УДК 37.047
ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ
УВАЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОМУ
ТРУДУ НА ПРИМЕРЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ИНЖЕНЕРНЫМИ
И ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫМИ РАБОЧИМИ ПРОФЕССИЯМИ
Н.Е. Скрипова, Н.Г. Каримова
Аннотация. Описаны теоретические (закономерности и принципы) и методические особенности (технология) становления у подростков уважительного отношения к производительному труду на примере ознакомления с инженерными и высокотехнологичными рабочими профессиями. Доказано, что закономерности и принципы важны в аспекте понимания природы протекания исследуемого процесса. Также описана технология становления у подростков уважительного отношения к производительному труду.
Ключевые слова: подростки, закономерности, принципы, пространство трудовой активности, общественно полезная коллективная деятельность, инженерные профессии, высокотехнологичные рабочие профессии.
FORMATION FEATURES IN TEENAGERS
OF RESPECTFUL ATTITUDE TO PRODUCTIVE
WORK BASED ON THE EXAMPLE OF ACQUAINTANCE
WITH ENGINEERING AND HIGH-TECH WORK PROFESSIONS
N. Skripova, N. Karymova
Abstract. The theoretical (regularities and principles) and methodological features (technology) of the formation in teenagers of respectful attitude to productive work based on the example of acquaintance with engineering and hi-tech work professions are described. It is proved that regularities and principles are important in understanding the nature of the process of the study. Also the technology of developing teenagers of respectful attitude to productive work is described.
Keywords: teenagers, regularity, principles, place of labor activity, socially useful collective activity, engineering professions, high-tech work professions.
Ориентированный курс как федеральных, так и региональных органов власти в секторе подготовки школьников к выбору инженерных и высокотехнологичных рабочих профессий является основанием для организации направленной профориентационной деятельности общеобразовательных организаций.
В данной статье мы предлагаем к рассмотрению теоретические основания (принципы и закономерности) и методические особенности (технология) становления у подростков уважительного отношения к производительному труду на примере ознакомления с инженерными и высокотехнологичными рабочими профессиями предприятий малого и среднего бизнеса, относящихся к металлургической и горнодобывающей промышленности,
машиностроению, легкой и пищевой индустрии г. Кыштыма Челябинской области.
Рассматривая упомянутые выше положения, мы указываем, что понимание, знание и учитывание причинно-следственных связей, складывающихся между осуществляемой педагогической деятельностью и результатами по
становлению у подростков уважительного отношения к производительному труду, к людям труда, позволит данную деятельность сделать управляемой. В связи с этим представляем характеристику процесса становления у подростков уважительного отношения к производительному труду на примере ознакомления с инженерными и высокотехнологичными рабочими профессиями в аспекте определения закономерностей и принципов его реализации. Считаем необходимым отметить, что закономерности и принципы являются теоретической основой, которая, во-первых, разъясняет характер и природу протекания презентуемого процесса, во-вторых, является навигатором для выявления педагогических средств влияния на неё.
Приступая к выявлению закономерностей, прежде всего, дадим определение используемого понятия. Под закономерностями мы понимаем установление устойчивых и повторяющихся взаимосвязей между конкретными элементами изучаемого явления [1]. В представленном исследовании педагогические закономерности отражают объективные связи между условиями и
достигаемыми результатами на различных уровнях образования.
Далее отмечаем, что при формировании закономерностей становления у подростков уважительного отношения к производительному труду мы учитывали психологические новообразования подросткового возраста, которые являются наиболее благоприятными для дальнейшего развития описываемого процесса [6].
С учётом данных обстоятельств мы выявили определённые взаимосвязи в качестве закономерностей становления у подростков уважительного отношения к производительному труду на примере ознакомления с инженерными и высокотехнологичными рабочими профессиями:
- объективные возможности для становления уважительного отношения к производительному труду, людям труда подростки получают в общественно полезных коллективных видах деятельности, которые осуществляются в условиях свободного (факультативного) выбора;
- регулярно осуществляемое включение и вовлечение школьников в различные по характеру, системности и содержанию виды трудовой деятельности способствует апробированию ими себя в различных социальных ролях, оценке своих личностных качеств;
- целенаправленное конструирование условий для самовыражения учащихся обеспечивает реальную возможность становления у подростков уважительного отношения к производительному труду.
Выдвижение первой закономерности основывается на понимании того, что становление уважительного отношения к производительному труду у учащихся основного общего образования выражает их сознательное отношение к внутришкольному пространству трудовой активности и, естественно, обусловливают мотивацию их поведения. Под пространством трудовой активности будем понимать специальным образом организованную среду, которая аккумулирует условия и возможности для реализации учащимся своего интеллектуального и физического потенциала в сопряжении с трудовой деятельностью [5].
