УДК 376.3-053.4-056.36+159.9.072.423(045)
ЛОБАЧ Светлана Александровна, аспирант кафедры специальной педагогики и психологии Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова, ассистент кафедры педагогики Северодвинского филиала Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова. Автор 6 научных публикаций
ОСОБЕННОСТИ НЕВЕРБАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
В работе представлены данные экспериментального исследования, направленного на изучение особенностей невербального общения детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью. Выявлены общие и специфические закономерности понимания и использования невербальных средств общения детьми с задержкой психического развития и умственной отсталостью.
Дети с интеллектуальной недостаточностью, невербальное общение, невербальные средства общения, кодирование и декодирование невербальных значений
Для формирования полноценной личности ребенка, гармоничного психофизического развития, успешного обучения его в школе большое значение имеет своевременное овладение различными средствами общения. В современной специальной педагогике и психологии формирование невербальных средств общения рассматривается как одно из условий успешной социализации ребенка с проблемами в развитии, в т.ч. с интеллектуальной недостаточностью (О.П. Гав-рилушкина, О.В. Защиринская, Л.М. Шипицына и др.). Невербальные средства общения сопровождают, дополняют, иногда заменяют речевые высказывания партнеров взаимодействия. Использование невербальных компонентов играет большую роль в развитии у ребенка социальной
© Лобач С.А., 2010
направленности, т.к. позволяет установить личностные, эмоциональные отношения между ребенком и окружающими людьми, под влиянием которых пробуждается потребность в общении, складываются условия, обеспечивающие овладение речью в последующем.
Для детей с интеллектуальной недостаточностью (задержкой психического развития и умственной отсталостью) характерно отставание в развитии всех составляющих общения, а в особенности его операциональных компонентов (Д.И. Бойков, Е.С. Слепович и др.). Невербальные компоненты общения у детей, отстающих в интеллектуальном общении, изучались таким авторами, как М.Г. Агавелян, Д.И. Бойков,
О.В. Защиринская, Д.И. Намазбаева, А.Д. На-
следов, И.В. Семенченко, Т.З. Стернина, Л.М. Шипицына и др. Однако в основном эти исследования посвящены эмоциональной составляющей межличностного взаимодействия у детей школьного возраста указанной категории. Комплексных исследований, посвященных изучению невербальных компонентов общения у детей дошкольного возраста с трудностями в интеллектуальном развитии, на сегодняшний день недостаточно. Некоторые данные получены в работах О.П. Гаврилушкиной, О.В. Вольской, Е.Е. Дмитриевой, ТЗ. Стерниной. Авторы отмечают, что дети, отстающие в интеллектуальном развитии, часто допускают грубые ошибки при идентификации экспрессии партнера по взаимодействию, однако справляются с интерпретацией простых эмоциональных состояний, таких как радость, гнев, страх, печаль, изображенных на картинке. Эти дети не всегда эффективно используют проявления мимики, жестов, поз в ходе общения.
Наше исследование предполагало создание комплексной диагностической программы, направленной на изучение особенностей невербального общения у детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью.
К основным параметрам исследования относятся следующие:
1. Параметры спонтанного невербального поведения: количество и типы используемых невербальных средств (регулирующие, информационные и экспрессивные), их взаимосвязь с речью (сопровождение, частичное или полное замещение речи), цели экспрессивных компонентов (самовыражение, регуляция процесса общения, передача информации), характер и интенсивность используемых невербальных средств в ходе диалога (недостаточная, умеренная или чрезмерная), уровни развития невербальной коммуникации, аттракции, саморегуляции и социальной перцепции.
2. Параметры декодирования невербальных значений: понимание эмоциональных состояний по мимике, изображенной на графическом рисунке, интерпретация положения руки и поз на графическом изображении, понимание жестов и
поз, демонстрируемых взрослым, понимание сюжета коммуникативной ситуации по мимике, жестам и позам героев картины.
3. Параметры кодирования невербальных значений: кодирование эмоциональных и информативных значений с помощью мимики, жестов, поз по наглядному образцу и по словесной инструкции.
