Научная статья на тему 'Реализация экологического образования в Забайкальском крае как фактор эффективной экологической политики'

Реализация экологического образования в Забайкальском крае как фактор эффективной экологической политики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
467
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЬЕКТ РФ / ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / SUBJECT OF THE RUSSIAN FEDERATION / ENVIRONMENTAL POLICY / EDUCATION / BODIES OF STATE POWER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чимитдоржин Владимир Борисович

Раскрываются особенности государственного регулирования экополитическими процессами через эффективное экологическое образование в Забайкальском крае, которые наглядно отражают, что формирование ответственного отношения граждан к окружающей среде связано с ломкой потребительского стереотипа поведения, продолжительно по времени. Отмечено, что ответственное отношение к окружающей среде должно быть системным и может быть обеспечено по мере повышения экологической культуры людей всех возрастов, социальных слоев и профессиональных групп российского общества средствами непрерывного экологического образования и просвещения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чимитдоржин Владимир Борисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Implementation of Environmental Education in Transbaikal Region as a Factor of Effective Environmental Policies

The peculiarities of state regulation of eco political processes through effective environmental education in the Transbaikal region are described in the article. They clearly reflect the formation of a responsible citizens relation to the environment through breaking the stereotype of consumer behaviour which is longcontinued. The responsible attitude to the environment should be systemic and can be secured with the increase of people of all ages, social classes and professional groups in Russian society by means of not continuous environmental education and awareness

Текст научной работы на тему «Реализация экологического образования в Забайкальском крае как фактор эффективной экологической политики»

УДК 502.4

Чимитдоржин Владимир Борисович Vladimir Chimitdorzhin

РЕАЛИЗАЦИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЗАБАЙКАЛЬСКОМ КРАЕ КАК ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ

IMPLEMENTATION OF ENVIRONMENTAL EDUCATION IN TRANSBAIKAL REGION AS A FACTOR OF EFFECTIVE ENVIRONMENTAL POLICIES

Раскрываются особенности государственного регулирования экополитическими процессами через эффективное экологическое образование в Забайкальском крае, которые наглядно отражают, что формирование ответственного отношения граждан к окружающей среде связано с ломкой потребительского стереотипа поведения, продолжительно по времени. Отмечено, что ответственное отношение к окружающей среде должно быть системным и может быть обеспечено по мере повышения экологической культуры людей всех возрастов, социальных слоев и профессиональных групп российского общества средствами непрерывного экологического образования и просвещения

Ключевые слова: субъект РФ, органы государственной власти, экологическая политика, экологическое образование

The peculiarities of state regulation of eco political processes through effective environmental education in the Transbaikal region are described in the article. They clearly reflect the formation of a responsible citizen's relation to the environment through breaking the stereotype of consumer behaviour which is long-continued. The responsible attitude to the environment should be systemic and can be secured with the increase of people of all ages, social classes and professional groups in Russian society by means of not continuous environmental education and awareness

Key words: subject of the Russian Federation, bodies of state power, environmental policy, education

Формирование эффективной экологической политики предполагает учет экономических, социальных, исторических, политических, образовательных факторов. Образовательный фактор связан с организационной активностью государства по вопросам охраны окружающей среды. Государственная стратегия охраны окружающей природной среды напрямую зависит от экологической образовательной деятельности.

Как известно, официальное государственное регулирование природоохранных

задач в стране началось только с 1988 г., когда были созданы Государственный комитет охраны природы СССР и соответствующие региональные структуры на местах. До этого времени, как правило, контрольные и хозяйственные функции по использованию тех или иных природных ресурсов были совмещены в отраслевых ведомствах. Поэтому неслучайно в основных принципах лесного и водного законодательства заложено разделение этих функций. Законом в 1991 г. Госкомприроды был преобразован в Министерство экологии и природных ресурсов,

в составе которого объединены практически все контролирующие природоохранные структуры. С этого времени продолжается реорганизация этого ведомства [3].

