Научная статья на тему 'Характеристика уровней сформированности толерантно - коммуникативной компетентности академического бакалавра экономического направления'

Характеристика уровней сформированности толерантно - коммуникативной компетентности академического бакалавра экономического направления Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
32
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНО КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ ТОЛЕРАНТНО КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / ДЕТЕРМИНАНТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНО КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / TOLERANCE COMMUNICATIVE COMPETENCE / LEVELS OF FORMATION OF TOLERANT COMMUNICATIVE COMPETENCE / DETERMINANTS OF FORMATION OF TOLERANT COMMUNICATIVE COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кошевая Наталья Сергеевна

Цель статьи состоит в рассмотрении уровней сформированности толерантно коммуникативной компетентности академического бакалавра экономического направления. При раскрытии уровней использовался метод теоретического анализа. С помощью данного метода были представлены характеристики каждого уровня и рассмотрены детерминанты их формирования. Углубленное ознакомление с предложенным материалом позволит преподавателям осмысленней и практичней подходить к подбору педагогических методов и приёмов для успешного формирования у студентов экономического направления толерантно коммуникативной компетентности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кошевая Наталья Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURE LEVEL OF TOLERANCE - THE COMMUNICATIVE COMPETENCE OF THE ACADEMIC BACHELOR›S ECONOMIC DIRECTION

The purpose of the article is to examine the levels of formation of tolerant communicative competence of the academic bachelor’s economic direction. In disclosing the levels of theoretical analysis method was used. With the help of this method it was submitted to the characteristics of each level and considered the determinants of their formation. Understanding the proposed material will allow teachers to understanding and practical approach to the selection of teaching methods and techniques for the successful formation of students’ economic direction tolerant communicative competence.

Текст научной работы на тему «Характеристика уровней сформированности толерантно - коммуникативной компетентности академического бакалавра экономического направления»

ХАРАКТЕРИСТИКА УРОВНЕЙ СФОРМИРОВАННОСТИ ТОЛЕРАНТНО - КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ АКАДЕМИЧЕСКОГО БАКАЛАВРА ЭКОНОМИЧЕСКОГО

НАПРАВЛЕНИЯ

Кошевая Наталья Сергеевна

ст. преподаватель кафедры «Математика и ИТ» Сочинского филиала РУДН г. Сочи, РФ

FEATURE LEVEL OF TOLERANCE - THE COMMUNICATIVE COMPETENCE OF THE ACADEMIC BACHELOR>S ECONOMIC DIRECTION

Koshevaya Natalia S.

Art. teacher of «Mathematics and IT» Sochi branch of People>s Friendship University Sochi, Russian Federation

АННОТАЦИЯ

Цель статьи состоит в рассмотрении уровней сформированности толерантно - коммуникативной компетентности академического бакалавра экономического направления. При раскрытии уровней использовался метод теоретического анализа. С помощью данного метода были представлены характеристики каждого уровня и рассмотрены детерминанты их формирования. Углубленное ознакомление с предложенным материалом позволит преподавателям осмысленней и практичней подходить к подбору педагогических методов и приёмов для успешного формирования у студентов экономического направления толерантно - коммуникативной компетентности.

ABSTRACT

The purpose of the article is to examine the levels of formation of tolerant - communicative competence of the academic bachelor's economic direction. In disclosing the levels of theoretical analysis method was used. With the help of this method it was submitted to the characterises of each level and considered the determinants of their formation. Undemanding the proposed material will allow teachers to undemanding and practical approach to the selection of teaching methods and techniques for the successful formation of Sudents' economic direction tolerant - communicative competence.

Ключевые слова: толерантно - коммуникативная компетентность, уровни сформированности толерантно - коммуникативной компетентности, детерминанты формирования толерантно - коммуникативной компетентности.

Keywords: tolerance - communicative competence, levels of formation of tolerant - communicative competence, determinants of formation of tolerant - communicative competence.

Современные перемены культурно - исторического характера общества обуславливают новые тенденции общения, во всех сферах деятельности человека, а особенно профессиональной.

Профессиональная деятельность любого специалиста связана, прежде всего, межличностными отношениями с коллегами, партнерами, оппонентами, поэтому возникает вопрос правильного формирования коммуникативной компетентности будущих специалистов. Сформированная коммуникативная компетентность является основой для идеального взаимодействия с окружающими и определяет высокий статус профессионала.

В настоящей статье мы бы хотели рассмотреть толерант-но - коммуникативную компетентность будущего экономиста, который в силу своей профессиональной деятельности должен не только владеть навыками профессионального общения, но и уметь выслушать и принять точку зрения делового партнёра.

Толерантно - коммуникативная компетентность академического бакалавра экономического направления, по нашему мнению, это важнейшая профессионально - информативная характеристика экономиста, обуславливающая знание эти-

ки делового общения и способностью её применения посредством толерантного подхода.

