Научная статья на тему 'МОТОРИКА, ЭНЕРГЕТИКА И СОСТАВ ТЕЛА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

МОТОРИКА, ЭНЕРГЕТИКА И СОСТАВ ТЕЛА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
65
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новые исследования
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / МОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ / ФАКТИЧЕСКАЯ ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ДВИГАТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / СОСТАВ ТЕЛА / ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / PHYSICAL DEVELOPMENT / MOTOR DEVELOPMENT / ACTUAL PHYSICAL ACTIVITY / MOTOR READINESS / BODY COMPOSITION / GENDER DIFFERENCES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Сонькин В. Д.

В статье представлены современные данные мировой литературы по анализу взаимовлияний моторики, энергетики и состава тела у детей дошкольного возраста. Имеющаяся литература по этой проблеме характеризуется фрагментарностью и противоречивостью, что связано с недостаточной отработанностью тестовых инструментов. Между тем, эти исследования крайне актуальны, поскольку именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья человека.The article presents modern data from the world literature on the analysis of how motility, energy, and body composition influence each other in pre-school children. The available literature on this issue is often fragmented and inconsistent, which results from insufficient test development. Meanwhile, these studies are extremely relevant, since it is in preschool age that the foundation of human health is laid.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Сонькин В. Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МОТОРИКА, ЭНЕРГЕТИКА И СОСТАВ ТЕЛА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. ОБЗОРЫ.

МОТОРИКА, ЭНЕРГЕТИКА И СОСТАВ ТЕЛА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В.Д. Сонькин 1

ФГБНУ «Институт возрастной физиологии РАО», Москва

В статье представлены современные данные мировой литературы по анализу взаимовлияний моторики, энергетики и состава тела у детей дошкольного возраста. Имеющаяся литература по этой проблеме характеризуется фрагментарностью и противоречивостью, что связано с недостаточной отработанностью тестовых инструментов. Между тем, эти исследования крайне актуальны, поскольку именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья человека.

Ключевые слова: физическое развитие; моторное развитие; фактическая двигательная активность; двигательная подготовленность; состав тела; ген-дерные особенности

Motility, energy and body composition in children of preschool age. The article presents modern data from the world literature on the analysis of how motility, energy, and body composition influence each other in pre-school children. The available literature on this issue is often fragmented and inconsistent, which results from insufficient test development. Meanwhile, these studies are extremely relevant, since it is in preschool age that the foundation of human health is laid.

Keywords: physical development; motor development; actual physical activity; motor readiness; body composition; gender differencesю.

Физическое развитие ребенка проявляется в трех взаимосвязанных плоскостях: моторики, энергетики и состава тела [2]. Эти характеристики достаточно сложны для изучения, особенно в дошкольном возрасте, тем не менее знание их нормальных значений необходимо для научного обоснования мер по профилактике морфофункциональных нарушений динамики возрастного развития [7]. В качестве показателей моторики в дошкольном возрасте чаще всего используют результаты выполнения двигательных заданий доступной для детей этого возраста сложности на локомоцию, координацию движений и равновесие, а также на реализацию имеющихся двигательных умений и навыков [7]. Для характеристики энергетики в таком возрасте более всего подходит измерение фактической двигательной активности (ФДА), отражающей объем и моторную плотность движений в общем режиме активного бодрствования [1]. Что касается состава тела, и в частности доли жира в организме, то этот показатель одновременно характеризует метаболическое состояние, то есть соотношение процессов анаболизма и катаболизма в организме ребенка, а также энергетику, поскольку повышенное жироот-

Контакты:1 Сонькин В.Д. - E-mail: <[email protected]>

ложение свидетельствует о невысокой активности окислительных процессов, связанных с двигательной активностью, а также о нарушении принципов здорового питания [6].

Целью настоящего обзора явился анализ современной литературы по вопросу взаимоотношений моторики, энергетики и состава тела у детей дошкольного возраста.

