20. Shlyk, N.I. (2009), Heart rate and type of regulation in children, adolescents and athletes, Udmurtia universiteta, Izhevsk.
21. Global Recommendations on Physical activity for Health (2010), World Health Organization, Geneva.
22. Janssen, I. and Leblanc, A. (2010,) "Systematic Review of the Health Benefits of Physical Activity in School-Aged Children and Youth", International Journal of Behavioral Nutrition and Physical Activity, Vol. 7, No. 40, pp. 1-16.
23. Physical activity and public health. A recommendation from the Centers for Disease Control and Prevention and the American College of Sports Medicine (1995), JAMA, Vol. 273, No. 5, pp. 402407.
Контактная информация: krivolapchuk@mail.ru
Статья поступила в редакцию 29.08.2016
УДК 612.776.1+796
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОПТИМАЛЬНОГО ОБЪЕМА НАГРУЗОК АЭРОБНОГО ХАРАКТЕРА В ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ С ДЕТЬМИ 810 ЛЕТ
Иван Игоревич Криволапчук, преподаватель, Галина Алексеевна Зайцева, кандидат педагогических наук, доцент, Светлана Анатольевна Бондарева, старший преподаватель, Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС», Москва; Мария Борисовна Чернова, кандидат педагогических наук, доцент, Институт возрастной физиологии РАО, Москва
Аннотация
Полученные результаты свидетельствуют о том, долговременная адаптация к физическим нагрузкам аэробной направленности у детей 8-10 лет проявляется в снижении стрессовой реактивности в условиях напряженной информационной нагрузки при сохранении высокой продуктивности деятельности, а также в повышении физической работоспособности и общей выносливости.
Ключевые слова: долговременные эффекты адаптации, аэробные нагрузки разного объема, напряженная информационная нагрузка.
SPECIFICATION OF THE OPTIMAL VALUE OF THE AEROBIC CHARACTER LOADS AT PHYSICAL EDUCATION LESSONS WITH 8-10 AGED CHILDREN
Ivan Igorevich Krivolapch.uk, the lecturer, Galina Alekseevna Zaitseva, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Svetlana Anatolievna Bondareva, the senior teacher, National University of Science and Technology "MISIS", Moscow;
Maria Borisovna Chernova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Institute of Developmental Physiology, Russian Academy of Education, Moscow
Annotation
The obtained data show that long-term adaptation to physical loads of aerobic direction at 8-10 aged children appear in the decrease of stress reactivity under the conditions of intensive informational load at keeping a high productive activity, as well as in the increase of physical working capability and general endurance.
Keywords: long-term adaptation effects, aerobic loads of different volume, intensive informational load.
ВВЕДЕНИЕ
Последние годы интенсивно проводится изучение влияния физических упражнений на функциональное состояние (ФС) детей. Важным направлением этих исследований является анализ влияния занятий физическими упражнениями аэробной направленности на стрессовую физиологическую реактивность и эффективность когнитивной деятельно-
сти. Объём работ, указывающих на то, что эффекты долговременной адаптации к физическим нагрузкам аэробного характера связаны с адекватно сниженной стрессовой реактивностью, постоянно расширяется. Показано, что в условиях психологического стресса это проявляется в уменьшении сдвигов различных психофизиологических показателей, в ответ на действие раздражителя и в увеличении скорости восстановления в постстрессовый период [15, 20, 17, 18]. Профилактические эффекты аэробных физических упражнений связываются с общим снижением активности симпатического отдела вегетативной нервной системы (ВНС) у лиц регулярно выполняющих физические нагрузки по сравнению с нетренированными испытуемыми [19, 21, 15]. Вместе с тем, немногочисленные контролируемые педагогические исследования, рассматривающие непосредственное влияние аэробных упражнений на ФС детей при психосоциальном стрессе и напряженных информационных нагрузках не дают четкого представления об оптимальных параметрах и соотношении физических упражнений различной направленности в занятиях по физическому воспитанию [13, 20, 12, 18]. Целью исследования явилось изучение влияния различного объема упражнений аэробного характера на ФС детей в условиях психосоциального стресса.
МЕТОДИКА
В исследовании приняли участие дети 8-10 лет (п=60), отнесенные по состоянию здоровья к основной медицинской группе. Исследования показателей ФС проводили в 911 часов, когда наблюдается оптимальный уровень физиологических функций.