Экологическое образование населения, в особенности молодого поколения страны, призвано сформировать новую экологическую этику общества в целом, в том числе экологически грамотный стереотип поведения, новое общественное сознание [1].

Политика реализации экологического образования в Забайкальском крае является одним из основных направлений государственной политики в обеспечении экологической безопасности региона на современном этапе.

Началом формирования системы современного экологического образования Забайкальского края можно считать школьные лесничества, которые объединяли учащихся с целью экологического образования, трудового воспитания, профессиональной ориентации лесохозяйственного профиля и охраны природы. Школьные лесничества создавались на базе общеобразовательных школ, лесохозяйственных предприятий, комитетов по охране природы, станции юннатов. Они в полной мере выполняли и продолжают выполнять поставленные перед ними задачи:

— оказание посильной помощи в улучшении ведения лесного хозяйства;

— пропаганда идей охраны природы среди школьников и взрослого населения;

— реализация природоохранных программ.

В настоящее время в школах края работает более 40 школьных лесничеств.

В 1994 г. в Читинской области создана «Комплексная программа непрерывного экологического воспитания и просвещения населения Читинской области»; с 1993/94 учебного года в учебный план школ области введен предмет «Экология» за счет часов регионального или школьного компонентов; в 1996 — 2006 гг. проведены семинары, научно-практические конференции, симпозиумы для учителей.

В 1997 г. выпущено пособие для учителей Читинской области «Экология» (под

ред. В.П. Горлачева), в 2000 г. принята Программа создания системы непрерывного экологического образования (СНЭО) в Читинской области на 2000-2005 гг. В 2004 г. предмет «Экология» исключен из федерального базисного учебного плана, и работа продолжилась за счет ведения элективных и факультативных курсов.

В настоящее время реализуются сетевые проекты по апробации и введению экологизированного регионального учебно-методического комплекса нового поколения в общеобразовательных школах края.

В Забайкальском крае важную социальную роль в активизации процесса организации экологического образования сыграла сетевая опытно-экспериментальная работа по апробации учебника «Региональная экология» (авторы В.П. Горла-чев, О.В. Корсун, Е.А. Игумнова, Л.Н. Золотарева). Данная работа в течение двух учебных лет (2007-2009) проводилась в 42 школах Забайкальского края под руководством авторов учебника в сотрудничестве с Министерством образования, науки и молодежной политики Забайкальского края и Забайкальским краевым институтом повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (ЗабКИПКРО). Для нашего края это первый учебник для школы, который рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации в качестве регионального учебника. В центре изучения курса — экологические проблемы региона, причины их возникновения и оценка последствий их влияния на природу и человека, поиск путей и механизмов их решения, помощь учащимся в осознании региональных проблем как личностно значимых.

Введение данного предмета в школах Забайкальского края призвано содействовать решению ряда важнейших задач, стоящих перед современной школой, в том числе воспитанию экологической культуры учащихся, любви к природе и умения ценить ее красоту; повышению качества знаний по экологии; патриотическому воспитанию школьников и формированию у них навыков ведения здорового образа

жизни и в целом экологической компетентности.

Анализ взаимодействия с учителями показал, что при организации сетевой инновационной деятельности есть возможность активно обмениваться идеями и опытом в рамках одного смыслового поля, развивать профессиональную мобильность педагогов, мотивировать их к участию в социально значимых экологических проектах. Проведение целенаправленного повышения квалификации учителей в процессе их участия в педагогическом эксперименте, которое проходило в очно-заочной форме в течение двух лет в группе учителей-исследователей позитивно сказалось не только на их уровне квалификации, социальной активности, качестве экологического образования учащихся, но стимулировало развитие региональной образовательной среды.

В феврале 2009 г. Министерством образования, науки и молодежной политики Забайкальского края, ЗабКИПКРО и ЗабГГПУ была проведена краевая научно-практическая конференция «Экологическое образование в регионе: опыт, проблемы и перспективы». Цель конференции — подведение итогов сетевой ОЭР по апробации учебника «Региональная экология», обобщение и трансляция инновационного опыта образовательных учреждений, содействие консолидации усилий педагогов, специалистов-экологов и ученых в организации экологического образования. По результатам конференции опубликован сборник материалов.

