Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ УРОВНЯ ИНФОРМАТИЗАЦИИ УСЛОВИЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ДВИГАТЕЛЬНУЮ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ ДЕТЕЙ 8-9 ЛЕТ'

ВЛИЯНИЕ УРОВНЯ ИНФОРМАТИЗАЦИИ УСЛОВИЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ДВИГАТЕЛЬНУЮ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ ДЕТЕЙ 8-9 ЛЕТ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
71
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новые исследования
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДВИГАТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ИНДЕКС ИНФОРМАТИЗАЦИИ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЭКРАННОЕ ВРЕМЯ / КОМПЬЮТЕРНАЯ НАГРУЗКА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Криволапчук И. А., Чернова М. Б.

Анализ влияния цифровых технологий на двигательную подготовленность школьников показал, что особенности развития двигательных способностей мальчиков и девочек 8-9 лет во многом зависят от уровня информатизации условий их жизнедеятельности. Установлено, что по мере увеличения модифицированного индекса информатизации, отражающего обобщенный объем компьютерной нагрузки, происходит снижение показателей общей и силовой выносливости, скоростных и скоростно-силовых способностей. Полученные результаты дают основание полагать, что адекватный режим физического воспитания, обеспечивающий удовлетворение биологической потребности детей в физической активности, может явиться важнейшим фактором повышения их двигательной подготовленности, профилактики и коррекции неблагоприятных изменений функциональных возможностей организма в условиях нарастающего использования цифровых технологий

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Криволапчук И. А., Чернова М. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF THE LEVEL OF INFORMATIZATION ON THE PHYSICAL FITNESS OF 8-9-YEAR-OLD CHILDREN

The study substantiates a modified index of informatization, which characterizes the intensity of the use of digital technologies during the day. The analysis of the influence of digital technologies on the motor fitness of schoolchildren showed that the peculiarities of the development of motor abilities of 8-9-year-old boys and girls largely depend on the level of informatization of their living conditions. It was found that as the modified index of informatization, reflecting the generalized volume of computer load, increases, the indicators of general and power endurance, speed and speed-power abilities decrease. The results give grounds to believe that an adequate mode of physical education, which satisfies the biological needs of children for physical activity, may be the most important factor in increasing their motor fitness against the background of intensive use of digital technologies

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ УРОВНЯ ИНФОРМАТИЗАЦИИ УСЛОВИЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ДВИГАТЕЛЬНУЮ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ ДЕТЕЙ 8-9 ЛЕТ»

УДК 373+612+796

ВЛИЯНИЕ УРОВНЯ ИНФОРМАТИЗАЦИИ УСЛОВИЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ДВИГАТЕЛЬНУЮ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ ДЕТЕЙ 8-9 ЛЕТ

И.А. Криволапчук1, М.Б. Чернова, ФГБНУ «Институт возрастной физиологии РАО», Москва

Анализ влияния цифровых технологий на двигательную подготовленность школьников показал, что особенности развития двигательных способностей мальчиков и девочек 8-9 лет во многом зависят от уровня информатизации условий их жизнедеятельности. Установлено, что по мере увели чения модифицированного индекса информатизации, отражающего обобщенный объем компьютерной нагрузки, происходит снижение показателей общей и силовой выносливости, скоростных и скоростно-силовых способностей. Полученные результаты дают основание полагать, что адекватный режим физического воспитания, обеспечивающий удовлетворение биологической потребности детей в физической активности, может явиться важнейшим фактором повышения их двигательной подготовленности, профилактики и коррекции неблагоприятных изменений функциональных возможностей организма в условиях нарастающего использования цифровых технологий.

Ключевые слова: двигательная подготовленность, индекс информатизации, цифровые технологии, экранное время, компьютерная нагрузка.

