Научная статья на тему 'ХАРАКТЕРИСТИКА СЕМЬИ, ПИТАНИЯ И ДВИГАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ 6-7 ЛЕТ В Г. РЕУТОВ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ (РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ)'

ХАРАКТЕРИСТИКА СЕМЬИ, ПИТАНИЯ И ДВИГАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ 6-7 ЛЕТ В Г. РЕУТОВ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ (РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ) Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
75
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новые исследования
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДЕТИ 6-7 ЛЕТ / АНКЕТА / СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ / ПИТАНИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ / CHILDREN 6-7 YEARS OLD / PROFILE / SOCIAL FACTORS / NUTRITION / PHYSICAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Пронина Т. С., Васильева Р. М., Орлова Н. И., Сонькин В. Д.

Задачей настоящей работы явилось анкетирование родителей и воспитателей Детских Образовательных Организаций (ДОО) по трем темам: 1. социальные факторы (характеристика семьи), 2. характеристика питания (частота употребления различных продуктов). 3, спортивно-оздоровительная активность (занятие спортом, спортивные навыки). Анкетирование позволило выяснить, что современный дошкольник (регион: Московская область, г. Реутов) живет в благоприятной семейной среде, получает адекватное питание и имеет широкие возможности для занятий физической культурой и спортом, владеет набором навыков и умений в двигательной сфере. Показатели навыков и умений у детей 6-7 лет отражают не только физическую зрелость, но и возрастную особенность вестибулярного аппарата.The purpose of this work was to survey parents and educators of Children's Educational Organizations (DOE) on three topics: 1. social factors (family characteristics), 2. nutrition characteristics (frequency of consumption of various pro ducts). 3, sports and recreation activity (sports, sports skills). The survey allowed us to find out that a modern preschooler (Moscow region, Reutov) lives in a favorable family environment, receives adequate nutrition and has ample opportunities for physical education and sports, owns a set of skills and abilities in the motor sphere. Indicators of skills and abilities in children aged 6-7 years reflect not only physical maturity, but also the age-related feature of the vestibular apparatus.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ХАРАКТЕРИСТИКА СЕМЬИ, ПИТАНИЯ И ДВИГАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ 6-7 ЛЕТ В Г. РЕУТОВ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ (РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ)»

ХАРАКТЕРИСТИКА СЕМЬИ, ПИТАНИЯ И ДВИГАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ 6-7 ЛЕТ В Г.РЕУТОВ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

(РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ)

Т.С. Пронина1, Р.М. Васильева, Н.И. Орлова, В.Д. Сонькин, ФГБНУ «Институт возрастной физиологии РАО», Москва

Задачей настоящей работы явилось анкетирование родителей и воспитателей Детских Образовательных Организаций (ДОО) по трем темам: 1. социальные факторы (характеристика семьи), 2. характеристика питания (частота употребления различных продуктов). 3, спортивно-оздоровительная активность (занятие спортом, спортивные навыки). Анкетирование позволило выяснить, что современный дошкольник (регион: Московская область, г. Реутов) живет в благоприятной семейной среде, получает адекватное питание и имеет широкие возможности для занятий физической культурой и спортом, владеет набором навыков и умений в двигательной сфере. Показатели навыков и умений у детей 67 лет отражают не только физическую зрелость, но и возрастную особенность вестибулярного аппарата.

Ключевые слова: дети 6-7 лет, анкета, социальные факторы, питание, физическая активность.

Characteristics offamily, nutrition and motor skills of preschool children of 6-7 y.o. from the town of Reutov, Moscow region. (THE RESULTS OF THE QUES-TIONAIRE SURVEY) The purpose of this work was to survey parents and educators of Children's Educational Organizations (DOE) on three topics: 1. social factors (family characteristics), 2. nutrition characteristics (frequency of consumption of various products). 3, sports and recreation activity (sports, sports skills). The survey allowed us to find out that a modern preschooler (Moscow region, Reutov) lives in a favorable family environment, receives adequate nutrition and has ample opportunities for physical education and sports, owns a set of skills and abilities in the motor sphere. Indicators of skills and abilities in children aged 6-7 years reflect not only physical maturity, but also the age-related feature of the vestibular apparatus.

Keywords: children 6-7 years old, profile, social factors, nutrition, physical activity.

