ВЛИЯНИЕ БИОЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ КОМПОНЕНТОВ МЫШЕЧНОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ НА ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ДЕТЕЙ 9-10 ЛЕТ
М.Б. Чернова, И.А. Криволапчук 1 Федеральное государственное научное учреждение «Институт возрастной физиологии» Российской академии образовании, Москва
Использование дисперсионного анализа показало, что аэробные и анаэробные компоненты физической работоспособности достоверно влияют на функциональное состояние (ФС) детей 9-10 лет при напряженной информационной нагрузке. Установлено, что высокие уровни развития аэробных и анаэробных гликолитических возможностей связаны с оптимальными изменениями ФС в условиях интенсивной деятельности. Показано также, что высокие анаэробные гликолитические и анаэробные алактатные возможности обеспечивают противоположный функциональный эффект. Первые способствуют снижению избыточной психофизиологической реактивности при напряженной деятельности и уменьшению личностной тревожности, вторые, напротив, обусловливают гипермобилизацию системы вегетативного обеспечения деятельности. Полученные данные дают основание полагать, что комплексное применение рациональных соотношений физических нагрузок аэробного, анаэробного гликолитического и анаэробного алактатного характера позволит эффективно управлять ФС детей при напряженной интеллектуальной деятельности. Выявленные особенности влияния биоэнергетических компонентов физической работоспособности на ФС детей 9-10 лет в значительной степени связаны со спецификой развития основных физиологических систем и преобразования энергетического обмена в этот возрастной период.
Ключевые слова: дети, функциональное состояние, анаэробная алактатная способность, анаэробная гликолитическая способность, аэробная способность, развитие.
Influence of muscle bioenergetic efficiency on the functional state of 9-10-year old children. ANOVA has shown that aerobic and anaerobic components of physical working efficiency positively influence the functional state (FS) of children from 9 to 10 years old involved in intense information work. It has been shown that the high levels of development of aerobic and anaerobic glycolytic functions are connected with FS optimal changes under intensive work conditions. It was also shown that high anaerobic glycolytic and anaerobic alactate capacities produce opposite functional effect. The former contribute to the decrease of excessive psycho physiological reactivity under the conditions of intense work and decrease in the level ofpersonality anxiety; the latter, on the contrary, provide hypermobilization of the system of autonomic support. The results suggest that rational combined use physical work load of aerobic, anaerobic glycolytic, and anaerobic alactate types will provide efficient control of children’s FS under the conditions of intensive intellectual activity. The peculiarities of influence of bioener-
Контакты:1 Криволапчук И.А., E-mail:<i.krivolapchuk@mail.ru>
- 37 -
gy components on the FS of 9-10-year-old children are much connected with the development of main physiological systems and energy metabolism at this age period.
Keywords: children, functional state, anaerobic alactic working capacity, anaerobic glycolytic working capacity, aerobic working capacity, development.
Известно, что уровень мышечной работоспособности является одним из факторов, оказывающих влияние на изменения функционального состояния (ФС) человека в условиях психосоциального стресса [3, 25, 2, 18]. Однако, в публикациях, посвященных анализу воздействия различных аспектов мышечной работоспособности на ФС при информационном и эмоциональном стрессе, в основном описываются различия, обусловленные аэробными возможностями организма [26,
28, 27, 22, 21, 19, 31], тогда как сведения о психофизиологической реактивности лиц, отличающихся по уровню анаэробной производительности, весьма малочисленны и противоречивы [24, 30, 23, 21, 31]. Применительно к детям младшего школьного возраста рассматриваемый вопрос остается практически неизученным. В значительной степени это связано с тем, что отдельные этапы онтогенеза отличаются особенностями функционирования органов и систем, обусловленными как закономерностями развития, так и спецификой механизмов, определяющих характер взаимодействия организма и факторов внешней среды [16, 7, 11, 15].
