Научная статья на тему 'Характеристика психолого-педагогических механизмов становления у школьников уважительного отношения к производительному труду с использованием потенциала школьного лесничества в условиях мегаполиса'

Характеристика психолого-педагогических механизмов становления у школьников уважительного отношения к производительному труду с использованием потенциала школьного лесничества в условиях мегаполиса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
91
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛЬНИКИ / АДАПТАЦИЯ / ИДЕНТИФИКАЦИЯ / ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ / ИНТЕРНАЛИЗАЦИЯ / ШКОЛЬНОЕ ЛЕСНИЧЕСТВО / ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЙ ТРУД / ПРОСТРАНСТВО ТРУДОВОЙ И ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ / SCHOOLCHILDREN / ADAPTATION / IDENTIFICATION / INTERIORIZATION / INTERNALIZATION / SCHOOL FORESTRY / PRODUCTIVE LABOR / SPACE OF LABOR AND ENVIRONMENTAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Скрипова Н.Е., Коржова Н.Б.

Исследование сущности становления у школьников уважительного отношения к производительному труду в сфере лесного хозяйства осуществлялось с использованием потенциала школьного лесничества и в плоскости процессов личностного развития. Динамический характер данного процесса описан такими психологическими механизмами как адаптация, идентификация, интериоризация, интернализация, которые возникают в определенном порядке и отражают общие закономерности развития школьников. Внимание в статье также уделено влиянию возрастных изменений, происходящих у младших школьников, подростков и учащихся старших классов, на протекание исследуемого процесса. Показано, что в этом процессе большое значение с течением времени получают внутренние движущие силы. Они дают возможность учащимся осмысленно и самостоятельно вступать во взаимодействие с миром профессий в сфере лесного хозяйства с использованием потенциала школьного лесничества в условиях мегаполиса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Скрипова Н.Е., Коржова Н.Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESCRIPTION OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL MECHANISMS OF FORMATION OF SCHOOLCHILDREN RESPECT FOR PRODUCTIVE WORK USING THE POTENTIAL OF THE FORESTRY SCHOOL IN THE CITY

The study of the essence of the formation of schoolchildren's respect for productive work in the field of forestry was carried out using the potential of school forestry and in the aspect of personal development processes. The dynamic nature of this process is described by such psychological mechanisms as adaptation, identification, interiorization, internalization, which arise in a certain order and reflect the General patterns of development of schoolchildren. Special attention is also paid to the influence of age-related changes occurring within Primary school children, adolescents and High School students on the course of the studied process. It is revealed that in this process, internal driving forces gain great importance over time. They enable the students to be consciously and independently engaged with the industry of professions in the field of forestry with the use of the potential forestry school in the city.

Текст научной работы на тему «Характеристика психолого-педагогических механизмов становления у школьников уважительного отношения к производительному труду с использованием потенциала школьного лесничества в условиях мегаполиса»

УДК 37.035.3+371.618

ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ

СТАНОВЛЕНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ УВАЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ

К ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОМУ ТРУДУ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПОТЕНЦИАЛА

ШКОЛЬНОГО ЛЕСНИЧЕСТВА В УСЛОВИЯХ МЕГАПОЛИСА

Н.Е. Скрипова, Н.Б. Коржова

Аннотация. Исследование сущности становления у школьников уважительного отношения к производительному труду в сфере лесного хозяйства осуществлялось с использованием потенциала школьного лесничества и в плоскости процессов личностного развития. Динамический характер данного процесса описан такими психологическими механизмами как адаптация, идентификация, интериоризация, интернализация, которые возникают в определенном порядке и отражают общие закономерности развития школьников. Внимание в статье также уделено влиянию возрастных изменений, происходящих у младших школьников, подростков и учащихся старших классов, на протекание исследуемого процесса. Показано, что в этом процессе большое значение с течением времени получают внутренние движущие силы. Они дают возможность учащимся осмысленно и самостоятельно вступать во взаимодействие с миром профессий в сфере лесного хозяйства с использованием потенциала школьного лесничества в условиях мегаполиса.

Ключевые слова: школьники, адаптация, идентификация, интериоризация, интернализация, школьное лесничество, производительный труд, пространство трудовой и экологической активности.

