Научная статья на тему 'Двигательная подготовленность детей 6-7 лет с разным исходным вегетативным тонусом'

Двигательная подготовленность детей 6-7 лет с разным исходным вегетативным тонусом Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
41
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука без границ
Область наук
Ключевые слова
ИСХОДНЫЙ ВЕГЕТАТИВНЫЙ ТОНУС / INITIAL AUNTONOMIC TONE / ДВИГАТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / MOTOR READINESS / СИМПАТИКОТОНИЯ / SYMPATHICOTONIA / ВАГОТОНИЯ / VAGOTONIA

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Герасимова Анастасия Альлеровна, Чернова Мария Борисовна, Криволапчук Игорь Альлерович, Савушкина Елена Васильевна

Установлено, что дети с симпатикотонической направленностью исходного вегетативного тонуса в целом характеризуются высоким уровнем развития скоростных, силовых и скоростно-силовых двигательных способностей. Школьники с ваготонической направленностью исходного вегетативного тонуса отличаются преимущественно высоким уровнем развития общей и силовой выносливости. Им также свойственен средний уровень скоростно-силовых способностей, быстроты, силы и гибкости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Герасимова Анастасия Альлеровна, Чернова Мария Борисовна, Криволапчук Игорь Альлерович, Савушкина Елена Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Physical fitness of 6-7 aged children with different initial autonomic tone

It has been stated out that the children with sympathicotonic directions of vegetative tonus in the whole are characterized with a high level of speed, strength and speed-strength motor capabilities development. Schoolchildren with vagotonic direction of initial auntonomic tone differ from a preferably high level of common and strength development. Medium level of speed-strength capabilities, quickness, strength and plasticity are usual for them.

Текст научной работы на тему «Двигательная подготовленность детей 6-7 лет с разным исходным вегетативным тонусом»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

НАУКА БЕЗ ГРАНИЦ • № 7 (12) • 2017

УДК 796+612.776.1

ДВИГАТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С РАЗНЫМ ИСХОДНЫМ ВЕГЕТАТИВНЫМ ТОНУСОМ

Герасимова Анастасия Альлеровна, кандидат медицинских наук, старший научный сотрудник, Чернова Мария Борисовна, кандидат педагогических наук, доцент, Криволапчук Игорь Альлерович, доктор биологических наук, профессор, Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт возрастной физиологии» Российской академии образования, Москва, Россия Савушкина Елена Васильевна, старший преподаватель, Учреждение образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы», Гродно, Беларусь

Установлено, что дети с симпатикотонической направленностью исходного вегетативного тонуса в целом характеризуются высоким уровнем развития скоростных, силовьж и скорост-но-силовых двигательных способностей. Школьники с ваготонической направленностью исходного вегетативного тонуса отличаются преимущественно высоким уровнем развития общей и силовой выносливости. Им также свойственен средний уровень скоростно-силовыж способностей, быстроты, силы и гибкости.

Ключевые слова: исходный вегетативный тонус; двигательная подготовленность; симпатико-тония; ваготония.

PHYSICAL FITNESS OF 6-7 AGED CHILDREN WITH DIFFERENT

INITIAL AUTONOMIC TONE

Gerasimova Anastasia Allerovna, PhD (Cand. Med. Sci.), senior research officer, Chernova Maria Borisovna, PhD (Cand. Ped. Sci.), associate professor, Krivolapchuk Igor Allerovich, PhD (Doc. Biol. Sci.), professor, The Federal State Budget Scientific Institution «Institute of Developmental Physiology of the Russian Academy of Education», Moscow, Russia Savushkina Elena Vasil'evna, senior lecturer, Yanka Kupala State University of Grodno, Belarus

It has been stated out that the children with sympathicotonic directions of vegetative tonus in the whole are characterized with a high level of speed, strength and speed-strength motor capabilities development. Schoolchildren with vagotonic direction of initial auntonomic tone differ from a preferably high level of common and strength development. Medium level of speed-strength capabilities, quickness, strength and plasticity are usual for them. Keywords: initial auntonomic tone; motor readiness; sympathicotonia; vagotonia.