В связи с вышеизложенным можно полагать, что в отдельные периоды онтогенеза показатели аэробной и анаэробной производительности организма детей в разной степени определяют специфику изменений ФС в условиях информационного стресса. Вместе с тем приходится констатировать отсутствие работ, посвященных изучению влияния биоэнергетических компонентов физической работоспособности на изменения ФС детей при информационной нагрузке различной степени сложности.
Цель исследования - оценить влияние аэробных и анаэробных компонентов физической работоспособности на ФС детей 9-10 лет в условиях напряженной информационной нагрузки.
ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В исследовании участвовали здоровые дети 9-10 лет (n=91). Оно было организовано в соответствии с принципами биомедицинской этики.
В ходе работы использовался дисперсионный анализ трехфакторных ортогональных комплексов, позволяющий оценить не только влияние каждого из факторов в отдельности, но и их взаимодействие. Изучалось влияние различных компонентов физической работоспособности на физиологические, психологические и поведенческие аспекты ФС при спокойном бодрствовании и в условиях реализации напряженной информационной нагрузки.
В качестве компонентов физической работоспособности рассматривали анаэробные и аэробные возможности организма. Предварительно с помощью факторного анализа комплекса функциональных и эргометрических показателей были определены группы переменных, характеризующих аэробные, анаэробные глико-литические и анаэробные алактатные компоненты работоспособности. Для определения уровня работоспособности использовали по 4-5 показателей, имеющих наибольшие весовые коэффициенты в рассматриваемых факторах. С помощью
перцентильной шкалы по каждой переменной определялся уровень работоспособности. Высокому уровню соответствовала оценка в 3 балла, среднему - 2 балла, низкому - 1 балл. Общая оценка анаэробного алактатного, анаэробного глико-литического и аэробного компонентов работоспособности находилась по сумме баллов.
Анаэробная алактатная способность оценивалась по величине максимальной силы и мощности нагрузки, предельное время выполнения которой составило 1 с, показателя интенсивности накопления пульсового долга (ИНПД) после работы максимальной мощности, по результатам бега на 20 м и прыжка в длину; анаэробная гликолитическая способность - по времени удержания «до отказа» нагрузки мощностью 4 Вт/кг, величине мощности нагрузки, максимальная продолжительность которой составляет 40 с, ИНПД после стандартной нагрузки субмаксимальной мощности, результату выполнения контрольного упражнения «поднимание туловища за 1 мин»; аэробная способность - по величине МПК, PWC170, времени удержания «до отказа» нагрузки мощностью 2 Вт/кг, результатам бега 6 мин.
Напряженную информационную нагрузку моделировали на основе использования компьютерного варианта буквенных корректурных таблиц В.Я.Анфимова. Обследование осуществлялось в состоянии покоя и в двух режимах работы: 1) «автотемп»; 2) максимальный темп при наличии «угрозы наказания». Перед выполнением первого задания испытуемым сообщалось, что они должны работать в удобном для себя темпе, а перед реализацией второго им давалась инструкция, содержащая требование безошибочно работать с максимально возможной скоростью. При этом в качестве «наказания» использовался стандартный набор порицающих замечаний и сильный звук. По результатам выполнения корректурной пробы рассчитывали объём работы (А) и коэффициент продуктивности ^). Умственную работоспособность изучали в динамике учебной недели до и после уроков.
Регистрация омега-потенциала (ОП), характеризующего ФС ЦНС [6], осуществлялась с поверхности кожи головы с использованием портативной установки для исследования сверхмедленных электрических процессов головного мозга и слабополяризующихся хлорсеребряных электродов. Активный электрод располагался на середине лба испытуемого, индифферентный контактировал с тенором левой руки. В течение 2-5 мин после наложения электродов ОП снижался, а затем стабилизировался на определённом уровне. Стабилизированные значения ОП рассматривались в качестве величины, характеризующей состояние спокойного бодрствования. Омега-потенциал регистрировали в покое и при выполнении тестовых нагрузок.
