Научная статья на тему 'ХАРАКТЕРИСТИКА МОДУЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА К РАННЕЙ ПРОФИЛАКТИКЕ ПРОТИВОПРАВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ'

ХАРАКТЕРИСТИКА МОДУЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА К РАННЕЙ ПРОФИЛАКТИКЕ ПРОТИВОПРАВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
25
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / РАННЯЯ ПРОФИЛАКТИКА / ПРОТИВОПРАВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Красникова Арина Васильевна

Представлена характеристика модульной программы подготовки студентов педагогического вуза к ранней профилактике противоправного поведения обучающихся, разработанной на примере основной профессиональной образовательной программы «История и Право» ФГБОУ ВО «Алтайский государственный педагогический университет», целью которой является обеспечение готовности студентов педагогического вуза к осуществлению ранней профилактики противоправного поведения обучающихся. На основании изученной научно-исследовательской литературы и данных анкетирования среди студентов и преподавателей выделены проблемы, возникающие в процессе подготовки студентов педагогического вуза к ранней профилактике противоправного поведения обучающихся. Методологическим основанием разработанной модульной программы являются системный, междисциплинарный, правовой и гуманитарный подходы. Дана характеристика структурных компонентов модульной программы - психолого-педагогического, правового, методического, практического модулей. Раскрыты их цель, содержание и место в системе подготовки студентов педагогического вуза к ранней профилактике противоправного поведения обучающихся. Определено значение использования образовательных технологий в процессе подготовки студентов к ранней профилактике противоправного поведения обучающихся. Выявлены педагогические условия выбора образовательных технологий в подготовке студентов педагогического вуза к ранней профилактике противоправного поведения обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Красникова Арина Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHARACTERISTICS OF THE MODULAR TRAINING PROGRAM FOR STUDENTS OF PEDAGOGICAL UNIVERSITY FOR THE EARLY PREVENTION OF ILLEGAL BEHAVIOR OF STUDENTS

The article presents the characteristics of the modular training program for pedagogical university students for the early prevention of illegal behavior of students, developed on the example of the main professional educational program «History and Law» of the Altai State Pedagogical University, the purpose of which is to ensure the readiness of pedagogical university students to carry out early prevention of illegal behavior of students. On the basis of the studied research literature and survey data among students and teachers of the university, the problems arising in the process of preparing students of a pedagogical university for the early prevention of illegal behavior of students are highlighted. The methodological basis of the developed modular program is systemic, interdisciplinary, legal and humanitarian approaches. The significance of these approaches in the implementation of the modular program is analyzed. The characteristics of the structural components of the modular program - psychological, pedagogical, legal, methodological, practical modules are given. Their purpose, content and place in the system of training students of a pedagogical university for the early prevention of illegal behavior of students are disclosed. The importance of using educational technologies in the process of preparing students for the early prevention of illegal behavior of students is determined. The pedagogical conditions of the choice of educational technologies in the preparation of pedagogical university students for the early prevention of illegal behavior of students are revealed.

Текст научной работы на тему «ХАРАКТЕРИСТИКА МОДУЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА К РАННЕЙ ПРОФИЛАКТИКЕ ПРОТИВОПРАВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ»

Научно-педагогическое обозрение. 2022. Вып. 2 (42). С. 126-135 Pedagogical Review. 2022, vol. 2 (42), pp. 126-135

Научная статья УДК 378. 4

https://doi . org/10. 23951/2307-6127-2022-2-126-135

ХАРАКТЕРИСТИКА МОДУЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА К РАННЕЙ ПРОФИЛАКТИКЕ ПРОТИВОПРАВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Арина Васильевна Красникова

Алтайский государственный педагогический университет, Барнаул, Россия, arina.krasnickova@yandex.ru

Аннотация

Представлена характеристика модульной программы подготовки студентов педагогического вуза к ранней профилактике противоправного поведения обучающихся, разработанной на примере основной профессиональной образовательной программы «История и Право» ФГБОУ ВО «Алтайский государственный педагогический университет», целью которой является обеспечение готовности студентов педагогического вуза к осуществлению ранней профилактики противоправного поведения обучающихся. На основании изученной научно-исследовательской литературы и данных анкетирования среди студентов и преподавателей выделены проблемы, возникающие в процессе подготовки студентов педагогического вуза к ранней профилактике противоправного поведения обучающихся. Методологическим основанием разработанной модульной программы являются системный, междисциплинарный, правовой и гуманитарный подходы. Дана характеристика структурных компонентов модульной программы - психолого-педагогического, правового, методического, практического модулей. Раскрыты их цель, содержание и место в системе подготовки студентов педагогического вуза к ранней профилактике противоправного поведения обучающихся. Определено значение использования образовательных технологий в процессе подготовки студентов к ранней профилактике противоправного поведения обучающихся. Выявлены педагогические условия выбора образовательных технологий в подготовке студентов педагогического вуза к ранней профилактике противоправного поведения обучающихся.

