Научная статья на тему 'Физическое состояние тревожных детей 9-10 лет'

Физическое состояние тревожных детей 9-10 лет Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
282
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новые исследования
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТРЕВОЖНОСТЬ / МЫШЕЧНАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ / ДВИГАТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / МОБИЛИЗАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ / ВЕГЕТАТИВНЫЙ БАЛАНС / ANXIETY / MUSCLE EFFICIENCY / MOTOR READINESS / MOBILIZATION READINESS / VEGETATIVE BALANCE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Полянская Н. В., Криволапчук И. А., Чернова М. Б.

В работе получены данные о том, что тревожные дети 9-10 лет отличаются от школьников с низким уровнем тревожности, меньшими значениями аэробных показателей физической работоспособности. Установлено, что тревожные дети 9-10 лет, характеризуются повышенным уровнем активации ЦНС, смещением вегетативного баланса в сторону преобладания активности симпатического отдела ВНС и низким адаптационным потенциалом системы кровообращения. Эти данные могут указывать на специфику функционирования у них модулирующей системы мозга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Полянская Н. В., Криволапчук И. А., Чернова М. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

According to the results of the research, schoolchildren at the age of 9-10 years old with a high anxiety level, in comparison with their peers with a low level of anxiety, demonstrate lower aerobic indices of physical abilities. It was found out that anxious children are characterized by a higher level of CNS activation, by the shift to higher activity of sympathetic NS and by low adaptation potential of blood circulatory system. These data may be the sign of certain peculiarities of functioning of modulatory brain system in children with a high level of anxiety.

Текст научной работы на тему «Физическое состояние тревожных детей 9-10 лет»

ФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ТРЕВОЖНЫХ ДЕТЕЙ 9-10 ЛЕТ

Н.В. Полянская, И.А. Криволапчук1, М.Б. Чернова ФГНУ Институт возрастной физиологии РАО, Москва

В работе получены данные о том, что тревожные дети 9-10 лет отличаются от школьников с низким уровнем тревожности, меньшими значениями аэробных показателей физической работоспособности. Установлено, что тревожные дети 9-10 лет, характеризуются повышенным уровнем активации ЦНС, смещением вегетативного баланса в сторону преобладания активности симпатического отдела ВНС и низким адаптационным потенциалом системы кровообращения. Эти данные могут указывать на специфику функционирования у них модулирующей системы мозга.

Ключевые слова: тревожность, мышечная работоспособность, двигательная подготовленность, мобилизационная готовность, вегетативный баланс.

Physical state of 9-10year old children with a high anxiety level. According to the results of the research, schoolchildren at the age of 9-10 years old with a high anxiety level, in comparison with their peers with a low level of anxiety, demonstrate lower aerobic indices of physical abilities. It was found out that anxious children are characterized by a higher level of CNS activation, by the shift to higher activity of sympathetic NS and by low adaptation potential of blood circulatory system. These data may be the sign of certain peculiarities of functioning of modulatory brain system in children with a high level of anxiety.

Key words: anxiety, muscle efficiency, motor readiness, mobilization readiness, vegetative balance.

В современных условиях обучения наблюдается тенденция возрастания числа тревожных школьников, характеризующихся беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью, наличием выраженного предчувствия грозящей опасности [12, 15, 8, 3].

Тревожность как свойство личности отличается возрастной спецификой, отражающейся в ее содержании, источниках, формах проявления компенсации и защиты: для каждого возраста имеются определенные области действительности, вызывающие повышенную тревогу, детерминированную актуальными задачами развития [12, 10]. На всех этапах школьного онтогенеза повышенная тревожность оказывает негативное влияние на формирование личности, интеллектуальное и творческое развитие детей, их адаптацию к образовательной среде и состояние здоровья [7, 9]. Это вызывает необходимость поиска факторов, обусловливающих повышение приспособительных возможностей тревожных школьников и укрепления их здоровья. Одним из таких факторов является высокий уровень физического состояния. Известно, что между здоровьем и адаптациоными возможностями организма, с одной стороны, мышечной работоспособностью и двигательной подготовленностью, с другой, существует прямая связь [16, 2, 21]. Вследствие

