Научная статья на тему 'ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ И ЭНЕРГОВЕГЕТАТИВНЫЕ РЕАКЦИИ ИХ ОРГАНИЗМА НА СТАНДАРТНУЮ ФИЗИЧЕСКУЮ НАГРУЗКУ'

ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ И ЭНЕРГОВЕГЕТАТИВНЫЕ РЕАКЦИИ ИХ ОРГАНИЗМА НА СТАНДАРТНУЮ ФИЗИЧЕСКУЮ НАГРУЗКУ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
228
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новые исследования
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / АРТЕРИАЛЬНОЕ ДАВЛЕНИЕ / ЧАСТОТА СЕРДЕЧНЫХ СОКРАЩЕНИЙ / ЭНЕРГОВЕГЕТАТИВНЫЕ РЕАКЦИИ / FUNCTIONAL DEVELOPMENT / PRESCHOOL CHILDREN / BLOOD PRESSURE / HEART RATE / ENERGY VEGETATIVE REACTIONS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Васильева Р.М., Сонькин В.Д., Орлова Н.И., Пронина Т.С.

На базе детских садов г. Реутова (Московская область) было проведено углубленное лабораторное исследование физического и функционального развития детей 6-7 лет, а также энерговегетативных реакций их организма на стандартную физическую нагрузку. Функциональное развитие детей 6-7 лет оценивали с помощью теста 10 приседаний с последующим анализом динамики восстановления ЧСС и расчетом показателя ИНПД, характеризующего физиологическую стоимость выполненной работы. Показано, что в условиях покоя у девочек несколько выше диастолическое давление, а пульсовое АД меньше, чем у мальчиков, что свидетельствует о более высоком тонусе кровеносных сосудов у девочек. Других различий в функциональных показателях обнаружено не было. У девочек, в отличие от мальчиков, были выявлены достоверные корреляционные связи между показателями физического развития и пульсовым долгом, а также показателем ИНПД. Это свидетельствует о том, что особенности физического развития в большей степени влияют на функциональное развитие девочек, чем мальчиков. У девочек отмечали более высокий пульс и меньшую скорость восстановления ЧСС после работы, а также более высокий пульсовой «долг», рассчитанный за 5 мин. реституции. Можно утверждать, что реакция организма девочек на одинаковую нагрузку выражена несколько сильнее, чем у мальчиков.The paper presents the in-depth laboratory study of 6-7-year-old children attending kindergartens in the city of Reutov (Moscow region). The study concerned the physical and functional development of children, as well as energy-vegetative reactions of their body to standard physical activity. The functional development of children was assessed using the test of 10 squats, followed by the analysis of the dynamics of heart rate recovery and the pulse “debt” growth, characterizing the physiological cost of the activity. It was shown that at rest, girls have slightly higher diastolic pressure and lower pulse pressure than in boys, which indicates a higher tone of blood vessels in girls. No other differences in functional indicators were found. In girls, unlike boys, there was found significant correlation between the indicators of physical development and pulse “debt”, as well as the indicator of pulse “debt” growth rate. This suggests that the features of physical development to a greater extent affect the functional development of girls than boys. Girls demonstrated a higher heart rate and slower heart rate recovery after the exercise, as well as higher pulse "debt" within 5 minutes of restitution. It can be argued that the reaction of girls to the same load is slightly stronger than that of the boys.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Васильева Р.М., Сонькин В.Д., Орлова Н.И., Пронина Т.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ И ЭНЕРГОВЕГЕТАТИВНЫЕ РЕАКЦИИ ИХ ОРГАНИЗМА НА СТАНДАРТНУЮ ФИЗИЧЕСКУЮ НАГРУЗКУ»

ВОЗРАСТНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ

ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ И ЭНЕРГОВЕГЕТАТИВНЫЕ РЕАКЦИИ ИХ ОРГАНИЗМА НА СТАНДАРТНУЮ ФИЗИЧЕСКУЮ НАГРУЗКУ

Р.М. Васильева1, В.Д. Сонькин, Н.И. Орлова, Т.С. Пронина ФГБНУ «Институт возрастной физиологии РАО», Москва

На базе детских садов г. Реутова (Московская область) было проведено углубленное лабораторное исследование физического и функционального развития детей 6-7 лет, а также энерговегетативных реакций их организма на стандартную физическую нагрузку.