Influence of the level of informatization on the physical fitness of 8-9-year-old children. The study substantiates a modified index of informatization, which characterizes the intensity ofthe use ofdigital technologies during the day. The analysis of the influence ofdigital technologies on the motor fitness of schoolchildren showed that the peculiarities of the development of motor abilities of 8-9-year-old boys and girls largely depend on the level of informatization oftheir living conditions. It was found that as the modified index of informatization, reflecting the generalized volume of computer load, increases, the indicators of general and power endurance, speed and speed-power abilities decrease. The results give grounds to believe that an adequate mode of physical education, which satisfies the biological needs of children for physical activity, may be the most importantfactor in increasing their motor fitness against the background of intensive use of digital technologies.

Keywords: motor fitness, informatization index, digital technologies, screen time, computer load.

DOI:10.46742/2072-8840-2020-64-4-113-121

Сегодня не подлежит сомнению тот факт, что наряду с широкими возможностями, которые бесспорно предоставляет человеку цифровизация всех сфер его жизнедеятельности, постоянно выявляются разнообразные риски и негативные последствия от чрезмерного и неэффективного использования информационных

Контакты:1 Криволапчук И.А. - E-mail: <[email protected] >

технологий в повседневной жизни. В частности, может возникать несоответствие между избыточно высоким объемом «компьютерной нагрузки», с одной стороны, и особенностями здоровья и моторного развития ребенка, с другой [1; 2; 4; 6; 17; 23]. В связи с этим в последние годы большое внимание уделяется анализу влияния цифровых технологий на физическую активность, мышечную работоспособность и двигательную подготовленность детей [12; 18; 20; 21]. В ряде работ выявлена отрицательная взаимосвязь между объемом использования цифровых устройств в режиме дня и физическим состоянием детей [5; 8; 10; 11; 14; 15; 19]. Однако, несмотря на имеющиеся данные, рассматриваемый вопрос, по-прежнему, остается малоизученным, особенно, в отношении детей младшего школьного возраста.

Цель исследования - выявить особенности двигательной подготовленности детей 8-9 лет с учетом уровня информатизации условий их жизнедеятельности.

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В популяционном исследовании, проведенном в 10 регионах России, и экспериментальном исследовании, выполненном в московском регионе, приняли участие практически здоровые дети 8-9 лет (п>2500 и п=120).

Анализ применения информационных технологий и компьютерных средств в режиме дня детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста пров о-дится на основе опроса и хронометража разных видов деятельности.

Анкета для родителей и классных руководителей включала следующие основные вопросы: с какого возраста и какими электронными устройствами пользуется дома, в дошкольном учреждении или в школе; имеется ли у ребенка доступ в Интернет; для чего пользуется электронными устройствами и сколько раз в неделю; сколько времени проводит за электронными устройствами в течение дня; делает ли перерывы при использовании электронных устройств, какой деятельностью заполняет эти перерывы; использует электронные устройства для самоподготовки, игр и развлечений, во время еды и перед сном; контролируют ли родители контент и общее время использования электронных устройств; как ребенок реагирует на ограничение времени использования электронных устройств и др. Отдельно учитывалось время использования цифровых технологий в процессе обучения.

Хронометраж проводили в экспериментальном исследовании в течение всего периода бодрствования: от подъема до отхода ко сну. При анализе материала все виды деятельности, связанные с использованием цифровых технологий, суммировались. Для оценки сна утром в течение недели дети совместно с родителями заполняли специальный дневник. Дневники сна получили широкое распространение в зарубежных исследованиях [16]. С помощью дневника сна оценивали продолжительность ночного и дневного сна, ночные пробуждения и другие характеристики.

