УДК 316.614.6
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР ИХ СОЦИАЛИЗАЦИИ
Васильева Н.Н.
ФГБОУ ВО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева», г. Чебоксары, Российская Федерация
Аннотация. В статье обсуждаются результаты исследования, цель которого состояла в разработке программы формирования навыков общения у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения. Ведущими подходами к исследованию данной проблемы являются положения гуманной педагогики, вальдорфской педагогики о подражании и примере и идея глубокого уважения личности ребенка. Структура программы включает игры, направленные на развитие внимательности ребенка к другому, его достоинствам и переживаниям, общности друг с другом, оказание помощи в реальном и игровом взаимодействии, обучение невербальным и вербальным средствам общения. Реализация данной программы в экспериментальных условиях показала эффективность предложенных подходов, направленных на формирование навыков общения у дошкольников с нарушениями зрения, как важного фактора их адаптации в социальной среде.
Ключевые слова: дети с нарушениями зрения, навыки общения, социализация.
На современном этапе приоритетным направлением образования является реализация социально-коммуникативного потенциала личности ребенка как предпосылки его успешной адаптации и социализации в общество. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет необходимость формирования у детей положительного отношения к себе и другим; способности договариваться, учитывать интересы и чувства других, разрешать конфликты, активно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками.
В Российской Федерации распространенность зрительных нарушений у детей составляет 16,0 на 10 тысяч детского населения. В исследованиях показано, что зрительный дефект отрицательно сказывается на уровне развития навыков общения, возможностях использования невербальных средств общения, накопления опыта и информации об окружающем мире, это обусловливает трудности взаимодействия с окружающим миром, своеобразие развития личности и нарушения его социальной адаптации [1; 2]. В то же время, для ребенка с нарушенным зрением общение является важным
средством коррекции и компенсации вторичных отклонений в психическом развитии, возникающих на фоне зрительной депривации.
Цель нашей работы состояла в разработке программы формирования навыков общения у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения. Исследование проводилось на базе МБДОУ «Детский сад №137 компенсирующего вида» г. Чебоксары, в нем приняло участие 20 детей 5-6 лет с нарушениями зрения. Согласно классификации детей с нарушениями зрения, принятой в тифлологии, все дети относились к категории «слабовидящие».
Исследование включало три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный. На констатирующем этапе была проведена диагностика уровней сформированности навыков общения у детей. Детям было предложено задание на разрисовывание силуэтных рукавичек. Задание выполнялось в парах, при этом детям нужно было сначала договориться, какой узор рисовать, чтобы они составили пару, а потом приступать к рисованию. Распределение детей по уровням сформированности показателей общения и взаимодействия представлено в таблице 1.
Таблица 1
—--—
Журнал включен в Перечень рецензируемых научных изданий ВАК
The Journal of scientific articles "Health and Education Millennium", 2017. Vol. 19. No 7
Результаты диагностики навыков общения у детей с нарушениями зрения, %
Уровни Умение до-гова-ри-ваться Осуществление взаимного контроля Положи-тельное отношение к результату деятельности Проявление взаимо-по-мощи по ходу рисования Рациональное использование средств деятельности
Достаточный 70 60 80 30 60
Низкий 30 40 20 70 40
По результатам диагностического задания распределение выборки было следующим: 20% детей имели высокий уровень развития навыков общения, 50% - средний уровень, и 30% - низкий уровень.
Наблюдение за процессом общения детей со сверстниками в естественных условиях показало, что большинству не свойственно замечать настроение других детей (в 70% случаев), считаться с их интересами, стараться помочь при возникающих трудностях (в 70% случаев); у большинства детей отсутствует привычка здороваться или прощаться (в 80% случаев); дети редко самостоятельно справляются в решении конфликтных ситуаций.
В отношении взрослых дети более вежливы, обычно здороваются и прощаются, называют педагогов по имени и отчеству, разговаривают с ними спокойно, выполняют поручения. Конфликтные ситуации со взрослыми разрешаются гораздо быстрее и спокойнее, но в то же время дети не совсем чувствительны к состояниям взрослых и только 40% проявляет к ним внимательность.
На формирующем этапе эксперимента разрабатывалась и реализовывалась программа по формированию навыков общения у детей с нарушениями зрения. Разработанная программа психолого-педагогических мероприятий опиралась на основные положения вальдорфской педагогики Р. Штайнера подражания и примера, гуманной педагогики Ш.А. Амонашвили, на педагогических идеях Я. Корчака, согласно которым основа педагогического воздействия - идея глубокого уважения личности ребенка. При разработке программы были учтены современные исследования по данной проблематике, специфика формирования общения у ребенка с нарушениями зрения и предлагаемые авторами инновационные технологии коррекционно-педагоги-ческой работы [1; 3; 4; 5].
Опираясь на подходы выше перечисленных авторов, мы выделили следующие правила работы с детьми:
- исключение какого-либо принуждения (принуждение может вызвать реакцию негативизма, замкнутости);
- безоценочность (любая оценка независимо от ее валентности способствует сосредоточенности ребенка на себе);
- отсутствие соревновательного момента в играх (фиксированность на собственных качествах и достоинствах порождает яркую демонстративность, конкурентность и желание оценки окружающих);
- отказ от реальных предметов и игрушек на начальных этапах программы (как показывает практика, появление в игре любого предмета отвлекает детей от непосредственного взаимодействия, дети начинают общаться по поводу чего-то, и само общение становится не целью, а средством взаимодействия).