Функциональное развитие детей 6-7 лет оценивали с помощью теста 10 приседаний с последующим анализом динамики восстановления ЧСС и расчетом показателя ИНПД, характеризующего физиологическую стоимость выполненной работы. Показано, что в условиях покоя у девочек несколько выше диастоличе-ское давление, а пульсовое АД меньше, чем у мальчиков, что свидетельствует о более высоком тонусе кровеносных сосудов у девочек. Других различий в функциональных показателях обнаружено не было. У девочек, в отличие от мальчиков, были выявлены достоверные корреляционные связи между показателями физического развития и пульсовым долгом, а также показателем ИНПД. Это свидетельствует о том, что особенности физического развития в большей степени влияют на функциональное развитие девочек, чем мальчиков.

У девочек отмечали более высокий пульс и меньшую скорость восстановления ЧСС после работы, а также более высокий пульсовой «долг», рассчитанный за 5 мин. реституции. Можно утверждать, что реакция организма девочек на одинаковую нагрузку выражена несколько сильнее, чем у мальчиков.

Ключевые слова: функциональное развитие; дети дошкольного возраста; артериальное давление; частота сердечных сокращений; энерговегетативные реакции.

Functional development of 6-7-year-old children and energy-vegetative reactions of their organism to standard physical load. The paper presents the in-depth laboratory study of 6-7-year-old children attending kindergartens in the city of Reutov (Moscow region). The study concerned the physical and functional development of children, as well as energy-vegetative reactions of their body to standard physical activity.

The functional development of children was assessed using the test of 10 squats, followed by the analysis of the dynamics of heart rate recovery and the pulse "debt" growth, characterizing the physiological cost of the activity. It was shown that at rest, girls have slightly higher diastolic pressure and lower pulse pressure than in boys, which indicates a higher tone of blood vessels in girls. No other differences in functional indicators were found. In girls, unlike boys, there was found significant correlation between the indicators ofphysical development and pulse "debt", as

Контакты: 1 Васильева Р.М. - E-mail: <w.rm@yandex.ru>

well as the indicator ofpulse "debt" growth rate. This suggests that the features ofphysical development to a greater extent affect the functional development of girls than boys.

Girls demonstrated a higher heart rate and slower heart rate recovery after the exercise, as well as higher pulse "debt" within 5 minutes of restitution. It can be argued that the reaction of girls to the same load is slightly stronger than that of the boys.

Keywords: functional development; preschool children; blood pressure; heart rate; energy vegetative reactions.

По данным многих исследований, в настоящее время наблюдается устойчивый негативный тренд роста общей заболеваемости детей во всех возрастно-половых группах с тенденцией к увеличению функциональных нарушений и хронических болезней костно-мышечной системы, системы кровообращения и т.д. [4]. Также беспокоит увеличение во всем мире количества детей с избыточным весом и ожирением [9], даже у маленьких детей [7].

В то же время появляются данные о том, что физическая активность детей и уровень физической подготовки школьников снижается последние тридцать лет. Снижение демонстрируют и некоторые двигательные навыки дошкольников [8; 13].

Для старших возрастных групп доказано положительное влияние двигательной активности на состояние здоровья. Для детей в возрасте до 7 лет эта зависимость еще нуждается в доказательствах и количественных обоснованиях. Между тем, адекватная физическая активность может играть определенную роль в профилактике метаболических и моторных нарушений развития ребенка [10, 11] начиная с дошкольного возраста [6; 12; 14].

Поэтому в настоящее время особое значение придаётся физическому воспитанию дошкольников с целью укрепления их здоровья. Надежные рекомендации по организации двигательной активности для дошкольников должны строиться на основе знаний возрастных и индивидуальных морфофункциональных и энерговегетативных особенностей организма детей такого возраста. Проведенный анализ литературы показывает недостаток необходимой информации для выработки таких рекомендаций.

В связи с этим, по заданию Минпросвещения России и Института возрастной физиологии РАО в 2019 г. нами было проведено углубленное исследование функционального развития детей 6-7 лет и энерговегетативных реакций их организма на стандартную физическую нагрузку.