Уровень информатизации условий жизнедеятельности определяли на основе ранее предложенного подхода [3] по количеству часов использования цифровых устройств (компьютер, планшет, сотовый телефон, «умные часы», ридер, электронная доска, игровая приставка и др.) каждым ребенком. Для этого рассчитыва-

ли, предложенный нами, модифицированный индекс информатизации. Данный индекс равен отношению количества часов использования цифровых технологий в течение суток к общему времени бодрствования, выраженному в процентах:

1таё = ''' #100%,

24 -

где Imod - модифицированный показатель уровня информатизации, ^ -время использования цифровых технологий в сутки, ^ - средняя продолжительность ночного и дневного сна в сутки. Для более точной оценки продолжительности использования цифровых технологий в режиме дня рассчитывали показатель, характеризующий среднесуточный уровень информатизации за неделю. Метрологическое обоснование модифицированного индекса информатизации представлено в одной из наших ранее опубликованных работ [13].

Батарея моторных тестов включала следующие контрольные упражнения: бег 30 метров, наклон вперёд, челночный бег 3х10 м, поднимание туловища из положения, лёжа на спине за минуту, прыжок в длину с места, шестиминутный бег.

Рассчитывали основные статистические характеристики ряда измерений, проводили проверку статистических гипотез на основе использования параметрических и непараметрических критериев. В ходе статистической обработки полученных данных была осуществлена градация всей выборки испытуемых по уровням информатизации условий жизнедеятельности.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Для оценки информационной загруженности детей при использовании цифровых технологий в режиме дня разработали модифицированный индекс информатизации условий жизнедеятельности. Технология расчета данного индекса описана в разделе «Методика». Использование показателя информатизации позволило распределить детей на 5 функциональных классов: низкий (<М-1,0о), ниже среднего (от М-1,0о до М-0,5о), средний (М±0,5о) выше среднего (от М+0,5о до М+1,0о) и высокий (>М+1,0о). На этой основе выделены 5 градаций шкалы оценки модифицированного индекса информатизации для мальчиков и девочек (табл. 1).

Таблица 1

Оценка информатизации условий жизнедеятельности детей на основе модифицированного индекса (1таё, %)

Уровень информатизации 8-9 лет

мальчики девочки

Высокий >18,0 >17,0

Выше среднего 15,0 - 17,9 14,0 - 16,9

Средний 6,0-14,9 5,0-13,9

Ниже среднего 3,0 - 5,9 2,0 - 4,9

Низкий <3,0 <2,0

Установлено, что мальчики применяют цифровые технологии в режиме дня дольше, чем девочки, при этом они чаще пользуются электронными устройствами для игр и развлечений. Анализ полученных результатов показал, что в домашних условиях школьники в 5-6 раз больше времени затрачивают на использование цифровых устройств в целях общения с друзьями в социальных сетях, просмотра видео и развлечений, чем для подготовки домашних заданий. В целом у них доля экранного времени, затрачиваемого на использование цифровых технологий при подготовке домашних заданий на порядок ниже, чем доля экранного времени, выделенного для других целей.

В ходе дальнейшей работы определялись особенности двигательной подготовленности 8-9 лет с разным уровнем информатизации условий жизнедеятельности. Выявлены отличия между школьниками, подразделенными на группы на основе использования гетерогенного комплекса показателей двигательной подготовленности. Установлено, что уровень развития двигательных способностей мальчиков и девочек 8-9 лет зависит от особенностей информатизации условий жизнедеятельности (табл. 2, табл. 3).

Сравнение мальчиков 8-9 лет с разным индексом информатизации выявило различия в уровне двигательной подготовленности. Школьники с высоким индексом информатизации отличались (р<0,05-0,001) от мальчиков с низкой величиной Imod менее высокими результатами выполнения бега на 30 м, шестиминутного бега, прыжка в длину, челночного бега, поднимания туловища из положения «лежа на спине».

