Научная статья на тему 'Экологическое образование и воспитание студентов педагогического колледжа'

Экологическое образование и воспитание студентов педагогического колледжа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
355
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экологическое образование и воспитание студентов педагогического колледжа»

бусах пригородных маршрутов. Руками детей оборудованы противопожарные места отдыха в Рудничном сосновом бору, на территориях Пригородного и Мазу-ровского лесничеств. Юннатами экологической смены подготовлено выступление агитбригады в лагерях с дневным пребыванием детей при школах Рудничного района г Кемерово. Во время выступлений распространялись противопожарные листовки, отпечатанные на средства, выделенные департаментом лесного комплекса Кемеровской области, и календари, предоставленные Кемеровским лесхозом. За проделанную работу самые активные участники акции были награждены благодарственными письмами департамента лесного комплекса Кемеровской области.

Юннатами смены реализован экологический проект «Изучение влияния рекреационной нагрузки на состояние Рудничного соснового бора города Кемерово», в ходе которого выполнены исследовательские работы по темам: «Изучение влияния рекреационной нагрузки на санитарное состояние сосняков Рудничного соснового бора», «Влияние кострищ на растительные сообщества» и др. Участниками смены был определён видовой состав травянистых растений бора, нуждающихся в охране. Ребята разработали план природоохранных мероприятий по уменьшению вреда на природу бора. Юннатами пропагандировалось экологически целесообразное поведение на природе среди отдыхающих бора. Были выявлены и очищены замусоренные отдыхающими места.

Проект «Сделаем город чистым» призван изменить отношение горожан к проблеме загрязнения города твердыми бытовыми отходами. При разработке проекта ребята определили наиболее актуальные задачи для решения данной проблемы. Одна из задач этого проекта - устранение несанкционированных свалок, которых достаточно много в частном секторе нашего города. С помощью жителей и сотрудников территориального управления Рудничного района удалось устранить одну из крупных свалок, которая разрасталась в течение многих лет. По предложению

юннатов, с целью предотвращения повторного замусоривания территории, на месте свалки было решено разбить цветник. В рамках данного проекта участники смены решали другую острую проблему нашего города - возгорание мусора. Идея юннатов нашла отклик у местных жителей. Для формирования экологической грамотности у школьников города ребята из летней экологической смены подготовили и показали экологическое выступление для ребят, отдыхающих в пришкольных лагерях.

Только конкретные дела по улучшению экологической обстановки в том месте, где ты живёшь, дают возможность почувствовать себя хозяином, способствуют формированию ответственности за сохранение природы родного края.

Практические природоохранные проекты юннаты представляют на экологических конкурсах. Ежегодно работы ребят становятся победителями городского экологического конкурса «Летопись добрых дел по сохранению природы». Проект «Сбережем леса от пожара» стал победителем Всероссийской акции «Летопись добрых дел по сохранению природы». Проект «Изучение влияния рекреационной нагрузки на состояние Рудничного соснового бора города Кемерово» в 2009 году - победитель Всероссийского конкурса детских экологических проектов «Человек на Земле». Авторы проекта были награждены дипломом Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова за актуальность выбранной темы и высокий уровень исследования в области природопользования и устойчивого развития.

В результате проводимых мероприятий у обучающихся формируются: общественно значимые мотивы охраны природы и культура природопользования, навыки исследовательской и природоохранной работы, экологическое мышление, что способствует становлению экологической культуры у молодого поколения, является предпосылкой творческого импульса, направленного на более полное освоение действительности, осознание непреходящей ценности природы.

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА

Н. В. Гатих, преподаватель естественных наук ГОУ СПО «Киселевский педагогический колледж»

Возрастающий уровень внимания к экологическому образованию и воспитанию объясняется необходимостью сформировать у подрастающего поколения достаточный уровень экологической культуры и этики

природопользования, который позволит обеспечить устойчивое развитие страны, понимание опасности возникших экологических проблем различного уровня, ускорит их решение, создаст условия экологической

безопасности в любом регионе планеты, будет способствовать сохранению богатства и разнообразия природы, развитию гармоничных отношений с ней.

