tem for athletes and coaches" 3rd International Congress on Science and Nordic Skiing, Vuokatti Sports Institute, pp. 35.
14. Pellegrini B. (2015) "Biomechanics of cross country-skiing, from single segment to whole
body movement" 3rd International Congress on Science and Nordic Skiing, Vuokatti Sports Institute, pp.
20. rd
15. Räsänen J. (2015) "Skill Teaching in Snowboarding" 3rd International Congress on Science and Nordic Skiing, Vuokatti Sports Institute, pp. 37.
16. Sandbakk 0. (2015) "The physiology of world-class cross-country skiers - a reappraisal of the success factors for performance" 3rd International Congress on Science and Nordic Skiing, Vuokatti Sports Institute, pp. 36.
17. Sattlecker G., Finkenzeller T., Buchecker M., and Gressenbauer C. (2015) "Effects of biathlon specific fatigue on shooting performance" 3rd International Congress on Science and Nordic Skiing, Vuokatti Sports Institute, pp. 38.
18. Tennessen E. (2014) "The Road to Gold: Training and Peaking Characteristics in the Year Prior to a Gold Medal Endurance Performance", Plos, available at: 10.1371/journal.pone.0101796
19. Würth S., Finkenzeller T., Buchecker M., and Sattelecker G. (2015) "Psychological influences on biathlon shooting performance", 3rd International Congress on Science and Nordic Skiing, Vuo-katti Sports Institute, pp. 35.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 15.08.2015.
УДК 796.011.3:612
КРАТКОВРЕМЕННЫЕ ЭФФЕКТЫ ВЛИЯНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ АЭРОБНОГО ХАРАКТЕРА НА ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ДЕТЕЙ В
СТРЕССОРНЫХ УСЛОВИЯХ
Игорь Альлерович Криволапчук, доктор биологических наук, заведующий лабораторией, Институт возрастной физиологии РАО, Москва, Галина Алексеевна Зайцева, кандидат педагогических наук, доцент, Иван Игоревич Криволапчук, старший лаборант, Светлана Анатольевна Бондарева, старший преподаватель, Национальный исследовательский технологический университет "МИСиС", Мария Борисовна Чернова, кандидат педагогических наук, доцент, Институт возрастной физиологии РАО, Москва
Аннотация
Полученные результаты свидетельствуют о том, что острая физическая нагрузка аэробного характера может быть использована для срочного снижения стрессовой реактивности и улучшения эмоционального статуса детей 8-10 лет. Рассматриваются возможные механизмы, обусловливающие оптимизацию функционального состояния школьников в период восстановления после острой аэробной нагрузки.
Ключевые слова: физическая нагрузка аэробной направленности, период восстановления, стрессовая реактивность, эмоциональный статус.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.08.126.p87-95
SHORT TERM EFFECTS OF PHYSICAL EXERCISES BY AEROBIC CHARACTER
INFLUENCES TO CHILDREN'S FUNCTIONAL STATE UNDER STRESS
CONDITIONS
Igor Allerovich Krivolapch.uk, the doctor of biological sciences, head of laboratory, Institute of
Developmental Physiology, Russian Academy of Education, Moscow; Galina Alekseevna Zaitseva, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Ivan Igorevich Krivolapchuk, the senior assistant, Svetlana Anatolyevna Bondareva, the senior lecturer, National University of Science and Technology "MISIS", Moscow; Maria Borisovna Chernova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Institute of Developmental Physiology, Russian Academy
of Education, Moscow
Annotation
The obtained results give the evidence that a sharp physical tension by aerobic character can be used to decrease the stress reactivity urgently and to improve the emotional status of 8-10 aged children. The possible mechanisms determining the optimization of schoolchildren's functional state at the rehabilitation period after a sharp aerobic tension are being considered.
Keywords: physical tension of aerobic direction, rehabilitation period, stress reactivity, motional
status.
Известно, что острые эффекты влияния физических упражнений аэробного характера на различные аспекты функционального состояния (ФС) в условиях спокойного бодрствования сохраняются в течение нескольких часов после однократного выполнения физических нагрузок [25, 14, 7, 23]. Результаты исследований, проведенных в последние годы, указывают на то, что в период реституции после острой физической нагрузки может происходить не только существенное изменения ФС в условиях спокойного бодрствования, но и выраженное снижение стрессовой реактивности [33, 21, 7, 11, 23]. Так, установлено, что у испытуемых, выполнивших интенсивные физические упражнения аэробного характера непосредственно перед стрессорным воздействием, наблюдалось значительное снижение реактивности сердечно-сосудистой системы [32, 12], улучшение настроения, снижение тревожности и депрессии [28, 20, 30; 19, 11, 15, 3]. Показано, что выраженность и продолжительность срочных эффектов влияния физической активности на ФС при психологическом стрессе в значительной степени зависит от объема и интенсивности однократно выполняемой аэробной нагрузки, а также уровня физической подготовленности испытуемых. Важно подчеркнуть, что возрастной аспект проблемы, позволяющий исследовать механизмы трансформации стрессовой реактивности под влиянием одноразовой физической нагрузки в процессе их естественного развития, остается практически неизученным.
