Научная статья на тему 'ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ 5-6 ЛЕТ: СООБЩЕНИЕ I. ДВИГАТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ И ФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ'

ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ 5-6 ЛЕТ: СООБЩЕНИЕ I. ДВИГАТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ И ФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
198
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новые исследования
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ / ДВИГАТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ / ФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ / ШКАЛА ОЦЕНКИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Криволапчук И.А., Кесель С.А., Чернова М.Б., Баранцев С.А., Орлова Н.И.

В исследовании получены результаты, характеризующие моторное развитие детей 5-6 лет. Установлены основные статистические характеристики ряда измерений различных двигательных способностей и физической активности дошкольников рассматриваемой возрастной группы. Анализ материалов исследования показал, что в этом возрасте уровень двигательной подготовленности и физической активности детей разного пола статистически значимо не отличается. Исключение составляет показатель физической активности средней интенсивности, по которому девочки превосходят мальчиков. С учетом полученных данных разработаны шкалы оценки моторного развития детей, характеризующие высокий, средний и низкий уровни двигательной подготовленности и физической активности. Эти оценочные шкалы могут найти применение в практике физического воспитания детей дошкольного возраста.Ключевые слова: моторное развитие, двигательные способности, физическая активность, шкала оценки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Криволапчук И.А., Кесель С.А., Чернова М.Б., Баранцев С.А., Орлова Н.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUNCTIONAL DEVELOPMENT OF 5-6-YEAR-OLD PRESCHOOLERS: MESSAGE II. MOTOR READINESS AND PHYSICAL ACTIVITY

The paper presents the study of the motor development of children at the age of 5-6 years old. There were established main statistical characteristics of a number of measurements of various motor abilities and physical activity of preschoolers. The analysis of the research materials showed that at this age the level of motor fitness and physical activity of children of different sex does not have significant statistical differences. The exception is the indicator of physical activity of moderate intensity, in which girls outperform boys. Taking into account the research data, there were developed scales for the assessment of child motor development, characterizing high, medium and low levels of motor fitness and physical activity. These rating scales can be used in the practice of physical education of preschool children.

Текст научной работы на тему «ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ 5-6 ЛЕТ: СООБЩЕНИЕ I. ДВИГАТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ И ФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ»

УДК 373+612+796

ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ 5-6 ЛЕТ: СООБЩЕНИЕ I. ДВИГАТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ И ФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ

И.А. Криволапчук , С.А. Кесель , М.Б. Чернова , С.А. Баранцев Р.В. Васильева ' Н.И. Орлова , Т.С. Пронина ФГБНУ «Институт возрастной физиологии РАО», Москва УО «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы », Гродно

В исследовании получены результаты, характеризующие моторное развитие детей 5-6 лет. Установлены основные статистические характеристики ряда измерений различных двигательных способностей и физической активности дошкольников рассматриваемой возрастной группы. Анализ материалов исследования показал, что в этом возрасте уровень двигательной подготовле н-ности и физической активности детей разного пола статистически значимо не отличается. Исключение составляет показатель физической активности средней интенсивности, по которому девочки превосходят мальчиков. С учетом полученных данных разработаны шкалы оценки моторного развития детей, характеризующие высокий, средний и низкий уровни двигательной подготовленности и физической активности. Эти оценочные шкалы могут найти применение в практике физического воспитания детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: моторное развитие, двигательные способности, физическая активность, шкала оценки.

Functional development of 5-6-year-old preschoolers: message ii. Motor readiness and physical activity. The paper presents the study of the motor development of children at the age of 5-6years old. There were established main statistical characteristics of a number of measurements of various motor abilities and physical activity of preschoolers. The analysis of the research materials showed that at this age the level of motor fitness and physical activity of children of different sex does not have significant statistical differences. The exception is the indicator of physical activity of moderate intensity, in which girls outperform boys. Taking into account the research data, there were developed scales for the assessment of child motor development, characterizing high, medium and low levels of motor fitness and physical activity. These rating scales can be used in the practice of physical education of preschool children.

Keywords: motor development, motor abilities, physical activity, assessment scale.

