http://www.uchzap.com ISSN 2542-0089 ISSN 2542-0070 (Online)
УДК 371.3
DOI: 10.21209/2542-0089-2017-12-5-97-106
Екатерина Александровна Игумнова1,
доктор педагогических наук, доцент, Забайкальский государственный университет Россия, г. Чита, ул. Александро-Заводская, 30), e-mail: [email protected]
Валерий Павлович Горлачёв2,
доктор педагогических наук, профессор, Забайкальский государственный университет Россия, г. Чита, ул. Александро-Заводская, 30), e-mail: [email protected]
Олег Валерьевич Корсун3,
кандидат биологических наук, доцент, Забайкальский государственный университет Россия, г. Чита, ул. Александро-Заводская, 30), e-mail: [email protected]
(672039,
(672039,
(672039,
Опыт организации регионального эколого-патриотического проекта «Охранять природу - значит любить Родину!»
В статье анализируются многолетний (в течение десяти лет) опыт успешной реализации и социальные эффекты регионального эколого-патриотического проекта «Охранять природу - значит любить Родину!» на примере Забайкальского края. Проект содействует воспитанию экологической культуры и патриотических чувств у населения, привлечению детей и молодёжи к решению экологических проблем. В качестве методологической основы исследования обоснован социокультурный подход на основе ноогуманистических ценностей. Организационно-педагогическими условиями успешности реализации регионального эко-лого-педагогического проекта являются: создание нормативно-правового обеспечения приоритетности, всеобщности и обязательности экологического образования на уровне региона; разработка научного и научно-методического сопровождения проекта под руководством учёных в сотрудничестве с методистами, педагогами и специалистами в природоохранной сфере; применение технологии социального взаимодействия; координация деятельности в рамках сетевого взаимодействия осуществляется оргкомитетом, организованным при краевых органах исполнительной власти; широкое развитие конкурсного движения эколо-го-патриотического содержания в регионе посредством организации разнообразных конкурсов, включая губернаторский, поощрение активных участников проекта и победителей конкурсов; информационное сопровождение мероприятий и конкурсов в социальной рекламе, СМИ и на сайтах организаторов, региональных образовательных интернет-ресурсах; трансляция опыта организаторов и лидеров эколого-патриотического воспитания детей и молодёжи на всех уровнях образовательного пространства (региональном, российском и мировом); сотрудничество в области экологического образования с регионами Российской Федерации и другими странами.
Ключевые слова: эколого-патриотический проект, устойчивое развитие, ноогумани-стические ценности, экологическая культура, социокультурный подход
1 Е. А. Игумнова является координатором исследования, определяет концепцию, разрабатывает содержание эколого-патриотического проекта, формулирует выводы коллективного исследования, оформляет текст статьи.
2 В. П. Горлачёв - организатор исследования, определяет логику его проведения и анализа.
3 О. В. Корсун - организатор исследования, осуществляет разработку содержания эколого-патриотического проекта и его апробацию на практике.
© Игумнова Е. А., Горлачёв В. П., Корсун О. В., 2017 97
Введение. Глобальные экологические проблемы являются одним из современных вызовов человечеству. Решение этих судьбоносных для человечества проблем базируется на идеях устойчивого развития общества, формирования ноогу-манистических ценностей и экологической культуры, как каждого гражданина, так и общества в целом. Данные идеи можно рассматривать как часть эколого-патрио-тического воспитания, отражение которых закреплено в нормативно-правовых документах, определяющих государственную образовательную политику:
- в ФГОС общего образования на всех ступенях обучения в качестве личностных образовательных результатов выделено воспитание экологической культуры1;
- в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России определены базовые национальные ценности, среди которых природа и патриотизм как любовь к России, к своему народу, своей малой родине2;
- в Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» одной из ключевых задач является воспитание гражданина, любящего свою Родину и семью, имеющего активную жизненную позицию, способного обеспечивать устойчивое развитие Российской Федерации3;
- в Основных направлениях государственной политики в области экологического развития России до 2030 года разработаны механизмы, содействующие решению задач формирования экологической культуры, развития экологического образования и воспитания посредством включения этих вопросов в государственные, федеральные и региональные программы4.
1 Государственные образовательные стандарты общего образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.edu.ru/db/portal/obschee (дата обращения: 12.07.2017).
