Научная статья на тему 'ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ЭТАПОВ ДЕЛОВОЙ БЕСЕДЫ'

ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ЭТАПОВ ДЕЛОВОЙ БЕСЕДЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
70
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЛОВАЯ БЕСЕДА / СОБЕСЕДНИК / ДЕЛОВОЙ ПАРТНЕР / ИНФОРМИРОВАНИЕ / АРГУМЕНТИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гареев Р.Т.

В данной статье дается характеристика основных этапов деловой беседы. Актуальность темы обусловлена тем, каждый специалист, независимо от его профессиональной деятельности, должен уметь правильно, целенаправленно вести деловую беседу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ЭТАПОВ ДЕЛОВОЙ БЕСЕДЫ»

5. Бутовская М.Л. Язык тела: природа и культура. - М.: Научный мир, 2004. - 440 с.

6. Игебаева Ф.А. «Деловые коммуникации» в системе экономического и управленческого образования. В сборнике: Теоретические и прикладные вопросы науки и образования сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 16 частях. 2015. С. 75-77.

9. Igebaeva F.A. Discipline «Interpersonal companionship and communications» in the context of professional education.B сборнике: Humanities and Social Sciences in Europe: Achievements and Perspectives 6th International symposium. 2015. С. 69-72.

8. Игебаева Ф.А. «Деловые коммуникации» в формировании профессиональных компетенций современного выпускника агроуниверситета // Аграрный вестник Урала. Всероссийский научный аграрный журнал, 2013, № 11 (117), С.60 - 62.

9. Игебаева Ф.А. Значение нравственного фактора в управлении и бизнесе //Инновационные процессы в управлении предприятиями и организациями. Сборник статей IX международной научно-практической конференции. -Пенза: Приволжский дом знаний, 2010. С. 34 - 36.

10. Игебаева Ф.А. Межличностное общение и коммуникации: практикум. -Уфа: «Башкирский ГАУ», 2013. - 144 с.

Гареев Р.Т. аспирант

ФГБОУВО «Башкирский ГАУ»

Россия, г. Уфа

ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ЭТАПОВ ДЕЛОВОЙ БЕСЕДЫ Аннотация: В данной статье дается характеристика основных этапов деловой беседы. Актуальность темы обусловлена тем, каждый специалист, независимо от его профессиональной деятельности, должен уметь правильно, целенаправленно вести деловую беседу.

Ключевые слова: деловая беседа, собеседник, деловой партнер, информирование, аргументирование.

Деловая практика XXI века представляет собой новый этап в развитии деловых отношений, когда первостепенное значение приобретает профессиональная подготовка будущих специалистов в любой сфере общественной жизни. Вместе с тем, сегодняшнее, быстроменяющееся время, с новым образом мыслей и действий, предъявляет спрос на активных, предприимчивых, компетентных деловых людей. А это, в свою очередь, требует развития коммуникативных возможностей современного специалиста.

Каждый, кто стремиться добиться успехов в жизни, успешно продвигаться по карьерной лестнице, эффективно и грамотно общаться с

людьми должен овладеть определенными знаниями и навыками в области межличностного и делового общения [1; 2; 3].

Из всех форм делового общения деловая беседа является наиболее распространенной и чаще всего применяемой. Деловая беседа - это целенаправленная, с заранее планируемым эффектом устная коммуникация, которая служит решению производственных проблем и предполагает выработку соответствующих решений. Значение деловой беседы трудно переоценить. Она является наиболее благоприятной и зачастую единственной возможностью убедить собеседника в обоснованности предлагаемой позиции[12].

К числу важнейших функций деловой беседы относят:

> взаимное общение работников из одной деловой сферы;

> совместный поиск, выдвижение и оперативная разработка рабочих идей и замыслов;

> контроль и координирование уже начатых деловых мероприятий;

> поддержание деловых контактов;

> стимулирование деловой активности [4; 5; 11].

Как форма общения деловая беседа подчиняется всем законам и правилам, психологическим и этическим межличностного общения. Вместе с тем у деловой беседы есть и свои особенности. Они касаются, прежде всего, структуры и типов деловой беседы.

Основными этапами деловой беседы являются:

1. Подготовительные мероприятия

Место деловой беседы выбирается с учётом его влияния на ожидаемый результат. Для лиц, не работающих в фирме, наиболее удобным местом будет служебный кабинет приглашающего или специальная комната для гостей, оборудованная всем необходимым.

2. Начало беседы

Начало беседы - очень важный этап, и поэтому не следует им пренебрегать. Задачи это этапа следующие:

^ установление контакта с собеседником;

^ создание рабочей атмосферы;

^ привлечение внимания к деловому разговор.

Любая деловая беседа начинается со вступительной части, на которую отводится до 10 - 15 % времени. Она необходима для создания атмосферы взаимопонимания между собеседниками и снятия напряженности.

