НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ: ОБЗОР ЗАРУБЕЖНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
И.А. Криволапчук1, М.Б. Чернова, А.А. Герасимова, И.И. Криволапчук ФГБНУ «Институт возрастной физиологии РАО», Москва
Анализ и обобщение результатов современных исследований, выполненных за рубежом, позволяет сделать заключение, что у значительной части детского населения уровень физической активности не соответствует рекомендациям Всемирной организации здравоохранения и национальным рекомендациям, разработанным в ряде развитых стран. В этой связи подчеркивается, что идеальную среду для стимулирования участия детей в реализации рекомендованных объемов физической активности и уменьшения времени бодрствования, проведенного без движения, представляют собой детские дошкольные учреждения.
Отсутствие единого подхода к регистрации и интерпретации результатов препятствует получению однозначного ответа на вопрос о том, в какой мере физическая активность маленьких детей соответствует возрастным «нормам». Несмотря на существенные различия между включенными в анализ исследованиями, полученные данные свидетельствуют, что периоды низкой активности у детей дошкольного возраста во время их пребывания в дошкольных учреждениях являются чрезмерно длинными, а периоды физической активности высокой и средней интенсивности, наоборот, недостаточно продолжительными.
В качестве одной из ключевых стратегий по укреплению здоровья детей в дошкольном возрасте предлагается повсеместная замена, когда это возможно, малоподвижного поведения на физическую активность, желательно, средней и высокой интенсивности. Подчеркивается, что дети, физическая активность которых не соответствуют возрастным нормам, должны постепенно увеличивать свою физическую активность от низкого уровня к среднему, а от среднего -к высокому. Дети, соблюдающие основные рекомендации по оптимальному режиму физической активности, должны выполнять физические нагрузки средней и высокой интенсивности каждый день а, при необходимости, становиться еще более активными.
Ключевые слова: уровни физической активности, дети дошкольного возраста, дошкольные учреждения, физическая активность средней и высокой интенсивности
Some aspects of physical activity in preschool children: foreign literature review.
The analysis of modern foreign studies allows to conclude that a large number of children have a level of physical activity that does not comply with the recommendations of the World Health Organization and national recommendations developed in a number of developed countries. In this regard, it is emphasized that preschool childcare centres are ideal environment for encouraging child physical activity within recommended amount and for reducing wakefulness time spent without movement.
Контакты: 1 Криволапчук И.А. - E-mail: <[email protected]>
The lack of a unified approach to recording and interpreting the results make it difficult to obtain a definite answer to the question of "to what extent the physical activity of young children corresponds to the age "norms"". Despite significant differences between the studies included in the analysis, the data indicate that periods of low activity in preschool children during their stay in preschool institutions are excessively long, whereas periods ofphysical activity of high and medium intensity, on the contrary, are not long enough.
One of the key strategies for improving the health of preschool children suggests replacing, whenever possible, sedentary behavior with physical activity, preferably of medium or high intensity. It is emphasized that children whose physical activity does not meet age standards should gradually increase their physical activity from low to medium, and from medium to high. Children complying with the basic recommendations of the optimal mode of physical activity should perform physical activity of medium and high intensity every day and, if necessary, become even more active.
Keywords: levels of physical activity, preschool children, preschool institutions, physical activity of medium and high intensity.
Физическая активность является важнейшим элементом здорового образа жизни, определяющим в значительной степени функциональное состояние организма ребенка. Биологическая потребность в движении, привычки и предпочтения, касающиеся повседневной физической активности, как известно, существенно различаются на разных этапах возрастного развития. Возникает необходимость учета особенностей физической активности детей в различные возрастные периоды. В связи с этим эксперты Всемирной организации здравоохранения и эксперты из ряда развитых стран в руководствах по физической активности выделяют три основные возрастные группы населения: 1) дети и подростки; 2) взрослые; 3) пожилые люди. Среди детского населения дополнительно дифференцируют несколько возрастных групп (от 2-х до 4-х групп). Важно отметить, что рекомендации по физической активности детей ориентированы на обеспечение здорового роста и развития организма [15; 37; 49].