Контакты:1 И.А. Криволапчук - E-mail: <i.krivolapchuk@mail.ru>

этого уровень физического состояния рассматривается как важнейший количественный показатель здоровья человека. Между тем в исследованиях по проблеме тревожности практически неизученными остаются вопросы, касающиеся специфики мышечной работоспособности и двигательной подготовленности данного контингента детей.

В контексте изложенного анализ особенностей физического состояния тревожных школьников на различных этапах онтогенеза представляет несомненный интерес. Выявление специфики физического состояния детей с высоким уровнем тревожности, может способствовать разработке принципиально новых подходов к проблеме обеспечения психического, физического и социального благополучия школьников средствами физического воспитания.

Цель исследования - изучить особенности физического состояния детей с высоким и низким уровнем личностной тревожности.

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В исследовании принимали участие дети 9-10 лет, отнесенные по состоянию здоровья к основной медицинской группе не занимающиеся спортом (n=123).

Изучение личностных особенностей осуществляли на основе применения метода неоконченных предложений, опросника школьной тревожности Филлипса, шкалы Кондаша, проективного теста тревожности E. Amen [13, 11, 10]. Психодиагностическое исследование проводилось в группах. Детям раздавались тестовые буклеты, содержащие инструкции, вопросы, опросные листы и стимульный материал. После введения инструкции испытуемым предоставлялась самостоятельность, при необходимости оказывалась помощь.

В работе использовался комплекс методик, предназначенных для изучения физического состояния рассматриваемого контингента детей. В ходе исследования определяли максимальное потребление кислорода (МПК), мощность нагрузки при ЧСС 170 уд/мин (PWC170), частоту пульса на 1, 2, 3, 4, 5 мин (ПВ1, ПВ2, ПВ3, ПВ4, ПВ5) восстановления, индекс накопления пульсового долга (ИНПД) и предельное время работы (T1, T2) при нагрузке «до отказа» мощностью 2 и 4 Вт/кг [6, 14]. На основе уравнения Muller находили величины мощности нагрузок, максимальное время реализации которых составляло 1 (W1; максимальная мощность) 40, (W40; субмаксимальная мощность), 240 (W240; большая мощность), 900 с (W900; умеренная мощность), коэффициенты, отражающие емкость аэробного источника (b) и степень разнокачественности скелетно-мышечной ткани (a) [5, 14]. Для проведения нагрузочного тестирования использовали велоэргометр «РИТМ» ВЭ-05. Дозирование нагрузки осуществлялось посредством изменения силы сопротивления при фиксированной частоте педалирования.

Анализировали результаты выполнения таких моторных тестов как бег 6 мин, прыжок в длину с места, челночный бег 4х9 м, поднимание туловища из положения «лежа на спине», наклон вперед.

Вегетативные показатели регистрировались в условиях спокойного бодрствования и в состоянии мобилизационной готовности к интенсивной деятельности. Степень напряженности регуляторных систем оценивали на основе использования математического анализа сердечного ритма [18]. Реализация метода осуществлялась при помощи автоматизированного комплекса на базе персонального

компьютера. Определяли среднюю продолжительность R-R интервала (RRNN), моду (Мо), амплитуду моды (АМо), разброс кардиоинтервалов (MxDMn), среднеквадратическое отклонение (SDNN), стресс-индекс (SI).

Для оценки физической работоспособности запись R-R интервалов проводили в состоянии покоя, во время работы и в период восстановления. Частота сердечных сокращений (ЧСС) рассчитывалась по 6-секундным отрезкам записи с пересчетом на 1 минуту.