3. Информирование присутствующих

Следующим основным этапом деловой беседы является информирование присутствующих, то есть передача сведений, с которыми человек должен познакомить их. Такая передача должна быть точной, ясной (отсутствие двусмысленности), профессиональной и по возможности наглядной (наглядные пособия). При этом всегда, когда это, возможно, следует сообщить присутствующим источник информации человека.

4. Аргументирование выдвигаемых положений

После информирования присутствующих и ответов на вопросы наступает основной этап деловой беседы - обоснование выдвигаемых положений. На этом этапе формируется предварительное мнение, занимаемые позиции собеседников. С помощью аргумента можно полностью или частично изменить позицию и мнение собеседника, смягчить противоречия, критически рассмотреть положение и факты, изложенные обоими собеседниками.

5. Завершение беседы.

Последний этап беседы - её завершение. Успешно завершить беседу -это значит достигнуть заранее намеченных целей. На последнем этапе беседы решаются следующие задачи: S достижение основной цели; S обеспечение благоприятной атмосферы;

S стимулирование собеседника к выполнению намеченных действий [6; 7].

Следует всегда помнить, что общение с людьми - это наука и искусство. Умение строить отношения с людьми, находить подход к ним, расположить к себе нужно каждому человеку. Это умение составляет основу жизнедеятельности и профессионального успеха [8; 9; 10].

Использованные источники:

1. Игебаева Ф.А. О профессиональной подготовке студентов аграрного университета по новым образовательным программам // Социально-политические науки. Международный межвузовский научный рецензируемый журнал. Москва, Издательский дом «Юр-ВАК», 2014, № 3 -С.53 - 55.

2. Игебаева Ф.А. Деловое общение: практикум. - Уфа: «Башкирский ГАУ», 2010. - 112 с.

3. Игебаева Ф.А. Коммуникативная компетентность как важнейшее профессиональное качество современного специалиста // Современное государство: проблемы социально-экономического развития. Сб. статей II Международной научно-практической конференции. - Саратов. Изд-во ЦПМ «Академия бизнеса», 2013. - С.122 - 124.

4. Кузин Ф.А. Культура делового общения: Практическое пособие-5-е изд., перераб. и доп. - М.: Ось - 89, 2004. - 320с.

5. Каменская Е.Н. Психология и этика делового общения. - Ростов н/Д: Феникс, 2004. - 224с.

6. Руденко А.М., Самыгин, С.И. Деловое общение [Текст] / А.М. Руденко, С.И. Самыгин. - М.: Кнорус, 2010 - 440с.

7. Третьяков В.П. Корпоративная культура делового общения [Текст] / В.П. Третьяков // Управление персоналом. - 2009. - №11. - С.46 -53.

8. Игебаева Ф.А. Роль коммуникаций в системе управления. В сборнике: социальные технологии в менеджменте человеческих ресурсов: российский и зарубежный опыт. Сборник материалов I Международной научно-

практической конференции. 2004. С.116 - 119.

9. Игебаева Ф.А., Шакиров И.Р. Речь как средство формирования профессионально-ориентированной коммуникации. В сборнике: Социально-экономические аспекты развития современного государства. Материалы международной научно-практической конференции. 2014. С. 96 - 98.

10. Игебаева Ф.А. Овладение речевой культурой - залог успеха делового человека. // В сборнике: Психология и педагогика современного образования в России. II Международная научно-практическая конференция. Сборник статей. 2007. - С.194 -196.

11.Игебаева Ф.А. Регулирование демографического воспроизводства населения города в сборнике: потенциал развития России XXI века сборник статей III всероссийской научно-практической конференции. Приволжский дом знаний. Пенза. 2006. с. 82-84.

12. Игебаева Ф.А. «Деловое общение» в системе высшего профессионального образования. В сборнике: Республика Казахстан в международном образовательном пространстве: проблемы и перспективы Материалы международной научно-практической конференции. 2011. С. 295-297.

Гатиятуллин И.Р.

аспирант

ФГБОУВО «Башкирский ГАУ»

Россия, г. Уфа

ТАКТИЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ

Аннотация: В статье рассматриваются особенности одной из основных составляющих «невербалики» - тактильных средств общения. Знание языка невербального общения необходимо в современном динамичном мире, чтобы эффективно строить наши деловые отношения с партнёрами и не забывать о радостях общения с близкими людьми.

Ключевые слова: невербальное общение, коммуникация, тактильная система общения.

Общение - одна из составляющих нашей жизни. Человек постоянно общается с друзьями, коллегами, членами семьи, любимыми. Главным в общении является не заучивание правил, а владение культурой взаимоотношений, культурой речи, чтобы кратко и точно, выразительно и доходчиво передать собеседнику свою мысль [1; 2]. Однако эффективность общения определяется не только степенью понимания слов собеседника, но и умением правильно оценить поведение участников общения, их мимику, жесты, движения, позу, направленность взгляда, то есть понять язык невербального общения [3].

Альберт Мейерабиан установил, что передача информации происходит за счёт вербальных средств на 7 %, за счёт интонации на 38 %, и за счёт мимики и жестов - на 55%. Профессор Бердсвилл, проведя аналогичные

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.