Поскольку разные этапы развития характеризуются особенностями функционирования физиологических систем и механизмов адаптации организма к комплексу природных и социальных факторов среды, возникает необходимость учета степени адекватности физической активности уровню морфофункционального развития и адаптационным возможностям ребенка. В дошкольном возрасте в структуре суммарной физической активности условно выделяют несколько составных частей: физическая активность во время пребывания в детском дошкольном учреждении; физическая активность во время передвижения из одного места в другое; физическая активность в процессе физического воспитания и занятий спортом; физическая активность в свободное время [36; 37; 49]. Эти тесно взаимосвязанные составные части физической активности суммарно характеризуют ее общий уровень за определенный промежуток времени. Наиболее часто в зарубежных исследованиях оценивается уровень суточной и недельной физической активности.
Для оценки оздоровительного влияния физической активности предлагается анализировать зависимость «доза-эффект», определяющую соотношение между
величиной физической нагрузки и изменениями функциональных возможностей организма детей [15; 37]. Она характеризуется балансом между дозой физической активности, с одной стороны, уровнем здоровья и величиной приспособительных изменений в организме, с другой.
Рассматривая степень соответствия наличной физической активности человека его биологической потребности в движении, зарубежные исследователи описывают 4 уровня физической активности: низкий, ниже среднего, средний и выше среднего. Эта классификация полезна тем, что каждый из выделенных уровней отражает определенные особенности влияния физической активности на здоровье и функциональное состояние организма детей [37].
Как отмечалось выше, зарубежная литература предоставляет обоснованную информацию, что более высокие дозы физической активности по сравнению с более низкими дозами оказывают положительное влияние на здоровье детей в возрасте от 3 до 5 лет. Однако эта литература содержит мало сведений о зависимости доза-эффект и диапазоне эффективного воздействия физической активности, который мог бы служить целевым ориентиром для улучшения функционального состояния и укрепления здоровья в этом возрасте. Вместе с тем имеются данные, что важные преимущества для здоровья и функционального состояния организма детей дошкольного возраста могут быть получены на основе увеличения физической активности от низкого до среднего уровня [2; 7; 8; 25; 26; 34; 36; 37; 49]. Эпидемиологические исследования, в которых использовались измерения физической активности, показали, что среднее время, затрачиваемое на мышечную деятельность легкой, средней и (или) высокой интенсивности, составляет приблизительно три часа в день у детей в возрасте от 3 до 5 лет [35; 36].
Уровни физической активности детей дошкольного возраста и время, проведенное ими в состоянии бодрствования без выполнения активных двигательных действий, широко изучаются и обсуждаются в научной литературе [23; 25; 30; 35; 39; 50; 51]. Для того чтобы понять, в какой степени уровни физической активности детей дошкольного возраста оказывают влияние на их здоровье, во многих странах, как было отмечено выше, были разработаны руководящие принципы по физической активности для детей младше 5 лет [8; 27; 31; 48; 49 и др.]. Эти рекомендации служат ориентирами для родителей, представителей системы здравоохранения и работников детских садов по организации эффективных режимов физической активности детей дошкольного возраста. Так, в Канаде детям в возрасте от 1 до 4 лет рекомендуется поддерживать физическую активность на уровне 180 минут в день, включая 60 минут энергичных игр [49]. В соответствии с рекомендациями, разработанными в Канаде, Австралии и Новой Зеландии наблюдение за экраном (например, видеотерминала, телевизора) не должно превышать 60 минут в день для детей в возрасте от 2 до 4 лет, а дети младше 2 лет вообще не должны участвовать в каком-либо использовании «экрана» [49]. В 5 лет физическая активность высокой и средней интенсивности должна составлять не менее 60 минут в день, а время просмотра экрана (включая игры и развлечения) должно быть ограничено 120 минутами в день [48].
