Научная статья на тему 'Преемственность в развитии созидательной активности младших школьников и подростков в деятельности детского объединения «Лесная страна»'

Преемственность в развитии созидательной активности младших школьников и подростков в деятельности детского объединения «Лесная страна» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
203
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Педагогический ИМИДЖ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДЕТСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ / ПРИНЦИП ПРЕЕМСТВЕННОСТИ / СОЗИДАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / ПОДРОСТОК / CHILDREN UNION / THE PRINCIPLE OF CONTINUITY / CREATIVE ACTIVITY / JUNIOR SCHOOL STUDENT / TEENAGER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Игумнова Екатерина Александровна

В статье анализируется опыт работы над разрешением проблемы преемственности в развитии созидательной активности младших школьников и подростков в деятельности детского объединения школьного лесничества «Лесная страна». Данный инновационный проект был реализован в городском образовательном пространстве г. Читы на основе интеграции общего и дополнительного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Игумнова Екатерина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Continuity in Development of Junior School Students’ and Teenagers’ Creative Activity in the Work of Children’s Union “Forest Country”

In the article the experience of solving the problem of continuity of development of junior school students’ and teenagers’ creative activity in the work of Children’s union forestry “Forest country”. This innovative project was implemented in city educational space of Chita through the integration of general and additional education.

Текст научной работы на тему «Преемственность в развитии созидательной активности младших школьников и подростков в деятельности детского объединения «Лесная страна»»

Чч^попго,' Онлайн-доступ к журналу: http://journal.iro38.ru

УДК 371.833

Преемственность в развитии созидательной активности младших школьников и подростков в деятельности детского объединения «Лесная страна»

Е. А. Игумнова

Забайкальский государственный университет, г. Чита

Аннотация.

Ключевые слова:

В статье анализируется опыт работы над разрешением проблемы преемственности в развитии созидательной активности младших школьников и подростков в деятельности детского объединения - школьного лесничества «Лесная страна». Данный инновационный проект был реализован в городском образовательном пространстве г. Читы на основе интеграции общего и дополнительного образования.

детское объединение, принцип преемственности, созидательная активность, младший школьник, подросток.

Актуальность исследования. Принципы преемственности, систематичности и последовательности являются классическими принципами организации образовательного процесса, выведенными из закономерностей развития природы и человека Я. А. Коменским в «Великой дидактике» ещё в XVII в. С тех пор проблема преемственности как комплексная исследуется в различных контекстах философами, культурологами, социологами, педагогами и психологами. Актуализировалась исследуемая проблема в целом в современных социокультурных условиях с позиции непрерывности образования человека в течение всей жизни [6]. В частности, в организации образовательного процесса с учётом требований ФГОС, постепенно вводимых на всех ступенях образования - от дошкольного до высшего - и нацеленных на достижение образовательных результатов обучающимися.

Проблема преемственности в достижении обучающи-

мися предметных результатов обучения в педагогической теории достаточно разработана и нашла отражение в практике посредством взаимосвязи содержания в школьных учебниках одной линии и применения современных образовательных технологий. Вопрос о преемственности в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов, связанных с мотивационно-ценностной сферой личности, сегодня зачастую находится в центре внимания исследователей. М. В. Бывшева в качестве перспективы в обеспечении преемственности определяет формирование ценностно-мотивационного единства в отношении всего педагогического процесса в коллективе и его взаимодействии в микросоциуме [2]. В данном процессе особая роль принадлежит интеграции общего и дополнительного образования.

Базой исследования стало детское объединение - школьное лесничество «Лесная страна», созданное совместно двумя образовательными организациями г. Читы: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 25» и МБУ ДО «Детский оздоровительно-образовательный центр детско-юношеского туризма и краеведения» (МБУ ДО «ЦДЮТиК»). С сентября 2013 г. в этом детском объединении реализовывался городской инновационный проект по формированию созидательной активности обучающихся. По результатам экспертизы в июне 2016 г. проект получил статус городской внедренческой площадки, которая с этого времени транслирует свой опыт на сеть образовательных организаций, входящих в детское объединение - городское школьное лесничество.