Целью настоящего лабораторного экспериментального исследования было оценить функциональное развитие современных детей 6-7 лет и изучить энерговегетативные реакции их организма на стандартную физическую нагрузку (10 приседаний).

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

На базе трех детских садов г. Реутова (Московская область) с большой наполняемостью групп было проведено углубленное лабораторное исследование физического и функционального развития детей 6-7 лет, а также энерговегетативных реакций их организма на стандартную физическую нагрузку. Обследование

проходило в тех же детских садах и на тех же детях, которые участвовали и в по-пуляционном исследовании по региону «Московская область».

В обследовании приняли участие 111 детей, из них 51 мальчик и 60 девочек.

Персонал детских садов и родители были проинформированы о целях и задачах обследования, при этом родители давали добровольные согласия на участие в них своих детей.

В ходе исследования измеряли параметры физического развития (рост, вес, ИМТ). Для характеристики функционального развития оценивалась частота сердечных сокращений (ЧСС) в покое, а также величины систолического и диасто-лического артериального давления (АД).

Также была изучена реакция организма на предъявляемую физическую нагрузку (10 приседаний). Проводилось измерение пульса до нагрузки и в течение 5 минут восстановления, что давало возможность охарактеризовать индивидуальную резистентность ребенка к физической нагрузке.

Полученные результаты были сопоставлены по гендерному признаку, что позволило выявить ряд различий между мальчиками и девочками по ряду показателей. Расчет относительных показателей и статистический анализ были проведены с применением средств MS EXCEL.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В таблице 1 представлены средние данные по каждому измеренному и рассчитанному показателю, а также приведено число обследованных мальчиков и девочек.

В результате проведённого анализа, половые различия у мальчиков и девочек по длине и по массе тела не выявлены (табл. 1).

Нами также анализировался индекс массы тела Кеттле (ИМТ), который рассчитывался по формуле ИМТ (кг/м2) = масса тела (кг)/длина тела2 (м2). Этот индекс позволяет выявить детей с нормальной и избыточной массой тела. Оказалось, по этому показателю гендерные различия также отсутствуют.

Таблица 1

Показатели физического и функционального развития у детей 6-7 лет

Показатели Мальчики (n=51) Девочки (n=60) t-критерий при p=0,05

М ±м М ±м

Рост стоя (см) 123,45 0,73 121,62 0,63 1,90

Вес (кг) 25,32 0,66 23,95 0,48 1,68

ИМТ кг/кв.м 16,52 0,30 16,13 0,23 1,05

АД систол. (п=18) 85,06 1,19 83,29 1,09 1,09

АД диаст. (п=18) 55,89 1,58 60,24 1,45 2,02

АД пульсовое (п=18) 29,2 1,7 23,1 1,8 2,5

ЧСС (уд/мин) Покой 90,80 1,04 90,58 0,88 0,16

Кроме того, оценивали ряд функциональных показателей - частоту сердечных сокращений (ЧСС) в покое, а также систолическое, диастолическое и пульсо-

вое артериальное давление. При этом измерение АД было проведено только у части детей. В обследованной группе находилось по 18 мальчиков и девочек (П=18).

Гендерных различий у мальчиков и девочек по частоте сердечных сокращений в покое выявлено не было (табл. 1). Систолическое АД в условиях покоя не различалось у мальчиков и девочек, однако диастолическое АД было несколько выше у девочек (р>0,05), что свидетельствует о более высоком у них тонусе кровеносных сосудов. При расчете пульсового АД оно оказалось достоверно больше у мальчиков, чем у девочек (р <0,05). Вероятно, это отражает возрастные особенности морфофункционального развития сердечно-сосудистой системы (ССС) мальчиков и девочек в этом возрасте. Таким образом, уже в 6-летнем возрасте выявлены гендерные различия такого важнейшего показателя функционального состояния организма человека, как сосудистый тонус, проявляющийся в величинах диастолического и пульсового давления. Вероятно, это необходимо учитывать при оценке реакции ССС на разнообразные функциональные пробы.