Указывается, что физическая активность дошкольников может быть существенно повышена во время их пребывания в центрах по уходу за детьми [30]. Считается, что такие центры представляет собой идеальную среду для стимули-
рования участия в реализации рекомендованного объема физической активности и уменьшения времени, проведенного ребенком в положении сидя, в том числе при наблюдении за экраном видеотерминала или телевизора [5; 30; 33; 40; 55; 50; 51]. Хорошо известно, что физическая активность в детских дошкольных учреждениях положительно влияет на энергетический баланс организма и, поэтому, считается важным фактором в борьбе с детским ожирением. Дети с нормальным весом и достаточно высокими уровнями физической активности менее склонны к ожирению, чем дети с низкими уровнями физической активности [24; 25; 46]. Принимая во внимание влияние физической активности на расход энергии, важно изучить ассоциации между уровнем физической активности и расходом энергии, с одной стороны, и ожирением в детском возрасте, с другой. В нескольких исследованиях детей школьного возраста сообщалось, что уровень физической активности отрицательно коррелирует с жировой массой [4; 19; 41]. В противоположность этому немногочисленные исследования, изучавшие взаимосвязи между уровнем физической активности, расходом энергии и составом тела у детей дошкольного возраста продемонстрировали весьма противоречивые результаты [6; 11; 16; 25; 42; 46]. В одних работах были обнаружены обратные взаимосвязи уровня физической активности и энерготрат с жировой массой тела [11; 25; 42], а в других, о наличии таких взаимосвязей не сообщалось [6; 16]. Предполагается, что обнаруженные особенности связаны с различиями в используемых методах, статистическом анализе и характеристиках участников исследования. Необходимо отметить, что многие авторы исследований указывали на целесообразность дальнейшего изучения рассматриваемого вопроса для повышения уровня знаний о влиянии режима физической активности в дошкольных учреждениях на организм детей на ранних этапах развития. Это имеет значение в связи с учетом негативного влияния низкой физической активности и ожирения на здоровье в дошкольном возрасте [14; 28; 38; 56].
В ряде исследований при изучении двигательного режима дошкольников показано, что дети младшего возраста, зачисленные в центр помощи по уходу за детьми, проводят большую часть времени в положении сидя (41,62 мин/ч) [50]. Аналогичные данные, полученные Vanderloo и соавторами (2014) показали, что дошкольники в центре по уходу за детьми тратили только 1,58 мин / ч на нагрузку средней и высокой интенсивности [53]. В противоположность этому Mazzucca и соавторы (2018) сообщили, что мальчики и девочки в центрах по уходу за детьми выполняли физическую активность средней и высокой интенсивности в среднем 55 минут в день. Авторы подчеркнули, что уровни физической активности существенно зависели от места проведения занятий [26]. Сообщается также, что у детей дошкольного возраста, проводящих значительное количество времени в таких центрах показатели физической активности в целом являются низкими, а показатели малоподвижного образа жизни - высокими [25; 30]. На этой основе делается заключение, что детские дошкольные учреждения представляют собой идеальную среду для стимулирования участия детей в реализации рекомендованных объемов физической активности и уменьшения времени бодрствования, проведенного без движения в положении сидя и лежа [5; 33; 40; 50; 55].
В исследовании Alhassan и соавторов (2019) изучалась возможность включения рекомендаций по оптимальной физической активности для здоровья в стан-
дарты обучения детей дошкольного возраста. Авторы полагают, для того чтобы вмешательство, связанное со здоровьем в дошкольных учреждениях было устойчивым и продолжительным, оно должно осуществляться учителями в классе. К сожалению, учителя ограничены такими требованиями, как соответствие стандартам дошкольного образования. Проведенное экспериментальное исследование было направлено на оценку целесообразности включения комплексной программы укрепления здоровья дошкольников в стандарты обучения. Полученные данные продемонстрировали эффективность интеграции различных программ, направленных на укрепление здоровья, касающихся физической активности, диеты и сна в стандарты обучения в дошкольном возрасте [2].
Hnatiuk и соавторы (2014) установили, что доля времени, затраченного на физическую активность средней и высокой интенсивности, и доля времени, затраченного на пребывание в положении сидя и лежа во время бодрствования, изменялась в широком диапазоне (от 2 до 41 % для физической активности и от 34 до 94 % для малоподвижного поведения). Обнаруженные особенности физической активности дошкольников авторы обзора в значительной степени связывают с различиями в дизайне исследований, методах сбора и обработки данных [23]. На этом основании делается заключение о необходимости унификации протоколов исследования физической активности детей, особенно, в условиях центров ухода за детьми. Это необходимо для получения объективной информации о физической активности в дошкольных учреждениях, которая, как было отмечено выше, очень сильно зависит от условий пребывания детей в таких центрах [34; 54].
Обобщение результатов различных исследований показало, что в аналитических обзорах крайне редко рассматривается объективно измеряемая физическая активность и данные о малоподвижном образе жизни дошкольников в центрах по уходу за детьми. В связи с этим констатируется необходимость дальнейшего изучения рассматриваемого вопроса с учетом усовершенствований, внесенных в протоколы измерения физической активности дошкольников в последние годы [29; 30; 53].