Основные задачи Детской Образовательной Организации (ДОО): укрепление здоровья, нормальное питание, содействие правильному физическому развитию, закалки дошкольника [1]. Эти задачи должны быть в центре внимания воспитателя и всего педагогического коллектива ДОО. Старший дошкольный возраст - это период быстрого роста и физического развития организма ребенка, а поэтому ДОО должно уделить значительные усилия для нормального развития воспитанников. Воспитание детей 6-7 лет имеет свою специфику, обусловленную их ана-

Контакты: 1 Пронина Т.С. - E-mail: <[email protected]>

томо-физиологическими и психологическими особенностями, особенно это касается физических нагрузок [2, 3]. Важно оценить двигательные навыки и уровни физической активности в дошкольной возрастной группе [7]

Исследования, проведенные с детьми 4-6-летнего возраста, сообщают о противоречивых результатах относительно связей двигательных навыков, физической двигательной активностью (ФДА) с параметрами массы тела [10; 11; 12; 18]. Физическая активность и моторные навыки у детей могут быть тесно взаимосвязаны. Связь различий в моторных навыках и в измеренной физической активности с состоянием веса тела хорошо документирована у школьников, по дошкольникам подобных данных практически нет [13; 17]. Для характеристики общего развития моторики у дошкольников используют стандартизированные комплексы тестов, позволяющие производить количественные сопоставления [5; 6; 9].

Получены противоречивые данные о влиянии пола на общее развитие моторики [16]. В исследовании Butte N.F. с соавторами [15] не было выявлено различий между мальчиками и девочками в уровне развития моторики несмотря на то, что уровень двигательной активности мальчиков достоверно превышал таковой девочек. По данным обследования 3-6-летних детей в детских садах г. Москвы [2; 8], различия в результатах комплекса двигательных тестов были сильнее выражены при сопоставлении по типу телосложения, чем по гендерному признаку. Обзор современной зарубежной литературы по проблемам взаимосвязей моторики, энергетики и состава тела у детей дошкольного возраста разного пола, демонстрирует недостаток надежной информации для выработки регламентирующих рекомендаций по организации двигательной активности с целью укрепления здоровья [14; 19]. Однако, для их реализации необходимы валидные и стандартизованные методические подходы, позволяющие производить объективные количественные наблюдения. Подбор соответствующих инструментов и разработка методик их применения - является актуальной задачей физиологии.

Именно поэтому, анкетирование родителей и воспитателей ДОО по энерговегетативным качествам ребенка, включающим потребление энергии (в виде разнообразных продуктов питания) и расхода энергии при занятии спортом может являться одним из инструментов, который поможет проанализировать физическую активность и моторные навыки у детей дошкольного возраста.

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

На основе комплексного экспериментального (педагогического, психофизиологического и физиологического) исследования детей 6-7 лет нами разработана методика анкетирования родителей и воспитателей ДОО. Эксперимент проводили в г Реутов Московской области. Анкетирование касалось условий и образа жизни детей, их питания, а также наличия у них базовых спортивных навыков. Всего было проанализировано 118 анкет.

Вопросы анкеты включали:

1. ИДЕНТИФИКАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ РЕБЕНКА

2. СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ

Характеристика семьи - возраст матери, возраст отца, трудовая занятость- работа матери и отца, количество детей в семье, количество родственников, проживающих в семье

3. ХАРАКТЕРИСТИКА ПИТАНИЯ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ

Частота питания ребенка в день.

Частота употребления типичных продуктов питания.

Название категорий продуктов с распределением:

1) каждый день, 2) 2-3 раза в день, 3) 1 раз в неделю, 4) по праздникам, 5) никогда

4. СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ

1) медицинские показатели для возможности занятием физической культурой

2) длительность спортивных занятий - часы и разы в неделю

3) двигательные навыки ребенка:

плавание, лыжи, коньки, велосипед, самокат, подвижные игры.

5. ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА (заполняет медицинский работник, проводящий обследование)

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Полученные усредненные данные были сопоставлены в гендерном плане, что позволило выявить небольшое число различий между мальчиками и девочками, все они касаются спортивных навыков. Результаты этого сопоставления представлены в Таблице 1.

