КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА (СУРДОПЕДАГОГИКА И ТИФЛОПЕДАГОГИКА, ОЛИГОФРЕНОПЕДАГОГИКА И ЛОГОПЕДИЯ)
ОСОБЕННОСТИ НЕВЕРБАЛЬНЫХ СРЕДСТВ ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
С КОСОГЛАЗИЕМ И АМБЛИОПИЕЙ
1 2 Рождественская К.Л. , Лобач С.А.
1Рождественская Ксения Леонидовна - студент;
2Лобач Светлана Александровна - научный руководитель, кандидат психологических наук,
доцент,
кафедра специальной педагогики и психологии, Высшая школа психологии и педагогического образования, Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова,
г. Архангельск
Аннотация: в статье рассматриваются средства невербального общения. Проанализированы особенности детей с нарушенным зрением. Представлены результаты констатирующего эксперимента. На основе проведенного исследования авторами были выявлены особенности понимания и использования невербальных средств общения детьми с косоглазием и амблиопией в сравнении с нормально развивающимися детьми.
Ключевые слова: общение, вербальные и невербальные средства общения, особенности невербальных средств общения у старших дошкольников с косоглазием и амблиопией.
Как известно, общение - это процесс взаимодействия между людьми, в ходе которого возникают, проявляются и формируются межличностные отношения. По определению М.И. Лисиной общение - это процесс взаимодействия людей, направленный на согласование и объединение их усилий с целью достижения общего результата. По мнению автора, потребность в общении, присущая каждому человеку, заключается в стремлении к познанию самого себя и других людей [5, С. 76].
В психолого-педагогической литературе принято выделять вербальные и невербальные средства общения. Средством вербального общения является речь. Основными средствами невербального общения являются мимика, жесты и пантомимика [2, С. 67].
Изучением проблемы общения занимались такие авторы, как Г.В. Григорьева, А. Добрович, О.А. Иванникова, В.А. Лабунская, М.И. Лисина и другие. В настоящее время наблюдается повышенный интерес к различным средствам общения, но наиболее выразительным, точным, по нашему мнению, является невербальный, экспрессивный «язык». Известно, что около 70 % информации человек передает своему собеседнику, используя невербальные средства [4, С. 125]. Наиболее информативным разделом в психологии невербального общения является раздел кинесики, который включает в себя мимику, жесты и пантомимику. Владение выразительными движениями способствует более тонкому пониманию мимики и пантомимики другого человека.
Для детей с косоглазием и амблиопией зрение остается ведущим анализатором в познании окружающего мира. Ввиду имеющегося дефекта, зрительное восприятие ребенка с нарушенным зрением имеет определенные особенности.
Так, у детей с депривацией зрения ослаблены зрительные ощущения, восприятие внешнего мира ограничено [3, С. 27]. Эти затруднения оказывают влияние на качество, целостность образов отображаемых предметов и действий. Нарушение бинокулярного зрения ведет к нарушению стереоскопической функции. Расстройство глазодвигательных функций обуславливает сужение поля зрения, ограничиваются обзорные возможности зрения [1, С. 12].
Наше исследование предполагало изучение особенностей понимания и использования невербальных средств общения у детей старшего дошкольного возраста с косоглазием и амблиопией. Исследование было проведено в городе Архангельске на базах МБДОУ «Детский сад № 20 «Земляничка» и «Детский сад компенсирующего вида № 32 «Песенка». В исследовании приняло участие двадцать два ребенка старшего дошкольного возраста с диагнозами косоглазие и амблиопия и двадцать детей старшего дошкольного возраста с нормальным зрением. С целью изучения невербальных средств общения у дошкольников были использованы задания из диагностических методик Е.В. Горшковой, Л.П. Григорьевой, Г.Е. Крейдлин, В.А. Лабунской и В.М. Минаевой. Наша экспериментальная методика состояла из двух серий, каждая из которых включала в себя три задания. Первая серия заданий направлена на изучение понимания детьми невербальных средств общения. Детям необходимо было назвать предъявляемое средство невербального общения. Для проведения этой серии заданий были использованы пиктограммы с изображениями эмоций грусти, радости, удивления, злости, страха. Жесты «Подойди», «Пока», «Нельзя», «Не знаю», «Я», «Там», «Ругает», «Сердится», «Размышляет» («думает»), «Предостережение» («стоп»), «Подойди», «иди сюда», «Ты», «Далеко», «Тихо», и позы грусти, радости, удивления, злости, испуга, застенчивости были продемонстрированы педагогом. Вторая серия заданий имела своей целью изучение умения использовать невербальные средства общения детьми. В данной серии детям предлагалось продемонстрировать эмоции грусти, радости, удивления, злости, страха с опорой на пиктограммы (картинки-схемы). Также детям были предложены вопросы, на которые в качестве ответа необходимо было продемонстрировать определенное жестовое движение, например: «приветствие», «прощание», «указание», «отрицание», «незнание» «запрет», «одобрение», «согласие». В последнем задании детям необходимо было изобразить позу человека, в заданных эмоциональных состояниях, таких как, состояние грусти, радости, печали, удивления, злости, испуга, застенчивости.