Целью исследования явилось изучение кратковременных эффектов влияния физических упражнений аэробного характера на стрессовую реактивность детей младшего школьного возраста при напряженной информационной нагрузке.
МЕТОДИКА
В исследовании приняли участие здоровые дети 8-10 лет (n=43). В дни проведения обследования из рациона их питания были исключены продукты, содержащие кофеин и избыточное количество соли.
На первом этапе испытуемых экспериментальной (ЭГ) и контрольной (КГ) групп знакомили с протоколом тестирования, изучали физическое развитие, определяли индивидуальные значения интенсивности физической нагрузки. На втором этапе у детей экспериментальной группы осуществлялось изучение ФС в условиях напряженной информационной нагрузки до и после выполнения комплекса упражнений преимущественно
аэробной направленности, а у школьников контрольной группы - до и после «сбора анамнестических данных». Испытуемые экспериментальной группы после пятиминутной разминки выполняли физическую нагрузку средней интенсивностью 60-70 % максимального пульсового резерва, продолжительностью 15 мин. Комплекс выполнялся два раза, при этом общее время нагрузки составило 30 мин (2*15 мин). Интервал отдыха между периодами работы составлял 5 мин. Затем дети переходили в просторное проветриваемое помещение с комфортной температурой окружающей среды. После 60 минут отдыха участники исследования снова выполняли напряженную информационную нагрузку. Измерение физиологических и психологических показателей проводили в условиях информационной нагрузки и в период восстановления. Интервал между этапами у каждого испытуемого составлял 2 дня.
Для оценки степени напряженности регуляторных систем использовали математический анализ сердечного ритма [5]. В состоянии покоя записывали 300-500, а при тестовой нагрузке - 100-150 кардиоинтервалов. Реализация метода осуществлялась при помощи автоматизированного комплекса на базе персонального компьютера. Определяли среднюю продолжительность R-R интервала (RRNN) и рассчитывали стресс-индекс (SI). Частота сердечных сокращений (ЧСС) определялась по 6-секундным отрезкам записи с пересчетом на 1 минуту.
Систолическое (СД) и диастолическое (ДД) артериальное давление крови регистрировали в соответствие с рекомендациями ВОЗ с помощью откалиброванного стандартного анероидного сфигмоманометра, цена делений шкалы которого составляла 2 мм рт.ст. Применяли адекватную возрасту детскую манжету. Рассчитывали среднее (САД) давление и двойное произведение (ДП).
В качестве модели информационной нагрузки использовали работу с буквенными таблицами. Тестовая нагрузка в течение 4-х минут выполнялась в максимальном темпе при наличии «угрозы наказания». В качестве «наказания» применялся стандартный набор порицающих замечаний и сильный звук. По результатам выполнения тестового задания рассчитывали объём работы (А) и коэффициент продуктивности (Q).
Модифицированная методика Дембо-Рубинштейн использовалась для непосредственного оценивания школьниками своего состояния. Обследуемым предлагалось на вертикальных линиях длиной 100 мм отметить определенными знаками актуальный уровень самочувствия (С), настроения (Н), ситуативной тревожности (СТД). Инструкция испытуемым давалась перед каждой линией. При этом С оценивалось на основе шкалы «самочувствие хорошее-самочувствие плохое», Н - «хорошее настроение-плохое настроение, СТД - «совсем нетревожен - очень тревожен». По каждой из шкал определялась высота самооценки — от «0» до соответствующего знака. Теоретически такая оценка могла быть в диапазоне от 0 до 100 баллов. Уровень ситуативной тревожности (СТЛ) оценивали также с помощью модифицированного теста М. Люшера [4].
Для расчета физиологической интенсивности комплекса упражнений применяли метод M.J. Karvonen, позволяющий выражать нагрузку в % от величины максимального пульсового резерва (МПР) с учетом возраста и подготовленности занимающихся [24].