Возраст мальчиков и девочек, принявших участие в данном обследовании, практически одинаков. Также не различается и возраст их родителей. Примерно в одинаковой пропорции (81-84 %) выражена трудовая занятость матерей, при том, что занятость отцов составляет 100 %. Семья состоит в абсолютном большинстве случаев из обоих родителей, двух детей (с бабушкой проживают очень мало семей (5-7 %). У большинства детей, посещающих детский сад, есть брат или сестра (6 семей имеют по 4 ребенка).

Питание детей организовано обычно 5 раз в день (3-4 раза в саду и один раз дома). При этом большинство девочек (61 %) и особенно мальчиков (72 %) завтракают в детском саду. Остальные дети успевают позавтракать дома пере д детским садом (иногда и в саду тоже). Структура питания свидетельствует о его полноценности и разнообразии. Ежедневно в рационе имеются мясные, рыбные, молочные продукты, яйца и сыры, свежие овощи, а также фрукты и соки. В соответствии с традициями питания, в группе овощей преобладает картошка, которая бывает на столе по нескольку раз в день.

Во время физиолого-гигиенического мониторинга широкомасштабного эксперимента в системе образования в 2002-2004 гг., когда до 30 % детей имели ограниченный рацион питания, не получая ежедневно фрукты и соки, а также продукты, богатые животным белком [1]. Очевидно, это отражает значительный рост уровня жизни за истекшие 15 лет.

Никто из участников обследования не указал на наличие освобождения от занятий физкультурой или на посещение занятий ЛФК в медицинском учреждении. Дети, имеющие отклонении в физическом и моторном развитии, не вошли в число участников лабораторного обследования.

Таблица 1

Усредненные данные по условиям жизни, структуре питания и физической активности мальчиков и девочек 6-7лет

№ Показатель Мальчики (п=56) Девочки (п=62)

8 возраст (месяцы) 82 месяца 83 месяца

9 возраст Матери 36 лет 35 лет

10 возраст Отца 38 лет 37 лет

11 работа Матери 84 % работает 81 % работает

12 работа Отца 100 % работает 100 % работает

13 кол-во детей в семье 2 ребенка 2 ребенка

14 проживание с матерью 100 % 100 %

15 проживание с отцом 95 % 100 %

16 с бабушкой 7 % 5 %

17 брат 1 брат 1 брат

18 сестра 1 сестра 1 сестра

19 кол. раз еды в день 5 раз 5 раз

20 завтрак где? 72 %-сад 28 % -дома 61 %-сад, 39 %-дома

21 мясо, рыба, колбаса каждый день каждый день

22 молочные, сыр, яйца каждый день каждый день

23 овощи каждый день каждый день

24 картофель чаще чаще

25 Макароны, каши каждый день каждый день

26 фрукты соки каждый день каждый день

27 освобождены от ФК 0 0

28 ЛФК в мед. уч. 0 0

28 занятие спортом 68 % занимаются 68 % занимаются

30 длительность час 0,5-1,5 часа 0,5-1,5 часа

31 кол-во в неделю 2 раза 2 раза

32 участие в соревнов. 40 % 1-2 раза в нед. 39 % 1-2 раза в нед.

33 плавание 61 % 69 %

34 лыжи 49 % 29 %

35 коньки 67 % 84 %

36 велосипед 98 % 95 %

37 самокат 100 % 100 %

38 Подвижные игры 100 % 100 %

Физическое состояние детей 6-7 лет имеет свою специфику, обусловленную их анатомо-физиологическими и психологическими особенностями. 68 % мальчиков и 68 % девочек сообщили, что занимаются спортом, и длительность таких занятий составляет 0.5 - 1.5 часа при частоте 2 (а иногда и 3) раза в неделю. Разумеется, это не спортивная подготовка, которая требует гораздо больших объемов занятий; это секционные занятия по избранным видам спорта с оздоровительной направленностью. По данным мониторинга 15-летней давности таких детей было

в несколько раз меньше, что объяснялось отсутствием условий для организации такой работы. Налицо позитивные сдвиги, которые должны благотворно сказаться на состоянии здоровья детей. При этом 40 % мальчиков и 39 % девочек отмечают, что они 1-2 раза в неделю участвуют в соревнованиях (только в спортивных секциях).