DOI:10.46742/2072-8840-2020-64-4-122-130

Моторика является важным компонентом функционального развития ребенка дошкольного возраста, позволяющим ему эффективно осваивать внешнюю среду. Многочисленные современные исследования свидетельствуют о значительном

Контакты: 1 Криволапчук И.А. - E-mail: <i.krivolapchuk@mail.ru>

прогрессе моторного развития в этот период [6; 10; 12; 13; 15; 20]. В дошкольном возрасте наблюдается усложнение и улучшение развития «мелкой» и «грубой» моторики. Особенности развития грубой моторики тесно связаны с двигательными способностями и, в значительной степени, зависят от уровня физической активности ребенка [4; 13; 15]. В дошкольном возрасте в структуре физической активности условно выделяют несколько составных частей: физическая активность во время пребывания в детском дошкольном учреждении; физическая активность во время передвижения из одного места в другое; физическая активность в процессе физического воспитания и занятий спортом; физическая активность в свободное время. Эти тесно взаимосвязанные составные части физической активности суммарно характеризуют ее общий уровень за определенный промежуток времени [8; 14; 17; 19]. Наиболее часто в зарубежных исследованиях оценивается уровень суточной и недельной физической активности [7; 9; 13].

Поскольку каждый этап возрастного развития характеризуется определенной спецификой функционирования органов и систем организма, особенностями двигательной подготовленности и физической активности, эффективная система физической подготовки дошкольников должна учитывать закономерности роста и развития ребенка, определяющие его функциональные и адаптационные возможности в различные возрастные периоды. Данное обстоятельство неизбежно обусловливает различия в методологии физического воспитания детей на разных этапах дошкольного онтогенеза для достижения базового уровня развития двигательных способностей, улучшения физического состояния и укрепления здоровья [1; 2; 4; 12; 18].

Проблема выявления закономерностей развития двигательных способностей детей дошкольного возраста интенсивно разрабатывается во многих развитых странах. Благодаря этим исследованиям получены данные, свидетельствующие о том, что двигательные способности целесообразно комплексно развивать уже в дошкольном возрасте, начиная с 3-4 лет [1; 5; 6; 15; 20]. Последнее необходимо для того, чтобы не упустить самые благоприятные периоды их естественного развития и сохранения достигнутого уровня работоспособности на последующих этапах онтогенеза. В связи с этим отмечается, что существенное внимание должно быть уделено разработке современных, релевантных и репрезентативных нормативов оценки двигательной подготовленности детей дошкольного возраста [1, 5, 6, 15].

Цель исследования - выявить особенности двигательной подготовленности и физической активности мальчиков и девочек 5 -6 лет.

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследования проводили с участием здоровых детей 5-6 лет, не имеющих медицинских противопоказаний к занятиям по физическому воспитанию (п=156). Средний возраст мальчиков - 5,65±0,05 года, девочек - 5,65±0,05 года.

Из числа тестов, применяемых в практике физического воспитания, было выбрано минимальное их количество, позволяющее оценить уровень двигательной подготовленности испытуемых. При проведении тестовых испытаний руководствовались следующими требованиями: условия тестирования были стандарти-

зированы; контрольные испытания проводились в одинаковой для всех детей обстановке и в одно и то же время; методика тестирования обеспечивала минимальные затраты времени на выполнение контрольных упражнений; контрольные упражнения были доступными для всех детей, независимо от их двигательной подготовленности и отличались простотой измерения и оценки результатов; контрольные упражнения выполнялись на двух-трех занятиях после общей разминки; контрольные упражнения были предварительно разучены на физкультурном занятии.

Комплекс контрольных упражнений состоял из показателей, характеризующих уровень развития кондиционных и координационных двигательных способностей, и включал: 1) бег 30 метров; 2) прыжок в длину с места; 3) челночный бег 3^10 м; 4) шестиминутный бег; 5) поднимание туловища из положения "лежа на спине" за 1 минуту; 6) наклон вперед; 7) прыжки в длину с места с минимальным увеличением дальности прыжка в очередной попытке; 8) определение максимальной силы с помощью становой динамометрии. На основе результатов тестирования кондиционных способностей рассчитывали также общую оценку двигательной подготовленности (ДП).

