Научная статья на тему 'Формирование экологической культуры подрастающего поколения'

Формирование экологической культуры подрастающего поколения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1048
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование экологической культуры подрастающего поколения»

Окончание таблицы

SOS! Сохраним сосновый бор! 45 обучающихся и студентов Реализация программы «Основы экологического образования», кураторство Проект «Экодело. Экологическая тропа». Создание информационного ресурса www.istoki2006muk.narod.ru

Акция - 7000 деревьев ко Дню Победы Професионально-педагогические работники, обучающиеся и студенты Участие 900 деревьев посажено

Кия-жемчужина Сибири! Професионально-педагогические работники, обучающиеся и студенты Реализация программы «Основы экологического образования», кураторство, информирование в сети Интернет и СМИ Выставка картин художницы Юмановой Е. Н. Очистка берегов. Мультимедиа сопровождение «Здравствуй, речка Кия!»

Фотоконкурс «Фотообвинение» и фотовыставки работ преподавателей и студентов Обучающиеся и студенты Реализация программы «Основы экологического образования», кураторство, информирование в сети Интернет и СМИ Лучшие работы экспонировались в ПЛ № 79, пгт Тяжин, ГОУ СПО МАТ и представлены в журнале «Образование. Карьера. Общество»

Реализуя проектно-исследовательскую деятельность, обучающиеся и профессионально-педагогические работники ОУ НПО и СПО участвуют в созидательных акциях и экологических мероприятиях, способствующих формированию активной гражданской позиции и патриотизма. Организуя проектную деятельность обучающихся и профессионально-педаго-

гических работников, ГОУ «КРИРПО» позиционирует проект «Чистая вода в Кузбассе»: обучающиеся ГОУ НПО № 35 инициировали в Тисульском районе акцию «Родник», студенты ФГОУ МЛТТ и сотрудники музея-заповедника «Мариинск исторический» привели в порядок Серебряный родник на Арчекасе.

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ

С. В. Ширяева, педагог дополнительного образования, методист МОУ ДОД «Городская станция юных натуралистов», г. Кемерово

История взаимоотношений природы и общества приводит к неоспоримому выводу, что экологические кризисы возникают в результате деятельности самого человека как следствие развития человеческой цивилизации. Необходимость изменения ценностных приоритетов развития человечества придаёт большую социальную значимость проблеме внедрения экологических ценностей в образовательный процесс.

Экологическое образование является основой становления личности и направлено на осознание человеком своей ответственности за дальнейшее развитие биосферы, за обеспечение своей будущности. Человечество подошло к порогу, за которым нужны и новые знания, новый менталитет, новая система ценностей. Безусловно, их нужно создавать и воспитывать с детства. С детства надо учить жить в согласии с природой, её законами и принципами.

Как подчёркивалось на XII Международной конференции «Устойчивый мир: на пути к экологически безопасному гражданскому обществу», сейчас идёт осоз-

нание близости понятий «экологическая культура» и «цивилизация» и выстраивается иерархически подчинённая цепочка: человеческая цивилизация > экологическая культура > экологическая педагогика > экологическое образование.

Экологическое образование - это целенаправленный процесс формирования ответственного отношения детей и подростков к окружающей природной среде во всех видах учебной, общественно-трудовой деятельности и в общении с природой. Оно не может осуществляться в рамках одного предмета. Самые совершенные, с точки зрения педагогики, учебные программы по экологии не окажут действенного результата и будут вызывать непонимание необходимости изучения экологии среди школьников, если у них не будет чётко сформировавшихся критериев и норм поведения по отношению к окружающей природе, если не будет достигнут определённый уровень экологической культуры. На одних уроках, пусть и самых содержательных, не сформировать всех компонентов

экологической культуры: разносторонних знаний о природе, экологического мышления, эмоционально-нравственного отношения к окружающему миру, правильного поведения в природе.

