Научная статья на тему 'Долговременные эффекты влияния физических упражнений на функциональное состояние тревожных школьников в условиях психической напряженности'

Долговременные эффекты влияния физических упражнений на функциональное состояние тревожных школьников в условиях психической напряженности Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
549
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новые исследования
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТРЕВОЖНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННАЯ НАГРУЗКА / СИСТЕМАТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ / ПРОГРАММА ПСИХОПРОФИЛАКТИКИ / ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ / РАБОТОСПОСОБНОСТЬ И ДВИГАТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ANXIETY / INFORMATION LOAD / SYSTEMATIC PHYSICAL EXERCISE / PSYCHOLOGICAL PREVENTIVE MEASURES / FUNCTIONAL STATE / PERFORMANCE AND MOTOR FITNESS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Чернова М. Б., Полянская Н. В., Герасимов М. М.

Установлено, что совместное использование специальных программ занятий физическими упражнениями и программы психопрофилактики стресса оказывает выраженное оптимизирующее влияние на функциональное состояние (ФС) тревожных подростков 12-14 лет. В условиях спокойного бодрствования это влияние находит проявление в снижении фоновой активированности, сдвиге вегетативного баланса в сторону преобладания активности парасимпатической системы, а также уменьшении ситуативной тревожности, улучшении самочувствия и настроения. В условиях тестовых нагрузок влияние рассматриваемого комплекса средств оптимизации ФС проявляется в снижении психофизиологической цены напряженной деятельности и повышении ее эффективности. Все это сопровождается существенным улучшением физической работоспособности и двигательной подготовленности. Систематическое использование только физических упражнений оказывает сходное воздействие на вегетативные показатели ФС, физическую работоспособность и двигательную подготовленность, но менее существенно влияет на эмоциональный статус подростков. Применение программы психопрофилактики стресса, напротив, положительно воздействует на уровень ситуативной тревожности, настроения и самочувствия, но не оказывает значимого влияния на большинство вегетативных показателей, физическую работоспособность и двигательную подготовленность.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Чернова М. Б., Полянская Н. В., Герасимов М. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

t was found that the combined use of special programs of physical exercise and stress preventive measures has a strong positive impact on the functional state of 12-14-year-old teenagers with anxiety. During wakefulness this effect reduces the background activation, shifts the vegetative balance towards predominance of the parasympathetic nervous system, and reduces situational anxiety, improves mood and wellbeing. During tests there was demonstrated lower intensity and higher effectiveness of activity. All this is accompanied by a significant improvement pof physical capacity and motor fitness. Systematic use of physical exercise only has a similar effect on the FS indices, physical performance and motor readiness, but has a significantly lower influence on the emotional status of adolescents. The use of stress prevention techniques, on the other contrary, has a positive effect on the level of situational anxiety, mood and wellbeing, but has no significant effect on the majority of vegetative parameters, physical performance and motor fitness.

Текст научной работы на тему «Долговременные эффекты влияния физических упражнений на функциональное состояние тревожных школьников в условиях психической напряженности»

ДОЛГОВРЕМЕННЫЕ ЭФФЕКТЫ ВЛИЯНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ НА ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ТРЕВОЖНЫХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ПСИХИЧЕСКОЙ НАПРЯЖЕННОСТИ

М.Б. Чернова1, Н.В. Полянская, М.М. Герасимов Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт возрастной физиологии РАО», Москва, Россия

Установлено, что совместное использование специальных программ занятий физическими упражнениями и программы психопрофилактики стресса оказывает выраженное оптимизирующее влияние на функциональное состояние (ФС) тревожных подростков 12-14 лет. В условиях спокойного бодрствования это влияние находит проявление в снижении фоновой активированности, сдвиге вегетативного баланса в сторону преобладания активности парасимпатической системы, а также уменьшении ситуативной тревожности, улучшении самочувствия и настроения. В условиях тестовых нагрузок влияние рассматриваемого комплекса средств оптимизации ФС проявляется в снижении психофизиологической цены напряженной деятельности и повышении ее эффективности. Все это сопровождается существенным улучшением физической работоспособности и двигательной подготовленности. Систематическое использование только физических упражнений оказывает сходное воздействие на вегетативные показатели ФС, физическую работоспособность и двигательную подготовленность, но менее существенно влияет на эмоциональный статус подростков. Применение программы психопрофилактики стресса, напротив, положительно воздействует на уровень ситуативной тревожности, настроения и самочувствия, но не оказывает значимого влияния на большинство вегетативных показателей, физическую работоспособность и двигательную подготовленность.

Ключевые слова: тревожность, информационная нагрузка, систематические занятия физическими упражнениями, программа психопрофилактики, функциональное состояние, работоспособность и двигательная подготовленность.

