СТРЕССОВАЯ РЕАКТИВНОСТЬ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ У ШКОЛЬНИКОВ В ПЕРИОД ВТОРОГО ДЕТСТВА
И.А. Криволапчук1, Г.А. Зайцева, И.И. Криволапчук, А.П. Буслаков, Р.М. Носова, С.А. Бондарева
ФГНУ «Институт возрастной физиологии» РАО, Москва Национальный исследовательский технологический университет (НИТУ) «МИ-
СиС», Москва
В ходе исследования установлено, что ситуация прагматической неопределенности вызывает у школьников 8-10 лет формирование состояния психологического стресса, характеризующееся гипермобилизацией системы кровообращения. При этом наблюдается избыточное повышение уровня активации ЦНС, проявляющееся в возрастании напряжения регуляторных систем, сдвиге вегетативного баланса в сторону преобладания активности симпатического отдела вегетативной нервной системы и стимуляция центральной гемодинамики.
Результаты исследования свидетельствуют о том, что изменения функционального состояния системы кровообращения детей при психологическом стрессе определяются их индивидуальными особенностями. Выявлена зависимость стрессовой реактивности сердечно-сосудистой системы в период второго детства от фонового уровня активации, личностной тревожности и уровня мотивации.
Ключевые слова: стрессовая реактивность, система кровообращения, вегетативный баланс, фоновая активированность, тревожность, мотивация
Cardiovascular reactivity in schoolchildren during the second period of child-hood.The research showed that the situation of pragmatic uncertainty in 8-10-year-old schoolchildren causes the development of psychological stress, which is characterized by the hyper mobilisation of circulatory system. There is also observed the extreme CNS activation which manifests itself in the rising tension of regulatory systems, in the shift of vegetative balance toward the domination of sympathetic nervous system and in the stimulation of central hemodynamics. The research results give evidence, that changes in the functional state of children's circulatory system under psychological stress result from their individual characteristics. There was revealed the dependence of circulatory system reactivity during the second childhood period on the level of background activation, personal anxiety and the level of motivation.
Key words: reactivity, circulatory system, vegetative balance, background activat-edness, anxiety, motivation
Стрессовая реактивность рассматривается как генетически детерминированная реакция стрессогенных механизмов организма на действие того или иного стрессора [1; 8]. Хорошо известно, что у детей, также как и у взрослых, стрессовая реактивность опосредована взаимодействием между нервными, нейро-
Контакты: 1 Криволапчук И.А. - E-mail: <i.krivolapchuk@mail.ru>
эндокринными и эндокринными осями стресса [17; 31; 39]. Наиболее быстрый и генерализованный эффект наблюдается при активации симпатической нервной системы и мозгового вещества надпочечников - реакция «борьба-бегство» [17; 28; 31; 40]. Важно отметить, что общие проявления их активности при стрессе включают сердечно-сосудистые реакции.
В соответствии с концепцией о сердечно-сосудистой системе как индикаторе адаптационно-приспособительной деятельности целостного организма, изменения ее активности являются универсальной реакцией в ответ на любую нагрузку, отражая конечный результат многочисленных регуляторных влияний на аппарат кровообращения [2; 3]. Сдвиги кровообращения при стрессе обеспечивают реализацию эволюционно закрепленной «программы» вегетативной подготовки к выполнению нагрузки неопределенной интенсивности и продолжительности [9]. Это обусловлено тем, что в ситуации прагматической неопределенности, когда неизвестно какой объем вегетативных сдвигов потребуется в ближайшее время, лучше пойти на гипермобилизацию ресурсов организма, чем в разгар напряженной деятельности остаться без достаточного вегетативного обеспечения [22]. Необходимо подчеркнуть, что такие чрезмерно интенсивные или длительные, переходящие в хронические реакции сердечно-сосудистой системы являются основой для развития артериальной гипертензии, ишемической болезни сердца, сахарного диабета и других неинфекционных заболеваний [9; 29; 30; 31; 37].