В качестве модели психосоциального стресса использовали напряженную работу с буквенными таблицами. Тестовая нагрузка в течение 4-х минут выполнялась в оптимальном и максимальном темпе при наличии «угрозы наказания» [7]. Оценка каждого выполненного задания проводилось по объёму работы (количество просмотренных знаков «А») и продуктивности (коэффициент «р»).
Измерение омега-потенциала (ОП) с поверхности кожи головы проводилось с использованием портативной установки для исследования сверхмедленных электрических процессов головного мозга и слабополяризующихся хлорсеребряных электродов [3]. Определяли величину омега-потенциала после выхода на плато и его изменения в условиях тестовых нагрузок.
Для оценки степени напряженности регуляторных систем использовали математический анализ сердечного ритма [1]. В состоянии покоя записывали более 500, а при тестовой нагрузке - 100 Я-Я интервалов. На этой основе рассчитывали среднюю продолжительность Я-Я интервала (ЯЯКМ) и стресс-индекс (81), а по шестисекундным отрезкам записи определяли частоту сердечных сокращений (ЧСС). Частоту дыхания (ЧД) записывали посредством угольного пневмодатчика. Аэробные возможности организма оценивали на основе определения величины максимального потребления кислорода (МПК) по Добельну, мощности субмаксимальной нагрузки при ЧСС 170 уд/ мин (PWCl70), ватт-пульса (ВтП) [5] и времени бега на 1000 метров.
В ходе педагогического эксперимента определялся оптимальный объем нагрузок аэробного характера в занятиях по физическому воспитанию в недельном цикле. Были сформированы три экспериментальные и одна контрольная (КГ) группы. Отбор и распределение испытуемых по группам проводился на основе процедуры рандомизации.
В первой экспериментальной группе (ЭГ1) для упражнений аэробной направленности отводилось 40 минут, во второй (ЭГ11) - 80 минут, в третьей (ЭГШ) - 120 минут в неделю (таблица 1). В качестве основных средств повышения аэробных возможностей организма использовали циклические упражнения умеренной мощности (оздоровительный бег и плавание), упражнения фитнес-аэробики, подвижные игры «на выносливость».
Проведенный нами ранее, анализ эффективности различных режимов аэробной работы показал преимущества экспериментальных занятий, основанных на преобладании
равномерных нагрузок умеренной мощности [2].
Таблица 1 - Параметры аэробных нагрузок в экспериментальных группах
Экспериментальные группы Нагрузка
в одном занятии занятий в неделю в недельном цикле средняя интенсивность
ЭГ I (n=15) 10 мин 4 40 мин 50-60% МПР
ЭГ II (n=15) 20 мин 4 80 мин 50-60% МПР
ЭГ III (n=15) 30 мин 4 120 мин 50-60% МПР
В связи с этим на данном этапе педагогического эксперимента основное внимание уделялось выполнению аэробных упражнений этого вида. На их долю приходилось 60% времени экспериментальных занятий. При составлении программы педагогического эксперимента учитывались: годовая динамика физических качеств; особенности физической подготовленности детей; оптимальная продолжительность упражнений при однократном выполнении; время повышения и сохранения достигнутого уровня развития физических качеств; количество повторений упражнений в занятии при развитии отдельных физических качеств; прохождение определенного раздела учебной программы. Определение средней интенсивности комплекса аэробных упражнений проводился с помощью методики Кагуопеп, позволяющей выражать нагрузку в % от величины максимального пульсового резерва (МПР) с учетом возраста и подготовленности занимающихся. Общая длительность эксперимента составила 16 недель. В начале, середине и в конце педагогического эксперимента проводилось изучение ФС детей опытных групп.
Статистическую обработку данных проводили с использованием пакета статистических программ. Использовался метод однофакторного дисперсионного анализа для корреляционно связанных выборок (ЛМОУЛ) [10]. Регулируемым фактором являлся недельный объем нагрузок аэробного характера. В качестве зависимых количественных переменных рассматривались изучаемые нами показатели функционального состояния. Значимость сдвигов определялась основе применения Б-критерия Фишера. Оценку силы влияния факторов на результативный признак проводили с помощью метода Плохинско-го [8].
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Различия в недельном объеме выполняемых нагрузок аэробной направленности по-разному проявились в изменениях используемых показателей функционального состояния организма (таблица 2).
