УДК 370.179
ББК Ч421.2
Е.А. Игумнова
г. Чита
Роль и место экологического образования в рамках вариативной части базисного учебного плана общеобразовательной школы
В статье раскрывается роль и место экологического образования в рамках стандарта общего образования второго поколения. Обосновывается необходимость включения экологической составляющей как обязательной в школьное образование. Охарактеризован региональный УМК экологического и естественнонаучного образования (на примере Забайкальского края). Раскрыта роль краткосрочных программ на примере региональной экологической акции как перспективной формы экологического образования.
Ключевые слова: экологическое образование, стандарт общего образования второго поколения, региональный учебно-методичекий комплект по экологическому и естественнонаучному образованию, региональная экологическая акция, воспитание экологической культуры.
Ye.A. Igumnova
Chita
On the role and place of ecological education within the variable part of basic curriculum for general schools
The author focuses on the role and place of ecological education within the general education standard of the second generation. Special attention is given to the necessity to introduce ecological constituent into school education. The regional teaching and methodic complex of ecological and natural-science education has been characterized. The author comments on the role of short-term programs like regional ecological actions.
Key words: ecological education, general education standard of the second generation, regional ecological action, ecological training.
Научно-педагогической общественностью и органами управления образованием обсуждается проект Концепции Государственного образовательного стандарта (ГОСа) общего образования, разработанный Российской ака-
демией образования по заказу Федерального агентства по образованию (под общей редакцией А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова) [см.: 8]. Идёт реформирование структуры и содержания общего образования с учётом современных социокультурных условий. Методологической основой стандарта второго поколения выступает деятельностный подход, определяющий цели и результаты общего образования, представленные в виде системы ключевых задач, отражающих наряду со знаниями, умениями и навыками формирование компетенций (гражданских, коммуникативных, исследовательских и др.).
В проекте Концепции государственного стандарта общего образования второго поколения отмечено, что в структуре федерального Базисного учебного плана (БУПа) должны быть в явном виде выделены инвариантная часть, обеспечивающая приобщение обучающихся к общекультурным и национально значимым ценностям, формирование личностных качеств, соответствующих общественным идеалам; а также вариативная часть (включая компонент внеучебной деятельности), обеспечивающая индивидуальный характер развития учащихся, их интересы и склонности; интересы субъекта Российской Федерации в реализации содержания общего образования [см.: 8].
Безусловно, выбор образовательных программ в регионе должен опираться на высшие потребности личности, региона и государства, требования Конституции Российской Федерации, осуществляться при максимально широком и открытом обсуждении в научнопедагогической среде. Актуальность включения экологической составляющей как обязательной в школьное образование диктуется необходимостью удовлетворения потребностей разных уровней:
1) потребностей личности учащихся в обеспечении личной экологической безопасности в условиях региона, приобретении качественного образования, воспитании патриотических чувств, соблюдении прав человека на здоровую среду обитания и достоверную информацию о её состоянии в соответствии с Конституцией Российской Федерации;
2) потребностей региона в воспитании граждан, ответственных за себя и будущее нашего региона, обеспечивающих его устойчивое развитие;
3) потребностей государства в формировании для России идеологии сохранения родной страны и края с её богатым природным и культурным разнообразием;
4) потребностей мирового сообщества в воспитании у человека сопричастности к миру и
чувства гражданина планеты, ответственного за её будущее.
Итак, необходимость реализации образовательных программ, направленных на воспитание экологической культуры учащихся, диктуется запросами общества в целях устойчивого развития. Экологическая культура направлена на формирование признаваемых обществом правил, представлений, норм, моделей поведения человека в социоприродной среде. С этих позиций экологическая культура человека становится одним из главных факторов экологической парадигмы общественного развития, а экологическое образование наряду с экономическим, информационным и гуманитарным должно быть фундаментальной основой современного школьного образования. Миссия экологического образования — обеспечить идеологическую основу выживания человечества на планете Земля.