Систолическое (СД) и диастолическое (ДД) давление крови регистрировали с помощью аускультативного метода Н.С. Короткова. Рассчитывали также пульсовое (ПД) и среднее давление (САД), двойное произведение (ДП), индекс Кердо (ИК), индекс Мызникова (ИМ), показатель адаптационного потенциала - индекс функциональных изменений (ИФИ) [1].

Полученные данные обрабатывались на персональном компьютере, с использованием пакета программ Microsoft Exel Windows 98. Определялись средняя арифметическая, ошибка средней арифметической, среднее квадратичное отклонение. Достоверность различий оценивали с помощью параметрических и непараметрических критериев. Применялся также факторный анализ.

В результате факторного анализа комплекса физиологических, психологических и поведенческих показателей, был выделен независимый фактор тревожности, с которым коррелировали оценки, полученные на основе применения, указанных выше методик психодиагностики (факторные коэффициенты превышали

0,75). С учетом результатов факторного анализа определялась интегральная оценка тревожности. На основе использования всех рассматриваемых психологических показателей, испытуемые были дифференцированы на группы с высоким (n=27), средним (n=64) и низким (n=32) уровнем тревожности.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Выявлена специфика ФС детей 9-10 лет, различающихся степени выраженности тревожности. Полученные данные (рис. 1) свидетельствуют о том, что тревожные школьники отличаются относительно низкими значениями показателей, характеризующих физическую работоспособность в зоне аэробного и смешанного аэробно-анаэробного энергообеспечения. Значимые межгрупповые различия (p<0,05-0,001) обнаружены в отношении величины МПК, t2, W900, ПВ42 Вт/кг, ПВ44 Вт/кг, наклон вперед. Следует отметить, что повышенные значения ПВ42 Вт/кг, ПВ44 Вт/кг у тревожных школьников отражают более высокую физиологическую стоимость физической нагрузки и замедленное восстановление после нее, по сравнению с низкотревожными испытуемыми.

Можно предположить, что использование систематических занятий физическими упражнениями преимущественно аэробного характера будет способствовать улучшению физического состояния и расширению приспособительных возможностей детей 9-10 лет. Результаты исследования дают основание считать, что нагрузки аэробной направленности могут оказать выраженный положительный эффект в отношении физического состояния лиц, обладающих такой устойчивой индивидуально-психологической чертой как тревожность. Подобная точка зрения согласуется с данными ряда работ, подтверждающими возможность применения физических упражнений преимущественно аэробной направленности для оптими-

зации психофизиологического статуса тревожных лиц [22, 23, 20]. В литературе имеются сведения, указывающие на то, что выполнение дозированных упражнений, обусловливает непосредственное уменьшение интенсивности переживания тревоги и степени выраженности личностной тревожности [27, 25, 24, 30].

Рис. 1. Значимые различия в уровне работоспособности между детьми 9-10 лет с высокой и низкой тревожностью.

(величины показателя у детей с низкой тревожностью приняты за 100 %)

Анализ вегетативных показателей активации ЦНС с учетом уровня тревожности детей, выявил наличие достоверных (р<0,05-0,001) межгрупповых различий. Наиболее существенные из них обнаружены в состоянии мобилизационной готовности (рис. 2).

Следует отметить, что в этом состоянии, независимо от степени выраженности тревожности, у обследованных школьников происходило увеличение ЧСС, АМо, SI, СД, ДД, ПД, САД, ДП, ВИК, ИМ, ИФИ и уменьшение RRNN, Мо, MxDMn, SDNN. Дальнейший анализ изменений рассматриваемых переменных выявил наличие достоверных (р<0,05-0,001) различий между детьми с высокой и низкой тревожностью в отношении целого ряда переменных (см. рис. 2). В частности, установлено, что тревожные испытуемые при мобилизационной готовности, характеризовались более высокими значениями ЧСС, АМо, SI, СД, ДД, ДП, ИФИ и более низкими величинами Мо, MxDMn по сравнению со сверстниками с низким уровнем тревожности.