Таблица 2

Двигательная подготовленность мальчиков 8-9 лет с разным уровнем информатизации условий жизнедеятельности

Показатели Уровень информатизации (Imod) Значимость различий

Низкий Высокий

Бег 30 м, с 6,38±0,06 6,92±0,09 <0,001

6-минутный бег, м 902,0±15,8 858,9±13,1 <0,05

Челночный бег 3х10 м, с 9,76±0,12 10Д5±0,08 <0,001

Поднимание туловища, раз 26,8±0,8 24,8±0,7 <0,05

Прыжок в длину, см 135,4±1,6 127,5±1,31 <0,001

Наклон вперед, см 4,8±0,4 4,6±0,4 -

Сходные данные получены и в отношении девочек 8-9 лет. Различия, также как и у мальчиков, касались результатов выполнения бега на 30 м, шестиминутного бега, прыжка, челночного бега, поднимания туловища (р<0,01 —0,001). Важно подчеркнуть, как у мальчиков, так и у девочек по мере нарастания уровня информатизации отмечалось снижение рассматриваемых показателей двигательной подготовленности, особенно заметно это было в тех случаях, когда экранное время превышало 2 часа в день.

Результаты исследования свидетельствуют, что режим дня детей, чрезмерно длительно использующих цифровые технологии, несбалансирован и отличается нерациональным распределением и сочетанием всех видов активности. В нём от-

мечается существенный «перекос» в сторону избыточного использования средств информатизации в свободное время, главным образом, за счет уменьшения времени физической активности высокой и средней интенсивности.

Полученные нами данные, что школьники 8-9 лет с высокой степенью информатизации условий жизнедеятельности характеризуются недостаточным уровнем двигательной подготовленности, находят подтверждение в научной литературе. В исследованиях, выполненных за рубежом, показано, что объем экранного времени у детей менее 2 часов в сутки можно рассматривать как приемлемый, а превышающий 4 часа - как чрезмерно высокий [20; 26; 25]. Наши данные показывают, что среди детей с высокой степенью информатизации условий жизнедеятельности, процент мальчиков и девочек у которых общее экранное время превышает границы оптимального диапазона, рекомендованного для соответствующего возраста, существенно выше, чем среди детей с низкой и средней величиной модифицированного индекса информатизации.

Таблица 3

Двигательная подготовленность девочек 8-9 лет с разным уровнем информатизации условий жизнедеятельности

Показатели Уровень информатизации (Imod) Значимость различий

Низкий Высокий

Бег 30 м, с 6,53±0,06 7,44±0,10 <0,001

6-минутный бег, м 838,8±15,5 784,7±11,7 <0,01

Челночный бег 3х10 м, с 9,89±0,09 10,48±0,07 <0,001

Поднимание туловища, раз 25,8±0,7 23,4±0,6 <0,001

Прыжок в длину, см 131,1±1,8 Ш,0±1Д <0,001

Наклон вперед, см 6,5±0,4 6Д±0,3 -

Имеется целый ряд работ, свидетельствующих об отрицательной связи экранного времени с двигательной подготовленностью и физической активностью детей [10, 18, 21]. Особое внимание исследователи уделяют анализу влияния степени цифровизации среды на развитие аэробной выносливости школьников разного возраста. В частности, показано, что время использования социальных сетей положительно связано с малоподвижным образом жизни детей и отрицательно - с их способностью преодолевать утомление при длительной физической работе аэробного характера [15]. Отрицательно коррелирует с аэробными возможностями детей и общее экранное время [20], а количество электронных устройств в спальне обратно пропорционально пику потребления кислорода [18]. Установлено, что каждый час увеличения экранного времени в день снижает шансы достижения оптимального уровня выносливости кислородтранспортной системы [12], а общая величина экранного времени оказывают существенное отрицательное влияние на моторное развитие детей [19].