В системе экологического образования студентов Киселевского педагогического колледжа особое место занимают дисциплины «Экологические основы природопользования» и «Краеведение и экология родного края». Цель первой из названных дисциплин - повышать экологическую грамотность, развивать экологическое мышление и сознание. Вторая позволяет, знакомя с богатством и многообразием природы родного края, комплексом экологических проблем, возникших на его территории в результате природопользования, развивать чувство ответственности и бережного отношения к природе, тем самым способствуя повышению уровня индивидуальной экологической культуры будущего педагога.

Однако в ходе осуществления воспитательно-образовательного процесса обозначился ряд педагогических проблем:

• недостаточный уровень эколого-природоохран-ной подготовки у поступивших в колледж студентов;

• невысокий уровень у них познавательных интересов, мотивации к учебной деятельности, сформиро-ванности умений и навыков самостоятельной работы;

• небольшое количество учебного времени, отведенное на изучение экологических дисциплин,

• негативное влияние возрастающих учебных нагрузок на состояние здоровья молодых людей.

В сложившейся ситуации нами определены три основных направления деятельности по разрешению вышеуказанных проблем:

1. Реализация межпредметных связей с дисциплинами естественнонаучного и медико-биологического цикла.

2. Тщательный выбор содержания, форм, методов и средств обучения.

3. Создание методического сервиса для студентов.

Остановимся на последнем направлении. Основой методического сервиса является учебно-методический комплекс. Обобщая опыт преподавателей, методический совет нашего колледжа определил следующую структуру УМК дисциплины:

- выписка из государственного образовательного стандарта СПО и учебного плана по дисциплине,

- рабочая программа дисциплины,

- план выполнения самостоятельной работы,

- методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов,

- методические указания для студентов по выполнению практических работ,

- программа промежуточной аттестации по дисциплине,

- перечень средств обучения.

Цель УМК дисциплины «Экологические основы природопользования»: совершенствование воспитательно-образовательного процесса, направленного на развитие экологической культуры будущего педагога. Он предназначен для студентов педагогического колледжа очной, заочной, экстернатной форм обучения.

Его задачи:

- способствовать реализации программных образовательно формирующих задач по дисциплине;

- повысить уровень познавательной активности, умений и навыков самостоятельной работы;

- активизировать процесс формирования у студентов нового набора общих компетенций, являющихся базовыми для становления профессиональных компетенций, по которым судят о качестве выпускника;

- способствовать раскрытию личностного потенциала студентов, развитию их личностных и профессиональных качеств;

- организовать своевременный мониторинг экологических знаний и умений у студента с последующей корректировкой.

С целью повышения экологических знаний, их профессиональной значимости для будущей педагогической деятельности в содержание рабочей программы введен раздел «Основы экологии». Только после его изучения студенты приступают к изучению раздела «Взаимодействие общества и природы», а затем знакомятся с вызывающими большой интерес материалами раздела «Экологическое состояние России».

Особая роль в УМК отводится организации самостоятельной работы студентов. Предлагаемый студентам план выполнения самостоятельной работы составлен в соответствии с рабочей программой по дисциплине. Знакомство с различными видами заданий, сроком их выполнения и временными затратами, формой отчета помогает студенту спланировать свою работу. Объем самостоятельной работы не превышает 30 % от программного содержания и учебного времени, что позволяет избегать перегрузок. Все задания делятся на обязательные и задания по выбору. Это позволяет студенту, определяя для себя степень их трудности, раскрыть свои потенциальные возможности, активизировать деятельность как участника воспитательно-образовательного процесса и достичь ситуации успеха.