Таблица 2 - Влияние различных объемов упражнений аэробной направленности на функциональное состояние детей 8-10 лет_
Показатель Группы
ЭП ЭГП ЭГШ
F-критерий Влияние (hx2), % F-критерий Влияние (hx2), % F-критерий Влияние (hx2), %
А1, знаков 0,5 1,1 7,3* 11,6 1,4 2,3
А2, знаков 0,8 1,7 9,3* 14,2 1,2 2,5
Р1, отн.ед. 3,1 6,4 7,6* 16,8 1,9 41,3
Q2, отн.ед. 2,8 5,9 7,2* 16,4 1,6 36,4
ОП0, мВ 0,3 1,0 0,4 1,2 0,9 3,2
ОП1, мВ 0,7 0,9 0,4 0,6 0,2 0,2
ОП2, мВ 0,7 1,2 0,8 1,5 0,5 1,8
ЧСС0 уд/мин 19,6** 27,4 14,2** 18,5 11,0** 8,9
ЧСС1 уд/мин 32,7** 29,1 28,8** 21,3 9,3* 11,1
ЧСС2 уд/мин 27,8** 22,5 13,9** 16,4 15,8** 9,7
КЯ^,,, мс 17,3** 24,5 15,8** 17,5 13,4** 10,6
ЯЯ^, мс 29,6** 25,2 26,0** 19,7 10,7** 13,3
ЯЯМ^, мс 21,8** 19,9 15,5** 17,4 16,2** 10,8
8!0, отн.ед. 32,4** 35,1 45 9** 17,3 8,1* 7,3
Показатель Группы
ЭГ1 ЭГ11 ЭГ111
F-критерий Влияние (Ьх2), % F-критерий Влияние (Ьх2), % F-критерий Влияние (Ьх2), %
811, отн.ед. 43,0** 40,8 29,5** 25,3 26,6** 18,3
$12, отн.ед. 29,8** 33,2 16,3** 14,9 8,5* 7,8
ЧД0 цикл/мин 13,9** 8,4 17 5** 8,1 8,2* 6,5
ЧД1 цикл/мин 18,9** 12,4 4,8* 8,7 9,1* 7,3
ЧД2 цикл/мин 21,5** 15,9 8,0* 10,1 119** 8,0
PWC170, кгм/мин/ кг 54,3** 8,6 71 4** 6,1 16,7** 2,4
МПК, мл/мин/ кг 41,2** 9,3 53,9** 8,1 26,8** 7,5
ВтП, кгм/уд/кг 37,3** 18,4 49,6** 15,7 40,6** 12,4
Бег 1000 м, с 48,1** 39,9 84,8** 36,5 47 4** 29,2
Примечание: Индексы 0, 1, 2 - показатели ФС в покое, при информационной нагрузке в авто и максимальном темпе, соответственно. Расшифровку аббревиатур см. в разделе «Методика». Достоверность различий по Б-критерию Фишера (* - р<0,05: ** - р < 0,01).
Степень влияния фактора объема физических упражнений на величину омега-потенциала (ОП) в фоне и при выполнении информационной нагрузки с комфортной и максимальной скоростью, носила статистически не существенный характер. Межгрупповое сопоставление сдвигов ОП также выявило отсутствие достоверных различий между экспериментальными группами и контрольной группой. Полученные нами результаты согласуются с данными о том, что величины ОП являются строго индивидуальными и в значительной степени генетически детерминированными [4, 3]. Вероятно, в зависимости от интенсивностных параметров деятельности у каждого конкретного ребенка происходит индивидуальный сдвиг значений ОП, обеспечивающий для него оптимальную степень напряжения ЦНС. Вместе с тем использование дисперсионного анализа показало, что воздействие данного фактора на количественные (А) и качественные (Р) показатели умственной работоспособности при работе в оптимальном и максимальном темпе носило достоверный (р<0,05) характер во 11-й экспериментальной группе (ЭГ11) (см. таблицу 2). Менее значимые сдвиги отмечены у школьников 1-й и 111-й экспериментальных и контрольной группе соответственно. Эти данные указывают на то, что средние по объему нагрузки аэробного характера оказали наиболее выраженное положительное влияние на эффективность выполнения детьми 8-10 лет информационной нагрузки с оптимальной и максимальной скоростью. Неоднозначность влияния физических нагрузок объясняется, очевидно, различиями в объеме выполняемых физических упражнений. Так, некоторые авторы после объемных физических нагрузок отмечали снижение умственной работоспособности детей младшего школьного возраста, тогда как после средних по величине нагрузок, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям занимающихся, наблюдали повышение показателей умственной работоспособности [11, 9 и др.]. Полученные результаты позволяют считать, что изменения количественных и качественных показателей умственной работоспособности характеризуются инвертированной и-образной зависимостью от уровня активации, обусловленной физической нагрузкой различной величины. В связи с этим очевидно, что большое значение имеет определение оптимального объема занятий упражнениями аэробного характера, при котором величина приростов параметров умственной работоспособности на нагрузку будет максимальна.