Основу программы составили игры, направленные на привлечение внимания ребенка к другому и его различным проявлениям: внешности, настроениям, движениям, поступкам и действиям. Игры были направлены на формирование жестовых и мимических средств коммуникации, навыков согласовывания собственного поведения с поведением других, навыков эмоционального реагирования в разных ситуациях, навыков сопереживания, взаимопомощи и поддержки сверстника, навыков вербального позитивного отношения к сверстникам.
Предлагаемые игры помогали детям получить опыт чувства общности друг с другом, учили замечать достоинства и переживания сверстника и взрослого, помогать им в реальном и игровом взаимодействии. Такое отношение порождает сопереживание, сочувствие, сорадование и содействие, а следовательно - конструктивные формы общения.
Результаты контрольного этапа эксперимента продемонстрировали положительную динамику всех компонентов коммуникативного взаимодействия. Если большинство детей на констатирующем этапе достаточно хорошо договаривались, но не понимали того, что можно помогать друг другу, то на контрольном этапе дети стали не только замечать, что партнеру нужна помощь, но и реально ее оказывали. Также нужно отметить тот факт, что дети во время выполнения диагностического задания стали меньше отступать от первоначального
—--—
Журнал включен в Перечень рецензируемых научных изданий ВАК
The Journal of scientific articles "Health and Education Millennium", 2017. Vol. 19. No 1
—--—
замысла в процессе рисования. Умение договариваться и осуществлять взаимный контроль продемонстрировало 80% испытуемых, проявлять взаимопомощь - 70% и рационально использовать средства деятельности - 70% детей. После формирующей работы большинство детей стали здороваться и прощаться друг с другом; считаться с интересами других детей, замечать их настроение; увеличилось количество детей, способных справляться с решением конфликтных ситуаций.
Можно ожидать, что сформированные навыки общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми создадут базис для развития личности детей с нарушениями зрения на последующих этапах возрастного развития и обеспечат успешную адаптацию в социальной среде школы в будущем.
Работа выполнена в рамках государственного задания Министерства образования и науки Российской Федерации (Проект № 27.9732.217/БЧ).
ЛИТЕРАТУРА
1. Григорьева Г.В. Развитие ведущей формы общения у дошкольников с нарушениями зрения // Дефектология. 2001. № 2. С. 76-80.
2. Шевырева Т.В., Дорошенко О.В. Формирование коммуникативно-речевых способностей у детей с функциональными нарушениями зрения. Учебное пособие. Гриф УМО. М.: МПГУ. 2015. - 96 с.
3. Феоктистова С.В., Маринова Т.Ю., Васильева Н.Н. Психология. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Гриф УМО МО РФ. М.: Академия, 2009. - 240 с.
4. Велиева С.В. Акмеологические особенности психических состояний детей дошкольного возраста. Чебоксары: ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. 2015. - 186 с.
5. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Конфликтные дети: как научить детей общаться и понимать окружающих. М.: Эксмо. 2009. - 171 с.
THE DEVELOPMENT OF THE COMMUNICATIVE SKILLS IN VISUALLY IMPAIRED PRE SCHOOL CHILDREN AS THE MAIN CRITERION FOR THEIR SOCIALIZATION
Vasilyeva N.N.
Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, Russian Federation
Annotation. The article concerns the results of a study aimed at developing a program, which will form communication skills in preschool children with visual impairments. Leading approaches to this problem were the theses of the humane pedagogy, Waldorf education about imitation and example, and the idea of great respect for the child's personality. The structure of the program includes games, aimed at developing the child's care of other children, his strengths and worries, the sense of fellowship, assisting in real and game interaction, teaching non-verbal and verbal means of communication. The implementation of this program in the experimental conditions showed the effectiveness of the proposed approaches, which are directed towards the formation of communication skills in preschool children with visual impairments as an important factor for their adaptation in social environment.
Key words: children with visual impairments, communication skills, socialization.
REFERENCES
1. Grigoryeva G.V. Development of a leading form of communication in preschool children with visual impairments. Defectology, 2001, №2 2, pp. 76-80 (in Russian)
2. Shevyreva T.V., Doroshenko O.V. Formation of communicative and speech abilities in children with functional visual disorders. M.: MPGU, 2015. - 96 p. (in Russian)
3. Feoktistova S.V., Marinova T.Y., Vasilyeva N.N. Psychology. M.: Akademia, 2009. - 240 p. (in Russian)
4. Velieva S.V. Akmeologicheskije peculiarities of mental condition in preschoolers. Cheboksary, 2015. -186 p. (in Russian)
5. Smirnova E.O., Kholmogorova V.M. Problem children: how to teach children to communicate and understand others. M.: Exmo, 2009. - 171 p. (in Russian)
Журнал включен в Перечень рецензируемых научных изданий ВАК
~ 173 ~