ЭФФЕКТИВНОСТЬ КОМПЛЕКСНОГО ПРИМЕНЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ НАГРУЗОК И СРЕДСТВ РЕГУЛЯЦИИ СТРЕССА В ЗАНЯТИЯХ С ТРЕВОЖНЫМИ ПОДРОСТКАМИ
12-14 ЛЕТ
М.Б. Чернова1 Н.В. Полянская ФГБНУ «Институт возрастной физиологии Российской академии образования», Москва
В процессе исследования установлено, что совместное использование специальной программы занятий физическими упражнениями и программы психопрофилактики стресса оказывает выраженное оптимизирующее влияние на функциональное состояние, физическую работоспособность и двигательную подготовленность тревожных подростков 12-14 лет.
Ключевые слова: физические нагрузки, психопрофилактика, функциональное состояние, физическая работоспособность и двигательная подготовленность, подростки.
Efficiency of comprehensive exercises and means of stress regulation during classes with 12-14-year-old adolescents with anxiety. The study found that the combined use of the special exercise programme and the stress psychoprophylaxis program has a marked optimizing effect on the functional status, physical performance and motor fitness in adolescents with anxiety
Keywords: physical exercises, psychoprophylaxis, functional status, physical performance and motor fitness, teenagers.
Проблема борьбы со стрессом посредством использования различных средств и методов регуляции функционального состояния (ФС) привлекает к себе больший интерес со стороны специалистов из разных областей научного знания [2, 4, 21; 23,]. В последние годы особую актуальность приобрели исследования пролонгированного влияния физических упражнений совместно с другими средствами психопрофилактики стресса, направленные на нормализацию ФС в условиях напряженной деятельности [2, 3, 4, 8, 20, 21, 22]. Наиболее важно использовать различные средства регуляции стресса для улучшения ФС тревожных подростков, профилактики и снижения отрицательных последствий повышенных информационных и эмоциональных нагрузок в процессе учебной деятельности. Следует, однако, отметить, что кумулятивные эффекты комплексного применения физических упражнений различного характера и других средств нормализации ФС в целях уменьшения уровня тревожности подростков являются недостаточно изученными.
Наряду с этим несомненный интерес представляет вопрос о долговременном влиянии мышечной деятельности на физические кондиции тревожных детей и молодежи [8, 18; 20; 26]. Всестороннее изучение данного вопроса может способ-
Контакты:1 Чернова М.Б. - E-mail: <[email protected]>
ствовать разработке новых подходов к проблеме оптимизации ФС и укрепления здоровья тревожных школьников средствами физического воспитания.
Целью исследования явилось изучение долговременных эффектов влияния занятий физическими упражнениями и программы психопрофилактики стресса на ФС, физическую работоспособность и двигательную подготовленность тревожных школьников 12-14 лет.
ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В лабораторном эксперименте у тревожных детей изучались долговременные изменения ФС в покое и при выполнении информационных нагрузок разной степени стрессогенности [10]. В качестве модели информационной нагрузки использовали работу с буквенными таблицами. Обследование осуществлялось в состоянии покоя и в двух режимах работы: 1) автотемп; 2) максимальный темп при наличии «угрозы наказания» [10]. По результатам выполнения тестового задания рассчитывали количественные (А) и качественные (Q) показатели умственной работоспособности. Психологический статус изучали посредством использования методики шкалированной самооценки состояния Дембо - Рубинштейн (самочувствие - С; настроение - Н, ситуативная тревожность - СТД) [15; 16], опросника Спилбергера (ситуативная тревожность - СТС; личностная тревожность - ЛТС) [14] и модифицированного теста Люшера (ситуативная тревожность - СТЛ) [17].
В ходе работы определяли показатели временного анализа вариативности сердечного ритма [19]. Для этого записывали 300-500 RR-интервалов в состояния покоя и 100-150 RR-интервалов во время выполнения тестовых заданий. При тестировании учитывали общие рекомендации по интерпретации показателей вариативности сердечного ритма в условиях проведения функциональных проб. Рассчитывали среднюю продолжительность R-R интервала (RRNN), моду (Мо), амплитуду моды (АМо), разброс кардиоинтервалов (MxDMn), среднеквадра-тическое отклонение (SDNN), стресс-индекс (SI).
