ВЛИЯНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ НА ОРГАНИЗМ РЕБЕНКА. ОБЗОРЫ
ВЛИЯНИЕ СРЕДСТВ ИНФОРМАТИЗАЦИИ НА ФИЗИЧЕСКУЮ АКТИВНОСТЬ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (ОБЗОР ЗАРУБЕЖНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ)
И.А. Криволапчук1, М.Б. Чернова, И.И. Криволапчук ФГБНУ «Институт возрастной физиологии РАО», Москва
Анализ влияния современных компьютерных средств и информационных технологий на физическую активность детей школьного возраста показал, что в условиях информатизации всех сфер общественной жизни и снижения уровня здоровья школьников, отмечается изменение моделей их поведения, проявляемое в особенностях формирования здорового образа жизни и реализации потребности в физической активности. В ряде исследований выявлена связь между временем, проводимым с использованием цифровых технологий, и снижением физической активности детей разного возраста, в то время как результаты других исследований не подтверждают наличия такой взаимосвязи.
Важной и одновременно нерешенной проблемой является то, что в опубликованных работах не анализируются особенности использования различных компьютерных средств и цифровых технологий в режиме дня школьников, не изучается специфика их влияния на физическую активность разного вида, интенсивности и объема. В значительном количестве исследований при анализе взаимосвязей между величиной физической активности и «экранным временем» используется обобщенный показатель, включающий не только общее время применения компьютерных средств, но и время просмотра телевизора.
Вышеизложенное позволяет сделать заключение о необходимости проведения в ближайшей перспективе более качественных исследований в рассматриваемой области, с учетом разных видов физической активности и специфики применения различных компьютерных средств и цифровых технологий в режиме дня детей школьного возраста.
Ключевые слова: физическая активность, двигательная подготовленность, компьютерные средства, информационные технологии, «экранное время», дети школьного возраста.
Influence of informatization on physical activity in schoolchildren (foreign literature review) The analysis of how modern information technologies influence physical activity in schoolchildren showed that under the conditions of current informatization of all spheres of life and deterioration of child health there is a change in their behavioral patterns. These patterns concern the formation of a healthy lifestyle and the performance of physical activity. A number of studies have demonstrated the connection be-
Контакты: 1 Криволапчук И.А. - E-mail: <[email protected]>
tween the time spent using digital technology and the decrease in physical activity of children of different ages, whereas other studies do not confirm it.
At the same time an important unresolved problem is that the papers do not analyze how various IT tools are used during the school day, how they influence the physical activities of different types, intensity, and amount. A lot of studies, when analyzing the relationship between the amount of physical activity and the "screen time ", use a generalized index which includes not only the total time in front of the computer, but also the time spent on watching TV.
These conclusions reveal the necessity to conduct in the nearest future more qualitative research on this topic. It should take into account different types of physical activity and the peculiarities of using various digital technologies by children within their school day.
Keywords: physical activity, motor preparedness, computer tools, information technologies, "screen time", school children.
В мировой науке по-прежнему не теряют актуальности исследования, касающиеся оздоровительной роли физической активности детей школьного возраста. Одним из важных аспектов жизни детей, которому в современных условиях уделяется значительное внимание, является анализ взаимосвязи между использованием цифровых технологий и физической активностью. В ряде исследований высказываются обоснованные опасения, что по мере увеличения времени, затрачиваемого на цифровые технологии, время, отводимое на физическую активность, может сокращаться [1; 7; 12; 29; 32; 35]. Так, в исследовании детей в возрасте 4-11 лет было установлено, что 37 % из них имели низкий уровень физически активной игровой деятельности, 65 % - высокое время просмотра контента на экранах технических средств и 26 % - комбинацию из этих двух факторов [1]. Другое исследование показало, что только 4 из 10 детей в возрасте от 6 до 11 выполняли рекомендации руководства по физической активности и продолжительности наблюдение за экраном видеотерминала или телевизора («экранное время»). Наряду с этим было установлено, что увеличение возраста было связано со снижением физической активности детей [12].