2 Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М.: Просвещение, 2009. - 24 с.
3 Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 20162020 годы». - Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. № 1493.
4 Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации
на период до 2030 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kremlin.ru/events/president/ news/ 15177 (дата обращения: 12.07.2017).
Для достижения заданного уровня государственных требований в региональном образовательном пространстве в целом необходим поиск эффективных организационных и педагогических условий, содействующих эколого-патриотическому воспитанию в системе общего, дополнительного образования и неформального образования.
Решаемая проблема. Начиная с середины 90-х годов XX века, в Забайкальском крае проводилась целенаправленная работа по созданию системы экологического образования и его нормативно-правового обеспечения. В 2008 году разработчиками Стратегии организации и развития системы экологического образования и формирования экологической культуры на территории Забайкальского края на период до 2020 года5 определена необходимость модернизации форм организации экологического образования в региональном образовательном пространстве, проектирования содержания и реализации региональных проектов с широким кругом социальных партнёров, содействующих эколого-патрио-тическому воспитанию населения и, в первую очередь, детей и молодёжи.
Следует подчеркнуть, что не только на региональном уровне, но и в мировом и в российском образовательном пространстве актуальна научная проблема активизации экологического образования в контексте устойчивого развития общества.
Цель исследования - выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить одну из форм организации экологического образования в региональном образовательном пространстве, консолидирующую межведомственное, межотраслевое взаимодействие и общественно-государственное партнёрство и содействующую эколого-патриотическому воспитанию населения и, в первую очередь, детей и молодёжи.
Методология и методы исследования. В качестве методологической основы исследования обоснован социокультурный подход, который первоначально развивался в социологии на основе систем-
5 Стратегия организации и развития системы экологического образования и формирования экологической культуры на территории Забайкальского края на период до 2020 года / отв. ред. Е. А. Игумнова. - Чита: Экспресс-изд-во, 2010. - 28 с.
ного подхода и позволил рассмотреть общество в единстве культуры и социальности (М. Вебер). А. С. Ахиезер - разработчик социокультурной методологии - применил культурологический подход к историческим исследованиям. По мнению автора, культурные факторы являются определяющими в развитии общества, но при этом не отрицаются экономические, психологические и др. [2].
Следуя логике социокультурного подхода, мы обосновали следующие теоретические положения. Во-первых, как в мировом, так и в российском образовательном пространстве проявляется взаимосвязь экологического и патриотического воспитания, в задачах каждого из которых определено:
- воспитание любви к родной природе как части Отечества;
- формирование активной жизненной позиции и готовности к совершению осознанных социально значимых поступков;
- ответственность за свои поступки и решения не только перед ныне живущими поколениями, но и будущими, что предусмотрено в концепции устойчивого развития общества.
Поэтому считаем целесообразным говорить об эколого-патриотическом воспитании как составляющей патриотического воспитания, которое, как показал анализ современных нормативных документов, имеет несколько компонент (духовно-нравственную, идеологическую, культурно-историческую, военно-патриотическую и др.). Теоретической основой эколого-патрио-тической компоненты патриотизма может выступать концепция устойчивого развития общества, идеология сохранения родной страны с её богатым природным и культурным разнообразием, актуальность воспитания патриотов своего края, своей Родины, которые смогут расширить свою ответственность за планету Земля.
Во-вторых, ценности культуры выступают преобразователями социальных отношений в обществе. В связи с этим эколого-патриотическое воспитание строится на ноогуманистических ценностях, в которых объединены идеи гуманизма в отношениях между людьми и гуманного отношения к природе как части ноосферы (Н. Н. Моиссев, Г. П. Сикорская и др.) [9; 11]. В основе теории ноосферогенеза, по
мнению Н. Н. Моисеева, лежат новые универсальные для всех принципы нравственности, что требует «...поставить во главу угла всей научной деятельности проблемы обеспечения коэволюции природы и общества, начать серьёзно разрабатывать новую структуру общественных отношений в едином планетарном сообществе и менять структуру общественных ценностей. .Путь к эпохе ноосферы начинается с разработки образовательных программ - программ, которые будут содержать знания о том, что недопустимо, что может нарушить стабильность Человеческого Дома» [9]. Следует подчеркнуть, что ценности культуры являются одновременно ценностями науки и образования (познавательные, эстетические, нравственные, практические) и предметное содержание можно рассматривать как ценность образования [3].