Систолическое (СД) и диастолическое (ДД) давление крови регистрировали в соответствие с рекомендациями ВОЗ. Применяли адекватную возрасту детскую манжету. На основании этих измерений рассчитывали среднее давление (САД), двойное произведение (ДП), вегетативный индекс Кердо (ВИК), показатели эффективности деятельности (Q/ЧСС, Q/SI, Q/ДП, A/ЧСС, A/SI, A/ДП) [9; 11].
Для оценки физической работоспособности определяли: PWCn0; ватт-пульс (ВтП); максимальное потребление кислорода (МПК); интенсивность накопления пульсового долга (ИНПД). Комплекс контрольных упражнений состоял из следующих показателей: прыжок в длину с места; челночный бег 4х9 м; бег 20 метров с хода; шестиминутный бег; поднимание туловища из положения «лёжа на спине» за 1 минуту; наклон вперёд.
Программа психопрофилактики стресса и программа занятий физическими упражнениями. На основе подходов, предложенных A.M. Прихожан [15] и А.В. Микляевой [12], разработана психопрофилактическая программа, предназначенная для работы с тревожными подростками. Данная программа ориентирована: на обеспечение психологического комфорта учащихся в школе, формирование социального доверия и социальной активности, развитие уверенности в себе,
укрепление чувства собственного достоинства, обучение конструктивному поведению в трудных ситуациях, снижение эмоционального напряжения, тревожности и агрессивности, повышение самооценки и общей коммуникативной культуры, снятие внутренних зажимов и обретение двигательной свободы. Содержание программы составляют специальные упражнения и игры, элементы ритмической и психогимнастики, упражнения на релаксацию, функциональная музыка, приемы арттерапии. Экспериментальные занятия проходили в виде тренинга.
В процессе занятий по физическому воспитанию использовалось обоснованное нами рациональное соотношение средств физического воспитания для тревожных подростков, включающее нагрузки комплексной (30 %), аэробной (25 %), смешанной аэробно-анаэробной (25 %), анаэробной гликолитической (15 %); анаэробной алактатной (5 %) направленности. С учетом исходного уровня физического состояния были разработаны 3 режима занятий. Для школьников с различным уровнем физической работоспособности и двигательной подготовленности применительно к развитию каждой двигательной способности были подобраны соответствующие физические упражнения, специальные подвижные и спортивные игры, определена их дозировка. Средняя интенсивность нагрузки в экспериментальной части занятия составляла 65-75 % максимального пульсового резерва (МПР). Экспериментальные занятия наряду с уроками физической культуры проводились 3 раза в неделю по 45 минут. Общая продолжительность занятий составила 40 недель.
Полученные данные обрабатывались с использованием пакета программ «Статистика». Достоверность различий оценивали с помощью параметрических и непараметрических критериев для корреляционно связанных и независимых выборок.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Анализ ФС в условиях покоя показал, что изменения отдельных его показателей в значительной степени определяются особенностями используемых средств оптимизации (рис. 1). Так, у подростков первой экспериментальной группы, применяющих программу физических упражнений совместно с программой психопрофилактических занятий, в конце эксперимента в состоянии покоя отмечались более низкие (р<0,01-0,001) величины ЧСС (сдвиг на 8 %), ДП (12 %), СТС (8 %), СТД (21 %) и более высокие (р<0,001) значения Мо (прирост 10 %), RRNN (9 %), С (7 %) и Н (7 %) по сравнению с контрольной группой (КГ). У школьников второй экспериментальной группы под влиянием программ занятий физическими упражнениями наблюдались более существенные (р<0,05-0,001) изменения ЧСС (на 9 %), ДП (13 %), RRNN (на 7 %), СТС (13 %), Н (8 %). В третьей экспериментальной группе, применявшей программу психопрофилактики стресса, в сопоставлении с группой контроля выявлены значимые (р<0,05-0,01) сдвиги Мо (на 5 %), СТС (8 %), СТД (16 %), С (11 %) и Н (12 %).