В описываемой закономерности
устанавливается однозначная зависимость между становлением у подростков уважительного отношения к производительному труду и включением их в различного уровня коллективные общественно полезные виды деятельности [5]. Эта деятельность достаточно полно отвечает психологическим
новообразованиям школьников 5-9 классов,
соответствует их потребностям и особенностям, так как общественно полезная коллективная деятельность является ведущей на данном возрастном этапе [2, с.72]. В данном случае мы имеем в виду, что специальным образом организованная коллективная общественно полезная деятельность учащихся создает конъюнктурные условия для ориентации в широкой панораме полезных дел, а также выбора тех из них, которые являются наиболее полезными для подростков, семьи, школы, общества.
Во второй закономерности устанавливается зависимость между систематическим
включением и вовлечением подростков в различные по характеру, системности и содержанию виды трудовой деятельности и возможностью апробировать себя в разнообразных социальных ролях, а также оценить свои личностные качества.
Психологическим фоном второй взаимосвязи является переживание подростками такого состояния как стремление к социальной взрослости. Включение детей подросткового возраста в такую деятельность даёт возможность им осознавать и испытывать на себе разнообразные социальные роли, а также, что не менее важно, устанавливать общение с различными группами сверстников и взрослых в соответствии с принятыми регламентами, нормами и правилами. Именно возможность испытывать себя в разнообразных социальных ролях позволяет подросткам оценить свои личностные качества [6, с.40]. В этом и обнаруживается ведущий механизм становления социальной позиции подростков, которая, в свою очередь, становится условием их вовлечения в так называемое «социальное движение». Одним словом, социальная позиция учащихся символизирует становление у них качественно нового самосознания, проявляющегося в видении себя в системе общественных, в частности, трудовых отношений, осознании себя ценным для общества, семьи, школы и класса субъектом.
В третьей закономерности устанавливается взаимосвязь между целенаправленным конструированием условий для самовыражения учащихся и обеспечиванием возможности становления у подростков уважительного отношения к производительному труду на примере ознакомления с инженерными и высокотехнологичными рабочими профессиями. В основе данной закономерности положен тезис о том, что в подростковом возрасте стремление проявить свою неповторимость и индивидуальность обнаруживается особо остро, поэтому стоит поднимать вопрос о целевом
создании условий для самовыражения детей. В данном случае речь идет о вовлечении их в такие виды приемлемой для них деятельности, которые бы стали актуальным средством их эффективного, созидательного и полного самовыражения. Только в этом случае, по нашему глубокому убеждению, перед подростками откроется широкий, разнообразный и яркий ландшафт привлекательных смыслов, представлений и значений, которыми обладают инженерные и высокотехнологичные рабочие профессии.
Самовыражение рассматриваемой нами категории детей мы представляем как проявление себя в своего рода индивидуальной системе координат, отличной от других людей, в том числе, сверстников. Именно в подростковом возрасте дети проявляют достаточную активность в способах самовыражения. В итоге, поиски способов и методов самовыражения, по утверждению Л.Ф. Обуховой, завершается в той зоне деятельности, которая в большей степени отвечает интересам и возможностям подростков
[3].
Раскрывая содержание данного понятия, мы придерживаемся позиции Е.А. Омельченко, который делает акцент на умении подростков презентовать себя, умении проблематизировать ситуации и конструировать целесообразные выходы из них, умении подвергать рефлексии собственное поведение и поступки [4, с. 10].
Автор высказывает ценную для нашего исследования мысль об использовании в учебной деятельности моделей реальности, посредством
которых обеспечивается успешное формирование культуры самовыражения.
Учитывая приведенные выше аргументы, мы считаем, что целесообразно ставить вопрос о целевом создании условий для самовыражения подростков. Направленность самовыражения подростков определяется контекстом и характером самораскрытия и самопрезентации. Совершенствование этой деятельности и, соответственно, достижение культуры самовыражения может быть достигнуто посредством методически правильного использования моделирования реальных объектов, под которыми могут подразумеваться определенные объекты инженерных и высокотехнологичных рабочих профессий. Такая организация педагогической деятельности в основной школе с высокой долей вероятности будет обеспечивать становление уважительного отношения к производительному труду.
Таким образом, закономерности важны с позиции понимания природы протекания процесса становления у подростков уважительного отношения к производительному труду. На основании этого могут быть выделены принципы, раскрывающие правила, которых необходимо придерживаться при организации соответствующей педагогической деятельности на каждом уровне общего образования, в нашем случае на уровне основного общего образования. Для этого мы выбрали подход, в соответствии с которым принципы формулируются в соответствии с выделенными ранее закономерностями, см. табл. 1.