Модифицированный и адаптированный нами русскоязычный вариант опросника «Global Physical Activity Questionnaire (GPAQ)», предложенный Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), использовали для опроса родителей детей дошкольного возраста. С его помощью собирали информацию о физической активности (ФА) детей в трех ситуациях (активность в условиях дошкольного учреждения; активность при передвижении из одного места в другое; активность при рекреационных мероприятиях в свободное время), а также о малоподвижном поведении [8; 14; 17; 19 ]. С помощью опросника оценивали объем ФА средней и высокой интенсивности. Обработка результатов проводилась с помощью алгоритма, разработанного ВОЗ, позволяющего рассчитать интенсивность ФА, выраженную в метаболических единицах (МЕТ). При расчете общих энергетических затрат детей ФА 4 МЕТ относилась к средней интенсивности и 8 МЕТ - к высокой интенсивности [8; 14; 16; 17; 19].

Дополнительно проводили хронометраж суточной и недельной ФА детей по методике А.Г. Сухарева [3]. С помощью данной методики собирали информацию о непрерывной продолжительности конкретного вида активности, чередовании нагрузок разной интенсивности и отдыха, суммарной продолжительности двигательного компонента.

Статистическую обработку данных проводили с использованием пакета статистических программ. Определялись основные статистические характеристики ряда измерений, проводилась проверка статистических гипотез. Значимость различий определялась посредством применения критериев достоверности оценок. Далее, при статистической обработке полученных данных, была осуществлена градация всей выборки испытуемых по трем уровням физического состояния с помощью сигмальной шкалы. Значения показателя, находящиеся в диапазоне средняя ± 0,67 сигмы, рассматривались как средний уровень. Величины, выходящие за границу этого диапазона в сторону увеличения или уменьшения, относились к высокому и низкому уровням (табл. 1). Высокий уровень оценивался в 3 балла, средний - 2 балла, низкий - 1 балл.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В процессе исследования получены сведения о степени развития моторных способностей и физической активности детей 5-6 лет (рис. 1).

Дети дошкольного возраста

ФА высокой интенсивности, мин ФА средней интенсивности, мин Общая ФА, мин Общая оценка ДП, баллы Максимальная сила, кг Наклон вперед, см Поднимание туловища, раз Челночный бег 3х10, с Прыжки с увеличением дальности, раз Прыжок в длину с места, см Бег 30 м, с Бег 6 мин, м Масса тела, кг Возраст, лет

0 20 40 60 80 100 120 Девочки ■ Мальчики

Рис. 1. Двигательная подготовленность и физическая активность мальчиков и

девочек 5-6лет.

Примечание: Средние значения результатов шестиминутного бега и общей физической активности уменьшены на порядок.

Общая выносливость оценивалась на основе использования 6-минутного бега. Средние результаты (M±m) выполнения данного контрольного упражнения у мальчиков составили 718,3±8,2 метра, а у девочек - 703,0±9,6 метра. Статистически значимые различия, обусловленные половой принадлежностью детей, отсутствуют.

Уровень силовой выносливости, диагностируемой по результатам поднимания туловища из положения лежа на спине, у мальчиков находился в диапазоне 17,2±1,3 раза, а у девочек - 16,5±1,1 раза.

Для определения уровня развития скоростных способностей использовали бег на 30 метров. Мальчики выполняли этот тест в среднем за 7,3±0,7 с, девочки за 7,5±0,7 с. По результатам выполнения данного теста статистически значимые половые различия отсутствовали.

Диагностика скоростно-силовых способностей осуществлялась на основе выполнения прыжка в длину с места. Результаты мальчиков составили 107,8±1,2 см, девочек - 106,2±1,5 см.

Для оценки координационных способностей использовались прыжки в длину с места с минимальным увеличением из длины. Данный тест позволяет диагностировать способность к кинестетическому дифференцированию. Полученные данные показали, что дети выполняли серию таких прыжков: мальчики в среднем - 4,63±0,28 раза, а девочки - 4,89±0,34 раза.