В-третьих, в модернизации экологического образования в региональном образовательном пространстве мы опирались на идею А. Г. Асмолова о социокультурной модернизации образования в XXI века, в рамках которой образование понимается как ведущая социальная деятельность, связанная с выработкой идеалов, ценностей, норм [8].
Итак, перечисленные позиции позволили разработать Стратегию организации и развития системы экологического образования и формирования экологической культуры на территории Забайкальского края на период до 2020 года1, в которой экологическое образование в регионе рассматривается как социальная деятельность по формированию ноогуманистических ценностей и экологической культуры у населения.
Одной из форм модернизации экологического образования на региональном уровне посредством технологии социального взаимодействия стала разработка и реализация социально значимого эколого-патриотического проекта «Охранять природу - значит любить Родину!». На основе инновационного потенциала сетевого взаимодействия в образовании (А. И. Адамский, Н. С. Бугрова, Н. Ж. Дагбаева, Е. В. Писку-нова и др.) [1; 4; 10] мы сделали вывод о необходимости его развития в проектирова-
1 Стратегия организации и развития системы экологического образования и формирования экологической культуры на территории Забайкальского края на период до 2020 года / отв. ред. Е. А. Игумнова. - Чита: Экспресс-изд-во, 2010. - 28 с.
нии деятельности по экологическому образованию в региональном образовательном пространстве.
По нашему мнению, сетевое взаимодействие субъектов экологического образования в региональном образовательном пространстве представляет собой открытую систему связей между субъектами образования, действующих согласованно под руководством региональных органов управления образованием и природопользованием, а также научно-методического сопровождения института развития образования и университета на продолжительной нормативной основе для достижения целей и задач устойчивого развития региона, воспитания экологической культуры и развития патриотических чувств населения и в первую очередь детей и молодёжи. Следует подчеркнуть в этом взаимодействии ведущую роль университета в формировании региональной образовательной политики, что особо подчёркивается Е. В. Пискуновой на основе анализа отечественного и зарубежного опыта [10].
Результаты исследования. Описание инновационного опыта. В статье анализируется успешный опыт реализации регионального эколого-патриотического проекта в Забайкальском крае за десятилетний период (2008-2017 гг.).
Мы исходили из того, что идеи, цели и задачи и методологические основания, объединяющие субъектов сети, являются системообразующими для организации сетевого взаимодействия в образовании. Коллективом научно-исследовательской лаборатории экологического образования ЗабГУ была обоснована идея о том, что для современной школы актуально участие в экологических проектах, носящих характер массовых социально значимых акций регионального уровня. Эти проекты могут иметь характер краткосрочных краевых программ, рекомендованных всем школам региона и рассчитанным на один или несколько дней в течение учебного года [6].
Идея о проведении краткосрочной региональной экологической акции в образовательных организациях Забайкальского края воплотилась в акции «Охранять природу - значит любить Родину!» на основе социокультурного подхода. Названием стала цитата М. Пришвина, в которой выражена, по-нашему мнению, цель эколого-па-триотического воспитания.
Поиск объединяющих социальных инициатив в Забайкальском крае был особо актуален в конце первой декады XXI века. Во-первых, Генеральной Ассамблеей ООН 2008 год был объявлен Международным годом планеты Земля, издан Указ Президента Российской Федерации от 18 октября 2007 года № 1380 «О проведении в Российской Федерации в 2008 году Международного года планеты Земля». Во-вторых, 1 марта 2008 года - дата объединения Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа в рамках нового субъекта Российской Федерации - Забайкальского края. Мы как инициаторы этого социально значимого проекта в сотрудничестве с Министерством природных ресурсов и Министерством образования Забайкальского края обратились к Правительству края. Предложенная инициатива была поддержана, результатом чего явилось Распоряжение Губернатора Забайкальского края от 9 апреля 2008 года № 91-р об ежегодной организации в образовательных учреждениях региональной экологической акции «Охранять природу - значит любить Родину!». Единая дата проведения была определена в связи с сопричастностью к мировому сообществу в решении экологических проблем, которое активно проводит экологические акции в Международный день Земли - 22 апреля.