Ghekiere и соавторы (2018) с помощью многоуровневого логистического регрессионного анализа изучали взаимосвязи между регулярными нарушениями сна, временем использования средств информатизации и недостаточной физической активностью (т.е. <60 минут в день) у детей из 33 стран. Были получены данные, указывающие на увеличение распространенности трудностей, связанных с засыпанием, обусловленных чрезмерным воздействием «экранного времени. Установлено, что у подростков, использующих средства информатизации более 2-х часов в день вероятность возникновения нарушений сна возрастала на 20 % и проявлялась тенденция снижения физической активности. Однако при использовании таких современных средств как смартфоны и планшеты, время суточной физической активности незначительно возрастало [15].
Выполненный также на основе использования логистической регрессии анализ взаимосвязей между временем использования средств информатизации и двигательной подготовленностью детей в возрасте 5-16 лет показал, что каждый дополнительный час увеличения экранного времени в день был связан с более низ-
кой вероятностью достижения нормативных уровней развития выносливости кар-диореспираторной системы, мышечной силы и ряда двигательных навыков, причем у девочек были выявлены более тесные взаимосвязи рассматриваемых параметров, чем у мальчиков [19]. Авторы отметили также более тесные взаимосвязи двигательной подготовленности и экранного времени у подростков по сравнению детьми младшего возраста. Последнее может указывать на усиление негативного влияния экранного времени в подростковом возрасте.
Уменьшение в условиях современной информационно-образовательной среды общего объема физической активности, по мнению ряда авторов, является важным фактором, способствующим развитию ожирения у детей и возникновению проблем, связанным с физическим [24] и психическим здоровьем [21; 25; 33; 34]. Iannotti с соавт. (2009), опираясь на результаты опроса «Поведение в отношении здоровья у детей школьного возраста», проведенного в 2000 году в Канаде и США, обнаружили, что увеличение времени использования цифровых технологий было связано с небольшим сокращением некоторых показателей благополучия, отражающих состояние физического здоровья, качество жизни и семейные отношения [22]. В другом межнациональном исследовании, в котором использовалась перекрестная выборка более 5000 детей в возрасте 9-11 лет, было установлено, что увеличение «экранного времени» было связано с небольшим снижением физической активности и менее здоровым питанием [27]. Однако в обоих исследованиях размеры эффекта были небольшими. Leblanc с соавт. (2015) считают, что полезно отдельно рассмотреть положительные и отрицательные эффекты использования цифровых технологий, чтобы лучше понять их взаимосвязь с малоподвижным образом жизни. Важно подчеркнуть, что в приведенных здесь исследованиях использовались совокупные оценки экранного времени без учета различий между цифровыми устройствами [24; 40; 43; 44].
В ходе эмпирических исследований Straker с соавторами (2018) установили, что различные виды деятельности в области использования компьютерных технологий по-разному связаны с показателями физической активности и здоровья [42]. В более раннем перекрестном исследовании репрезентативной выборки финской молодежи 14-18 лет, были получены данные, свидетельствующие о том, что только определенные виды технологий были связаны с более высоким уровнем ожирения и некоторым снижением физической активности [24]. Kautiainen с соавторами отметили, что для некоторых возрастных групп при учете биологического созревания и еженедельной физической активности упомянутые статистические взаимосвязи были слабыми и незначительными. По мнению авторов, это может указывать на то, что именно недостаток физической активности, а не экранное время, увеличивает риск избыточного веса. Тот факт, что цифровые технологии различаются по своему воздействию, подтверждается несколькими перекрестными исследованиями, включенными в настоящий обзор. Просмотр телевизора был связан со снижением физической активности [8; 46], тогда как время, проведенное с использованием мобильных телефонов, в одном исследовании было связано с уменьшением физической активности [29], а в другом - с её увеличением в будние дни [8].
