Научная статья на тему 'Функциональное состояние школьников 13-14 лет в условиях напряженной когнитивной нагрузки в зависимости от стадий полового созревания и двигательной подготовленности'

Функциональное состояние школьников 13-14 лет в условиях напряженной когнитивной нагрузки в зависимости от стадий полового созревания и двигательной подготовленности Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
81
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новые исследования
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОГНИТИВНЫЕ НАГРУЗКИ / COGNITIVE WORKLOAD / ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ / FUNCTIONAL STATE / ДВИГАТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / MOTOR READINESS / ВЫНОСЛИВОСТЬ / STAMINA / СКОРОСТНО-СИЛОВЫЕ СПОСОБНОСТИ / SPEED-POWER ABILITIES / ПОЛОВОЕ СОЗРЕВАНИЕ / PUBERTY STAGE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Криволапчук И.A., Чернова М.Б., Савушкина Е.В.

Установлено, что функциональное состояние (ФС) подростков 13-14 лет на разных стадиях полового созревания (СПС) в определенной мере зависит от уровня развития выносливости и скоростно-силовых способностей. Установлено, что когнитивные нагрузки, реализуемые в режиме оптимального и максимального темпа работы, вызывают у выносливых подростков менее значительные изменения ряда вегетативных показателей ФС на фоне более высокой эффективности деятельности, по сравнению со школьниками, имеющими недостаточную физическую подготовленность. Они характеризовались также высокой физиологической сопротивляемостью стрессу. При сравнении подростков, различающихся по уровню скоростно-силовых способностей, показано, что мальчики с хорошей подготовленностью отличались высокими значениями основных параметров артериального давления крови на фоне средней продуктивности познавательной деятельности. Они характеризовались также меньшей фрустрацией потребности в достижении успеха.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Криволапчук И.A., Чернова М.Б., Савушкина Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

t has been stated that functional state (FS) of 13-14-year-old children at different puberty stages (PS) depends to some extent on the stamina level and speed-power characteristics. It has been found out that the cognitive activity performed at optimal and maximum work speed causes less significant changes of vegetative FS and stimulates higher efficiency in adolescents who are physically well prepared in comparison with the school children having insufficient physical readiness. They also demonstrated high physiological stress resistance. The comparison of adolescents with different speed-power abilities showed that the boys with good readiness demonstrated high blood arterial pressure while the cognitive productivity is at middle level. They are also characterized by lower frustration level when they fail to reach success.

Текст научной работы на тему «Функциональное состояние школьников 13-14 лет в условиях напряженной когнитивной нагрузки в зависимости от стадий полового созревания и двигательной подготовленности»

ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ШКОЛЬНИКОВ 13-14 ЛЕТ В УСЛОВИЯХ НАПРЯЖЕННОЙ КОГНИТИВНОЙ

НАГРУЗКИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СТАДИЙ ПОЛОВОГО СОЗРЕВАНИЯ И ДВИГАТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ

И.А. Криволапчук*11, М.Б. Чернова , Е.В. Савушкина ФГБНУ «Институт возрастной физиологии Российской академии образования», Москва Гродненский государственный университет имени Янки Купалы, Гродно

Установлено, что функциональное состояние (ФС) подростков 13-14 лет на разных стадиях полового созревания (СПС) в определенной мере зависит от уровня развития выносливости и скоростно-силовых способностей.

Установлено, что когнитивные нагрузки, реализуемые в режиме оптимального и максимального темпа работы, вызывают у выносливых подростков менее значительные изменения ряда вегетативных показателей ФС на фоне более высокой эффективности деятельности, по сравнению со школьниками, имеющими недостаточную физическую подготовленность. Они характеризовались также высокой физиологической сопротивляемостью стрессу.

При сравнении подростков, различающихся по уровню скоростно-силовых способностей, показано, что мальчики с хорошей подготовленностью отличались высокими значениями основных параметров артериального давления крови на фоне средней продуктивности познавательной деятельности. Они характеризовались также меньшей фрустрацией потребности в достижении успеха.

Ключевые слова: когнитивные нагрузки, функциональное состояние, двигательная подготовленность, выносливость, скоростно-силовые способности, половое созревание.

Functional state of 13-14-year-old school children under intensive cognitive load depending on their puberty and motor readiness stages. It has been stated that functional state (FS) of 13-14-year-old children at different puberty stages (PS) depends to some extent on the stamina level and speed-power characteristics.

