^Шш - С ЛЮБОВЬЮ К ПРИРОДЕ И ЧЕЛОВЕКУ
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ АКЦИЯ КАК ФОРМА СОЦИАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
А. П. Радостева, заведующая секцией экологии О. В. Романова, педагог дополнительного образования, МОУДОД «Центр дополнительного образования детей им. В. Волошиной»
Экологическое образование и воспитание подростков является приоритетным направлением деятельности Центра дополнительного образования детей им. В. Волошиной г Кемерово. В Центре разработаны и освоены самые разнообразные формы работы по экологическому воспитанию детей и подростков. Самой интересной и эффективной из них мы считаем проведение экологических (природоохранных) акций.
Акция в экологическом образовании и просвещении - это мероприятие в рамках образовательного процесса, проводимое с участием детей, молодежи и направленное на их привлечение к практической деятельности по сохранению природы или решение экологических проблем различного масштаба.
Экологическая (природоохранная) акция выполняет следующие функции:
• информационную (оповещение, привлечение внимания населения);
• инструктивную, или обучающую (обучение способам решения экологических проблем);
• воспитательную (повышение экологической культуры населения);
• социализирующую (формирование активной жизненной позиции и повышение социальной активности школьников);
• практическую (снижение уровня напряженности экологической обстановки).
По своему содержательному наполнению экологическая акция в рамках образовательного и воспитательного процесса - это многообразие форм и методов: листовки, выступления агитбригад, организация и проведение конкурсов (на лучшую кормушку для птиц, листовку в защиту хвойных деревьев, первоцветов), изготовление и развешивание домиков для птиц, посадка деревьев, очистка от мусора берегов рек, озер, родников, парков, скверов, освещение событий и фактов в средствах массовой информации.
На базе Центра дополнительного образования детей им. В. Волошиной в течение четырех лет работает отряд экологических волонтёров «Зелёный экспресс». Это объединение социально активных ребят подросткового возраста, которым, кроме изучения естественных наук, хочется применять полученные знания в практической природоохранной деятельности.
Особое внимание юные экологи уделяют наведению порядка в местах массового отдыха горожан: на центральной набережной и пляжах вдоль р. Томи, берегах озера Красное, в Комсомольском парке и сосновом бору. Такие акции помимо своего прямого результата - наведения чистоты - показывают жителям Кемерово пример того, как нужно относиться к своему родному городу.
Очень популярной среди школьников города Кемерово является акция «Птичьи сборы». Количество участников этой акции в 2010 году составило полторы тысячи человек. Экологическая акция «Птичьи сборы» по времени проведения самая длительная и охватывает период с октября по апрель. Первое мероприятие в рамках этой акции - участие во Всемирных днях наблюдения за птицами, которое предлагает Союз Охраны Птиц России. В первые выходные дни октября экологические волонтеры выходят в природу и ведут подсчет наблюдаемых птиц. Таким образом, дети не только включаются во всероссийское мероприятие, но и изучают местную орнитофауну, учатся наблюдению в природе.
С октября начинается проведение второго этапа акции - «Кормушка». Волонтёры выпускают листовки с призывами к жителям города подключиться к зимней подкормке птиц. Ведь из-за нехватки корма в зимний период гибнет огромное количество птиц. Проводя мастер-классы в образовательных учреждениях города, ребята из «Зелёного экспресса» помогают школьникам в организации птичьих столовых.
Конкурс детского рисунка «Птичий вернисаж» и экологический марафон «День птиц», проводимые в рамках акции «Птичьи сборы», способствуют приобретению школьниками новых знаний о птицах, расширению кругозора в этой области, развитию интереса не только к птицам, но и к живой природе в целом.
В преддверии весны начинается новый этап акции -«Строим дом для пернатых». Изготовленные искусственные гнездовья развешиваются не только в скверах нашего города, но и за его пределами в День птиц. Традиция проведения праздника «День птиц» зародилась в России почти 80 лет назад. Экологические волонтёры бережно хранят и продолжают её. Этот празд-
С ЛЮБОВЬЮ К ПРИРОДЕ И ЧЕЛОВЕКУ
ник подводит черту всей широкомасштабной акции «Птичьи сборы», которая длится семь месяцев.