В ходе онтогенеза наблюдается постепенное и гетерохронное созревание физиологических систем организма [21; 26], что естественно не может не отразиться на возрастной специфике стрессовой реактивности ребенка. Характер реактивности растущего организма связан как с биологической сущностью человека и изменениями его свойств в процессе индивидуального развития, так и с внешнесре-довыми воздействиями [15]. В этой связи возникает необходимость изучения особенностей стрессовой реактивности в различные возрастные периоды. Одним из таких периодов является второе детство.
В течение периода второго детства выявлены существенные перестройки нейрофизиологических регуляторных механизмов, связанные с созреванием лобных областей и их связей с другими отделами мозга, определяющими формирование произвольного внимания и селективного восприятия [21; 25]. К 9-10 годам регуляторная система мозга не только обеспечивает избирательное вовлечение корковых зон в деятельность, но и оказывает облегчающее влияние на отдельные операции, осуществляющиеся при их участии [21]. Прогрессивным изменениям в функционировании ЦНС сопутствуют качественные перестройки в деятельности эндокринной, сердечно-сосудистой и других физиологических систем [26], а также улучшение энергетического обеспечения физиологических функций [24]. Все это свидетельствует о том, что в период второго детства существенно возрастают функциональные возможности ребенка.
В этой связи большой интерес представляют исследования, направленные на изучение функционального состояния (ФС) системы кровообращения детей этого возраста при психологическом стрессе. Однако в имеющихся в настоящее время работах [30; 35; 38; 39; 43; 44 и др.] не анализировались особенности реактивности сердечно-сосудистой системы детей с учетом основных факторов, определяющих ФС организма при стрессе [4].
Цель исследования - выявить специфику стрессовой реактивности сердечнососудистой системы школьников в период второго детства в зависимости от фонового уровня ФС, мотивации и индивидуальных особенностей.
ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В исследовании приняли участие дети 8-10 лет (n=208), отнесенные по состоянию здоровья к основной медицинской группе. Работу осуществляли в соответствии с принципами Хельсинской декларации. Родители дали письменное согласие на основе полной информации на участие их ребенка в обследовании.
Степень напряженности регуляторных систем оценивали посредством математического анализа сердечного ритма [3; 27]. Реализация метода осуществлялась с помощью автоматизированного комплекса на базе персонального компьютера. Определяли частоту сердечных сокращений (ЧСС), среднюю продолжительность R-R интервала (RRNN), моду (Мо), амплитуду моды (АМо), разброс кардиоинтервалов (MxDMn), среднеквад-ратическое отклонение (SDNN), стресс-индекс (SI).
Систолическое (СД) и диастолическое (ДД) артериальное давление крови регистрировали в соответствии с рекомендациями ВОЗ с помощью откалиброванного стандартного анероидного сфигмоманометра. Применяли адекватную возрасту детскую манжету. Рассчитывали среднее артериальное давление (САД), двойное произведение (ДП).
Для оценки стресс-реактивности сердечно-сосудистой системы регистрацию этих показателей проводили в состоянии спокойного бодрствования и в ситуации прагматической неопределенности [22]. Объективным источником неопределенности являлся дефицит необходимой информации относительно путей и средств преодоления ситуации, а также дефицит времени на распознавание, анализ и оценку информации в состоянии готовности к деятельности до и после введения мобилизационной инструкции, содержащей требование безошибочно выполнять напряженную когнитивную нагрузку с максимально возможной скоростью [16]. Последовательность проведения лабораторного исследования: 1) подключение приборов к испытуемым; 2) измерение показателей ФС в условиях спокойного бодрствования; 3) измерение показателей ФС в ситуации прагматической неопределенности.
Состояние готовности к деятельности поддерживалось в течение 60 -70 с. Испытуемые не были предварительно адаптированы к предлагаемой им экспериментальной ситуации.