It has been found out that the cognitive activity performed at optimal and maximum work speed causes less significant changes of vegetative FS and stimulates higher efficiency in adolescents who are physically well prepared in comparison with the schoolchildren having insufficient physical readiness. They also demonstrated high physiological stress resistance.

The comparison of adolescents with different speed-power abilities showed that the boys with good readiness demonstrated high blood arterial pressure while the cognitive productivity is at middle level. They are also characterized by lower frustration level when they fail to reach success.

Контакты:1 Криволапчук И.А. - E-mail: <i.krivolapchuk@mail.ru>

Key words: cognitive workload, functional state, motor readiness, stamina, speedpower abilities, puberty stage.

Проблема факторов, обусловливающих уровень и особенности функционального состояния (ФС), занимает особое место при его изучении [3, 8, 11]. В пубертатный период среди наиболее важных факторов, определяющих ФС, выделяют степень полового созревания и объем привычной физической активности. Это связано с тем, что особенности функционирования организма подростков в большей мере определяются биологическим, чем паспортным возрастом [7, 14, 15, 16, 19, 21, 22]. Вследствие этого дети одного и того же паспортного возраста обладают различными функциональными возможностями, что вызывает необходимость дифференцированного подхода к ним на данном этапе онтогенеза. Наряду с этим имеются данные о том, что индивиды с оптимальной физической активностью, имеющие высокий уровень развития кондиционных двигательных способностей, более устойчивы к психологическому стрессу и когнитивным перегрузкам, чем лица с недостаточной двигательной подготовленностью [9, 10, 26, 29, 32, 35, 36, 41, и др.]. Вместе с тем до сих пор не выявлены особенности ФС подростков при напряженных когнитивных нагрузках в зависимости от уровня развития кондиционных двигательных способностей.

Целью настоящей работы явилось исследование особенностей ФС подростков 13-14 лет с высоким и низким уровнем развития выносливости и скоростно-силовых способностей при напряженной когнитивной нагрузке с учетом стадии полового созревания (СПС).

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В исследовании приняли участие мальчики 13-14 лет (n=194), отнесенные по состоянию здоровья к основной медицинской группе. Исследование проходило в соответствии с Хельсинской декларацией.

Степень полового созревания оценивали по методике, предложенной Д.В. Колесовым и Н.Б. Сельверовой [6]. По совокупности вторичных признаков выделяли пять стадий полового созревания: I стадия - препубертатный этап; II стадия - этап активации гипофиза; III стадия - этап активации гонад; IV стадия -этап активного стероидогенеза; V стадия - завершение пубертата [16, 19, 22].

В качестве модели информационной нагрузки использовали работу с фигурными таблицами. Обследование осуществлялось в состоянии покоя и в двух режимах работы: 1) автотемп; 2) максимальный темп при наличии «угрозы наказания». Перед выполнением первого задания испытуемым сообщалось, что они должны работать в удобном для себя темпе, а перед реализацией второго - им давалась инструкция, содержащая требование безошибочно работать с максимально возможной скоростью. В качестве «наказания» применялся стандартный набор порицающих замечаний и сильный звук. По результатам выполнения тестового задания рассчитывали объём работы (А) и коэффициент продуктивности (Q). Умственная работоспособность оценивалась также в условиях школы до (Адо, Одо) и после (Апосле, Опосле) уроков в среду [12].

В качестве методики субъективной оценки состояния использовали тест САН. «Самочувствие», «Активность», «Настроение» также определяли в среду до и после уроков.

Для изучения индивидуально-психологических особенностей школьников использовали опросник Филипса [13]. По результатам тестирования оценивались 8 факторов (синдромов) личностной тревожности (ЛТ): 1) общая тревожность; 2) переживание социального стресса; 3) фрустрация потребности в достижении успеха; 4) страх самовыражения; 5) страх ситуации проверки знаний; 6) страх несоответствия ожиданиям окружающих; 7) низкая физиологическая сопротивляемость стрессу; 8) проблемы и страхи в отношениях с учителями.