Long-term effect of physical exercise on the functional state of anxious schoolchildren under mental stress. It was found that the combined use of special programs of physical exercise and stress preventive measures has a strong positive impact on the functional state of 12-14-year-old teenagers with anxiety. During wakefulness this effect reduces the background activation, shifts the vegetative balance towards predominance of the parasympathetic nervous system, and reduces situational anxiety, improves mood and wellbeing. During tests there was demonstrated lower intensity and higher effectiveness of activity. All this is accompanied by a significant improvement pof physical capacity and motor fitness. Systematic use of physical exercise only has a similar effect on the FS indices, physical performance and motor readiness, but has a significantly lower influence on the emotional status of adolescents. The use of stress prevention techniques, on the other contrary, has a positive effect on the level of situational anxie-

Контакты:1 Чернова М.Б. - E-mail: <mashacernova@mail.ru>

ty, mood and wellbeing, but has no significant effect on the majority of vegetative parameters, physical performance and motor fitness.

Keywords: anxiety, information load, systematic physical exercise, psychological preventive measures, functional state, performance and motor fitness.

Проблема оптимизации функционального состояния (ФС) тревожных подростков в процессе учебной деятельности, профилактики и снижения отрицательных последствий психосоциального стресса в последнее время приобретает особую значимость. Среди наметившихся направлений ее решения важная роль отводится рациональному использованию средств физического воспитания [25; 27; 30; 31; 35; 36]. Однако несмотря на возрастание интереса к проблеме применения физических упражнений для повышения устойчивости тревожных лиц разного возраста к действию неблагоприятных психосоциальных факторов, практически отсутствуют экспериментальные исследования, посвященные систематическому использованию средств физической культуры для профилактики и коррекции неблагоприятных изменений ФС тревожных подростков в современных условиях обучения. Неизученным остается вопрос об оптимальных параметрах физических упражнений различной направленности, обеспечивающих долговременный адаптационный эффект и повышение устойчивости рассматриваемой возрастной группы школьников к напряженным информационным нагрузкам. Вместе с тем особенности морфофункциональной и психосоциальной адаптации, развивающейся в процессе систематических занятий физическими упражнениями, во -многом, определяются соотношением различных компонентов физической нагрузки, а также технологией их использования совместно с другими средствами оптимизации ФС [2; 4; 28]. В зависимости от применяемого сочетания основных характеристик физической нагрузки и длительности систематических занятий формируется долговременный адаптационный эффект, определяемый величиной и направленностью приспособительных изменений в организме [3; 14; 15; 23]. Для того, что бы эти изменения были максимально эффективными необходима детально распланированная и правильно подобранная программа систематических занятий, учитывающая основные закономерности адаптации к мышечной деятельности на различных этапах развития и принципы физического воспитания детей и подростков.

Целью исследования явилось изучение долговременных эффектов влияния физических упражнений на функциональное состояние тревожных подростков в условиях психической напряженности.

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В исследовании приняли участие здоровые подростки 12-14 лет с высоким уровнем личностной тревожности (n=69). Исследование проводилось с одобрения этического комитета ФГБНУ «ИВФ РАО».

Формирующий эксперимент предусматривал использование физических упражнений и комплекса средств управления психологическим стрессом в целях оптимизация ФС тревожных подростков. В ходе исследования применялись неспецифические физические нагрузки различной величины и координационной сложности, относящиеся к разным зонам относительной мощности. Из числа

учащихся с повышенной личностной тревожностью методом рандомизации были сформированы 4 опытные группы. В первой экспериментальной группе ( n=17) использовали адекватные возрасту и функциональным возможностям детей экспериментальные программы занятий физическими упражнениями и специальную психопрофилактическую программу. Во второй группе (n=18) применяли только физические упражнения, а в третьей (n=18) - только психопрофилактическую программу. В контрольной группе (n=16) экспериментальные занятия не проводились. Все опытные группы 3 раза в неделю посещали уроки физической культуры.

В лабораторном эксперименте у тревожных детей изучались долговременные изменения ФС в покое и при выполнении информационных нагрузок разной степени стрессогенности [12]. Лабораторный эксперимент проводили в начале и в конце педагогического эксперимента.

В качестве модели информационной нагрузки использовали работу с буквенными таблицами. Обследование осуществлялось в состоянии покоя и в двух режимах работы: 1) автотемп; 2) максимальный темп при наличии «угрозы наказания» [11]. По результатам выполнения тестового задания рассчитывали количественные (А) и качественные (Q) показатели умственной работоспособности.

В процессе исследования определяли показатели временного анализа вариативности сердечного ритма [24]. Для этого записывали 300-500 RR-интервалов в состояния покоя и 100-150 RR-интервалов во время выполнения тестовых заданий. При тестировании учитывали общие рекомендации по интерпретации показателей вариативности сердечного ритма в условиях проведения функциональных проб [24]. Электроды фиксировались в отведении по Нэбу. Рассчитывали среднюю продолжительность R-R интервала (RRNN), моду (Мо), амплитуду моды (АМо), разброс кардиоинтервалов (MxDMn), среднеквадратическое отклонение (SDNN), стресс-индекс (SI).