Для изучения личностных особенностей использовались: проективный тест школьной тревожности E. Amen, шкала явной тревожности CMAS, метод неоконченных предложений [18, 20]. Исследование проводилось индивидуально. Для детей, испытывающих трудности при чтении вопросы зачитывались, а ответы проставлялись в опросном листе. Сравнивались группы детей с высоким и низким уровнем тревожности.
Активность мотивации изучалась с помощью метода шкалированной самооценки (Дембо-Рубинштейн). В зависимости от силы мотивации все испытуемые подразделялись на группы с высоким, средним, низким и очень низким
уровнем активности мотивации. Сравнивались группы сильно - и слабомотивированных детей.
Для выявления фонового уровня активности сердечно -сосудистой системы в состоянии спокойного бодрствования применялась сигмальная шкала. Значения, находящиеся в диапазоне М+0,67ст относили к среднему уровню. За высокий уровень принимались показатели, превышающие М+0,67 ст, а за низкий - параметры меньше М-0,67ст. Сравнивались группы детей с высоким и низким фоновым уровнем ФС.
Статистическую обработку данных проводили с использованием пакета статистических программ. Значимость различий определялась посредством применения параметрических и непараметрических критериев достоверности оценок.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
В состоянии готовности (после введения инструкции и команды «Приготовились» до начала выполнения задания) у всех испытуемых наблюдалось отчетливое увеличение (р<0,05-0,001) ЧСС, АМо, Б1, СД, ДД, САД, ДП и уменьшение КШК, Мо, МхОМп, SDNN (рис.1).
Рис. 1. Значимые (р<0.05-0.001) сдвиги показателей активности сердечнососудистой системы в условиях психологического стресса по отношению к уровню спокойного бодрствования.
Примечание: значения сдвига SIуменьшены на порядок.
Такой характер изменений, рассматриваемых показателей отражает степень психического напряжения, обусловленного неопределённостью ситуации.
Сопоставление сдвигов рассматриваемых показателей активности сердечно -сосудистой системы, зарегистрированных в ситуации прагматической неопределенности и во время последующего выполнения напряженной когнитивной нагрузки, показало, что в значительном числе случаев изменения ФС в ситуации
готовности к деятельности были выше, чем в процессе выполнения самой работы с максимальной скоростью. Это свидетельствует о том, что ситуация прагматической неопределенности, вызывает у детей избыточную мобилизацию системы кровообращения. Во многом это связано с тем, что состояние психологического стресса представляет собой не столько следствие действия самих раздражителей, сколько результат их познавательной интерпретации (когнитивной оценки), т.е. прогнозирующей деятельности мозга [4; 8; 13; 31; 36;]. Основное значение психологического стрессора заключается в его информационном содержании, в связи с этим он оценивается с позиции субъективного, личностного к нему отношения [13], которое в значительной мере формируется посредством инструкции. Известно, что при одинаковом содержании задания различная инструкция испытуемому вызывает не только разную продуктивность, но и разнонаправленные изменения процессов активационного обеспечения деятельности [12].
Оценка ситуации, опосредующая формирование состояния психологического стресса, обычно направлена в будущее, которое представляется весьма опасным и неопределенным, как в отношении потенциальной угрозы или пользы, исходящей из окружающей среды, так и в отношении способа решения проблемы. Неопределенность является одним из важных условий актуализации стресса. При этом, чем менее значительна неопределенность, тем больше шансов быстро решить проблему и тем меньше интенсивность напряжения и, наоборот, с увеличением неопределенности повышается трудность решения проблемы, и интенсивность напряжения возрастает, превышая, как правило, реальные нужды организма [22].
Таким образом, не само по себе воздействие, а восприятие его как «угрозы», отрицательное отношение к нему, негативная оценка с физиологической, психологической и социальной точек зрения является причиной формирования состояния психологического стресса.
В ходе дальнейшей работы оценивались изменения рассматриваемых показателей в зависимости от фонового уровня ФС, степени выраженности тревожности и мотивации.