Определяли показатели временного анализа вариативности сердечного ритма [23]. Для этого записывали 300-500 RR-интервалов в состояния покоя и 100-150 RR-интервалов во время выполнения тестовых заданий. При тестировании учитывали общие рекомендации по интерпретации показателей вариативности сердечного ритма в условиях проведения функциональных проб. Реализация метода осуществлялась при помощи автоматизированного комплекса на базе персонального компьютера. Определяли частоту сердечных сокращений (ЧСС), среднюю продолжительность R-R интервала (RRNN), моду (Мо), амплитуду моды (АМо), разброс кардиоинтервалов (МхБМп), среднеквадратическое отклонение (SDNN), стресс-индекс ^1).

Систолическое (СД) и диастолическое (ДД) артериальное давление крови регистрировали в соответствие с рекомендациями ВОЗ с помощью откалиброванно-го стандартного сфигмоманометра. Применяли адекватную возрасту детскую манжету. Рассчитывали среднее давление (САД), двойное произведение (ДП), вегетативный индекс Кердо (ВИК), индекс Мызникова (ИМ).

Комплекс контрольных упражнений состоял из показателей, характеризующих уровень развития кондиционных двигательных способностей: бег 20 метров с хода; прыжок в длину с места; подтягивание из виса на перекладине; шестиминутный бег; поднимание туловища из положения «лёжа на спине» за 1 минуту; становая динамометрия. В процессе исследования для оценки уровня общей выносливости определяли также время удержания «до отказа» нагрузки 3 Вт/кг (Ц).

Полученный фактический материал обработан общепринятыми методами статистического анализа. Определялись статистические характеристики ряда измерений и проводилась проверка статистических гипотез. Достоверность различий оценивали с помощью параметрических и непараметрических критериев для корреляционно независимых выборок. Количество мальчиков с I и V СПС в рассматриваемой выборке подростков 13 -14 лет не превышало 5 человек. Поэтому в ходе дальнейшей работы анализировались данные обследования только школьников со II, III и IV СПС.

В процессе статистической обработки полученных данных была осуществлена градация всей выборки испытуемых по трем уровням развития кондиционных двигательных способностей. Для этого использовалась перцентильная шкала. Ве-

е-

зультаты, имеющие более значительные отклонения от средней в сторону увеличения или уменьшения, относились к высокому и низкому уровням. Высокому уровню соответствовала оценка в 3 балла, среднему - 2 балла, низкому - 1 балл. Для удобства анализа полученных эмпирических данных находилась интеграль-

ная оценка выносливости и скоростно-силовой подготовленности, выраженная в баллах. В первом случае использовались результаты выполнения шестиминутного бега, поднимания туловища и удержания «до отказа» нагрузки 3 Вт/кг, во втором - результаты бега на 20 метров, прыжка в длину, подтягиваний, становой динамометрии.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Изучение ФС подростков 13-14 лет со II, III и IV СПС при реализации когнитивной нагрузки в режиме оптимального и максимального темпа работы показало, что тестовые задания вызывают у них повышение уровня неспецифической активации ЦНС и возрастание напряжения системы регуляции физиологических функций. В процессе выполнения тестовых заданий происходило увеличение ЧСС, АМо, SI, СД, ДД, САД, ДП, ИК, ИМ и уменьшение RRNN, Мо, MxDMn, SDNN (рис). Переход от первого режима работы ко второму сопровождался дальнейшим повышением активности симпатического отдела ВНС и возрастанием психофизиологических «затрат» на переработку значимой информации (см. рис). Полученные результаты показывают, что физиологическая цена работы в комфортном режиме ниже, чем при нагрузке в максимальном темпе.

Наряду с этим при сопоставлении абсолютных значений рассматриваемых показателей ФС, установлено, что у мальчиков 13-14 лет со II и III СПС отмечается избыточная психофизиологическая реактивность в условиях напряженной тестовой нагрузки по сравнению с их сверстниками с IV СПС. Это отражает высокую физиологическую цену адаптации и низкие функциональные возможности организма подростков, находящихся на начальных стадиях полового созревания (см. рис. 1). Эти сведения хорошо согласуются с данными научной литературы и ранее полученными нами результатами [21, 33, 38, 8].

В процессе исследования у подростков с высокой и низкой выносливостью и скоростно-силовой подготовленностью находились также средние величины оценки уровня полового созревания. Анализ полученных результатов показал, что школьники 13-14 лет с различной скоростно-силовой подготовленностью статистически значимо (р<0,05-0,001) отличались по степени половой зрелости. При этом мальчики с хорошей подготовленностью имели в среднем более высокую стадию полового созревания, чем школьники того же возраста с низкой ее интегральной оценкой. Аналогичная зависимость выявлена и в отношении длины и массы тела. Группы же подростков с высокой и низкой оценкой выносливости по степени полового созревания не отличались.