В настоящее время выявлены некоторые особенности развития двигательных способностей школьников в зависимости от исходного вегетативного тонуса (далее - ИВТ) [1, 2]. Вместе с тем вопросу о двигательной подготовленности школьников, различающихся по типу ИВТ, в специальной литературе уделяется недостаточно

внимания. В этой связи задача сравнения двигательной подготовленности детей младшего школьного возраста, характеризующихся различным ИВТ, представляет большой интерес. Анализ специфики развития двигательных способностей детей в зависимости от типа ИВТ может способствовать разработке новых подходов к ре-

НАУКА БЕЗ ГРАНИЦ • № 7 (12) • 2017

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

шению проблемы улучшения физического состояния и укрепления здоровья школьников средствами физического воспитания.

Цель исследования - выявить особенности двигательной подготовленности детей 6-7 лет, характеризующихся симпатической и парасимпатической направленностью исходного вегетативного тонуса.

Методика

В исследовании принимали участие дети 6-7 лет (п = 137), отнесенные по состоянию здоровья к основной медицинской группе. Учебный труд школьников по всем показателям соответствовал второму классу напряженности [3]. Исследование проходило в рамках традиционной организации учебного процесса в соответствии требованиями Хельсинской декларации.

Двигательную подготовленность изучали с помощью гетерогенной батареи моторных тестов, включающей бег 6 мин, прыжок в длину с места, челночный бег 4х9 м, бег 20 м, поднимание туловища из положения «лежа на спине», наклон вперед.

Для оценки исходного вегетативного тонуса (ИВТ) применяли диагностические критерии, предложенные для детей [4] и

вариационный анализ сердечного ритма

[5].

Степень напряженности регуляторных систем определяли на основе использования вариационного анализа сердечного ритма. Реализация метода осуществлялась с помощью автоматизированного комплекса на базе персонального компьютера. Определяли среднюю продолжительность Я-Я интервала, моду, амплитуду моды, разброс кардиоинтервалов. На основе этих показателей рассчитывали стресс-индекс (£/). Значения SI в пределах 50.. .100 отн. ед. оценивались как признак нормотонии, меньше 50 отн. ед. - как ваготонии, более 100 отн. ед. - как признак симпатикотонии.

Статистическую обработку данных проводили с использованием пакета статистических программ Statistica 6.0. Значимость различий определялась посредством применения параметрических и непараметрических критериев достоверности оценок для корреляционно связанных выборок.

В исследовании анализировались данные, полученные при участии детей с исходной ваготонией (п = 35) и симпатикото-нией (п = 18).

Результаты исследования и их обсуждение

Таблица 1

Показатели двигательной подготовленности школьников 6-7 лет с разной направленностью исходного вегетативного тонуса (М±т)

Показатель Направленность исходного вегетативного тонуса

ваготоническая (п = 35) симпатикотоническая (п = 18)

Прыжок в длину, см 102,1±2,3*** 110,5±2,8

Бег 20 м, с 4,79±0,08* 4,54±0,08

Челночный бег 4х9 м, с 13,8±0,09 13,6±0,09

Поднимание туловища, раз 24,4±0,75* 22,3±0,83

Шестиминутный бег, м 876,2±16,4* 816,2±18,1

Наклон вперёд, см 27,2±0,9* 29,8±0,8

Примечание: достоверность межгрупповых различий: * - р < 0,05; ** - р < 0,01, *** - р < 0,001.

педагогические науки

НАУКА БЕЗ ГРАНИЦ • № 7 (12) • 2017

Сравнение двигательной подготовленности детей с учетом направленности исходного вегетативного тонуса (табл. 1) показало, что дети-симпатикотоники превосходили детей-ваготоников по результатам выполнения прыжка в длину, бега на 20 м, наклона вперед и уступали им по результатам выполнения шестиминутного бега и теста «поднимание туловища». Полученные результаты указывают на то, что дети с симпатикотонической направленностью исходного вегетативного тонуса, отличаются низкой выносливостью в сочетании с относительно высокой силовой, скоростной и скоростно-силовой подготовленностью. В противоположность этому, дети с ваготонической направленностью исходного вегетативного тонуса, характеризовались высокой общей и силовой выносливостью на фоне низкой ско-ростно-силовой подготовленности.