Тема проекта, направленного на становление человека-созидателя, детерминирована актуальностью развития человеческого потенциала и социальной активности детей и молодёжи в современных социокультурных условиях, характеризующихся глобальными проблемами, кризисными явлениями, демократическими тенденциями, высокой скоростью роста информации и технологических преобразований в обществе.

Наряду с социальными вызовами глобального и государственного уровня актуальность проекта обусловлена региональной спецификой: во-первых, необходимостью решения экологических проблем в Забайкальском крае, в том числе защиты лесов от пожаров и незаконной вырубки; во-вторых, недостаточно развитым эколого-биологическим направлением при организации внеурочной деятельности и дополнительного образования детей, включающим лишь 5 % школьников от общего числа детей, занятых в системе дополнительного образования (отчёт Министерства образования Забайкальского края, 2012 г.). Если образовательные организации не развивают эколого-биологическое направление деятельности, то это отрицательно сказывается на готовности школьников участвовать в природоохранной деятельности как одном из видов созидательной деятельности.

В связи с вышесказанным нами была выявлена научная проблема, которая может быть сформулирована в виде вопроса: «Какие необходимо создать психолого-педагогические условия, содействующие развитию созидательной активности обучающихся младшего школьного возраста и подростков в детском объединении экологической направленности?»

Методологической основой исследования стала теория деятельности А. Н. Леонтьева и культурно-историческая теория Л. С. Выготского, позволившие определить взгляд на человека как на субъекта природных и

общественных отношений, проявляющего такие качества субъекта деятельности, как сознательность, самостоятельность, способность к самосознанию, рефлексии и созиданию: «Созидательная деятельность меняет статус психики. Из субъективной составляющей деятельности (её момента) психическая активность превращается в самостоятельную творческую силу, самостоятельные виды деятельности, осуществляемые не столько в физическом плане активности, сколько в плане сознания (литература, живопись, музыка, скульптура, философия и наука)» [5, с. 34].

Созидательная активность нами рассматривается как интегрированное качество личности, характеризующее обучающегося как активного субъекта деятельности, целенаправленно участвующего в позитивных социальных практиках, что влияет не только на улучшение социоприродного окружения, но и на личностное самосовершенствование. Исследованию проблемы созидательной активности у школьников посвящены диссертационные исследования А. В. Бычкова (2005), З. Т. Жироховой (2008); С. А. Суворовой (2008); М. М. Тайчинова (2012) и др. На управленческом уровне стимулирующую роль в развитии созидательной активности обучающихся в детском объединении сыграли следующие факторы:

- участие двух педагогических коллективов (школы и организации дополнительного образования детей) под руководством учёных ФГБОУ ВО «Забайкальский государственный университет» (ЗабГУ) в инновационной деятельности по интеграции общего и дополнительного образования как команды единомышленников, что позволило целенаправленно и непрерывно содействовать процессу развития созидательной активности обучающихся в детском объединении на основе идей аксиологического, системно-деятельностного и личностно-ориентированного подходов;

- создание сетевого взаимодействия образовательных организаций и широкого социального партнёрства (роль которого особо подчёркивается в открытом образовании А. И. Адамским, Н. Ж. Дагбаевой, Е. В. Пискуновой и др.) [1; 4; 9]) в форме консорциума как органа, координирующего деятельность детского объединения и объединяющего ресурсы научных, природоохранных, лесохозяйственных, общественных и других организаций для расширения возможностей проведения социальных практик для обучающихся в школьном лесничестве и совместного участия детей, молодёжи и взрослых в решении региональных экологических проблем;

- целенаправленная работа с педагогами-исследователями по проблеме единства целей, задач, содержания и образовательных технологий в осуществлении преемственности в развитии у обучающихся созидательной активности: курсы повышения квалификации в рамках разработанных дополнительных профессиональных программ «Интеграция дополнительного образования естественнонаучной направленности и общего образования в условиях реализации ФГОС (в рамках сетевого инновационного проекта «Формирование созидательной активности обучающихся в детских объединениях естественнонаучной направленности»)» (авторы В. Н. Рацина, Е. А. Игумнова, О. Г. Варфоломеева, И. Ю. Сорока), «Тьюторское сопровождение учащихся, проявивших способности к естественнонаучной деятельности в детских объединениях и во внеурочной деятельности» (авторы В. Н. Рацина, Е. А. Игум-

ДПШИ'И.Г

нова), практические семинары, мастер-классы по трансляции опыта; участие в научно-практических конференциях и социально-педагогических конкурсах разного уровня, а также самообразование педагогов и обучение нескольких человек коллектива в магистратуре «Социально-педагогическая работа в образовательных организациях» и аспирантуре при кафедре педагогики ЗабГУ.