Результаты большого количества исследований подтверждают, что уровень физической активности и соотношение нагрузок разной интенсивности в детских дошкольных учреждениях существенно отличается. Так, физическая активность низкой интенсивности находится в диапазоне от 2,9 [1] до 30,0 [9] мин/час; высокой и средней интенсивности - от 1,3 [1] до 22,7 [20] мин/час; суммарное время физической активности - от 4,2 [1] до 47,2 [20] мин/час. В качестве основных причин, обусловливающих значительное расхождение полученных величин физической активности, выступают как особенности режима дня в дошкольных центрах по уходу за детьми различного типа, так и конструктивные отличия, используемых устройств и принятые за основу точки отсечения, а также разнообразие протоколов сбора данных [12; 30; 46 и др.]. Отмечается, что 50 % обнаруженных различий в уровнях физической активности дошкольников является следствием установленного в центрах по уходу за детьми режима дня [12; 30]. Вероятно, наблюдаемые широкие диапазоны физической активности отражают и различное качество деятельности центров по уходу за детьми, а также особенности физкультурно-оздоровительной работы. Таким образом, все эти факторы могут оказывать
влияние на величину физической нагрузки и время, проведенное в положении сидя без активной двигательной деятельности.
В работе Soini и соавторов оценивались уровни физической активности трехлетних детей в дошкольных учреждениях Финляндии и Австралии [45]. В исследовании не были обнаружены межстрановые различия в уровнях физической активности дошкольников. Однако авторы выявили специфику функционирования центров по уходу за детьми в каждой стране, например, структуру типичного режима дня и организацию физической активности. Важно иметь в виду, что различия в отношении таких переменных, как организация различных видов деятельности, структура режима дня и окружающая среда в разных странах, могут влиять на различия в уровнях физической активности. Авторы полагают, что климатические особенности стран, включенных в данный обзор, также могут вносить свой вклад в создание широкого диапазона колебаний физической активности. В значительной степени это связано с тем, что температура окружающей среды влияет на продолжительность подвижных игр на свежем воздухе, которая тесно коррелирует с общим уровнем физической активности маленьких детей [26; 44; 45].
Существует проблема сравнения данных о физической активности детей, полученных с помощью разных методик исследования. Отсутствие единого подхода к регистрации и интерпретации результатов исследования препятствует получению однозначного ответа на вопрос о том, соответствует ли физическая активность детей рекомендациям ВОЗ и национальным рекомендациям, разработанным в ряде стран [1; 10; 15; 20; 27; 31; 49; 53].
В упомянутом выше исследовании O'Brien и соавторов (2018) впервые была получена обширная информация об объективно измеренной физической активности детей и времени проведенном ими в положении сидя в центрах по уходу за детьми [30]. Следует отметить, что в этом обзоре были представлены 11 стран. Учитывая различные культурные нормы и практику ухода за детьми, авторы статьи полагают, что географический регион также может влиять на различия между центрами по уходу за детьми. Так, при сопоставлении средней величины общей физической активности, полученной в результате исследований, проведенных в южнотихоокеанском регионе и в Северной Америке, обнаружена разница, превышающая 3,5 минуты (23,3 против 19,6 минут/час). Авторы испытывали затруднения при систематизации данных об уровнях физической активности дошкольников в условиях центров по уходу за детьми из-за несоответствия в подходах к измерениям, используемых в литературе, а также в связи с различиями в характеристиках детских дошкольных учреждений. Несмотря на существенные различия между включенными в анализ исследованиями, авторы пришли к выводу, что периоды низкой активности у детей дошкольного возраста были чрезмерно длинными, а периоды физической активности высокой и средней интенсивности, наоборот, чрезмерно кратковременными [30].
Как и в случае с величиной физической активности, данные о малоподвижном образе жизни, реализуемом в дошкольных учреждениях, весьма неоднозначны. Несмотря на это в разных исследованиях были отмечены более продолжительные периоды низкой физической активности по сравнению рекомендованными для дошкольников соответствующих возрастных групп. В частности Ellis и соавторы (2017) сообщили, что дошкольники в центрах по уходу за детьми про-
водят 48,4 % своего времени сидя, и только 19,1 % детей реализуют свою биологическую потребность в движении [10]. В других исследованиях время, проведенное в положении сидя, варьировалось от 12,4 [20] до 55,8 [1] минут/час. В ряде работ [18; 30; 50; 51] подчеркивается наличие в детских дошкольных учреждениях условий, позволяющих постоянно воспроизводить малоподвижный образ жизни (например, наличие «неограниченного» доступа к телевизорам, компьютерам, телефонам и т. д.). Ограниченные открытые пространства для свободной игры и движений глобального характера в сочетании с проблемами безопасности и ответственности также могут быть факторами, заслуживающими внимания [13].