Для оценки степени напряженности регуляторных систем использовали математический анализ сердечного ритма. При этом определяли среднюю продолжительность R-R интервала (М), моду (Мо), амплитуду моды (АМо), вариационный размах (АХ), среднеквадратическое отклонение ЯЯ-интервала (стЯЯ), индекс напряжения (ИН) [1]. Реализация метода осуществлялась при помощи автоматизированного комплекса на базе персонального компьютера. Регистрировали систолическое (СД) и диастолическое (ДД) давление крови, рассчитывали пульсовое (ПД) и среднее давление (САД), двойное произведение (ДП), вегетативный индекс Кердо (ИК), показатели эффективности кровообращения (СД/ЧСС) и адаптационного потенциала (АП).
Физиологическую «цену» деятельности определяли на основании соотнесения результативности работы с величиной вегетативных сдвигов при её выполнении. Для этого находили такие показатели эффективности как Q/ЧСС, Q/ИН, Q/ДП, А/ЧСС, А/ИН, А/ДП.
Индивидуально-психологические особенности изучались на основе использования модифицированной шкалы тревожности Кондаша (межличностная, само-оценочная, школьная, общая тревожность) [12], проективного тест оценки личностной тревожности Тэммл (негативные и позитивные выборы, индекс тревожности) [10].
Перед выполнением каждого задания у испытуемых с помощью варианта 8-цветового теста Люшера (модификация Л.Н. Собчик) определяли уровень ситуативной тревожности (СТ) и коэффициент вегетативного тонуса (КВТ) [13]. Для оценки ситуативной тревожности также использовалась зрительно-аналоговая шкала (ЗАШТР), представляющая собой вариант методики шкалированной самооценки Т.В. Дембо-С.Я. Рубинштейн, нашедшей применение в работе с детьми младшего школьного возраста [14].
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Полученные результаты свидетельствуют о том, что биоэнергетические компоненты физической работоспособности оказали существенное (р<0,05-0,001) воздействие на ФС детей 9-10 лет, как в состоянии спокойного бодрствования, так и при напряженной информационной нагрузке (табл. 1, 2). В процессе исследования установлено, что аэробные возможности значимо влияют на 12, анаэробные гликолитические - на 20, анаэробные алактатные - на 6 параметров ФС.
Взаимодействие аэробных и анаэробных гликолитических компонентов физической работоспособности оказалось статистически существенным в отношении 7 переменных, анаэробных гликолитических и анаэробных алактатных - 4, аэробных и анаэробных алактатных - 3, аэробных, анаэробных гликолитических и анаэробных алактатных возможностей - 2 переменных.
Сила воздействия рассматриваемых факторов на различные показатели ФС находилась в диапазоне от 4 до 15 % (р< 0,05-0,001). Выявлено, что влияние аэробных, анаэробных гликолитических и анаэробных алактатных компонентов работоспособности на ФС организма детей не всегда носит однонаправленный характер. В одних случаях эти факторы действуют совместно, усиливая психофизиологический эффект, в других разнонаправлено, ослабляя оказываемое воздействие на изучаемый признак.
В частности, установлено противоположно направленное влияние на ФС организма детей аэробных и анаэробных гликолитических возможностей, с одной стороны, и анаэробных алактатных - с другой.
Необходимо подчеркнуть то, что дети, имеющие высокий уровень развития аэробного и анаэробного гликолитического источников энергообеспечения, отличались низким уровнем неспецифической активации в состоянии покоя и менее выраженными физиологическими изменениями ФС при тестовой нагрузке, высокой скоростью и качеством переработки информации и низкой «физиологической ценой» напряженной деятельности.
