ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК 5-6 ЛЕТ
А.А. Герасимова*, С.А. Кесель**, М.Б. Чернова*1, М.М. Герасимов* *ФГБНУ «Институт возрастной физиологии Российской академии образования», Россия, Москва ** Гродненский государственный университет имени Янки Купалы, Республика Беларусь, Гродно
В ходе исследования установлено, что физическое состояние детей 5-6 лет характеризуется определенными половыми особенностями, которые, по-видимому, обусловлены нелинейностью и гетерохронностью процессов роста и развития, а также тем, что в этом возрасте девочки в целом по степени физиологической зрелости существенно опережают мальчиков.
Ключевые слова: физическое состояние, работоспособность, дети дошкольного возраста, половые особенности
Physical condition of 5-6-year-old boys and girls. It was found that the physical condition of 5-6-year-old children is characterized by certain gender features that seem to be caused by non-linear and heterochronic processes of growth and development, as well as the fact that at this age girls surpass boys in the level of physiological maturity.
Keywords: physical condition, performance, preschool children, sexual features.
Изучение вопроса о физическом состоянии детей дошкольного возраста и их пригодности к работе имеет большое значение и требует сотрудничества специалистов различных областей научного знания. Считается, что рационально организованная система физического воспитания детей должна содержать надежные и объективные критерии оценки их физического состояния, которые предусматривают комплексные исследования различных функций и физиологических систем организма [25, 26, 21. 23].
В настоящее время, считается, что «физическое состояние», определяется не одним каким-либо параметром организма, а совокупностью взаимосвязанных признаков. К таким признакам в первую очередь относят: физическую и умственную работоспособность, двигательную подготовленность, функциональные возможности органов и физиологических систем организма, физическое развитие, а также пол и возраст занимающихся [14, 9, 26, 27, 7, 24]. Сегодня встречается относительно небольшое количество работ, в которых представлены результаты комплексного изучения физического состояния дошкольников. Еще меньше комплексных исследований, посвященных анализу особенностей физического состояния мальчиков и девочек дошкольного возраста.
Цель исследования - выявить особенности физического состояния мальчиков и девочек 5-6 лет на основе анализа комплекса показателей, характеризующих двигательную подготовленность, мышечную работоспособность, физическое раз-
Контакты: 1 Чернова М.Б. - E-mail: <mashacernova@mail.ru>
витие, механизмы регуляции физиологических функций и эффективность умственной работы.
ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В исследовании приняли участие практически здоровые дети 5-6 лет. Средний возраст мальчиков (п=134) составил 5,5±0,04 года, а девочек (п=121) -5,6±0,04 года.
Для описания физической работоспособности использовали показатели, позволяющие оценить функциональные возможности системы энергетического обеспечения мышечной деятельности: максимальное потребление кислорода (МПК) по Добельну; величину мощности нагрузки при пульсе 170 уд/мин PWCl7o; индекс накопления пульсового долга (ИНПД); ватт-пульс (ВтП) [3, 6].
Физическая подготовленность определялась по общепринятой методике. В программу ее изучения входили: бег 6 мин; прыжок в длину с места; челночный бег 3х9 м; бег 20 м; поднимание туловища из положения «лежа на спине» за 1 мин; наклон вперед; становая динамометрия (МС). На основании результатов выполнения отдельных двигательных тестов рассчитывали общую оценку физической подготовленности (ОФП).
Для оценки состояния механизмов регуляции физиологических функций использовали математический анализ сердечного ритма [1]. В условиях покоя записывали более 500 кардиоинтервалов. Реализация метода осуществлялась при помощи автоматизированного комплекса на базе персонального компьютера. Определяли частоту сердечных сокращений (ЧСС), среднюю продолжительность R-R интервала (ЯЯМЫ), моду (Мо), амплитуду моды (АМо), разброс кардиоинтервалов (MxDMn), среднеквадратическое отклонение ^БЫМ), стресс-индекс (81).
Систолическое (СД) и диастолическое (ДД) артериальное давление крови регистрировали с помощью откалиброванного стандартного анероидного сфиг-моманометра. Использовали соответствующую возрасту детскую манжетку. На основании этих измерений по общепринятым формулам рассчитывали среднее давление (САД), двойное произведение (ДП), вегетативный индекс Кердо (ВИК), индекс Мызникова (ИМ). Показатели физического развития измерялись с помощью стандартных ростомера и весов.