Взаимосвязи состава тела, развития моторики и уровня ФДА

Распространенность избыточного веса и ожирения во всем мире достигла уровня эпидемии [30], даже у маленьких детей [40]. Кроме того, по некоторым данным, уровень физической подготовки школьников значительно снизился в течение трех последних десятилетий [1; 47], и снижение демонстрируют некоторые двигательные навыки дошкольников [43], снижается также физическая активность детей [21]. При этом, физическая активность и моторные навыки у детей могут быть тесно взаимосвязаны и демонстрировать взаимные динамические отношения, которые опосредуются такими факторами, как аэробные возможности и ожирение [4; 5; 44].

Связь различий в моторных навыках [25; 38] и в измеренной физической активности [22; 23] с состоянием веса тела хорошо документирована у школьников, хотя некоторые противоречия сохраняются [28]. А вот по дошкольникам подобных данных практически нет. Между тем, профилактику метаболических и моторных нарушений развития ребенка предлагается начинать в дошкольном возрасте [12; 26; 34; 35; 37]. По этой причине важно оценить и сопоставить двигательные навыки и уровни физической активности в младшей возрастной группе. Несколько существующих исследований, проведенных с детьми 4-6-летнего возраста, сообщают о противоречивых результатах относительно связей двигательных навыков [3; 36; 39] и объективно измеряемой ФДА [32; 48] с параметрами массы тела. В доступной литературе мы не встретили исследований, вскрывающих различия в моторных навыках и в физической активности между здоровыми детьми моложе 4 лет с нормальным весом тела и детьми с избыточным весом.

Влияние гендерного фактора на двигательную активность

У дошкольников уровень взаимовлияния веса тела и ФДА зависит от пола, причем более выражены эти связи у мальчиков [48]. В работе [9] продемонстрированы признаки подобных гендерных различий в самом раннем возрасте - от 0 до 12 месяцев. При этом для проведения исследования были использованы акселерометры, что представляет собой на сегодняшний день «золотой стандарт» измерения физической активности в эпидемиологическом контексте [41]. В двух исследованиях [32; 24] акселерометры использовали для обследования дошкольников от 3 до 5 лет. В обоих исследованиях были обнаружены гендерные различия в физической активности: мальчики более активны, чем девочки. Тем не менее, это наблюдение не было подтверждено в другом исследовании [14]. Точно так же, остается спорным, имеются ли гендерные различия в двигательных навыках у дошкольников [14; 24].

По данным [7], у детей в возрасте от 2 до 4 лет, посещающих детский садик, не было выявлено существенных различий в общей массе тела, связанных с со-

стоянием здоровья или половой принадлежностью. Тем не менее, общая физическая активность была выше у мальчиков по сравнению с девочками.

Влияние гендерного фактора на общее развитие моторики

Для характеристики общего развития моторики у дошкольников используют стандартизированные комплексы тестов, позволяющие производить количественные сопоставления [7; 10]. Получены противоречивые данные о влиянии пола на общее развитие моторики. Так, Клифф и соавт. [14] в небольшом по объему исследовании (п = 46, 4,3 ± 0,7 года) наблюдали, что девочки демонстрировали лучшие результаты, чем мальчики. Однако Фишер и др. [24] не выявили половых различий на выборке из 394 детей (возраст 4,2 ± 0,5 года). Различия в размерах выборки и неравнозначный выбор двигательных задач могут объяснить эти противоречивые выводы, хотя моторный тест, использованный Фишер и др. [24] (Батарея для оценки движения [16]), очень похож на тот, который использовали Клифф и др. [14] (Тест на общее развитие моторики [49]), но некоторые виды задач в них различались.

По данным обследования 3-6-летних детей в детских садах г. Москвы [2], различия в результатах комплекса двигательных тестов были сильнее выражены при сопоставлении по типу телосложения, чем по тендерному признаку.