Полученные данные обрабатывались с использованием пакета программ Microsoft Excel. Достоверность различий оценивали с помощью параметрических и непараметрических критериев для независимых и корреляционно связанных выборочных совокупностей.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Полученные эмпирические данные представлены в таблицах 1-2. Видно, что информационная нагрузка, реализуемая с максимальной скоростью в условиях «угрозы наказания» вызывала статистически значимые (p<0,05-0,001) сдвиги рассматриваемых физиологических и психологических показателей ФС у детей опытных групп. В данной
экспериментальной ситуации наблюдалось увеличение ЧСС, СД, ДД, САД, Б1, СТЛ и уменьшение КЯММ С, Н, СТД.
Физическая нагрузка аэробного характера интенсивностью 60^70% МПР и продолжительность 30 мин, обусловливала у школьников экспериментальной группы выраженные изменения используемых индикаторов состояния системы кровообращения. В то же время процедура сбора анамнестических данных у детей контрольной группы не вызывала существенных сдвигов рассматриваемых показателей.
Однако через 60 мин после применения комплекса физических упражнений аэробного характера в экспериментальной группе и сбора анамнестических данных в контрольной группе, используемые показатели ФС достигли уровня, сопоставимого с данными, полученными в состоянии покоя перед физической работой. Исключение составили показатели настроения (Н) и ситуативной тревожности (СТД), величины которых в экспериментальной группе статистически значимо (р<0,05) изменились под влиянием аэробных упражнений (см. таблицу 1): настроение улучшалось, а уровень ситуативной тревожности снижался. На этом фоне напряженная информационная нагрузка также вызывала достоверные (р<0,05-0,001) изменения ЧСС, СД, ДД, САД, Б1, СТЛ, КЯМЫ, Н, СТД.
Таблица 1
Влияние острой физической нагрузки аэробной направленности
на функциональное состояние детей 8-10 лет (экспериментальная группа, п=23)
Показатель До физических упражнений
Исходное состояние Информационная нагрузка
А С
ЧСС, уд/мин 89,9±1,9 107,4±2,2 17,5±1,6***
СД, мм рт. ст. 91,9±1,8 101,6±1,7 9,7±1,6***
ДД, мм рт. ст. 63,0±1,6 70,4±1,5 7 4± 1 4* * *
САД, мм рт. ст. 72,3±1,6 79,9±1,6 7,6±1,4***
ДП, у.е. 83,6±2,7 102,5±2,6 18,9±2,4***
ЯЯт, мс 652,1±18,4 585,9±17,1 -66,2±15,0***
81, отн. ед. 127,8±32,1 315,2±26,7 187,4±26,3***
С, баллы 69,3±5,3 68,0±6,1 -1,3±3,4
Н, баллы 72,1±4,1 61,9±5,5 -11,2±3,3**
СТД, баллы 39,6±4,7 55,3±4,2 15,7±4,0***
СТЛ, баллы 2,31±0,21 3,87±0,28 1,56±0,19***
Показатель После физических упражнений (через 60 минут восстановления)
Исходное состояние Информационная нагрузка
А С
ЧСС, уд/мин 91,5±1,7 101,3±1,9 9,8±1,5*** ++ дд
СД, мм рт. ст. 90,5±1,8 94,4±1,9 3,9±1,6* + д
ДД, мм рт. ст. 61,6±1,6 67,1±1,5 5,5±1,6**
САД, мм рт. ст. 74,6±1,5 78,6±1,5 4,0±1,3**
ДП, у.е. 83,7±2,7 93,3±2,8 9,6±2,6** ++ д
ЯЯт, мс 638,4±17,5 620,6±19,7 -17,8±15,9 + д
81, отн. ед. 104,8±29,0 270,2±25,2 165,4±21,8***
С, баллы 73,4±5,5 71,1±7,8 -2,3±2,6
Н, баллы 85,7±4,3х 79,6±8,8 -6,1±2,9*
СТД, баллы 32,5±3,8х 38,3±3,1 -7,7±3,5*
СТЛ, баллы 1,91±0,23 3,24±0,35 1,33±0,23***
Примечание: А - абсолютные значения; С - сдвиг; *,**,*** - достоверность сдвигов на информационную нагрузку при р <0,05, 0,01, 0,001, соответственно; +, ++, различия по уровню реактивности до и после физических упражнений при р <0,05, 0,01, соответственно; А, АА - различия по уровню реактивности после воздействия между экспериментальной и контрольной группами, при р <0,05, 0,01, соответственно.
Сравнение сдвигов вегетативных индикаторов ФС и показателей самооценки, наблюдаемых в условиях информационной нагрузки у детей экспериментальной группы до и после использования аэробных физических упражнений, позволило выявить стати-
стически существенные различия в уровне стрессовой реактивности (см. таблицу 1). Различия касались сдвигов ЧСС (р<0,001), СД (р<0,05), ДП (р<0,01), ЯЯМЫ (р<0,05).