В школах Забайкальского края некоторые объективные и субъективные факторы выступают как предпосылки усиления экологической составляющей как обязательной в вариативной части БУПа по сравнению с другими регионами России:
- геополитическое положение региона — трансграничный район с Монголией и Китайской Народной Республикой, причём плотность населения Китая и антропогенные нагрузки на экосистемы во много раз превышают российские масштабы;
- проблема сохранения биологического разнообразия, характеризующегося огромной ценностью и чрезвычайно низкой экологической устойчивостью экосистем из-за резко континентального климата и специфики рельефа;
- сложность экологических проблем (вырубка лесов, пожары, загрязнение) и негативные тенденции природопользования ресурсодобывающего характера (горнопромышленный комплекс, заготовка древесины), сказывающиеся на здоровье, экономических и социальных условиях жизни многих забайкальцев;
- нарастающие экологические риски представляют собой серьёзный социальный вызов, угрожающий стабильности общественного устройства в целом;
- отставание края от других регионов по качеству жизни, несмотря на богатство природными ресурсами;
- острота демографической проблемы (в том числе низкая продолжительность жизни, которая в среднем на 3 — 4 года ниже, чем в среднем по России);
- недостаточный уровень экологической культуры населения;
- 100-процентная убеждённость учителей в необходимости усиления работы по экологическому образованию на базе школ, их готовность участвовать в реализации программ экологического образования (данные опроса более 500 школьных учителей Читинской области, проведённого лабораторией экологического образования ЗабГГПУ в 2005 г.) [см.: 4];
- трансляция в регионе опыта экологического образования, накопленного в части общеобразовательных школ;
- мировая тенденция усиления экологической компоненты образования.
С середины 90-х гг. ХХ в. и до современного периода (2008 г.) с введением наряду с федеральным компонентом ГОСа регионального и школьного компонентов в Читинской области активизировалась работа по их содержательному наполнению — были разработаны, утверждены, изданы и введены в практику общеобразовательных школ:
- региональные базисные учебные планы (1994, 1998, 2004 гг.);
- Концепция Регионального (национальнорегионального) компонента Государственного образовательного стандарта общего образования для общеобразовательных учреждений Читинской области (2006 г.) [см.: 6];
- региональные нормативные документы, принятые приказом Комитета образования: «Региональный образовательный стандарт по экологии для общеобразовательных школ Читинской области» (2000) [см.: 2], «Региональный (национально-региональный) компоне нт по биологии с основами экологии для общеобразовательных школ Читинской области» (2004) [см.: 10];
- учебные издания для общеобразовательных школ по экологическому образованию, рекомендованные Областным научнометодическим советом Комитета образования по региональному компоненту.
Региональный УМК экологического и естественнонаучного образования разработан в соответствии с тремя содержательными линиями: «Проблема взаимодействия человека и природы в условиях Забайкалья», «Разнообразие и охрана растений Забайкалья», «Разнообразие и охрана животных Забайкалья». В ниже следующей таблице приведём некоторые издания, в которых системообразующим понятием стала проблема взаимодействия человека и природы в условиях Забайкалья. В них данная проблема раскрывается как:
- противоречие, возникающее при нарушении равновесия «человек — окружающая среда»;
— процесс, порождённый деятельностью человека и влияющий как на самого человека, так и на виды животных, растений и экосистемы в целом;
— результат, демонстрирующий проявление на локальном уровне региональных и глобальных проблем;
— задача, требующая решения с учётом нормативно-правовых, экономических, социальных, культурных позиций (включая процесс воспитания экологической культуры населения).
Таким образом, проблема взаимодействия человека и природы в условиях Забайкалья рассматривается как комплексная по происхождению, воздействию на человека и природу, механизмам её решения.
В апробации регионального образовательного стандарта по экологии и регионального учебно-методического комплекса (УМК) по экологическому образованию приняли участие следующие общеобразовательные школы:
— средняя школа № 15 г. Читы — областная опытно-экспериментальная площадка по выявлению эффективных путей реализации Регионального стандарта по экологии (2002-2005 гг.) [см.: 9];
— Единенская агрошкола Оловяннин-ского района — федеральная опытноэкспериментальная площадка (2003 — 2006 гг.);
— Ундино-Посельская школа Балейского района — областная опытно-экспериментальная площадка по созданию системы непрерывного экологического образования (2002 — 2005 гг.);
— Урейская школа Акшинского района — областная опытно-экспериментальная площадка по проблеме экологизации и апробации интегрированного модуля «Мой край Забайкалье» (2005 - 2008 гг.);
— Нагорнинская школа Нерчинского района
— двадцатилетний опыт работы комплексных школьных экспедициях, в 2006 г. создана лаборатория по апробации регионального стандарта по экологии с учётом специфики административного района;
39 школ Читинской области и 2 школы Агинского Бурятского автономного округа — участники сетевой опытно-экспериментальной работы по апробации учебника «Региональная экология» для общеобразовательных школ Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа с учётом социоприродного окружения школы (2007-2009 гг.). Целью курса «Региональная экология» является содействие воспитанию экологической культуры учащихся через освоение знаний по региональной экологии.
Задачи курса:
— формирование у учащихся целостного представления об экологических проблемах региона, причинах их возникновения и влияния на природу и на человека;
— понимание учащимися путей и механизмов решения региональных проблем;
— помощь учащимся в осознании региональных проблем как личностно значимых;
— воспитание у учащихся гордости за красоту и щедрость забайкальской природы и ответственного отношения к ней и людям, живущим рядом;
— развитие у учащихся умений и навыков по прогнозированию воздействия человека на природу с учётом специфики Забайкальского края;
— приобретение учащимися компетентности в вопросах сохранения окружающей среды и собственного здоровья, обеспечения безопасности жизнедеятельности.
Наряду с реализацией курсов в соответствии с региональным УМК по экологическому образованию, по-нашему мнению, в школе в рамках вариативной части БУПа может проводиться ряд краткосрочных проектов, носящих характер массовых социально значимых акций регионального уровня. Предлагаемые проекты имеют характер краткосрочных краевых программ, обязательных для всех школ региона и рассчитанных на один или несколько дней в течение учебного года (например: «Уроки чистоты», «Уроки защиты леса» и т.п.) [см.: 5].
Примером такой краткосрочной образовательной программы может служить региональная образовательная экологическая акция «Охранять природу — значит любить Родину», планируемая к проведению 22 апреля 2008 г. по инициативе администрации Читинской области, Комитета промышленности и природных ресурсов Читинской области, Комитета образования, науки и молодёжной политики Читинской области и Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н.Г. Чернышевского. Это комплекс воспитательных мероприятий в общеобразовательных учреждениях Забайкальского края, целью которых является воспитание экологической культуры у учащихся, молодежи как фактора сохранения уникальной природы и культуры Забайкалья, обеспечения экологической безопасности личности и трансграничного региона в целом. Инициаторы акции особо подчёркивают, что воспитание экологической культуры — неотъемлемая часть патриотического воспитания, в центре которого содействие становлению ответственного гражданина с активной жизнен-
ной позицией и готовностью к совершению осознанных социально значимых и экологически грамотных поступков.
Основные задачи региональной образовательной экологической акции:
— привлечение внимания учащихся образовательных учреждений, всех жителей нашего региона к экологическим проблемам как комплексным социально-значимым проблемам, успешное решение которых будет определять будущее развитие Забайкальского края;
— воспитание у учащихся чувства гордости и ответственности за природу Забайкальского края как части родного Отечества;
— пропаганда реальных природоохранных действий в повседневной жизни каждого жителя края;
— консолидация усилий коллективов образовательных учреждений, родителей, специалистов в области экологии и охраны природы, средств массовой информации (СМИ), представителей местной администрации для решения экологических проблем своей местности;
— распространение в регионе опыта образовательных учреждений по воспитанию экологической культуры учащихся.
Для успешного проведения региональной образовательной экологической акции и положительного резонанса в обществе необходимо взаимодействие образовательных учреждений с родителями, представителями местной администрации, государственных природных заповедников, Забайкальского ботанического сада, Читинского городского зоопарка, музеев, библиотек, общественных экологических организаций и др.
Как инициаторы региональной образовательной экологической акции надеемся, что она может стать доброй традицией для образовательных учреждений Забайкальского края.
При организации экологического образования и придания ему системного характера в современных социокультурных условиях, по нашему мнению, актуальным является учёт следующих предложений, разработанных нами при анализе состояния экологического образования в общеобразовательных учреждениях Забайкальского края:
1. Нормативное закрепление в вариативной части ГОСа общего образования образовательных программ экологического содержания, направленных на воспитание экологической культуры учащихся, например: на уровне начальной в 3 классе — пропедевтический курс «Родное Забайкалье» [см.: 7]; и основной школы в 8 или 9 классе — «Региональная экология» как обобщающий курс [см.: 3].
2. Проведение в рамках вариативной части БУПа социально ориентированных экологических проектов, направленных на активное включение учащихся в решение экологических проблем в сотрудничестве с природоохранными, общественными организациями, зоопарками, музеями и другими учреждениями (через курсы-практикумы, организацию социальных практик в профильной школе). Наполнение содержания регионального образования рядом краткосрочных проектов, носящих характер массовых социально значимых акций регионального уровня, обязательных для всех школ региона и рассчитанных на один или несколько дней в течение учебного года (например, региональная акция «Охранять природу — значит любить Родину» (2008 г.).
3. Организация в рамках вариативной части БУПа учебно- и научно-исследовательской деятельности школьников, способствующей саморазвитию и самореализации детей, предоставлению возможностей для развития интеллектуальной элиты.
4. Усиление практической и нравственной направленности экологического образования, активизация внешкольных форм экологического образования: организация экологических акций, слётов, олимпиад, профильных лагерей и т.п.
5. Усиление в экологическом образовании роли гуманитарных аспектов наряду с развитием традиционных подходов, основанных на естественнонаучной методологии. Необходима интеграция аспектов региональных экологических проблем в уроки литературы, русского языка, истории, мировой художественной культуры и др. Особая роль в изучении экологии должна отводиться социальным аспектам.
6. Отработка механизма контроля за реализацией образовательных программ по экологическому образованию, выявление пути повышения его качества.
7. Кадровое обеспечение реализации образовательных программ по экологическому образованию совместными усилиями Комитета образования, института повышения квалификации работников образования, ЗабГГПУ.
8. Научно-методическое обеспечение вариативной части БУПа по экологическому образованию, разработка различных учебных материалов на электронных носителях, обеспечение учебными изданиями школ в достаточном количестве.
9. Целенаправленное согласованное формирование региональной образовательной и региональной экологической политики, опирающейся на тесное взаимодействие учителей-практиков, организаторов-управленцев и учёных — как педагогов, так и специалистов-экологов и широкой экологической общественности.
Библиографический список
1. Горлачёв, В.П. Программа регионального компонента базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Читинской области «Региональная экология» // В.П. Горлачёв, Е.А. Игумнова, О.В. Корсун, Е.И. Никифорова Региональный образовательный стандарт по экологии для общеобразовательных школ Читинской области. — Чита: издательский дом «Ресурсы Забайкалья», изд-во ЗабГПУ, 2004. — С. 60 — 69.
2. Горлачёв, В.П. Региональный образовательный стандарт по экологии для общеобразовательных школ Читинской области. — Чита, 2002. —33 с.
3. Горлачёв, В.П. и др. Региональная экология: Учебник для общеобразовательных школ Читинской области и Агинского бурятского автономного округа. / В.П. Горлачёв, О.В. Кор-сун, Е.А. Игумнова, Л.Н. Золотарёва. — Чита: Экспресс-изд-во, 2007. — 210 с.
4. Игумнова, Е.А. Состояние экологического образования: картина исследования взглядов педагогов Читинской области // Вестник Бурятского государственного университета. — Педагогика. — Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2007. — Вып. 1. — С. 181-185.
5. Игумнова, Е.А. Школьные образовательные программы как один из инструментов реализации региональной экологической политики // Природоохранное сотрудничество Читинской области (Российская Федерация) и автономного района Внутренняя Монголия
(КНР) в трансграничных экологических регионах: материалы международной конференции (29 — 31 октября 2007 г., Чита, Россия). — За-байкал. гос. гум.-пед. ун-т. — Чита, 2007. — С.151 — 155.
6. Концепция Регионального (национальнорегионального) компонента Государственного образовательного стандарта общего образования для общеобразовательных учреждений Читинской области // Региональный компонент содержания образования: опыт, проблемы, перспективы: сборник материалов научной конференции. Ч. 3. — Чита: Изд-во ЗабГГПУ, ЧИПКРО, 2007. — С. 114 — 126.
7. Корсун, О.В. Родное Забайкалье: кн. для чт. в нач. школе. — Чита: Экспресс-изд-во, 2007. — 152 с.
8. Проект Концепции Государственного образовательного стандарта общего образования // nmc.nevarono.ru/dok/RAO_ mine+ + +.ppt.
9. Пути реализации Регионального образовательного стандарта по экологии для общеобразовательных школ Читинской области: научно-метод. материалы / под ред. Е.А. Игумновой. — Чита: ЧИПКРО, 2006. — 218 с.
10. Региональный (национально-
региональный) компонент государственного стандарта общего образования по биологии с основами экологии для общеобразовательных школ Читинской области / отв. ред. Е.А. Игумнова ; Заб. гос. гум.-пед. ун-т. — Чита, 2005. — 30 с.