DESCRIPTION OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL MECHANISMS

OF FORMATION OF SCHOOLCHILDREN RESPECT FOR

PRODUCTIVE WORK USING THE POTENTIAL OF THE

FORESTRY SCHOOL IN THE CITY

N. Skripova, N. Korzhova

Abstract. The study of the essence of the formation of schoolchildren's respect for productive work in the field of forestry was carried out using the potential of school forestry and in the aspect of personal development processes. The dynamic nature of this process is described by such psychological mechanisms as adaptation, identification, interiorization, internalization, which arise in a certain order and reflect the General patterns of development of schoolchildren. Special attention is also paid to the influence of age-related changes occurring within Primary school children, adolescents and High School students on the course of the studied process. It is revealed that in this process, internal driving forces gain great importance over time. They enable the students to be consciously and independently engaged with the industry of professions in the field of forestry with the use of the potential forestry school in the city.

Keywords: schoolchildren, adaptation, identification, interiorization, internalization, school forestry, productive labor, space of labor and environmental activity.

Важно понимание того, что направленная на популяризацию профессий в области лесного хозяйства государственная политика, находит ощутимое отражение в специфике разноплановых целей и задач для общеобразовательных организаций в аспекте использования новых механизмов профессиональной ориентации школьников. В исследовании отмечается, что процесс становления у учащихся уважительного отношения к производительному труду на примере профессий лесного хозяйства с использованием потенциала школьного лесничества будет носить программно-управляемый характер, если организованная психолого-педагогическая деятельность с учащимися разных возрастов будет надлежаще организована.

Осуществление определённых выше позициями целей и задач представляется нами в аспекте не только становления у учащихся уважительного отношения к производительному труду, но и как расширение представлений о реальных возможностях профессий в области лесного хозяйства в развитии сущностных сил школьника, так и на ориентацию на их выбор в качестве дела своей жизни.

Подвижный характер становления у учащихся уважительного отношения к производительному труду в сфере лесного хозяйства осуществляется с использованием потенциала школьного лесничества и представлен в зоне процессов личностного развития школьников. Данный процесс описан нами рядом психологических механизмов, в

частности, адаптацией, идентификацией, интериоризацией и интернализацией, которые образуют определённую иерархию. В своём комплексе они раскрывают характер становления у учащихся уважительного отношения к производительному труду в сфере лесного хозяйства с течением времени.

Сначала опишем процесс адаптации, который в общем плане выступает как способность человека (школьника) приспосабливаться под разнообразные требования и условия среды (в нашем случае образовательной) без ощущения чувства дискомфорта или неудобства. Установлено, что адаптация помогает приспособиться к новой обстановке или при изменении условий. Именно благодаря данному процессу появляется возможность обеспечить приемлемое поведение ребёнка в новых или изменившихся условиях. Мы считаем, что данная позиция позволяет в заданной степени приблизиться к пониманию сущности становления у младших школьников, уважительного отношения к производительному труду в сфере лесного хозяйства. Одним словом, адаптационные механизмы гарантируют соответственное поведение учащихся в условиях формирующегося в школе пространства трудовой и экологической активности с использованием потенциала школьного лесничества в условиях мегаполиса. Под пространством трудовой и экологической активности школы будем понимать преднамеренным образом

сконструированную среду, которая аккумулирует и наращивает условия и возможности для реализации школьниками своего

интеллектуального, творческого и физического потенциала в координации с трудовой и экологической деятельностью [1;2].

Стержневым фактором, предопределившим становление у младших школьников уважительного отношения к производительному труду, является без сомнения учебная деятельность. В начальной школе дети демонстрируют готовность к осуществлению учебных поручений и функций как основного вида своих трудовых обязанностей. В данном аспекте, по нашему глубокому убеждению, создаются условия для формирования ответственного отношения к возникшим учебным обязанностям. А далее мы планомерно следуем формуле «надлежащее отношение к учебе - это критерий высокой оценки твоей деятельности окружающими взрослыми и сверстниками».