Devis-Devis с соавт. (2012) предполагают, что увеличение физической активности может быть объяснено тем фактом, что дети используют свои мобильные
телефоны во время передвижения или других занятий [8]. Тем не менее, несколько контрольных переменных были включены в анализ. Сходные результаты получены в исследованиях, использующих совокупные измерения экранного времени без учета особенностей выполняемой деятельности и применяемых компьютерных средств. Некоторые исследования не обнаруживают связи между суммарным экранным временем и физической активностью [26], в то время как другие сообщают об отрицательной связи между ними [7; 9; 36; 40; 42; 48].
В процессе анализа соотношений между общей физической активностью и временем, затраченным на использование компьютеров, просмотр телевидения и видео, получены данные, указывающие на наличие отрицательной взаимосвязи между рассматриваемыми параметрами у учениц 3 и 5 классов. Продолжительное использование информационных технологий ассоциируется со снижением общей самооценки и физической активности [36]. В связи с этим авторы считают необходимым поощрять разработку школьных программ, предоставляющих возможность повысить физическую активность и улучшить важные психологические и физические детерминанты здоровья школьников в условиях интенсивного применения современных цифровых технологий [36]. К аналогичным выводам пришли и другие исследователи [14; 32; 35].
Сегодня ^«экранное время досуга» рассматривается как одно из проявлений недостаточной физической активности. Это может привести к тому, что возможности повышения физической активности детей с использованием мобильных цифровых технологий будут упущены. Рекомендации, относящиеся к преодолению гипокинезии, по мнению авторов статьи, должны более четко фокусироваться на всех видах малоактивного поведения и, следовательно, оказывать большее влияние на риск возникновения хронических заболеваний, связанных с недостаточной физической активностью. В этих рекомендациях должны быть последовательно и внутренне непротиворечиво сформулированы позитивные принципы и способы использования детьми компьютерных технологий, связанных с физической активностью. Последнее позволит существенно расширить возможности для обучения детей с использованием цифровых технологий [42]. Предлагается также разделить рекомендации по снижению риска отрицательных последствий малоподвижного образа жизни и рекомендации по использованию цифровых технологий.
Чрезмерно продолжительное наблюдение за экраном видеотерминала или телевизора независимо от уровня физической активности детей, связано с повышенным риском развития неинфекционных заболеваний, психологических проблем и всех причин смерти [5; 17; 47]. Исследование, проведенное в 43 странах Европы и Северной Америки, показало, что 56 % подростков в возрасте 11 лет проводили более двух-трех часов в день, смотря телевизор, среди подростков в возрасте 13-15 лет эти показатели составили 65 % и 63 % соответственно. В Бразилии популяционное исследование, проведенное с подростками в 9-м классе средней школы, показало, что 78,6 % смотрят телевизор в течение двух или более часов ежедневно [10]. Установлено, что американские дети и подростки тратят от 40 до 60 % своего времени на малоподвижный образ жизни [38]. В связи с этим указывается на необходимость разработки специальных стратегий и мероприятий в режиме учебного дня детей, направленных на повышения уровня физической активности и коррекции малоподвижного образа жизни [2]. Программы таких мероприятий, разработанные в нескольких странах, достигли разных результатов
в отношении эффективности сокращения экранного времени. Некоторые из этих исследований, проведенные с участием подростков обоего пола, не выявили сокращение затрат времени на телевидение, компьютер и видеоигры [2; 3; 20; 37; 39]. С другой стороны, в значительном количестве исследований установлено, что все успешные программы повышения физической активности в условиях широкого применения современных компьютерных средств были разработаны в развитых странах и странах с высоким уровнем дохода. В ряде работ показано, что школьные мероприятия, предлагаемые для уменьшения экранного времени, привели к значимому, хотя и небольшому уменьшению времени просмотра среди подростков [4; 13]. Программы, направленные на повышение физической активности или уменьшение времени использования компьютерных средств, оказали неоднозначное [18; 30] или незначительное положительное влияние [23] на экранное время. Исследования, которые одновременно фокусировались как на физической активности, так и на использовании цифровых технологий, продемонстрировали скромное влияние на экранное время и двигательное поведение в процессе применения различных компьютерных средств [4; 6; 7; 9; 11; 16; 28; 31; 39; 48].