№ Закономерности Принципы
1. Объективные возможности для становления уважительного отношения к производительному труду, людям труда подростки получают в общественно полезных коллективных видах деятельности, которые осуществляются в условиях свободного (факультативного) выбора Принцип свободного выбора подростками форм и содержания общественной полезной коллективной деятельности
2. Регулярно осуществляемое включение и вовлечение школьников в различные по характеру, системности и содержанию виды трудовой деятельности способствует апробированию ими себя в различных социальных ролях, оценке своих личностных качеств Принцип развития социальной позиции подростков в коллективной трудовой деятельности. Принцип актуализации общественной ценности трудовой деятельности
3. Целенаправленное конструирование условий для самовыражения учащихся обеспечивает реальную возможность становления у подростков уважительного отношения к производительному труду на примере ознакомления с инженерными и высокотехнологичными рабочими профессиями Принцип содействия становлению «культуры самовыражения» подростков. Принцип индивидуализации условий для самовыражения подростков
Таблица 1. - Принципы становления у подростков уважительного отношения к производительному труду на примере ознакомления с инженерными и высокотехнологичными рабочими профессиями
Охарактеризуем далее принципы становления у подростков уважительного отношения.
Принцип свободного выбора подростками форм и содержания общественной полезной коллективной деятельности. Основанием является то, что общественно полезная коллективная деятельность представляет возможности дальнейшего развития способов общения подростков со сверстниками и взрослыми.
Принцип развития социальной позиции подростков в коллективной трудовой деятельности. Данный принцип, подразумевает включение подростков в трудовую деятельность с организацией проб в различных социальных ролях. По сути, описываемый принцип провозглашает, что коллективная трудовая деятельность нормирует поведение учащихся подросткового возраста, вырабатывает у них социально ориентированные нормы групповых взаимоотношений, взаимной поддержки, выручки, товарищества и др.
Принцип актуализации общественной ценности трудовой деятельности. Основанием является то, что взрослые должны вовлекать систематически подростков в различные виды трудовой деятельности, регламенты, содержание, нормирование и формат осуществления которых позволяет подросткам обнаружить в ней общественную пользу. Ценно то, что у подростков будет возможность испытать себя в различных социальных ролях.
Принцип содействия становлению «культуры самовыражения» подростков. Указанный принцип предполагает поиск и подбор эффективных управленческих и педагогических решений, которые направленны на удовлетворение потребностей подростков в самовыражении, в частности, актуализация умений презентовать себя, конструирование оптимальных путей выхода из проектируемых проблемных ситуаций, осуществление рефлексии собственного поведения и поступков.
Принцип индивидуализации условий для самовыражения подростков. Он закрепляет за взрослыми задачу создания для каждого учащегося такой среды, которая позволила бы ему не только ориентироваться в мире инженерных и высокотехнологичных рабочих профессии, но и проявлять свои индивидуальные особенности во взаимодействии с ними, а также отвечать за совершаемые действия и поступки. Ориентация на индивидуально обусловленные возможности подростков предусматривает активное вовлечение в социально и личностно значимые виды деятельности.
Далее рассматривая методические особенности исследуемого процесса мы предлагаем использовать приёмы работы, которые посредством передачи знаний о профессиях развивают учебно-познавательные мотивы подростков, что позволяет решать ряд педагогических задач, а именно, расширение представлений о профессиях, что особенно важно с позиции нашего исследования.
Во-первых, предлагается модульный принцип знакомства с группами профессий. Данная работа начинается с начальной школы и продолжается до окончания детьми школы. Например, речь может идти о группе профессий металлургической промышленности (сталевар, машинист роботизированного прокатного стана, технолог производства, огнеупорщики-программисты и др.), горнодобывающей промышленности (горный инженер, маркшейдер, геолог, гидролог и др.), сервисных (администратор, повар, кондитер, модельер, швея, официант и др.) профессий. Модульное построение процесса знакомства с профессиями по сравнению с калейдоскопическим, которое используется сейчас в школах, повышает его эффективность. Анализ профессии мы предлагаем рассматривать по следующим характеристикам: предмет, объект и цель труда; средства и условия труда; характер подвижности и характер общения в труде; ответственность и особенности труда; трудности и риски труда; уровень образования и оплата за труд. Предлагаем включать несколько обязательных для рассмотрения вопросов: «Личные качества и требования профессий», «Способности личности», «Характер и профессия», «Профессиональные способности личности», «Ценности жизни», «Личностные ценности», «Профессиональные ценности», «Права и обязанности человека», «Мотивы выбора профессии», «Престижные профессии моего города».