Механизмом преемственности в содержательном аспекте стало создание единой информационно-образовательной среды, включающей комплекс обще-развивающих программ дополнительного образования «Лесная страна» экологической, естественнонаучной и природоохранной направленности (лесоведение) (авторский коллектив: И. Ю. Сорока, О. Г. Варфоломеева, О. А. Сычёва, Е. В. Пахалуева, Н. С. Кокоулина, Н. Р. Гибанова) и программу профильного палаточного лагеря «Лесная страна» (И. Ю. Сорока, О. Г. Варфоломеева, И. В. Радецкая, Е. А. Игумнова, Ж. А. Леснянская), а также современное учебно-методическое обеспечение. Разработанный нами УМК, включающий комплексную общеразвивающую программу дополнительного образования «Лесная страна», учебный практикум «Исследователь: учусь читать мир» (2016, авторы: Е. А. Игумнова, Д. Ц. Анудариева, О. А. Сычёва, Г. М. Губова), практикум для организации самостоятельной работы обучающихся «Региональная экология» (2011, авторы: Е. А. Игумнова, О. В. Корсун), основан на идеях системно-дея-тельностного подхода и отвечает требованиям, предъявляемым к современным учебно-методическим материалам.

Комплекс дополнительных общеобразовательных программ

1 ступень 1-2 год обучения (3-4 классы) «Вести из леса»

2 ступень 3-4 год обучения (5-6 классы) - вариативность

Лесная школа Школа исследователя Школа журналиста Агитбригада Профильный палаточный лагерь

3 ступень (7-9 классы) - Индивидуальный образовательный маршрут по направлениям_

Рис. Комплекс дополнительных общеобразовательных

программ «Лесная страна»

Содержательная, технологическая и психологическая преемственность в программе «Лесная страна» осуществляется через участие обучающихся в различных видах деятельности:

- образовательной, направленной на изучение экологических проблем, ов-

ладение теоретическими и прикладными знаниями природоохранного характера в условиях региона;

- учебно-исследовательской, способствующей овладению навыками исследовательской работы;

- учебно-практической - посредством практических занятий для закрепления теоретических знаний и формирования опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности;

- просветительской, включающей проведение членами школьного лесничества природоохранной пропаганды, разъяснительной и агитационной работы по вопросам воспроизводства и сохранения природных ресурсов региона среди населения, освоение учащимися основ экскурсионной работы, выступление агитбригады;

- природоохранной при совместном участии с предприятиями и организациями, осуществляющими деятельность в сфере охраны природы в регионе);

- творческой, содействующей образному восприятию природы и формированию экологических ценностей (конкурсы рисунков о лесе, создание мульти-медиапрезентаций и фильмов, детской газеты и др.).

На первом этапе - в начальной школе реализуется пропедевтическая программа «Вести из леса», цель которой - формирование начального уровня экологической грамотности на основе воспитания чувства прекрасного и бережного отношения к природе. Эмоционально-чувственное развитие осуществляется посредством экологических игр, непосредственного общения с природой на экскурсиях, изучения художественных произведений, в том числе народного творчества (пословицы, поговорки, загадки, сказки), с элементами театрализации (например, инсценировка «Новогодний лесной карнавал» в разделе «Лес и животные в фольклорных произведениях»).

В реализации программы «Вести из леса» обучающиеся мотивируются на участие в разнообразных видах созидательной деятельности, чтобы они могли определиться для выбора подпрограмм на втором этапе - в 5 и 6 классах - для дальнейшего освоения какого-либо вида деятельности, расширения и углубления знаний с учётом своих интересов:

- «Лесная школа» - для проявивших интерес к эколого-биологическому направлению и лесоведению, где важную роль играет полевой практикум и проектная деятельность;

- «Школа исследователя» направлена на глубокое погружение в исследовательскую деятельность;

- «Школа журналиста» выстраивается через работу детского пресс-центра по созданию газеты «Лесная страна», в которой отображается летопись школьного лесничества, а обучающиеся развивают литературные, коммуникативные и творческие способности, приобретают компьютерную грамотность, попробовав себя в ролях дизайнера, фотокорреспондента, литературного и технического редактора и др. [3];

- «Природоохранная агитбригада», которая занята творческой театральной и просветительской деятельностью [7].