Изучение динамики ФС при выполнении информационной нагрузки показало, что работа с индивидуально оптимальной и максимальной скоростью вызвала выраженное (р<0,05-0,001) повышение большинства вегетативных показателей по сравнению с фоновым уровнем. Сопоставление приростов изучаемых показателей
ФС при работе с комфортной скоростью выявило межгрупповые различия (рис. 2).
%
25 20 15 10 5 0
I ЭГ
1 кг
1 1
1
ЧСС
ДП
СТС СТД Мо ККЫЫ С Н
ЧСС
ДП
II ЭГ
СТС
%
18 16 14 12 10 8 6 4 2 0
Мо
СТС
III ЭГ
СТД
Рис. 1 Значимые сдвиги (в %) показателей ФС в экспериментальных группах по сравнению с контрольной группой в условиях покоя
Н
С
Н
Рис. 2. Значимые сдвиги (в %) показателей ФС в экспериментальных группах по сравнению с контрольной группой при работе в режиме «автотемп»
Так, в первой экспериментальной группе по сравнению с контрольной отмечались меньшие (р<0,05-0,001) сдвиги ДП (на 12 %), RRNN (9 %) и более высокие (р<0,05-0,01) приросты А/ЧСС (21 %), А/ДП (14 %), А/ИН (35 %), Q/ЧСС (16 %), Q/ДП (14 %). Во второй группе обнаружены значимые (р<0,05-0,01) сдвиги ЧСС (на 7 %), ДП (на 19 %), RRNN (12 %), А/ЧСС (17 %), А/ДП (15 %). Третья группа превосходила (р<0,05) контрольную в отношении ЧСС (на 8 %), А/ЧСС (12 %), Q/ДП (9 %).
Сравнительный анализ изменений вегетативного обеспечения и эффективности деятельности при работе в максимальном темпе также выявил достоверные межгрупповые различия (см. рис. 3).
Рис. 3. Значимые сдвиги (в %) показателей ФС в экспериментальных группах по сравнению с контрольной группой при работе в максимальном темпе
Так, в первой экспериментальной группе по отношению к контрольной отмечалось снижение сдвигов ДП (на 14 %) и RRNN (11 %) (р<0,05), более высокие (р<0,05-0,01) значения А/ЧСС (25 %), А/ДП (20 %), А/ИН (45 %), Q/ДП (18 %). Во второй группе в аналогичных условиях выявлены значимые (р<0,05-0,01) сдвиги ЧСС (на 9 %), ДП (на 11 %), RRNN (13 %), А/ЧСС (20 %), А/ДП (25 %). В третьей группе обнаружены различия (р<0,05) в отношении ЧСС (на 7 %) и А/ЧСС (16 %).
Изучение изменений физических кондиций подростков в зависимости от используемой программы оптимизации ФС, выявило также наличие статистически значимых сдвигов показателей физической работоспособности и двигательной подготовленности. Анализ полученных данных указывает на то, что изменения ряда показателей физической пригодности у тревожных подростков в значительной степени зависят от вида экспериментального воздействия (рис. 4). Сравнение приростов используемых переменных показало, что в экспериментальных группах в сопоставлении с контрольной группой имеют место достоверные различия. Так, в первой экспериментальной группе различия по сдвигам (р<0,05-0,001) касались относительных величин ВтП (9 %), PWC170 (10 %), а также прыжка в длину с места (19 %), шестиминутного бега (10 %), бега 20 м (5 %), поднимания туловища (6 %) и общей оценки физической подготовленности (16 %).
Рис. 4. Статистически значимые сдвиги (в %) показателей физической работоспособности и двигательной подготовленности в экспериментальных группах по сравнению с контрольной группой
Вторая экспериментальная группа также превосходила (р<0,05-0,001) контрольную группу по уровню приростов средних значений ВтП (10 %), PWCl70 (12 %), прыжка в длину с места (14 %), челночного бега (6 %), шестиминутного бега (12 %), поднимания туловища (6 %) и общей оценки физической подготовленности (15 %). Между испытуемыми третьей экспериментальной и контрольной групп значимые различия в уровне физической работоспособности и двигательной подготовленности не выявлены.
В ходе данного исследования установлено, что для тревожных подростков при информационных нагрузках характерно значительное увеличение активности симпатического и ослабление влияния парасимпатического отделов ВНС, существенный рост ситуативной тревожности, низкая эффективность деятельности и, соответственно, высокая ее физиологическая цена. Аналогичные результаты были получены и в других работах [5; 7; 8; 26].