В одном из недавно проведенных исследований выявлены особенности физической активности норвежских детей дошкольного возраста в зависимости от половой принадлежности, возраста и времени года [29]. Полученные результаты, свидетельствуют о том, что общая физическая активность и физическая активность средней и высокой интенсивности у мальчиков была выше, чем у девочек, а время, проведенное в положении сидя без активных двигательных действий, наоборот, ниже. С увеличением возраста объем физической активности как у мальчиков, так и у девочек увеличивался. Авторы подчеркивают, что уровень физической активности дошкольников весной и летом был выше, чем осенью и зимой [29]. Сходные данные получены в исследовании, выполненном Arhab и соавторами (2018). Обнаружено, что уровень физической активности взаимосвязан с половой принадлежностью и возрастом дошкольников [3]. Полученные результаты в целом согласуются с результатами других работ [17; 21; 22; 32; 36; 43; 47]. Поэтому при реализации мероприятий, направленных на повышение уровня физической активности дошкольников необходим учет гендерных особенностей детей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время за рубежом весьма актуальны исследования, касающиеся оздоровительной роли физической активности детей дошкольного возраста. Анализ результатов большого количества научных работ позволяет считать, что физическая активность обеспечивает важные преимущества для здоровья дошкольников. Необходимо отметить, что эти исследования были выполнены в основном на популяции детей 6-7 лет. Вместе с тем за прошедшее десятилетие накоплен и значительный объем исследований о физической активности детей более раннего возраста.
Анализ и обобщение результатов современных исследований, выполненных за рубежом, позволяет сделать заключение, что у значительной части детского населения уровень физической активности не соответствует рекомендациям Всемирной организации здравоохранения и национальным рекомендациям, разработанным в ряде развитых стран. В этой связи подчеркивается, что идеальную среду для стимулирования участия детей в реализации рекомендованных объемов физической активности и уменьшения времени бодрствования, проведенного без движения в положении сидя и лежа, представляют собой детские дошкольные учреждения.
Вместе с тем существует проблема сравнения данных о физической активности детей в дошкольных учреждениях разного типа, полученных с помощью разных методик исследования. Отсутствие единого подхода к регистрации и интерпретации результатов препятствует получению однозначного ответа на вопрос о том, в какой мере физическая активность маленьких детей соответствует возрастным «нормам». Несмотря на существенные различия между включенными в анализ исследованиями, полученные данные свидетельствуют о том, что периоды низкой активности у детей дошкольного возраста во время их пребывания в дошкольных учреждениях являются чрезмерно длинными, а периоды физической активности высокой и средней интенсивности, наоборот, недостаточно продолжительными.
В качестве одной из ключевых стратегий по укреплению здоровья детей в дошкольном возрасте предлагается повсеместная замена, когда это возможно, малоподвижного поведения на физическую активность, желательно, средней и высокой интенсивности. Подчеркивается, что дети, физическая активность которых не соответствует возрастным нормам, должны постепенно увеличивать свою физическую активность от низкого уровня к среднему, а от среднего к высокому. Дети, соблюдающие основные рекомендации по оптимальному режиму физической активности, должны выполнять физические нагрузки средней и высокой интенсивности каждый день а, при необходимости, становиться еще более активными. Имеющиеся данные свидетельствуют, что физическая активность средней и высокой интенсивности, превышающая 60 минут в день, может обеспечить дополнительную пользу для здоровья детей. Дети, величина физической активности которых превышает ключевые рекомендации, должны поддерживать высокий уровень своей физической нагрузки, меняя при этом виды мышечной деятельности.
Показано также, что стратегии, учитывающие гендерные особенности, могут быть полезны при реализации мероприятий, направленных на повышение уровня физической активности детей в дошкольных учреждениях.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Alhassan S, Sirard JR, Robinson TN. The effects of increasing outdoor play time on physical activity in Latino preschool children. Pediatr Obes. 2007;2(3):153-158.
2. Alhassan S, St Laurent CW, Burkart S, Greever CJ, Ahmadi MN. Feasibility of Integrating Physical Activity Into Early Education Learning Standards on Preschooler's Physical Activity Levels. J Phys Act Health. 2019. 16(2):101-107.