Программа профильного лагеря содействует получению практического опыта творческой, исследовательской, проектной природоохранной и лесохо-зяйственной деятельности в условиях погружения обучающихся в природную

ДПШИ'И.Г

среду, включает в себя три образовательных модуля: «Лесная школа», «Полевой практикум по лесоводству», эколого-психологический тренинг «В согласии с природой и людьми») наряду с организацией здоровьсберегающей деятельности.

Третий этап реализации комплекса программ «Лесная страна» для 7-9 классов как допрофессиональный уровень включает в себя разработку индивидуальных образовательных маршрутов для обучающихся, проявивших способности или заинтересованность в том или ином виде деятельности. В перспективе планируется разработать разновозрастную программу для обуча-ющихся-тьюторов по проектной и исследовательской деятельности и «Школу самоуправления».

Сквозной линией является содержательная: «Охранять природу - значит любить Родину», в рамках которой интегрируется дополнительное образование с воспитательной системой школы и внеурочной деятельностью посредством обогащения событийности, содействующей личностному развитию [8]: организация природоохранных акций, проектов, фестивалей, конференций и других воспитательных событий с участием социальных партнёров, в рамках которых создаются условия для успешности обучающихся во всех видах созидательной деятельности в открытом образовательном пространстве на разных уровнях.

Обсуждение результатов. Анализ результатов мониторинга, проводимого в детском объединении в течение трёх лет среди 55 учащихся МБОУ СОШ № 25 г. Читы (2013-2016 гг.), показал следующее:

- снижение доли прагматической установки по отношению к природе и позитивную динамику познавательной активности по отношению к природным объектам, которая выражается в готовности и стремлении получать, искать и перерабатывать информацию об объектах природы, а также готовность и стремление к практическому взаимодействию с объектами природы;

- большинство воспитанников детского объединения имеет перцептивно-чувственное, эстетическое восприятие природы, предпочитает эстетический характер действий по отношению к природным объектам;

- высокую социальную успешность, показателем которой являются детские достижения в мероприятиях разного уровня;

- преобладание среднего и высокого уровня социализированности школьников;

- положительное отношение к занятиям в школьном лесничестве.

В целом можно сделать вывод: личностный аспект преемственности в развитии созидательной активности младших школьников и подростков подтверждён её положительной динамикой, как показали результаты мониторинга, на что повлияло создание комплекса психолого-педагогических условий в детском объединении экологической направленности «Лесная страна»:

- управленческих - статус инновационной деятельности, создание консорциума как органа координации деятельности социальных партнёров, целенаправленная подготовка и самообразование педагогов;

- содержательных - единая информационно-образовательная среда, включающая комплекс сопряжённых подпрограмм в единой программе «Лесная страна» и современного учебно-методического обеспечения, интегрирующе-

го гуманитарные и естественнонаучные аспекты решения экологических проблем; выделение сквозной линии «Охранять природу - значит любить Родину» на основе экологического календаря (международные, всероссийские и региональные акции, праздники и т. п.), посредством которой интегрируется урочная, внеурочная деятельность и дополнительное образование;

- технологических и психологических - единство и непрерывность в освоении социального опыта в разнообразных видах созидательной деятельности в детском объединении (образовательной, учебно-исследовательской, учебно-практической, просветительской, природоохранной и творческой) и обогащения событийности посредством современных образовательных технологий [10] с опорой на психолого-возрастную доминанту этой деятельности и ведущие потребности младших школьников и подростков, что позволяет:

- сменить приоритет в выборе форм и методов организации занятий от эмоционально-чувственного восприятия природы к увеличению доли аналитического восприятия, самоанализа и рефлексии собственной деятельности в подпрограммах в 5 и 6 классе;

- проявить подросткам больше самостоятельности, инициативности и ответственности и перейти от деятельности под руководством учителя у младших школьников к более самостоятельной социально значимой деятельности природоохранного характера, преимущественно организуемой в общении среди сверстников, а также выступить в качестве помощников организации этой деятельности в начальных классах;

- расширить «зону влияния» созидательных дел на благо природы, общества и самого себя, начиная от своей семьи и образовательной организации - к месту жительства, городу, региону, стране.