Выраженная тревожность, как известно, не только является важнейшим признаком школьной дезадаптации, но и оказывает серьезное воздействие на здоровье и общий уровень психологического благополучия детей и молодежи [1; 6; 12; 13; 15,]. Поэтому интерес к проблеме регулирования уровня тревожности с помощью физических упражнений и других средств оптимизации ФС нашел отражение в большом количестве работ отечественных и, особенно, зарубежных авторов. В этих работах важное значение придается анализу влияния острой и хронической физической активности на ситуативную и личностную тревожность [8; 22; 23; 24; 26; 28]. Анализ полученных в настоящем исследовании материалов о долговременных эффектах применения разработанных программ на ФС школьников 12-14 лет показал, что в экспериментальных группах в условиях покоя отмечается улучшение эмоционального состояния, снижение фоновой активированности и сдвиг вегетативного баланса в сторону преобладания активности парасимпатической системы. При выполнении тестовых заданий выявлена тенденция снижения психофизиологической цены напряженной информационной нагрузки и повышения эффективности деятельности. Важно подчеркнуть, что наиболее существенное уменьшение цены деятельности наблюдалось в первой экспериментальной группе. Эти сведения указывают на то, что комплексное применение правильно подобранных программ занятий физическими упражнениями, учитывающих основные закономерности адаптации к мышечной деятельности, и программ психопрофилактики стресса, обеспечивает существенное улучшение ФС тревожных подростков в условиях напряженной интеллектуальной нагрузки, а также значимое повышение физической работоспособности и двигательной подготовленности. Это заключение хорошо согласуется с представлением о том, что совмещение занятий физическими упражнениями и специальных психопрофилактических приемов в едином комплексе вызывает наиболее значимый оптимизирующий эффект [2; 3; 4; 8; 25; 27].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В процессе исследования установлено, что совместное использование специальной программы занятий физическими упражнениями и программы психопрофилактики стресса оказывает выраженное оптимизирующее влияние на ФС тре-
вожных подростков 12-14 лет. В условиях спокойного бодрствования это влияние находит проявление в снижении фоновой активированности, сдвиге вегетативного баланса в сторону преобладания активности парасимпатической системы, а также уменьшении ситуативной тревожности, улучшении самочувствия и настроения. В условиях тестовых нагрузок влияние рассматриваемого комплекса средств оптимизации ФС проявляется в снижении психофизиологической цены напряженной деятельности и повышении ее эффективности. Систематическое использование только физических упражнений оказывает сходное воздействие на вегетативные показатели ФС, работоспособность и двигательную подготовленность, но менее существенно влияет на эмоциональный статус подростков. Применение же только программы психопрофилактики стресса, напротив, положительно воздействует на уровень ситуативной тревожности, настроения и самочувствия, но не оказывает значимого влияния на большинство вегетативных показателей.
Изучение физической пригодности тревожных подростков показало, что систематические занятия физическими упражнениями оказывают выраженное положительное воздействие на приросты показателей мышечной работоспособности и двигательной подготовленности. В то время как программа психопрофилактики стресса, не влияет на физическую пригодность данного контингента школьников. Работа поддержана грантом РГНФ (14-06-00212а).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Астапов В.М. Тревожность у детей. - СПб.: Питер, 2004. - 224 с.
2. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление. - М.: ПЭР СЭ, 2006. - 528 с.
3. Бундзен П.В., Евдокимова О.М., Л.-Э.Унесталь. Современные технологии укрепления психофизического состояния и психосоциального здоровья населения // Теор. и практ. физич. культуры. - № 8. - 1996. - С. 57-63.
4. Гринберг Дж. Управление стрессом. - СПб.: Питер, 2002. - 496 с.
5. Данилова Н.Н., Коршунова С.Г., Соколов Е.Н., Чернышенко Е.Н. Зависимость сердечного ритма от тревожности как устойчивой индивидуальной характеристики // Журн. высш. нервн. деят. - 1995. - Т. 45, № 6. - С. 647-660.