Результаты исследования согласуются с данными других работ, свидетельствующими о том, что дети, имеющие разный исходный вегетативный тонус, отличаются по величине физического состояния. В частности, сообщается о взаимосвязи исходного вегетативного тонуса с уровнем их двигательной подготовленности.

Установлено, что дети с синдромом вегетативной дисфункции, характеризующиеся превалированием активности парасимпатического отдела ВНС, обладают высокой мышечной работоспособностью и выносливостью (статической и общей), а также отличаются хорошим развитием мелкой моторики на фоне более низких величин скоростных и силовых способ-

« ТЛ «

ностей. В свою очередь, дети с исходной симпатикотонией имеют более высокий уровень развития скоростных и силовых качеств, но уступают школьникам с ваго-тонией по уровню мышечной работоспособности и выносливости [1, 2]. Сходные данные были получены нами при обследовании подростков 13-14 лет. Сопостав-

ление рассматриваемых показателей с учетом уровня стрессовой реактивности показало, что у гиперреактивных подростков высокий уровень развития быстроты и силы сочетается с относительно низким уровнем развития общей выносливости [6].

Наряду с этим, известно, что дети, с высоким уровнем аэробных возможностей организма и общей выносливости обнаруживают сдвиг вегетативного баланса в сторону повышения активности парасимпатического отдела ВНС, а также менее выраженную психофизиологическую реактивность [7-10]. Эти данные также свидетельствуют в пользу точки зрения о том, что школьники с умеренным преобладанием тонуса парасимпатической системы отличаются высокой общей выносливостью и стрессоустойчивостью.

Заключение

Результаты исследования свидетельствуют о том, что первоклассники 6-7 лет с симпатикотонической направленностью исходного вегетативного тонуса в целом характеризуются высоким уровнем развития скоростных, силовых и скоростно-си-ловых двигательных способностей, тогда как школьники с ваготонической направленностью исходного вегетативного тонуса отличаются преимущественно высоким уровнем развития общей и силовой выносливости. Им также свойственен средний уровень скоростно-силовых способностей, быстроты, силы и гибкости. Выявленные особенности двигательной подготовленности школьников 6-7 лет с разным исходным вегетативным тонусом, необходимо учитывать при организации процесса физического воспитания учащихся на начальных этапах обучения в школе.

Работа выполнена при поддержке гранта РФФИ № 17-06-00162а.

НАУКА БЕЗ ГРАНИЦ • № 7 (12) • 2017

педагогические НАУКИ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Психофизическая тренировка в коррекции вегетативной дистонии у детей / Н. Н. Нежкина, Л. А. Жданова, И. Е. Бобошко, А. М. Ширстов. Иваново : ГОУ ВПО ИвГМА МЗ РФ, 2003. 164 с.

2. Спивак Е. М., Нежкина Н. Н. Синдром вегетативной дистонии у детей. Ярославль : Александр Рутман, 2009. 220 с.

3. Кучма В. Р., Ткачук Е. А., Тармаева И. Ю. Психофизиологическое состояние детей в условиях информатизации их жизнедеятельности и интенсификации образования // Гигиена и санитария. 2016. Т. 95, № 12. С. 1183-1188.

4. Вегетативная дисфункция у детей и подростков / И. Л. Алимова [и др.]; под ред. Л. В. Козловой. М. : ГЭОТАР-Медиа, 2008. 89 с.

5. Шлык Н. И. Сердечный ритм и тип регуляции у детей, подростков и спортсменов. Ижевск : Изд-во «Удмуртский университет», 2009. 259 с.

6. Уровень выносливости как фактор, детерминирующий психофизиологическую реактивность детей 11-12 лет в условиях информационной нагрузки / И. А. Криволапчук, Г. А. Зайцева, М. Б. Чернова, С. А. Баранцев, Н. В. Полянская // Новые исследования. 2014. № 4. С. 59-66.