В ходе исследования установлено, что ФС детей 13 -14 лет и в состоянии покоя, и в условиях напряженной когнитивной нагрузки, в значительной степени определяется двигательной подготовленностью.

Обнаружены выраженные отличия между подростками с одной и той же стадией полового созревания, подразделенными на группы на основе комплексного показателя развития выносливости (табл.). Так, в условиях относительного покоя у подростков со II СПС с высоким и низким уровнем выносливости выявлены отличия (р<0,05-0,001) по средней величине RRNN, Адо, «настроение»до. При работе в режиме автотемпа значимые (р<0,05-0,001) различия между испытуемыми с разным уровнем выносливости обнаружены в отношении RRNN, ЧСС, ДП, а

при работе в режиме «максимальный темп» - в отношение RRNN, ЧСС, ДП и А (см. табл. 1).

Автотемп

60 50 40 30 20 % 10 0 -10 -20 -30 -40

* =1 1-

* * * * * * 1тт1тГ * * = • • | ■

~ - - ■ м ■ м ■ ■ 1 Ц-- 1 Ц_| 1 -*-*-ЭПГ*- I * , 1 1 1 1

* | *

□ II СПС

□ III СПС

□ IV СПС

о^ ^ ^

*

60 50 40 30 20 % 10 0 -10 -20 -30

Максимальный темп

ГЛХ

Ъттг

в

*_*_

шшц

' * **

I

ш

□ II СПС

□ III СПС

* *

*

* *

-40

Рис. 1. Сдвиги показателей функционального состояния у подростков 13-14 лет

при когнитивной нагрузке.

Примечание: * - достоверность сдвигов при р< 0,05-0,001.

У мальчиков с III СПС в состоянии покоя межгрупповые различия (р<0,05-0,001), обусловленные уровнем выносливости, касались таких показателей как RRNN, ЧСС, ДП, Адо, Qдо, «активность»до, ЛТ (фактор 7 по Филлипсу). При реализации когнитивной нагрузки с комфортной скоростью различия (р<0,05-0,001) между испытуемыми с высокой и низкой выносливостью обнаружены в отношении RRNN, Мо, ЧСС, ДП, СД, САД, А, Q, а при работе с максимальной скоростью - в отношение RRNN, Мо, ДП, СД, САД, А (см. табл. 1).

У подростков с IV СПС, характеризующихся высокой и низкой выносливостью, выявлены различия (р<0,05-0,001) по величине ЧСС, Мо, ДП, ДД, Адо, «активности»^, ЛТ (фактор 7 по Филлипсу). При работе в режиме автотемпа значимые (р<0,05-0,001) отличия обнаружены в отношении ЧСС, MxDMn, СД, САД, ДП, Q, а при выполнении когнитивного задания в максимальном темпе они касались ЧСС, МхБМи, СД, ДД, САД, ДП, А, Q (см. табл.).

Таблица 1

Показатели функционального состояния подростков 13-14 лет, в отношении которых выявлены значимые различия, обусловленные уровнем двигательной

подготовленности

Критерий Сади палевого созревания Показатели

Фон Авгогемп Максимальный темп

Суммарная оценка выносливости II RRNN, Адо уроков, Рдо уроков, «Настроение» до уроков жт, ЧСС, ДП ЧСС, СД, А

Ш ЧСС, ДП, Адо уроков, Рдо уроков, «Активность» до уроков, ЛТ (факюр7 го Филипу) жт, Мо, ЧСС, ДП, СД, САД, А, р Мо, ДП, СД, САД, А

IV ЧСС, Мо, ДП, ДД Адо уроков, «Активность» до уроков, ЛТ (факюр7гю Фил-литку) ЧСС, МхОМп, СД, САД, ДП, Р ЧСС, МхОМп, СД, ДД, САД, ДП, А, Р

Суммарная оценка скоростно-силовой подготовленности II СД, САД, Адо уроков, Рдо уроков СД, САД СД, САД, Р

Ш СД, САД, ДД, Адо уроков, Рдо уроков ЛТ (фактор 3 по Филипу) СД, САД СД, ДД, Р,

IV СД, САД, ДД, Адо уроков, Рдо уроков СД, САД, ДД, А, р СД, САД, ДД, Р

Примечание: представлены межгрупповые различия при p<0,05-0,001.