Определяли абсолютный показатель развития координационных способностей применительно к бегу. Для этого использовали челночный бег 3х10 метров. Средние результаты выполнения этого контрольного упражнения у мальчиков были равны 11,8±0,1 с, у девочек - 11,9±0,1 с, различия между ними были несущественными.

Степень подвижности различных звеньев опорно-двигательного аппарата, определяли на основе использования наклона вперед - интегрального показателя гибкости. Анализ полученных результатов показал, что у мальчиков уровень гибкости равен в среднем 5,8±0,8 см, а у девочек - 6,2±0,9 см.

Максимальная сила разгибателей туловища измерялась с помощью динамометра. Показатель максимальной силы у мальчиков находился в диапазоне -28,3±0,7 кг. У девочек этот показатель практически совпадал со средним результатом, продемонстрированным мальчиками, и составлял - 28,3±0,8 кг.

Общая оценка двигательной подготовленности рассчитывалась в зависимости от суммы баллов, полученной за выполнение 5 контрольных упражнений: наклон вперед, поднимание туловища, челночный бег, прыжок в длину, 6 -минутный бег. Средняя величина данного показателя у мальчиков составляла 12,0±0,2 балла, у девочек - 11,9±0,2 балла.

В ходе исследования установлен принципиально важный факт отсутствия выраженных половых различий в двигательной подготовленности дошкольников 5-6 лет. В связи с этим уместно отметить, что уже в возрасте 6-7 лет мальчики существенно опережают девочек по уровню общей выносливости, быстроты и скоростно-силовых способностей, тогда как девочки опережают мальчиков по уровню развития гибкости и ряда координационных способностей. Можно констатировать, что возрасте 5 -6 лет мальчики и девочки не отличаются по уровню моторного развития.

На основе полученных результатов разработаны нормативные оценки двигательной подготовленности дошкольников 5-6 лет (табл. 1). Поскольку между мальчиками и девочками не выявлены различия в уровне двигательной подготовленности, данные шкалы рассчитаны для оценки уровня развития двигательных способностей дошкольников, без учета их половой принадлежности.

Все виды поведения ребенка неразрывно связаны с физической активностью. Она является наиболее естественным и в тоже время наиболее мощным фактором, оказывающим влияние на его организм. Физическая активность является важ-

нейшим звеном приспособления к окружающему миру и познания действительности.

Таблица 1

Шкала оценки моторного развития детей 5-6 лет

Показатель Оценка

низкая средняя высокая

Баллы

1 2 3

Масса тела, кг <20,0 20,0-24,0 >24,0

Бег 6 мин, м <660,0 660,0-760,0 >760,0

Бег 30 м, с >7,8 7,8-7,0 <7,0

Прыжок в длину с места, см <100,0 100,0-115,0 >115,0

Прыжки с увеличением дальности, раз <3,0 3,0-7,0 >7,0

Челночный бег 3х10, с >11,9 11,9-11,1 <11,1

Поднимание туловища, раз <10,0 10,0-24,0 >24,0

Наклон вперед, см <1,0 1,0-13,0 >13,0

Максимальная сила, кг <24,0 24,0-33,0 >33,0

Общая оценка ДП, баллы <10,9 10,9-13,1 >13,1

Общая ФА, мин <236,0 236,0-270,0 >270,0

ФА средней интенсивности, мин <40,0 40,0-50,0 >50,0

ФА высокой интенсивности, мин <12,5 12,5-17,5 >17,5

На рисунке представлены показатели суточной ФА детей 5 -6 лет. У мальчиков общая продолжительность двигательного компонента составила в среднем 255,1±3,1 мин, а у девочек - 251,5±2,8 мин.

ФА средней интенсивности (3-6 MET) составляла у мальчиков 47,5±0,9 мин, а у девочек - 43,3±0,8 мин. По этому показателю существенно (p<0,01) превосходили мальчиков.

Оценка ФА высокой интенсивности (>6 MET) у мальчиков находилась в диапазоне 15,1±0,4 мин, у девочек - 14,7±0,4 мин.