Программы, разработанные для девочек-подростков, базирующиеся на использовании специальных образовательных стратегий, сократили время, проводимое за компьютером [9]. В свою очередь программы, предложенные для повышения физической активности, уменьшения времени, проводимого «сидя», и предотвращения ожирения с использованием уроков и других видов занятий по физическому воспитанию, сократили период просмотра телевизионных передач [16; 49].
Многие исследователи поддерживают гипотезу о том, что связь между экранным временем и физической активностью не является прямолинейной. Например, Tolbert Kimbro (2011) считает, что представление о степени безопасности мест проживания (например, доступ к паркам или игровым площадкам) может влиять на время, затрачиваемое как на цифровые технологии, так и на физическую активность [46]. Было высказано предположение, что игра в помещении предлагает приемлемую альтернативу игре на свежем воздухе в менее обеспеченных районах и в семьях, где у родителей меньше времени для присмотра за своими детьми [45]. Это заключение подтверждается исследованиями, показывающими, что люди, живущие в неблагополучных районах (имеющие меньший доступ к портативному игровому оборудованию), сообщают о более низких уровнях физической активности и более высоких показателях ожирения, хотя причинный характер этих отношений неясен [46; 45]. Тот факт, что связанное с использованием цифровых технологий поведение и физическая активность кажутся относительно независимыми факторами, особенно важен для разработки стратегий укрепления здоровья детей в условиях информационно-образовательной среды современной школы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Краткий анализ современного состояния рассматриваемой проблемы за рубежом показал, что в условиях информатизации всех сфер общественной жизни и снижения уровня здоровья детей, отмечается изменение моделей их поведения,
проявляемое в особенностях формирования здорового образа жизни и реализации потребности в физической активности. В ряде исследований выявлена связь между временем, проводимым с использованием цифровых технологий, и снижением физической активности детей разного возраста. Результаты других исследований не подтверждали наличия таких взаимосвязей. Мы полагаем, что разноречивость мнений в значительной степени обусловлена тем, что в рассматриваемых работах, как правило, оценивалось общее время физической активности и не учитывались её структура, интенсивность, продолжительность, частота и объем. Вместе с тем хорошо известно, что выраженность и направленность функциональных эффектов физической активности в значительной степени зависят от соотношения этих параметров. В подавляющем большинстве рассматриваемых исследований конкретные виды физической активности не дифференцировались в зависимости от соотношения объемов физической нагрузки разной интенсивности. Необходимо также отметить, что в доступной нам литературе (за редким исключением) отсутствуют сведения о взаимосвязи и взаимовлиянии уровня двигательной подготовленности и суммарного времени использования цифровых технологий в режиме дня школьников.
Ещё одной важной и одновременно нерешенной проблемой является то, что в опубликованных работах не анализируются особенности использования различных компьютерных средств и цифровых технологий в режиме дня школьников, не изучается специфика их влияния на физическую активность разного вида, интенсивности и объема. В значительном количестве исследований при анализе взаимосвязей между величиной физической активности и «экранным временем» используется обобщенный показатель, включающий не только общее время применения компьютерных средств, но и время просмотра телевизора.
Вышеизложенное позволяет сделать заключение о необходимости проведения в ближайшей перспективе более качественных исследований в рассматриваемой области, с учетом разных видов физической активности и специфики применения различных компьютерных средств и цифровых технологий в режиме дня детей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Anderson S. E., & Whitaker R. C. Household routines and obesity in US preschool-aged children. Journal of the American Academy of Pediatrics. 2010. 125(3): 420-428.
2. Andrade S, Lachat C, Ochoa-Aviles A, Verstraeten R, Huybregts L, Roberfroid D, et al. A school-based intervention improves physical fitness in Ecuadorian adolescents: a cluster-randomized controlled trial. Int J Behav Nutr Phys Act. 2014;11:153.