В исследовании [7] не было выявлено различий между мальчиками и девочками в уровне развития моторики, несмотря на то, что уровень двигательной активности мальчиков достоверно превышал таковой девочек. При этом различия в зоне высокой двигательной активности были выражены сильнее, чем в более умеренных условиях.

Влияние состава тела на моторику

В нескольких исследованиях дошкольников в возрасте от 4 до 6 лет изучались различия в моторных навыках в зависимости от веса тела [3; 17; 36; 39], и их результаты были противоречивы. Одно исследование не выявило различий [17], в то время как в нескольких других исследованиях [3; 36; 39] было обнаружено глобальное улучшение моторных навыков (особенно в более динамичных тестах) при нормальном весе тела по сравнению с детьми с избыточным весом. Авторы предположили, что различия в двигательной подготовленности могут проявиться в полной мере в более позднем возрасте и будут увеличиваться с возрастом [17; 39].

Влияние состава тела на двигательную активность

У школьников различия в физической активности между детьми с нормальным и избыточным весом тела хорошо документированы [22; 23]. В условиях школы дети от 8 до 10 лет с нормальным весом тела проводят больше времени в зоне умеренной двигательной активности по сравнению с детьми с избыточным весом [22]. Данные у дошкольников более противоречивы [32; 48]. В небольшом исследовании (п = 56) Металлино и др. [32] отметили, что дети с избыточным весом в возрасте от 3 до 5 лет проводили значительно меньше времени в зоне высокой двигательной активности, чем их здоровые сверстники, но при этом общая физическая активность (в расчете на минуту) не отличалась. В другом исследовании с участием детей в возрасте от 3 до 5 лет [48], значительные различия, свя-

занные с параметрами веса тела, во времени, проведенном в зонах умеренной либо высокой двигательной активности, были обнаружены у мальчиков (п = 118), но не у девочек (п = 127). В этом исследовании так же общая физическая активность не отличалась. Нидерер и соавт. [39] изучали детей в возрасте от 4 до 6 лет (п = 613), и не обнаружили различий в общей ФДА и активности в зоне высокой ФДА между детьми с нормальным и избыточным весом, но выявили значительные различия в этих показателях между детьми с нормальным весом и детьми с ожирением. Различия между исследованиями могут быть объяснены разницей в возрасте испытуемых или методологическими различиями в постановке исследования и примененных инструментах.

Возраст и адекватная физическая активность

Польза физической активности для здоровья, особенно в диапазоне от умеренной до высокой интенсивности, имеет много доказательств для детей школьного возраста и молодежи (5-17 лет), а также взрослых (>18 лет) [29; 42; 50; 51]. Соответственно, имеются глобальные рекомендации по суммарной двигательной активности для этих возрастных групп [52]. Однако исследований такого рода на детях дошкольного возраста выполнено мало.

Учитывая, что первые годы жизни ребенка являются критическими и протекают в условиях быстрого физического, когнитивного, социального и эмоционального развития [6], определение дозы (например, частоты, интенсивности, времени/продолжительности, типа) физической активности, необходимой для здорового роста и развития, имеет большое значение [10].

В 2012 году Тиммонс и его коллеги провели систематический обзор связей между физической активностью и множественными индикаторами здоровья в этой возрастной группе [45]. Были выявлены благоприятные ассоциации между физической активностью и некоторыми аспектами здоровья, включая ожирение, здоровье костей и скелета, моторные навыки, психосоциальное здоровье, когнитивное развитие, а также кардиометаболическое здоровье [45]. Тем не менее, была найдена лишь ограниченная информация о той дозе физической активности, которая необходима для формирования здоровья. На основании этого обзора были разработаны рекомендации по физической активности детей раннего возраста в Канаде [46]. В этих рекомендациях говорится, что для здорового роста и развития младенцы (<1 года) должны быть физически активными несколько раз в день, и уровень активности должен повышаться к возрасту 1-2 года и далее. В 3-4 года ребенок должен накапливать не менее 180 мин в день физической активности с любой интенсивностью на протяжении дня. К 5-летнему возрасту рекомендуется включать до 60 минут в день энергичной игры [46]. Аналогичные рекомендации по физической активности имеются в Австралии [19] и Великобритании [20].

