Научная статья на тему 'Новая перспектива для выпускников с ограниченными возможностями здоровья специальных (коррекционных) школ'

Новая перспектива для выпускников с ограниченными возможностями здоровья специальных (коррекционных) школ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
61
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новая перспектива для выпускников с ограниченными возможностями здоровья специальных (коррекционных) школ»

9. Следите, чтобы студенты выполняли творческие работы самостоятельно.

10. Не исправляйте неправильные ответы сразу, уточняйте, дополняйте вопросы, помогите студенту самостоятельно сформулировать правильный ответ.

11. Всегда давайте подробную и объективную оценку каждому ответу.

12. Повышайте требовательность.

Таким образом, представленный опыт наставничества позволяет говорить об эффективной системе взаимодействия опытного педагога и молодого специалиста. Новизна этого опыта для нашего учебного заведения и педагогических колледжей в целом состоит, прежде всего, в использовании системно-деятельностного подхода к процессу формирования профессиональной компетентности молодого педагога, в использовании технологии организации проектной деятельности, в привлечении молодого специалиста к решению практических задач по совершенствованию воспитательно-образовательного процесса на примере отдельно взятой дисциплины. Кол-

ледж стал экспериментальной площадкой формирования творческой личности учителя, педагога, методиста. Реализация программы профессионального становления показала, что возможность работать вместе с наставником ускоряет процесс адаптации молодого специалиста, позволяет даже первые уроки проводить с достойным качеством, а поддержка наставника вселяет день ото дня все больше уверенности в собственных силах, помогает пройти путь профессионального становления быстрее и эффективнее.

1. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества / сост. С. Г Бочаров, примеч. С. С. Аверинцев, С. Г. Бочаров. — М. : Искусство, 1979. — 423 с.

2. Занков Л. В. Избранные педагогические труды. — М. : Педагогика, 1990. — 424 с.

Библер В. С. Школа диалога культур. Основы программы / под. общей ред. В. С. Библера. — Кемерово : Алеф, 1992. — 96 с.

Лавлинский С. П. Технология литературного образования. Коммуникативно-деятельностный подход : учебное пособие. — М. : Инфра-М, Прогресс-Традиция, 2003. — 384 с.

НОВАЯ ПЕРСПЕКТИВА ДЛЯ ВЫПУСКНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) ШКОЛ

Н. А. фесикова, методист Государственного учреждения профессионального образования г. Кемерово

Социально-экономические преобразования в обществе в условиях рыночной экономики предполагают существенное изменение содержания и организации учебного процесса в системе профессионального образования с целью повышения качества подготовки рабочих кадров по различным профессиям.

Существующие профили профессионально-трудового обучения в коррекционных школах не ориентированы на рыночную экономику с ее специфическими производственными условиями и отношениями. Поэтому профессиональная подготовка обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) сегодня особенно важна. Только получение востребованной про-

фессии позволит подготовить данную категорию обучающихся к самостоятельной трудовой деятельности, окажет содействие их реабилитации и социальной адаптации.

До настоящего времени проблема профессиональной подготовки выпускников с ограниченными возможностями здоровья остается острой.

Государственное учреждение профессионального образования г. Кемерово (руководитель — Михаил Викторович Боровский) занимается разрешением этой проблемы, предоставляя образовательные услуги по программам профессионального обучения. Главной задачей является создание необходимых условий для удовлетворения потребности в получении профессионального обучения выпускниками специализированных школ (VIII вида), не имеющими среднего общего образования, а также ускоренного приобретения трудовых навыков для выполнения определенной работы или группы работ.

Цель учреждения — подготовка рабочих кадров, востребованных на современном рынке труда, и расширение возможностей в получении профессии для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Наша образовательная организация готовит рабочих по профессиям «столяр строительный», «штукатур», «маляр», «облицовщик-плиточник», «слесарь-сантехник», «швея», «вышивальщица».

В образовательной организации созданы все условия для эффективного обучения и комфортного проживания обучающихся. Имеются мастерские с современным оборудованием, базы для производственной практики, общежитие, столовая, актовый и спортивный залы. Инфраструктура Рудничного района г. Кемерово, где находится учреждение, позволяет обучающимся активно заниматься спортом и вести здоровый образ жизни (сосновый бор, стадион «Шахтер», ДК шахтеров, библиотека).

В ближайшей перспективе — открытие в образовательном учреждении творческих мастерских:

- «Деревянное кружево» (профессия «столяр строительный»),

- «Лоскутное шитье» (профессия «швея»),

- «Волшебная игла» (профессия «вышивальщица).

Педагогический коллектив учреждения квалифицированный (70 % педагогов имеют высшую и первую квалификационную категории), творческий и энергичный. Под руководством педагогов и мастеров производственного обучения обучающиеся ежегодно участвуют в различных областных конкурсах и мероприятиях, становясь призерами и лауреатами. Результатами плодотворной работы коллектива 2013-2014 гг. стали следующие достижения:

- «Молодо-зелено» — Максим Кузнецов, 2-е место (2014 г.);

- Арт-Профи-Форум — братья Александр и Иван Машкеевы, 2-е место (2014 г.);

- Арт-Профи-Форум — Александр Манашов, 3-е место (2013 г.);

- «Молодежный Арбат» — Демид Грищенко, 1-е место; Иван Марков, 3-е место;

- Х городская спартакиада (районный этап) — 1-е место (2014 г.)

- турнир по мини-футболу, посвященный эстафете олимпийского огня, — 1-е место (2013 г.);

- V традиционная городская спартакиада допризывной и призывной молодежи — 2-е место в стрельбе из пневматического оружия (2013 г.);

- спартакиада зимнего лагеря — 3-е место (2013 г.).