Таблица 2

Изменение ЧСС и величина ИНПДу мальчиков и девочек 6-7 лет при выполнении

физической нагрузки.

Показатели Мальчики (п=51) Девочки (п=60) ^критерий при p=0,05

М ±м М ±м

Время выполнения ФН (сек) 11,47 0,21 11,82 0,23 1,12

ЧСС (уд/мин) - Покой 90,80 1,04 90,58 0,88 0,16

ЧСС - сразу п/ФН 119,82 1,38 122,90 1,27 1,64

ЧСС 1м. п/ФН 100,94 1,39 102,97 1,05 1,16

ЧСС 2м. п/ФН 93,88 1,36 95,30 1,26 0,76

ЧСС 3м.п/ФН 93,12 1,39 93,40 1,01 0,16

ЧСС 4м. п/ФН 92,69 1,28 92,70 0,97 0,01

ЧСС 5 м. п/ФН 91,27 1,19 90,70 0,84 0,39

Долг 6 мин. 46,90 3,09 54,47 2,54 1,89

ИНПД 6 мин. 4,15 0,28 4,66 0,22 1,43

Долг 5 мин. 46,43 2,85 54,35 2,33 2,15

ИНПД 5 мин. 4,12 0,26 4,66 0,20 1,64

При углубленном исследовании для оценки функциональных возможностей ребенка при выполнении стандартной физической нагрузки (10 приседаний) были использованы показатели, основанные на измерении частоты пульса в восстановительном периоде. Был рассчитан накопившийся в результате работы пульсовой долг (ПД) за 5 и за 6 мин. восстановительного периода.

Оказалось, что ПД был статистически значимо выше у девочек, чем у мальчиков при подсчете его за 5 мин. восстановительного периода (р <0,05). Это произошло вследствие того, что у девочек наблюдали более высокий, хотя и не достоверный, по сравнению с мальчиками, подъем ЧСС после работы (р>0,05). Более высокие значения ЧСС отмечались также у девочек по сравнению с мальчиками до конца третьей минуты периода реституции (см. табл. 2, рис. 1).

140

120

100

80

60

40

20

10

ЧСС п/ФН

Долг 6мин

Долг 5мин

ИНПД 5мин ИНПД 6мин

Рис. 1. Пульсометрические показатели теста «приседания».

Исходя из значений ПД, была рассчитана величина индекса накопления пульсового долга (ИНПД) [3, 5], которую определяли по формуле:

ИНПД =

/1 + /2 + /з + /4 + /з - 5/в

1уд

где

И - 5 - частота пульса на 1-5 минутах восстановления после выполнения нагрузки, уд/мин;

- пульс в покое, уд/мин.;

1уд - время удержания заданной нагрузки, сек.

ИНПД используется в качестве показателя, позволяющего измерять физиологическое напряжение организма при выполнении физической работы и охарактеризовать физиологическую «стоимость», которую «платит» при этом организм ребенка [2, 3]. Под физиологической «ценой» понимается добавочная работа, которую вынуждены выполнять системы организма для компенсации затрат на восстановление организменного, тканевого и клеточного гомеостаза [2]. Величина ИНПД может быть использована для оценки функциональных возможностей организма при выполнении дозированной нагрузки анаэробного и смешанного характера. В этом случае ее можно трактовать как показатель работоспособности, учитывая, что при одинаковой мощности нагрузки работоспособность тем выше, чем ниже величина ИНПД.

Величина ИНПД хорошо отражает напряжение функциональных систем организма при выполнении физических упражнений.

0

Рассчитанный по результатам наших исследований показатель ИНПД, характеризующий физиологическую стоимость выполненной физической нагрузки, по абсолютной величине у мальчиков и девочек не различался (р>0,05). При этом оказалось, что как у мальчиков, так и у девочек значения ИНПД в группе различались в несколько раз, а коэффициент вариации в обеих группах превышал 33 %.

Мы сочли необходимым детальнее посмотреть, как распределятся дети в каждой из групп по уровню ИНПД.