Данная экологическая акция - это комплекс воспитательных мероприятий в образовательных организациях Забайкальского края, проводимых ежегодно 22 апреля, целью которых является воспитание экологической культуры и патриотизма у детей и учащейся молодёжи как фактора сохранения уникальной природы и культуры Забайкалья, обеспечения экологической безопасности личности и общества в целом. Основные задачи акции:
- привлечение внимания детей, учащихся и педагогов образовательных организаций, всех жителей нашего региона к экологическим проблемам как комплексным социально значимым проблемам, успешное решение которых будет определять будущее развитие Забайкальского края;
- воспитание у дошкольников и обучающихся во всех типах образовательных организаций и населения в целом чувства гордости и ответственности за природу родного края как части Отечества;
- воспитание у забайкальцев чувства гордости и ответственности за родную природу;
- активизация общественного экологического движения;
- пропаганда реальных природоохранных действий в повседневной жизни каждого жителя;
- консолидация усилий коллективов образовательных организаций, родителей, специалистов в области экологии и охраны природы, образования и культуры, СМИ, представителей местной администрации для решения экологических проблем своей местности;
- трансляция опыта лидеров экологического образования [6].
Участниками акции могут быть образовательные организации всех типов, учреждения культуры и социальной сферы, жители региона.
Технология проведения региональной экологической акции:
- оргкомитет, утверждённый решением Правительства региона, разрабатывает общее положение, информирует субъектов образования региона;
- на основе общего положения каждое образовательное или природоохранное учреждение планирует свою концепцию и мероприятия проведения, включая основные мероприятия 22 апреля и «мероприятия-спутники», проводимые накануне или позже;
- в ходе подготовки к проведению акции актуальным является создание в каждой образовательной организации оргкомитета, включающего педагогов, обучающихся, родителей, представителей администрации населённого пункта и других социальных партнёров;
- мероприятия в рамках акции проводятся самостоятельно с учётом социопри-родного окружения и ресурсов социальных партнёров, среди которых местная администрация, различные типы ООПТ, музеи, библиотеки, научные организации, НКО и др.;
- необходимо информирование об акции на сайте образовательной организации, в СМИ и др.;
- после проведения акции в образовательной организации подводятся итоги по её эффективности, оформляются наглядные и методические материалы;
- информация об акции отправляется в региональный оргкомитет, который подводит итоги участия образовательных организаций в акции на уровне региона;
- подведение итогов и награждение активных участников акции на региональной торжественной церемонии.
За десятилетие организуемая нами региональная экологическая акция переросла в региональный эколого-патриоти-ческий проект «Охранять природу - значит любить Родину», включающий два содержательных модуля:
- тематические мероприятия, по-свящённые Международному дню леса (21 марта) и Международному дню Земли (22 апреля) [7];
- краевые экологические конкурсы для различных групп населения, включая губернаторские конкурсы.
В процессе деятельности в рамках эколого-патриотического проекта нами организовано социальное партнёрство в форме сетевого взаимодействия субъектов образования с региональным Правительством, Министерством природных ресурсов и Министерством образования Забайкальского края, заинтересованными образовательными, природоохранными, культурно-просветительскими и другими организациями и научно-экологической общественностью. Деятельность социальных партнёров координировалась региональным оргкомитетом, что позволило консолидировать ресурсы и учитывать интересы партнёров, спроектировать содержание различных экологических конкурсов в рамках эколого-патриоти-ческого проекта.
Губернаторские конкурсы: «Жемчужины забайкальской природы» (2011), «Музей природы в образовательной организации» (2014-2016), социально значимые проекты «Во благо природы Забайкалья» (20162017) - характеризуются практико-ориенти-рованным характером, направлены на выявление и исследование ценных природных территорий и объектов; создание эколого-ту-ристических маршрутов и экологических троп; стимулирование создания в образовательных организациях Забайкальского края музеев природы и поощрение их воспитательной, просветительской, исследовательской и творческой природоохранной деятельности среди обучающихся и населения.
В рамках акции проводились конкурсы, стимулирующие развитие экологического движения и организацию природоохранной деятельности детей и молодёжи по улучшению социоприродного окружения образовательной организации:
- конкурс на лучшую образовательную организацию по проведению экологической акции (2008-2009);
- конкурс школьных газетных и видеорепортажей о проведении экологической акции в своём образовательном учреждении (2012-2013);
- конкурс «Заповедные территории -национальное достояние России» на лучшее проведение мероприятий в рамках Года особо охраняемых природных территорий в образовательной организации (2017).