Позитивный резонанс сетевой ОЭР следующим образом сказался на развитии региональной образовательной среды в экологическом образовании:

1) в 2007 г. открыт раздел по экологическому образованию на инновационном образовательном ресурсе — сайте «Природа Забайкалья» («Забайкалье великолепно» (2002-2010 гг.);

2) по результатам эксперимента внесено предложение Министерству образования, науки и молодежной политики Забайкальского края о рекомендации курса «Региональная экология» для 8 классов об-

щеобразовательных школ Забайкальского края;

3) при разработке концептуальных основ и плана реализации «Стратегии организации и развития системы экологического образования и формирования экологической культуры на территории Забайкальского края на период до 2020 года» учтена необходимость развития сетевого взаимодействия учителей как эффективного механизма развития экологического образования;

4) опыт сетевого взаимодействия по апробации «Региональной экологии» был учтен при организации краевой экспериментальной педагогической площадки для реализации сетевого проекта «Апробация и введение регионального учебно-методического комплекса образовательной программы интегрированного курса «За-байкаловедение» в начальных классах общеобразовательных школ Забайкальского края» (2009-2012 г.). В этом проекте участвовало 25 учителей начальных классов общеобразовательных школ г. Чита и Забайкальского края. Целью сетевого проекта являлось проектирование научно-методического обеспечения интегрированного курса «Забайкаловедение» на идеологии Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения для общеобразовательных школ, его апробация в начальных классах и трансляция передового педагогического опыта.

Задачи сетевого проекта:

— обновить содержание начального общего образования в вариативной части на основе системно-деятельностного подхода к образованию;

— разработать научно-методическое обеспечение к интегрированному курсу «Забайкаловедение» и апробировать его в начальных классах;

— апробировать книгу для чтения «Родное Забайкалье» (авторы О.В. Корсун, Е.А. Игумнова) и рабочую тетрадь к ней в трех классах Забайкальского края (авторы Е.А. Игумнова, И.Б. Барахоева), рабочую тетрадь «Забайкаловедение» (составите -

ли Е.В. Добрынина, О.И. Казанова, Н.В. Храмцова);

— разработать методические рекомендации по реализации УМК к интегрированному курсу «Забайкаловедение».

Для организации и наибольшей эффективности эксперимента в 2009 г. подготовлены методические рекомендации по введению в вариативную часть образовательной программы школы интегрированного курса «Забайкаловедение» для начальных классов общеобразовательных школ Забайкальского края; организовано повышение квалификации педагогических кадров, участвующих в сетевом проекте с использованием интерактивных форм обучения на курсах и семинарах (посещение открытых уроков, проведение мастер-классов, экскурсий и др.) ; осуществлена информационная поддержка сетевого взаимодействия через Интернет.

Наряду с международными, федеральными, региональными и районными мероприятиями по экологическому воспитанию детей и молодежи особое место занимает повышение квалификации педагогических кадров. В 2008-2009 гг. лабораторией экологического образования ЗабГГПУ проводились обучающие семинары для учителей общеобразовательных школ Забайкальского края по проблемам сохранения биологического и ландшафтного разнообразия региона: в 2008 г. — для учителей биологии и экологии, которые преподают курс «Региональная экология», в 2009 г. — для учителей начальных классов, ведущих экологизированный курс «Забайкаловедение» в 3-4 классах. Принимая участие в этих семинарах, учителя получили новую, социально значимую информацию, направленную на активизацию работы школ по сохранению биологического разнообразия региона; познакомились с новыми информационно-методическими материалами по проблемам сохранения биологического и ландшафтного разнообразия: «Путеводитель по особо охраняемым природным территориям Верхнеамурского бассейна» ( учебное пособие); информационно-образовательный Интернет-ресурс — веб-сайт «Биологичес-

кое разнообразие Забайкалья»; участники семинара освоили полевые методики по изучению биологического разнообразия; обменялись опытом по организации исследовательской деятельности школьников и проведению природоохранных акций.