Влияние биоэнергетических компонентов работоспособности на ФС детей 9-10 лет (трёхфакторный дисперсионный анализ)
№ Показатель Сила влияния №х2), % Достоверность влияния
Влияние аэробного компонента работоспособности
1 Мо2, с 10,58 р<0,01
2 Q ( вторник до уроков), отн. ед. 10,37 р<0,01
3 М2, с 8,76 р<0,05
4 Q (вторник после уроков), отн. ед. 7,02 р<0,05
5 ДП2, отн.ед 6,31 р<0,05
6 А (вторник до уроков), знаков 5,32 р<0,05
7 ПД2, мм. рт. ст. 5,26 р<0,05
8 СД2, мм. рт. ст. 5,15 р<0,01
9 Q (среда до уроков), отн. ед. 5,03 р<0,05
10 Мь с 5,00 р<0,05
11 Моь с 4,93 р<0,05
12 А (вторник после уроков), знаков 4,58 р<0,05
Влияние гликолитического анаэробного компонента работоспособности
1 ДПо, отн. ед 9,04 р<0,01
2 Q (пятница после уроков), отн.ед. 8,15 р<0,05
3 СД0, мм. рт. ст. 7,46 р<0,05
4 Общая Т, балл 6,67 р<0,05
5 ЧСС1, 6,04 р<0,05
6 Межличностная тревожность, балл 5,98 р<0,05
7 Мо, с 5,55 р<0,01
8 аЯЯ0,с 5,42 р<0,01
9 ПД0, мм. рт. ст. 5,36 р<0,05
10 Индекс тревожности, % 5,13 р<0,01
11 Самооценочная тревожность, балл 5,11 р<0,05
12 ИН0, отн.ед 4,96 р<0,01
13 АМо0, % 4,86 р<0,05
14 Школьная тревожность, балл 4,83 р<0,05
15 ЧСС0, уд/мин 4,79 р<0,05
16 ВИК1, отн.ед 4,79 р<0,01
17 ДП1, отн.ед 4,53 р<0,05
18 Q (вторник после уроков), отн. ед. 4,45 р<0,05
19 Q (пятница до уроков), отн.ед. 4,02 р<0,05
20 М2, с 3,99 р<0,05
Влияние алактатного анаэробного компонента работоспособности
1 А (пятница п.у.), знаков 8,21 р<0,01
2 аЯЯ0,с 6,11 р<0,05
3 АМо0, % 5,85 р<0,01
4 А (пятница до уроков), знаков 4,68 р<0,01
5 Межличностная тревожность, балл 4,68 р<0,01
6 М1, с 4,46 р<0,01
Примечание: 0- фоновое состояние; 1- работа в режиме автотемпа; 2 - ра-
бота в режиме максимального темпа.
Комбинированное влияние анаэробного алактатного, анаэробного гликолитического и аэробного компонентов работоспособности на ФС детей 910 лет (трёхфакторный дисперсионный анализ)
Показатель Сила влияния (Ьх2), % Достоверность влияния
Аэробный + гликолитический анаэробный компоненты работоспособности
А/ДП1, отн.ед 8,22 p<0,01
A (среда носле уроков), знаков б,52 p<0,05
Q/ЧССь отн.ед б,09 p<0,05
Q/ДПь отн.ед 5,71 p<0,05
А/ЧСС1, отн.ед 5,48 p<0,05
А1, знаков 5,32 p<0,01
ОП1, мВ 4,1б p<0,05
Аэробный + алактатный анаэробный компоненты работоспособности
KBT2, отн.ед 5,32 p<0,05
Q2, отн.ед 4,85 p<0,05
ЗАШТР, мм 4,43 p<0,05
Гликолитический анаэробный + алактатный анаэробный компоненты работоспособности
СД/ЧСС0, 7,0б p<0,05
СД1, мм. рт. ст. б,28 p<0,01
ДП1, отн.ед 5,59 p<0,05
А (вторник до уроков), знаков 4,85 p<0,05
Аэробный + гликолитический анаэробный + алактатный анаэробный компоненты работоспособности
ЕВТ^ отн.ед 15,37 p<0,01
СД/ЧССі, 4,25 p<0,05
Примечание: 0- фоновое состояние; 1- работа в режиме автотемпа; 2 - работа в режиме максимального темпа.
Взаимодействие аэробных и анаэробных гликолитических компонентов физической работоспособности позитивно отразилось на динамике умственной работоспособности в ходе учебной недели и «физиологической цене» информационной нагрузки, реализуемой в условиях функционального комфорта (р<0,05-
0,001).