Изучение соотношения уровня информатизации с показателями физического состояния школьников продемонстрировало необходимость разработки эффективных стратегий увеличения физической активности и снижения экранного времени в целях улучшения двигательной подготовленности и уменьшения массы

тела [7]. Показано также, что продолжительность применения «стационарных» компьютерных средств взаимосвязана с повышенным потреблением жареной пищи и недостатком физической активности [9]. В некоторых работах высказывается гипотеза, что связь между экранным временем, физической активностью и двигательной подготовленностью не является прямолинейной [22; 24]. Сформулированное авторами исследования представление о том, что поведение, связанное с использованием цифровых технологий, физическая активность и двигательная подготовленность являются относительно независимыми факторами, может иметь весьма существенное значение для разработки эффективных стратегий укрепления здоровья детей в условиях современной информационно -образовательной среды средствами физического воспитания.

В заключение необходимо отметить - большинство авторов рассмотренных выше работ, полагает, что повышение физической активности и двигательной подготовленности детей на основе направленного применения средств, методов и технологий физического воспитания в режиме дня может способствовать упорядочению, а в случае необходимости и сокращению «избыточного» времени использования компьютерных средств и информационных технологий в свободное время.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Предложен модифицированный индекс информатизации условий жизнедеятельности, учитывающий общее время использования цифровых технологий и общую продолжительность бодрствования в течение суток. Разработаны градации оценок информатизации условий жизнедеятельности детей 8-9 лет на основе модифицированного индекса.

Анализ влияния цифровых технологий на двигательную подготовленность школьников 8-9 лет показал, что особенности развития двигательных способностей мальчиков и девочек 8-9 лет во многом зависят от уровня информатизации условий их жизнедеятельности. Установлено, что по мере увеличения индекса информатизации, отмечается снижение показателей общей и силовой выносливости, скоростных и скоростно-силовых способностей.

Полученные результаты дают основание полагать, что адекватный режим физического воспитания, обеспечивающий удовлетворение биологической потребности детей в физической активности, может явиться важнейшим фактором повышения их двигательной подготовленности, профилактики и коррекции неблагоприятных изменений функциональных возможностей организма в условиях нарастающего использования цифровых технологий во всех сферах общественной жизни. Вместе с тем рассматриваемый вопрос требует дальнейшего глубокого и всестороннего изучения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Декларация о гигиенической безопасности для детей и подростков цифровой среды // Вопросы школьной и университетской медицины. - 2014. - №3. -С. 62-63.

2. Кучма В.Р., Сухарева Л. М., Храмцов П. И. Медико-профилактические основы безопасной жизнедеятельности детей в гиперинформационном обществе // Российский педиатрический журнал. - 2017. - Том 20, № 3. - С. 161-165.

3. Кучма В.Р., Ткачук Е.А, Тармаева И.Ю. Психофизиологическое состояние детей в условиях информатизации их жизнедеятельности и интенсификации образования // Гигиена и санитария. - 2016. - Том. 95, № 12. - С. 1183-1188. DOI: 10.18821/0016-9900-2016-95-12-1183-1188

4. Степанова М.И., Александрова И.Э., Сазанюк З.И., Воронова Б.З., Лаш-нева И.П., Шумкова Т.В., Березина Н.О. Гигиеническая регламентация использования электронных образовательных ресурсов в современной школе // Гигиена и санитария. - 2015. - 94(7). -С. 64-68.

5. Anderson S. E., Whitaker R. C. Household routines and obesity in US preschool-aged children // Journal of the American Academy of Pediatrics. - 2010. - Vol. 125, № 3. - P. 420-428. DOI: https://doi.org/10.1542/peds.2009-0417

6. Arora T., Broglia E., Thomas, G.N., Taheri, S. Associations between specific technologies and adolescent sleep quantity, sleep quality, and parasomnias // Sleep Med.

- 2014. - Vol. 15, №2. - P. 240-247. DOI: 10.1016/j.sleep.2013.08.799

7. Cabanas-Sánchez V., Martínez-Gómez D., Esteban-Cornejo I., Pérez-Bey A, Castro Piñero J., Veiga O.L. Associations of total sedentary time, screen time and non-screen sedentary time with adiposity and physical fitness in youth: the mediating effect of physical activity // J Sports Sci. - 2019. - Vol. 37, № 8. - P. 839-849. DOI: 10.1080/02640414.2018.1530058.