Просветительский конкурс природоохранных агитбригад «Знакомьтесь - заповедное Забайкалье» (2013-2017) был организован представителями федеральных особо охраняемых природных территорий (ООПТ) и был направлен на привлечение внимания населения к сохранению редких видов растений и животных, деятельность ООПТ посредством выступления природоохранных агитбригад, на выявление талантливой молодёжи и её поощрение бесплатными поездками на эти территории.
Привлечению внимания населения к проблемам лесных и степных пожаров; пропаганде детьми и молодёжью недопущения сельскохозяйственных палов среди населения края и осторожного обращения с огнём; воздействию социальной рекламы на население посвящены конкурсы социально значимых проектов «Весна без пожаров»» (2015-2016) и социальной рекламы «Сохраним леса и степи от пожаров» (2015-2017).
С целью вовлечения граждан в сферу социально-экологического творчества, воспитания любви к природе и осознания необходимости сохранения её многообразия, выявления творчески мыслящих, любящих природу края детей и молодёжи, развития их творческого потенциала были организованы различные творческие конкурсы природоохранной и эколого-патриотической тематики: конкурс сочинений «Какие экологические проблемы моего населённого пункта меня волнуют?»; ботанико-краеведче-ский конкурс творческих работ (номинации «Репортаж» и «Эссе») «О Забайкалье с лю-
бовью» (2014); конкурс репортажей о редких растениях или растительных сообществах «Дивное Забайкалье» (2015-2017); конкурс видео- или мультипликационных роликов «Как мы можем помочь живому заповедному символу» (2013-2017); конкурс фотографий «Эковзгляд» (2017); конкурс детского творчества «Заповедные степи Забайкалья» (2017).
В 2016 году Даурским заповедником и Забайкальской краевой детско-юношеской библиотекой им. Г. Р. Граубина был организован конкурс детского творчества «Живой символ моей малой Родины», который стал носить международный характер. В нём наряду с детьми и молодёжью Забайкальского края приняли участие представители автономного района Внутренняя Монголия (КНР) и аймака Дорнод (Монголия), а также Казахстана, Узбекистана и Белоруссии, тридцати регионов России (Московская, Ленинградская, Белгородская, Волгоградская, Новосибирская и другие области; Краснодарский, Ставропольский, Пермский, Хабаровский края и др.; Республики Бурятия, Мордовия, Удмуртия). В конкурсе приняли участие 1707 участников, из них 1470 из 27 районов Забайкальского края.
Оргкомитетом конкурса была организована работа жюри с участием сотрудников с привлечением профессиональных художников. Лучшие работы были отобраны для организации выставки в библиотеке и для использования в эколого-просветитель-ских целях, в том числе при оформлении выпускаемой организаторами конкурса печатной продукции, а также при оформлении баннеров и выставок.
Методические конкурсы среди педагогов содействовали обобщению, трансляции опыта и поощрению лидеров экологического образования: конкурс методических разработок по экологическому образованию (2010); конкурс образовательных кве-стов «Сохраним природное наследие Забайкалья» (2017).
Таким образом, для организации экологических конкурсов актуально создание широкого социального партнёрства, которое работает на общую цель, пропагандирует различные природоохранные аспекты, содержательно обогащает деятельность по эколого-патриотическому воспитанию в регионе и расширяет возможности социальных практик для обучающихся.