Систолическое (СД) и диастолическое (ДД) давление крови регистрировали в соответствие с рекомендациями ВОЗ. Применяли адекватную возрасту детскую манжету. Рассчитывали среднее давление (САД), двойное произведение (ДП), вегетативный индекс Кердо (ВИК).

Эффективность деятельности оценивали на основании соотнесения результативности работы с величиной вегетативных сдвигов при её выполнении. Для этого определяли: Q/ЧСС, Q/SI, Q/ДП, A/ЧСС, A/SI, A/ДП [11, 13].

Психологический статус изучали посредством использования методики шкалированной самооценки состояния Дембо - Рубинштейн (самочувствие - С; настроение - Н, ситуативная тревожность - СТД) [18, 19], опросника Спилбергера (ситуативная тревожность - СТС; личностная тревожность - ЛТС) [16] и модифицированного теста Люшера (ситуативная тревожность - СТЛ) [20].

Для оценки физической работоспособности определяли: PWQ70; ватт-пульс (ВтП); максимальное потребление кислорода (МПК); интенсивность накопления пульсового долга (ИНПД).

Комплекс контрольных упражнений состоял из следующих показателей: прыжок в длину с места; челночный бег 4х9 м; бег 20 метров с хода; шестиминутный бег; поднимание туловища из положения «лёжа на спине» за 1 минуту; наклон вперёд.

Программы занятий физическими упражнениями. В процессе занятий использовалось обоснованное нами рациональное соотношение средств физического воспитания для тревожных подростков, включающее нагрузки комплексной (30 %), аэробной (25 %), cмешанной аэробно-анаэробной (25 %), анаэробной гли-колитической (15 %); анаэробной алактатной (5 %) направленности. С учетом исходного уровня физического состояния были разработаны 3 программы занятий. Для школьников с различным уровнем физической работоспособности и двигательной подготовленности применительно к развитию каждой двигательной способности были подобраны соответствующие физические упражнения, специальные подвижные и спортивные игры, определена их дозировка. В целях обеспечения положительного взаимодействия нагрузок различной направленности физические упражнения для развития двигательных способностей в основной части занятия использовались в следующей последовательности: скоростные, скорост-но-силовые, силовые, «на выносливость». Упражнения «на гибкость» включались в подготовительную часть занятия для «разогревания» организма и в основную части занятия в интервалах между упражнениями скоростного, скоростно-силового и силового характера. Средняя интенсивность нагрузки в экспериментальной части занятия составляла 65-75 % максимального пульсового резерва (МПР). Экспериментальные занятия наряду с уроками физической культуры проводились 3 раза в неделю по 45 минут. Общая продолжительность занятий составила 40 недель.

Программа психопрофилактики. В процессе исследования на основе подходов, разработанных АМ. Прихожан [17], составлена психопрофилактическая программа, предназначенная для работы с тревожными подростками. Данная программа ориентирована: на обеспечение психологического комфорта учащихся в школе; формирование социального доверия и социальной активности; развитие уверенности в себе; укрепление чувства собственного достоинства; обучение конструктивному поведению в трудных ситуациях, снижение эмоционального напряжения, тревожности и агрессивности; повышение самооценки и общей коммуникативной культуры; снятие внутренних зажимов и обретение двигательной свободы. Важным моментом данной программы является работа по формированию Я-концепции подростка, его отношения к себе, отреагированию конфликтов, связанных со взрослыми и разрешению внутренних конфликтов. Значительную часть содержания этой программы составляют специальные физические упражнения и игры, элементы ритмической гимнастики, упражнения на релаксацию и функциональная музыка. «Психопрофилактические занятия» проводились 3 раза в неделю по 45 минут. Длительность занятий по данной программе также составила 40 недель.

Полученные данные обрабатывались с использованием пакета программ «Статистика». Достоверность различий оценивали с помощью параметрических и непараметрических критериев для корреляционно связанных и независимых выборок.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Анализ ФС в условиях покоя показал, что изменения отдельных его показателей в значительной степени определяются особенностями используемых средств

оптимизации (табл. 1, рис. 1). Так, у подростков первой экспериментальной группы, применяющих программу физических упражнений совместно с программой психопрофилактических занятий, в конце эксперимента отмечались более низкие (р<0,01-0,001) сдвиги ЧСС (на 8 %), ДП (12 %), СТС (8 %), СТД (21 %) и более высокие (р<0,001) значения приростов Мо (10 %), и RRNN (9 %), С (7 %) и Н (7 %) по сравнению с контрольной группой (КГ). У школьников второй экспериментальной группы под влиянием программ занятий физическими упражнениями отмечались более существенные (р<0,05-0,001) изменения ЧСС (на 9 %), ДП (13 %), RRNN (на 7 %), СТС (13 %), Н (8 %). В третьей экспериментальной группе, применявшей программу психопрофилактики стресса, в сопоставлении с группой контроля наблюдались значимые (р<0,05-0,01) сдвиги Мо (на 5 %), СТС (8 %), СТД (16 %), С (11 %) и Н (12 %).