Таблица 3

Частота распределения величины ИНПД

Девочки п=60 Мальчики п=51

ИНПД (6 мин.) Частота ИНПД (6 мин.) Частота

1 1 1 1

2,4 5 2,29 10

3,8 9 3,57 7

5,1 20 4,86 15

6,5 18 6,14 11

7,9 5 7,43 4

9,3 1 8,71 2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 1

В качестве критерия для оценки значений ИНПД использовали величину M + 0,67ст, которую принято считать границами средней величины [1].

Рассчитывали среднеарифметические значения показателя ИНПД для всей выборки. Отличие величины индивидуального значения показателя на +0,67ст от среднего (М) позволило оценить развитие функциональных возможностей ребенка. Если индивидуальная величина показателя ИНПД не выходит за пределы M + 0,67ст, напряжение функциональных систем организма оценивали как среднее; если индивидуальное значение было меньше или больше М + 0,67ст, то уровень функционального напряжения организма оценивали, соответственно, как низкое или высокое.

Были также построены гистограммы частоты распределения величины ИНПД у мальчиков и девочек, которые представлены на рис. 2 (см. также табл. 3).

При анализе всех полученных данных было выявлено, что, как по критерию M+0,67ст, так по частоте распределения ИНПД, испытуемых можно разделить на три группы по уровню физиологической «стоимости» работы.

Из табл. 3 и графика распределения величин ИНПД видно, что дети с самыми высокими значениями ИНПД как среди мальчиков, так и среди девочек встречаются одинаково часто (примерно в 13 % случаев в каждой из групп). Еще раз отметим, что высокий уровень ИНПД говорит о высокой физиологической «стоимости» выполненной работы.

□ Частота

-Полиномиальный (Частота)

Гистограмма

20

15

10

у = -1,2619х2 + 10,952х - 9,6071 Р = 0,6726

25

20

15

10

у = -0,8155х2 + 6,7083х - 3,0179 Р = 0,6694

Девочки

Карман

1 3,57 6,14 8,71 Мальчики

Карман

Рис. 2. Гистограмма частоты распределения величины ИНПД у девочек и мальчиков 6-7 лет.

Средние значения ИНПД у девочек встречались чаще, чем у мальчиков: в 63,3 % случаях от всей выборки у девочек и 51,0 % случаях от всей выборки у мальчиков. Эти дети испытывали средний уровень напряжения функциональных систем организма при выполнении предъявленного теста.

В то же время среди мальчиков чаще по сравнению с девочками встречались дети, у которых зарегистрирован низкий ИНПД (35,3 % случаев у мальчиков и 25,0 % - у девочек). Это дети с низкой «стоимостью» работы, которые накопили самый низкий долг и легче других перенесли нагрузку и испытывали меньшее напряжение при работе.

В процессе исследования также оценивались взаимосвязи физического и функционального развития детей. Для этого анализировались корреляционные связи между показателями физического развития детей, а также между различными зарегистрированными и рассчитанными показателями, характеризующими функциональное развития детей (табл. 4).

В результате анализа достоверных связей между весом, ростом, содержанием жира и ЧСС покоя, ЧСС после нагрузки, ПД, ИНПД у мальчиков выявлено не было.

Между тем, у девочек выявлена слабая, но достоверная корреляционная связь между показателями физического развития (вес, рост, содержание жира) и пульсовым долгом, а также показателями физического развития и ИНПД.

5

5

0

0

Таблица 4

Корреляционная матрица (значения коэффициентов корреляции) антропометрических и функциональных показателей у детей 6-7 лет.

Мальчики п=51

Вес ИМТ Рост стоя Жир в ЧСС По- ЧСС сразу

(кг) кг/кв.м (см) кг кой п/ФН

ЧСС Покой 0,13 0,20 -0,02 0,07

ЧСС сразу п/ФН -0,06 0,07 -0,21 -0,21 0,45

Долг 6 мин. 0,00 0,00 0,01 -0,05 -0,04 0,53

ИНПД 6 мин. -0,06 -0,05 0,01 -0,12 -0,05 0,55

Девочки п=60

Вес ИМТ Рост стоя Жир в ЧСС По- ЧСС сразу

(кг) кг/кв.м (см) кг кой п/ФН

ЧСС Покой -0,08 0,03 -0,21 -0,15

ЧСС сразу п/ФН 0,19 0,14 0,14 0,05 0,35

Долг 6 мин. 0,29 0,18 0,28 0,27 -0,28 0,50

ИНПД 6 мин. 0,26 0,12 0,31 0,26 -0,29 0,46

Примечание: жирным шрифтом выделены достоверные значения г

По-видимому, это свидетельствует о том, что особенности физического развития в большей степени влияют на функциональное развитие девочек, чем у мальчиков.

