Научная статья на тему 'МАНИПУЛЯЦИИ И «ГРЯЗНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ» В ДЕЛОВОМ ОБЩЕНИИ'

МАНИПУЛЯЦИИ И «ГРЯЗНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ» В ДЕЛОВОМ ОБЩЕНИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
68
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАНИПУЛЯЦИИ / МАНИПУЛЯТИВНОЕ ОБЩЕНИЕ / ОБСУЖДЕНИЕ / ПРОВОЦИРОВАНИЕ / ТЕХНИКИ ВОЗДЕЙСТВИЯ / БЕСЕДА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МАНИПУЛЯЦИИ И «ГРЯЗНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ» В ДЕЛОВОМ ОБЩЕНИИ»

договоренность достигнута, не следует злоупотреблять расположением и временем партнера.

♦ Анализ результатов деловой беседы. Любую беседу после ее завершения необходимо анализировать. Это дает возможность осознать допущенные просчеты, накопить полученный опыт на будущее.

Деловая беседа - шанс добиться поставленной цели. Самое главное, не превращать ее в томное времяпровождение, нужно сделать все так, чтобы собеседник ни на секунду не усомнился в важности этой беседы [4, с.168.].

Использованные источники:

1. Игебаева Ф.А. О профессиональной подготовке студентов аграрного университета по новым образовательным программам // Социально-политические науки. Международный межвузовский научный рецензируемый журнал. Москва, Издательский дом «Юр-ВАК», 2014, № 3 -С.53 - 55.

2. Игебаева Ф.А. Межличностное общение и коммуникации: практикум. -Уфа: «Башкирский ГАУ», 2013. - 144 с.

3. Кривокора Е. И. Деловые коммуникции: учеб. Пособие для студентов вузов. / Е. И. Кривокора. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 189 с. - (Высшее образование: Бакалавриат).

4. Сидоров, П. И. Деловое общение: учебник / П. И. Сидоров, М. Е. Путин, И. А. Коноплева. - 2-е изд., перераб. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 383 с. -(Высшее образование: Бакалавриат).

Ахметзянова Д.М.

магистр

ФГБОУВО Башкирский ГАУ Россия, г. Уфа МАНИПУЛЯЦИИ И «ГРЯЗНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ» В ДЕЛОВОМ ОБЩЕНИИ Аннотация: В статье отмечается, что в деловом общении часто используются разные уловки, психологическое давление, манипуляции с целью скрытого влияния на собеседника. Знание типичных манипуляций помогает их вовремя обнаруживать и противостоять им.

Ключевые слова: манипуляции, манипулятивное общение, обсуждение, провоцирование, техники воздействия, беседа.

Профессиональная деятельность - одна из сфер самореализации личности, когда человек имеет возможность раскрыть и проявить свои способности, личностные и профессиональные качества, добиться признания своей неповторимости, значимости для других людей и для общества в целом. Однако в коллективах с неблагоприятным морально-

психологическим климатом человек может столкнуться с одной из серьезнейших психологических проблем профессиональной карьеры личности - манипуляциями и «грязными технологиями» [1, с.118].

Под манипулятивными техниками понимаются всевозможные отвлекающие обманные приемы и способы воздействия (например, техника «запускания» слуха), которые побуждают собеседника к действиям и высказываниям, наносящим ущерб его интересам и которых он бы не совершил, если бы не был введен в заблуждение другой стороной. Обычно, когда рассматриваются манипулятивные техники, главный акцент делается на так называемый «элемент надувательства», используемый вами по отношению к оппоненту. Однако для более эффективного усвоение этих техник представляется оправданным рассмотреть их, основываясь на обратном принципе: для каких целей и замыслов используются эти техники вашим оппонентом по отношению к вам. Такой подход позволит быстрее приобрести навыки анализа конкретной ситуации и выявить скрытое воздействие на вас со стороны оппонента [2, с.189].

В любой тактической ситуации усилия оппонента направлены на то, чтобы манипулировать вами, с целью принять его приоритеты в ущерб вашим собственным. Рассмотрим типы манипулятивного воздействия, лежащие в основе большинства подобных техник.