Таблица 1

Изменения психологических показателей ФС тревожных подростков опытных групп в конце эксперимента в условиях покоя

Первая экспериментальная группа

Показатель до после сдвиг

С, баллы 65,3±4,2 70,4±3,1 5,1±1,7**

Н, баллы 62,5±3,8 68,1±3,7 5,6±1,9**

СТД, баллы 35,9±1,8 25,4±1,6 -10,5±1,4***

СТЛ, баллы 2,9±0,5 2,3±0,4 -0,6±0,3

СТС, баллы 48,4±1,3 42,4±1,2 -6,0±1,3***

Вторая экспериментальная группа

С, баллы 68,5±3,4 71,8±2,9 3,3±1,7

Н, баллы 65,1±4,1 70,2±3,8 5,1±1,7**

СТД, баллы 29,7±2,2 23,6±1,5 -6,1±1,1***

СТЛ, баллы 3,8±0,6 2,7±0,4 -1,1±0,3**

СТС, баллы 43,7±1,6 36,4±1,3 -7 3±1 4***

Третья экспериментальная группа

С, баллы 59,8±4,0 66,5±3,4 6,7±1,6***

Н, баллы 56,7±3,3 64,7±2,9 8,0±1,8***

СТД, баллы 32,5±1,6 24,7±1,5 -7,8±1,3***

СТЛ, баллы 2,1±0,4 1,6±0,5 -0,5±0,3

СТС, баллы 49,8±1,7 41,5±1,6 -8,3±1,5***

Контрольная группа

С, баллы 62,1±2,9 61,8±3,1 -0,3±0,8

Н, баллы 59,8±3,1 60,9±3,1 1,1±0,9

СТД, баллы 37,1±2,0 34,0±1,7 -3,1±1,2*

СТЛ, баллы 3,2±0.5 2,8±0,4 -0,4±0,3

СТС, баллы 43,5±1,5 41,7±1,2 -1,8±1,1

Примечание: *,**,***, - достоверность сдвигов при p <0,05, 0,01, 0,001, соответственно.

Изучение динамики ФС при выполнении информационной нагрузки показало, что работа с индивидуально оптимальной скоростью вызвала выраженное (р<0,05-0,001) повышение большинства вегетативных показателей по сравнению с

фоновым состоянием (табл. 2). Еще более существенные (р<0,05-0,001) сдвиги отмечались при работе с максимальной скоростью в условиях «угрозы наказания». В последнем случае происходило достоверное увеличение ЧСС, АМо, SI, СД, ДД, САД, ДП и снижение Мо, RRNN, MxDMn (см. табл. 2).

Сравнительный анализ изменений вегетативного обеспечения и эффективности деятельности при работе с комфортной скоростью в зависимости от используемых программ оптимизации ФС, показал отсутствие статистически значимых межгрупповых различий. При работе в максимальном темпе, напротив, выявлены достоверные межгрупповые различия (рис. 2)._

20 15

Первая экспериментальная группа

ЧСС

ДП

СТС

СТД

Мо

14 12 10 8 6 4 2 0

Вторая экспериментальная группа

ДП

Третья экспериментальная группа

СТД

25

%

5

0

С

Н

Н

%

Мо

С

Н

Рис. 1 - Статистически значимые сдвиги (в %) показателей ФС в экспериментальных группах по сравнению с контрольной группой в условиях покоя

Так, в первой экспериментальной группе по сравнению с контрольной отмечалось снижение сдвигов ДП (на 14 %) и RRNN (11 %) (р<0,05) и более высокие ф<0,05-0,01) значения А/ЧСС (25 %), А/ДП (20 %), А/ИН (45 %), Q/ДП (18 %). Во второй группе в аналогичных условиях обнаружены значимые (р<0,05-0,01) сдвиги ЧСС (на 9 %), ДП (на 11 %), RRNN (13 %), А/ЧСС (20 %), А/ДП (25 %). Третья группа превосходила (р<0,05) контрольную в отношении ЧСС (на 7 %), и А/ЧСС (16 %).