Рис. 2. Значимые различия между детьми 9-10 лет с высокой и низкой тревожностью в условиях мобилизационной готовности.

(величины показателя у детей с низкой тревожностью приняты за 100 %)

Полученные данные свидетельствуют о том, что тревожные школьники 9-10 лет, в состоянии спокойного бодрствования и в условиях мобилизационной готовности, отличаются повышенным уровнем неспецифической активации ЦНС, выраженным смещением вегетативного баланса в сторону преобладания активности симпатического отдела ВНС и неудовлетворительной оценкой адаптационного потенциала системы кровообращения.

В литературе широко представлены данные о том, что избыточный тонус симпатического отдела ВНС, оказывает сильное отрицательное влияние на обучение и индивидуальную устойчивость к эмоциональному стрессу [4, 20]. С другой стороны, имеются сведения о том, что адекватная индивидуальным и возрастным особенностям занимающихся регулярная физическая активность уменьшают симпатическое возбуждение, снижая активацию нейронов в тех областях мозга, которые ответственны за регуляцию функций систем вегетативного обеспечения деятельности [26]. По данным ряда авторов, рациональное использование физических упражнений способствует и повышению тонуса парасимпатического отдела ВНС, расширяет резервные возможности организма, повышает сопротивляемость человека стрессорным воздействиям [4, 17, 20, 29]. В частности, согласно “polyvagal theory” Поджерса, высокий вагусный тон связывается у детей различного возраста со стрессоустойчивостью, социальной компетентностью, сочувствием и эффективным регулированием эмоций [19, 27].

В заключение необходимо подчеркнуть, что систематические занятия физическими упражнениями преимущественно аэробной направленности, по-видимому, могут служить не только важным средством повышения мышечной работоспособности и двигательной подготовленности, но и оптимизации психофизиологического статуса тревожных детей 9-10 лет, в том числе, за счет усиления активности парасимпатического отдела ВНС.

ВЫВОДЫ

1. Тревожные дети 9-10 лет отличаются от школьников с низким уровнем тревожности, меньшими значениями аэробных показателей физической работоспособности и низким адаптационным потенциалом системы кровообращения, что может свидетельствовать о недостаточных приспособительных возможностях организма.

2. В состоянии спокойного бодрствования и, особенно, в условиях мобилизационной готовности, тревожные дети 9-10 лет, характеризуются повышенным уровнем активации ЦНС и смещением вегетативного баланса в сторону преобладания активности симпатического отдела ВНС, что может указывать на специфику функционирования у них модулирующей системы мозга.

Работа поддержана грантом РГНФ (№ 12-06-00037а).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Агаджанян Н.А., Баевский Р.М., Берсенева А.П. Проблемы адаптации и учение о здоровье. - М.: Изд-во РУДН, 2006. - 284 с.

2. Апанасенко Г.Л. Диагностика индивидуального здоровья // Валеология,

2003. - № 3. - С. 27-31.

3. Астапов В.М. Тревожность у детей. - М.: Пер Сэ, 2008. - 159 с.

4. Данилова Н.Н. Психофизиология. - М.: Аспект Пресс, 1998. - С. 324-356.

5. Зайцева В.В., Сонькин В.Д., Бурчик М.В., Корниенко И.А. Оценка информативности эргометрических показателей работоспособности // Физиология человека, 1997.- Т. 23.- № 6. - С. 58-63.

6. Карпман В.Л., Белоцерковский З.Б., Гудков И.А. Тестирование в спортивной медицине. - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 208 с.

7. Костина Л.М. Адаптация первоклассников к школе путем снижения уровня их тревожности // Вопросы психологии. - 2004. - № 1. - С. 137-143.

8. Костина Л.М. Методики диагностики тревожности. - СПб.: Речь, 2006. -198 с.