Ключевые слова: образовательные технологии, ранняя профилактика, противоправное поведение, профессиональная подготовка

Для цитирования: Красникова А. В. Характеристика модульной программы подготовки студентов педагогического вуза к ранней профилактике противоправного поведения обучающихся // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2022. Вып. 2 (62). С. 126-135. https://doi.org/10.23951/2307-6127-2022-2-126-135

Original article

CHARACTERISTICS OF THE MODULAR TRAINING PROGRAM FOR STUDENTS OF PEDAGOGICAL UNIVERSITY FOR THE EARLY PREVENTION OF ILLEGAL BEHAVIOR OF STUDENTS

Arina V. Krasnikova

Altai State Pedagogical University, Barnaul, Russian Federation, arina.krasnickova@yandex.ru Abstract

The article presents the characteristics of the modular training program for pedagogical university students for the early prevention of illegal behavior of students, developed on the example of the main professional educational program «History and Law» of the Altai State Pedagogical University, the

© А. В. Красникова, 2022

purpose of which is to ensure the readiness of pedagogical university students to carry out early prevention of illegal behavior of students. On the basis of the studied research literature and survey data among students and teachers of the university, the problems arising in the process of preparing students of a pedagogical university for the early prevention of illegal behavior of students are highlighted. The methodological basis of the developed modular program is systemic, interdisciplinary, legal and humanitarian approaches. The significance of these approaches in the implementation of the modular program is analyzed. The characteristics of the structural components of the modular program -psychological, pedagogical, legal, methodological, practical modules are given. Their purpose, content and place in the system of training students of a pedagogical university for the early prevention of illegal behavior of students are disclosed. The importance of using educational technologies in the process of preparing students for the early prevention of illegal behavior of students is determined. The pedagogical conditions of the choice of educational technologies in the preparation of pedagogical university students for the early prevention of illegal behavior of students are revealed.

Keywords: educational technologies, early prevention, illegal behavior, professional training

For citation: Krasnikova A. V Characteristics of the modular training program for students of a pedagogical university for the early prevention of illegal behavior of students [Kharakteristika modul'noy programmy podgotovki studentov pedagogicheskogo vuza k ranney profilaktike protivopravnogo povedeniya obuchayushchikhsya]. Nauchno-pedagogicheskoye obozreniye - Pedagogical Review, 2022, vol. 2 (62), pp. 126-135. https://doi. org/10.23951/2307-6127-2022-2-126-135

В современном обществе предъявляются высокие требования к уровню подготовки педагогических кадров. Организация качественного процесса формирования квалифицированных педагогов в рамках высшего учебного заведения является основной задачей профессорско-преподавательского состава. Актуальность проблемы подготовки студентов педагогического вуза к работе с категорией детей с противоправным поведением обусловлена не только тенденциями к увеличению числа преступлений, совершенных несовершеннолетними, а также неэффективностью профилактических мер при работе с данной возрастной категорией. Важное место среди субъектов профилактики противоправного поведения несовершеннолетних занимают образовательные организации. Таким образом, возникает необходимость профессиональной подготовки будущих педагогов к осуществлению ранней профилактической работы с трудными подростками.

В научных исследованиях А. Д. Гонеева [1], З. Р. Танаевой [2, с. 21], Ж. Г. Почиваловой [3] отмечается недостаточный уровень психолого-педагогических знаний педагогов в работе с детьми с отклонениями в поведении, а также отсутствие мотивации к выполнению данной профессиональной деятельности. Но ввиду ключевой роли учителя в профилактике противоправного поведения школьников возникает необходимость подготовки будущих педагогов, которые способны грамотно организовать процесс обучения и воспитания в школе, уметь решать задачи по профилактике противоправного поведения школьников, осуществлять постоянное взаимодействие с их родителями, своевременно обнаруживать различные отклонения в поведении школьников, предпринимать меры по коррекции их поведения [4, с. 280]. Это обуславливает необходимость совершенствования подготовки студентов педагогического вуза к ранней профилактике противоправного поведения обучающихся в вузе с целью повышения ее эффективности.