3. Bergh I, van Stralen M, Bjelland M, Grydeland M, Lien N, Klepp K, et al. Post-intervention effects on screen behaviors and mediating effect of parental regulation: the Health In Adolescents study - a multi-component school-based randomized controlled trial. BMC Public Health. 2014;14:200.
4. Biddle SJ, O'Connell S, Braithwaite RE. Sedentary behaviour interventions in young people: a meta-analysis. Br J Sports Med. 2011; 45(11): 937-942.
5. Carson V, Hunter S, Kuzik N, Gray C, Poitras V, Chaput J, et al. Systematic
review of sedentary behaviour and health indicators in school-aged children and youth: an update. Appl Physiol Nutr Metab. 2016;41(6 (Suppl. 3):S240-S265/
6. Cui Z, Shah S, Yan L, Pan Y, Gao A, Shi X, et al. Effect of a school-based peer education intervention on physical activity and sedentary behaviour in Chinese adolescents: a pilot study. BMJ Open. 2012; 2(3):e000721
7. da Silva L, Fisberg M, de Souza Pires M, Nassar S, Sottovia C. The effectiveness of a physical activity and nutrition education program in the prevention of overweight in schoolchildren in Criciuma, Brazil. Eur J Clin Nutr. 2013;67(11):1200-1204.
8. Devis-Devis J., Peiro-Velert C., Beltran-Carrill, V. et al. Brief report: Association between socio-demographic factors, screen media usage and physical activity by type of day in Spanish adolescents. Journal of Adolescents. 2012. 35: 213-218.
9. Dewar D, Morgan P, Plotnikoff R, Okely A, Batterham M, Lubans D. Exploring changes in physical activity, sedentary behaviors and hypothesized mediators in the NEAT girls group randomized controlled trial. J Sci Med Sport. 2014;17(1): 39-46.
10. Dias P, Domingos I, Ferreira M, Muraro A, Sichieri R, Gongalves-Silva R. Prevalencia e fatores associados aos comportamentos sedentarios em adolescentes. Rev Saude Publica. 2014; 48(2):266-274.
11. Ezendam NP, Brug J, Oenema A. Evaluation of the Web-based computer-tailored FATaintPHAT intervention to promote energy balance among adolescents: results from a school cluster randomized trial. Arch Pediatr Adolesc Med. 2012; 166(3): 248-255.
12. Fakhouri T. H., Hughes J. P., Brody D. J., Kit B. K., & Ogden C. L. Physical activity and screen-time viewing among elementary school-aged children in the United States from 2009 to 2010. Jama Pediatrics. 2013. 167(3), 223-229.
13. Friedrich R.R., Polet J.P., Schuch I., Wagner M.B. Effect of intervention programs in schools to reduce screen time: a meta-analysis. J Pediatr (Rio J). 2014. 90(3): 232-241.
14. Gebremariam M.K., Chinapaw M.J., Bringolf-Isler B., Bere E., Kovacs E., Verloigne M., Stok F.M., Manios Y., Brug J., Lien N. Screen-based sedentary time: Association with soft drink consumption and the moderating effect of parental education in European children: The ENERGY study // PLoS One. 2017. 12(2):e0171537.
15. Ghekiere A., Van Cauwenberg J., Vandendriessche A., Inchley J., Gaspar de Matos M., Borraccino A., Gobina I., Tynjala J., Deforche B., De Clercq B. Trends in sleeping difficulties among European adolescents: Are these associated ith physicalin activity and excessive screen time? Int J Public Health. 2018. 1-12.
16. Gortmaker, S. L., Must, A., Sobol, A. M., Peterson, K., Colditz, G. A., & Dietz, W. H. Television viewing as a cause of increasing obesity among children in the United States, 1986-1990. Archives of Pediatrics & Adolescent Medicine. 1996. 150(4): 356-362.
17. Grantved A. Television Viewing and Risk of Type 2 Diabetes, Cardiovascular Disease, and All-Cause Mortality. JAMA. 2011; 305(23):2448.