Опишем ещё одно, важное психологическое новообразование, которое имеет существенное значение для становления у младших школьников

уважительного отношения к производительному труду в сфере лесного хозяйства - это ценностность младших школьников. Дефиниция «ценностность» вводится Н.И. Непомнящей, которая ею трактуется как компонент психологической структуры личности, который характеризует наиболее значимую сферу деятельности, посредством чего личностью выделяются представления о своем «я» [4]. Рассматривая условия адресного формирования ценностности, учёный указывает на то, что «ребенок стремится к тому содержанию, реализация которого доставляет положительное эмоциональное состояние и через которое он выделяет и утверждает самого себя» [4]. Данные выводы позволяют утвердиться в том, что содержание деятельности носителей профессий будет объектом направленности младших школьников, если приобщение к пространству трудовой и экологической активности сопровождается положительными эмоциями.

Следующий психологический механизм - это идентификация, которая содействует

обнаружению в профессиях лесного хозяйства и в организации производительного труда в школьном лесничестве привлекательных для учащихся смыслов. Одним словом, школьники, в нашем случае учащиеся 5-7 классов, идентефицируют (отождествляют) себя с носителями профессий, представляют себя в качестве субъектов создаваемого в школе пространства трудовой и экологической активности.

По утверждению ученых, в младшем подростковом возрасте создаются благоприятные условия для формирования собственной системы взглядов [6]. Данное обстоятельство позволяет говорить, о необходимости продолжения системной педагогической деятельности с подростками по становлению уважительного отношения к производительному труду с использованием потенциала школьного лесничества. Причем целесообразно оказывать педагогическое влияние на становление их индивидуальной системы взглядов на производительный труд на примере профессий в сфере лесного хозяйства.

Одним из существенных новообразований описываемого нами возрастного периода называется чувство взрослости [6]. Собственно, поэтому у учащихся данного возраста проявляются тенденции к испытанию себя в новых или изменившихся условиях с позиций новых социальных ролей. При этом необходимо отметить, что: а) описываемое новообразование является подходящим для приобщения

подростков к многообразию мира профессий; б) становление уважительного отношения к производительном у труду у подростков (в отличие от младших школьников) должно опираться только на деятельностные механизмы. Образовательная деятельность (урочная (учебные предметы «Химия», «География», «Биология», «Технология» и др.), внеурочная (курс «Лес - мир добра и чудес»), внеклассная (экскурсии в Каштакский бор, мини экспедиции, тренировочные профильные лагеря, реализация дополнительной общеразвивающей программы экосистемных познавательных моделей «Мир растений» и др.) и внешкольная (проведение школьного (городского) профориентационного фестиваля, участие в конкурсах профессионального мастерства, отраслевое медиа-сотрудничество с производственными предприятиями, с учреждениями среднего профессионального и высшего образования и др.) обладают определёнными педагогическими возможностями.

В данном случае, необходимо планировать участие подростков в разнообразных видах деятельности, так как только так у детей появляется возможность проверить себя в различных социальных ролях.

Реализация же механизма интериоризации воплощается в преобразовании выбранных смыслов во внутренние личностные структуры. Ставшие объектом выбора они приобретают свойство осознанности, благодаря активному использованию учащимися 7-9 классов умственных, эмоциональных и волевых усилий. К ведущим психологически новообразованиям старшего подросткового возраста психологи относят активно осуществляющиеся изменения в развитии сознания, а также изменения в психике относительно мотивации [6]. Необходимо обратить внимание на то, что перестройки в мотивационной сфере определяются целями, задачами и намерениями, которые сознательно определены и сознательно приняты. Изменения в мотивационной сфере старших подростков несут в себе потенциал для активизации нравственного развития учащихся. Исследователи [3;4;6] связывают нравственное развитие учащихся с началом становления их нравственного мировоззрения. Учитывая, что нравственное мировоззрение отображает в себе систему убеждений подростков, можно говорить о потенциальной возможности придания описываемого процесса личностного смысла.

Считаем необходимым отметить, что ярко проявляющаяся установка к самоутверждению, а также включению в общественную жизнь класса,

параллели классов, школы, малого или большого города находит свое выражение в общественно полезной деятельности учащихся. Содержательно насыщенная и специально организованная общественно полезная деятельность дает дополнительный толчок для развития коммуникации подростков. Ученые считают общественно полезную деятельность

сензитивным видом активности подростков [6]. В данном случае основной идеей является преднамеренное построение системы общественно полезной деятельности. Причём целесообразная с позиции педагогики организация общественно полезной деятельности позволяет старшим подросткам учиться ориентироваться в многообразии полезных дел, выбирая при этом то, что в большей степени подходит под признаки: а) полезности обществу; б) социальной востребованности

соответствующей деятельности; в) важности для личностного развития.