Исследование спонтанного невербального поведения предполагало использование разработанной нами на основе классификации невербальных средств общения Е.А. Петровой1 схемы наблюдения. Кроме того, нами была дополнена схема наблюдения за невербальными реакциями детей во время беседы М.М. Алексеевой, В.И. Яшиной2. В основу анкетирования легла методика экспертной оценки невербального поведения личности В.А. Лабунской, дополненная О.В. Защиринской и А.Д. Наследовым3 и модифицированная нами.
Для изучения процессов кодирования и декодирования невербальных значений нами были использованы методики В.М. Минаевой4, методика Э. Вагнера «Тест Рука»5, модифицированная Н.Я. и М.М. Семаго, адаптированный вариант методики Ж. Сабина и Т. Харди-ка (А. Ме^аЫап, 1972) «Контурный САТ-Н»6. В основу созданных нами методик исследования были взяты разработки невербальных эталонов В.А. Лабунской.
На основании проведенного исследования осуществлялось сквозное начисление баллов по следующим параметрам: спонтанное поведение, невербальное кодирование, невербальное декодирование.
В ходе эксперимента мы учитывали возраст детей и уровень их умственного развития. Большинство заданий проводились в игровой форме или на основе игровой мотивации. В процессе проведения эксперимента осуществлялась модификация заданий. Предлагаемые для исследования невербальные средства общения имели четкое значение и лингвистический эквивалент. Варьирование заданий достигалось за счет использования продуманной системы помощи ребенку в процессе выполнения задания (отсутствие помощи, стимулирующая
помощь, подбадривание, наводящие вопросы, разъяснения, подсказки). Для дошкольников с интеллектуальной недостаточностью инструкции к заданиям давались с максимальным подкреплением соответствующей мимикой, жестами, они отличались краткостью, точностью, в случае необходимости могли повторяться и уточняться. Допускались невербальные ответы детей (указание, показ и др.). Контроль понимания осуществлялся при помощи уточняющих вопросов. В процессе исследования работа велась индивидуально с каждым ребенком. Время обследования варьировалось в зависимости от возраста, индивидуальных и типологических особенностей детей, с учетом их психофизического состояния.
В исследовании приняли участие 115 детей в возрасте от 5 до 7 лет. Диагноз «задержка психического развития» (ЗПР) на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии имели 40 испытуемых, умственную отсталостью (УО) в легкой степени ^-70) -35 детей. В условиях детского дома воспитывались 10 детей с ЗПР и 15 дошкольников с УО. Среди 40 детей с нормальным психофизическим развитием в условиях детского дома воспитывались 10 дошкольников.
Анализ результатов констатирующего эксперимента позволил выделить как общие, так и специфические особенности развития невербальных средств общения у детей с интеллектуальной недостаточностью.
Дети, отстающие в интеллектуальном развитии, используют меньшее количество невербальных актов в свободной деятельности, их невербальный репертуар отличается меньшим разнообразием, чем у детей с нормальным интеллектуальным развитием. Эти дети чаще используют информационные средства по сравнению с регулирующими и экспрессивными, в репертуаре их невербального поведения присутствуют некоммуникативные, адаптивные жесты. Дети с интеллектуальной недостаточностью чаще, чем при нормальном развитии замещают речь невербальными знаками, в ситуации беседы со взрослым проявляют крайние варианты интенсивности невербального обще-
ния (слишком низкую и чрезмерно высокую). Они не обнаруживают тенденции к изменению интенсивности использования образно-двигательных актов в зависимости от коммуникативных качеств партнера, ситуации общения, длительности контакта, в целом хуже овладевают невербальными средствами общения в различных аспектах общения (коммуникации, аттракции, социальной перцепции и саморегуляции), чем их нормально развивающиеся сверстники.
Однако можно также выделить ряд отличий в развитии невербальных средств общения у детей с ЗПР и УО:
- дети с ЗПР чаще, чем дети с умственной отсталостью, используют невербальные средства общения, в т.ч. вербально-невербальные комплексы (как сопровождение речевых высказываний);
- вариативность исполнения образно-жестового знака у детей с ЗПР оказалась более разнообразной, чем у детей, страдающих умственной отсталостью;
- уровни развития социальной перцепции, аттракции, коммуникации и саморегуляции у детей с нарушением интеллекта существенно ниже, чем при задержанном варианте онтогенеза.