В контрольной группе изменений уровня стрессовой реактивности после «периода сбора анамнестических данных» практически не наблюдалось. Исключение составляет значимое (р<0,05) уменьшение сдвигов на информационную нагрузку показателя ситуативной тревожности по Люшеру (СТЛ) (см. табл. 2).
Таблица 2
Изменения функциональное состояние детей контрольной группы (п=20)
Показатель До сбора «анамнестических данных»
Исходное состояние Информационная нагрузка
А С
ЧСС, уд/мин 91,2±1,8 108,1±2,1 16,9±1,5***
СД, мм рт. ст. 89,5±1,9 102,7±2,3 13,2±1,5***
ДД, мм рт. ст. 61,2±1,6 69,0±1,6 7,8±1,4***
САД, мм рт. ст. 70,7±1,5 78,7±1,4 8,0±1,4***
ДП, у.е. 82,8±2,7 101,5±2,8 18,7±2,5***
ЯЯт, мс 663,1±19,5 572,9±20,1 -90,2±16,6***
81, отн. ед. 97,3±27,1 298,2±29,5 200,9±28,7***
С, баллы 73,3±5,5 66,2±6,5 -7,1±2,9*
Н, баллы 71,7±5,4 62,0±5,8 -9,7±4,1*
СТД, баллы 35,1±5,1 53,9±4,3 18,8±3,5***
СТЛ, баллы 2,09±0,22 3,23±0,22 1,14±0,24***
Показатель После сбора «анамнестических данных» (через 60 минут отдыха)
Исходное состояние Информационная нагрузка
А С
ЧСС, уд/мин 88,1±1,8 105,8±1,9 17,7±1,5***
СД, мм рт. ст. 90,0±1,7 100,3±1,7 10,3±1,7***
ДД, мм рт. ст. 62,5±1,5 68,4±1,8 5 9±1 4***
САД, мм рт. ст. 72,4±1,4 78,4±1,3 6,0±1,4***
ДП, у.е. 81,1±2,4 99,5±3,2 18,4±2,4***
ЯЯт, мс 635,7±16,5 585,1±24,2 -50,6±15,3**
81, отн. ед. 120,4±24,8 279,8±34,3 159,4±30,5***
С, баллы 70,9±5,5 73,1±6,3 -2,2±1,8
Н, баллы 75,6±4,8 68,6±5,3 -7,0±2,2**
СТД, баллы 40,6±4,4 52,9±4,1 -12,3±3,2***
СТЛ, баллы 2,57±0,24 2,99±0,31 0,42±0,20* +
Примечание: А - абсолютные значения; С - сдвиг; *,**,*** - достоверность сдвигов на информационную нагрузку при р <0,05, 0,01, 0,001, соответственно; + - различия по уровню реактивности до и после сбора анамнестических данных при р <0,05.
Межгрупповое сопоставление сдвигов ФС показало, что у детей экспериментальной группы после физических упражнений аэробной направленности по сравнению с контрольной группой, происходило существенное уменьшение реактивности системы кровообращения при напряженной информационной нагрузке (см. таблицы 1-2) на фоне практически неизменных скорости (А) и качества (Р) выполнения когнитивной деятельности. Различия по уровню реактивности выявлены в отношении ЧСС (р<0,001), СД (р<0,05), ДП (р<0,05), ЯЯМЫ (р<0,05). Полученные результаты свидетельствуют о том, что острая физическая нагрузка аэробного характера может быть использована для срочного снижения реактивности системы кровообращения, уменьшения ситуативной тревожности и улучшения настроения детей 8-10 лет.
Важно отметить, что сразу после окончания физической нагрузки аэробного характера изменения артериального давления и сердечного ритма у детей экспериментальной группы были, значительно выше, чем у школьников контрольной группы, не использовавших физические упражнения. Однако по мере восстановления у детей экспериментальной группы наблюдалось выраженное снижение рассматриваемых показателей активности системы кровообращения, которые в конце первого часа реституции достигли
сопоставимого уровня с группой контроля. На этом фоне напряженная информационная нагрузка, выполняемая через 60 минут после окончания физических упражнений, вызывала в экспериментальной группе меньшие приросты параметров артериального давления крови и сердечного ритма, не только по сравнению с периодом покоя, предшествовавшим выполнению мышечной деятельности, но и по сравнению контрольной группой в сопоставимых условиях.