Современное состояние развития зарубежной и отечественной педагогической науки в области подготовки студентов педагогического вуза к профилактической работе со школьниками с противоправным поведением характеризуется широким кругом исследований, которые рассматривают причины противоправного поведения подростков (С. А. Беличева, И. С. Кон, Л. М. Зюбина), роль образовательных организаций в профилактике противоправного поведения обучающихся (А. Е. Тарас, З. И. Дадовой, М. А. Чунусова), а также выделяют проблемы в профессиональной подготовке будущих педагогов по профилактике противоправного поведения обучающихся. Большинство исследователей видят решение данной проблемы путем внедрения в учебный процесс специальной дисци-

плины, обеспечивающей подготовку студентов педагогического вуза к ранней профилактике противоправного поведения: канд. пед. наук Н. Ф. Соснина - спецкурс «Изучение личности подростка с отклоняющимся поведением» [5]; канд. пед. наук Г. А. Магометов - элективный курс «Особенности работы с трудными подростками») [6]. Но введение специального курса решает проблему когнитивного компонента подготовки студентов вуза к ранней профилактике противоправного поведения обучающихся, поэтому одним из вариантов решения проблемы мы видим использование в профессиональной подготовке студентов образовательных технологий, которые будут способствовать формированию у будущих педагогов собственных смыслов деятельности, присваивания опыта этой деятельности.

С целью изучения готовности студентов к осуществлению ранней профилактики противоправного поведения обучающихся было проведено анкетирование на базе ФГБОУ ВО «Алтайский государственный педагогический университет», в котором приняли участие 99 будущих педагогов по направлению подготовки 44.00.00 Педагогическое образование, а также 12 преподавателей вуза.

Результаты проведенного исследования позволили выявить проблемы, которые возникают в процессе подготовки студентов педагогического вуза к ранней профилактике противоправного поведения обучающихся:

1) отсутствие мотивации студентов в овладении компетенциями, необходимыми для осуществления профессиональной деятельности с обучающимися с противоправным поведением (75 %);

2) затруднения преподавателей вуза по поиску и выбору форм и методов работы со студентами по подготовке к ранней профилактике противоправного поведения обучающихся (66 %);

3) нехватка учебного времени в рамках дисциплин педагогического, методического, правового модулей на рассмотрение проблем противоправного поведения обучающихся, а также вопросов подготовки будущих учителей к данной деятельности (87 %);

4) отсутствие выходного контроля на овладение компетенций по готовности студентов осуществлять профилактику противоправного поведения в образовательной организации (69 %);

5) отсутствие «культуры» применения образовательных технологий в учебном процессе (71 %).

Таким образом, на основании изученной научно-исследовательской литературы и полученных данных анкетирования можно сделать вывод, что необходимость целенаправленной и системной подготовки к ранней профилактике противоправного поведения обучающихся отмечается как студентами, так и преподавателями. Проблемы в подготовке к осуществлению данной деятельности отмечаются не только в недостатке содержательного компонента подготовки, но и ее профессиональной организации, выборе форм, методов и средств, используемых в процессе обучения. Исходя из выделенных проблем, основным вариантом решения видится использование в процессе профессиональной подготовки студентов образовательных технологий (кейс-технология, проектное обучение, технологии совместной деятельности, технологии проблемного обучения), направленных на формирование у будущих педагогов смысла выполняемых видов деятельности. Поэтому необходимо пересмотреть содержание подготовки студентов по проблемам ранней профилактики противоправного поведения обучающихся на основе интеграции образовательных технологий.

Для осуществления организованной и целенаправленной подготовки студентов педагогического вуза к ранней профилактике противоправного поведения школьников, результатом которой должна выступить профессиональная готовность, была разработана модульная программа подготовки студентов педагогического вуза к ранней профилактике противоправного поведения обучающихся (на примере ОПОП «История и Право» ФГБОУ ВО «АлтГПУ») (далее - модульная программа) (рисунок).

Системный подход

Междисциплинарный подход

Гуманитарный подход

Обеспечить профессиональную готовность студентов педагогического вуза к ранней профилактике противоправного поведения обучающихся

иц

>

Г

МОДУЛИ

Психо ло го-педаго гич еский модуль

-Г"

Общая психология Г

Специальная_

психология ц

Возрастная психология Г

Общие основы педагогики

ьф.....