Доля детей дошкольного возраста, удовлетворяющих существующим рекомендациям по двигательной активности, значительно различается по разным оценкам (в диапазоне 27 % -100 %) [27]. Это различие частично обусловлено различными методологиями исследований, но так или иначе в настоящее время удельная частота, интенсивность, продолжительность и тип физической активности, необходимой для хорошего здоровья в первые годы жизни ребенка, остаются неясными.

Согласно данным метаанализа [10], физическая активность в ранние годы не сильно влияет на телосложение, и поэтому другие факторы, такие как диета и сон, становятся более важными предикторами в этой возрастной группе [33, 13]. Этот вывод частично подтверждается полученными авторами доказательствами наибольшего влияния физической активности на быстро развивающиеся у детей дошкольного возраста характеристики здоровья, такие как моторное развитие, психосоциальное здоровье и когнитивное развитие [10].

Проблемные вопросы в области исследования дошкольников

Серьезным недостатком большинства публикаций по рассматриваемой проблематике является широкое использование «суррогатных» измерений для оценки функциональных характеристик и показателей двигательной активности. Например, для характеристики степени жироотложения обычно используют индекс массы тела, а не строгие количественные методы вроде биоэлектрического импеданса [18], воздушно-вытеснительной плетизмографии [31] или двойной рентгеновской абсорбциометрии [8; 11; 15]. Далеко не всегда применяются объективные показатели (например, акселерометрия) для оценки двигательной активности. Часто используются различные по составу комплексы двигательных заданий, что затрудняет оценку уровня развития моторики. По мнению авторов метааналитического обзора, нет смысла в увеличении числа некачественных исследований, которые невозможно сопоставлять из-за отсутствия хорошо измеренных фактических показателей, а необходимо повышать точность измерений и доказательность методов анализа [10].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенный обзор современной зарубежной литературы по проблемам взаимосвязей моторики, энергетики и состава тела у детей дошкольного возраста разного пола, демонстрирует недостаток надежной информации для выработки регламентирующих рекомендаций по организации двигательной активности с целью укрепления здоровья этого контингента. Хотя для старших возрастных групп положительное влияние двигательной активности на состояние здоровья общеизвестно, для детей первых лет жизни эта зависимость еще нуждается в доказательствах и количественных зависимостях. Нет надежных данных и по влиянию избыточного веса на двигательную активность и развитие моторики. Под вопросом остаются также гендерные различия в темпах моторного развития и в роли состава тела по отношению к уровню двигательной подготовленности. Таким образом, этот горизонт широко раскрыт для новых исследовательских проектов и программ. Однако для их реализации необходимы валидные и стандартизованные методические подходы, позволяющие производить объективные количественные наблюдения. Подбор соответствующих инструментов и разработка методик их применения - актуальные задачи ближайшего будущего.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРА

1. Левушкин С.П. Стандарты морфофункционального развития школьников г. Ульяновска разных типов телосложения/С.П. Левушкин. -Ульяновск: УлГУ, 2004. -60 с.

2. Сонькин В.Д., Изаак С.И. Проявление типа конституции в физическом и моторном развитии детей дошкольного возраста. // Методы исследования физического развития детей и подростков в популяционном мониторинге / Под.ред. В.Р.Кучмы. - М., 2000 - с. 98-111

3. Bappert S, Woll A, Bös K: Motorische Leistungsunterschiede bei über- und normalgewichtigen Kindern im Vorschulalter (Differences in motor performance in overweight and normal weight children). Haltung und Bewegung 2003, 23(3):35-37.