Установлено, что изменения параметров сердечного ритма и центральной гемодинамики у детей с высоким фоновым уровнем ФС в ситуации прагматической неопределенности в целом характеризовались более высокими (р<0,05-0,01) значениями абсолютных показателей ЧСС, RRNN, Мо, АМо, MxDMn, SDNN, SI, СД, ДД, САД, ДП (рис. 2). Анализ сдвигов рассматриваемых физиологических переменных в условиях психологического стресса позволил в большинстве случаев установить тенденцию их уменьшения по мере перехода от высокого уровня в состоянии спокойного бодрствования к низкому. Статистически значимо (р<0.05) эта тенденция проявилась в отношении ДЧСС, ДRRNN, ДДП. Результаты корреляционного анализа свидетельствуют о наличии статистически существенной взаимосвязи между фоновыми значениями исследуемых показателей и их величинами в ситуации прагматической неопределенности.
Полученные данные подтверждают представление о том, что особенности психофизиологической реактивности связаны с уровнем активации в состоянии покоя. При этом чем выше фоновые показатели, тем более выражена реактивность при выполнении тестирующих нагрузок [14; 34]. В связи с этим важно отметить, что необходимо разделять понятия «фоновое» и «исходное» состояния.
Первое рассматривается как состояние спокойного бодрствования до начала каких-либо действий, а второе - как уровень функционирования физиологической системы в начале деятельности [19]. Если исходный уровень высок, то в ходе деятельности он существенно снижается. При низком исходном уровне происходит значительное повышение функциональной активности организма [45; 19; 32; 33; 41].
Рис. 2. Значимые (р<0.05-0.001) различия между детьми с высокими (В) и низкими (Н) фоновыми показателями в ситуации прагматической неопределенности
Примечание: значения показателей у детей с низкими фоновыми величинами, приняты за 100 %.
Известно, чем выше фоновая активированность, тем большим по физиологической силе становиться раздражитель [14]. Вследствие этого у индивидов с повышенной активированностью стимулы одной и той же интенсивности вызывают более заметные психофизиологические изменения [7; 14]. Соответственно реактивность у лиц с высокой активированностью на одинаковые по внешней величине воздействия больше, чем у слабоактивированных. В этом плане определенный интерес представляет исследование реактивности сердечно-сосудистой системы в зависимости от преобладания симпатической или парасимпатической регуляции, указывающие на то, что высокий уровень активации, связанный с превалированием активности симпатического отдела ВНС, определяет более значительное возрастанием ЧСС, систолического и диастолического давления крови в условиях напряженной информационной нагрузки [23].
Соотнесение величин изучаемых переменных, зарегистрированных в состоянии мобилизационной готовности, с индивидуально-психологическими особенностями, позволило установить, что тревожные испытуемые отличались (р<0,05 -0,001) от детей с низкой тревожностью большими значениями ЧСС, АМо, 81, СД, ДД, САД, ДП (р<0,05-0,001) и более низкими величинами Мо (рис. 3).
ИН Н В
Рис. 3. Значимые (р<0.05-0.001) различия между детьми с высокой (В) и низкой (Н) тревожностью в ситуации прагматической неопределенности
Примечание: значения показателей у детей с высокой тревожностью, приняты за 100%.
Это указывает на более существенный рост у них уровня неспецифической активации и рассматривается как проявление неадекватного напряжения, сопровождаемого избыточной мобилизацией ресурсов организма, превышающей его реальные нужды.