Суммируя сказанное, отметим, что из многообразия психологических новообразований подростков мы дали краткий анализ, только тех из них, которые потенциально допускают возможность становления у подростков уважительного отношения к производительному труду. Установлено, что описываемый нами возраст благоприятен для формирования собственной системы взглядов, что определяется ведущими психологическими новообразованиями - изменением в развитии сознания и формирующемся чувстве взрослости. А источником для становления уважительного отношения к производительному труду является готовность, а также потребность подростков включаться в общественно значимую полезную деятельность. Здесь можно указать на следующие инструменты: реализация дополнительных общеобразовательных программ экосистемных познавательных моделей (экотеатр, экоплакат, экомастерская и др.); функционирование школьного пространства экологической и трудовой активности: организация трудового воспитания, новый формат пропедевтической работы по профессиональной ориентации школьников и профессионального обучения в области лесного хозяйства; использование различных направлений оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях летнего оздоровительного лагеря. Использование технологий конспирированной экологической работы с учащимися на базе городского летнего лагеря с использованием потенциала школьного лесничества; расширение и перспективы эко-образования, эко-просвещения и эко-

деятельности в средней школе № 94 г. Челябинска; системное использование возможностей школьного информационного методического библиотечного центра как важного компонента в системе просветительской деятельности среди участников образовательных отношений с целью формирования у них экологической культуры: тематические выставки литературы; научный стендап; организация на постоянной основе школьного визит-центра (экомузей и экодворик); поддержка общественных инициатив: акция по сбору макулатуры в школе («Бумажный бум»); акция по сбору и утилизации элементов питания («Батарейки, сдавайтесь!»), акция по очистке водоёмов («Антипластик»), акция по пропаганде раздельного сбора отходов; движение «Зелёные» школы для зелёной экономики

(«Школаэкофест») ; субботники-экологические акции (Всероссийский конкурс чистоты «Сделаем!», «Сохраним лёгкие планеты», «Посади дерево», «Зелёная Россия»); эколого-просветительская акция «Зелёный фургон» (выездные уроки экологии для воспитанников детских садов, младших школьников, подростков и старших школьников); просветительские проекты.

Далее отмечаем, что интернализация становится фактором появления у старших школьников персональной системы ценностей инженерных и высокотехнологичных рабочих профессий, которая выполняет роль регулятора и стабилизатора поведения учащихся 10 - 11 классов.

Решающим в плане становления уважительного отношения к производительному труду справедливо считается старший школьный возраст. Изучение научной литературы показало, что к специфическим особенностям данного возрастного этапа можно отнести следующие характеристики: возникновение интереса к установлению собственных жизненных целей; активное развитие способностей; обсуждение вопросов о смысле жизни; возникновение «устойчивого ядра ценностных ориентаций», формирование свойств характера и мировоззрения, формирование относительно стабильного представления о себе, так называемой «Я-концепции» [3].

Среди особо важных, с позиции нашего исследования, новообразований психологи отмечают системность и критичность мышления [3;5]. Данные характеристики являются весомыми для становления уважительного отношения к производительному труду собственного представления, которое лишено предвзятого

мнения окружающих взрослых. Ряд авторов указывают на то, что старшие школьники тяготеют к доверительным и искренним отношениям с окружающими. Только такая форма общения является благодатной почвой для конструирования и реализации планов и перспектив своей дальнейшей жизни. В данном случае нами тоже усматривается благоприятная возможность для дальнейшего и эффективного становления уважительного отношения к производительному труду.

Конечно же, специфика личностного развития учащихся 10 - 11 классов находит выражение в их профессиональном самоопределении. При этом описываемый нами процесс может протекать в различных формах: в виде реального выбора, в виде представления и воображения, мечты. Поэтому дети должны быть информированы о содержании деятельности носителей профессий. Поэтому, как считают специалисты, старшеклассникам необходимо дать правильную и объективную оценку своим возможностям.

Описанные выше психологические новообразования достаточно привлекательны с позиции осуществления педагогической деятельности по становлению уважительного отношения к производительному труду на примере профессий в сфере лесного хозяйства.