Таблица 2

Сдвиги физиологических показателей ФС тревожных подростков опытных групп при информационной нагрузке

Первая экспериментальная группа

Показатель Фон Нагрузка

I ступень (сдвиг) II ступень (сдвиг)

СД, мм. рт. ст. 111,9±2,4 2,4±1,1* 8,5±1,4***

ДД, мм. рт. ст. 67,5±2,3 1,8±0,9 9,1±1,6***

САД,мм.рт.ст. 81,3±2,1 2,1±0,8* 8,7±1,4***

ЧСС, уд/мин 80,8±1,9 9 5±1 5*** 16,2±1,5***

ДП, у.е. 90,2±2,5 11,6±2,2*** 27,3±2,8****

RRNN, мс 796,2±27,1 -30,6±6,2*** -81,1±8,0***

Мо, мс 763,5±25,7 -31,5±5,7*** -83,4±7,6***

МхБМп, с 322,5±34,1 -62,1±7,2*** -74,7±6,3***

АМо, % 41,1±3,0 7,8±1,2*** 10,3±1,3***

SI, у.е. 140,8±21,4 90,8±18,1 *** 131,3±28,1 ***

SDNN, мс 51,5±3,1 -1,5±1,1 -2,3±1,4

Вторая экспериментальная группа

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

СД, мм. рт. ст. 114,2±2,4 1,8±0,7 7,6±1,2***

ДД, мм. рт. ст. 68,0±2,2 1,1±0,5 7 1±1 4***

САД,мм.рт.ст. 82,9±2,0 1,5±0,4 7 4±1 1***

ЧСС, уд/мин 79,1±2,1 8,9±1,6*** 15,7±1,4***

ДП, у.е. 89,3±2,6 12,1±2,0*** 23,4±2,7***

RRNN, мс 819,3±35,8 -45,2±7,3*** -87,4±8,1***

Мо, мс 798,6±31,9 -46,9±7,1*** -89,0±8,5***

MxDMn, с 295,3±27,6 -50,4±5,7*** -66,3±5,6***

АМо, % 38,5±3,4 9,2±1,3*** 10,5±1,3 ***

Б1, у.е. 134,9±25,6 117,8±23,0*** 136,0±27,3***

SDNN, мс 49,8±2,6 -1,6±1,1 -2,1±1,4

Третья экспериментальная группа

СД, мм. рт. ст. 112,7±2,6 2,7±1,3 8,1±1,2***

ДД, мм. рт. ст. 70,1±2,4 1,8±0,6** 7 5±1 5***

САД,мм.рт.ст. 82,6±2,2 2,6±1,31 7 7±1 з***

ЧСС, уд/мин 81,5±2,0 7 4±1 з*** 14,5±1,5***

ДП, у.е. 91,7±2,7 12,5±2,2*** 26,1±2,6***

ККЫК, мс 775,0±42,9 -28,7±6,6*** -63,9±8,8***

Мо, мс 751,7±39,4 -27,0±6,4*** -65,5±8,1 ***

МхЭМп, с 354,4±36,2 -72,1±7,0*** -93,8±7,3***

АМо, % 35,9±2,7 8,0±1,4*** 10,2±1,3***

Б1, у.е. 113,5±17,7 95,5±18,4*** 141,3±27,3***

SDNN, мс 56,1±3,3 -2,2±1,2 -2,4±1,3

Контрольная группа

СД, мм. рт. ст. 113,0±2,5 2,9±1,3* 8,9±1,2***

ДД, мм. рт. ст. 69,8±2,1 2,3±1,4 8,0±1,5***

САД,мм.рт.ст. 83,2±2,0 2,6±1,0* 8,3±1,3***

ЧСС, уд/мин 80,1±1,9 8,4±1,4*** 14,7±1,5***

ДП, у.е. 90,4±2,4 13,2±2,5*** 25,3±2,8****

ККЫК, мс 803,4±29,4 -39,4±6,5*** -85,2±7,5***

Мо, мс 766,2±28,8 -41,6±6,6*** -83,7±7,0***

МхБМп, с 335,6±29,6 -55,8±6,5*** -80,1±8,8***

АМо, % 37,6±3,1 8,8±1,2*** 11,1±1,3***

Б1, у.е. 122,3±20,8 87,6±15,3*** 154,9±22,8***

SDNN, мс 43,7±1,9 -1,2±1,0 -2,1±1,3

Примечание: *,**,***, - достоверность сдвигов при p <0,05, 0,01, 0,001, со-

ответственно.

30 25 20 % 15 10 5 0

Вторая экспериментальная группа

ЧСС

ДП

А/ЧСС

А/ДП

18 15 12 % 9 6 3 0

Третья экспериментальная группа

ЧСС

А/ЧСС

Рис. 2 - Статистически значимые сдвиги (в %) показателей ФС в экспериментальных группах по сравнению с контрольной группой при напряженной информационной нагрузке (работа в максимальном темпе)

Изучение изменений функциональных возможностей организма подростков в зависимости от используемой программы оптимизации ФС, выявило наличие статистически значимых сдвигов показателей физической работоспособности и дви-

гательной подготовленности. Анализ полученных данных указывает на то, что изменения ряда показателей физической пригодности у тревожных подростков в значительной степени зависят от вида экспериментального воздействия (рис. 3).