Значимые различия выявлены и в отношении личностной тревожности: дети, проявляющие значительную анаэробную гликолитическую работоспособность, характеризовались относительно невысокими значениями самооценочной, школьной, межличностной, общей тревожности, а также индекса тревоги (р<
0,05).
Таким образом, результаты исследования дают основание полагать, что аэробные и анаэробные гликолитические компоненты физической работоспособности оказывают положительное воздействие на ФС организма детей при напряженной информационной нагрузке.
Формирование у детей с высокой физической работоспособностью комплекса многоуровневых адаптационных изменений ФС организма приводит к тому, что
один и тот же периферический эффект обеспечивается за счет меньшего напряжения регуляторных механизмов при менее значительном выделении гормонов и медиаторов [8, 9]. Вследствие чего уменьшаются реакции на непредельные стандартные воздействия и более значительно мобилизуются функции в процессе реализации максимальных нагрузок. При этом расширяется диапазон внешних воздействий, на которые организм ребенка может реагировать адекватным образом. В условиях напряженной интеллектуальной деятельности это находит отражение в снижении психофизиологических затрат организма и уменьшении «цены» адаптации к процессу обучения, благодаря чему высокая продуктивность интенсивной учебной работы достигается меньшей степенью мобилизации психофизиологических функций при менее значительных затратах энергетических и пластических ресурсов. Следует отметить, что обнаруженные различия могут быть не только следствием влияния физических нагрузок различной метаболической направленности, но и результатом действия генетических систем, контролирующих развитие, определяющих особенности функционирования источников энергообеспечения мышечной деятельности и неспецифических механизмов адаптации на различных этапах онтогенеза.
Данные о том, что среди детей с высокой физической работоспособностью встречаемость тревожных индивидуумов существенно выше, чем среди испытуемых с недостаточной функциональной подготовленностью, согласуются с результатами более ранних исследований. В работах, опубликованных в последние годы, представлено большое число свидетельств того, что у лиц с высоким уровнем физического состояния в целом отмечаются меньший уровень тревожности [17,
30, 23, 21, 31], депрессии [3, 23, 29, 31], улучшенное чувство собственного достоинства, высокая самооценка, позитивная Я-концепция [23, 4, 20]. Основным механизмом, обусловливающим оптимизирующее влияние физических нагрузок на психический статус детей, вероятно, является повышение функциональных возможностей и изменение характера взаимодействия основных нейромедиаторных систем, участвующих в формировании эмоциональных состояний и ограничении чрезмерной стресс-реакции.
Противоположно направленное влияние на ФС детей аэробных и анаэробных гликолитических возможностей, с одной стороны, и анаэробных алактатных возможностей - с другой, требует отдельного обсуждения. Особенности ФС детей с высоким уровнем анаэробной алактатной работоспособности, возможно, обусловлены специфическими требованиями, предъявляемыми работой максимальной мощности к ВНД, прежде всего, к возбудимости и реактивности нервной системы. Известно, что кратковременные интенсивные мышечные нагрузки обычно стимулируют повышение возбудимости коры головного мозга, тогда как длительные циклические нагрузки обусловливают существенное снижение возбудимости ЦНС и усиление тормозных процессов. Данные сведения соответствуют принятому в дифференциальной психофизиологии положению о том, что лица, обладающие выраженными скоростными качествами, предпочитающие интенсивную кратковременную работу, отличаются определенными типологическими особенностями. Это, прежде всего, слабая нервная система, дающая преимущество в быстродействии [5].
Известно, что фоновая активированность у детей со слабой нервной системой выше, чем у школьников с сильной нервной системой. Они раньше достигают и предельного уровня активации, при котором наблюдаются наибольшие и самые
быстрые ответные реакции [5]. Поскольку реализация информационной нагрузки в наших условиях происходит на фоне состояния напряженности, можно предположить, что у детей с преимущественным развитием анаэробных алактатных способностей формируется неоптимально высокий для данного вида информационной нагрузки уровень неспецифической активации ЦНС, обусловливающий менее эффективное ее выполнение. Выраженная личностная тревожность у данной категории школьников также во многом связана с избыточной активированностью, слабой нервной системой и высокой реактивностью.