Итак, нам удалось установить, что возраст учащихся старших классов является уникальным и решающим в плане становления уважительного отношения к производительному труду с использованием потенциала школьного лесничества. Описываемый период является зоной активного поиска старшеклассниками собственного «Я» и мировоззрения. Старшие школьники склонны к поиску себя и своих возможностей через различные общественно полезные дела и социальные роли. Мы показали, что у школьников присутствует установка на проектирование и конструирование собственных перспектив жизнедеятельности, исходя из своих возможностей. Выяснено, что данный возраст обладает фактическим содержанием для осознанного и мотивированного становления уважительного отношения к производительному труду на примере инженерных и высокотехнологичных рабочих профессий, формирования автономной системы ценностей, смыслов.

Обобщая выводы относительно динамики становления уважительного отношения к труду на различных этапах общего образования, отметим, что в исследуемом процессе все большее значение с течением времени получают

внутренние движущие силы. Они дают возможность учащимся начального общего, основного общего и среднего общего образования самостоятельно и осмысленно вступать во взаимодействие с миром профессий в сфере лесного хозяйства с использованием потенциала школьного лесничества в условиях мегаполиса. В данном контексте мы используем словосочетание «приобщение к пространству трудовой и экологической активности», так как важно сформировать позитивное отношение школьников к производительному труду и людям труда. Это возможно, когда школьники судят о профессиях не со стороны (сверстники, родители) и не косвенно (средства массовой информации), а находятся внутри пространства трудовой и экологической активности.

Таким образом, исследование сущности становления у школьников уважительного

отношения к производительному труду осуществлялось в плоскости процессов личностного развития. Динамический характер данного процесса описан такими психологическими механизмами как адаптация, идентификация, интериоризация,

интернализация, которые возникают в определенном порядке и отражают общие закономерности развития школьников. Внимание в статье уделено влиянию возрастных изменений, происходящих у младших школьников, подростков и учащихся старших классов, на протекание исследуемого процесса. Показано, что в этом процессе большое значение с течением времени получают внутренние движущие силы. Они дают возможность учащимся осмысленно и самостоятельно вступать во взаимодействие с миром профессий.

Литература:

1. Девятова И.Е. Профессиональная готовность учителя к организации в начальной школе поисковых практик экологической направленности / И.Е. Девятова, И.С. Бирюкова, Н.И. Устьянцева // Педагогический журнал. - 2018. - Т. 8. - № 5А. - С. 245-253.

2. Ильясов Д.Ф. Популяризация научных психолого-педагогических знаний среди учителей общеобразовательных организаций с использованием метода кинопедагогики / Д.Ф. Ильясов, Е.А. Селиванова // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров: научно-теоретический журнал. - 2018. - № 2(35). - С. 5-15.

3. Кон И.С. Психология старшеклассника / И.С. Кон. - М.: Просвещение, 1980. - 192 с.

4. Непомнящая Н.И. Ценностность как центральный компонент психологической структуры личности / Н.И. Непомнящая // Вопросы психологии. -1980. - № 1. - С. 22-30.

5. Сохранов В.В. Профессиональное самоопределение старшеклассников в условиях профильного обучения: монография / В.В. Сохранов. -Пенза: ФГБОУ ПГПУ им. В.Г. Белинского, 2011. - 185 с.

6. Фельдштейн Д.И. Психология развития человека как личности: изб. тр.: в 2 томах. - 2-е изд., испр. и доп. / Д.И. Фельдштейн. - М.: Изд-во Московского психолого-социального ин-та; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2009. - Т. I. - 599 с.

Сведения об авторах:

Скрипова Надежда Евгеньевна (г. Челябинск, Россия), кандидат педагогических наук, доцент, Заслуженный учитель РФ, заведующий кафедрой начального образования ГБУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования», e-mail: nscripova@mail. ru

Коржова Наталья Бруновна (г. Челябинск, Россия), директор МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 94 г. Челябинска», Заслуженный учитель РФ, e-mail: korzhova@school94 .ru

Data about the authors:

N. Skripova (Chelyabinsk, Russia), Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Honored teacher of the Russian Federation, Head of primary education SBU DPO «Chelyabinsk Institute of retraining and advanced training of education workers» Department, e-mail: nscripova@mail.ru

N. Korzhova (Chelyabinsk, Russia), Director of MAOU "Secondary school № 94 of Chelyabinsk", Honored teacher of the Russian Federation, e-mail: korzhova@school94.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.