18. Between Sitting, Haerens L, Deforche B, Maes L, Cardon G, Stevens V, De Bourdeaudhuij I. Evaluation of a 2-year physical activity and healthy eating intervention in middle school children. Health Educ Res. 2006;21(6): 911-921.
19. Hardy L.L., Ding D., Peralta L.R., Mihrshahi S., Merom D. Association Screen Time, Fitness Domains, and Fundamental Motor Skills inChildren Aged 5-16 Years:
Cross-Sectional Population Study //J Phys Act Health. 2018. 15(12):933-940.
20. Harrison M, Burns C, McGuinness M, Heslin J, Murphy N. Influence of a health education intervention on physical activity and screen time in primary school children: 'Switch Off-Get Active'. J Sci Med Sport. 2006;9(5):388-94.
21. Hoge E., Bickham D., Cantor J. Digital Media, Anxiety, and Depression in Children // Pediatrics. 2017. 140 (Suppl 2): S76-S80.
22. Iannotti R. J., Kogan M. D., Janssen I. et al. Patterns of adolescent physical activity, screen-based media use, and positive and negative health indicators in the U.S. and Canada. Journal of Adolescent Health. 2009. 44, 493-499.
23. Jones D, Hoelscher DM, Kelder SH, Hergenroeder A, Sharma SV. Increasing physical activity and decreasing sedentary activity in adolescent girls - the Incorporating More Physical Activity and Calcium in Teens (IMPACT) study. Int J Behav Nutr Phys Act. 2008;5:42.
24. Kautiainen S., Koivusilta L., Lintonen T. Use of information and communication technology and prevalence of overweight and obesity among adolescents. International Journal of Obesity. 2005. 29: 925-933.
25. Kremer P., Elshaug C., Leslie E., Toumbourou J.W., Patton G.C., Williams J. Physical activity, leisure-time screen use and depression among children and young adolescents //J Sci Med Sport. 2014, 17(2):183-187.
26. Laurson, K., Lee, J., Gentile, D., Walsh D.A., Eisenmann J.C. Concurrent Associations between Physical ActivityScreen Time, and Sleep Duration with Childhood Obesity. ISRN Obesity, 2014. Vol. 2014: ID 204540, 6 p. doi:10.1155/2014/204540. eCollection 2014.
27. LeBlanc A.G., Katzmarzyk P.T., Barreira T.V. et al. Correlates of Total Sedentary Time and Screen Time in 9-11 Year-Old Children around the World: The International Study of Childhood Obesity, Lifestyle and the Environment. PLoS ONE. 2015. 10(6): e0129622.
28. Leme A, Lubans D, Guerra P, Dewar D, Toassa E, Philippi S. Preventing obesity among Brazilian adolescent girls: Six-month outcomes of the Healthy Habits, Healthy Girls-Brazil school-based randomized controlled trial. Prev Med. 2016;86:77-83.
29. Lepp A., Barkley J., Sanders G., Rebold M., Gates P. The relationship between cell phone use, physical and sedentary activity, and cardiorespiratory fitness in a sample of U.S. college students. International Journal Of ehavioral Nutrition and Physical Activity, 2013. 10: 79-87.
30. Leung, L. Stressful life events, motives for internet use, and social support among digital kids. Cyber Psychology & Behavior, 2007. 10(2), 204-214.
31. Lubans D.R., Morgan P.J., Callister R., Collins C.E. Effects of integrating pedometers, parental materials, and E-mail support within an extracurricular school sport intervention. J Adolesc Health. 2009; 44(2):176-83
32. Mitchell J.A., Pate R.R., Blair S.N. Screen-based sedentary behavior and cardiorespiratory fitness from age 11 to 13 //Med Sci Sports Exerc. 2012, 44(7):1302-1309.
33. Mustafaoglu R., Zirek E., Yasaci Z., Razak Ozdingler A. The negative effects of digital technology usage on children's development and health. Addicta: The Turkish Journal on Addictions, 2018. 5, 227-247.