В задачи экологического образования входит не только стремление к развитию знаний по экологии, но и овладение деятельностью экологического характера, повышение компетентности в обращении с природой и развитие ответственного, гражданского отношения к окружающей среде. В сложившейся образовательной ситуации основной проблемой является создание творческой среды. Научная ориентация традиционного экологического образования стала определённым недостатком, потому что отдаляет подростков от практики, от реальной жизни.

Проблема сохранения природы перестала быть сферой деятельности узкопрофессиональных природоохранных органов. Более того, только обширное экологическое образование, получаемое молодёжью в образовательных учреждениях, может быть катализатором широкого экологического движения.

МОУ ДОД «Городская станция юных натуралистов» г. Кемерово организует работу детских творческих объединений, осуществляющих экологическое образование подрастающего поколения на базе образовательных учреждений города.

В педагогической деятельности при формировании экологической культуры обучающихся творческого объединения «Экоша» используются методы, стимулирующие потребность ребёнка в самореализации, самовыражении в творческой личностно и общественно значимой деятельности:

- обучение и воспитание ребенка через собственный опыт, собственную практику общения с природой;

- ведение обучающимися исследовательской деятельности по изучению природной среды;

- вовлечение детей в природоохранную деятельность;

- участие обучающихся творческого объединения в выступлениях экологической агитбригады;

- формирование экологической компетентности детей в летней экологической смене.

В творческое объединение «Экоша» принимаются школьники с третьего класса. Зачастую у детей прослеживаются эгоцентрические взгляды на природу, отсутствует убеждение о необходимости принятия мер для ее охраны.

Одной из основных форм экологического образования обучающихся, используемых в нашем творческом объединении, является непосредственный контакт ребенка с окружающей природой. Во

время занятий в Рудничном сосновом бору дети участвуют в наблюдениях, имеют возможность познавать живую природу через восприятие всеми органами чувств, сравнивать и анализировать некоторые процессы, происходящие в природной среде. Например, изучать повадки птиц и зверей, наблюдая за их поведением на кормушке, сравнивать видовой состав и развитие растений на участках с различными экологическими условиями; видеть губительные последствия неразумного, варварского отношения человека к окружающей среде. В результате рождается понимание, насколько сложен и хрупок окружающий нас мир, а значит, и чувство ответственности за его сохранность и стабильность.

На занятиях творческого объединения ребята включаются в исследовательскую работу по изучению закономерностей природы. Учебно-исследовательская деятельность - это процесс познания, ориентирующий на самостоятельный поиск, исследование, открытие.

Ребята проводят исследования по изучению взаимосвязей в природе, влиянию антропогенной нагрузки на природные объекты, изучают экологию городской среды и жилого дома. Исследовательская деятельность позволяет обучающимся лучше понимать взаимосвязи в природе, развивает экологическое мышление и экологическое сознание. Проводя исследования, дети приобщаются к научному творчеству. Исследовательские работы ребята представляют на научно-исследовательских конференциях школьников.

Обучающиеся творческого объединения «Экоша» являются победителями Международного конкурса исследовательских работ «Природа - бесценный дар, один на всех» детского экологического форума «Зеленая планета»; городского научного соревнования школьников «Юниор»; конференции научно-исследовательских работ школьников г. Кемерово «Юный исследователь природы», городской эколого-биологиче-ской олимпиады обучающихся учреждений дополнительного образования детей; призерами городской конференции научно-практических работ школьников «Первые шаги в науку», научно-практической конфе-

Экологическая культура определяется как составляющая общественной жизни, спсобствующая гармонизации отношений природы и социума.

(Из доклада на XII Международной конференции «Устойчивый мир: на пути к экологически безопасному гражданскому обществу».) ^_:_:___^

ренции «Студенческая наука в копилку Кузбасса»; победителями опытно-исследовательской конференции «Хочу все знать». Работа обучающихся Мхеян Мари-ам, Ворониной Кристины «Влияние тропиночной сети на изменение видового состава травянистой растительности в Рудничном сосновом бору» в 2009 году от Кемеровской области вышла в финал Всероссийской научной эколого-биологической олимпиады обучающихся учреждений дополнительного образования детей.