Для каждого ребенка, как и для каждого взрослого, доступен определенный диапазон физической активности, условная середина которого является оптимальной для развития и здоровья, а крайние пределы оказываются неблагоприятными. За пределами оптимального диапазона суточная ФА оценивается как гипокинезия или гиперкинезия [3].

В таблице представлены шкалы, характеризующие диапазон изменений общей ФА, ФА средней и ФА высокой интенсивности. Они могут быть использованы для экспресс-оценки уровня ФА ребенка и внесения, при необходимости, корректив в процесс физического воспитания и организацию суточного двигательного режима.

По данным литературы дети, проживающие в различных странах мира, существенно различается по уровню и структуре своей физической активности [7, 8, 13, 14, 16]. Физическая активность одних детей не отвечает рекомендациям ВОЗ и национальным рекомендациям, другие - имеют достаточную физическую актив-

ность, чтобы соответствовать этим рекомендациям, а у некоторых детей физическая активность значительно выше рекомендуемых уровней.

Полученные нами данные в целом свидетельствуют, что физическая активность средней и высокой степени интенсивности у детей 5-6 лет составляла в среднем около 60 минут в день, что соответствует рекомендациям ВОЗ [11]. Вместе с тем важно отметить, что физические упражнения средней и высокой интенсивности, общей продолжительностью более 10 минут, выполняются, главным образом, на физкультурных и секционных занятиях, а также при выполнении подвижных игр и физических упражнений на прогулках и в процессе самостоятельной двигательной деятельности. Большинство из обследованных детей не менее трех раз в неделю используют ФА высокой и средней интенсивности, включая упражнения, направленные на развитие общей выносливости, а также скоростно-силовые упражнения, способствующие укреплению мышц и костных тканей, что также соответствует глобальным рекомендациям ВОЗ [11].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В исследовании получены результаты, характеризующие моторное развитие детей 5-6 лет. Установлены основные статистические характеристики ряда измерений различных двигательных способностей и физической активности дошкольников рассматриваемой возрастной группы. На основе использования гетерогенной батареи моторных тестов выявлены стандартные показатели развития силовых, скоростных, скоростно-силовых, координационных способностей, гибкости, общей и силовой выносливости у мальчиков и девочек 5-6 лет. Анализ материалов исследования показал, что в этом возрасте уровень двигательной подготовленности и физической активности детей разного пола статистически значимо не отличается. Исключение составляет показатель физической активности средней интенсивности, по которому девочки превосходят мальчиков.

С учетом полученных данных разработаны шкалы экспресс -оценки моторного развития детей, характеризующие высокий, средний и низкий уровни двигательной подготовленности и физической активности. Эти оценочные шкалы могут найти применение в практике физического воспитания детей дошкольного возраста.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Мухина М.П. Педагогическая система физического воспитания детей дошкольного возраста: монография / М.П. Мухина. - Омск: СибГУФК, 2017. -167 с.

2. Сосуновский В.С., Загревская А.И. Кинезиологический потенциал детей старшего дошкольного возраста // Теория и практика физической культуры. -2018. - №10. - С. 62-64.

3. Сухарев А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. - М.: Медицина, 1991. - 272 с.

4. Alhassan S, St Laurent CW, Burkart S, Greever CJ, Ahmadi MN. Feasibility of Integrating Physical Activity Into Early Education Learning Standards on Preschooler's

Physical Activity Levels. J Phys Act Health. 2019;16(2):101-107. DOI: 10.1123/jpah.2017-0628

5. Amado-Pacheco JC, Prieto-Benavides DH, Correa-Bautista JE, et al. Feasibility and Reliability of Physical Fitness Tests among Colombian Preschool Children. Int J Environ Res Public Health. 2019;16(17):3069. DOI:10.3390/ijerph16173069

6. Cadenas-Sanchez C, Intemann T, Labayen I, et al. Physical fitness reference standards for preschool children: The PREFIT project. J Sci Med Sport. 2019;22(4):430-437. DOI:10.1016/j.jsams.2018.09.227