Интересна структура двигательных умений и навыков у современных дошкольников. Все они умеют ездить на самокате и играть в подвижные игры, почти все мальчики (98 %) умеют также ездить на велосипеде. Девочки по этому виду двигательной активности существенно отстают - из них только 77 % сообщили, что умеют кататься. Большой разрыв между мальчиками и девочками также по умению ходить на лыжах - разница составляет 20 % (достоверно) в пользу мальчиков. А вот катаются на коньках больше девочки - здесь разница составляет 17 %, и она также достоверна. Немного больше и число девочек, умеющих плавать - 69 % против 61 % мальчиков, и эта разница также достоверна.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, проведенное анкетирование позволило выяснить, что современный дошкольник 6-7 лет (регион: Московская область, г. Реутов) живет в благоприятной семейной среде, семьи полноценные и развивающиеся, ребенок получает адекватное питание и имеет широкие возможности для занятий физической культурой и спортом. Типичный ребенок владеет набором навыков и умений в двигательной сфере, в том числе используя дорогостоящий инвентарь, что свидетельствует о достаточно высоком уровне жизни и активной здоровьесберегающей позиции родителей.

Показатели навыков и умений у детей 6-7 лет отражают не только физическую зрелость, но и возрастную особенность вестибулярного аппарата этого возраста, что чрезвычайно важно для сохранения здоровья в момент травмоопасно-сти (велосипед, плавание). Такое анкетирование в детских садах необходимо проводить во многих регионах, включая Москву.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Безруких М.М. Возрастная физиология. Физиология развития ребенка / М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер. - М.: Академия, 2013. - 416 с.

2. Бернштейн, Н.А. О ловкости и ее развитии / Н.А. Бернштейн. - 2-е изд. -М.: ТВТ Дивизион. 2017. - 328 с.

3. Вельтищев Ю.Г. Рост ребенка: закономерности, нормальные вариации, соматотипы, нарушения и их корреляция: Лекция для врачей // Приложение к журналу Росс. вест. перинат. и педиатрии. - М., 2014. - 79 с.

4. Изаак, С.И. Гетерохронность моторного и физического развития детей дошкольного возраста / С.И. Изаак, В.Д. Сонькин // Человек в мире спорта: Новые идеи, технологии, перспективы: Тез. докл. Междунар. конгр. - М., 1998. - Т. 1. -С. 289-290.

5. Левушкин С.П. Стандарты морфофункционального развития школьников г. Ульяновска разных типов телосложения / С.П. Левушкин. - Ульяновск: УлГУ, 2004. - 60 с.

6. Лях, В.И. Координационные способности: Диагностика и развитие / В.И. Лях. - М.: ТВТ Дивизион, 2006. -- 288 с.

7. Мазепина Е. В. Эффективность применения игровых средств и методов физического воспитания для улучшения психофизического состояния детей 6-8 лет: автореферат дис. ... канд. пед. наук. - 2004. - 24 с.

8. Сонькин В.Д., Изаак С.И. Проявление типа конституции в физическом и моторном развитии детей дошкольного возраста // Методы исследования физического развития детей и подростков в популяционном мониторинге / Под. ред. В.Р. Кучмы. - М. 2000. - С. 98-111.

9. Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений: Руководство для работников системы образования / под ред. М.М. Безруких, В.Д. Сонькина. - М., 2005. - 584 с. (В помощь образовательному учреждению: «Профилактика злоупотребления психоактивными веществами»). ISBN 5-901842-28-6

10. Barnett L.M. Childhood motor skill proficiency as a predictor of adolescent physical activity. // Barnett LM, van Beurden E, Morgan PJ, Brooks LO, Beard JR /J Adolesc Health. - 2009. - V. 44, № 3. - Р. 252-259.

11. Bonvin A. Weight status and gender-related differences in motor skills and in child care - based physical activity in young children // Bonvin A., Barral J., Kakebeeke T.H., Kriemler S., Longchamp A. et al // BMC Pediatrics - 2012. - V. 12, № 23 https://doi.org/10.1186/1471-2431-12-23

12. Butte N.F. Role of physical activity and sleep duration in growth and body composition of preschool-aged children. // Butte NF, Butte NF, Puyau MR, Wilson TA, Liu Y, et al. / Obesity. - 2016. - V.24, № 6. - Р.1328-35.

13. Carter P.J. Longitudinal analysis of sleep in relation to BMI and body fat in children: the FLAME study. / Carter PJ, Taylor BJ, Williams SM, Taylor RW. // BMJ. -2011. - P. 342. d2712.