Учитывая значимость распространения среди населения социально-значимой информации об экологических проблемах и биологическом разнообразии с использованием информационных технологий, в 2008 — 2009 гг. продолжилась работа по развитию информационно-образовательного Интернет-ресурса — веб-сайта «Биологическое разнообразие Забайкалья».

Данный сайт содержит иллюстративный и текстовой материал по 1000 видам растений и животных (около 1500 фотографий) и 15 особо охраняемым природным территориям. Активно идет дальнейшее развитие проекта, переход на новый информационный уровень: подготовка текстового сопровождения, перевод его на английский язык, анонсирование ключевых документов и библиографии, посвященной биологическому разнообразию Забайкалья, создание интерактивной части проекта.

Образовательный сайт используется образовательными учреждениями и различными организациями Забайкальского края, регионов России и стран мира. Данный сайт способен выполнять функции путеводителя, знакомящего с богатством флоры и фауны региона, его особо охраняемыми природными территориями. Информация сайта востребована учеными, сотрудниками особо охраняемых природных территорий, туристическими операторами, служит важным ресурсом для информирования населения, организации научных и образовательных обменов, развития экологического туризма. В 2009 г. на сайте открыт раздел «Экологическое образование в регионе», направленный на трансляцию опыта образовательных учреждений — лидеров экологического образования в регионе.

В информировании населения обо всех аспектах рационального природопользования и охраны окружающей среды, воспитании экологической культуры вносят вклад

средства массовой информации Забайкальского края. Большое внимание уделяется взаимодействию со СМИ, учительским корпусом, религиозными организациями, органами местного самоуправления и исполнительной власти.

В настоящее время значительное внимание уделяется вопросам нормативно-правового и методического обеспечения экологии образования.

В Забайкальском крае целенаправленно проводится работа по созданию региональной нормативно-правовой базы как инструмента формирования региональной политики в сфере экологического образования и воспитания.

В середине 90-х гг. ХХ вв. с введением федерального, регионального компонентов и компонента образовательного учреждения ГОСа в Читинской области активизировалась работа по их содержательному наполнению — разработаны, утверждены, изданы и введены в практику общеобразовательных школ:

— региональные базисные учебные планы (1994, 1998, 2004 гг.);

— Концепция регионального компонента образования Регионального ( национально-регионального) компонента ГОСа общего образования для общеобразовательных учреждений Читинской области — в которой среди принципов формирования содержания регионального компонента заявлена экологизация ( Концепция принята в 2006 г.);

— региональные нормативные документы, принятые приказом Комитета образования: «Региональный образовательный стандарт по экологии для общеобразовательных школ Читинской области» (2000), «Региональный (национально-региональный) компонент по биологии с основами экологии для общеобразовательных школ Читинской области» (2004).

Разработана Стратегия организации и развития системы экологического образования и формирования экологической культуры на территории Забайкальского края на период до 2020 г., принятая распоряжением Правительства Забайкальского

края № 673-р от 20 октября 2009 г. Реализация данной стратегии будет способствовать активизации работы по воспитанию экологической культуры забайкальцев, сохранению уникальной природы и культуры Забайкалья, обеспечению экологической безопасности личности и трансграничного региона, устойчивому развитию края [4].

В современном цивилизованном мире накоплен 100-летний опыт эффективного государственного управления общенациональными системами природных резерватов. Необходимо признать, что этот наглядный и доступный мировой опыт в России игнорируется на протяжении многих лет [10].