Изделия, изготовленные обучающимися, представленные на ярмарках, выставках, пользуются покупательским спросом. На благотворительном рождественском аукционе выставочные экспонаты наших ребят были проданы по цене в три-пять раз выше первоначальной.

Обучающиеся активно участвуют в волонтерском движении, благотворительных акциях, социальных мероприятиях г. Кемерово, за что неоднократно отмечены благодарственными письмами и подарками (Управления образования администрации г. Кемерово, МБУ «Центр социальной адаптации населения г. Кемерово», Территориального управления Рудничного района г. Кемерово, МБУ «КЦСОН Рудничного района г. Кемерово»).

Педагогический коллектив не отстает от своих воспитанников. Спортивная команда учреждения — ежегодный лидер в командном первенстве спартакиады учреждений СПО Кемеровской области. Призер в отдельных видах спорта: дартс, шахматы, стрельба, волейбол.

В 2013 году учреждение получило грант в областном конкурсе «Развитие — XXI век», заняв 3-е место. Призовой фонд потратили на модернизацию столярного цеха по профессии «столяр строительный».

В 2015 году — учреждение вновь участник областного конкурса «Развитие — XXI век» с инновационным проектом «Развитие учебно-материальной базы по профессии «обувщик по ремонту обуви».

Выполняя одну из главных задач модернизации системы профессионального образования — качественная подготовка будущих рабочих, обладающих практическим опытом, знаниями и умениями в применении современных технологий, — в 2015 году учреждение в рамках проекта открывает новую рабочую профессию «обувщик по ремонту обуви». Был разработан организационный план, состоящий из двух этапов: подготовительный и основной. На сегодняшний день подготовительный этап полностью закончен, частично выполнены задачи основного этапа. Проведены мероприятия:

- анализ рынка труда;

- анализ действующих предприятий легкой промышленности, занимающихся пошивом и ремонтом обуви;

- анализ рынка сырья;

- знакомство с образовательными организациями Сибирского федерального округа, реализующими программы профессионального обучения по профессии «обувщик по ремонту обуви»;

- встречи с представителями предприятий по производству и ремонту обуви с целью за-

ключения партнерских соглашений и договоров на производственную практику обучающихся;

- обоснование и согласование контрольных цифр финансирования проекта;

- реконструкция цеха по ремонту обуви;

- рассмотрение кандидатур на вакансии «преподаватель специальных дисциплин» и «мастер производственного обучения по профессии «обувщик по ремонту обуви».

Таким образом, все условия для развития материально-технической базы по открываемой профессии есть.

Проект рассчитан на период с 2014 по 2017 гг.

Цели и задачи данного проекта имеют социально-экономическое значение не только для нашего образовательного учреждения, но в первую очередь для выпускников с ограниченными возможностями здоровья специальных (коррек-ционных) образовательных школ. В результате у лиц с ОВЗ появится возможность:

- получения новой востребованной рабочей профессии «обувщик по ремонту обуви»;

- трудоустройства на предприятиях легкой промышленности города и области;

- быстрой адаптации к условиям современного производства;

- по окончании обучения начать свое дело в малом или среднем бизнесе.

Значение проекта для Кемеровской области:

- ежегодный приток конкурентоспособных рабочих по профессии «обувщик по ремонту обуви»;

- создание центра профессиональной квалификации для предприятий легкой промышленности по ремонту обуви.

Открытие профессии «обувщик по ремонту обуви» является важной частью профессиональной подготовки для выпускников с ограниченными возможностями здоровья коррекционных школ, и именно наше образовательное учреждение сегодня способно создать необходимые условия, обеспечивающие доступность, адаптивность профессионального образования к особенностям таких обучающихся и их успешную социализацию.

К ВОПРОСУ ОБ ИННОВАЦИЯХ В СОВРЕМЕННОМ ХУДОЖЕСТВЕННОМ КОЛЛЕДЖЕ

Е. З. Галаганова, преподаватель ГОУ СПО «Кемеровский областной художественный колледж»

Инновационные процессы в современном образовании предопределены объективным характером взаимодействия его уровней и структур, законов его развития. Если рассматривать образовательный процесс как систему, то очевидны общие для всех систем закономерности. Так, согласно законам термодинамики, рядом с любой стабильной и устойчивой системой всегда рано или поздно появляется еще одна система, не способная развиваться по существующим традиционным законам и схемам, — она не вписывается в существующую парадигму, она ищет новые аргументы в пользу своего существования, накапливает критическую массу. Потребность в инновационной деятельности всегда диалектично дополняла накопленный опыт. Стремление к сохранению ба-

ланса этого соотношения придает обществу, социальной группе, личности необходимый «запас прочности» как условие консолидации на пороге инновационных прорывов. Инноватика в образовании всегда имела неоднозначные комментарии и отложенные на будущее положительные отзывы. Сформулированная Р. Декартом педагогическая идея точной фиксации обучающимся лекции преподавателя с целью адекватного ответа на экзамене сегодня реализуется через репродуктивный метод. Воспроизведение исторического опыта человечества в процессе приобретения учеником/студентом знаний, умений и навыков на протяжении столетий остается ведущим показателем образованности, смыслом учебного процесса. Переход в XXI веке на компетентностную образовательную модель вызывает разные ответные реакции педагогической общественности. Продуктивные методы формирования знаний (сочинительские, креативные) могут сегодня рассматриваться как инновационные и претендовать на иннова-тику с точки зрения процессов глобализации в современном мире, исходя из концепции непрерыв-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.