Снижение артериального давления и частоты сердечных сокращений после острой физической нагрузки наблюдалось в большом количестве исследований, объектами которых являлись лица с артериальной гипертензией [17, 29, 11, 6, 26 и др.]. Результаты же, полученные при участии нормотензивных испытуемых, не так однозначны. В одних работах наблюдалось четкое снижение артериального давления и частоты сердечных сокращений во время восстановления после аэробной [17, 29, 8, 11, 6] и анаэробной (силовой) нагрузки [18, 6], а в других, напротив, значимые изменения не обнаружены [22, 12, 31, 18]. Эта «рассогласованность» результатов может быть связана с особенностями организации исследований, в частности временным интервалом, в рамках которого изучались эффекты восстановления после острой физической нагрузки, различиями в параметрах нагрузки, исходном вегетативном тонусе, уровне тренированности и двигательной подготовленности. В целом полученные нами данные выступают в поддержку представления о том, что в период восстановления после интенсивной одноразовой физической нагрузки аэробной направленности реактивность сердечно-сосудистой системы в условиях психологического стресса существенно уменьшается [33, 21, 26, 7, 11, 23].
Сравнение фоновых величин психологических индикаторов ФС, до и после физической нагрузки аэробного характера, в ряде случаев позволило выявить статистически значимые различия. Эти различия касались показателей настроения и ситуативной тревожности, полученных на основе методики шкалированной самооценки состояния Дем-бо-Рубинштейн. Результаты исследования согласуются гипотезой о том, что острая физическая нагрузка аэробного характера обладает мощным транквилизирующим эффектом [28, 20, 30, 19, 11].
Возможными механизмами, обусловливающими оптимизацию ФС детей в период реституции после острой аэробной нагрузки являются: 1) способность физических упражнений «отвлекать» детей от мыслей о психосоциальном стрессоре или модифицировать «негативное» восприятие стрессора [16, 20, 3, 19]; 2) изменения вегетативного баланса и создание парасимпатической «настройки» на уровне гипоталамуса [1, 16]; 3) изменение числа и чувствительности а- и в-адренорецепторов, трансформирующие реакцию тканей органов-мишеней на стрессовые стимулы [9, 13, 9]; 4) изменения обмена нейромедиаторов и нейропептидов в различных регуляторных системах мозга, имеющих отношение к формированию эмоционального состояния и ограничению чрезмерной стресс-реакции [2, 13, 3, 34].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Полученные результаты свидетельствуют о том, что через 60 мин после окончания острой физической нагрузки аэробного характера интенсивностью 60-70% максимального пульсового резерва и продолжительностью 30 мин, у школьников 8-10 лет наблюдается улучшение эмоционального состояния в условиях спокойного бодрствования и снижение стрессовой реактивности системы кровообращения при напряженной информационной нагрузке.
Работа поддержана РГНФ (грант №15-06-10156а).
ЛИТЕРАТУРА
1. Гельгорн, Э. Эмоции и эмоциональные расстройства / Э. Гельгорн, Д. Луфбрроу. - М. : Мир, 1966. - 672 с.
2. Гринберг, Дж. Управление стрессом / Дж. Гринберг. - СПб. : Питер, 2002. - 496 с.
3. Криволапчук, И.А. Эффективность использования физических упражнений для управления функциональным состоянием тревожных детей 6-8 лет / И.А. Криволапчук // Физиология человека. - 2011. - Т. 37. - № 5. - С. 61-72.
4. Собчик, Л.И. Метод цветовых выборов - модификация цветового теста Люшера / Л.И. Собчик. - СПб. : Речь, 2006. - 128 с.
5. Шлык, Н.И. Сердечный ритм и тип регуляции у детей, подростков и спортсменов / Н.И. Шлык - Ижевск : Изд-во «Удмуртский университет», 2009. - 259 с.
6. Acute and chronic effects of aerobic and resistance exercise on ambulatory blood pressure / C.G. Jr. Cardoso, R.S. Gomides, A.C. Queiroz, L.G. Pinto, F. da Silveira Lobo, T. Tinucci, D. Jr. Mion, C.L. de Moraes Forjaz // Clinics (Sao Paulo). - 2010. - № 65 (3). - S. 317-325.
7. Aerobic exercise intensity and time of stressor administration influence cardiovascular responses to psychological stress / B.L. Alderman, S.M. Arent, D.M. Landers, T.J. Rogers // Psychophysiol-ogy. - 2007. - Vol. 44. - № 5. - S. 759-766.
8. Ambulatory blood pressure monitoring in normotensive individuals undergoing two single exercise sessions: resistive exercise training and aerobic exercise training / A.M. Bermudes, D.V. Vassal-lo, E.C. Vasquez, E.G. Lima // Arq Bras Cardiol. - 2004. - № 82 (1). - S. 57-65.
9. b-Adrenoceptor adaptation to acute exercise / J. Butler, J.G. Kelly, K. O'Malley, F Pidgeon // J Physiol. - 1983. - № 344. - S. 113-117.