Как и можно было ожидать, как у мальчиков, так и у девочек, выявлена достоверная корреляционная связь средней силы между ЧСС покоя и ЧСС, зарегистрированной сразу после нагрузки.

Величина пульсового долга после работы зависит от значений ЧСС, зарегистрированных сразу после работы. Она также определяется скоростью восстановления ЧСС. Обнаружено, что пульсовой долг и ЧСС после работы связаны между собой достоверной корреляционной связью средней силы как у мальчиков, так и у девочек. В такой же зависимости между собой находятся ИНПД и ЧСС после работы.

Гендерные различия проявились в том, что у девочек, в отличие от мальчиков, обнаружилась слабая отрицательная, но достоверная связь между ЧСС покоя и пульсовым долгом, а также между ЧСС покоя и ИНПД.

Таким образом, было обнаружено, что у девочек на величину ПД может влиять большее количество факторов (из числа проанализированных нами), чем у мальчиков.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, нами не выявлены гендерные различия у детей 6-7 лет по таким показателям физического развития, как длина, масса тела и индекс массы тела Кеттле (ИМТ).

Функциональные показатели ЧСС и систолическое АД у мальчиков и девочек в этом возрасте также различались мало. Однако диастолическое АД было не-

сколько выше, а пульсовое АД меньше у девочек, чем у мальчиков, что свидетельствует о более высоком тонусе кровеносных сосудов у девочек. Это выявляет уже в 6-летнем возрасте гендерные различия такого важнейшего показателя функционального состояния организма человека как сосудистый тонус.

Обнаружено также, что на величину пульсового «долга» у девочек может влиять большее количество факторов (из числа проанализированных нами), чем у мальчиков. Это свидетельствует о том, что особенности физического развития в большей степени сказываются на функциональном развитие девочек, чем мальчиков.

Физиологическая «стоимость» стандартной физической нагрузки, оцененная по ИНПД в этом возрасте, была примерно одинаковой у мальчиков и девочек. Однако у девочек наблюдали более высокие значения ЧСС по сравнению с мальчиками после окончания нагрузки. Также у девочек отмечали более медленное восстановление ЧСС и более высокий пульсовой «долг», рассчитанный за 5 мин. после работы. Поэтому реакцию организма девочек на одинаковую с мальчиками нагрузку можно считать более выраженной, если оценивать ее по совокупности рассмотренных показателей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Зайцева В.В., Сонькин В.Д., Изаак С.И. Индивидуальный подход в физическом воспитании и его реализация на основе компьютерных технологий: Учеб. пособ. для студентов, магистрантов и аспирантов РГАФК. - М., 1998. - 84.

2. Корниенко, И.А. Энергетическая и физиологическая «стоимость» мышечной работы детей 7 - 17 лет / Корниенко И.А., Сонькин В.Д. // Физиология человека. - 1991. - Т.17, № 5. - С. 130-141.

3. Король, В.М. Частота сокращений сердца у подростков разного уровня полового созревания в реституционном периоде после работы до отказа / Король В.М., Сонькин В.Д., Ратушная Л.И. // Теория и практика физ. культуры. - 1985. -№ 8. - С. 27.

4. Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Рапопорт И.К., Шубочкина Е.И., Скоблина Н.А., Милушкина О.Ю. Популяционное здоровье детского населения, риски здоровью и санитарно-эпидемиологическое благополучие обучающихся: проблемы, пути решения, технологии деятельности. ФГАУ «Научный центр здоровья детей» Минздрава России, 119991, Москва . Оригинальная статья коллектив авторов, 2017 Удк 613.955:614.7doi:

URL: http://dx.doi.org/10.18821/0016-9900-2017-96-10-990-995

5. Сонькин В.Д., Тамбовцева Р.В. Развитие мышечной энергетики и работоспособности онтогенезе. М., 2011. - 368 с.

