Научная статья на тему 'ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ЭТАПОВ ДЕЛОВОЙ БЕСЕДЫ'

ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ЭТАПОВ ДЕЛОВОЙ БЕСЕДЫ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
106
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЛОВАЯ БЕСЕДА / АРГУМЕНТИРОВАНИЕ / СОБЕСЕДНИК / ДОГОВОРЕННОСТЬ / ДЕЛОВОЙ ПАРТНЕР

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Афтахова Р.Х.

В данной статье дается характеристика основных этапов деловой беседы. Актуальность темы обусловлена тем, что при всем разнообразии форм делового общения, деловая беседа является самой распространенной и чаще применяемой. Следовательно, каждый специалист, независимо от его профессиональной деятельности, должен уметь правильно вести деловую беседу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ЭТАПОВ ДЕЛОВОЙ БЕСЕДЫ»

творческой активности обучающихся // Молодой ученый. - 2014. - №21.1. -с. 231-233.

Афтахова Р.Х. магистр

ФГБОУВО «Башкирский ГАУ»

Россия, г. Уфа

ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ЭТАПОВ ДЕЛОВОЙ БЕСЕДЫ

Хочешь быть умным - научись: разумно спрашивать; внимательно слушать;

спокойно отвечать и перестать говорить тогда, когда нечего сказать.

И. Лафатер

Аннотация: В данной статье дается характеристика основных этапов деловой беседы. Актуальность темы обусловлена тем, что при всем разнообразии форм делового общения, деловая беседа является самой распространенной и чаще применяемой. Следовательно, каждый специалист, независимо от его профессиональной деятельности, должен уметь правильно вести деловую беседу.

Ключевые слова: деловая беседа, аргументирование, собеседник, договоренность, деловой партнер.

Деловая практика XXI века представляет собой новый этап в развитии деловых отношений, когда первостепенное значение приобретает профессиональная подготовка будущих специалистов в любой сфере общественной жизни. Вместе с тем, сегодняшнее, быстроменяющееся время, с новым образом мыслей и действий, предъявляет спрос на активных, предприимчивых, компетентных деловых людей. А это, в свою очередь, требует развития коммуникативных возможностей современного специалиста.

Каждый, кто стремиться добиться успехов в жизни, успешно продвигаться по карьерной лестнице, эффективно и грамотно общаться с людьми должен овладеть определенными знаниями и навыками в области межличностного и делового общения [1, с. 53].

Деловая беседа - речевое общение между собеседниками, которые имеют необходимые полномочия от своих организаций и фирм для установления деловых отношений, разрешения деловых проблем или выработки конструктивного подхода и их решению. Главная задача деловой беседы состоит в том, чтобы убедить партнера принять конкретные предложения.

Основными этапами деловой беседы являются:

♦ Подготовка к деловой беседе. В период подготовки к предстоящей беседе необходимо продумать вопрос ее целесообразности, подготовить необходимые материалы и документы. Прежде чем вступить в

контакт с собеседником, нужно установить доверительный контакт, привлечь его внимание, пробудить желание выслушать всю информацию до конца.

♦ Установление места и времени встречи. Договариваясь о месте и времени встречи, можно использовать позиции:

> позиция «сверху»: «Я жду вас в 10 часов у себя в кабинете».

> позиция «снизу»: «Мне желательно с вами посоветоваться, когда и куда мне подойти».

> позиция «наравне»: «Нам необходимо обсудить проблему, давайте согласуем место и время нашей встречи».

♦ Начало беседы. Максимальную трудность представляет для собеседников начало беседы.

Существуют способы эффективного начала беседы:

> Метод снятия напряжения помогает установить тесный контакт с собеседником. Необходимо только сказать несколько теплых искренних слов - и вы добьетесь этого.

> Метод «зацепки» позволяет кратко изложить ситуацию или проблему, увязав ее с содержанием беседы. В беседе можно использовать какое-то небольшое событие, сравнение, личные впечатления.

> Метод прямого подхода означает непосредственный переход к делу, без какого бы то ни было вступления. Это прием является» холодным» и рациональным, имеет прямой характер и больше всего подходит для кратковременных и не слишком важных деловых контактов [2, с.85].

♦ Постановка проблемы и передача информации. Для успеха беседы, важно спросить себя: какую цель может ставить партнер, и какого результата он ожидает от встречи. Необходимо предусмотреть, какой исход беседы устроит вас, и какой вариант вы считаете наиболее приемлемым для обеих сторон [3, с. 87].

♦ Аргументация - приведение доводов или аргументов с целью изменения позиции или убеждения другой стороны.

Аргументирование - способ обоснования выдвигаемых положений и убеждения собеседника в важности принимаемого решения. Важно вести аргументацию корректно к собеседнику, выслушивая его позицию и признавать его правоту. Не вступать в спор с собеседником, выражаться четко и понятно, стараться не употреблять термины.

♦ Парирование замечаний собеседника. Замечания собеседника означают, что он активно слушает, следит за выступлением. Замечания и доводы не нужно рассматривать как препятствие в ходе беседы.

♦ Принятие решения и фиксация договоренности. Если вам удалось переубедить партнера, можно переходить к достижению договоренности, которую надо зафиксировать. Можно предложить подписать подготовленный документ или зафиксировать в устной форме.

♦ Завершение деловой беседы. Если не удалось достичь договоренности, то необходимо красиво выйти из контакта. Если

договоренность достигнута, не следует злоупотреблять расположением и временем партнера.

♦ Анализ результатов деловой беседы. Любую беседу после ее завершения необходимо анализировать. Это дает возможность осознать допущенные просчеты, накопить полученный опыт на будущее.

Деловая беседа - шанс добиться поставленной цели. Самое главное, не превращать ее в томное времяпровождение, нужно сделать все так, чтобы собеседник ни на секунду не усомнился в важности этой беседы [4, с.168.].

Использованные источники:

1. Игебаева Ф.А. О профессиональной подготовке студентов аграрного университета по новым образовательным программам // Социально-политические науки. Международный межвузовский научный рецензируемый журнал. Москва, Издательский дом «Юр-ВАК», 2014, № 3 -С.53 - 55.

2. Игебаева Ф.А. Межличностное общение и коммуникации: практикум. -Уфа: «Башкирский ГАУ», 2013. - 144 с.

3. Кривокора Е. И. Деловые коммуникции: учеб. Пособие для студентов вузов. / Е. И. Кривокора. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 189 с. - (Высшее образование: Бакалавриат).

4. Сидоров, П. И. Деловое общение: учебник / П. И. Сидоров, М. Е. Путин, И. А. Коноплева. - 2-е изд., перераб. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 383 с. -(Высшее образование: Бакалавриат).

Ахметзянова Д.М.

магистр

ФГБОУВО Башкирский ГАУ Россия, г. Уфа МАНИПУЛЯЦИИ И «ГРЯЗНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ» В ДЕЛОВОМ ОБЩЕНИИ Аннотация: В статье отмечается, что в деловом общении часто используются разные уловки, психологическое давление, манипуляции с целью скрытого влияния на собеседника. Знание типичных манипуляций помогает их вовремя обнаруживать и противостоять им.

Ключевые слова: манипуляции, манипулятивное общение, обсуждение, провоцирование, техники воздействия, беседа.

Профессиональная деятельность - одна из сфер самореализации личности, когда человек имеет возможность раскрыть и проявить свои способности, личностные и профессиональные качества, добиться признания своей неповторимости, значимости для других людей и для общества в целом. Однако в коллективах с неблагоприятным морально-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.