ее да

Теория и методика воспитания

И*

Теория обучения

Педагогическая психология I ь

История педагогики и образования | ц

ИЦ

и, >4

к от

Правовой модуль

Конституционное право

Гражданское право

Семенное право

] Г?

В® / 5 00/

Административное право

_0

Трудовое право

Уголовное право

н3

Методический модуль

мои Ц

МОП Ц

ПДпоПиРОП |- Ц

ОВРвОУ Ц

КиМВвОП Ц

ТВДУ м

Ювенальное право

Л.

к

ПРАКТИЧЕСКИМ МОДУЛЬ

Педагогическая практика

©© <38Э

Кейс-стад и

Анализ практического опыта

Учебная практика (правовая практика)

01)

Ш

Профессиональная готовность студентов педагогического вуза к ранней профилактике противоправного поведения обучающихся

Рис. Модульная программа подготовки студентов педагогического вуза к ранней профилактике противоправного поведения обучающихся (на примере ОПОП «История и Право» ФГБОУ ВО «АлтГПУ»): ОТ - образовательные технологии; ИЦ - интегрирующая дидактическая цель; Ц - частная дидактическая цель; К - контроль усвоения; П - преподаватель; С - студенты; У - учитель; МОИ - методика обучения истории; МОП - методика обучения праву; ПДпоПиРОП - педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса; ОВРвОУ-организация воспитательной работы в образовательном учреждении; КиМВвОП -культура и межкультурное взаимодействие в образовательном пространстве; ТВДУ - технология внеурочной деятельности учителя

Модульная программа основывается на нескольких теоретико-методологических подходах, которые обеспечивают ее логичность, системность, целостность. При создании модульной программы мы прежде всего опираемся на системный подход (И. В. Блауберг, Д. М. Гвишиани, В. П. Кузьмин, В. А. Лекторский, В. Г. Афанасьев, Л. И. Новикова и др.), который, по мнению исследователей В. В. Краевского, В. И. Загвязинского, М. А. Данилова, выступает в качестве «опоры» методологии педагогики. Системный подход в рамках модульной программы предполагает изучение ее отдельных компонентов (модулей, дисциплин) во внутренних и внешних системных связях, которые обуславливают ее целостность, устойчивость, внутреннюю организацию.

Междисциплинарный подход в границах данного исследования позволяет объединить необходимые знания из разных наук - педагогики, психологии, права, методики. Реализация междисциплинарных связей исследована в работах П. Я. Гальперина, Н. Ф. Талызиной, которые считают, что установление связей между предметами является необходимым условием для формирования системы знаний обучаемых. Реализация междисциплинарного принципа между дисциплинами психолого-педагогического, правового, методического, практического модулей обеспечит целенаправленное формирование у студента психолого-педагогических и правовых знаний и умений в области ранней профилактики противоправного поведения несовершеннолетних. Междисциплинарный подход обеспечивает высокий уровень подготовки выпускников, способных решать профессиональные задачи, дает полное представление об объеме материала, положительно влияет на формирование системы знаний студентов.

Проблема противоправного поведения несовершеннолетних является предметом изучения не только в рамках психолого-педагогических исследований педагогики, психологии, но и юриспруденции. Исходя из содержания модульной программы, она опирается на правовой подход. Согласно нормативно-правовой базе, а также основным тенденциям развития правового образования, его целью является воспитание законопослушной личности. Таким образом, в пределах правового подхода поведение личности должно согласовываться, ориентироваться на потребности, интересы и ценности современного общества. По мнению исследователей в области права (С. С. Алексеев, О. В. Кузнецова, В. С. Нерсесянц, А. С. Пиголкин), преподавание правовых дисциплин должно строится не как комментарии соответствующих законодательств, а как наука с основными правовыми понятиями и конструкциями, способами и формами их практического применения. Правовой подход позволяет систематизировать содержание права, педагогики, психологии в области профилактики противоправного поведения несовершеннолетних, так как простых знаний нормативных правовых актов по вопросам преступности несовершеннолетних недостаточно.