Анализ результатов констатирующего эксперимента позволил нам выделить количественные и качественные характеристики особенностей понимания и использования невербальных средств общения. Результаты, полученные в ходе изучения особенностей понимания невербальных средств детьми с косоглазием и амблиопией, представлены на рисунке 1.
о 9,4
И 10 п
Si i 7,4
И 6
¡1 6 4 3,9 4,4 3,8
И Hi II
Эмоции Жесты Позы Средства невербального общения
I Нормально развивающиеся дети
U Дети с косоглазием и амблиопией
Рис. 1. Понимание невербальных средств общения
В целом дети с косоглазием и амблиопией менее активны с точки зрения двигательной сферы, эмоциональных проявлений. Также дети с нарушенным зрением более скованы в движениях, у них отмечаются неточные, плохо скоординированные действия. Так, средний балл по всем трем заданиям первой серии у детей с косоглазием и амблиопией ниже, чем у детей с нормальным ходом развития. Это означает, что дети с нарушенным зрением менее успешно справляются с узнаванием, различением и называнием средств невербального общения, в сравнении с нормально развивающимися детьми [6, С. 14]. Большая часть детей в процессе понимания эмоциональных проявлений по пиктограммам отождествляли эмоции «страха» и «удивления», что может быть связано со схожестью выражения данных эмоций. У детей с нарушенным зрением складываются неточные, фрагментарные представления о различных эмоциях, в связи с чем, возникают трудности при дифференцировании предъявляемых изображений [6, С. 14]. Также у большей части детей с косоглазием и амблиопией возникли трудности при интерпретации экспрессивных движений (жестов) «нельзя», «я», «там», «ругает», «стоп», «иди сюда», «сердится», «ты», «далеко». В процессе изучения понимания поз, демонстрируемых педагогом, у детей с нарушенным зрением были отмечены затруднения с узнаванием позы «страха», «радости», «удивления», «застенчивости».
Обратимся к результатам второй серии заданий, направленной на изучение особенностей использования невербальных средств общения детьми с косоглазием и амблиопией. Результаты представлены на рисунке 2.
St ч
ео X с Ч Ъ
ев р
С
20
15
10
16,6
Эмоции
Жесты
Позы
Средства невербального общения
Нормально развивающиеся дети
Дети с косоглазием и амблиопией
5
0
Рис. 2. Использование невербальных средств общения 48
Так, средний балл по всем трем заданиям у детей с косоглазием и амблиопией ниже по сравнению с нормально развивающимися старшими дошкольниками. Дети с косоглазием и амблиопией хуже, чем нормально развивающиеся сверстники используют выразительные средства мимики, жестов и поз.
В процессе исследования особенностей использования мимических выражений дети с нарушением зрения задействовали в основном движения губ. Брови и глаза при показе эмоций использовало меньшее количество детей. При кодировании экспрессивных движений у большей части детей с нарушенным зрением возникали трудности при показе жестов «прощание», «незнание», «одобрение». Также в процессе кодирования всех предложенных поз дети с косоглазием и амблиопией не включали в демонстрацию движения плеч, рук и ног.
Таким образом, дети с косоглазием и амблиопией испытывают трудности при восприятии различных эмоциональных и информационных значений мимики, позы и жестов. Их представления о мимике, жестах, позах неполные, неточные, расплывчатые. Также у детей с косоглазием и амблиопией недостаточно развита лицевая мускулатура, отмечается низкий уровень развития общей моторики, снижена точность и координация воспроизводимых движений.
Выявленные особенности у старших дошкольников с косоглазием и амблиопией могут оказать неблагоприятное воздействие на развитие коммуникативных навыков, формирование межличностных отношений. Своевременная коррекционно-развивающая работа, предполагающая формирование невербальных средств общения, сыграет важную роль в становлении и развитии гармоничной личности у детей с нарушенным зрением.
Список литературы
1. Григорьева Г.В. Особенности владения невербальными средствами общения дошкольниками с нарушениями зрения // Дефектология, 1998. № 5. С. 12.
2. Добрович А. Систематика общения // Психология влияния. СПб.: Питер, 2001. С. 67.
3. Иванникова О.А. Развитие взаимодействия и общения дошкольников с нарушением зрения // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2004. № 2. С. 27.
4. Лабунская В.А Экспрессия человека: общение и межличностное познание. Ростов н/Д: Феникс, 1999. С. 125.
5. ЛисинаМ.И. Общение, личность и психика ребенка. М. Воронеж, 1997. С. 76.
6. Лобач С.А. Особенности невербального общения детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью // Вестник Северного (Арктического) Федерального университета, 2010. № 6. С. 14.