Таким образом, мальчики 13-14 лет с высоким уровнем развития выносливости на всех рассматриваемых стадиях полового созревания отличались низкой активированностью в состоянии покоя, сдвигом вегетативного баланса в сторону преобладания тонуса парасимпатического отдела ВНС, а также хорошей умственной работоспособностью и высоким уровнем субъективной оценки состояния в начале учебного дня. Для них характерна высокая физиологическая устойчивость к стрессу. Когнитивная нагрузка, реализуемая в режиме оптимального и максимального темпа работы, вызывала у выносливых детей 13-14 лет со II, III и IV СПС менее значительные изменения ряда физиологических, психологических и поведенческих показателей функционального состояния, по сравнению со школьниками с такой же стадией полового созревания, имеющими недостаточную двигательную подготовленность.

Иные сведения получены при сравнении подростков, различающихся по уровню скоростно-силовой подготовленности. Так, мальчики со II СПС с хорошей скоростно-силовой подготовленностью в состоянии покоя характеризовались высокими значениями СД, САД, ДД и низкими величинами Адо и Рдо (см. табл. 1). При выполнении работы с комфортной скоростью различия (р<0,05-0,001) между испытуемыми с высоким и низким уровнем скоростно-силовых качеств были обнаружены в отношении СД и САД, а при работе с максимальной скоростью они касались СД, САД и Р (см. табл. 1).

У школьников с III СПС с высоким и низким уровнем скоростно-силовых способностей в состоянии покоя выявлены различия (p<0,05-0,001) в отношении СД, САД, ДД, Адо, Q№, ЛТ (фактор 3 по Филлипсу). При работе в режиме автотемпа испытуемыми с разным уровнем скоростно-силовой подготовленности отличались (p<0,05-0,001) по величине СД и САД, а при реализации когнитивной нагрузки с максимальной скоростью - СД, ДД и Q (см. табл. 1).

Мальчики с IV СПС с высоким уровнем развития скоростно-силовых качеств по сравнению с подростками с недостаточной подготовленностью в состоянии покоя характеризовались более высокими значениями (p<0,05-0,001) СД, ДД, САД и более низкими - Адо, Q№. При работе в режиме автотемпа межгрупповые различия (p<0,05-0,001) обнаружены в отношении СД, ДД, САД, А, Q. При реализации когнитивной нагрузки с максимальной скоростью они касались (p<0,05-0,001) СД, ДД, САД, Q (см. табл. 1). Важно отметить, что в целом «тренированные» школьники отличались более высокими гемодинамическими показателями, меньшей продуктивностью деятельности и меньшей фрустрацией потребности в достижении успеха. Последнее расценивается нами как положительное явление.

В литературе отсутствует информация об особенностях ФС подростков при напряженной когнитивной нагрузке, определяемых уровнем развития выносливости и степенью половой зрелости. Вместе с тем к настоящему времени, в большом количестве научных работ показано, что лица с высокой аэробной выносливостью в состоянии покоя отличаются преобладанием активности парасимпатического отдела ВНС, низким уровнем тревожности и депрессии, что сочетается обычно с усилением индивидуальной сопротивляемости стрессу [1, 3, 20, 29 и др.]. Имеются также сведения о том, что выносливые лица, в том числе и дети, обнаруживают менее выраженные психофизиологические изменения ФС при психологическом стрессе и напряженной познавательной деятельности [9, 24, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 34, 35, 41, 42], а также характеризуются высокой академической успеваемостью [37, 43, 44]. Нормализация психофизиологической реактивности у выносливых детей ассоциируется с повышением мощности и экономичности функционирования стресс-реализующих и стресс-ограничивающих систем организма, при этом важно отметить особую роль парасимпатической системы в повышении стрессоустойчивости выносливых школьников. Наряду с этим физические нагрузки на выносливость повышают пластичность нейронных сетей, регулирующих деятельность симпатической нервной системы. Предполагается, что адекватная физическая активность уменьшают симпатическое возбуждение, снижая активацию нейронов в тех областях мозга, которые ответственны за регуляцию функций системы кровообращения [40].