Все полученные и проанализированные нами данные позволяют сделать заключение, что структурно-функциональные перестройки, происходящие в организме детей с высокой физической работоспособностью, обусловливают формирование универсальных адаптивных психофизиологических реакций, повышающих резистентность к комбинированному воздействию природных и социальных факторов. Одним из основных механизмов, посредством которого реализуются эти положительные перекрестные эффекты адаптации к физическим нагрузкам, является совершенствование деятельности функциональной системы антигипо-ксической защиты [8]. По-видимому, у детей с высокой физической работоспособностью неспецифическая система антигипоксической защиты функционирует более совершенно, что проявляется и в условиях напряженной информационной нагрузки.
ВЫВОДЫ
1. Установлено, что на ФС детей 9-10 лет в условиях напряженной информационной нагрузки существенное воздействие оказывают уровни развития аэробных, анаэробных гликолитических и анаэробных алактатных компонентов физической работоспособности.
2. Высокий уровень развития аэробных и анаэробных гликолитических возможностей организма, с одной стороны, и большие анаэробные алактатные - с другой, обеспечивают противоположный функциональный эффект. Первые обусловливают снижение избыточной психофизиологической реактивности при напряженной информационной нагрузке и, вероятно, уменьшение личностной тревожности, вторые, напротив, обеспечивают гипермобилизацию системы вегетативного обеспечения деятельности.
3. Выявленные особенности влияния биоэнергетических компонентов физической работоспособности на ФС детей 9-10 лет в значительной степени связаны со спецификой развития основных физиологических систем и преобразования энергетического обмена в этот возрастной период.
Работа поддержана грантом РГНФ (№ 12-06-00037а).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Баевский, Р.М., Кириллов, О.И., Клецкин, С.З. Математический анализ изменений сердечного ритма при стрессе. - М.: Медицина, 1984. - 220 с.
2. Бодров, В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление. - М.: ПЭР СЭ, 2006. - 528 с.
3. Бундзен, П.В., Евдокимова, О.М., Унесталь, Л.Э. Современные технологии укрепления психофизического состояния и психосоциального здоровья населения // Теория и практика физической культуры. - 1996. - № 8. - С. 57-63.
4. Гринберг, Дж. Управление стрессом. - СПб.: Питер, 2002. - 496 с.
5. Ильин, Е.П. Дифференциальная психофизиология. - СПб.: Питер, 2001. -461 с.
6. Илюхина, В.А. Психофизиология функциональных состояний и познавательной деятельности здорового и больного человека. - СПб. Изд-во Н-Л, 2010. -368 с.
7. Корниенко, И.А., Сонькин, В.Д., Тамбовцева, Р.В. Возрастное развитие энергетики мышечной деятельности: Итоги 30-летнего исследования. Сообщение
I. Структурно-функциональные перестройки // Физиология человека. - 2005. - Т.31, N4. - С. 42-46.
8. Медведев, В.И. Адаптация человека. - СПб.: Институт мозга РАН, 2003. -584 с.
9. Меерсон, Ф.З., Пшенникова, М.Г. Адаптация к стрессорным ситуациям и физическим нагрузкам. - М.: Медицина, 1988. - 256 с.
10. Овчарова, Р.В. Практическая психология в начальной школе. - М.: Сфера, 1996. - 240 с.
11. Развитие мозга и формирование познавательной деятельности ребенка / Под ред. Д.А. Фарбер, М.М. Безруких. - М.: Изд-во Московского психологосоциального института, 2009. - 432 с.
12. Рогов, В.И. Настольная книга практического психолога в образовании. -М.: Владос, 1995. - 529 с.
13. Собчик, Л.Н. Метод цветовых выборов - модификация цветового теста Люшера. - СПб.: Речь, 2006. - 128 с.