Для изучения умственной работоспособности использовалась методика дозирования работы во времени с помощью фигурных таблиц. Умственная работоспособность оценивалась в условиях детского дошкольного учреждения до занятий в среду по традиционной методике [10]. По результатам выполнения тестового задания рассчитывали объём работы (А) и коэффициент продуктивности (Р).
Восьмицветовой тест Люшера использовали в модификации Л.Н. Собчик. Определяли уровень ситуативной тревожности (СТ) и коэффициенит вегетативного тонуса (КВТ) [15].
Полученный фактический материал обработан общепринятыми методами статистического анализа с применением ЭВМ.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Анализ материалов исследования позволил выявить некоторые особенности физического состояния мальчиков и девочек 5 -6 лет (рис. 1, 2). Однако следует отметить, что в большинстве случаев, различия между мальчиками и девочками были несущественными. Так, средние значения длины и массы тела у обследованных нами детей не имели половых особенностей. По уровню физической работоспособности мальчики и девочки также статистически существенно не отличались друг от друга. Величины МПК, PWC170, ВтП, ИНПД2Вт/кг не зависели от пола испытуемых. Исключение составляют различия (р<0,05), выявленные в отношении величины ИНПД4Вт/кг: средние значения данного показателя у мальчиков были выше, чем у девочек (см. рис. 1 А).
А
I ДМ пД
Б
Рисунок 1 - Физическая работоспособность и двигательная подготовленность
мальчиков и девочек 5-6 лет Примечание. Значения показателя «прыжок в длину» уменьшены на порядок, а - «бег 6мин» на два порядка.
Величины таких показателей двигательной подготовленности как наклон вперед, бег 20 м, прыжок в длину, бег 6 мин, максимальная становая сила (МС) у девочек и мальчиков были практически одинаковыми. Вместе с тем полученные данные позволили выявить существенные половые различия (см. рис. 1Б): девочки этого возраста превосходили (р<0,05) мальчиков по результатам выполнения челночного бега, поднимания туловища и общей оценке физической подготовленности.
При исследовании вегетативных показателей не выявлено существенных половых различий по большинству анализируемых параметров (см. рис. 2 А). Величины ЧСС, СД, ДП, RRNN. Мо, MxDMn, АМо, SI, ИМ у мальчиков и девочек не отличались. Статистически значимые различия обнаружены только в отношении средних значений ДД, САД и ВИК ф<0,05).
Сравнение параметров умственной работоспособности показало, что по скорости работы мальчики и девочки также не отличаются друг от друга, тогда как в отношении величины коэффициента продуктивности умственной деятельности выявлены различия. По данному показателю девочки (р<0,01) превосходили мальчиков (см. рис. 2 Б).
На основе использования восьмицветового теста Люшера у детей рассматриваемой возрастной группы был рассчитан уровень ситуативной тревожности и определен коэффициент вегетативного тонуса (см. рис. 2 Б). В отношении последнего показателя установлены статистически значимые различия, причем у девочек его средняя величина была выше, чем у мальчиков (р<0,05).
Сравнение результатов исследования с данными литературы показало, что изучаемые параметры физического состояния в целом близки к установленным для этого возраста нормам [19, 27, 17, 20, 21, 11, 12]. Как известно, имеются существенные половые особенности протекания процессов роста и развития у детей. Темп этих процессов у девочек выше, чем у мальчиков. Поэтому степень физиологической зрелости у девочек, как правило, превышает соответствующий показатель, характерный для мальчиков того же возраста [18, 16].
Все это оказывает влияние на различные аспекты физического состояния детей. При исследовании физической работоспособности выявлены существенные различия по величине показателя интенсивности накопления пульсового долга (ИНПД4Вт/кг). Полученные данные указывают на то, что физиологическая цена одинаковой по относительной мощности субмаксимальной нагрузки у девочек ниже, чем у мальчиков, а экономичность выполнения работы смешанного и анаэробного гликолитического характера, соответственно, выше, что совпадает с данным литературы [8].