Мы полагаем, что в определенной мере противоположно направленное влияние уровня развития выносливости и скоростно-силовых способностей на ФС детей при напряженной познавательной деятельности, определяется различиями в физиологических и биохимических механизмах, лежащих в основе их проявления. Некоторые из этих различий требуют дополнительного обсуждения. Так, особенности ФС подростков с высокой скоростно-силовой подготовленностью, возможно, обусловлены специфическими требованиями, предъявляемыми скоростной работой к высшей нервной деятельности, особенно к возбудимости и реактивности нервной системы. Известно, что лица, обладающие

выраженными скоростными качествами, предпочитающие интенсивную кратковременную работу, отличаются определенными типологическими особенностями. Это, прежде всего, слабая нервная система, дающая преимущество в быстродействии [4]. Фоновая активированность у субъектов со слабой нервной системой выше, чем у субъектов с сильной нервной системой. Они раньше достигают и предельного уровня активации, при котором наблюдаются наибольшие и самые быстрые ответные реакции [4, 17, 18]. Различия, на наш взгляд, состоят и в том, что проявление скоростно-силовых качеств во многом зависит от способности стресс-реализующих систем к гипермобилизации ресурсов организма и интенсивному их использованию в кратчайший промежуток времени, тогда как проявление общей выносливости, прежде всего, определяется экономичностью функционирования стресс-реализующих систем, и мало зависит от их способности к предельно быстрой мобилизации большого объема ресурсов. Именно этим можно объяснить повышенную активированность в состоянии покоя и выраженную психофизиологическую реактивность в условиях напряженной когнитивной нагрузки у подростков со II, III и IV СПС, характеризующихся высоким уровнем скоростно-силовых способностей.

Отдельно следует обсудить выявленную на всех стадиях полового созревания специфику гемодинамического обеспечения напряженной когнитивной нагрузки у подростков с хорошей скоростно-силовой подготовленностью. Известно, что уровень артериального давления в подростковом возрасте напрямую связан со степенью половой зрелости и физическим развитием. При одном и том же календарном возрасте артериальное давление у индивидуумов с большей длиной и массой тела выше [5, 14, 39]. Найдена положительная корреляционная связь между величиной артериального давления и ростом детей, причем взаимосвязь данных переменных более сильна, чем их корреляция с возрастом [25]. На основе использования многомерного статистического анализа установлено, что степень полового созревания, индекс массы тела, окружность талии, количество подкожного жира, являются независимыми переменными, связанными с показателями уровня артериального давления крови у подростков [39]. В нашем исследовании установлено, что мальчики 13 -14 лет с высоким уровнем скоростно-силовой подготовленности, отличались от школьников с недостаточной «тренированностью» более высокой степенью полового созревания, а также превосходили их по длине и массе тела. Поэтому выявленные различия в уровне артериального давления крови при выполнении напряженной познавательной деятельности могут быть обусловлены не только особенностями психофизиологической реактивности, но и уровнем физического развития и темпами полового созревания. Этот вопрос требует дальнейшего изучения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Установлено, что на начальных стадиях полового созревания у мальчиков 1314 лет отмечается избыточная психофизиологическая реактивность в условиях напряженной когнитивной нагрузки. Это обусловливает высокую физиологическую цену адаптации и низкие функциональные возможности

организма подростков, находящихся на II и III стадиях полового созревания по сравнению с их сверстниками с IV СПС.

Результаты исследования свидетельствуют о том, что ФС подростков 13-14 лет на всех стадиях полового созревания зависит от уровня развития выносливости и скоростно-силовых способностей.

Установлено, что выносливые школьники по ряду показателей характеризуются низкой активированностью в состоянии спокойного бодрствования, сдвигом вегетативного баланса в сторону преобладания тонуса парасимпатического отдела ВНС и высокой физиологической сопротивляемостью стрессу. Когнитивные нагрузки, реализуемые в режиме оптимального и максимального темпа работы, вызывают у выносливых подростков менее значительные изменения ряда вегетативных показателей ФС на фоне более высокой эффективности деятельности, по сравнению со школьниками, имеющими недостаточную физическую подготовленность.