8. da Silva L., Fisberg M., de Souza Pires M., Nassar S., Sottovia C. The effectiveness of a physical activity and nutrition education program in the prevention of overweight in schoolchildren in Criciúma, Brazil // Eur J Clin Nutr. - 2013. - Vol. 67, №11. - P. 1200-1204. DOI: 10.1038/ejcn.2013.178.

9. Delfino L.D., Dos Santos Silva D.A., Tebar W.R., Zanuto E.F., Codogno J.S., Fernandes R.A., Christofaro D.G. Screen time by different devices in adolescents: association with physical inactivity domains and eating habits // J Sports Med Phys Fitness.

- 2018. - Vol. 58, №3. - P. 318-325. DOI: 10.23736/S0022-4707.17.06980-8.

10. Emm-Collison L.G., Lewis S., Reid T., Matthews J., Sebire S. J., Thompson J. L., Salway R., Jago R. Striking a Balance: Physical Activity, Screen-Viewing and Homework during the Transition to Secondary School // Int J Environ Res Public Health. - 2019. - Vol. 16, №17. - P. 3174. DOI: 10.3390/ijerph16173174

11. Fakhouri T. H., Hughes J. P., Brody D. J., Kit B. K., Ogden C. L. Physical activity and screen-time viewing among elementary school-aged children in the United States from 2009 to 2010 // Jama Pediatrics. - 2013. Vol. 167, №3. - P. 223-229.

12. Hardy L.L., Ding D., Peralta L.R., Mihrshahi S., Merom D. Association Between Sitting, Screen Time, Fitness Domains, and Fundamental Motor Skills inChil-dren Aged 5-16 Years: Cross-Sectional Population Study //J Phys Act Health. - 2018. -Vol. 15, № 12. - P. 933-940. DOI: 10.1123/jpah.2017-0620.

13. Krivolapchuk I.A., Chernova M.B., Gerasimova AA, Chicherin V.P., Myshyakov V.V. Modified Informatization Index of Children's Life// "Smart Techno l-ogies" for Society, State and Economy / Ed. Elena G. Popkova, Bruno S. Sergi. -Springer Nature, 2020. - P. 245-247.

14. Lepp A., Barkley J., Sanders G., Rebold M., Gates P. The relationship between cell phone use, physical and sedentary activity, and cardiorespiratory fitness in a sample of U.S. college students // International Journal of Behavioral Nutrition and Physical Activity. - 2013. - Vol. 10. - P. 79-87. DOI: 10.1186/1479-5868-10-79

15. Mitchell J.A., Pate R.R., Blair S.N. Screen-based sedentary behavior and cardiorespiratory fitness from age 11 to 13 // Med Sci Sports Exerc. - 2012. - Vol. 44, № 7. - P. 1302-1309. DOI: 10.1249/MSS.0b013e318247cd73.

16. Morin C. M. Insomnia: Psychological Assessment and Management. New York: Guilford Press, 1993. - 238 p. URL: https://doi.org/10.1002/smi.2460100113

17. Pea R., Nass C., Meheula L., Rance M., Kumar A., Bamford H., Nass M., Simha A., Stillerman B., Yang S., Zhou M. Media use, face-to-face communication, media multitasking, and social well-being among 8- to 12-year-old girls // Dev Psychol.

- 2012. - Vol. 48, Vol. 2. - P. 327-336. DOI: 10.1037/a0027030.

18. Pfledderer C.D., Burns R.D., Brusseau T.A Association between Access to Electronic Devices in the Home Environment and Cardiorespiratory Fitness in Children // Children (Basel). - 2019. - Vol. 6, № 1. - P. 8. DOI: 10.3390/children6010008.