9. Костяк Т.В. Тревожный ребенок: младший школьный возраст. - М.: Издательский центр “Академия”, 2008. - 96 с.

10. Микляева А.В., Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. - СПб.: Речь, 2007. - 248 с.

11. Практикум по возрастной психологии / под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. - СПб.: Речь, 2001. - 638 с.

12. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2000. - 304с.

13. Рогов В.И. Настольная книга практического психолога в образовании. -М.: Владос, 1995. - 529 с.

14. Сонькин, В.Д., Корниенко, И.А., Богатов, А.А. Способ эргометрической

оценки физической работоспособности и описания индивидуальной структуры энергообеспечения мышечной деятельности: Патент РФ на изобретение

№ 2251967, с приоритетом от 02 июля 2002 г., (заявка № 2002117373, зарегистрировано в Гос. реестре изобретений РФ 20 мая 2005 г.).

15. Сорокина В.В. Негативные переживания детей в начальной школе // Вопросы психологии. - 2004. - № 2. - С. 43-53.

16. Сухарев А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. -М.: Медицина, 1991.

17. Ульянинский Л.С. Эмоциональный стресс и экстракардиальная регуляция // Физиологический журнал. - 1994. - Т. 80, № 2. - С. 23-27.

18. Шлык Н.И. Сердечный ритм и тип регуляции у детей, подростков и спортсменов. - Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2009. - 259 с.

19. Beauchaine T., Gatzke-Kopp L., Mead H. Polyvagal theory and developmental psychopathology: Emotion dysregulation and conduct problems from preschool to ado-lescenc // Biol Psychol. - 2007. - V. 74. №2. -P. 174-184.

20. Everly G., Latin J. A Clinical Guide to the Treatment of the Human Stress Pesponse. - Springer, 2013. - 486 p.

21. Global Recommendations on Physical activity for Health. - Geneva, World Health Organization, 2010. - 60 p.

22. Grews D.J., Lochbaum M.R., Landers D.M. Aerobic physical activity effects on psychological well-being in low-income Hispanic children // Percept Mot Skills. -

2004. - Vol. 98, № 1. - P. 319-324.

23. Hale B.S., Koch K.R., Raglin J.S. State anxiety responses to 60 minutes of cross training // Br. J. Sports Med. - 2002. - Vol. 36. - P. 105-107.

24. Landers D.M. Exercise and Mental Health // Exercise Science. - 1998. - V. 7. № 2. - P. 131-146.

25. Landers D.M., Petruzzello S.J. Physical activity, fitness, and anxiety. In C. Bouchard, R.J. Shephard, & T. Stevens, (Eds.) / Physical activity, fitness, and health. Champaign, IL: Human Kinetics, 1994.

26. Mueller P.J. Exercise Training And Sympathetic Nervous System Activity: Evidence For Physical Activity Dependent Neural Plasticity // Clinical and Experimental Pharmacology and Physiology. 2007. Vol. 34, p. 377-384.

27. Petruzzello S.J., Landers D.M., Hatfield B.D. et al. A meta-analysis on the anxiety-reducing effects of acute and chronic exercise // Sports Medicine. - 1991. - V. 11, № 3. - Р. 143-182.

28. Porges S.W. The polyvagal theory: phylogenetic contributions to social behavior // Physiology and Behavior. - 2003. - V. 79, №. 3. - P. 503-513.

29. Spalding T.W., Jeffers L.S., Porges S.W., Hatfield B.D. Vagal and cardiac reactivity to psychological stressors in trained and untrained men //Med. Sci. Sports Ex-erc. - 2000 -Vol. 32, № 3. - P. 581-591.

30. Wipfli B.M., Rethorst C.D., Landers D.M. The anxiolytic effects of exercise: a meta-analysis of randomized trials and dose-response analysis // J Sport Exerc Psychol. - 2008. - Vol. 31, № 1. - P. 128-129.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.