Первая экспериментальная группа

20 -| _

18---

16----

14---

12---

%10-------- ---

8--- - - -

6-- - - - -------

4---------------

2-- - - - - - -

0 -I---1---1---1---1---1---1--

ВтП PWC170 Прыжок Бег 6 мин Бег 20 м Подн. тул. ОФП

Вторая экспериментальная группа

16 1

14----

12---- ---

10---- - - -

% 8-- - - - -

6-- - - - -----

4---------------

2-- - - - - - -

0 -I---,---,---,---,---,---,--

ВтП PWC170 Прыжок Бег 6 мин Челн х бег Подн. тул. ОФП

Рис. 3 - Статистически значимые сдвиги (в %) показателей физической работоспособности и двигательной подготовленности в экспериментальных группах по сравнению с контрольной группой

Сравнение приростов изучаемых переменных показало, что в экспериментальных группах в сопоставлении с контрольной группой имеют место достоверные различия. Так, в первой экспериментальной группе различия по сдвигам (р<0,05-0,001) касались относительных величин ВтП (9 %), PWCl70 (10 %), а также прыжка в длину с места (19 %), шестиминутного бега (10 %), бега 20 м (5 %), поднимания туловища (6 %) и общей оценки физической подготовленности (16 %). Вторая экспериментальная группа также превосходила (р<0,05-0,001) контрольную группу по уровню приростов средних значений ВтП (10 %), PWC170 (12 %), прыжка в длину с места (14 %), челночного бега (6 %), шестиминутного бега (12 %), поднимания туловища (6 %) и общей оценки физической подготовленности (15 %).

Между испытуемыми третьей экспериментальной и контрольной групп значимые различия в уровне физической работоспособности и двигательной подготовленности не выявлены.

Таким образом, в экспериментальных группах в состоянии относительного покоя отмечается улучшение эмоционального состояния, снижение фоновой ак-тивированности и сдвиг вегетативного баланса в сторону преобладания активности парасимпатической системы.

При выполнении тестовых заданий выявлена различной степени выраженности тенденция снижения психофизиологической цены напряженной информационной нагрузки и повышения эффективности интеллектуальной деятельности. Важно подчеркнуть, что наиболее существенное уменьшение цены деятельности на фоне улучшения физической работоспособности и двигательной подготовленности наблюдалось в первой экспериментальной группе. Эти сведения указывают на то, что комплексное применение правильно подобранных программ занятий физическими упражнениями, учитывающих основные закономерности адаптации к мышечной деятельности и программ психопрофилактики стресса, обеспечивает существенное улучшение ФС тревожных подростков в условиях напряженной интеллектуальной деятельности.

В процессе исследования установлено, что для тревожных подростков при напряженных информационных нагрузках характерно значительное увеличение активности симпатического и ослабление влияния парасимпатического отделов ВНС, существенный рост ситуативной тревожности, низкая эффективность деятельности и, соответственно, высокая ее физиологическая цена. Подобная точка зрения подтверждается результатами других работ [7; 8; 9].

Полученная информация соответствует результатам других работ, содержащих сведения о том, что совмещение программ занятий физическими упражнениями и специальных психопрофилактических программ в едином комплексе вызывает наиболее значимый оптимизирующий эффект [1; 2; 10; 33; 38]. Результаты исследования согласуются также с данными о том, что при напряженных когнитивных нагрузках у тревожных лиц, регулярно использующих адекватную возрасту и уровню подготовленности мышечную деятельность, отмечается менее значительное повышение активности симпатической и ослабление влияния парасимпатической системы, на фоне снижения психофизиологической цены деятельности [10; 24; 28]. Подобные изменения вегетативного баланса отражают становление оптимальных взаимоотношений между симпатической и парасимпатической системами. Так, по имеющимся сведениям, умеренное нарастание парасимпатической активности и снижение реактивности симпатической системы под влиянием систематических занятий физическими упражнениями, сопровождаются общим улучшением ФС организма [5; 21; 37; 29; 39], повышением стрессоустойчивости и эффективности переработки информации [6; 8; 34].