Список литературы

1. Адамский, А. И. Модель сетевого взаимодействия [Электронный ресурс] /

A. И. Адамский // Управление школой. - 2002. - № 4. - URL: http://www.1september.ru/ т/ирг/2002/04/2.Мт (дата обращения: 10.04.2017).

2. Бывшева, М. В. Проблема преемственности в контексте непрерывности образования. Педагогическое образование в России [Электронный ресурс] / М. В. Бывшева // Педагогическое образование в России. - 2012. - № 3. - иКЬ: http://cyberleninka.rU/article/n/ pшЫema-preemstvennosti-v-kontekste-nepreryvnosti-sistemy-obrazovaniya (дата обращения: 30.03.2017).

3. Гибанова, Н. Р. Педагогика сотрудничества в работе пресс-центра школьного лесничества «Лесная страна» / Н. Р. Гибанова // Развитие идей педагогов-новаторов второй половины ХХ века в современном образовательном пространстве: материалы Вторых Забайк. регион. пед. чтений: в 2 ч. Ч. 2 / под ред. Г. И. Зимирева [и др.]. - Чита : Изд-во ИРО Забайк. края, 2015. - С. 69-74.

4. Дагбаева, Н. Ж. Из опыта лучших практик Десятилетия образования в интересах устойчивого развития в российских регионах / Н. Ж. Дагбаева // Вестн. Бурят. гос. унта. Вып. Педагогика. - 2014. - № 1(1). - С. 3-7.

5. Иванников, В. А. Идеи А. Н. Леонтьева и их значение для современной психологии /

B. А. Иванников // Культурно-историческая психология. - 2013. - № 4. - С. 29-36.

6. Орешкина, А. К. Преемственность образовательного процесса в системе непре-

А

ДПШИ'И.Г

рывного образования : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01 / А. К. Орешкина. - М., 2009. - 45 с.

7. Пахалуева, Е. В. Агитбригада как средство формирования созидательной активности подростков / Е. В. Пахалуева // Развитие идей педагогов-новаторов второй половины ХХ века в современном образовательном пространстве: материалы Вторых Забайк. чтений: в 2 ч. Ч. 2 / под ред. Г. И. Зимирева [и др.]. - Чита : Изд-во ИРО Забайк. края, 2015. - С. 79-82.

8. Педан, В. А. Роль событийного подхода в создании воспитательной сети учреждением дополнительного образования / В. А. Педан // Человек и образование. -2016. - № 1 (46). - С. 104-107.

9. Пискунова, Е. В. Социальное партнёрство: гражданская ответственность и возможность развития / Е. В. Пискунова // Вестник Герценовского университета. - СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена. - 2011. - № 2(88). - С. 30-34.

10. Радецкая, И. В. Современные образовательные технологии в системе дополнительного образования детей / И. В. Радецкая, И. Ю. Сорока, О. Г. Варфоломеева // Педагогический журнал Башкортостана. - № 5. - 2015.- С. 84-90.

А

уЦ'ДПО ПРО/

r^YJ.HO HPQr

Continuity in Development of Junior School Students' and Teenagers' Creative Activity in the Work of Children's Union "Forest Country"

E. A. Igumnova

Trans-Baikal State University, Chita

Abstract. In the article the experience of solving the problem of continuity of development of junior school students' and teenagers' creative activity in the work of Children's union - forestry "Forest country". This innovative project was implemented in city educational space of Chita through the integration of general and additional education.

Keywords: children union, the principle of continuity, creative activity, junior school student, teenager.

Игумнова

Екатерина Александровна

доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры педагогики

Забайкальский государственный университет

672039, г. Чита, ул. Александро-Заводская, 30 тел.: 8(3022)357012 e-mail: [email protected]

Igumnova

Ekaterina Aleksandrovna

Doctor of Sciences (Pedagogy), Associate Professor, Professor of the Department of Pedagogy

Trans-Baikal State University

30 Aleksandro-Zavodskaya St, Chita, 672039 tel.: 8(3022)357012 e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.