При сравнении подростков, различающихся по уровню скоростно-силовых способностей, показано, что мальчики с хорошей подготовленностью на всех стадиях полового созревания отличались высокими значениями основных параметров артериального давления крови на фоне средней продуктивности познавательной деятельности. Они характеризовались также меньшей фрустрацией потребности в достижении успеха.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Баевский Р.М., Кириллов О.И., Клецкин С.З. Математический анализ изменений сердечного ритма при стрессе. - М.: Медицина, 1984. - 220 с.

2. Данилова Н.Н. Психофизиология. - М.: Аспект Пресс, 2012. - С. 324-356.

3. Данилова Н.Н. Психофизиологическая диагностика функциональных состояний. - М.: Изд-во МГУ, 1992. - 192 с.

4. Ильин, Е.П. Дифференциальная психофизиология. - СПб.: Питер, 2001. -461 с.

5. Калюжная Р.А. Школьная медицина. - М.: Медицина, 1975. - 392 с.

6. Колесов Д.В., Сельверова Н.Б. Физиолого-педагогические аспекты полового созревания. - М: Педагогика, 1978.-224с.

7. Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Питер. 2000.- 992 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Криволапчук И.А. Уровень выносливости как фактор, детерминирующий психофизиологическую реактивность детей 11 -12 лет в условиях информационной нагрузки / И.А. Криволапчук, Г.А. Зайцева, М.Б. Чернова, С.А. Баранцев, Н.В. Полянская // Новые исследования. - 2014. - № 4. - С. 33-39.

9. Криволапчук И.А. Эффективность реализации когнитивных заданий школьниками 12-13 лет в зависимости от уровня двигательной подготовленности / И.А. Криволапчук, М.Б. Чернова, Е.В. Савушкина, Н.В. Полянская, С.А. Баранцев // Новые исследования. - 2015. - № 4. - С. 33-39.

10. Криволапчук И.А. Функциональное состояние школьников 10-11 лет с высоким и низким уровнем развития общей выносливости / И.А. Криволапчук, М.Б. Чернова, С.А. Баранцев, Д.В. Мельников, Н.В. Полянская // Новые исследования. - 2013. - № 2. - С .78-85.

11. Медведев В.И. Адаптация человека. - СПб.: Институт мозга РАН, 2003. -584 с.

12. Методические рекомендации по физиолого-гигиеническому изучению учебной нагрузки / Под ред. М.В. Антроповой. - М.: Изд-во АПН ССР, 1988. -67 с.

13. Микляева А.В., Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. - СПб.: Речь, 2007. - 248 с.

14. Подростковая медицина. Руководство / Под. ред. Л.И. Левиной, А.М. Куликова. - СПб: Питер, 2006. - 544 с.

15. Развитие мозга и формирование познавательной деятельности ребенка / Под ред. Д.А. Фарбер, М.М. Безруких. - М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2009. - 432 с.

16. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. - М.: Мир, 1994. - 320 с.

17. Стрелец В.Б., Голикова Ж.В. Психофизиологические механизмы стресса у лиц с различной выраженностью активации // Журнал высшей нервной деятельности. - 2001. - Т. 51, № 2. -С. 166-173.

18. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. - М.: Прогресс, 1982. - 231 с.

19. Тэннер Дж. Кривая роста человека // Биология человека. - М.: Мир, 1979. - С. 385.

20. Ульянинский Л.С. Эмоциональный стресс и экстракардиальная регуляция // Физиологический журнал. - 1994. - Т. 80, № 2. - С. 23-33.

21. Физиология подростка / Под ред Д.А. Фарбер. - М.: Педагогика, 1988. -208 с.

22. Физиология развития ребенка: Руководство по возрастной физиологии / Под ред. М.М. Безруких, Д.А. Фарбер. - М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2010. - 768 с.

23. Шлык Н.И. Сердечный ритм и тип регуляции у детей, подростков и спортсменов. - Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2009. - 259 с.

24. Aerobic exercise training and cardiovascular reactivity to psychological stress in sedentary young normotensive men and women / T.W. Spalding [et al] // Psycho-physiology. - 2004. - Vol. 41, № 4. - P. 552-562.

25. Bourquia A., Refass A., Tahiri S., Ouazzani M., Ksyer M., Chihab Eddine L. Arterial blood pressure in Moroccan children and adolescents // Ann Pediatr (Paris). 1991. - Vol. 38(8). - Р. 576-83.

