Научная статья на тему 'Экспериментальная апробация формирования толерантно-коммуникативной компетентности «Академического бакалавра» экономического направления в процессе самопроектирования'

Экспериментальная апробация формирования толерантно-коммуникативной компетентности «Академического бакалавра» экономического направления в процессе самопроектирования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
138
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА / PROFESSIONAL AND PERSONAL TRAITS / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / PROFESSIONAL COMPETENCE / ТОЛЕРАНТНО-КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / TOLERANT AND COMMUNICATIVE COMPETENCE / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / PEDAGOGICAL EXPERIMENT / ДЕЛОВАЯ ИГРА / BUSINESS GAME / ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ / EXPERIMENTAL DATA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кошевая Наталья Сергеевна

Автор статьи в рамках сформулированной цели и задач разработанного курса «Самопроектирование профессиональной компетентности «академического бакалавра» экономического направления в системе математической подготовки» анализирует результаты данных по формированию толерантно-коммуникативной компетентности, как одной из составляющих профессиональной компетентности будущих экономистов, полученных в ходе педагогического эксперимента. В статье также представлена диагностика динамики изменения уровней сформированности рассматриваемой компетентности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кошевая Наталья Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EXPERIMENTAL TESTING OF THE FORMATION OF TOLERANT AND COMMUNICATIVE COMPETENCE OF AN ACADEMIC BACHELOR OF ECONOMIC TRENDS IN SELF-DESIGNING

The author under the stated goals and objectives of the developed course "Self-designing of professional competence of an Academic Bachelor of economic trends in the mathematical training" analyzes the results of the data on the formation of tolerant and communicative competence as a component of professional competence of rising economists that were obtained in the course of pedagogical experiment. The article also provides diagnostics of dynamics of the development of level of formation of competence under review.

Текст научной работы на тему «Экспериментальная апробация формирования толерантно-коммуникативной компетентности «Академического бакалавра» экономического направления в процессе самопроектирования»

УДК 377

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ АПРОБАЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ «АКАДЕМИЧЕСКОГО БАКАЛАВРА» ЭКОНОМИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ САМОПРОЕКТИРОВАНИЯ

Н.С. Кошевая

Аннотация. Автор статьи в рамках сформулированной цели и задач разработанного курса «Самопроектирование профессиональной компетентности «академического бакалавра» экономического направления в системе математической подготовки» анализирует результаты данных по формированию толерантно-коммуникативной компетентности, как одной из составляющих профессиональной компетентности будущих экономистов, полученных в ходе педагогического эксперимента. В статье также представлена диагностика динамики изменения уровней сформированности рассматриваемой компетентности.

Ключевые слова: профессионально-личностные качества, профессиональная компетентность, толерантно-коммуникативная компетентность, педагогический эксперимент, деловая игра, экспериментальные данные.

THE EXPERIMENTAL TESTING OF THE FORMATION OF TOLERANT AND COMMUNICATIVE COMPETENCE OF AN ACADEMIC BACHELOR OF ECONOMIC TRENDS IN SELF-DESIGNING

N. Koshevaya

Abstract. The author under the stated goals and objectives of the developed course "Self-designing of professional competence of an Academic Bachelor of economic trends in the mathematical training" analyzes the results of the data on the formation of tolerant and communicative competence as a component of professional competence of rising economists that were obtained in the course of pedagogical experiment. The article also provides diagnostics of dynamics of the development of level of formation of competence under review.

Keywords: professional and personal traits, professional competence, tolerant and communicative competence, pedagogical experiment, business game, experimental data.

Каждый человек в зависимости от личных качеств подходит под определённые типы профессий. Поэтому на наш взгляд специально-социальная компетентность «академического бакалавра» экономического направления отражает важные профессионально-личностные качества, необходимые для успешной профессиональной деятельности будущих экономистов, и является одной из составляющих профессиональной компетентности специалиста.

Проводя анализ содержания

профессиональной компетентности будущих экономистов, целесообразно согласиться с А. Хуторским, который определяет компетенцию как совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по определенному кругу предметов и процессов и необходимых, чтобы качественно и продуктивно действовать по отношению к ним, а компетентность - как владение человеком комплексом

соответствующих компетенций, включая ее личностное отношение к ним и предмету деятельности [4, с.7].