Следовательно, толерантно - коммуникативная компетентность экономиста подразумевает совокупность гласных и негласных правил профессионального общения, где в первую очередь определяется практическая задача общения, для согласованного сотрудничества и задача комфортной атмосферы общения.

Как видим, толерантно - коммуникативная компетентность это необходимая составляющая профессиональной деятельности экономиста, которая должна базироваться на следующих принципах:

- принцип уважения собеседника на любом уровне общения.

Независимо от занимаемой должности специалист должен быть предельно внимательным, тактичным и вежливым в процессе деловых переговорах или при обсуждении профессиональных вопросов;

- принцип координации и гармонизации обсуждения.

Здесь в основе профессиональной коммуникации должна

соблюдаться координированная политика, при обсуждении профессиональных вопросов и

гармонично расставляться приоритеты;

- принцип коммуникативной рефлексии.

На современном этапе рыночные отношения ведут к демократическим формам принятия решений, но вместе с тем их количество увеличивается, что порождает комплекс моральных дилемм в процессе профессионального общения. Сделать правильный выбор при обсуждении профессиональных вопросов и принять правильное индивидуальное решение бывает порой не просто, поэтому посредством коммуникативной рефлексии можно в значительной степени уменьшить риск и избежать промахов в принятии нежелательных решений.

Исследуя понятие толерантно - коммуникативная компетентность экономиста, следует также отметить и про функциональное предназначение данной компетентности. Во -первых, это функция сотрудничества, которая определяется функциональной зависимостью в процессе коммуникации партнёр - партнёр, начальник - подчиненный, оппонент -оппонент. Функция расширения сферы общения, функциональная зависимость определяется в соотношении новый рынок - новые формы общения, и когнитивная функция, познание партнёров в процессе общения по типу «чем больше общаюсь, тем больше познаю».

Уровни сформированности толерантно -правления

Стоит заметить, что перечисленные функциональные зависимости не работают без следующих критериев будущих экономистов:

- понимать необходимость целей и задач профессиональной коммуникации;

- уметь инициировать общение;

- владеть тактикой и стратегией коммуникации;

- владеть профессиональной коммуникативной интуицией;

- направлять деловое общение в нужный контекст;

- доказывать и обосновывать, аргументировать и убеждать, достигать согласия в процессе дискуссий и спорных вопросов;

- уметь слушать и принимать доводы делового партнера, поддерживать и помогать в нестандартных ситуациях.

Данные критерии в той или иной совокупности определяют уровни сформированности толерантно - коммуникативной компетентности, в связи с этим возникает необходимость проанализировать характерные особенности каждого уровня.

По нашему мнению, сформированность толерантно -коммуникативной компетентности можно определить по трём уровням среднего, повышенного и высокого, представим их характеристики в таблице №1

Таблица 1

й компетенции академического бакалавра экономического на-

Толерантно - коммуникативная компетенция академического бакалавра экономического направления

Средний уровень Повышенный уровень Высокий уровень

-нечёткое понимание целей и задач профессиональной коммуникации; -неуверенность в принятии решений; -недостаточное владение доказательной и аргументированной базой делового общения; -низкая профессиональная рефлексия; -знаком с корпоративной этикой, тактичен в общении, но слабо владеет стратегией коммуникации; - занимает пассивные позиции в деловых переговорах. -понимание целей и задач профессиональной коммуникации; -хорошая профессиональная рефлексия; - достаточное владение доказательно-обоснованной и аргументированной базой в решении спорных вопросов; -владеет навыками инициатора; -владеет профессиональной интуицией; -хорошо знает и владеет правилами корпоративной этики, умеет направлять деловое общение в нужный контекст; -уверенно проводит деловые переговоры и создает благоприятную атмосферу их проведения. -четко понимает цели и целенаправленно применяет задачи профессиональной коммуникации; -абсолютная профессиональная рефлексия; -устойчивая и прочная способность доказательно- обоснованного и аргументированного решения конфликтных вопросов; -высокая профессиональная интуиция; -отличное знание корпоративной этики; - инициатор деловых переговоров; - открытость, эмпатия и конкретность на любом уровне профессиональной коммуникации.

Как видим определённый уровень толерантно - коммуникативной компетентности указывает на ту или иную степень профессионализма будущего экономиста, поэтому достижение высокого уровня является важным условием успешной и эффективной профессиональной деятельности.

Формирование толерантно - коммуникативной компетентности осуществляется посредством детерминант, обуславливающие процесс формирования.

Первым детерминантом является, на наш взгляд, содержательная база образовательного процесса в профессиональной подготовке.