26. Brook, S. Efficiency of Coping with a Real-Life Stressor: A. Multimodal Comparison of Aerobic Fitness / S. Brook, B. Long // Psychophysiology. - 1987. - Vol. 24, № 2. - P. 355-365.

27. Cardiovascular Responses to Stress: II. Relationships to Atrobic Exercise Patterns / K. Light [et al] // Psychophysiology. - 1987. - Vol. 24. № 1. - P. 79-86.

28. Crews, D.J. Aerobic physical activity effects on psychological well-being in low-income Hispanic children / D.J. Crews, M.R. Lochbaum, D.M. Landers // Percept Mot Skills. - 2004. - Vol. 98, № 1. - P. 319-324.

29. Everly G., Latin J. A Clinical Guide to the Treatment of the Human Stress Pesponse. NY: Springer, 2013. - 486 p.

30. Ferrara L.A., Mainenti G., Fasano M.L., Marotta T. et al. Cardiovascular response to mental stress and to handgrip in children. The role of physical activity // Jpn Heart J. - 1991. - Vol. 32, № 5. - P. 645-654.

31. Forcier K., Stroud L.R., Papandonatos G.D. et al. Links between physical fitness and cardiovascular reactivity and recovery to psychological stressors: A metaanalysis // Health Psychol. - 2006. - Vol. 25, № 6. - P. 723-739.

32. Hamer M, Steptoe A. Association Between Physical Fitness, Parasympathetic Control, and Proinflammatory Responses to Mental Stress // Psychosomatic Medicine. -2007. - Vol. 69. - P. 660-666.

33. Hare T.A., Tottenham N., Galvan A. Voss H.U., Glover G.H., Casey B.J. Biological substrates of emotional reactivity and regulation in adolescence during an emotional go-nogo task. // Biol. Psychiatry. - 2008. 63(10): 927-934.

34. Holmes, D. Association of Aerobic Fitness wits Pulse Rate and Subjective Responses to Psychological Stress / D. Holmes, D. Roth // Psychophysiology. - 1985. -Vol. 22. - № 5. - P. 525-529.

35. Klaperski S., von Dawans B., Heinrichs M., Fuchs R. Does the level of physical exercise affect physiological and psychological responses to psychosocial stress in women? // Psychology of Sport & Exercise. - 2013. - Vol. 14, Issue 2, - P. 266-274.

36. Krivolapchuk I. A., Chernova M. B. Physical performance and psychophysiological reactivity of 7-8 year-old children to different types of exercise // Medicina dello Sport. - 2012. - 65(2). - P. 173-185.

37. London R.A., Castrechini S. A longitudinal examination of the link between youth physical fitness and academic achievement // J Sch Health. - 2011. - 81(7). - P. 400-408.

38. Low C.A., Salomon K., Matthews K.A. Chronic life stress, cardiovascular reactivity, and subclinical cardiovascular disease in adolescents. Psychosom. Med. 2009. 71(9): 927-931.

39. Moser D.C., Giuliano Ide C., Titski A.C. et al. Anthropometric measures and blood pressure in school children // J Pediatr (Rio J). - 2013. - 89 (3). - P. 243-249.

40. Mueller P.J. Exercise Training and Sympathetic Nervous System Activity: Evidence For Physical Activity Dependent Neural Plasticity // Clinical and Experimental Pharmacology and Physiology. - 2007. - Vol. 34. - P. 377-384.

41. Rimmele U., Seiler R., Marti B. et al. The level of physical activity affects adrenal and cardiovascular reactivity to psychosocial stress // Psychoneuroendocrinology. - 2009. - Vol. 34. - P. 190-198.

42. Steptoe, A. Cardiovascular activity during mental stress following vigorous exercise in sportsmen and inactive men/ A. Steptoe, N. Kearsley, N.Walters // Psycho-physiology. - 1993. - Vol. 30, № 3. - P. 245-252.

43. Telford R.D., Cunningham R.B., Telford R.M., Abhayaratna W.P. Schools with fitter children achieve better literacy and numeracy results: evidence of a school cultural effect // Pediatr Exerc Sci. - 2012. - 24(1). - P. 45-57.

44. Wittberg RA, Northrup KL, Cottrell LA. Children's aerobic fitness and academic achievement: a longitudinal examination of students during their fifth and seventh grade years // Am J Public Health. - 2012. - 102(12). - P. 2303-2307.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.