3. Arhab A, Messerli-Burgy N, Kakebeeke TH, Lanzi S, Stulb K, Zysset AE, Leeger-Aschmann CS, Schmutz EA , Meyer AH, Munsch S, Kriemler S, Jenni OG, Puder JJ. Childcare Correlates of Physical Activity, Sedentary Behavior, and Adiposity in PreschoolChildren: A Cross-Sectional Analysis of the PLASHY Study // J Environ Public Health. 2018 11; 2018: 9157194. doi: 10.1155/2018/9157194. eCollection 2018.
4. Ball E.J., O'Connor J., Abbott R., Steinbeck K., Davies P., Wishart C., Gaskin K.J., Baur L.A. Total energy expenditure, body fatness, and physical activity in children aged 6-9 y. Am. J. Clin. Nutr.2001. 74:524-528.
5. Bower JK, Hales DP, Tate DF, Rubin DA, Benjamin SE, Ward DS. The child-care environment and children's physical activity. Am J Prev Med. 2008; 34(1):23-29.
6. Butte N.F., Puyau M.R., Wilson T.A., Liu Y., Wong W.W., Adolph A.L., Zakeri I.F. Role of physical activity and sleep duration in growth and body composition of preschool-aged children. Obesity. 2016;24:1328-1335.
7. Carson V, Lee EY, Hesketh KD, Hunter S, Kuzik N, Predy M, Rhodes RE , Rinaldi CM, Spence JC, Hinkley T. Physical activity and sedentary behavior across three time-points and associations with socialskills in early childhood // BMC Public Health. 2019. 19(1): 27-34.
8. Carson V, Tremblay MS, Chastin SFM. Cross-sectional associations between sleep duration, sedentary time, physical activity, and adiposity indicators among Canadian preschool-aged children using compositional analyses. BMC Pub Health. 2017;17 (Suppl 5): 123-131.
9. Copeland KA, Khoury JC, Kalkwarf HJ. Child Care Center Characteristics Associated With Preschoolers' Physical Activity. Am J Prev Med. 2016;50(4):470-479.]
10. Ellis YG, Cliff DP, Janssen X, Jones RA, Reilly JJ, Okely AD. Sedentary time, physical activity and compliance with IOM recommendations in young children at childcare. Prev Med reports. 2017;7:221-226.
11. Eriksson B., Henriksson H., Löf M., Hannestad U., Forsum E. Body-composition development during early childhood and energy expenditure in response to physical activity in 1.5-y-old children. Am. J. Clin. Nutr. 2012;96:567-573.
12. Finn K, Johannsen N, Specker B. Factors associated with physical activity in preschool children. J Pediatr. 2002;140(1):81-85.
13. Frank ML, Flynn A, Farnell GS, Barkley JE. The differences in physical activity levels in preschool children during free play recess and structured play recess. J Ex-erc Sci Fit. 2018. 16(1): 37-42.
14. Geserick M., Vogel M., Gausche R., Lipek T., Spielau U., Keller E., Pfäffle R., Kiess W., Körner A. Acceleration of BMI in Early Childhood and Risk of Sustained Obesity. N. Engl. J. Med.2018;379:1303-1312.
15. Global Recommendations on Physical activity for Health. - Geneva, World Health Organization, 2010. - 60 p.
16. Goran M.I., Hunter G., Nagy T.R., Johnson R. Physical activity related energy expenditure and fat mass in young children. Int. J. Obes. 1997;21:171-178.
17. Gubbels J. S., Van Kann D. H., Jansen M. W. Play equipment, physical activity opportunities, and children's activity levels at childcare. Journal of Environmental and Public Health. 2012; 2012:8.
18. Gubbels JS, Kremers SPJ, van Kann DHH, Stafleu A, Candel MJJM, Dagnelie PC, et al. Interaction between physical environment, social environment, and child characteristics in determining physical activity at child care. Health Psychol. 2011; 30(1):84-90.
19. Hallal P.C., Reichert F.F., Clark V.L., Cordeira K.L., Menezes A.M., Eaton S., Ekelund U., Wells J.C. Energy expenditure compared to physical activity measured by accelerometry and self-report in adolescents: A validation study. PLoS ONE. 2013;8:e77036
20. Hesketh K. R., Griffin S. J., van Sluijs E. M. UK Preschool-aged children's physical activity levels in childcare and at home: a cross-sectional explora-
tion. International Journal of Behavioral Nutrition and Physical Activity. 2015;12(1):p. 123.