Провоцирование ваших защитных реакций. Некоторые техники имеют целью поставить вас в позицию обороняющегося, чтобы вызвать у вас состояние необходимости объяснять, оправдывать и детально обсуждать все аспекты вашей позиции. Тем или иным образом оппонент стремится вызвать у вас своеобразное чувство вины в связи с позицией, которую вы занимаете в беседе. Партнер может допытываться, выражать сомнение, как бы предполагая, что ваша позиция не совсем разумна или неконструктивна, даже если ее рассматривать с точки зрения ваших собственных интересов. Главная цель такого маневра - ослабить вашу решимость, следовать своим целям. Когда это происходит, прекращайте все попытки оправдывать свою позицию.

Провоцирование вашего замешательства и дезориентации. Основной замысел такой техники - опрокинуть, расстроить, нарушить ваши планы, вывести вас из равновесия, побудить к действиям и высказываниям, которые могут нанести ущерб вашим интересам. Как правило, такие приемы реализуются в форме заранее спланированного действия или высказывания, которое совершенно неожиданно для вас и как бы «выпадает» из нормального хода беседы. Такой же эффект дезорганизации в беседе могут вызвать и «незапланированные» агрессивные реакции партнера с авторитарной структурой личности, для которого унижение и оскорбление других людей, стремление «загнать их в угол» типичная форма взаимодействия, привычная форма удовлетворения потребности власти. Независимо от «намеренного» или «спонтанного» использования этой техники, она, как правило, реализуется в форме неожиданных

провокационных вопросов, явных оскорблений или высказываний, унижающих ваше личное достоинство.

Анализируйте любую просьбу или предложение со стороны «любезного» оппонента, которые предлагаются вам с особым вниманием и заботливостью. Когда в отношении вас используется та или иная манипулятивная техника, вы без труда сможете распознать ее замысел каждый раз, пока вы четко и твердо сохраняете в сознании свои главные интересы. В каждом случае основная цель - отвлечь вас от этих интересов, сбить с толку и получить выгоду, основываясь на вашей искаженной реакции. Оставайтесь на позиции реальности в восприятии своих приоритетов, установленных вами самими на определенную перспективу. Осознавайте разницу между подлинными обязательствами в пользу ваших интересов и пустыми обещаниями, между поведением, приближающим к вашим целям, и поведением, уводящим в сторону [3, с.78-79].

Если настаивать на соблюдении всеми (начиная с себя) правил хорошего тона, уважении человеческого достоинства, высоких нравственных нормах на рабочих местах, а также создавать атмосферу заботы о сотрудниках, то возможно создание в коллективе благоприятного морально-психологического климата и предотвращение использования «грязных технологий» [4, с.15].

Использованные источники:

1. Игебаева Ф.А. Проблема моббинга и профессиональная карьера // Исследование инновационного потенциала общества и формирование направлений его стратегического развития. Материалы Международной научно-практической конференции; ТОМ 1., в 2-х томах. Курск, 2011. С. 118 - 119.

2. Горанчук В.В. «Психология делового общения и управленческих воздействий» - Нева, 2003. - 368с.

3. Чалдини Роберт. «Психология влияния». 2007. - 290с.

4. Игебаева Ф.А. Синдром профессиональной деформации личности // Общество в эпоху перемен: формирование новых социально-экономических отношений. Материалы 4-й Международной научно-практической конференции. Саратов. Изд-во ЦПМ «Академия бизнеса», 2015. - С. 14 - 15.

Ахметова А.Р. магистр

ФГБОУВО «Башкирский ГАУ» Россия, г. Уфа ОРГАНИЗАЦИЯ И ВВЕДЕНИЕ ДИСКУССИЙ Аннотация: Статья посвящена вопросам организации и ведению деловых дискуссий. В любой дискуссии велика роль ведущего. Для того чтобы дискуссия велась этично, культурно и не переходила на личности предлагаются определенные правила ведения обсуждения.

Ключевые слова: дискуссия, общение, культура, организация,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.