Анализ воздействия рассматриваемого фактора на вегетативную активацию в состоянии покоя и психофизиологическую реактивность при тестовых информационных нагрузках выявил тенденцию нарастания его силы по мере увеличения объема физической нагрузки. Это касается изменений ЧСС, ЯЯМЫ, Б1, ЧД (таблица 2). Статистически значимые сдвиги (р<0,05-0,01) отмечены во всех экспериментальных группах. В 1-й экспериментальной группе, выполнявшей наибольший объем аэробных упражнений, обнаружены самые выраженные изменения реактивности рассматриваемых вегетативных по-
казателей. Далее по величине снижения реактивности следовали испытуемые 11-й и 111-й экспериментальных групп соответственно. Полученные результаты хорошо согласуются с данными других работ о динамике ФС организма детей в процессе систематических занятий физическими упражнениями. В литературе содержатся сведения о положительном влиянии программ занятий аэробной направленности на улучшение регуляции ФС организма и снижение избыточной реактивности при психологическом стрессе и напряженных информационных нагрузках [13, 19, 6, 21, 18].
Тенденция, аналогичная изменению вегетативных показателей, обнаружена и в отношении параметров физической работоспособности и общей выносливости. Сопоставление приростов рассматриваемых переменных с выполненным объемом нагрузок аэробной направленности показало, что с увеличением времени занятий упражнениями данного характера повышается (р<0,01) уровень МПК, PWCl70, ВтП, улучшаются результаты бега на 1000 метров. Сведения о существенном улучшении рассматриваемых показателей физической работоспособности и двигательной подготовленности под влиянием программ занятий аэробной направленности у детей разного возраста находят подтверждение в большом количестве исследований и в специальном обсуждении, на наш взгляд, не нуждаются.
Таким образом, что с точки зрения снижения психофизиологической реактивности при напряженной информационной нагрузке и повышения аэробных возможностей организма, наиболее эффективными явились занятия в первой экспериментальной группе, выполнявшей наибольший объем упражнений аэробного характера. Однако относительно изменения эффективности реализации информационной нагрузки следует отметить, что значимое ее улучшение произошло во второй экспериментальной группе со средней величиной недельного объема аэробных упражнений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Полученные на основе однофакторного дисперсионного анализа результаты свидетельствуют о том, долговременная адаптация к физическим упражнениям аэробной направленности у детей 8-10 лет проявляется в снижении стрессовой реактивности в условиях напряженной информационной нагрузки при сохранении высокой продуктивности деятельности, а также в повышении физической работоспособности и общей выносливости. Сопоставление эффектов влияния упражнений аэробной направленности на психофизиологическую реактивность и продуктивность когнитивной деятельности, выявило преимущества занятий, основанных на использовании равномерных нагрузок интенсивностью 50^60% максимального пульсового резерва в объеме 120 и 80 минут в неделю соответственно.
Работа поддержана РГНФ (грант №15-06-10156а).
ЛИТЕРАТУРА
1. Анализ вариабельности сердечного ритма при использовании различных электрокардиографических систем : методические рекомендации / Р.М. Баевский, Г.Г. Иванов, Л.В. Чирейкин и др. // Вестник аритмологии. - 2001. - № 24. - С. 65-87.
2. Долговременные эффекты влияния физических упражнений аэробного характера на функциональное состояние детей при стрессе / Г.А. Зайцева, И.И. Криволапчук, С.А. Бондарева,
A.П. Буслаков, Р.М. Носова // Новые исследования. - 2016. - № 2. - С. 31-38.
3. Илюхина, В.А. Психофизиология функциональных состояний и познавательной деятельности здорового и больного человека / В.А. Илюхина. - СПб. : Изд-во Н-Л, 2010. - 368 с.
4. Илюхина, В.А. Физиологические основы различий устойчивости организма к субмаксимальной физической нагрузке до отказа у здоровых лиц молодого возраста /
B.А. Илюхина, И.Б. Заболотских // Физиология человека. - 2000. - № 26 (3). - С. 92-100.
5. Карпман, В.Л. Тестирование в спортивной медицине/ В.Л. Карпман, З.Б. Белоцерковский, И.А. Гудков. - М. : Физкультура и спорт, 1988. - 208 с.