Рассмотрим результаты выполнения детьми заданий, связанных с декодированием и кодированием невербальных значений. Количественные показатели представлены на рисунке.
Анализ полученных данных свидетельствует о том, что процессы декодирования развиты у всех категорий детей хуже, чем процессы кодирования (р<0,05), причем успешность выполнения этих заданий зависит от степени снижения интеллекта. Дети с умственной отсталостью значимо хуже (при р<0,05) справляются как с кодированием, так и с декодированием невербальной информации, чем дети с задержанным вариантом дизонтогенеза.
Обратимся к анализу качественных характеристик процессов кодирования и декодирования у детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью. Эти дети испытывают трудности при декодировании и кодировании невербальных сигналов, у них наблюдается тенденция к интерпретации невер-
и
3
Я
X
о
X
4
о
=
3
3 я
я
а
о
Я
и
о
в
н
и
о
Г
Я
ч
о
И
80
70-'
50
40
30
20-
10
73,2
19,7
11,9
□ Декодирование
□ Кодирование
Дети с нормой интеллекта
Дети с ЗПР
Дети с УО
Категории испытуемых
Уровень сформированности невербальных средств общения у детей старшего дошкольного возраста
бальных знаков как несущих агрессию, представления о невербальных знаках неполные, конкретные, на моторном уровне. Дети с интеллектуальной недостаточностью не склонны выделять невербальные знаки как признаки содержания ситуации (интерпретировать их при описании ситуаций), не проявляют интереса к выполнению заданий, связанных с декодированием невербальных сигналов. Эти дети также хуже справляются с кодированием всех типов значений как по наглядному образцу, так и по словесной инструкции, их двигательные проявления отличаются меньшей точностью, выразительностью, разнообразием по сравнению с детьми с нормальным интеллектуальным развитием.
Можно также выделить отличия в понимании и использовании невербальных знаков у детей с ЗПР и умственной отсталостью легкой степени. Дети с ЗПР в целом лучше справляются с заданиями, чем дети с умственной отсталостью, у них отмечается меньшее количество отказов и неспецифических действий при выполнении заданий. Дети с умственной отста-
лостью не дифференцируют изображения даже разноплановых значений.
Общие тенденции в развитии невербальных средств общения у детей с интеллектуальной недостаточностью и детей с нормальным психическим развитием проявляются в том, что воспитанники учреждений закрытого типа лучше справляются с опознанием эмоций и состояний отрицательной направленности, а также в возрастной динамике развития невербальных средств, в единстве наиболее успешно определяемых и воспроизводимых эмоциональных состояний.
Данные факты позволяют сделать вывод о том, что невербальные средства общения у детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью отличаются качественным и количественным своеобразием, однако такие дети обладают потенциальными возможностями к овладению невербальными средствами общения при проведении специальной психокоррекционной работы, направленной на развитие процессов кодирования и декодирования невербальных значений.
0
Примечания
1 ПетроваЕ.А. Знаки общения. М., 2001. С. 113.
2 АлексееваМ.М., ЯшинаВ.И. Речевое развитие дошкольников. М., 1999. С. 64.
3 Защиринская О.В., Наследов А.Д. Психология общения младших школьников: психодиагностика: учеб. пособие. СПб., 2006. С. 124.
4Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры: пособие для практических работников дошкольных учреждений. М., 1999. С. 3.
5 Семаго Н.Я., Семаго М.М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. СПб., 2006. С. 273.
6 Там же. С. 287.
Lobach Svetlana
FEATURES OF NONVERBAL COMMUNICATION IN SENIOR PRESCHOOL AGE CHILDREN WITH INTELLECTUAL INSUFFICIENCY
The experimental research data aimed at studying features of nonverbal communication in senior preschool children with intellectual insufficiency are represented in the article. The author presents general and special features in comprehension and use of nonverbal means of communication of mentally retarded and intellectually disabled children.
Контактная информация: e-mail: [email protected]
Рецензент - Флотская Н.Ю., доктор психологических наук, профессор, декан факультета коррекционной педагогики Института развития ребенка Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова