Научная статья на тему 'Опыт и перспективы развития сетевого взаимодействия учителей в экологическом образовании'

Опыт и перспективы развития сетевого взаимодействия учителей в экологическом образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
415
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ / СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЕЙ / ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА РЕГИОНА / ENVIRONMENTAL EDUCATION OF SCHOOLCHILDREN / NETWORK INTERACTION OF TEACHERS / INNOVATIVE PROJECTS / EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE REGION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Игумнова Екатерина Александровна

В статье отражен опыт сетевого взаимодействия учителей по экологическому образованию в Забайкальском крае. Участие учителей в сетевых инновационных проектах позволяет им активно обмениваться идеями и опытом в рамках одного смыслового поля, развивать свою профессиональную мобильность, реализовывать социально значимые экологические проекты. Сетевое взаимодействие детерминирует развитие образовательной среды региона, содействующей активизации процесса воспитания экологической культуры учащихся в школах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Игумнова Екатерина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Experience and perspectives of teacher's network interaction in egological education

The article describes the necessity of network interaction of teachers in regional educational environment in Zabaikalsky krai. Network interaction of teachers helps the actively exchange ideas and experience, develop professional mobility, realize important social projects. Network interaction determines development of the regional educational environment, which activates schoolchildren's ecological culture education.

Текст научной работы на тему «Опыт и перспективы развития сетевого взаимодействия учителей в экологическом образовании»

УДК 371.4

ББК Ч 426.44

Е. А. Игумнова

г. Чита

Опыт и перспективы развития сетевого взаимодействия учителей в экологическом образовании

В статье отражен опыт сетевого взаимодействия учителей по экологическому образованию в Забайкальском крае. Участие учителей в сетевых инновационных проектах позволяет им активно обмениваться идеями и опытом в рамках одного смыслового поля, развивать свою профессиональную мобильность, реализовывать социально значимые экологические проекты. Сетевое взаимодействие детерминирует развитие образовательной среды региона, содействующей активизации процесса воспитания экологической культуры учащихся в школах.

Ключевые слова: экологическое образование школьников, сетевое взаимодействие учителей, инновационные проекты, образовательная среда региона.

E. A. Igumnova

Chita

Experience and perspectives of teacher’s network interaction in egological education

The article describes the necessity of network interaction of teachers in regional educational environment in Zabaikalsky krai. Network interaction of teachers helps the actively exchange ideas and experience, develop professional mobility, realize important social projects. Network interaction determines development of the regional educational environment, which activates schoolchildren's ecological culture education.

Keywords: environmental education of

schoolchildren, network interaction of teachers, innovative projects, educational environment of the region.

В последние годы в мировой образовательной практике наблюдается модернизация форм педагогического сотрудничества в процессе организации опытно-экспериментальной деятельности, профильного обучения, профессиональных Интернет-сообществ. Анализ практики реализации экологического образования в Забайкальском крае позволил выявить наметившуюся в конце первой декады XXI века тен-

денцию активизации данного процесса, детерминированную инновационной деятельности в рамках сетевого взаимодействия учителей.

В начале XXI века нами был разработан Региональный образовательный стандарт по экологии для общеобразовательных школ, который принят Комитетом образования Читинской области как нормативный документ [см.: 1]. Лидерами в организации экологического образования и апробации регионального стандарта стали следующие общеобразовательные школы:

— средняя школа № 15 г. Читы — областная педагогическая площадка по выявлению эффективных путей реализации Регионального стандарта по экологии (2002 — 2005 гг.) [см.: 8];

— Единенская агрошкола Оловяннинско-го района — федеральная опытно-экспериментальная площадка (2003 — 2006 гг.);

— Ундино-Посельская школа Балейского района — областная педагогическая площадка по созданию системы непрерывного экологического образования (2002 — 2005 гг.);

— Урейская школа Акшинского района — областная педагогическая площадка по проблеме экологизации и апробации интегрированного модуля «Мой край Забайкалье» (2005 — 2008 гг.);

— Нагорненская школа Нерчинского района

— краевая педагогическая площадка по апробации регионального стандарта по экологии с учётом специфики административного района под руководством районной лаборатории экологического образования (2007 — 2010 гг.).

В Забайкальском крае важную социальную роль в активизации процесса организации экологического образования сыграла сетевая опытно-экспериментальная работа по апробации учебника «Региональная экология» [см.: 2]. Для нашего края это первый учебник для школы, который рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации в качестве регионального учебника. В центре изучения курса — экологические проблемы региона, причины их возникновения и оценка последствий их влияния на природу и человека, поиск путей и механизмов их решения, помощь учащимся в осознании региональных проблем как личностно значимых. По мнению авторов, введение данного предмета в школах Забайкальского края призвано содействовать решению ряда важнейших задач, стоящих перед современной школой, в том числе воспитанию экологической культуры учащихся, любви к природе и умения ценить её красоту; повышению качества знаний по экологии; патриотическому воспитанию школьников и формированию у них навыков ведения здорового образа жизни и в целом экологической компетентности.

В течение двух учебных лет (2007 — 2009) в 42 школах Забайкальского края под руководством авторов учебника «Региональная экология» в сотрудничестве с Министерством образования Забайкальского края и Забайкальским краевым институтом повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (ЗабКИПКРО) проводилась опытно-экспериментальная работа по апробации учебника. В экспериментальных классах за 2 учебных года обучились: 1274 восьмиклассника; 402 ученика 9 классов; 200 учащихся 10—11 классов. За 2 учебных года в эксперименте приняло участие 1876 старшеклассников Забайкальского края.

В процессе проведения эксперимента особое внимание было уделено взаимодействию с учителями-исследователями. Учителя получали методическую помощь от авторов учебника, методистов и преподавателей ЗабКИПКРО и ЗабГГПУ, была проведена серия обучающих семинаров, включающая полевой практикум. На семинарах проектировалась работа учителей-исследователей, была разработана программа мониторинга результатов экологического образования учащихся, включающая новые подходы к их оценке с позиции формирования экологической компетентности. Учителя познакомились с педагогическими технологиями и их адаптацией к реализации курса, определили приоритетные технологии для апробации учебника в условиях своей школы. На семинарах педагоги активно обменивались опытом работы по проведению уроков по «Региональной экологии», представляли результаты контрольных работ, посещали уроки своих коллег.

В рамках полевого семинара ставилась задача по овладению учителями технологией исследовательской деятельности учащихся. Педагоги на практике познакомились с полевыми методиками и адаптацией их к курсу «Региональная экология». Подводя итоги семинара, учителя выявили ценностные основания научно-исследовательской деятельности учащихся как педагогической технологии.

В ходе апробации курса и учебника к нему применялись разнообразные педагогические технологии, причем учителя делали самостоятельно выбор приоритетной технологии для апробации. Эксперимент показал, что учителями делался акцент на организацию социально-ориентированной и исследовательской де-ятельности в форме проектов в реальном социоприродном окружении школ.

Показателем роста социальной активности участников сетевой ОЭР стал тот факт, что учащиеся были активны не только на уроках по «Региональной экологии», но и принимали самое актив-

ное участие в региональной экологической акции «Охранять природу — значит любить Родину!» (апрель 2008 — 2009 гг.), в конференции школьников «Наш Амур» в г. Нерчинске (март 2008 г.), в краевой олимпиаде по экологии (2008 — 2010 гг.). Учащиеся представляли свои исследовательские работы и проекты на краевой конкурс «Моя малая Родина» (2007 — 2009 гг.). В 2009 г. в краевой олимпиаде по экологии, на которой учащийся должен был представить свою исследовательскую работу, из 62 участников — 14 (23%) подготовлены учителями — участниками нашего сетевого эксперимента. Именно учащиеся из этих школ стали самой многочисленной группой участников и призёров краевых экологических мероприятий.

Следует отметить то, что в течение двух учебных лет мы работали с педагогами-энтузиастами. Учителями была проведена большая работа и многие из участников ОЭР приступили к разработке практикумов, рабочих тетрадей, тестовых заданий, подготовке фильмов о природе, сборников творческих работ детей, альбомов и т.д. Педагоги считают, что предмет «Региональная экология» необходимо включить в вариативную часть образовательной программы в 8-х классах общеобразовательных школ Забайкальского края.

Анализ взаимодействия с учителями показал, что при организации сетевой инновационной деятельности есть возможность активно обмениваться идеями и опытом в рамках одного смыслового поля, развивать профессиональную мобильность педагогов, мотивировать их к участию в социально значимых экологических проектах. Проведение целенаправленного повышения квалификации учителей в процессе их участия в педагогическом эксперименте, которое проходило в очно-заочной форме в течение двух лет в группе учителей-исследователей позитивно сказалось не только на их уровне квалификации, социальной активности, качестве экологического образования учащихся, но стимулировало развитие региональной образовательной среды.

Позитивный резонанс сетевой ОЭР следующим образом сказался на развитии региональной образовательной среды в экологическом образовании. Во-первых, в 2007 г. под нашим руководством был открыт раздел по экологическому образованию на инновационном образовательном ресурсе — сайте «Природа Забайкалья» («Забайкалье великолепно» (2002 — 2010 гг.).

Во-вторых, по результатам эксперимента внесено предложение Министерству образования, науки и молодёжной политики Забайкальского края о рекомендации курса «Региональная экология» для 8 классов общеобразовательных школ Забайкальского края.

В-третьих, при разработке концептуальных основ и плана реализации «Стратегии организации и развития системы экологического образования и формирования экологической культуры на территории Забайкальского края на период до 2020 года» нами учтена необходимость развития сетевого взаимодействия учителей как эффективного механизма развития экологического образования.

В-четвёртых, опыт сетевого взаимодействия по апробации «Региональной экологии» был учтён при организации краевой экспериментальной педагогической площадки для реализации сетевого проекта «Апробация и введение регионального учебно-методического комплекса образовательной программы интегрированного курса «Забайкаловедение» в начальных классах общеобразовательных школ Забайкальского края» (2009 — 2012 гг.) [см.: 4]. В этом проекте участвуют 25 учителей начальных классов общеобразовательных школ г. Читы и Забайкальского края. Целью сетевого проекта является проектирование научно-методического обеспечения интегрированного курса «Забайкаловедение» на идеологии Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения для общеобразовательных школ, его апробация в начальных классах и трансляция передового педагогического опыта [см.: 6].

Задачи сетевого проекта:

— обновить содержание начального общего образования в вариативной части на основе системно-деятельностного подхода к образованию;

— разработать научно-методическое обеспечение к интегрированному курсу «Забайкалове-дение» и апробировать его в начальных классах;

— апробировать книгу для чтения «Родное Забайкалье» [см.: 7] и рабочую тетрадь к ней в 3 классах Забайкальского края [см.: 5], рабочую тетрадь «Забайкаловедение» в 4 классах [см.: 3];

— разработать методические рекомендации по реализации УМК к интегрированному курсу «За-байкаловедение».

Для организации и наибольшей эффективности эксперимента нами были подготовлены методические рекомендации по введению в вариативную часть образовательной программы школы интегрированного курса «Забайкаловедение» для начальных классов общеобразовательных школ Забайкальского края; организовано повышение квалификации педагогических кадров, участвующих в сетевом проекте; используются интерактивные формы обучения на курсах и семинарах (посещение открытых уроков, проведение мастер-классов, экскурсий и др.); осуществляется информационная поддержка сетевого взаимодействия через Интернет-взаимодействие.

На практико-ориентированных проблемных семинарах, проводимых для учителей-исследователей совместными усилиями ЗабКИП-КРО и лаборатории экологического образования ЗабГГПУ, учителя познакомились с программой «Забайкаловедение». Учителями была обсуждена технология ее реализации и выявлена специфики для 3 и 4 классов. Учителям была дана возможность повысить свою профессиональную компетентность при организации проектной деятельности учащихся по курсу «Забайкаловедение». Так, в процессе реализации курса в качестве внеурочной деятельности ими организовывались природоохранные проекты с учащимися и их родителями. Учителя сделали вывод, что метод проектов — это важное средство самореализации учащихся и развития сотрудничества между школьниками, учителями и родителями. Также ими была освоена технология работы над вопросами, которая предлагается авторами в рабочей тетради для 3 класса, элементы игровой технологии и технологии исследовательской деятельности в природе.

Посещение открытых уроков, практикоориентированного проблемного и полевого семинаров, проведение круглого стола по итогам апробации книги для чтения «Родное Забайкалье» в 2008 — 2009 учебном году, участие учителей в секции по проблемам экологического образования в рамках международной научно-практической конференции по природоохранному сотрудничеству в условиях трансграничья (2009) позволило создавать копилку педагогического опыта. При такой организации деятельности в рамках сетевого проекта формируется команда единомышленников.

В рамках сетевого взаимодействия нами апробируются инновационные для региона формы экологического образования. Научное руководство краевой педагогической площадкой на базе Цаган-Ольской школы Могойтуйского района было возглавлено творческим коллективом Заб-ГГПУ (кафедрами экологии и экологического образования, литературы, лабораторией экологического образования) и Забайкальским ботаническим садом. В марте 2008 г. для школ Могойтуйского района нами был организован районный конкурс социально-ориентированных проектов «Будущее Забайкальского края». Конкурс проводился впервые в регионе с целью привлечения и активизации работы образовательных учреждений по воспитанию у учащихся экологической культуры, развитию у школьников чувства патриотизма и гражданской ответственности посредством организации социально-ориентированных проектов.

Задачи конкурса:

— привлечение внимания школьников и жи-

телей края к проблемам сохранения природного и культурного наследия Забайкальского края;

— развитие у учащихся аналитических способностей, прогностических умений и творческого потенциала;

— воспитание у учащихся активной жизненной позиции, экологической культуры и патриотизма;

— овладение учащимися технологией проектной деятельности;

— развитие у школьников самостоятельности и умения работать в группе;

— активизация деятельности образовательных учреждений, направленная на решение вопросов экологического и нравственного воспитания школьников на основе проектной деятельности;

— распространение опыта и пропаганда достижений учащихся по экологическому образованию среди образовательных учреждений региона;

— развитие социального партнерства в сфере экологического образования.

В конкурсе участвовали команды учащихся из школ Могойтуйского района. Ими были представлены разнообразные социальноориентированные проекты, направленные на улучшение экологической обстановки школы, микрорайона и других территорий; озеленение и фитодизайн школы, микрорайона и других территорий; исследование и охрана рек, лесов и других природных объектов; исследование и охрана памятников природы и других особо охраняемых территорий (например, создание школьных заказников) ; сохранение ключевых мест обитания и редких видов; разработка эколого-краеведческих маршрутов, путеводителей; создание учебно-

экологических троп; проведение социальных акций, направленных на борьбу с браконьерством, замусориванием территорий, рубкой леса и др., в защиту животных, растений, ресурсосберегающих технологий (например, природоохранные марши, природоохранные конкурсы среди населения и др.); реконструкция детских площадок с природосообразных позиций; пропаганда созидательных экологических идей среди населения, включая СМИ (школьная газета, радиопередача и др.).

Проведенный конкурс показал продуктивность объединения усилий администрации района, общеобразовательных учреждений с вузами и научно-образовательными учреждениями в организации процесса воспитания экологической культуры учащихся и формирования социальноориентированных компетенций.

Поддержка сетевого взаимодействия учителей органами управления образованием, институтами повышения квалификации и научной общественностью позволяет осуществлять эффективное взаимодействие учителей-исследователей в сфере экологического образования, опираться на положительный опыт учителей-лидеров, развивать профессиональную мобильность педагогов, мотивировать их к участию в социально значимых экологических проектах и реальному взаимодействию в педагогическом сообществе. В целом инновационная деятельность в рамках сетевого взаимодействия детерминирует развитие образовательной среды региона, содействующей повышению учительского потенциала и активизации процесса воспитания экологической культуры учащихся в школах Забайкальского края.

Список литературы

1. Горлачёв В. П., Игумнова Е. А., Корсун О. В. Региональный образовательный стандарт по экологии для средней (полной) общеобразовательной школы Читинской области. Чита: Изд-во ЗабГПУ, 2000. 25 с.

2. Горлачёв В. П., Корсун О. В., Игумнова Е. А., Золотарёва Л. Н. Региональная экология: учеб. для общеобразовательных школ Читинской области и Агинского бурятского автономного округа. Чита: Экспресс-изд-во, 2007. 210 с.

3. Забайкаловедение: рабочая тетрадь, 4 класс / сост. Е. В. Добрынина, О. И. Казанова, Н. В. Храмцова. Чита: Экспресс-изд-во, 2009. 40 с.

4. Игумнова Е. А. [и др.]. Забайкаловеде-ние: образовательная программа интегрированного курса для 3 — 4 класса общеобразовательной школы (программа интегрированного

курса для учащихся). Чита: ЧИПКРО, 2008. 29 с.

5. Игумнова Е. А., Барахоева И. Б. Родное Забайкалье: учусь задавать вопросы. Рабочая тетрадь для 3 класса. Чита: Экспресс-изд-во, 2009.104 с.

6. Концепция федерального государственного стандарта общего образования: проект / Рос. Академия образования; под ред. А. М. Кондаков, А. А. Кузнецова. М.: Просвещение, 2008.

7. Корсун О. В., Игумнова Е. А. Родное Забайкалье: книга для чтения в начальной школе. Чита: Экспресс-изд-во, 2007. 152 с.

8. Пути реализации Регионального образовательного стандарта по экологии для общеобразовательных школ Читинской области: Научно-методические материалы / под ред. Е. А. Игумновой. Чита: ЧИПКРО, 2006. 218 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.