Н.М. Болюбаш в ходе исследования содержания профессиональной компетентности

экономиста предположила, что компетенции, которые входят в состав профессиональной компетентности, целесообразно разбить на несколько важных видов для определенной профессии, каждый из которых будет содержать ключевые компетенции одного типа. Она отмечает, что профессиональная компетентность специалиста состоит из нескольких основных видов, определяющихся комплексом ключевых компетенций, количество и характер которых определяется задачами, которые должен решать специалист в своей профессиональной деятельности и которые позволяют быть успешными на конкретной должности [2, с. 92].

А.А. Вербицкий представляет «инвариант профессиональной компетентности выпускника вуза как структурно-функциональную систему, состоящую из следующих компонентов: ценностно-смыслового, мотивационного,

индивидуально-психологического, инструментального, конативного. Каждый такой компонент в отдельности представляет собой компетенцию, а их интегрированная целостность - это компетентность» [1, с.79].

Профессиональная компетентность

«академического бакалавра» экономического

направления, по нашему мнению, это интегральная совокупность общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, полученных в процессе профессиональной подготовки на базе математических дисциплин, посредством которых осуществляется способность к эффективному решению широкого спектра профессиональных задач; способность решать нестандартные проблемы в экономической деятельности с помощью оригинальных математических моделей.

Успешная профессиональная деятельность экономиста характеризуется не только профессиональными умениями, знаниями и навыками в системе математической подготовки, но и степенью профессионально-личностных качеств, обеспечивающих производственную конкурентоспособность специалиста.

По мнению А.В. Батаршева, «профессионально важные качества - это индивидуальные свойства субъекта

деятельности, которые необходимы и достаточны для реализации этой деятельности на нормативно заданном уровне» [2, с.9].

В.Д. Шадриков под профессионально важными качествами понимает индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность деятельности и успешность ее освоения. К профессионально важным качествам он относит также и способности [5, с.7].

По нашему мнению, профессиональные важные качества экономиста - это субъективные особенности индивида, позволяющие осуществлять профессиональную деятельность на высоком уровне с учётом требований современности на базе математической подготовки и эффективной самореализации в её освоении.

Решая проблему формирования

профессионально важных качеств

«академического бакалавра» экономического направления, нами был разработан и реализован спецкурс «Самопроектирование

профессиональной компетентности

«академического бакалавра» экономического направления в системе математической подготовки».

Спецкурс проводился на базе Сочинского института РУДН на протяжении трёх лет (2012 -2015 г.г.). В эксперименте приняло участие 160 студентов экономического факультета.

В соответствии с поставленными целями педагогический эксперимент включал исследование нескольких направлений. Одно из

таких направлений связано с выявлением личностных качеств будущих экономистов.

Удачный выбор профессии может осуществиться в том случае, если человек знает, какими профессиональными качествами должен обладать специалист. Поэтому было важно выяснить, каким профессиональным качествам будущего экономиста отдают предпочтения студенты.

С этой целью нами была разработана анкета «Профессионально-личностные качества

экономиста», на основании которой выбирались личностные и профессиональные качества специалиста по категориям «не важное качество», «важное качество», «обязательное качество».

Анкетирование проводилось на

констатирующем этапе в контрольной и экспериментальной группах, затем на контрольном этапе в экспериментальной группе после проведения деловых игр.

Деловые игры проводились на последних занятиях спецкурса.

Целью проведения деловых игр является формирование навыков профессиональной деятельности будущих экономистов и умение профессионально выходить из нестандартных ситуаций.

Посредством деловых игр рассматривались различные нестандартные ситуации и предлагались разнообразные способы выхода из них.

Роли и функции игроков:

Деловая игра № 1 «Расчёт процентной ставки на вкладываемую сумму в банк».

Суть игры: «Клиент» обращается в банк с просьбой подсчитать, какое количество денег он получит по истечении трёх лет, если положить счёт деньги под 5% на три года. «Сотрудник банка» производит расчет и сообщает об этом клиенту.

Студент-ревизор проверяет правильность расчёта и предлагает различные нестандартные варианты оформления заказа и способы их решения.

Студент - старший консультант разбирает претензию клиента и предлагает различные нестандартные варианты претензии клиента и способы их решения.

Студент - «контролёр» - кассир принимает деньги клиента и предлагает различные нестандартные варианты оформления заказа и способы их решения.

В дискуссии по рассмотрению нестандартности ситуаций и способах их решения также могут подключаться студенты-слушатели.

Деловая игра № 2 «Аналитический отдел».

Суть игры: Аналитический отдел производит анализ работы предприятия N за полгода деятельности. Анализ проводится по следующим направлениям:

- графическое подразделение: сбор, обработка и графическое изображение (в виде полигона и гистограммы) совокупности продукции, выпущенной за исследуемый период;

- статистическое подразделение: определение среднестатистических параметров выпуска различной продукции за полгода данным предприятием;

- прогнозирующее подразделение: производит расчёт необходимого объёма ресурсов для максимальной прибыли и минимальных затрат.