Качественный формат образовательный среды позволяет объекту образовательного процесса во взаимодействии с окружающими формировать и развивать свои лучшие ком-

муникативные качества, создает условия для самореализации и самовыражения, а также предоставляет возможность в самостоятельном поиске траектории освоения коммуникативных компетенций.

Следующим детерминантом является индивидуальный окружающий социум субъекта, который характеризуется её культурно - образовательной структурой, а также национальной, возрастной и психологической составляющей. Адаптация в социуме различного диапазона является наилучшим подходом к формированию коммуникативных способностей индивида.

Как мы видим, для конкурентоспособного профессионала экономического направления очень важными аспектами в коммуникации является техника общения и самоконтроль,

поэтому ещё одним детерминантом в формировании то-лерантно - коммуникативной компетентности выступает объективная самооценка своих субъективно - профессиональных качеств и профессиональной коммуникации. Характеризуется правильной расстановкой приоритетов в собственной профессиональной подготовке, не занижать и не завышать свои толерантно - коммуникативные способности, быть самокритичным и постоянно самосовершенствоваться.

Таким образом, толерантно - коммуникативная компетентность является одной из ведущих характеристик профессиональной компетентности будущих экономистов, которая влияет на процессы межличностных отношений,

одной из центральных видов их деятельности и определяет успешность его профессионализма.

Список литературы:

1. Агеева, З.А. Коммуникативная толерантность как элемент коммуникативной компетентности личности / З.А. Агеева // Вестник Ивановского государственного университета. Серия: Естественные, общественные науки. — 2012.-№ 1.- С. 49-53.

2. Жарких Н.Г. Коммуникативная компетентность студентов в ситуациях фрустрации / Н.Г. Жарких // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И.Герцена. — СПб., 2009. - N 109. - С. 170-175.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК НА УРОКАХ

ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Лобастова Марина Александровна

Канд. педагогических наук, учитель физической культуры, с. Бурла

АННОТАЦИЯ

В статье приведены результаты исследования использования на уроках по физической культуре традиционных методов обучения, которые показали не совсем положительную динамику физического, психического развития, а так же в меньшей степени, что ученик должен знать, понимать и выполнять в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта. Рассмотрены нетрадиционные техники, которые планируются использоваться в дальнейшем для устранения сложившейся ситуации.

ABSTRACT

The article presents the results of the ftudy use at lessons of physical culture of traditional teaching methods, which showed positive dynamics is not quite physical, mental development, and to a lesser extent, what the Sudent should know, underhand and perform in accordance with the requirements of Federal Sate Sandard. Considered non-traditional techniques that will be used in the future to correct the situation.

Ключевые слова: федеральный государственный стандарт начального общего образования, физическая культура, нетрадиционные гимнастики, результаты освоения предмета «Физическая культура» начального общего образования, здоровье учащихся.

Keywords: Federal Sate Sandard of General primary education, physical education, non-traditional gymnaSics, the results of development of the subject "Physical culture" in primary school, the Sudents ' health.

Планируемые результаты освоения предмета «Физическая культура» начального общего образования является одним из важнейших механизмов реализации Требований к результатам освоения основных образовательных программ федерального государственного стандарта [с. 3].

Так в результате обучения выпускники начальной школы начнут понимать значение занятий физической культурой для укрепления здоровья, физического развития и физической подготовленности, для трудовой деятельности, военной практики. В контексте нашей статьи они осознано обязаны использовать знания, полученные в курсе «Физическая культура», при планировании и соблюдении режима дня, выполнении и физических упражнений, а так же знать о положительном влиянии занятий физическими упражнениями на развития систем дыхания и кровообращения.

Выпускники должны научиться выполнять комплексы специальных упражнений, направленных на развитие систем дыхания и кровообращения.

Перед нами встал вопрос: какие необходимо использовать техники, физические упражнения для того чтобы выполнить Требования результатов освоения основных образовательных программ федерального государственного

стандарта?

Проведя исследования в сентябре 2015 года Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Бурлинской средней (полной) общеобразовательной школе» Бурлинского района Алтайского края среди учащихся вторых и третьих классов, мы выяснили, что применяемые традиционные упражнения и подвижные игры не совсем положительно влияют на их динамику физического и психологического развития. Используемые техники, методы, средства обучения и воспитания учителями показали, так же не совсем положительные результаты.

По результатам оценки двигательной подготовленности на начало учебного года 22% учащихся имеют очень низкий уровень, 34% низкий уровень, 26% средний, 18 % высокий. В основном у школьников менее 40 секунд задержка дыхания на вдохе. Проведя опрос среди школьников, мы выяснили, что 83% не владеют комплексами специальных упражнений, направленных на развитие систем дыхания и кровообращения. К концу первой четверти наблюдались психологическая тревога, неуверенность, страх, напряжение при выполнении упражнений.

Таким образом, мы видим, что необходимо нестандарт-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.