6. Butte NF, Puyau MR, Wilson TA, Liu Y, Wong WW, Adolph AL, et al. Role of physical activity and sleep duration in growth and body composition of preschool-aged children. Obesity. 2016; 24(6):1328-35.

7. Cattaneo A, Monasta L, Stamatakis E, Lioret S, Castetbon K, Frenken F, Manios Y, Moschonis G, Savva S, Zaborskis A, et al: Overweight and obesity in infants and pre-school children in the European Union: a review of existing data. Obes Rev 2010, 11(5):389-398.

8. Dollman J, Norton K, Norton L: Evidence for secular trends in children's physical activity behaviour. Br J Sports Med 2005, 39(12):892-897.

9. Kelly T, Yang W, Chen CS, Reynolds K, He J: Global burden of obesity in 2005 and projections to 2030. Int J Obes (Lond) 2008, 32(9):1431-1437. doi: 10.1038/ijo.2008.102. Epub 2008 Jul 8.

10. Larson J.N., Brusseau T.A., Chase B., Heinemann A., Hannon J.C. Youth Physical Activity and Enjoyment during Semi-Structured versus Unstructured School Recess // Open Journal of Preventive Medicine. - Vol.4. - No.8, August 18, 2014. - P. 631-639.

11. Martínez-Andrés, M., García-López, Ú., Gutiérrez-Zornoza, M. et al. Barriers, facilitators and preferences for the physical activity of school children. Rationale and methods of a mixed study. Published: 14 September 2012 BMC Public Health. Volume 12, Article number: 785 (2012). doi:10.1186/1471-2458-12-785.

12. Metallinos-Katsaras ES, Freedson PS, Fulton JE, Sherry B: The association between an objective measure of physical activity and weight status in preschoolers. Obesity (Silver Spring) 2007, 15(3):686-694.

13. Roth K, Ruf K, Obinger M, Mauer S, Ahnert J, Schneider W, Graf C, Hebestreit H: Is there a secular decline in motor skills in preschool children? Scand J Med Sci Sports 2010, 20(4):670-678.

14. Timmons BW, LeBlanc AG, Carson V, Connor Gorber S, Dillman C, Janssen I, et al. Systematic review of physical activity and health in the early years (aged 0-4 years). Appl Physiol Nutr Metab. 2012;37(4):773-92.

REFERENCES

1. Zajceva V.V., Son kin V.D., Izaak S.I. individual ly ] podxod v fizicheskom vospitanii i ego realizaciya na osnove kompyuternyx texnologij: Ucheb. posob. dlya studentov, magistrantov i aspirantov RGAFK. - M., 1998. - 84.

2. Kornienko, I.A. E'nergeticheskaya i fiziologicheskaya «stoimosf» my'shechnoj raboty' detej 7 - 17 let / Kornienko I.A., Son'kin V.D. // Fiziologiya che-loveka. - 1991. - T.17, № 5. - S. 130-141.

3. Korol', V.M. Chastota sokrashhenij serdcza u podrostkov raznogo urovnya polovogo sozrevaniya v restitucionnom periode posle raboty' do otkaza / Korol' V.M., Son'kin V.D., Ratushnaya L.I. // Teoriya i praktika fiz. kul'tury'. - 1985. - № 8. - S. 27.

4. Kuchma V.R., Suxareva L.M., Rapoport I.K., Shubochkina E.I., Skoblina N.A., Milushkina O.Yu. Populyacionnoe zdorov'e detskogo naseleniya, riski zdorov'yu i sanitarno-e'pidemiologicheskoe blagopoluchie obuchayushhixsya: problemy', puti resheniya, texnologii deyateFnosti. FGAU «Nauchnyj centr zdorovya detej» Minzdra-va Rossii, 119991, Moskva . Original'naya stat'ya kollektiv avtorov, 2017 Udk 613.955:614.7doi: http://dx.doi.org/10.18821/0016-9900-2017-96-10-990-995

5. Son'kin V.D., Tambovceva R.V. Razvitie my'shechnoj e'nergetiki i rabotosposobnosti ontogeneze. M., 2011. - 368 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.