Обсуждение результатов исследования. Успешность организации и проведения регионального эколого-патриотиче-ского проекта подтверждается следующими данными и социальными эффектами:
- ежегодно 22 апреля тысячи школьников и студентов, учителей и представителей общественности Забайкальского края участвуют в экодесантах, озеленении школ, создании творческих выставок о природе, природоохранной пропаганде и других добрых делах на благо природы;
- в период с 2008 по 2017 годы значительно возросло количество образовательных организаций, принявших активное участие в проведении акции (более чем в 4,5 раза), более половины образовательных организаций являются постоянными участниками акции в течение нескольких лет;
- в период с 2008 по 2016 годы включительно возросло число творческих групп и персональных участников краевых экологических конкурсов, в том числе участников - представителей других регионов РФ и стран СНГ (благодаря сети Интернет);
- краткосрочная региональная экологическая акция 22 апреля с «мероприятиями-спутниками» переросла в систему воспитательных мероприятий и конкурсов в рамках регионального эколого-патриотиче-ского проекта, характеризующегося разнообразием и ярко выраженной практической направленностью содержания и форм его проведения, например, созданием экологических троп (Алханайская школа Дуль-дургинского района, школа пос. Баляга Петровск-Забайкальского района и др.), эколого-туристических маршрутов (Нерчин-ский краеведческий музей, Забайкальский детско-юношеский центр, школы № 2, 19, 25 г. Читы, школа-интернат № 4 с. Куанда Каларского района и др.);
- организовано межведомственное, межотраслевое взаимодействие и общественно-государственное партнёрство, что отразилось на росте числа организаторов регионального эколого-патриотического проекта в 4 раза: от 4 в 2008 году до 17 организаций в 2017 году;
- основные задачи акции успешно реализовывались во всех районах края в ходе взаимодействия образовательных организаций с родителями, представителями музеев, библиотек, лесхозов, ООПТ и др.;
- широкое освещение деятельности по проекту самими участниками на сайтах образовательных организаций, а также организаторами проекта на различных сайта: сайт Министерства природных ресурсов Забайкальского края (http://www.minprir.e-zab. ru), сайт «Забайкалье великолепно» (http:// www.nature.chita.ru) и сайты ООПТ (http:// www.daurzapoved.com, http://www.sokhondo. ru, http://www.alkhana.ru) и др.;
- региональная экологическая акция «Охранять природу - значит любить Родину!» вошла в план мероприятий, проводимых в Год экологии в Российской Федерации в 2017 году, что подтверждает трансляцию опыта её проведения на российском у ровне.
Таким образом, согласованной деятельностью организаторов эколого-па-триотического проекта и объединением их ресурсов стимулируется участие детей и молодёжи в социальных позитивных практиках экологической и патриотической направленности, решении конкретных экологических проблем своей местности.
Анализ результатов разработки и реализации, широкого позиционирования, наличия позитивных социальных эффектов регионального эколого-патриотическо-го проекта «Охранять природу - значит любить Родину» за десятилетний период в Забайкальском крае позволил сделать следующие выводы:
- проведение регионального проекта «Охранять природу - значит любить Родину!» в Забайкальском крае стало традицией в образовательных и природоохранных организациях и служит целям воспитания экологической культуры и патриотических чувств населения, привлечения детей и молодёжи к решению экологических проблем;
- социокультурный подход может выступать методологической основой проектирования эколого-патриотического воспитания в регионе на основе ноогуманисти-ческих ценностей;
- необходимо создание нормативно-правового обеспечения приоритетности, всеобщности и обязательности экологического образования на уровне региона, содействующего организации региональных эколого-патриотических проектов;
- разработка научного и научно-методического сопровождения эколого-патри-отического проекта может осуществляться
под руководством учёных в сотрудничестве с методистами, педагогами и специалистами в природоохранной сфере;
- применение технологии социального взаимодействия в процессе организации эколого-патриотических проектов позволяет консолидировать межведомственное, межотраслевое взаимодействие и общественно-государственное партнёрство и достигать единства взглядов, объединения ресурсов (административных, финансовых, научных и др.);
- координация деятельности по проведению проекта в рамках сетевого взаимодействия может осуществляться оргкомитетом, организованным при краевых органах исполнительной власти;
- развитие конкурсного движения эко-лого-патриотического содержания в регионе
посредством организации разнообразных конкурсов, включая губернаторский, и предоставления возможности бесплатного участия в нём, публичного награждения активных участников проекта и победителей конкурсов;
- информационное сопровождение мероприятий и конкурсов посредством освещения хода и результатов проекта в социальной рекламе, СМИ и на сайтах организаторов, региональных образовательных интернет-ресурсах;
- трансляция опыта организаторов и лидеров эколого-патриотического воспитания детей и молодёжи на всех уровнях образовательного пространства (региональном, российском и мировом);
- сотрудничество в области экологического образования с регионами Российской Федерации и другими странами.
Список литературы
1. Адамский А. И. Модель сетевого взаимодействия [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.1september.rU/ru/upr/2002/04/2.htm (дата обращения: 16.06.2017).