Полученные данные подтверждают представление о том, что тревожные лица характеризуются свойством высокой активированности [10; 42]. Существование отличий между группами детей, дифференцируемыми по склонности к переживанию тревоги в отношении уровня неспецифической активации в состоянии покоя, а также наличие у них своеобразных особенностей вегетативного реагирования, по-видимому, указывают на различия в функционировании модулирующей системы мозга. На уровне вегетативной регуляции это отражается в особенностях вегетативного баланса и специфике гипоталамической «настройки» у обследуемых групп детей. По-видимому, для тревожных школьников характерно не только преобладание тонуса симпатического отдела ВНС над парасимпатическим, но и ярко выраженная симпатическая «настройка» в нервной системе, обусловливающая повышенную симпатическую и сниженную парасимпатическую реактивность гипоталамических структур [6, 31]. Состояние эрготропной настройки связано с гиперактивностью симпатической нервной системы и возбужденным поведением. В свою очередь баланс активации обоих отделов ВНС определяет меру адаптации к различным видам стресса.
Для изучения влияния фактора мотивации на уровень вегетативных сдвигов в ситуации прагматической неопределенности сопоставлялись изменения рассматриваемых показателей системы кровообращения с активностью мотивации испытуемых. Было установлено, что с увеличением активности мотивации выраженность вегетативных изменений нарастает. Сравнение стрессовой реактивности сердечно-сосудистой системы «крайних» групп испытуемых показало, что у сильномотивированных детей в состоянии мобилизационной готовности отмечались более существенные (р<0,05-0,001) вегетативные сдвиги по сравнению с
учащимися с низким уровнем мотивации (рис. 4). Эти различия касались ЧСС, Мо, SI, СД, САД, ДП.
150 125
% 100 75 50
Б! ДП ЧСС_СД САД Мо
■ Н ПВ
Рис. 4. Значимые (р<0.05-0.001) различия между детьми с высоким (В) и низким (Н) уровнем мотивации в ситуации прагматической неопределенности
Полученные данные свидетельствуют о том, что испытуемые с высоким и средним уровнем мотивации превышали 85 %, что позволяет рассматривать, используемый вариант тестирующей процедуры как вполне надежный инструмент моделирования психологического стресса у детей данного возраста.
Таким образом, усиление мотивации достижения сопровождается увеличением сдвигов показателей активности сердечно-сосудистой системы школьников 810 лет в ситуации прагматической неопределенности.
Материалы исследования согласуются с данными о том, что уровень мотивации испытуемого в значительной степени определяет психофизиологические изменения ФС, происходящие в процессе напряженной деятельности [4; 5; 11; 12]. Чем интенсивнее, значимее мотивы, тем большие психофизиологические изменения происходят под влиянием тестирующей нагрузки. Следовательно, от направленности и интенсивности мотивов зависит специфика и уровень ФС в условиях деятельности. Важно отметить, что учет влияния фактора мотивации при исследовании психологического стресса позволяет избежать ошибок в интерпретации полученных данных.
Таким образом, результаты исследования подтверждают представление о том, что мотивация является одним из факторов, определяющих специфику формирования состояния психологического стресса у детей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Результаты исследования позволяют сделать заключение о том, что ситуация прагматической неопределенности вызывает у школьников 8-10 лет формирование состояния психологического стресса, характеризующееся гипермобилизацией системы кровообращения. При этом наблюдается избыточное повышение уровня активации ЦНС, проявляющееся в возрастании напряжения регуляторных
систем, сдвиге вегетативного баланса в сторону преобладания активности симпатического отдела вегетативной нервной системы и стимуляции центральной гемодинамики.
Установлено, что изменения функционального состояния системы кровообращения детей при психологическом стрессе определяются их индивидуальными особенностями. Выявлена зависимость стрессовой реактивности сердечно -сосудистой системы в период второго детства от фонового уровня активации, личностной тревожности и уровня мотивации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аракелов, Г.Г. Психофизиология стресса // Психофизиология / Под ред. Ю.И. Александрова. - СПб.: Питер, 2011. - С. 326.
2. Баевский, Р.М. Основные принципы измерения уровня здоровья // Проблемы адаптации и учение о здоровье. - М.: Изд-во РУДН, 2006. - С. 119-165.