В настоящее время в целом ряде экспериментальных и обзорных работ показано, что физическая активность является одним из наиболее действенных средств профилактики и коррекции донозологических форм тревожности и депрессии [22; 25; 30; 31; 35; 36]. Этот эффект регулярных физических нагрузок связывается, главным образом, с изменениями обмена нейрогормонов, нейроме-диаторов и нейропептидов в различных структурах мозга, регулирующих эмоциональные аспекты функционального состояния [4; 10; 26; 27; 40]. В совокупности

все эти приспособительные изменения могут существенно снизить риск формирования состояния перенапряжения, срыва процессов адаптации и развития целого ряда неинфекционных заболеваний.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучение функционального состояния тревожных подростков 12-14 лет показало, что информационные нагрузки, осуществляемые в режиме оптимального и максимального темпа работы, вызывают у них повышение уровня неспецифической активации ЦНС и возрастание напряжения регуляторных систем. При этом переход от первого режима работы ко второму сопровождается нарастанием активности симпатической системы и увеличением психофизиологической цены деятельности.

Установлено, что совместное использование специальных программ занятий физическими упражнениями и программы психопрофилактики стресса оказывает наиболее выраженное оптимизирующее влияние на функциональное состояние тревожных подростков. В условиях спокойного бодрствования это влияние находит проявление в снижении фоновой активированности, сдвиге вегетативного баланса в сторону преобладания активности парасимпатической системы, а также уменьшении ситуативной тревожности, улучшении самочувствия и настроения. В условиях тестовых нагрузок влияние рассматриваемого комплекса средств оптимизации функционального состояния проявляется в снижении психофизиологической цены напряженной деятельности и повышении ее эффективности. Важно подчеркнуть, что все это сопровождается существенным улучшением физической работоспособности и двигательной подготовленности. Систематическое использование только физических упражнений оказывает сходное воздействие на вегетативные показатели функционального состояния, работоспособность и двигательную подготовленность, но менее существенно влияет на эмоциональный статус подростков. Применение же программы психопрофилактики стресса, напротив, положительно воздействует на уровень ситуативной тревожности, настроения и самочувствия, но не оказывает значимого влияния на большинство вегетативных показателей, физическую работоспособность и двигательную подготовленность.

Работа поддержана грантом РГНФ (14-06-00212а).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление. - М.: ПЭР СЭ, 2006. - 528 с.

2. Бундзен П.В., Евдокимова О.М., Л.-Э. Унесталь. Современные технологии укрепления психофизического состояния и психосоциального здоровья населения // Теор. и практ. физич. культуры. - 1996. - № 8. - С. 57.

3. Волков Н.И., Осипенко А.А., Несен Э.Н., Корсун С.Н. Биохимия мышечной деятельности. - Киев. Олимпийская литература. 2000.

4. Гринберг Дж. Управление стрессом. - СПб.: Питер, 2002. - 496 с.

5. Данилова Н.Н. Психофизиологическая диагностика функциональных состояний. - М.: МГУ, 1992. - 192 с.

6. Данилова Н.Н. Психофизиология. - М.: Аспект Пресс, 2008. - С. 324.

7. Данилова Н.Н., Коршунова С.Г., Соколов Е.Н., Чернышенко Е.Н. Зависимость сердечного ритма от тревожности как устойчивой индивидуальной характеристики // Журн. высш. нервн. деят. - 1995. - Т. 45, № 6. - С. 647-660.

8. Коршунова, С.Г. Эффективность решения умственных задач и вариантность сердечного ритма / С.Г. Коршунова // Вестн. МГУ. Сер. 14, Психология. -1996. - № 1. - С. 31-41.

9. Криволапчук И.А. Психофизиологические показатели у детей 6-8 лет при информационной нагрузке в зависимости от тревожности как устойчивой индивидуальной характеристики // Физиология человека. - 2006. - Т. 32, №6. - С. 1321.

10. Криволапчук И.А. Эффективность использования физических упражнений для управления функциональным состоянием тревожных детей 6-8 лет // Физиология человека. - 2011. - Т. 37, № 5. - С. 61-72.

11. Криволапчук И.А., Сухецкий В.К. Психофизиологическая характеристика функционального состояния подростков на разных стадиях полового созревания в условиях информационной нагрузки // Физиология человека. - 2005. - Т. 31, № 6.

- С. 13-25.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Криволапчук И.А., Чернова М.Б Разработка модели тестовых нагрузок для изучения стрессовой реактивности подростков // Новые исследования. - 2010.

- № 3 (24). - С. 25-37.

13. Криволапчук, И.А. Психофизиологическая цена напряженной информационной нагрузки у детей и подростков 5-14 лет / И.А. Криволапчук // Физиология человека. - 2008. - Т. 34, № 4. - С. 28-36.

14. Медведев В.И. Адаптация человека. - СПб.: Институт мозга РАН, 2003. -584 с.

15. Платонов В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения. - М.: Советский спорт, 2005. - 820 с.

16. Практикум по возрастной психологии: / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. - СПб.: Речь, 2001. - 638 с.

17. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: Психологическая природа и возрастная динамика. - М.: Московский психолого-социальный институт, НПО МОДЭК, 2000. - 304 с.