2. Ахиезер А. С. Между циклами мышления и циклами истории // Общественные науки и современность. 2002. № 3. С. 122-132.
3. Бордонская Л. А. Предметное содержание как ценность образования // Человек и его ценности в современном мире: сб. ст. VIII Междунар. науч.-практ. конф. / отв. К. Г. Эрдынеева. Чита: ЗабГУ, 2016. С. 25-34.
4. Бугрова Н. С. Сетевое взаимодействие в системе повышения квалификации педагогических кадров: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. Омск, 2009. 188 с.
5. Дагбаева Н. Ж. Социальное партнёрство как основа развития проектной деятельности муниципального образования // Вестник Бурятского государственного университета. Сер. Образование. Личность. Общество. 2015. № 1. С. 30-34.
6. Игумнова Е. А. Роль социального взаимодействия в проведении экологических акций в региональном образовательном пространстве // Природоохранное сотрудничество в трансграничных экологических регионах: Россия - Китай - Монголия: сб. науч. материалов. Чита: Поиск, 2012. Вып. 3, ч. 1. С. 175-181.
7. Радецкая И. В., Варфоломеева О. Г., Сорока И. Ю. Инновационные тенденции в проведении массовых экологических мероприятий для школьников в городском образовательном пространстве // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 51. С. 361-367.
8. Краюхин В. Модернизация образования: социокультурный подход. Концепция стандартов второго поколения как система ценностных образовательных ориентиров [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ps.1september.ru/article.php?ID=200702203 (дата обращения: 16.06.2017).
9. Моисеев Н. Н. Коэволюция природы и общества. Пути ноосферогенеза [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.spkurdyumov.ru/evolutionism/koevolyuciya-prirody-i-obshhestva (дата обращения: 17.06.2017).
10. Пискунова Е. В. Социальное партнёрство: гражданская ответственность и возможность развития // Вестник Герценовского университета. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2011. № 2. С. 30-34.
11. Сикорская Г. П. Ноогуманистическая модель эколого-педагогического образования и практика её реализации: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01. Екатеринбург, 1999. 43 с.
Статья поступила в редакцию 10.08.2017; принята к публикации 05.09.2017
Библиографическое описание статьи
Игумнова Е. А., Горлачёв В. П., Корсун О. В. Опыт организации регионального эколого-патрио-тического проекта «Охранять природу - значит любить Родину!» // Учёные записки ЗабГУ Сер. Педагогические науки. 2017. Т. 12, № 5. С. 97-106. DOI: 10.21209/2542-0089-2017-12-5-97-106.
Ekaterina A. Igumnova1,
Doctor of Pedagogy, Associate Professor, Transbaikal State University (30 Aleksandro-Zavodskaya st., Chita, 672039, Russia),
e-mail: [email protected]
Valeriy P. Gorlachev2,
Doctor of Pedagogy, Associate Professor, Transbaikal State University (30 Aleksandro-Zavodskaya st., Chita, 672039, Russia),
Oleg V. Korsun3,
Candidate of Biology, Associate Professor, Transbaikal State University (30 Aleksandro-Zavodskaya st., Chita, 672039, Russia),
e-mail: [email protected]
The Experience of Implementation of the Regional Ecological-Patriotic Project "To Protect the Nature Means to Love the Motherland!"
This article analyzes the long-term (within ten years) experience of the successful implementation and social effects of the regional eco-patriotic project called "To protect the nature means to love the Motherland!" using the example of the Trans-Baikal Territory. The project contributes to the education of environmental culture and patriotic feelings among the population, with the involvement of children and youth in solving environmental problems. As a methodological basis of the study; a sociocultural approach based on no-humanistic values is substantiated. The organizational and pedagogical conditions for the success of the implementation of the regional eco-pedagogical project are: creation of normative and legal support for the priority, universality and compulsory nature of environmental education at the regional level; the development of scientific and methodological support of the project can be carried out under the guidance of scientists in cooperation with methodologists, teachers and specialists in the environmental field, the application of social interaction technology; coordination of activities within the framework of network interaction can be carried out by the organizing committee organized with the regional executive bodies, the wide development of competitive ecology and patriotic content in the region through the organization of various competitions, including the governors', the encouragement of active participants in the project and the winners of competitions, information support of events and competitions in social advertising, media and on the sites of the organizers, regional educational Internet resources; the experience of the organizers and leaders of the eco-patriotic education of children and young people at all levels of the educational space (regional, national and global); cooperation in the field of environmental education with Russian regions and other countries.