Анализ двигательной подготовленности показал, что девочки старшего дошкольного возраста превосходят мальчиков по результатам выполнения челночного бега, поднимания туловища и общей оценке физической подготовленности (в структуре, которой преобладают контрольные упражнения скоростного и ско-ростно-силового характера). Выявленные особенности подтверждают точку зрения о том, что возрастные изменения физической работоспособности и двигательной подготовленности у девочек отличаются от таковых у мальчиков [5, 16] и, в значительной степени, зависят от физиологической зрелости организма [22]. Вероятно, что согласованные по времени с полуростовым скачком, выраженные
морфологические изменения в скелетных мышцах, проявляющиеся в исчезновении недифференцированных волокон и появлении мышечных волокон II типа [16] у девочек происходят раньше, чем у мальчиков. Это обусловливает опережающее созревание анаэробных механизмов энергообеспечения мышечной деятельности у девочек [8].
А
СД, ДД, САД, ЧСС, ДП, ИМ, ВИК, ККЫЫ, Мо, мс МхЭМп, АМо,% Б!, мм.рт.ст мм.рт.ст мм.рт.ст уд/мин отн.ед. отн.ед. отн.ед. мс мс отн.ед.
□ М В Д
Б
Рисунок 2 - Показатели вегетативного тонуса и умственной работоспособности у мальчиков и девочек 5-6 лет Примечание. Значения показателя количества просмотренных знаков (А) уменьшены на порядок.
При сравнении вегетативных показателей физического состояния выявлены различия в отношении ряда параметров артериального давления и вегетативной регуляции. Последнее дает основание предполагать, что у девочек 5-6 лет более высокие показатели среднего и диастолического давления крови, а также вегетативного индекса Кердо, отражают не только повышенный тонус симпатического отдела ВНС, но и более высокую степень их физиологической зрелости. Считается, что у детей физиологическая зрелость является одной из важнейших детерми-
нант уровня артериального давления [2, 20]. Это предположение хорошо согласуются с литературными данными, показывающими, что девочки этого возраста обгоняют мальчиков по изменениям темпа роста, интенсивности основного обмена, физической терморегуляции [4, 5].
На основе использования теста Люшера установлено, что у детей 5-6 лет отмечается превалирование активности эрготропной системы мозга над трофотроп-ной, при этом девочки отличаются более высоким коэффициентом вегетативного тонуса. Данный показатель характеризует вегетативно-эмоциональное состояние обследуемого, причем его значения, превышающие единицу, интерпретируются как преобладание эрготропного тонуса и доминирование потребности в затратах энергии [15].
Выявленные половые различия в отношении величины коэффициента продуктивности умственной деятельности (Q) находят подтверждение в научной литературе. Установлено, что, начиная с четырехлетнего возраста, в связи с более высоким темпом созревания, девочки превосходят мальчиков по показателям умственной работоспособности [13].
Таким образом, полученные и проанализированные нами данные позволяют считать, что выявленные половые различия, обусловлены главным образом феноменом общего опережения девочками в процессе возрастного развития мальчиков по степени физиологической зрелости [18].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе исследования установлено, что между мальчиками и девочками 5-6 лет по большинству из рассматриваемых показателей физического состояния отсутствуют статистически значимые отличия. Вместе с тем показано, что физическое состояние детей данного возраста характеризуется определенными половыми особенностями. Так, девочки превосходили мальчиков по продуктивности выполнения умственной работы, уровню показателей физической работоспособности и двигательной подготовленности, отражающих анаэробную производительность организма. Они отличались также более высоким артериальным давлением крови и существенным преобладанием тонуса эрготропной системы мозга над активностью трофотропной системы. Выявленные половые различия, вероятно, обусловлены нелинейностью и гетерохронностью процессов роста и развития детей и тем, что в этот возрастной период девочки по степени общей физиологической зрелости существенно опережают мальчиков.
Работа поддержана грантом РГНФ (проект № 16-06-00244а).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Баевский Р.М., Иванов Г.Г., Чирейкин Л.В. и др. Анализ вариабельности сердечного ритма при использовании различных электрокардиографических систем: Методические рекомендации // Вестник аритмологии. - 2001. - №24. - С. 65-87.
2. Калюжная Р.А. Школьная медицина. - М.: Медицина, 1975. - 392 с.
3. Карпман В.Л., Белоцерковский З.Б., Гудков И.А. Тестирование в спортивной медицине. - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 208 с.
4. Корниенко И.А., Гохблит И.И. Возрастные преобразования энергетического обмена// Физиология развития ребенка / Под ред. В.И. Козлова, Д.А. Фар-бер. - М.: Педагогика, 1983. - С. 89-114.