После обработки данных каждым подразделением «работники» идут с отчётным докладом к управляющему предприятия.

Студенты-слушатели для каждого докладчика предлагают «форс-мажорные» обстоятельства и выслушивают его версии выхода из них. В предложенных деловых играх обеспечивалась реализация принципов совместной деятельности: переход от организации к самоорганизации,

саморегулированию и саморефлексии; использование накопительных знаний для регуляции квазипрофессиональной

деятельности.

Результаты анкетирования представлены в таблицах 1 - 4.

Таблица 1. - Методика проведения игр

Этапы игры Содержание Время

Подготовительный этап 1. Студентам сообщается суть игр № 1 и № 2. 2. Студентам по направлению «Финансы и кредит» предлагается смоделировать проблемные ситуации в профессиональной деятельности для игры № 1, а для студентов по направлению «Мировая экономика» -игры № 2 1 неделя

Этап обыгрывания ситуаций 1. Организационный момент: обозначение целей игр, объяснение технологии игр, распределение ролей 10 мин.

2. Обыгрывание игровых ситуаций 35 мин.

3. Обыгрывание нестандартных ситуаций 35 мин.

4. Дискуссия по принятым решениям игроков в нестандартных ситуациях 20 мин.

Заключительный этап Предлагаются тесты для определения сформированности толерантно-коммуникативной и рефлексивно-личностной компетентностей 40 мин.

Личные качества будущего экономиста Не важное качество Важное качество Обязательное качество

Психологический аспект

Хорошая память 75 25

Высокая концентрация внимания 3 54 43

Математическое мышление 18 46 36

Поведенческий аспект

Креативность 32 39 29

Коммуникабельность 7 50 43

Самосовершенствование 71 29

Профессиональный аспект

Организаторские (управленческие) способности 14 50 36

Аналитические способности 10 36 54

Педагогические способности 36 46 18

Таблица 2. - Профессионально-личностные качества экономиста (контрольная группа) в %

Таблица 3. - Профессионально-личностные качества экономиста (экспериментальная группа до прослушивания спецкурса) в %

Личные качества будущего экономиста Не важное качество Важное качество Обязательное качество

Психологический аспект

Хорошая память 3 72 25

Высокая концентрация внимания 3 59 38

Математическое мышление 10 46 44

Поведенческий аспект

Креативность 29 60 11

Коммуникабельность 6 59 36

Самосовершенствование 69 31

Профессиональный аспект

Организаторские (управленческие) способности 17 50 33

Аналитические способности 14 43 43

Педагогические способности 25 40 35

Таблица 4. - Профессионально-личностные качества экономиста (экспериментальная группа после прослушивания спецкурса) в %

Личные качества будущего экономиста Не важное качество Важное качество Обязательное качество

Психологический аспект

Хорошая память 50 40

Высокая концентрация внимания 14 86

Математическое мышление 7 7 86

Поведенческий аспект

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Креативность 60 40

Коммуникабельность 71 29

Самосовершенствование 25 75

Профессиональный аспект

Организаторские (управленческие) способности 57 43

Аналитические способности 10 36 54

Педагогические способности 14 46 40

Анализ данных позволяет сделать выводы о том, что в процессе проведения деловых игр у студентов экспериментальной группы изменились приоритеты в характеристике личных качеств экономиста, графическая интерпретация таблиц позволяет наглядно проследить данное изменение. График 1 и график 2 наглядно демонстрируют, что в экспериментальной группе после

прослушивания спецкурса снижается процент в номинации «не важные качества», по всем характеристикам профессионально-личностных качеств экономиста и процент в номинации «важные качества» таких характеристик, как внимание, математическое мышление, самосовершенствование.

По графику 3 можно проследить за тем, как в экспериментальной группе после

прослушивания спецкурса вырос процент в номинации «обязательные качества» следующих характеристик: хорошая память, высокая концентрация внимания, математическое мышление, креативность,

самосовершенствование. Это связано с тем, на наш взгляд, что в процессе квазипрофессиональной деятельности у студентов формировались профессионально-личностные качества, необходимые для профессиональной деятельности экономистов.

Поскольку личные качества - это субъективные особенности индивида, посредством которых он способен осуществлять успешно профессиональную деятельность, то к одним из таких особенностей мы относим толерантно-коммуникативную компетентность.