7. Carson V, Lee EY, Hesketh KD, et al. Physical activity and sedentary behavior across three time-points and associations with social skills in early childhood. BMC Public Health. 2019;19(1):27. Published 2019 Jan 7. DOI:10.1186/s12889-018-6381-x

8. Cleland CL, Hunter RF, Kee F, Cupples ME, Sallis JF, Tully MA Validity of the global physical activity questionnaire (GPAQ) in assessing levels and change in moderate-vigorous physical activity and sedentary behaviour. BMC Public Health. 2014;14:1255. Published 2014 Dec 10. DOI:10.1186/1471-2458-14-1255

9. Frank ML, Flynn A, Farnell GS, Barkley JE. The differences in physical activity levels in preschool children during free play recess and structured play recess. J Exerc Sci Fit. 2018;16(1):37-42. DOI:10.1016/j.jesf.2018.03.001

10. Frith E, Loprinzi PD. Association Between Motor Skills and Musculoskeletal Physical Fitness Among Preschoolers. Matern Child Health J. 2019;23(8):1003-1007. DOI:10.1007/s10995-019-02753-0

11. Global Recommendations on Physical activity for Health. - Geneva, World Health Organization, 2010. - 60 p.

12. Krombholz H. Development of motor talents and nontalents in preschool age -An exploratory study Cogent Psychology, 2018, Volume 5, Issue 1, pp. 1-14. https://doi.org/10.1080/23311908.2018.1434059

13. Leppänen MH, Henriksson P, Delisle Nyström C, et al. Longitudinal Physical Activity, Body Composition, and Physical Fitness in Preschoolers. Med Sci Sports Exerc. 2017;49(10):2078-2085. DOI:10.1249/MSS.0000000000001313

14. Mumu SJ, Ali L, Barnett A, Merom D. Validity of the global physical activity questionnaire (GPAQ) in Bangladesh. BMC Public Health. 2017;17(1):650. Published 2017 Aug 10. DOI:10.1186/s12889-017-4666-0

15. Ortega FB, Cadenas-Sánchez C, Sánchez-Delgado G, et al. Systematic review and proposal of a field-based physical fitness-test battery in preschool children: the PREFIT battery. Sports Med. 2015;45(4):533-555. DOI:10.1007/s40279-014-0281-8

16. Physical Activity Guidelines for Americans. - Washington, 2008. - 65 p.

17. Rivière F, Widad FZ, Speyer E, Erpelding ML, Escalón H, Vuillemin A Reliability and validity of the French version of the global physical activity questionnaire. J Sport Health Sci. 2018;7(3):339-345. DOI:10.1016/j.jshs.2016.08.004

18. Santos C, Carolina Reyes A, Moura-Dos-Santos MA, et al. A multi-level analysis of individual- and school-level correlates of physical fitness in children. Ann Hum Biol. 2018;45(6-8):470-477. DOI:10.1080/03014460.2018.1549684

19. Soo KL, Wan Abdul Manan WM, Wan Suriati WN. The Bahasa Melayu version of the Global Physical Activity Questionnaire: reliability and validity study in Malaysia. Asia Pac J Public Health. 2015;27(2):NP184-NP193. DOI:10.1177/1010539511433462

20. Torres-Luque G, Hernández-García R, Ortega-Toro E, Nikolaidis PT. The Effect of Place of Residence on Physical Fitness and Adherence to Mediterranean Diet in 35-Year-Old Girls and Boys: Urban vs. Rural. Nutrients. 2018;10(12):1855. DOI:10.3390/nu10121855

REFERENCES

1. Muhina M.P. Pedagogicheskaya sistema fizicheskogo vospitaniya detej dosh-kol'nogo vozrasta: monografiya / M. P. Muhina. - Omsk: SibGUFK, 2017. - 167 s.

2. Sosunovskij V.S., Zagrevskaya A.I. Kineziologicheskij potencial detej starshego doshkol'nogo vozrasta // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury. - 2018. -№ 10. - S. 62-64.

3. Suharev AG. ZdoroVe i fizicheskoe vospitanie detej i podrostkov. - M.: Medicina, 1991. - 272 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.