10. Effects of acute resistance training of different intensities and rest periods on anxiety and affect / W.S. Bibeau, J.B. Moore, N.G. Mitchell, T. Vargas-Tonsing, J.B. Bartholomew // J Strength Cond Res. - 2010. - № 24 (8). - S. 2184-2191.
11. Chafin, S. Improving cardiovascular recovery from stress with brief poststress exercise / S. Chafin, N. Christenfeld, W. Gerin // Health Psychol. - 2008. - № 27 (1 Suppl). - S. 64-72.
12. Comparison of 24-h average blood pressures and blood pressure load following exercise / J.P. Wallace, P.G. Bogle, B.A. King, J.B. Krasnoff, C.A. Jastremski // Am J Hypertens. - 1997. - № 10. -S. 728-734.
13. Crews, D.J. Aerobic physical activity effects on psychological well-being in low-income Hispanic children / D.J. Crews, M.R. Lochbaum, D.M. Landers // Percept. Mot. Skills. - 2004. - № 98 (1). -S. 319-324.
14. Da Nobrega, A.C. The subacute effects of exercise: concept, characteristics, and clinical implications / A.C. da Nobrega // Exerc Sport Sci Rev. - 2005. - № 33 (2). -S. 84-87.
15. Ekkekakis, P. The pleasure and displeasure people feel when they exercise at different intensities: decennial update and progress towards a tripartite rationale for exercise intensity prescription / P. Ekkekakis, G. Parfitt, S.J. Petruzzello // Sports Med. - 2011. - № 41 (8). - S. 641-671.
16. Everly, G. Clinical Guide to the Treatment of the Human Stress Pesponse / G. Everly, J.A. Latin. - NY : Springer, 2013. - 486 p.
17. Factors affecting post-exercise hypotension in normotensive and hypertensive humans / C.L. Forjaz, T. Tinucci, K.C. Ortega, D.F. Santaella, D. Mion, C.E Negrao // Blood Press Monit. - 2000. -№ 5 (5-6). - S. 255-262.
18. Fisher, M.M. The effect of aerobic exercise on recovery ambulatory blood pressure in normotensive men and women / M.M. Fisher // Res Q Exerc Sport. - 2001. - № 72 (3). - S. 267-272.
19. Guszkowska, M. State/trait anxiety and anxiolytic effects of acute physical exercises / M. Guszkowska // Biomedical Human Kinetics. - 2009. - № 1. - P. 6-10.
20. Hale, B.S. State anxiety responses to 60 minutes of cross training / B.S. Hale, K.R. Koch, J.S. Raglin // Br. J. Sports Med. - 2002. - № 36 (2). - S. 105-107.
21. Hamer, M. The effect of acute aerobic exercise on stress related blood pressure responses: a systematic review and meta-analysis / M. Hamer, A. Taylor, A. Steptoe // Biol Psychol. - 2006. - № 71 (2). - S. 183-190.
22. Hara, K. Influence of naloxone on muscle sympathetic nerve activity, systemic and calf hae-modynamics and ambulatory blood pressure after exercise in mild essential hypertension / K. Hara, J.S. Floras // J Hypertens. - 1995. - № 13 (4). - S. 447-461.
23. Hemodynamic mechanisms of the attenuated blood pressure response to mental stress after a single bout of maximal dynamic exercise in healthy subjects / F.J. Neves, A.C. Carvalho, N.G. Rocha, B.M. Silva, A.R. Sales, R.R. de Castro, J.D. Rocha, T.G. Thomaz, A.C. Nobrega // Braz J Med Biol Res. -2012. - № 45 (7). - S. 610-616.
24. Karvonen, M.J. Heart rate and exercise intensity during sport activities: Practical application /
M.J. Karvonen, T. Viorimaa // Sports Medicine. - 1988. - № 5. - S. 303-312.
25. Kaufman, F.L. Effect of exercise on recovery blood pressure in normotensive and hypertensive subjects / F.L. Kaufman, R.L. Hughson, J.P. Schaman // Med. Sci. Sports Exerc. - 1987. - № 19 (1). - S. 17-20.
26. Meta-regression to examine the relationship between aerobic fitness and cognitive performance / J.L. Etnier, P.M. Nowell, D.M. Landers, B.A. Sibley // Brain Res. Rev. - 2006. - № 52 (1). - S. 119-130.
27. Morgan, W.P. Physical activity & mental health / W.P. Morgan. - Washington DC : Taylor and Francis, 1997. - 270 p.
28. Meta-analysis on the anxiety-reducing effects of acute and chronic exercise. Outcomes and mechanisms / S.J. Petruzzello, D.M. Landers, B.D. Hatfield [et al.] // Sports Med. - 1991. - Vol. 11. - № 3. - S. 143-182.