6. Костина Л.М. Адаптация первоклассников к школе путем снижения уровня их тревожности // Вопросы психологии. - 2004. - № 1. -С.137-143.
7. Криволапчук И.А. Психофизиологические показатели у детей 6-8 лет при информационной нагрузке в зависимости от тревожности как устойчивой индивидуальной характеристики // Физиология человека. - 2006.- Т. 32, № 6. -С. 13-21.
8. Криволапчук И.А. Эффективность использования физических упражнений для управления функциональным состоянием тревожных детей 6-8 лет // Физиология человека. - 2011.- Т. 37, № 5. - С. 61-72.
9. Криволапчук И.А., Сухецкий В.К. Психофизиологическая характеристика функционального состояния подростков на разных стадиях полового созревания в условиях информационной нагрузки // Физиология человека. - 2005. - Т. 31, № 6. - С. 13-25.
10. Криволапчук И.А., Чернова М.Б Разработка модели тестовых нагрузок для изучения стрессовой реактивности подростков // Новые исследования. - 2010. - № 3(24). - С. 25-37.
11. Криволапчук, И.А. Психофизиологическая цена напряженной информационной нагрузки у детей и подростков 5-14 лет / И.А. Криволапчук // Физиология человека. - 2008. - Т. 34, № 4. - С. 28-36.
12. Микляева А.В., Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. - СПб.: Речь, 2007. - 248 с.
13. Пасынкова Н.Б. Связь уровня тревожности подростков с эффективностью их интеллектуальной деятельности // Психологический журнал. - 1996. - № 1 -С. 169-174.
14. Практикум по возрастной психологии: / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. - СПб.: Речь, 2001. - 638 с.
15. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: Психологическая природа и возрастная динамика. - Московский психолого-социальный институт, НПО МОДЭК, 2000. - 304 с.
16. Прихожан А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст. - СПб.: Издательство «Питер», 2007. - 192 с.
17. Собчик, Л.Н. Метод цветовых выборов - модификация цветового теста Люшера. - СПб.: Речь, 2006. - 128 с.
18. Чернова М.Б. Влияние острой физической нагрузки различной интенсивности на психологические аспекты функционального состояния детей в критический период адаптации к школе / М.Б. Чернова, Н.В. Полянская, М.М. Герасимов // Новые исследования. - 2015. - № 1. - С. 62-69.
19. Шлык Н.И. Сердечный ритм и тип регуляции у детей, подростков и спортсменов. - Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2009. - 259 с.
20. Crews D.J., Lochbaum M.R., Landers D.M. Aerobic physical activity effects on psychological well-being in low-income Hispanic children // Percept. Mot. Skills, 2004. 98(1). - P. 319-324.
21. Everly G., Latin J. A Clinical Guide to the Treatment of the Human Stress Pesponse. - NY: Springer, 2013. - 486 p.
22. Guszkowska M. State/trait anxiety and anxiolytic effects of acute physical exercises // Biomedical Human Kinetics. - 2009. - № 1. - P. 6-10.
23. Hale B.S., Koch K.R., Raglin J.S. State anxiety responses to 60 minutes of cross training // Br. J. Sports Med. - 2002. - Vol. 36. - P. 105-107.
24. Landers D.M. Exercise and Mental Health //Exercise Science. - 1998. - V. 7, № 2. - P. 131-146.
25. Long B., Haney C. Coping strategies for Working Women: aerobic exrcise and pelaxation interventions // Behav. Ther. - 1988. - Vol. 19, № 6. - Р. 75-83.
26. Petruzzello S.J., Landers D.M., Hatfield B.D. et al. A meta-analysis on the anxiety-reducing effects of acute and chronic exercise // Sports Medicine. - 1991. -V. 11, № 3. - Р. 143-182.
27. Roth D., Holmes D. Influence of Aerobic Exercise Training and Relaxation Tranind on Physical and Psychologic Health Following Stressful Life Evens // Psychosomatic Medicine. - 1987. - Vol. 49. - P. 355-365.
28. Wipfli B.M., Rethorst C.D., Landers D.M. The anxiolytic effects of exercise: a meta-analysis of randomized trials and dose-response analysis // J Sport Exerc Psychol. - 2008. - Vol. 31, № 1. - P. 128-129.