18. Прихожан А.М. Применение методов прямого оценивания в работе школьного психолога // Научно-методические основы использования в школьной психологической службе конкретных психодиагностических методик: Сб. научн. тр. / Редкол.: И.В. Дубровина (отв. ред.) и др. - М.: изд. АПН СССР, 1988. -C. 110-128.

19. Прихожан А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст. - СПб.: Издательство «Питер», 2007. - 192 с.

20. Собчик, Л.Н. Метод цветовых выборов - модификация цветового теста Люшера. - СПб.: Речь, 2006. - 128 с.

21. Ульянинский Л.С. Эмоциональный стресс и экстракардиальная регуляция // Физиологический журнал. - 1994. - Т. 80, № 2. - С. 23-27.

22. Чернова М.Б., Полянская Н.В., Герасимов М.М. Влияние острой физической нагрузки различной интенсивности на психологические аспекты функционального состояния детей в критический период адаптации к школе // Новые исследования. - 2015. - № 5. - С. 72-84.

23. Швеллнус М. Олимпийское руководство по спортивной медицине. Пер. с англ. /Науч. редактор В.В. Уйба. - М.: «Практика», 2011. - 672 с.

24. Шлык Н.И. Сердечный ритм и тип регуляции у детей, подростков и спортсменов. - Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2009. - 259 с.

25. Bibeau W.S., Moore J.B., Mitchell N.G., Vargas-Tonsing T., Bartholomew J.B. Effects of acute resistance training of different intensities and rest periods on anxiety and affect // J Strength Cond Res. - 2010. - 24(8). - P. 2184-2191.

26. Crews D., Landers D.A meta-analytic review of aerobic fitness and reactivity to psychosocial stressors // Med. Sci. Sports Exerc. - 1987. - Vol. 19, № 5. - P. 114120.

27. Crews D.J., Lochbaum M.R., Landers D.M. Aerobic physical activity effects on psychological well-being in low-income Hispanic children // Percept. Mot. Skills, -2004. - 98(1). - P. 319-324.

28. Everly G., Latin J. A Clinical Guide to the Treatment of the Human Stress Pesponse. - NY: Springer, 2013. - 486 p.

29. Forcier K., Stroud L.R., Papandonatos G.D. et al. Links between physical fitness and cardiovascular reactivity and recovery to psychological stressors: A metaanalysis // Health Psychol. - 2006. - Vol. 25, № 6. - P. 723-739.

30. Guszkowska M. State/trait anxiety and anxiolytic effects of acute physical exercises // Biomedical Human Kinetics, 2009. 1, - P. 6-10.

31. Hale B.S., Koch K.R., Raglin J.S. State anxiety responses to 60 minutes of cross training // Br. J. Sports Med. - 2002. - Vol. 36. - P. 105-107.

32. Krivolapchuk I. A., Chernova M. B. Physical performance and psychophysiological reactivity of 7-8 year-old children to different types of exercise // Medicina dello Sport. - 2012. - 65 (2). - Р. 173-185.

33. Long B., Haney C. Coping strategies for Working Women: aerobic exercise and relaxation interventions // Behav. Ther. - 1988. - Vol. 19, № 1.

34. McCanne T.R., Lyons G.M. Decelerative changes in heart pate are associated with performance on tasks that assess intelligence // Intern. J. Psychophysiol. - 1990. -Vol. 8, № 3. - P. 235-248.

35. Patrick WC Lau, CW Yu, Antoinette Lee, Rita YT Sung The physiological and psychological effects of resistance training on Chinese obese adolescents // J. Exercise Science and Fitness. - 2004. - 2(2). - P. 115-120.

36. Petruzzello S.J., Landers D.M., Hatfield B.D., et al. A meta-analysis on the anxiety-reducing effects of acute and chronic exercise. Outcomes and mechanisms // Sports Med. - 1991 - Vol. 11, № 3, pp. 143-182.

37. Rimmele U., Seiler R., Marti B. et al. The level of physical activity affects adrenal and cardiovascular reactivity to psychosocial stress // Psychoneuroendocrinology. - 2009. - Vol. 34. - P. 190-198.

38. Roth D., Holmes D. Influence of Aerobic Exercise Training and Relaxation Tranind on Physical and Psychologic Health Following Stressful Life Evens // Psychosomatic Medicine. - 1987. - Vol. 49. - P. 355-365.

39. Spalding T.W., Jeffers L.S., Porges S.W., Hatfield B.D. Vagal and cardiac reactivity to psychological stressors in trained and untrained men //Med. Sci. Sports Ex-erc. - 2000 -Vol. 32, № 3. - P. 581-591.

40. Wipfli B.M., Rethorst C.D., Landers D.M. The anxiolytic effects of exercise: a meta-analysis of randomized trials and dose-response analysis // J Sport Exerc Psychol. - 2008. - Vol. 31, № 1. - P. 128-129.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.