Keywords: ecological-patriotic project, sustainable development, noosphere humanistic values, ecological culture, sociocultural approach
References
1. Adamskii A. I. Model' setevogo vzaimodeistviya [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: http://ww-w.1september.ru/ru/upr/2002/04/2.htm (data obrashcheniya: 16.06.2017).
2. Akhiezer A. S. Mezhdu tsiklami myshleniya i tsiklami istorii // Obshchestvennye nauki i sovremen-nost'. 2002. № 3. S. 122-132.
3. Bordonskaya L. A. Predmetnoe soderzhanie kak tsennost' obrazovaniya // Chelovek i ego tsenno-sti v sovremennom mire: sb. st. VIII Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. / otv. K. G. Erdyneeva. Chita: ZabGU, 2016. S. 25-34.
4. Bugrova N. S. Setevoe vzaimodeistvie v sisteme povysheniya kvalifikatsii pedagogicheskikh kadrov: dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.08. Omsk, 2009. 188 s.
5. Dagbaeva N. Zh. Sotsial'noe partnerstvo kak osnova razvitiya proektnoi deyatel'nosti munitsi-pal'nogo obrazovaniya // Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. Obrazovanie. Lichnost'. Obshchestvo. 2015. № 1. S. 30-34.
1 E. A. Igumnova is the coordinator of the research, defines the concept, develops the content of the ecological and patriotic project, formulates the conclusions of the collective research, draws up the text of the article.
2 V. P. Gorlachev - the organizer of the study, determines the logic of its conduct and analysis.
3 O. V. Korsun is the organizer of the research, carries out the development of the content of the ecological and patriotic project and its validation in practice.
6. Igumnova E. A. Rol' sotsial'nogo vzaimodeistviya v provedenii ekologicheskikh aktsii v region-al'nom obrazovatel'nom prostranstve // Prirodookhrannoe sotrudnichestvo v transgranichnykh ekologicheskikh regionakh: Rossiya - Kitai - Mongoliya: sb. nauch. materialov. Chita: Poisk, 2012. Vyp. 3, ch. 1. S. 175-181.
7. Radetskaya I. V., Varfolomeeva O. G., Soroka I. Yu. Innovatsionnye tendentsii v provedenii mass-ovykh ekologicheskikh meropriyatii dlya shkol'nikov v gorodskom obrazovatel'nom prostranstve // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2016. № 51. S. 361-367.
8. Krayukhin V. Modernizatsiya obrazovaniya: sotsiokul'turnyi podkhod. Kontseptsiya standartov vtorogo pokoleniya kak sistema tsennostnykh obrazovatel'nykh orientirov [Elektronnyi resurs]. Rezhim dos-tupa: http://www.ps.1september.ru/article.php?ID=200702203 (data obrashcheniya: 16.06.2017).
9. Moiseev N. N. Koevolyutsiya prirody i obshchestva. Puti noosferogeneza [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: http://www.spkurdyumov.ru/evolutionism/koevolyuciya-prirody-i-obshhestva (data obrashcheniya: 17.06.2017).
10. Piskunova E. V. Sotsial'noe partnerstvo: grazhdanskaya otvetstvennost' i vozmozhnost' razvi-tiya // Vestnik Gertsenovskogo universiteta. SPb.: Izd-vo RGPU im. A. I. Gertsena, 2011. № 2. S. 30-34.
11. Sikorskaya G. P. Noogumanisticheskaya model' ekologo-pedagogicheskogo obrazovaniya i praktika ee realizatsii: avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk: 13.00.01. Ekaterinburg, 1999. 43 s.
Received: August 10, 2017; accepted for publication September 5, 2017
Reference to the article
Igumnova E. A., Gorlachev V. P., Korsun O. V. The Experience of Implementation of the Regional Ecological-Patriotic Project "To Protect the Nature Means to Love the Motherland!" // Scholarly Notes of Transbaikal State University. Series Pedagogical Sciences. 2017. Vol. 12, No. 5. PP. 97-106. DOI: 10.21209/2542-0089-2017-12-5-97-106.