5. Корниенко И.А., Сонькин В.Д., Тамбовцева Р.В. Возрастное развитие энергетики мышечной деятельности: Итоги 30-летнего исследования. Сообщение I. Структурно-функциональные перестройки // Физиология человека. - 2005. -Т. 31, № 4. - С.42-46.
6. Корниенко, И.А. Возрастное развитие энергетики мышечной деятельности: Итоги 30-летнего исследования. Сообщение II. «Зоны мощности и их возрастные изменения»/ И.А. Корниенко, В.Д. Сонькин, Р.В. Тамбовцева // Физиология человека. - 2006. - Т.32, №3. - С. 46-54.
7. Криволапчук И.А. Факторная структура функционального состояния детей 5-6 лет // Физиология человека. - 2014. - Т. 40, № 5. - С. 48-56.
8. Криволапчук И.А. Энергообеспечение мышечной деятельности детей 5-6 лет и комплексная оценка физической работоспособности // Физиология человека. - 2009. - T. 35. № 1. - С. 76-87.
9. Круцевич Т.Ю., Петровский В.В. Управление процессом физического воспитания //Теория и методика физического воспитания / Под ред. Т.Ю. Круцевич. - К.: Олимпийская литература, 2003. - Т.1. - С. 348-412.
10. Методические рекомендации по физиолого-гигиеническому изучению учебной нагрузки / Под ред. М.В. Антроповой. - М.: Изд-во АПН ССР, 1984. - 67 с.
11. Нормы для оценки роста детей// Всемирная Организация здравоохранения. - Интернет-сайт. - URL: http: //www.who.int/childgrowth/standards/ru/ [09.08.2016].
12. Оценка физического развития и состояния здоровья детей и подростков. -М.: ТЦ Сфера, 2005. - 64 с.
13. Параничева Т. М. Функциональное состояние организма и адаптационные возможности детей 4,5,6 лет в процессе развивающего обучения // Новые исследования. - 2008. - №3 (16). - С. 24-42.
14. Пирогова Е.А., Иващенко Л.Я., Страпко Н.П. Влияние физических упражнений на здоровье и работоспособность человека. - Киев: Здоровье, 1986. -152 с.
15. Собчик Л.Н. Метод цветовых выборов - модификация цветового теста Люшера. - СПб.: Речь, 2006. - 128 с.
16. Сонькин В.Д., Тамбовцева Р.В. Развитие мышечной энергетики и работоспособности в онтогенезе. - М.: Книжный дом «Либроком», 2011. - 368 с.
17. Физиология развития ребенка: Руководство по возрастной физиологии / Под ред. М.М. Безруких, Д.А. Фарбер. - М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2010. - 768 с.
18. Харрисон Дж., Уайнер Дж., Тэннер Дж. и др. Биология человека. - М.: Мир, 1979. - 611 с.
19. Шлык Н.И. Сердечный ритм и центральная гемодинамика при физической активности у детей. - Ижевск, 1991. - 417 с.
20. Jackson L.V., Thalange N.K., Cole T.J. Blood pressure centiles for Great Britain // Arch Dis Child. - 2007. - 92(4). - P. 298-303.
21. Janssen I, Leblanc A.G. Systematic review of the health benefits of physical activity and fitness in school-aged children and youth// Int J Behav Nutr Phys Act. 2010. 7(40). - P. 1-16.
22. Kondric M., Trajkovski B., Strbad M., Foretic N., Zenic N. Anthropometric influence on physical fitness among preschool children: gender-specific linear and curvilinear regression models // Coll Antropol. 2013. - V. 37, № 4. - P. 1245-1252.
23. Krivolapchuk I. A. Peculiarities of preschool aged boys' and girls' physical state // Medicina dello Sport. - 2014. - 67(2). - P. 241-250.
24. Krivolapchuk I. A., Chernova M. B. Physical performance and psychophysiological reactivity of 7-8 year-old children to different types of exercise // Medicina dello Sport. - 2012. - 65 (2). - P. 173-185.
25. Physical activity and public health. A recommendation from the Centers for Disease Control and Prevention and the American College of Sports Medicine // JAMA. - 1995. - Vol. 273, № 5. - P. 402-407.
26. Physical activity and public health: updated recommendation for adults from the American College of Sports Medicine and the American Heart Association // Med Sci Sports Exerc. - 2007. - V.39, №8. - P. 1423-1434.
27. Physical Activity Guidelines for Americans. - Washington, 2008. - 65 p.