6. Криволапчук, И.А. Функциональное состояние детей 9-10 лет при напряженной информационной нагрузке и физическая работоспособность / И.А. Криволапчук // Физиология человека.- 2009. - Т. 35. - № 6. - С. 111-121.
7. Криволапчук, И.А. Разработка модели тестовых нагрузок для изучения стрессовой реактивности подростков / И.А. Криволапчук, М.Б. Чернова // Новые исследования. - 2010. - № 3 (24). - С. 25-37.
8. Лакин, Г.Ф. Биометрия / Г.Ф. Лакин. - М. : Высшая школа, 1990. - 352 с.
9. Лебедева, Т.Н. Профилактическая физическая культура для здоровых детей / Т.Н. Лебедева. - Минск : ИПП Госэкономплана Республ. Беларусь, 1993. - 185 с.
10. Спортивная метрология / Под ред. В.М. Зациорского. - М. : Физкультура и спорт, 1982
- 256 с.
11. Сухарев, А. Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков / А. Г. Сухарев. -М. : Медицина, 1991. - 272 с.
12. Aerobic fitness is associated with greater efficiency of the network underlying cognitive control in preadolescent children / M.W. Voss, L. Chaddock, J.S. Kim, M. Vanpatter, M.B. Pontifex, L.B. Raine, N.J. Cohen, C.H. Hillman, A.F. Kramer // Neuroscience. - 2011. - 199. - P. 166-176.
13. Crews, D.J. Aerobic physical activity effects on psychological well-being in low-income Hispanic children/ D.J. Crews, M.R. Lochbaum, D.M. Landers // Percept Mot Skills. - 2004. - Vol. 98. -№ 1. - P. 319-324.
14. Diet and exercise training restore blood pressure and vasodilatory responses during physiological maneuvers in obese children / M.M. Ribeiro, A.G. Silva, N.S. Santos et al. // Circulation. - 2005. -Vol. 111. - № 15. - P. 1915-1923.
15. Everly, G. Clinical Guide to the Treatment of the Human Stress Response / G. Everly, J.A. Latin. - Springer, 2013. - 486 p.
16. Hamer, M. Association Between Physical Fitness, Parasympathetic Control, and Proinflam-matory Responses to Mental Stress / M. Hamer, A. Steptoe // Psychosomatic Medicine. - 2007. - Vol. 69.
- P. 660-666.
17. Krivolapchuk, I.A. Physical performance and psychophysiological reactivity of 7-8 year-old children to different types of exercise / I.A. Krivolapchuk, M.B. Chernova // Medicina dello Sport. - 2012.
- No. 65 (2). - P. 173-185.
18. Lambiase, M.J. Systolic blood pressure reactivity during submaximal exercise and acute psychological stress in youth / M.J. Lambiase, J. Dorn, J.N. Roemmich // Am. J Hypertens. - 2013. - No. 26 (3) - P. 409-415.
19. Links between physical fitness and cardiovascular reactivity and recovery to psychological stressors: A metaanalysis / K. Forcier, L.R. Stroud, G.D. Papandonatos et al. // Health Psychol. - 2006. -Vol. 25. - № 6. - P. 723-739.
20. Protective effect of interval exercise on psychophysiological stress reactivity in children / bJ.N. Roemmich, M. Lambiase, S.J. Salvy, P.J. Horvath // Psychophysiology. -2009. - No. 46 (4) - P. 852-861.
21. Sothmann, M. S. The cross-stressor adaptation hypothesis and exercise training/ Psychobiology of physical activity / M. S. Sothmann. - Eds. E.O. Acevedo & P. Ekkekakis. - Champaign : Human Kinetics Publishers. 2006. - P. 152-154.
REFERENCES
1. Baevskiy, R.M., Ivanov, G.G., Chireykin, L.V. and etc. (2001), "The analysis of heart rate variability using different electrocardiographic systems: Guidelines", Vestnik aritmologii, No. 24, pp. 65-87.
2. Zaytseva, G.A., Krivolapchuk, I.I., Bondareva, S.A., Buslakov, A.P., Nosova, R.M. (2016), "Long-term effects of the impact of aerobic exercise on the nature of the functional state of children under stress", Novye issledovaniya, No. 2, pp. 31-38.
3. Ilyukhina, V.A. (2010), Psychophysiology of functional states and cognitive activity of healthy and sick person, publishing house N-L, St. Petersburg.