29. Pescatello, L.S. The aftereffects of dynamic exercise on ambulatory blood pressure / L.S. Pes-catello, J.M. Kulikowich // Med Sci Sports Exerc. - 2001. - № 33. - S. 1855-1861.
30. The physiological and psychological effects of resistance training on Chinese obese adolescents / W.C. Patrick, CW Yu Lau, Antoinette Lee, Rita YT Sung // J. Exercise Science and Fitness. -2004. - № 2 (2). - S. 115-120.
31. Quinn, T.J. Twenty-four hour, ambulatory blood pressure responses following acute exercise: impact of exercise intensity / T.J. Quinn // J Hum Hypertens. - 2000. - № 14. - S. 547-53.
32. Roy, M. The inhibition of cardiovascular responses to mental stress following aerobic exercise / M. Roy, A. Steptoe // Psychophysiology. - 1991. - № 28 (6). - P. 689-700.
33. Sympathoadrenergic mechanisms in reduced hemodynamic stress responses after exercise / K.A. Brownley, A.L. Hinderliter, S.G. West, S.S. Girdler, A. Sherwood, K.C. Light // Med Sci Sports Exerc. - 2003. - № 35 (6). - S. 978-986.
34. Wipfli, B.M. The anxiolytic effects of exercise: a meta-analysis of randomized trials and dose-response analysis / B.M. Wipfli, C.D. Rethorst, D.M. Landers // J. Sport Exerc. Psychol. - 2008. -V. 30. - № 4. - S. 392-410.
REFERENCES
1. Gellgorn, E. and Lufbrrou, D. (1966), Emotions and Emotional Disorders, Mir, Moscow.
2. Grinberg, J. (2002), Stress Management, Piter,St. Petersburg.
3. Krivolapchuk, I.A. (2011) "Effectiveness of Physical Exercises for Regulation of the Functional State of Six- to Eight-Year-Old Anxious Children", Human Physiology, 5 (37), pp. 568-578.
4. Sobchik, L.N., (2006), Method of Color Choosing, Modified Lusher Color Test, Rech, St. Petersburg.
5. Shlyk, N.I. (2009), The heart rate and regulation type of children, teenagers and sportsmen, publishing house Udmurt University, Izhevsk.
6. Alderman, B.L., Arent, S.M., Landers, D.M. and Rogers, T.J. (2007), "Aerobic exercise intensity and time of stressor administration influence cardiovascular responses to psychological stress", Psychophysiology, 5(44), pp. 759-766.
7. Bermudes, A.M., Vassallo, D.V., Vasquez, E.C. and Lima, E.G. (2004) "Ambulatory blood pressure monitoring in normotensive individuals undergoing two single exercise sessions: resistive exercise training and aerobic exercise training", Arq Bras Cardiol, 82, pp. 57-71.
8. Bibeau, W.S., Moore, J.B., Mitchell, N.G., Vargas-Tonsing T. and Bartholomew, J.B. (2010), "Effects of acute resistance training of different intensities and rest periods on anxiety and affect", J Strength Cond Res, 24(8), pp. 2184-2191.
9. Brownley, K.A., Hinderliter, A.L., West, S.G., Girdler, S.S., Sherwood, A. and Light, K.C. (2003), "Sympathoadrenergic mechanisms in reduced hemodynamic stress responses after exercise", Med Sci Sports Exerc, 35, pp. 978-986.
10. Butler, J., Kelly, J.G., O'Malley, K. and Pidgeon, F. (1983), "b-Adrenoceptor adaptation to acute exercise", J Physiol., 344, pp. 113-117.
11. Cardoso, C.G. Jr., Gomides, R.S., Queiroz, A.C., Pinto, L.G., da Silveira Lobo, F., Tinucci, T., Mion, D. Jr. and de Moraes Forjaz, C.L. (2010), "Acute and chronic effects of aerobic and resistance exercise on ambulatory blood pressure", Clinics (Sao Paulo), 65(3), pp. 317-325.
12. Chafin, S., Christenfeld, N. and Gerin, W. (2008), "Improving cardiovascular recovery from stress with brief poststress exercise", Health Psychol, 27(1 Suppl), pp. 64-72.
13. Crews, D.J., Lochbaum, M.R. and Landers, D.M. (2004) "Aerobic physical activity effects on
psychological well-being in low-income Hispanic children", Percept. Mot. Skills, 98(1), pp. 319-324.