В настоящее время геополитическое положение региона диктует необходимость развития международного сотрудничества в вопросах экологического образования и природоохранной деятельности с Китайской Народной Республикой и Монголией. В октябре 2009 г. проводилась II международная конференция «Природоохранное сотрудничество Забайкальского края (Россия ), автономного района Внутренняя Монголия (КНР) и Восточного Аймака ( Монголия) в трансграничных экологических регионах». Данное мероприятие организовывалось по инициативе Министерства природных ресурсов и экологии Забайкальского края в сотрудничестве с Забайкальским государственным гуманитарно-педагогическим университетом им. Н.Г. Чернышевского (ЗабГГПУ), Международным заповедником «Даурия» (в лице Государственного природного биосферного заповедника «Даурский») и Амурским филиалом WWF России. Поддержку конференции оказали Забайкальский краевой краеведческий музей им. А. К. Кузнецова,

О О f' 1 О

Государственный природный биосферный заповедник «Сохондинский», Институт природных ресурсов, экологии и криологии СО РАН и другие организации.

В образовательном процессе школ и вузов успешно используется тематический том энциклопедий проекта «Малая энциклопедия Забайкалья». «Природное наследие». Вып. 2008 г. (Ответственные редак-

торы М.В. Константинов, О.В. Корсун). Издание включает информацию обо всех ценных, уникальных и хозяйственно важных объектах природного наследия региона.

В 2008 г. вышла монография «Соци-оприродное окружение образовательного учреждения как фактор воспитания экологической культуры» (Е.А. Игумнова, В.П. Горлачев, О.В. Корсун, А.В. Филинов, Д.Ц. Анудариева, Л.Г. Матвеева, В.Г. Филиппов, Л.Н. Золотарева, О.А. Попова, Н.В. Уманская, Е.П. Якимова, О.А. Сычева, И.Ф. Кривенкова), в которой рассматриваются концептуально-теоретические основы формирования содержания, организации и методов экологического образования с учетом социоприродного окружения образовательного учреждения и данные по их апробации в школах Забайкальского края.

Рациональное природопользование подразумевает формирование у людей экологического сознания — системы отношения человека к его связям с внешним миром, к возможностям и последствиям изменения этих связей в интересах человека или человечества [2].

Формирование ответственного отношения граждан к окружающей среде связано с ломкой потребительского стереотипа поведения, продолжительно по времени, должно быть системным и может быть обеспечено по мере повышения экологической культуры людей всех возрастов, социальных слоев и профессиональных групп российского общества средствами непрерывного экологического образования и просвещения. Это позволит на любом уровне принимать и осуществлять экологически грамотные управленческие решения, основанные на достаточной осведомленности об экологических последствиях хозяйственной деятельности [1].

Подводя итог сказанному, можно утверждать, что экологическое образование шире природоохранного и должно включать в себя изучение в школе не только проблем отрицательного воздействия человека на природу и меры по их преодолению, но и вопросы взаимоотношения людей в обществе, формирование чувства гражданской ответственности, воспитания любви к Отечеству.

Фактор эффективности экологической политики предполагает:

1) комплексный подход к изучению проблем взаимодействия общества и окружающей среды позволяет считать ее лидирующей дисциплиной в школьном экологическом образовании;

2) системный, всеохватывающий характер экологического образования предусматривает воспитание, просвещение и обучение всех возрастных и социальных слоев населения и каждой личности;

3) учет возрастных особенностей при подаче экологической информации. Соблюдение разумного баланса в изучение позитивных и негативных последствий человеческого воздействия на природу;

4) воспитание общей культуры сознания и поведения. Понимание глобальности, комплексности, междисциплинарности проблем окружающей среды следует сочетать с постановкой конкретных природоохранных задач на уровне края, населенного пункта, района, предприятия, организации;

5) краеведческий принцип, положенный в основу школьного экологического образования, позволяет осуществлять комплексное развивающее обучение школьников, способствует воспитанию у них любви к Отечеству, что в итоге определяет мировоззрение потенциальных природопользователей.

Реализация поставленных положений позволяет повысить эффективность осуществления государственной экологической политики Забайкальского края.