4. Barnett LM, Morgan PJ, Van Beurden E, Ball K, Lubans DR: A reverse pathway? Actual and perceived skill proficiency and physical activity. Med Sci Sports Exerc 2011, 43(5):898-904.

5. Barnett LM, van Beurden E, Morgan PJ, Brooks LO, Beard JR: Childhood motor skill proficiency as a predictor of adolescent physical activity. J Adolesc Health

2009, 44(3):252-259.

6. Berk L. Development through the lifespan. 6th ed. Boston, MA: Pearson Higher Education; 2013.

7. Bonvin A., Barral J., Kakebeeke T.H., Kriemler S., Longchamp A., Marques-Vidal P. and Puder J.J. Weight status and gender-related differences in motor skills and in child care - based physical activity in young children // BMC Pediatrics 2012 12:23 https://doi.org/10.1186/1471-2431-12-23

8. Butte NF, Puyau MR, Wilson TA, Liu Y, Wong WW, Adolph AL, et al. Role of physical activity and sleep duration in growth and body composition of preschool-aged children. Obesity. 2016;24(6):1328-35.

9. Campbell DW, Eaton WO: Sex Differences in the Activity Level of Infants. Infant Child Dev 1999, 8:1-17.

10. Carson V., Lee E., Hewitt L., Jennings C., et al. Systematic review of the relationships between physical activity and health indicators in the early years (0-4 years) // BMC Public Health 2017, 17(Suppl 5):854 DOI 10.1186/s12889-017-4860-0

11. Carter PJ, Taylor BJ, Williams SM, Taylor RW. Longitudinal analysis of sleep in relation to BMI and body fat in children: the FLAME study. BMJ. 2011;342:d2712.

12. Cattaneo A, Monasta L, Stamatakis E, Lioret S, Castetbon K, Frenken F, Manios Y, Moschonis G, Savva S, Zaborskis A, et al: Overweight and obesity in infants and pre-school children in the European Union: a review of existing data. Obes Rev

2010, 11(5):389-398.

13. Chaput JP, Gray CG, Poitras VJ, Carson V, Gruber R, Birken CS, et al. Systematic review of the relationships between sleep duration and health indicators in the early years (0-4 years). BMC Public Health. 2017;17:5.

14. Cliff DP, Okely AD, Smith LM, McKeen K: Relationships between fundamental movement skills and objectively measured physical activity in preschool children. Pediatr Exerc Sci 2009, 21(4):436-449.

15. Collings PJ, Brage S, Ridgway CL, Harvey NC, Godfrey KM, Inskip HM, et al. Physical activity intensity, sedentary time, and body composition in preschoolers. Am J Clin Nutr. 2013;97(5):1020-8.

16. Croce RV, Horvat M, McCarthy E: Reliability and concurrent validity of the movement assessment battery for children. Percept Mot Skills 2001, 93(1):275-280.

17. De Toia D, Klein D, Weber S, Wessely N, Koch B, Tokarski W, Dordel S, Struder H, Graf C: Relationship between anthropometry and motor abilities at preschool age. Obes Facts 2009, 2(4):221-225.

18. de Vries A, Huiting H, Heuvel E, L'Abee C, Corpeleijn E, Stolk R. An activity stimulation programme during a childs first year reduces some indicators of adiposity at the age of two-and-a-half. Acta Paediatr. 2015;104(4):414-21.

19. Department of Health and Aging (DoAH). Move and play every day. National physical activity recommendations for children 0-5 years. In: Physical activity recommendations for 0-5 year olds. Canberra: Commonwealth of Australia; 2010.

20. Department of Health Physical Activity Health Improvement and Protection. Start active stay active: a report on physical activity from the four home countries' chief medical officers. London, England: Department of Health, physical activity, health improvement and protection; 2011. p. 1-62.