Таким образом, участвуя в экологических акциях, каждый подросток может почувствовать себя лидером, организатором, который продумывает ход и обеспечивает проведение акции, охватывающей несколько школ города, либо ответственным исполнителем, которому доверяется реализация определённых планов, от качества которых будет зависеть успех большого общего дела.
Участвуя в экологической акции, ребёнок учится решать экологические проблемы глобального масштаба путём решения локальных проблем; учится привлекать к решению проблем союзников, единомышленников, следовательно, учится жить в согласии с природой и социумом. Всё это имеет большое значение для расширения кругозора, накопления позитивного жизненного опыта, начального профессионального и социального самоопределения подростков.
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ГИГИЕНИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
И. П. Овчинникова, канд. биол. наук, преподаватель спецдисциплин ГОУ СПО «Кемеровский областной медицинский колледж»
В начале XIX века в эпоху зарождения и развития капитализма французский биолог и философ Ж. Ла-марк писал: «. . . назначение человека как бы заключается в том, чтобы уничтожить свой род, предварительно сделав земной шар неприятным для обитания». Интенсификация добычи и использования природных ресурсов, урбанизация и огромные объемы вредных выбросов, загрязняющих Землю, привели к коренным изменениям природы. Взаимодействие человека с природой, сохранение и улучшение окружающей среды - эти вопросы приобретают все большую остроту и актуальность, они интересуют сегодня все страны мира, особенно экономически развитые. Это объясняется тем, что в случае прогрессирующего загрязнения окружающей среды могут наблюдаться неблагоприятные последствия для здоровья населения. Появились новые болезни: минамата, итай-итай, - которые стали результатом воздействия на организм человека чужеродных химических веществ. Нельзя забывать также и об отдаленных последствиях, так как их не всегда можно предвидеть, предсказать и оценить.
В соответствии с Законом РФ «Об охране окружающей природной среды» «... в целях повышения экологической культуры общества и профессиональной подготовки специалистов вырабатывается система всеобщего, комплексного, непрерывного экологического воспитания и образования, охватывающего весь процесс... профессиональной подготовки специалистов в средних и высших учебных заведениях, независимо от их профиля, обеспечивается обязательным преподаванием основ экологических знаний» (ст. 73, разд. XI). При подготовке специалистов медицинского профиля, по рекомендации ВОЗ, в зависимости от профессии должна изучаться теоретическая или клиниче-
ская дисциплины «Медицинская экология», «Гигиена и экология человека» или «Клиническая экология»
В Кемеровском областном медицинском колледже действует система экологического образования, которая носит комплексный, междисциплинарный и интегрированный характер с дифференциацией в зависимости от специальности. В рамках дополнительного и базового образования слушатели и студенты изучают дисциплины «Гигиена и экология человека», «Экология Кузбасса», «Экология и здоровье», «Медицинская паразитология». Все они касаются экологических проблем, которые обострились в последние десятилетия во всем мире и в Кузбассе в частности. Студенты разбирают вопросы химических и физических свойств компонентов окружающей среды: атмосферного воздуха, воды, в том числе питьевой, почвы, загрязнений, -влияющих на здоровье человека. Они изучают принципы рационного питания, его значение для здоровья населения, эколого-гигиенические требования к качеству и безопасности пищевых продуктов; знакомятся с особенностями формирования городской среды, экологическими и гигиеническими требованиями к помещениям разного назначения: жилью, ЛПУ, детским и образовательным учреждениям. Теоретические занятия проходят в форме лекций и семинаров и являются дополнением к дисциплине «Гигиена и экология человека». На них рассматриваются региональные экологические проблемы Кемеровской области и г. Кемерово. При проведении лекционных и практических занятий широко используются технические средства обучения, видеоматериалы.
Лекция - одно из основных звеньев дидактического цикла обучения в медицинском колледже наряду с практическими занятиями. Она должна быть изложе-