14. Cattaneo A. Overweight and obesity in infants and pre-school children in the European Union: a review of existing data. // Cattaneo A, Monasta L, Stamatakis E, Lioret S. et al. / Obes Rev. - 2010. - V. 11, №5. - Р. 389-398.

15. Cliff D.P. Relationships between fundamental movement skills and objectively measured physical activity in preschool children. // Cliff DP, Okely AD, Smith LM, McKeen K./ Pediatr Exerc Sci. - 2009. - 21. №. 4. - P. 436-449.

16. Collings P.J. Physical activity intensity, sedentary time, and body composition in preschoolers. // Collings PJ, Brage S, Ridgway CL, Harvey N.C. et al. /Am. J. Clin. Nutr. - 2013. - V. 97, № 5. - Р. 1020-8.

17. Croce R.V. Reliability and concurrent validity of the movement assessment battery for children / Croce RV., Horvat M., McCarthy E. // Percept Mot Skills. - 2001. - V. 93. №1. - Р. 275-280.

18. de Vries A. An activity stimulation programme during a childs first year reduces some indicators of adiposity at the age of two-and-a-half. / de Vries A, Huiting H, Heuvel E, L'Abee C, Corpeleijn E, Stolk R. // Acta Paediatr. - 2015. - V. 104, № 4. - P. 414-21.

19. Ekelund U Associations between objectively assessed physical activity and indicators of body fatness in 9- to 10-y-old European children: a population-based study from 4 distinct regions in Europe (the European Youth Heart Study) / Ekelund U, Sar-dinha LB, Anderssen SA, Harro M, et al // Am. J Clin Nutr. - 2004. - V. 80, № 3. - P. 584-590.

REFERENCES

1. Bezrukix M.M. Vozrastnaya fiziologiya. Fiziologiya razvitiya rebenka // M.M. Bezrukix, V.D. Son'kin, D.A. Farber. - M.: Akademiya, 2013. - 416 s.

2. Bernshtejn, N.A. O lovkosti i ee razvitii / N.A. Bernshtejn. - 2-e izd. - M.: TVT Divizion. 2017. - 328 s.

3. VeFtishhev Yu.G. Rost rebenka: zakonomernosti, normal'ny'e variacii, soma-totipy', narusheniya i ix korrelyaciya: Lekciya dlya vrachej. [Tekst] // Prilozhenie k zhurnalu Ross. vest. perinat. i pediatrii. - M., 2014. - 79 s.

4. Izaak, S.I. Geteroxronnost' motornogo i fizicheskogo razvitiya detej dosh-kol'nogo vozrasta // Izaak S.I., Son'kin V.D. / Chelovek v mire sporta: Novy'e idei, texnologii, perspektivy': Tez. dokl. Mezhdunar. kongr. - M., 1998. - T. 1. - S. 289-290.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Levushkin S.P. Standarty' morfofunkcional'nogo razvitiya shkol'nikov g. Ul'yanovska razny'x tipov teloslozheniya / S.P. Levushkin. - Ul'yanovsk: UlGU, 2004.

- 60 s.

6. Lyax, V.I. Koordinacionny'e sposobnosti: Diagnostika i razvitie / V.I. Lyax. -M.: TVT Divizion, 2006. - 288 s.

7. Mazepina E. V. E'ffektivnost' primeneniya igrovy'x sredstv i metodov fizicheskogo vospitaniya dlya uluchsheniya psixofizicheskogo sostoyaniya detej 6-8 let. avtoreferat dis. ... kand. ped. nauk. - 2004. - 24 s.

8. Son'kin V.D., Izaak S.I. Proyavlenie tipa konstitucii v fizicheskom i motornom razvitii detej doshkol'nogo vozrasta. // Metody' issledovaniya fizicheskogo razvitiya detej i podrostkov v populyacionnom monitoringe / Pod.red. V.R. Kuchmy. - M. 2000.

- S. 98-111.

9. Organizaciya i ocenka zdorov'esberegayushhej deyatel'nosti obrazovatel'ny'x uchrezhdenij: Rukovodstvo dlya rabotnikov sistemy' obrazovaniya / pod red. M.M. Bezrukix, V.D. Son'kina. - M., 2005. - 584 s. (V pomoshh' obrazovatel'nomu uchrezhdeniyu: «Profilaktika zloupotrebleniya psixoaktivnymi veshhestvami»). ISBN 5-901842-28-6

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.