4. Ilyukhina, V.A. and Zabolotskikh, I.B. (2000), "Physiological basis of differences in the body's resistance to submaximal exercise stress to failure in healthy young adults", Fiziologiya cheloveka, No. 26 (3), pp. 92-100.
5. Karpman, V.L., Belotserkovskiy, Z.B. and Gudkov, I.A. (1988), Testing in sports medicine, Fizkul'tura i sport, Moscow.
6. Krivolapchuk, I.A. (2009), "Functional status of children of 9-10 years with intense traffic load and the physical performance", Fiziologiya cheloveka, Vol. 35, No 6, pp. 111-121.
7. Krivolapchuk, I.A. and Chernova, M.B. (2010), "Development of a model for the study of stress test stress reactivity teens", Novye issledovaniya, No. 3 (24), pp. 25-37.
8. Lakin, G.F. (1990), Biometrics, Vysshaya shkola, Moscow.
9. Lebedeva, T.N. (1993), Preventive physical education for healthy children, IPP Gosekonomplana Respubl. Belarus, Minsk.
10. Ed. Zatsiorsky, V.M. (1982), Sport metrology, Fizkul'tura i sport, Moscow.
11. Sukharev, A.G. (1991), Health and physical education of children and adolescents, Medicine, Moscow.
12. Voss, M.W., Chaddock, L., Kim, J.S., Vanpatter, M., Pontifex, M.B., Raine, L.B., Cohen, N.J., Hillman, C.H. and Kramer, A.F. (2011), "Aerobic fitness is associated with greater efficiency of the network underlying cognitive control in preadolescent children", Neuroscience, Vol. 199, pp. 166-176.
13. Crews, D.J., Lochbaum, M.R. and Landers, D.M. (2004), "Aerobic physical activity effects on psychological well-being in low-income Hispanic children", Percept Mot Skills, Vol. 98, No 1, pp. 319-324.
14. Ribeiro, M.M., Silva, A.G., Santos, N.S. et al. (2005), "Diet and exercise training restore blood pressure and vasodilatory responses during physiological maneuvers in obese children", Circulation, Vol. 111, No. 15, pp. 1915-1923.
15. Everly, G. and Latin, J.A. (2013), Clinical Guide to the Treatment of the Human Stress Pesponse, Springer. - 486 p.
16. Hamer, M. snd Steptoe, A. (2007), "Association Between Physical Fitness, Parasympathetic Control, and Proinflammatory Responses to Mental Stress", Psychosomatic Medicine, Vol. 69, pp. 660666.
17. Krivolapchuk, I.A. and Chernova, M.B. (2012), "Physical performance and psychophysiological reactivity of 7-8 year-old children to different types of exercise", Medicina dello Sport, No. 65(2), pp. 173-185.
18. Lambiase, M.J., Dorn, J. and Roemmich, J.N. (2013), "Systolic blood pressure reactivity during submaximal exercise and acute psychological stress in youth", Am J Hypertens, Vol. 26(3), pp. 409415.
19. Forcier, K., Stroud, L.R., Papandonatos, G.D. et al. (2006), "Links between physical fitness and cardiovascular reactivity and recovery to psychological stressors: A metaanalysis", Health Psychol, Vol. 25, No 6, pp. 723-739.
20. Roemmich, J.N., Lambiase, M., Salvy, S.J. and Horvath, P.J. (2009), "Protective effect of interval exercise on psychophysiological stress reactivity in children", Psychophysiology, Vol. 46(4), pp. 852-861.
21. Sothmann, M.S. (2006), "The cross-stressor adaptation hypothesis and exercise training", in book Psychobiology of physical activity, Ed. E.O. Acevedo & P.Ekkekakis, Human Kinetics Publishers, Champaign, pp. 152-154.
Контактная информация: mashacernova@mail.ru
Статья поступила в редакцию 28.08.2016
УДК 373.24
МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ ОРГАНИЗАЦИИ ИХ ПРЕДМЕТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИВАЮЩЕЙ ФИЗКУЛЬТУРНО-
СПОРТИВНОЙ СРЕДЕ
Вероника Евгеньевна Кузнецова, преподаватель, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма (ФГБОУ ВО КГУФКСТ), г. Краснодар
Аннотация
В статье представлены данные многолетних исследований, отражающие структуру и основные сущностные характеристики педагогической модели процесса формирования личностной физической культуры детей 4-5 лет на основе организации их системной и систематической предметной деятельности в развивающей физкультурно-спортивной среде в дошкольных образовательных