14. da Nobrega, A.C. (2005), "The subacute effects of exercise: concept, characteristics, and clinical implications", Exerc Sport SciRev., 33, pp. 84-87.
15. Ekkekakis, P., Parfitt, G. and Petruzzello, S.J. (2011), "The pleasure and displeasure people feel when they exercise at different intensities: decennial update and progress towards a tripartite rationale for exercise intensity prescription", Sports Med., 41(8), pp. 641-671.
16. Etnier, J.L., Nowell, P.M., Landers, D.M. and Sibley, B.A. (2006), "A meta-regression to examine the relationship between aerobic fitness and cognitive performance", Brain Res.Rev., 52(1), pp. 119-130.
17. Everly, G. and Latin, J. A. (2013), Clinical Guide to the Treatment of the Human Stress Pesponse, Springer, NY.
18. Fisher, M.M. (2001), "The effect of aerobic exercise on recovery ambulatory blood pressure in normotensive men and women", Res Q Exerc Sport, 72, pp 267-272.
19. Forjaz, C.L., Tinucci, T., Ortega, K.C., Santaella, D.F., Mion, D. and Negrao C.E. (2000), "Factors affecting post-exercise hypotension in normotensive and hypertensive humans", Blood Press Monit, 5, pp. 255-262.
20. Guszkowska, M. (2009), "State/trait anxiety and anxiolytic effects of acute physical exercises", Biomedical Human Kinetics, 1, pp. 6-10.
21. Hale, B.S., Koch, K.R. and Raglin, J.S. (2002), "State anxiety responses to 60 minutes of cross training", Br. J. Sports Med, V. 36, pp.105-107.
22. Hamer, M., Taylor, A. and Steptoe, A. (2006) "The effect of acute aerobic exercise on stress related blood pressure responses: a systematic review and meta-analysis", Biol Psychol., 71, pp. 183-190.
23. Hara, K. and Floras, J.S. (1995), "Influence of naloxone on muscle sympathetic nerve activity, systemic and calf haemodynamics and ambulatory blood pressure after exercise in mild essential hypertension", J Hypertens, 13, pp. 447-461.
24. Karvonen, M.J. and Viorimaa, T. (1988), "Heart rate and exercise intensity during sport activities: Practical application," Sports Medicine, No.5, pp. 303-312.
25. Kaufman, F.L., Hughson, R.L. and Schaman, J.P. (1987), "Effect of exercise on recovery blood pressure in normotensive and hypertensive subjects", Med. Sci. Sports Exerc., 19, pp. 17-20.
26. Morgan, W.P. (1997) Physical activity & mental health. Washington DC: Taylor and Francis.
27. Neves, F.J., Carvalho, A.C., Rocha, N.G., Silva, B.M., Sales, A.R., de Castro, R.R., Rocha, J.D., Thomaz, T.G. and Nobrega, A.C. (2012), "Hemodynamic mechanisms of the attenuated blood pressure response to mental stress after a single bout of maximal dynamic exercise in healthy subjects", Braz J Med Biol Res, 45(7), pp. 610-616.
28. Patrick ,W.C. Lau, CW Yu., Antoinette Lee, Rita Y.T. Sung (2004) "The physiological and psychological effects of resistance training on Chinese obese adolescents", J. Exercise Science and Fitness, 2(2), pp. 115-120.
29. Pescatello, L.S., Kulikowich, J.M. (2001), "The aftereffects of dynamic exercise on ambulatory blood pressure", Med Sci Sports Exerc., 33, pp. 1855-1861.
30. Petruzzello, S.J., Landers, D.M., Hatfield, B.D., et al. (1991), "A meta-analysis on the anxiety-reducing effects of acute and chronic exercise. Outcomes and mechanisms", Sports Med, Vol. 11, No.3, pp. 143-182.
31. Quinn, T.J. (2000), "Twenty-four hour, ambulatory blood pressure responses following acute exercise: impact of exercise intensity", J Hum Hypertens, 14, pp. 547-553.
32. Roy, M. and Steptoe, A. (1991), "The inhibition of cardiovascular responses to mental stress following aerobic exercise", Psychophysiology, 28(6), pp. 689-700.
33. Wallace, J.P., Bogle, P.G., King, B.A., Krasnoff, J.B. and Jastremski, C.A. (1997), "A comparison of 24-h average blood pressures and blood pressure load following exercise", Am J Hypertens, 10, pp. 728-734.
34. Wipfli, B.M., Rethorst, C.D. and Landers, D.M. (2008) "The anxiolytic effects of exercise: a meta-analysis of randomized trials and dose-response analysis", J. Sport Exerc. Psychol., 2008, V. 30, No. 4, pp. 392-410.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 26.08.2015.