21. Dollman J, Norton K, Norton L: Evidence for secular trends in children's physical activity behaviour. Br J Sports Med 2005, 39(12):892-897, discussion 897.

22. Dorsey KB, Herrin J, Krumholz HM: Patterns of moderate and vigorous physical activity in obese and overweight compared with nonoverweight children. Int J Pediatr Obes 2011, 6(2-2):e547-555.

23. Ekelund U, Sardinha LB, Anderssen SA, Harro M, et al.: Associations between objectively assessed physical activity and indicators of body fatness in 9- to 10-y-old European children: a population-based study from 4 distinct regions in Europe (the European Youth Heart Study). Am J Clin Nutr 2004, 80(3):584-590.

24. Fisher A, Reilly JJ, Kelly LA, Montgomery C, Williamson A, Paton JY, Grant S: Fundamental movement skills and habitual physical activity in young children. Med Sci Sports Exerc 2005, 37(4):684-688.

25. Graf C, Koch B, Kretschmann-Kandel E, Falkowski G, et al. Correlation between BMI, leisure habits and motor abilities in childhood (CHILTproject). Int J Obes Relat Metab Disord 2004, 28(1):22-26.

26. Hesketh KD, Campbell KJ: Interventions to prevent obesity in 0-5 year olds: an updated systematic review of the literature. Obesity (Silver Spring) 2010, 18(Suppl 1):S27-S35.

27. Hnatiuk JA, Salmon J, Hinkley T, Okely AD, Trost S. A review of preschool children's physical activity and sedentary time using objective measures. Am J Prev Med. 2014;47(4):487-97.

28. Hume C, Okely A, Bagley S, Telford A, Booth M, Crawford D, Salmon J: Does weight status influence associations between children's fundamental movement skills and physical activity? Res Q Exerc Sport 2008, 79(2): 158-165.

29. Janssen I, Leblanc AG. Systematic review of the health benefits of physical activity and fitness in school-aged children and youth. Int J Behav Nutr Phys Act. 2010;7:40.

30. Kelly T, Yang W, Chen CS, Reynolds K, He J: Global burden of obesity in 2005 and projections to 2030. Int J Obes (Lond) 2008, 32(9):1431-1437.

31. Leppänen M, Nyström CD, Henriksson P, Pomeroy J, Ruiz J, Ortega F, et al. Physical activity intensity, sedentary behavior, body composition and physical fitness in 4-year-old children: results from the MINISTOP trial. Int J Obes. 2016;40:1126-33.

32. Metallinos-Katsaras ES, Freedson PS, Fulton JE, Sherry B: The association between an objective measure of physical activity and weight status in preschoolers. Obesity (Silver Spring) 2007, 15(3):686-694.

33. Monasta L, Batty G, Cattaneo A, Lutje V, Ronfani L, Van Lenthe F, et al. Ear-lylife determinants of overweight and obesity: a review of systematic reviews. Obes Rev. 2010;11(10):695-708.

34. Monasta L, Batty GD, Cattaneo A, Lutje V, Ronfani L, Van Lenthe FJ, Brug J: Early-life determinants of overweight and obesity: a review of systematic reviews. Obes Rev 2010, 11(10):695-708.

35. Monasta L, Batty GD, Macaluso A, Ronfani L, Lutje V, Bavcar A, van Lenthe FJ, Brug J, Cattaneo A: Interventions for the prevention of overweight and obesity in preschool children: a systematic review of randomized controlled trials. Obes Rev 2011, 12(5):e107-e118.

36. Mond JM, Stich H, Hay PJ, Kraemer A, Baune BT: Associations between obesity and developmental functioning in pre-school children: a population-based study. Int J Obes (Lond) 2007, 31(7):1068-1073.

37. Moore LL, Gao D, Bradlee ML, Cupples LA, Sundarajan-Ramamurti A, Proctor MH, Hood MY, Singer MR, Ellison RC: Does early physical activity predict body fat change throughout childhood? Prev Med 2003, 37(1): 10-17.