14. Стресс и тревога в спорте. - М.: Физкультура и спорт, 1983. - 287 с.
15. Физиология развития ребенка: Руководство по возрастной физиологии / Под ред. М.М. Безруких, Д.А. Фарбер. - М.: Изд-во Московского психологосоциального института, 2010. - 768 с.
16. Физиология развития ребенка: теоретические и прикладные аспекты / Под ред. М.М. Безруких, Д.А. Фарбер. - М.: Образование от А до Я, 2000. - 319 с.
17. Abadie, B.R. Relating trait anxiety to perceived physical fitness // Percept Mot Skills. - 1988. - Vol. 67, № 2. - Р. 539-543.
18. Acevedo, E.O., Webb, H.E., Weldy, M.L. et al. Cardiorespiratory responses of Hi Fit and Low Fit subjects to mental challenge during exercise // Int J Sports Med. -2006. - Vol. 27, № 12. - P. 1013-1022.
19. Alderman, B.L., Arent, S.M., Landers, D.M., Rogers, T.J. Aerobic exercise intensity and time of stressor administration influence cardiovascular responses to psychological stress // Psychophysiology. -2007. - Vol. 44, № 5. - P. 759-766.
20. Callaghan, P. Exercise: a neglected intervention in mental health care? // J. Psychiatric and Mental Health Nursing. - 2004. - № 11. - Р. 476-483.
21. Ekkekakis, P. Hal, E.E., Petruzzello, S.J. Variation and homogeneity in affective responses to physical activity of varying intensities: an alternative perspective on dose-response based on evolutionary considerations // J Sports Sci., 2005. - Vol. 23, № 5. - pp. 477-500.
22. Grews, D.J., Lochbaum, M.R., Landers, D.M. Aerobic physical activity effects on psychological well-being in low-income Hispanic children /Percept Mot Skills. -2004. - Vol. 98, № 1. - P. 319-324.
23. Landers, D.M. Exercise and Mental Health //Exercise Science. - 1998. - Vol. 7, №
2. - P. 131-146.
24. Norris, R., Carroll, D., Cochrane R. The effects of aerobic and an -aerobic training on fitness, blood pressure, and psychological stress and well-being // J Psycho-som. - 1990. - Vol. 34, № 4. - P. 367-375.
25. Reims, H.M., Sevre, K, Fossum, E. et al. Adrenaline during mental stress in relation to fitness, metabolic risk factors and cardiovascular responses in young men // Blood Press. - 2005. - Vol. 14, № 4. - P. 217-226.
26. Roth, D., Holmes D. Influence of Aerobic Exercise Training and Relaxation Tranind on Physical and Psychologic Health Following Stressful Life Evens // Psychosomatic Medicine. - 1987. - Vol. 49. - P. 355-365.
27. Spalding, T.W., Jeffers, L.S., Porges, S.W., Hatfield, B.D. Vagal and cardiac reactivity to psychological stressors in trained and untrained men //Med. Sci. Sports Exerc. - 2000 -Vol. 32. - № 3. - P. 581-591.
28. Steptoe, A., Kearsley, N., Walters, N. Cardiovascular activity during mental stress following vigorous exercise in sportsmen and inactive men // Psychophysiology. - 1993. - Vol.30, № 3. - P. 245-252.
29. Strauss, R.S., Rodzilsky, D., Burack, G., Colin, M. Psychosocial correlates of physical activity in healthy children // Arch. Pediatr Adolesc Med. - 2001. - Vol. 155, № 8. - P. 897-902.
30. Weyerer, S., Kupfer, B. Physical Exercise and Psychological Health // Sports Med. - 1994. - Vol. 17, № 2. - P. 108-116.
31. Wipfli, B.M., Rethorst, C.D., Landers, D.M. The anxiolytic effects of exercise: a meta-analysis of randomized trials and dose-response analysis // J Sport Exerc Psychol. - 2008. - Vol. 30, № 4. - P. 392-410.