Литература_

1. Грачев В. А. Законодательное обеспечение охраны окружающей среды и экологической безопасности. М.: Издание Государственной Думы, 2003.

2. Хандогина Е.К. Экологические основы природопользования М.: Форум 2013.

3. Тулоханов А.К. Экологические коллизии: социально-правовой аспект. Новосибирск: НИЦ ОИГГМ, изд-во СО РАН. 1999. 159 с.

4. Государственный доклад о состоянии и охране окружающей среды в Забайкальском крае за 2008-2009 годы / Министерство природных ресурсов и экологии Забайкальского края / Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им. Н.Г. Чернышевского. Ч. 5-4.

5. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций; пер. с англ. М.: АСТ, 2005. 603 с.

6. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Просвещение, 1991. 582 с.

7. Философский словарь; под ред. И.Т. Фролова. М.: Политиздат. 1986. 590 с.

8. Рождественский Ю.В. Словарь терминов (общеобразовательный тезаурус): Общество. Семиотика. Экономика. Культура. Образование. М.: Флинта, Наука, 2003. 87 с.

9. Рыбалкин Н.Н. Природа безопасности: автореферат дис. ... д-ра филос. наук. М.: Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. 2003. 44 с.

10. Кочуров Б.И. Общественно-научный журнал «Проблемы региональной экологии». М.: Мад-жента , 2004. 102 с.

_References

1. Grachev V.A. Zakonodatelnoe obespechenie ohrany okruzhayushhey sredy i ekologicheskoy bezo-pasnosti [Legislative support for environmental protection and ecological safety]. Moscow: edition of the State Duma, 2003.

2. Handogina E.K. Ekologicheskie osnovy prirodopolzovaniya [Ecological bases of wildlife] Moscow: Forum 2013.

3. Tulohanov A.K. Ekologicheskie kollizii: sotsialno-pravovoH aspekt [Ecological collisions: social and legal aspects]. Novosibirsk: NIC OIGGM, izd-vo SO RAN. 1999. 159 p.

4. Gosudarstvenny doklad o sostoyanii i ohrane okruzhayushhey sredy v Zabaykalskom krae za 20082009 gody (State report on the status and protection of the environment in the Transbaikal region in 20082009) Zabaikalsky State Humanitarian Pedagogical University named after N.G. Chernyshevsky. Part 5-4.

5. Hantington S. Stolknovenie tsivilizatsiy [The clash of civilizations]. Moscow: AST in 2005. 603 p.

6. Ozhegov S.I. Slovar russkogo yazyka [Dictionary of Russian language]. Moscow: Education, 1991.582 p.

7. Filosovskiy slovar [Philosophy dictionary], ed. I.T. Frolov. Moscow: Politizdat. 1986. 590 p.

8. Rozhdestvensky Yu.V. Slovar terminov (ob-schheobrazovatelny tezaurus): Obshhestvo. Semio-tika. Ekonomika. Kultura. Obrazovanie [Glossary of terms (general education thesaurus): Society. Semiotics. Economy. Culture. Education]. Moscow: Flint, Science, 2003. 87 p.

9. Rybalkin N.N. The nature of security [Priroda bezopasnosti]: abstract dis. ... doctor of philosophical sciences . Moscow: Mosc. State . Univ . named after M.V. Lomonosov. 2003. 44 p.

10. Kochurov B.I. Obshhestvenno-nauchny zhurnal «Problemy regionalnoy ekologii» [Social-scientific journal «Problems of regional ecology»]. Moscow: Magenta, 2004. 102 p.

Коротко об авторе _

Чимитдоржин В.Б., депутат Агинской Бурятской окружной Думы третьего созыва, преподаватель, Читинский техникум железнодорожного транспорта, г. Чита, Россия Тел.: +7924-275-18-99

Научные интересы: экологическая политика

_ Briefly about the author

V. Chimitdorzhin, deputy, Aginsky Buryat district Duma of the third convocation, teacher, Chita Railway College, Chita, Russia

Scientific interests: environmental policy

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.