3. Баевский, Р.М., Кириллов, О.И., Клецкин, С.З. Математический анализ изменений сердечного ритма при стрессе. - М.: Медицина, 1984. - 220 с.
4. Бодров, В.А. Информационный стресс. - М.: ПЕР СЭ, 2000. - 352 с.
5. Вяткин, Б.А. Управление психическим стрессом в спортивных соревнованиях. - М.: Физкультура и спорт, 1981. - 112 с.
6. Гельгорн, Э., Луфбрроу, Д. Эмоции и эмоциональные расстройства / Пер. с англ. - М.: Мир, 1966. - 672 с.
7. Грей, Дж. Сила нервной системы, интроверсия - экстраверсия, условные рефлексы и реакция активации // Вопросы психологии. - 1968. - № 3. - C. 77-89.
8. Гринберг, Дж. Управление стрессом. - СПб.: Питер, 2002. - 496 с.
9. Губачев, Ю.М. Эмоциогенные изменения и психогенные расстройства кровообращения // Болезни сердца и сосудов / под ред. Е.И. Чазова. - М.: Медицина, 1993. - Т. 4. - С. 223-249.
10. Данилова, Н.Н. Психофизиология. - М.: Аспект Пресс, 2008. - 343 с.
11. Данилова, Н.Н. Функциональные состояния: механизмы и диагностика / Н.Н. Данилова. - М.: Изд-во МГУ, 1985. - 287 с.
12. Дикая, Л.Г. Психология саморегуляции функционального состояния субъекта в экстремальных условиях деятельности: Автореф. дис. ... докт. психол. наук. - М., 2002. - 40 с.
13. Изард, К.Э. Психология эмоций / К.Э. Изард; пер. с англ. - СПб.: Изд-во «Питер», 1999. - 464 с.
14. Ильин, Е.П. Дифференциальная психофизиология / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2001. - 461 с.
15. Калюжная, Р.А. Школьная медицина. - М.: Медицина, 1975. - 392 с.
16. Криволапчук, И.А. Физическое состояние подростков с высокой реакцией на стресс // Физиология человека,. - 2012. - Т. 38, № 5. - С. 31-42.
17. Лафренье, П. Эмоциональное развитие детей и подростков. - СПб.: Прайм - ЕВРОЗНАК, 2004. - 256 с.
18. Овчарова, Р.В. Практическая психология в начальной школе. - М.: Сфера, 1996. - 240 с.
19. Пейсахов, Н.М. Закономерности динамики психических явлений / Н.М. Пейсахов. - Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1984. - 234 с.
20. Прихожан, А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. - М.: Московский психо лого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2000. - 304 с.
21. Развитие мозга и формирование познавательной деятельности ребенка / Под ред. Д.А. Фарбер, М.М. Безруких. - М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2009. - 432 с.
22. Симонов, П.В. Мотивированный мозг. - М.: Наука, 1987. - 238 с.
23. Соколов, Е.И., Станкус, А.И. Типы психофизиологических реакций на информационную нагрузку // Анализ сердечного ритма / Под. ред. Д. Жемайти-те, Л. Тельксниса. - Вильнюс: Москлас, 1982. - С. 83-89.
24. Сонькин, В.Д., Тамбовцева, Р.В. Развитие мышечной энергетики и работоспособности в онтогенезе. - М.: книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2011. - 368 с.
25. Фарбер, Д.А., Безруких, М.М. Методологические аспекты изучения физиологии развития ребенка // Физиология человека. - 2001. - Т. 27, № 5. - С. 816.
26. Физиология развития ребенка: Руководство по возрастной физиологии / Под ред. М.М. Безруких, Д.А. Фарбер. - М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2010. - 768 с.
27. Шлык, Н.И. Сердечный ритм и тип регуляции у детей, подростков и спортсменов. - Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2009. - 259 с.
28. Berntson G.G., Cacioppo J.T., Binkley Ph. F., Uchino B.N., Quigley K.S., Fieldstone A. Autonomic cardias control. III. Psychological stress and cardias response in autonomic space as revealed by pharmacological blockades // Psychophysiology, 1994. - Vol. 31, № 6. - Р. 599-608.