Во-вторых, используется, кроме модульного принципа, спиралевидное содержание технологии становления у подростков уважительного отношения к производительному труду на примере ознакомления с инженерными и высокотехнологичными рабочими профессиями. Каждый новый уровень знакомства с группами профессией не отрицает предыдущего, а развивается на её основе, но уже на качественно новом уровне.
В-третьих, разработан алгоритм, который описываем ниже, с использованием которого осуществляется передача подросткам представлений о группах профессий, в частности, осуществляется процесс становления
уважительного отношения к производительному труду.
На описываемом нами этапе важное значение имеет становление, формирование и развитие социально фиксированных установок у школьников в процессе активной учебной, практической и трудовой деятельности.
Познание своих возможностей может осуществляться следующими способами: групповые и индивидуальные беседы с классным руководителем, саморефлексия, сбор подростками мнений ближайшего окружения о себе, профессионально-трудовые пробы.
Профессионально-трудовые пробы, по нашему мнению, могут успешно осуществляться в нескольких вариантах:
- в рамках учебных предметов основного общего образования. Так возможно рассмотрение следующих тем: «Использование метода предельного анализа при решении экономических задач», «Задачи с использованием материалов о промышленных предприятиях Кыштымского городского округа на уроках математики как средство ориентации школьников на инженерные и высокотехнологичные рабочие профессии»;
- в рамках внеурочной деятельности («Особенности организации экскурсионно-познавательной деятельности школьников как эффективного педагогического средства ориентации школьников на инженерные и высокотехнологичные рабочие профессии»);
- в кружках технической направленности, которые создаются либо на базе общеобразовательной организации, либо учреждений дополнительного образования детей;
- в рамках организации каникулярного времени подростков («Популяризация предметной области «Химия» посредством школьного профильного лагеря»).
- в рамках реализации мероприятий образовательного проекта «ТЕМП»,
направленных на популяризацию
естественнонаучного и технического
направлений («Мини геологическая экспедиция как средство ориентации школьников на инженерные и высокотехнологичные рабочие профессии в области горнодобывающей промышленности»).
Таким образом, в статье описаны теоретические основания (закономерности и принципы) и методические особенности (технология) становления у подростков уважительного отношения к производительному труду на примере ознакомления с инженерными и высокотехнологичными рабочими профессиями. Доказано, что закономерности важны в аспекте понимания природы протекания процесса становления у подростков уважительного отношения к производительному труду. Исходя из понимания причинно-следственных связей, которые складываются между осуществляемым педагогическим воздействием на подростков и результатами, проявляющимися в плоскости становления у подростков уважительного отношения к производительному труду, предложены соответствующие принципы. Выделенные принципы раскрывают правила, которых целесообразно придерживаться при организации соответствующего педагогического процесса на этапе основного образования. Выбран подход, в соответствии с которым принципы формулируются в соответствии с выделенными закономерностями. Также представлено в исследовании описание технологии становления у подростков уважительного отношения к производительному труду.
Литература:
1. Андреева Г.А. Закономерность общественная // Большая Советская Энциклопедия: в 30 томах. - Изд. 3-е. - Т.9. - М.: Советская Энциклопедия, 1972. - 945 с.
2. Ермоленко В.Д. Психологические особенности развития ценностных ориентаций детей в периоды перехода в младший школьный и подростковый возраста: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07 / В.Д. Ермоленко. - М., 1984. - 203 с.
3. Обухова Л.Ф. Возрастная психология / Л.Ф. Обухова. - М.: Российское педагогическое агентство, 1996. - 374 с.
4. Омельченко Е.А. Становление культуры самовыражения подростков в условиях индивидуализации обучения: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Е.А. Омельченко. - Иркутск, 2004. - 173 с.
5. Скрипова Н.Е. Теоретико-методологические подходы к изучению ориентации школьников на рабочие профессии / Н.Е. Скрипова // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2015. - № 7(102). - С. 32-36.
6. Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе / Д.И. Фельдштейн. - М.: Педагогика, 1989. - 208 с.
Сведения об авторах:
Скрипова Надежда Евгеньевна (г. Челябинск, Россия), кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой начального образования, Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования, e-mail: [email protected]
Каримова Наталья Григорьевна (г. Кыштым, Россия), директор МОУ СОШ №1 г. Кыштыма, email: [email protected]
Data about the authors:
N. Skripova (Chelyabinsk, Russia), Candidate of Pedagogic Sciences, assistant professor, Head of the Department of Primary Education, Chelyabinsk Institute of Retraining and Improvement of Professional Skill of Educators, e-mail: [email protected]
N. Karymova (Kyshtym, Russia), Director of Secondary School № 1, e-mail: [email protected]