К таким видам самостоятельной работы по выбору относится:

• составление экологических памяток, регламентирующих поведение человека на природе и в городе. Например, создание памяток горожанина «Сделаем наш город чистым и уютным», «Как сберечь воду и уменьшить её загрязнение» и т. д.;

• составление экопаспортов на охраняемые растения и животных;

• проведение мини-исследований (учебно-исследовательских проектов) на тему «Состояние городской среды и ее влияние на организмы».

Выполняя обязательные задания, студенты в процессе подготовки к семинару на тему «Основы природопользования и охраны природы» и конференции «Антропогенные воздействия на компоненты биосферы» вовлекаются в активную частично-поисковую деятельность, работают с различными информационными источниками, в том числе рекомендованными интернет-сайтами по экологической тематике. На этих занятиях в процессе педагогического общения у студентов развиваются рефлексивные и коммуникативные качества: студенты учатся выступать, решать проблемные ситуации, рецензировать ответы друг друга, отстаивать свою позицию в дискуссиях.

• Проводят наблюдения по теме «Природные сообщества. Экосистемы»;

• готовят доклады и сообщения, экологические пятиминутки новостей на темы раздела «Экологическое состояние территории России»;

• выполняют различные виды творческой работы по теме «Экологическое образование и воспитание». Например, осуществляют подборку материалов для детей по теме «Это интересно...», сочиняют сказку или рассказ по экологической тематике, оформляют плакат (рисунок) в защиту природы либо серию фотографий, загадок о представителях живой природы родного края, составляют тематическую презентацию.

Формы выполнения заданий как индивидуальные, так и групповые.

Все методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов содержат название тем, план (алгоритм) выполнения работы, вопросы и задания, список источников информации.

Методические указания к практическим работам по темам: «Составление экологической характеристики микрорайона города» и «Общая экологическая оценка территории Кузбасса и его экологических проблем» - стимулируют познавательную активность студентов, способствуют углублению экологических знаний, формируют у них учебно-исследовательские умения, развивают информационную культуру.

Таким образом, в системе подготовки компетентного педагога самостоятельная работа, выполненная

студентом по материалам рассматриваемого УМК, осуществляет ряд важнейших функций: мотивацион-ную, коммуникативную, операционно-практическую, информационно-накопительную, регулятивную, интеллектуальную.

С целью обеспечения оперативного управления учебной деятельностью студентов в УМК включен комплекс контрольно-измерительных материалов.

Предлагаемые задания - тесты - используются как для текущей проверки знаний отдельных тем, так и для организации и проведения дифференцированного зачёта по основным разделам учебной программы, а также итогового тестирования по всему изученному материалу.

Особую роль выполняют задания для самоконтроля, предусматривающие обратную связь и позволяющие проанализировать самому студенту полученные знания, степень своей подготовленности к выполнению контрольно-зачётных тестов.

В перечень средств обучения помимо списков основной и дополнительной литературы включены географические карты, настенные таблицы, гербарии, коллекции, видео- и DVD фильмы, творческие работы студентов, в том числе их электронные издания, созданные в программе Power Point, учебное пособие в 2 частях «Экологические основы природопользования: задания и упражнения для самостоятельной работы студентов» (сост. Гатих Н. В.). Цель средств обучения не только помочь студентам развивать разнообразные умения и навыки самостоятельной работы, но и более эффективно повторить учебный материал, интенсифицировать процесс его усвоения, пополнить уровень знаний и закрепить изученное.

Таким образом, использование УМК позволяет оптимизировать процесс экологического образования и воспитания студентов, способствует их профессиональному становлению. Созданное методическое сопровождение дисциплины «Экологические основы природопользования» помогает:

- студенту организовать свою учебную деятельность рационально, реализуя свои потенциальные возможности, достигая положительных результатов без ущерба для состояния здоровья;

- преподавателю обеспечить реализацию задач курса, развивать экологическую культуру будущего педагога, способствовать формированию у него профессиональных компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.