Важнейшим элементом в формировании экологической культуры у детей является вовлечение их в практическую деятельность, направленную на сбережение окружающей природной среды, во время которой закрепляются теоретические знания о культуре взаимоотношений с природой. Обучающиеся детского творческого объединения «Экоша» участвуют в экологических акциях: «Бор - лёгкие города», «Посади дерево», «Скажи нет полиэтиленовому пакету», «Контейнер горит - здоровью вредит», «Сбережем леса от пожара» и других.

Практико-ориентированный характер деятельности способствует воспитанию у детей инициативы, активного добросовестного отношения к сбережению природы, увеличивает интерес к изучению экологического состояния местности и к практическому решению экологических проблем.

Опыт показывает, что природоохранная деятельность способствует интенсивному процессу социальной адаптации личности ребёнка, выработке норм социального общения, навыков коммуникации, помогает формировать навыки принятия ребёнком самостоятельных решений. Это очень важно не только для формирования характера и ума ребёнка, но и для того, чтобы он учился ответственности по отношению ко всей живой природе, пониманию необходимости её защищать. Участие в природоохранной деятельности позволяет обучающимся приобрести опыт экологически сообразного поведения, что является элементом экологической культуры.

Принимая участие в природоохранных акциях, ребята должны видеть, что делают нужное, благое дело. Накоплен положительный опыт взаимодействия с социальными институтами и организациями, от которых зависит экологическое благополучие природной среды. Так, экологические акции «Помоги птице зимой», «Встреча пернатых друзей» проходят при поддержке департамента по охране объектов животного мира Кемеровской области. В осуществлении работ в рамках акций «Бор - лёгкие города», «Посади дерево», «Сбережем леса от пожаров» помогают департамент лесного комплекса Кемеровской области, государственное предприятие «Кемеровский лесхоз». Акция «Скажи нет полиэтиленовому пакету» проходит при под-

держке комитета природных ресурсов Кемеровской области. При проведении операции «Контейнер горит - здоровью вредит» ребята получили поддержку от руководства муниципального предприятия «Спецавтохозяйство». Природоохранная деятельность ребят находит поддержку у руководства отдела по охране окружающей среды администрации г. Кемерово. Вклад юннатов в сохранение природы родного края освещается в средствах массовой информации, на страницах официальных сайтов администрации города и области, природоохранных организаций. Чувствуя поддержку, ребята осознают важность выполняемой ими экологически-направленной деятельности, что также способствует их активному включению в работу.

При творческом объединении создана экологическая агитбригада. Агитбригада творческого объединения помогает развивать воображение, творческие способности детей, является эффективным средством социализации обучающихся. Ребята из агитбригады распространяют экологические знания среди обучающихся образовательных учреждений, проводят просветительскую деятельность во время экологических акций среди жителей города. Агитбригада творческого объединения является регулярным участником официальных заседаний по подведению итогов областной акции «Дни защиты от экологической опасности» в администрации Кемеровской области.

В летнее время ребята имеют возможность посещать летнюю экологическую смену «Лесные Берендеи», где занимаются исследовательской деятельностью, выполняют работу по защите природоохранной зоны.

Летняя экологическая смена «Лесные Берендеи» - комплексная эффективная форма экологического образования и воспитания детей, осуществляемого в непосредственном контакте с природой и социумом. Участники смены изучают растительный и животный мир, трудятся над благоустройством родников, ухаживают за посадками в Кузбасском ботаническом саду, за кедровой аллеей, высаженной юннатами в честь 60-летия Кемеровской области в Рудничном сосновом бору, осуществляют пропагандистскую природоохранную работу.