21. Hinkley T., Salmon J., Crawford D., Okely A. D., Hesketh K. D. Preschool and childcare center characteristics associated with children's physical activity during care hours: an observational study. International Journal of Behavioral Nutrition and Physical Activity. 2016;13(1):p. 117.
22. Hinkley T., Salmon J., Okely A. D., Hesketh K., Crawford D. Correlates of preschool children's physical activity. American Journal of Preventive Medicine. 2012;43(2):159-167.
23. Hnatiuk JA, Salmon J, Hinkley T, Okely AD, Trost S. A review of preschool children's physical activity and sedentary time using objective measures. Am J Prev Med. 2014;47(4):487-497.
24. Leppänen M.H., Delisle Nyström C., Henriksson P., Pomeroy J., Ruiz J.R., Ortega F.B., Cadenas-Sánchez C., Löf M. Physical activity intensity, sedentary behavior, body composition and physical fitness in 4-year-old children: Results from the ministop trial. Int. J. Obes. 2016;40:1126-1133.
25. Leppänen M.H., Henriksson P., Henriksson H., Delisle Nyström C., Llorente-Cantarero F. J., Löf M. Physical Activity Level Using Doubly-Labeled Water in Relation to Body Composition and Physical Fitness in Preschoolers. Medicina (Kaunas). 2019. 55(1): 2-10.
26. Mazzucca S, Hales D, Evenson KR, Ammerman A, Tate DF, Berry DC, et al. Physical Activity Opportunities Within the Schedule of Early Care and Education Centers. J Phys Act Health. 2018;15(2):73-81.
27. Ministry of Health. Sit Less, Move More, Sleep Well: Active play guidelines for under-fives. 2017. Retreived from: https://www.health.govt.nz/publication/sit-less-move-more-sleep-well-active-play-guidelines-under-fives.
28. Nader P.R., O'Brien M., Houts R., Bradley R., Belsky J., Crosnoe R., Friedman S., Mei Z., Susman E.J. Identifying Risk for Obesity in Early Childhood. Pediatrics.2006;118:594-601.
29. Nilsen AKO, Anderssen SA, Ylvisaaker E, Johannessen K, Aadland E. Physical activity among Norwegian preschoolers varies by sex, age, and season. Scand J Med Sci Sports. 2019. Feb 11. doi: 10.1111/sms.13405.
30. O'Brien KT, Vanderloo LM, Bruijns BA, Truelove S, Tucker P. Physical activity and sedentary time among preschoolers in centre-based childcare: a systematic review // Int J Behav Nutr Phys Act. 2018. 15(1): 117-133.
31. Okely AD, Ghersi D, Hesketh KD, Santos R, Loughran SP, Cliff DP. A collaborative approach to adopting/adapting guidelines-The Australian 24-Hour Movement Guidelines for the early years (Birth to 5 years): an integration of physical activity, sedentary behavior, and sleep. BMC Public Health.2017;17 (Suppl 5):167-190.
32. Olesen L. G., Kristensen P. L., Korsholm L., Froberg K. Physical activity in children attending preschools. Pediatrics. 2013;132(5):e1310-e 1318.
33. Oliver M, Schofield G, Kolt G. Physical activity in preschoolers: understanding prevalence and measurement issues. Sport Med. 2007;37(12):1045-1070.
34. Pate R.R., Freedson P.S., Sallis J.F. Compliance with physical activity guidelines: prevalence in a population of children and youth. Ann Epidemiol. 2002. 12(5):303-308.
35. Pate R.R., Pfeiffer K.A., Trost S.G. Physical activity among children attending preschools.Pediatrics.2004; 114(5):1258-1263.
36. Pate RR, Brown WH, Pfeiffer KA, Howie EK, Saunders RP, Addy CL, Dowda M. An Intervention to Increase Physical Activity in Children: A Randomized Controlled Trial With 4-Year-Olds in Preschools // Am J Prev Med. 2016. 51(1): 12-22.
37. Piercy KL, Troiano RP, Ballard RM, Carlson SA, Fulton JE4, Galuska DA4, George SM, Olson RD. The Physical Activity Guidelines for Americans. JAMA. 2018. 320(19): 2020-2028. doi: 10.1001/jama.2018.14854.
38. Pulgaron E.R. Childhood obesity: A review of increased risk for physical and psychological comorbidities. Clin. Ther. 2013;35:18-32.
39. Raustorp A, Pagels P, Boldemann C, Cosco N, Soderstrom M, Martensson F. Accelerometer measured level of physical activity indoors and outdoors during preschool time in Sweden and the United States. J Phys Act Health. 2012;9(6):801-808.