34. Pea R., Nass C., Meheula L., Rance M., Kumar A., Bamford H., Nass M.,
Simha A., Stillerman B., Yang S., Zhou M. Media use, face-to-face communication, media multitasking, and social well-being among 8- to 12-year-old girls // Dev Psychol. 2012. 48(2): 327-336.
35. Potter M., Spence J.C., Boulé N., Stearns J.A., Carson V. Behavior Tracking and 3-Year Longitudinal Associations Between Physical Activity, Screen Time, and Fitness Among Young Children // Pediatr Exerc Sci. 2018. 30(1):132-141.
36. Racine E.F., DeBate R.D., Gabriel K.P., High R.R. The relationship between media use and psychological and physical assets among third- to fifth-grade girls // J Sch Health. 2011. 81(12): 749-755.
37. Salmon J, Ball K, Hume C, Booth M, Crawford D. Outcomes of a group-randomized trial to prevent excess weight gain, reduce screen behaviours and promote physical activity in 10-year-old children: Switch-Play. Int J Obes. 2008;32(4):601-612.
38. Sanders W., Parent J., Abaied J.L., Forehand R., Coyne S., Dyer W.J. The Longitudinal Impact of Screen Time on Adolescent Development: Moderation by Respiratory Sinus Arrhythmia // J Adolesc Health. 2018. 63(4): 459-465. doi: 10.1016/j.jadohealth.2018.05.019.
39. Singh A, Chin A Paw M, Brug J, van Mechelen W. Dutch obesity intervention in teenagers: effectiveness of a school-based program on body composition and behavior. Arch Pediatr Adolesc Med. 2009;163(4):309-317.
40. Sisson S.B., Broyles S.T., Baker B.L., Katzmarzyk P.T. Television, reading, and computer time: correlates of school-day leisure-timesedentary behavior and relationship with overweight in children in the U.S. // J Phys Act Health. 2011. 8 Suppl. 2: S.188-197.
41. Spruijt-Metz D, Nguyen-Michel ST, Goran MI, Chou CP, Huang TT. Reducing sedentary behavior in minority girls via a theory-based, tailored classroom media intervention. Int J Pediatr Obes. 2008;3(4):240-8.
42. Straker L., Zabatiero J., Danby S., Thorpe K., Edwards S. Conflicting Guidelines on Young Children's Screen Time and Use of Digital Technology Create Policy and Practice Dilemmas. J Pediatr. 2018. 202:300-303.
43. Straker L.M., Pollock C.M., Zubrick S.R., Kurinczuk J.J. The association between information and communication technology exposure and physical activity, mus-culoskeletal and visual symptoms and socio-economic status in 5-year-olds // Child Care Health Dev. 2006. 32(3): 343-351.
44. Strasburger V.C. Media education // Pediatrics. 2010. 126(5): 1012-1027.
45. Tandon, P., Zhou, C., Sallis, J. et al. Home environment relationships with children's physical activity, sedentary time, and screen time by socioeconomic status. International Journal Of Behavioral Nutrition and Physical Activity, 2012, 9:88-96.
46. Tolbert Kimbro, R., Brooks-Gunn, J. and McLanahan, S. Young children in urban areas Links among neighborhood characteristics, weight status, otudoor play, and television watching. Social Science and Medicine. 2011, 72: 668-676.
47. Tremblay MS, LeBlanc AG, Kho ME, Saunders TJ, Larouche R, Colley RC, et al. Systematic review of sedentary behaviour and health indicators in school-aged children and youth. Int J Behav Nutr Phys Act. 2011; 8:98-129.
48. Vieira J.A., de Lima L. R., Silva D. A., Petroski E. L. Effectiveness of a multi-component intervention on the screen time of Brazilian. Motriz, Rio Claro, 2018. Vol.24, Issue 3. 1-9. e0046-18
49. Young D, Phillips J, Yu T, Haythornthwaite J. Effects of a Life Skills Intervention for Increasing Physical Activity in Adolescent Girls. Arch Pediatr Adolesc Med. 2006; 160(12):1255-1261.