Одной из задач работы летней смены является реализация экологических проектов. Так, в течение нескольких лет участниками смены осуществляется экологический проект «Сбережем леса от пожара». Чтобы улучшить осведомлённость жителей города Кемерово о противопожарной безопасности, расширить знания в этой области, сформировать правильное отношение у горожан к опасности, которую несут лесные пожары, юннаты распространяют противопожарные листовки среди отдыхающих Рудничного соснового бора, на автобусных остановках, а также в авто-

бусах пригородных маршрутов. Руками детей оборудованы противопожарные места отдыха в Рудничном сосновом бору, на территориях Пригородного и Мазу-ровского лесничеств. Юннатами экологической смены подготовлено выступление агитбригады в лагерях с дневным пребыванием детей при школах Рудничного района г Кемерово. Во время выступлений распространялись противопожарные листовки, отпечатанные на средства, выделенные департаментом лесного комплекса Кемеровской области, и календари, предоставленные Кемеровским лесхозом. За проделанную работу самые активные участники акции были награждены благодарственными письмами департамента лесного комплекса Кемеровской области.

Юннатами смены реализован экологический проект «Изучение влияния рекреационной нагрузки на состояние Рудничного соснового бора города Кемерово», в ходе которого выполнены исследовательские работы по темам: «Изучение влияния рекреационной нагрузки на санитарное состояние сосняков Рудничного соснового бора», «Влияние кострищ на растительные сообщества» и др. Участниками смены был определён видовой состав травянистых растений бора, нуждающихся в охране. Ребята разработали план природоохранных мероприятий по уменьшению вреда на природу бора. Юннатами пропагандировалось экологически целесообразное поведение на природе среди отдыхающих бора. Были выявлены и очищены замусоренные отдыхающими места.

Проект «Сделаем город чистым» призван изменить отношение горожан к проблеме загрязнения города твердыми бытовыми отходами. При разработке проекта ребята определили наиболее актуальные задачи для решения данной проблемы. Одна из задач этого проекта - устранение несанкционированных свалок, которых достаточно много в частном секторе нашего города. С помощью жителей и сотрудников территориального управления Рудничного района удалось устранить одну из крупных свалок, которая разрасталась в течение многих лет. По предложению

юннатов, с целью предотвращения повторного замусоривания территории, на месте свалки было решено разбить цветник. В рамках данного проекта участники смены решали другую острую проблему нашего города - возгорание мусора. Идея юннатов нашла отклик у местных жителей. Для формирования экологической грамотности у школьников города ребята из летней экологической смены подготовили и показали экологическое выступление для ребят, отдыхающих в пришкольных лагерях.

Только конкретные дела по улучшению экологической обстановки в том месте, где ты живёшь, дают возможность почувствовать себя хозяином, способствуют формированию ответственности за сохранение природы родного края.

Практические природоохранные проекты юннаты представляют на экологических конкурсах. Ежегодно работы ребят становятся победителями городского экологического конкурса «Летопись добрых дел по сохранению природы». Проект «Сбережем леса от пожара» стал победителем Всероссийской акции «Летопись добрых дел по сохранению природы». Проект «Изучение влияния рекреационной нагрузки на состояние Рудничного соснового бора города Кемерово» в 2009 году - победитель Всероссийского конкурса детских экологических проектов «Человек на Земле». Авторы проекта были награждены дипломом Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова за актуальность выбранной темы и высокий уровень исследования в области природопользования и устойчивого развития.

В результате проводимых мероприятий у обучающихся формируются: общественно значимые мотивы охраны природы и культура природопользования, навыки исследовательской и природоохранной работы, экологическое мышление, что способствует становлению экологической культуры у молодого поколения, является предпосылкой творческого импульса, направленного на более полное освоение действительности, осознание непреходящей ценности природы.

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА

Н. В. Гатих, преподаватель естественных наук ГОУ СПО «Киселевский педагогический колледж»

Возрастающий уровень внимания к экологическому образованию и воспитанию объясняется необходимостью сформировать у подрастающего поколения достаточный уровень экологической культуры и этики

природопользования, который позволит обеспечить устойчивое развитие страны, понимание опасности возникших экологических проблем различного уровня, ускорит их решение, создаст условия экологической

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.