7. Криволапчук И. А. Физическое состояние подростков с высокой реакцией на стресс // Физиология человека. 2012. Т. 38, № 6. С. 31-42.

8. Everly G., Latin J. A. A clinical guide to the treatment of the human stress response. NY : Springer,

2013. 486 p.

9. Protective effect of interval exercise on psychophysiological stress reactivity in children / J. N. Roemmich, M. Lambiase, S. J. Salvy, P. J. Horvath // Psychophysiology. 2009. Vol. 46, № 4. P. 852-861.

10. Vagal and cardiac reactivity to psychological stressors in trained and untrained men / T. W. Spalding, L. S. Jeffers, S. W. Poges, B. D. Hatfield // Med. Sci. Sports Exerc. 2000. Vol. 32, № 3. P. 581-591.

REFERENCES

1. Nezhkina N. N., Zhdanova L. A., Boboshko I. E., Shirstov A. M. Psikhofizicheskaia trenirovka v korrektsii vegetativnoi distonii u detei [Psychophysical training in the treatment of vegetative dystonia in children]. Ivanovo, Ivanovskaia gosudarstvennaia meditsinskaia akademiia, 2003, 164 p.

2. Spivak E. M., Nezhkina N. N. Sindrom vegetativnoi distonii u detei [The syndrome of vegetative dystonia in children]. Iaroslavl', Aleksandr Rutman, 2009, 220 p.

3. Kuchma V. R., Tkachuk E. A., Tarmaeva I. Iu. Psikhofiziologicheskoe sostoianie detei v usloviiakh informatizatsii ikh zhiznedeiatel'nosti i intensifikatsii obrazovaniia [Psychophysiological state of children in conditions of informatization of their life activity and intensification of education]. Gigiena i sanitaria, 2016, vol. 95, no. 12, pp. 1183-1188.

4. Alimova I. L. et al. Vegetativnaia disfunktsiia u detei i podrostkov [Autonomic dysfunction in children and adolescents]. Ed. L. V. Kozlova. Moscow, Geotar-Media, 2008, 89 p.

5. Shlyk N. I. Serdechnyi ritm i tip reguliatsii u detei, podrostkov i sportsmenov [Heart rate and type of regulation in children, adolescents and athletes]. Izhevsk, Udmurtskii universitet, 2009, 259 p.

6. Krivolapchuk I. A., Zaitseva G. A., Chernova M. B., Barantsev S. A., Polianskaia N. V. Uroven' vynoslivosti kak faktor, determiniruiushchii psikhofiziologicheskuiu reaktivnost' detei 11-12 let v usloviiakh informatsionnoi nagruzki [Level of endurance as a factor in determining the physiological reactivity of children aged 11-12 years in the information load]. Novye issledovaniia,

2014, no. 4, pp. 59-66.

7. Krivolapchuk I. A. Fizicheskoe sostoianie podrostkov s vysokoi reaktsiei na stress [Physical state of adolescents with high stress reactivity]. Human Physiology, 2012, vol. 38, no. 6, pp. 31-42.

пЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

НАУКА БЕЗ ГРАНИЦ • № 7 (12) • 2017

8. Everly G., Latin J. A. A clinical guide to the treatment of the human stress response. New York, Springer, 2013, 486 p.

9. Roemmich J. N., Lambiase M., Salvy S. J., Horvath P. J. Protective effect of interval exercise on psychophysiological stress reactivity in children. Psychophysiology, 2009, vol. 46, no. 4, pp. 852-861.

10. Spalding T. W., Jeffers L. S., Poges S. W., Hatfield B. D. Vagal and cardiac reactivity to psychological stressors in trained and untrained men. Medicine & Science in Sports & Exercise, 2000, vol. 32, no. 3, pp. 581-591.

Материал поступил в редакцию 06.07.2017 © Герасимова А. А., Чернова М. Б., Криволапчук И. А., Савушкина Е. В., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.