19. Potter M., Spence J.C., Boulé N., Stearns J.A., Carson V. Behavior Tracking and 3-Year Longitudinal Associations Between Physical Activity, Screen Time, and Fitness Among Young Children // Pediatr Exerc Sci. - 2018. Vol. 30, № 1. - P. 132141. DOI: 10.1123/pes.2016-0239.

20. Sandercock G.R., Ogunleye A.A. Independence of physical activity and screen time as predictors of cardiorespiratory fitness in youth // Pediatr. Res. - 2013. - Vol. 73.

- P. 692-697.

21. Sanders W., Parent J., Abaied J.L., Forehand R., Coyne S., Dyerc W.J. The Longitudinal Impact of Screen Time on Adolescent Development: Moderation by Respiratory Sinus Arrhythmia // J Adolesc Health. - 2018. - Vol. 63, №4. - P. 459-465. DOI: 10.1016/j .jadohealth.2018.05.019

22. Tandon P., Zhou C., Sallis J., Cain K.L., Frank L.D., Saelens V.E. Home environment relationships with children's physical activity, sedentary time, and screen time by socioeconomic status. International // Int J Behav Nutr Phys Act. - 2012. - Vol. 9, № 1. - P. 88. DOI: 10.1186/1479-5868-9-88.

23. Thapa K., Pokharel R., Sigdel R., Rimal S.P. Pattern of Mobile Phone Use among Students of an Institution // JNMA J Nepal Med Assoc. 2018. 56(209): 522-526.

24. Tolbert Kimbro R., Brooks-Gunn J., McLanahan S. Young children in urban areas Links among neighborhood characteristics, weight status, otudoor play, and television watching // Social Science and Medicine. - 2011. - Vol. 72, №5. - P. 668-676. DOI: 10.1016/j.socscimed.2010.12.015

25. Tremblay M.S., Carson V., Chaput J-P., Connor Gorber S., Dinh T., Duggan M., et al. Canadian 24-hour movement guidelines for children and youth: an integration of physical activity, sedentary behaviour, and sleep // Appl Physiol Nutr Metab. - 2016.

- Vol. 41(6 Suppl 3). - S. 311-327. DOI: 10.1139/apnm-2016-0151

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

26. Tremblay M.S., LeBlanc AG., Kho M.E., Saunders T.J., Larouche R., Colley R.C., et al. Systematic review of sedentary behaviour and health indicators in school-aged children and youth // Int J Behav Nutr Phys Act. - 2011. - Vol. 8. - P. 98. DOI:10.1186/1479-5868-8-98

REFERENCES

1. Deklaraciya o gigienicheskoj bezopasnosti dlya detej i podrostkov cifrovoj sredy // Voprosy shkol'noj i universitetskoj mediciny. - 2014. - № 3. - S. 62-63.

2. Kuchma V.R., Suhareva L. M., Hramcov P. I. Mediko-profilakticheskie osno-vy bezopasnoj zhiznedeyatel'nosti detej v giperinformacionnom obshchestve // Ros-sijskij pediatricheskij zhurnal. - 2017. - Tom 20, № 3. - S. 161-165.

3. Kuchma V.R., Tkachuk E.A., Tarmaeva I.YU. Psihofiziologicheskoe sos-toyanie detej v usloviyah informatizacii ih zhiznedeyatel'nosti i intensifikacii obra-zovaniya // Gigiena i sanitariya. - 2016. - Tom. 95, № 12. - S. 1183-1188. DOI: 10.18821/0016-9900-2016-95-12-1183-1188

4. Stepanova M.I., Aleksandrova I.E., Sazanyuk Z.I., Voronova B.Z., Lashneva I.P., SHumkova T.V., Berezina N.O. Gigienicheskaya reglamentaciya ispol'zovaniya elektronnyh obrazovatel'nyh resursov v sovremennoj shkole // Gigiena i sanitariya. -2015. - 94(7). - S. 64-68.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.