38. Morgan PJ, Okely AD, Cliff DP, Jones RA, Baur LA: Correlates of objectively measured physical activity in obese children. Obesity (Silver Spring) 2008, 16(12):2634-2641.

39. Niederer I: BMI-Group-Related Differences in Physical Fitness and Physical Activity in Preschoolers: a Cross-Sectional Analysis. Research Quarterly for Exercise and Sport 2011.

40. Ogden CL, Carroll MD, Curtin LR, Lamb MM, Flegal KM: Prevalence of high body mass index in US children and adolescents, 2007-2008. JAMA 2010, 303(3):242-249.

41. Pate RR, Almeida MJ, McIver KL, Pfeiffer KA, Dowda M: Validation and calibration of an accelerometer in preschool children. Obesity (Silver Spring) 2006, 14(11):2000-2006.

42. Poitras VJ, Gray CE, Borghese MM, Carson V, Chaput JP, Janssen I, et al. Systematic review of the relationships between objectively measured physical activity and health indicators in school-aged children and youth. Appl Physiol Nutr Metab. 2016;41(6):S197-239.

43. Roth K, Ruf K, Obinger M, Mauer S, Ahnert J, Schneider W, Graf C, Hebestreit H: Is there a secular decline in motor skills in preschool children? Scand J Med Sci Sports 2010, 20(4):670-678.

44. Stodden D, Langendorfer S, Roberton MA: The association between motor skill competence and physical fitness in young adults. Res Q Exerc Sport 2009, 80(2):223-229.

45. Timmons BW, LeBlanc AG, Carson V, Connor Gorber S, Dillman C, Janssen I, et al. Systematic review of physical activity and health in the early years (aged 0-4 years). Appl Physiol Nutr Metab. 2012;37(4):773-92.

46. Tremblay MS, LeBlanc AG, Carson V, Choquette L, Connor Gorber S, Dill-man C, et al. Canadian physical activity guidelines for the early years (aged 0-4 years). Appl Physiol Nutr Metab. 2012;37(2):345-56.

47. Tremblay MS, Shields M, Laviolette M, Craig CL, Janssen I, Gorber SC: Fitness of Canadian children and youth: results from the 2007-2009 Canadian Health Measures Survey. Health Rep 2010, 21(1):7-20.

48. Trost SG, Sirard JR, Dowda M, Pfeiffer KA, Pate RR: Physical activity in overweight and nonoverweight preschool children. Int J Obes Relat Metab Disord 2003, 27(7):834-839.

49. Ulrich: Test of Gross Motor Development-2 Austin: PRO-ED; 2000 - 340p.

50. US Department of Health and Human Services. Physical activity guidelines for Americans. 2008. https://health.gov/paguidelines/guidelines/. Accessed 4 Jan 2016.

51. Warburton DE, Nicol CW, Bredin SS. Health benefits of physical activity: the evidence. Can Med Assoc J. 2006;174(6):801-9.

52. World Health Organization. Global recommendations on physical activity for health. World Health Organization, Geneva, Switzerland. 2010. // http://www.who.int/dietphysicalactivity/ publications/ 9789241599979/en/. Accessed 4 Jan 2016.

REFERENSES

1. Levushkin S.P. Standarty' morfofunkcionaTnogo razvitiya shkoFnikov g. UFyanovska razny'x tipov teloslozheniya / S.P. Levushkin. -Ul'yanovsk: UlGU, 2004. -60 s.

2. Son'kin V.D., Izaak S.I. Proyavlenie tipa konstitucii v fizicheskom i motornom razvitii detej doshkol'nogo vozrasta. // Metody' issledovaniya fiziche-skogo razvitiya detej i podrostkov v populyacionnom monitoringe / Pod.red. V.R.Kuchmy'. - M., 2000 - s. 98-111

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.