ред. В. И. Лубовского, Н. А. Цы-пиной. — М. : АПН СССР, 1989. — 120 с.
2. Грибова О. Е. К проблеме анализа коммуникации у детей с речевой патологий / О. Е. Грибова // Дефектология.
— 1995. — № 6. — С. 7-16.
3. Дети с задержкой психического развития / под ред. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной. — М. : Педагогика, 1984. — 256 с.
4. Дмитриева Е. Е. Об особенностях общения со взрослыми шестилетних детей с ЗПР / Е. Е. Дмитриева // Дефектология. — 1988. — № 2. — С. 68-71.
5. Дмитриева Е. Е. Особенности общения шестилетних детей с ЗПР со взрослыми : автореф. дис. ... канд. психол. наук / Дмитриева Е. Е. — М., 1989. — 16 с.
6. Леонтьев А. А. Психология речевого общения : автореф. дис. ... д-ра психол. наук / Леонтьев А. А. — М., 1975. — 40 с.
7. Психологические исследования общения : сб. статей / отв. ред. Б. Ф. Ломов и др. — М. : Наука, 1985.
— 344 с.
8. Самойленко Е. С. Основные направления экспериментального исследования речи в ситуациях общения / Е. С. Самойленко // Психологический журнал. — 1985.
— № 4. — С. 153-158.
PECULIARITIES OF VERBAL COMMUNICATION OF PRESCHOOL CHILDREN WITH MENTAL DEVELOPMENT ARREST
O. V. Volskaya
Pomor State University named after M. V. Lomonosov, Arkhangelsk
In the article, the data about peculiarities of verbal communication of preschool children with mental development arrest (MDA) have been presented. The experimental method of studying speech communication’s originality in children of this category and the qualitative analysis of the received results have been also given. In schoolchildren with MDA, insufficient formation of strategic and tactical components of verbal communication is observed what leads to difficulties in mastering of educational programs and prevents from school adaptation what demands special correction at the stage of preschool childhood.
Key words: communication, activity, game, mental development arrest, strategic and tactical components of verbal communication.