40. Reilly JJ. Physical activity, sedentary behaviour and energy balance in the preschool child: opportunities for early obesity prevention. Proc Nutr Soc. 2008;67(3):317-325.
41. Rennie K.L., Livingstone M.B.E., Wells J.C.K., McGloin A., Coward W.A., Prentice A.M., Jebb S.A. Association of physical activity with body-composition indexes in children aged 6-8 y at varied risk of obesity. Am. J. Clin. Nutr. 2005;82:13-20.
42. Salbe A.D., Weyer C., Harper I., Lindsay R.S., Ravussin E., Tataranni P.A. Assessing Risk Factors for Obesity Between Childhood and Adolescence: II. Energy Metabolism and Physical Activity.Pediatrics. 2002;110:307-314.
43. Schmutz E. A., Leeger-Aschmann C. S., Radtke T., et al. Correlates of preschool children's objectively measured physical activity and sedentary behavior: a cross-sectional analysis of the SPLASHY study. International Journal of Behavioral Nutrition and Physical Activity. 2017. 14(1): 1-13.
44. Schuna JM, Liguori G, Tucker JTJ. Seasonal Changes in Preschoolers' Sedentary Time and Physical Activity at Childcare. Int J Child Heal Nutr. 2016; 5:17-24.
45. Soini A, Watt A, Tammelin T, Soini M, Sääkslahti A, Poskiparta M. Comparing the physical activity patterns of 3-year-old Finnish and Australian children during childcare and homecare days. Balt J Heal Phys Act. 2014; 6(3):171-182.
46. Taylor RW, Haszard JJ, Meredith-Jones KA, Galland BC, Heath AM, Lawrence J, Gray AR, Sayers R, Hanna M, Taylor BJ. 24-h movement behaviors from infancy to preschool: cross-sectional and longitudinal relationships with body composition and bone health. Int J Behav Nutr Phys Act. 2018. 15 (1):118-131.
47. Tonge K. L., Jones R. A., Okely A. D. Correlates of children's objectively measured physical activity and sedentary behavior in early childhood education and care services: a systematic review. Preventive Medicine. 2016. 89:129-139.
48. Tremblay MS, Carson V, Chaput J-P, Connor Gorber S, Dinh T, Duggan M, et al. Canadian 24-hour movement guidelines for children and youth: an integration of physical activity, sedentary behaviour, and sleep. Appl Physiol Nutr Metab. 2016;41(6 3):S311-S327.
49. Tremblay MS, Chaput J-P, Adamo KB, Aubert S, Barnes JD, Choquette L, et al. Canadian 24-Hour Movement Guidelines for the Early Years (0-4 years): An Integration of Physical Activity, Sedentary Behaviour, and Sleep. BMC Public Health. 2017;17(5):874-892.
50. Tucker P, Vanderloo LM, Burke SM, Irwin JD, Johnson AM. Prevalence and influences of preschoolers' sedentary behaviors in early learning centers: a cross-sectional study. BMC Pediatr. 2015. 15:128-136.
51. Vanderloo L. M., Tucker P., Johnson A. M., van Zandvoort M. M., Burke S. M., Irwin J. D. The influence of centre-based childcare on preschoolers' physical activity levels: a cross-sectional study. International Journal of Environmental Research and Public Health. 2014;11(2):1794-1802.
52. Vanderloo LM, Di Cristofaro NA, Proudfoot NA, Tucker P, Timmons BW. Comparing the Actical and ActiGraph Approach to Measuring Young Children's Physical Activity Levels and Sedentary Time.Pediatr Exerc Sci. 2016;28(1):133-142.
53. Vanderloo LM, Martyniuk OJM, Tucker P. Physical and Sedentary Activity Levels Among Preschoolers in Home-Based Childcare: A Systematic Review. J Phys Act Health. 2015;12(6):879-889.
54. Vanderloo LM. Screen-viewing among preschoolers in childcare: A systematic review. BMC Pediatr. 2014; 14 (205). 10.1186/1471-2431-14-205.
55. Ward DS, Vaughn A, McWilliams C, Hales DP. Interventions for increasing physical activity at child care. Med Sci Sports Exerc. 2010; 42(3):526-534.
56. World Health Organization Facts and Figures on Childhood Obesity. [(accessed on 15 March 2019)]; 2019 Available online: http://www.who.int/end-childhood-obesity/facts/en/