29. De Visser D.C., van Hooft I.M., van Doornen L.J., Hofman A, Orlebeke J.F., Grobbee D.E. Cardiovascular response to mental stress in ffspring of hypertensive parents: the Dutch Hypertension and Offspring Study // J Hypertens. - 1995.-Vol. 13(8). -Р. 901-908.
30. Dobkin P.L, Treiber F.A, Tremblay R. Cardiovascular reactivity in adolescent boys of low socioeconomic status previously characterized as anxious, disruptive, anxious-disruptive or normal during childhood // Psychother Psychosom. - 2000. - V. 69, №1. - Р. 50-56.
31. Everly G., Latin J. A Clinical Guide to the Treatment of the Human Stress Pesponse. - NY: Springer, 2013. - 486 p.
32. Geenen R., Van de Vijver F. A simple test of the Law of Initial Values // Psy-chophysiology. - 1993. - Vol. 30. - P. 525-530.
33. Jin P. Toward a reconceptualization of the Law of Initial Value // Psychol. Bull. - 1993. - Vol. 111. - P. 176-184.
34. Krivolapchuk I.A., Chernova M.B. Physical performance and psychophysiolog-ical reactivity of 7-8 year-old children to different types of exercise // Medicina dello Sport. - 2012. - 65(2). - Р. 173-185.
35. Lambiase M.J., Dorn J., Roemmich J.N. Metabolic and cardiovascular adjustments during psychological stress and carotid artery intima-media thickness in youth // Physiol Behav. - 2012. - Vol. 105(5). - Р. 1140-1147.
36. Lazarus R.S. Progress on a cognitive motivational-relational theory of emotion // American Psychologist. - 1991. - Vol. 46. - P. 819-837.
37. Low C.A., Salomon K., Matthews K.A. Chronic life stress, cardiovascular reactivity, and subclinical cardiovascular disease in adolescents // Psychosom. Med. - 2009. V. 71, № 9. - P. 927-931.
38. Musante L., Raunikar R.A, Treiber F., Davis H., Dysart J., Levy M., Strong W.B. Consistency of children's hemodynamic responses to laboratory stressors // Int J Psychophysiol. - 1994. - Vol. 17(1). - P. 65-71.
39. Obradovic J., Bush N.R., Stamperdahl J. et al. Biological sensitivity to context: the interactive effects of stress reactivity and family adversity on socioemotional behavior and school readiness // Child Dev. - 2010. - V. 81, № 1. - P. 270-289.
40. Porges S.W. The polyvagal theory: phylogenetic contributions to social behavior // Physiology and Behavior. - 2003. - V. 79, № 3. - P. 503-513.
41. Spalding T.W., Jeffers L.S., Porges S.W., Hatfield B.D. Vagal and cardiac reactivity to psychological stressors in trained and untrained men //Med. Sci. Sports Exerc. - 2000. - Vol. 32, № 3. - P. 581-591.
42. Strelau J. Temperament as a regulator of behavior: After fifty years of research. Clinton Corners. - NJ: Eliot Werner Publications. 2008. - 271 p.
43. Taras H.L., Sallis J.F. Blood pressure reactivity in young children: comparing three stressors // J Dev Behav Pediatr. - 1992. - V. 13(1). - P. 41-45.
44. Verhaaren H.A., Schieken R.M., Schwartz P., Mosteller M., Matthys D., Maes H., Beunen G., Vlietinck R., Derom R. Cardiovascular reactivity in isometric exercise and mental arithmetic in children // J Appl Physiol. - 1994. Vol. 76(1). - P. 146-150.
45. Wilder J. Basimetric approach (law of initial values) to biological rhythms / J. Wilder // Annals of the New York Academy of Science. - 1962. - Vol. 98. - P. 12111220.