График 1. - Профессионально-личностные качества экономиста в номинации «не важные качества»

График 2. - Профессионально-личностные качества экономиста в номинации «важные качества»

График 3. - Профессионально-личностные качества экономиста в номинации «обязательные качества»

Толерантно-коммуникативная компетентность предполагает умение работать в коллективе посредством различных форм межличностного общения, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия и владеть принятыми в экономической среде методами профессионального общения.

В ходе педагогического эксперимента мы диагностировали уровни сформированности толерантно-коммуникативной компетентности как одной из важных составляющей профессионально-личностных качеств

экономиста.

Для определения толерантно-

коммуникативной компетентности нами разработан тест, в котором отвечающие студенты должны ответить на 36 вопросов, тем

самым отразить собственные особенности профессионального общения.

Используя оценки от 0 до 3, студенты выражают степень согласие с тем или иным высказыванием: 0 баллов - не согласен, 1 балл -низкая степень согласия, 2 балла - значительная степень согласия, 3 балла - абсолютное согласие.

Уровни сформированности толерантно-коммуникативной компетентности

определяются по количеству баллов:

от 1 до 27 баллов обладают высокой степенью толерантности (высокий уровень);

от 28 до 54 баллов - хорошей степенью толерантности (повышенный уровень);

от 56 до 81 баллов - средней степенью толерантности (хороший уровень);

от 82 до 108 баллов - низкая степень толерантности (низкий уровень).

Таблица 5. - Уровни сформированности толерантно-коммуникативной компетентности

Уровни сформированности Контрольная группа (%) Экспериментальная группа на Экспериментальная группа на

толерантно- констатирующем этапе контрольном этапе

коммуникативной (%) (%)

компетентности

Низкий уровень 6 3 -

Хороший уровень 64 51 12

Повышенный уровень 24 15 46

Высокий уровень 6 9 32

Результаты измерений на констатирующем этапе в контрольной и экспериментальной группах не имеют большого различия, низкий уровень: КГ - 6%, ЭГ - 3%; хороший уровень: КГ - 64%, ЭГ - 51%; повышенный уровень: КГ - 24%, ЭГ - 15%, высокий уровень: КГ - 6%, ЭГ - 9%. После прослушивания спецкурса у

экспериментальной группы результаты существенно изменились: низкий уровень — 0%, хороший уровень — 12%, повышенный уровень - 46%, и высокий уровень - 32%.

Показатели динамики роста толерантно-коммуникативной компетентности в процессе спецкурса указаны в гистограмме 1.

70 60 50 40 30 20 10 0

Контрольная группа

Экспериментальная группа на констатирующем этапе

Экспериментальная группа на контрольном этапе

■ Низкий уровень □ Хороший уровень Ш Повышенный уровень и Высокий уровень

Гистограмма 1. - Уровни сформированной толерантно-коммуникативной компетентности

Таким образом, отслеживая

положительную динамику в ходе педагогического эксперимента

сформированности толерантно-

коммуникативной компетентности

«академического бакалавра» экономического

направления, можно сделать вывод об эффективности разработанного спецкурса «Самопроектирование профессиональной компетентности «академического бакалавра» экономического направления в системе математической подготовки».

Литература:

1. Вербицкий А.А., Ильязова М.Д. Инварианты профессионализма: проблемы формирования: монография / А.А. Вербицкий, М.Д. Ильязова. - М.: Логос, 2011. - 288 с.

2. Батаршев А.В., Алексеева И.Ю., Майорова Е.В. Диагностика профессионально важных качеств / А.В. Батаршев, И.Ю. Алексеева, Е.В. Майорова. -Санкт-Петербург. - 2007. - 192 с.

3. Болюбаш Н.М. Теоретичш засади формування професшно! компетентносп майбутшх економюпв / Н.М. Болюбаш. - Науковi пращ:

науково - методичний журнал. - 2009. - Вип. 99. -С. 88-95.

4. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования / А. В. Хуторской // Ученик в общеобразовательной школе. - М.: ИОСО РАО, 2002. - С. 135-157.

5. Шадриков В.П. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и комптентностный подход / В.П. Шадриков // Высшее образование сегодня. - 2004. - № 8. - С. 26-31.

Сведения об авторе:

Кошевая Наталья Сергеевна (г. Сочи, Россия), старший преподаватель кафедры «Математика и ИТ» Сочинского института РУДН, e-mail: [email protected]

Data about the author:

N. Koshevaya (Sochi, Russia), senior educator at the Department of Mathematics and IT of Sochi Institute of the Peoples' Friendship University of Russia, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.