В основе построения и реализации модульной программы, а также обеспечения ее внутренних связей, взаимодействия всех участников образовательного процесса (студентов, преподавателей, учителей) положен гуманитарный подход (М. К. Мамардашвили, К. Роджерс, Г. Н. Прозументова), так как в рамках данного подхода каждый участник педагогического процесса является личностью, имеющей собственный опыт, достижения, проблемы. В процессе совместной деятельности, сотрудничества преподаватели, учителя, студенты обмениваются собственным опытом, осуществляют взаимовлияние друг на друга [7, с. 124; 8, с. 20]. При гуманитарном подходе общая педагогическая цель уточняется, конкретизируется, исходя из особенностей условий и самих участников процесса, что влечет выбор наиболее целесообразных взаимных позиций субъектов, отбор необходимого содержания, способов и форм взаимодействия в определенном пространстве и времени, проводится анализ и оценка результатов, выявляются основные проблемы и противоречия, а также причины их возникновения, корректируются последующие действия. Как отмечает в своем исследовании Г. Н. Прозументова, «это процесс повышения самоорганизации. Результат гуманитарного образования - создание сообществ, способных управлять своим образованием, это создание мест «личного присутствия» [9, с. 46].

Таким образом, системный, междисциплинарный, правовой и гуманитарный подходы представляют теоретико-методологическую стратегию подготовки студентов педагогического вуза к работе с несовершеннолетними с противоправным поведением, построенную на понимании студента как свободной, целостной личности, обеспечивающую получение комплекса правовых, психолого-педагогических, методических знаний, необходимых для работы с рассматриваемой категорией детей, путем междисциплинарных связей, согласования содержания учебных дисциплин, систематизации и обобщения теоретических знаний, развития профессионального правосознания, взаимодействия всех участников образовательного процесса.

Основываясь на сущности технологии модульного обучения, структура программы состоит из системы модулей, количество которых определяется с учетом целей, содержания изучаемой предметной области. В ходе такого распределения материала студент последовательно получает информацию, анализирует и систематизирует ее, осознавая его цели и задачи. Набор модулей составляет структуру модульной программы. За основу структуры отдельного модуля необходимо брать его учебные элементы [10, с. 442].

Важным этапом создания модульной программы является определение целей. В научно-педагогической литературе их делят на комплексные, интегрирующие, частные дидактические цели. Комплексная дидактическая цель реализуется всей модульной программой - обеспечить профессиональную готовность студентов педагогического вуза к ранней профилактике противоправного поведения обучающихся. Она объединяет интегрирующие дидактические цели, реализацию каждой из которой обеспечивает конкретный модуль. Каждой частной цели соответствует учебная дисциплина [11, с. 54].

Определившись с выбором методологической основы исследования, необходимо охарактеризовать модули, в которых раскрывается содержание исследуемой проблемы: психолого-педагогический, правовой, методический, практический. Выделяя эти модули, мы учитывали понимание сущности понятия «противоправное проведение», содержание деятельности будущего учителя в данной области, потребность в высокой профессиональной компетентности специалистов, потребность студента педагогического вуза в знаниях, умениях, навыках по ранней профилактике противоправного поведения обучающихся. На наш взгляд, эта система знаний, умений и навыков должна формироваться в каждом из этих модулей, исходя из специфики предметной области, на основе принципа интеграции, системности и взаимной дополнительности.

Психолого-педагогический модуль содержит информацию об условиях, факторах, причинах, истоках, сущности, развитии противоправного поведения. Данный модуль представлен психологическим блоком дисциплин учебного плана «История и Право» (общая, специальная, возрастная, педагогическая психология) и педагогическим (общие основы педагогики, теория и методика воспитания, теория обучения, история педагогики и образования). Необходимость овладения знаниями, умениями и навыками работы с несовершеннолетними с противоправным поведением в рамках данного модуля заключается в том, что они позволяют своевременно увидеть в поведении ребенка отклонения от нормы, предотвратить этот процесс. Психолого-педагогический компонент восполняет содержание, касающееся психолого-возрастных особенностей несовершеннолетних с противоправным поведением, изучение общесоциальных мер предупреждения противоправного поведения несовершеннолетних, формы и методы работы с такой категорией детей, изучение исторического аспекта проблемы путем анализа педагогического опыта выдающихся отечественных и зарубежных педагогов [12, с. 76].

Правовой модуль дисциплин направлен на использование правовых знаний в различных сферах деятельности. Данный модуль предполагает изучение нормативно-правовой базы разных отраслей права, в том числе и регулирование отношений в сфере образования и профилактики противоправного поведения школьников, владение системными знаниями развития навыков толкования и при-

менения норм права, воспитание у студентов педагогического вуза правосознания, планирование и осуществление профилактической работы с несовершеннолетними с противоправным поведением, используя нормы отечественного и международного права. Знание законодательства является основой для осуществления профилактики противоправного поведения школьников. В рамках данного модуля реализуется изучение отраслей права (конституционного, гражданского, семейного, административного, трудового, уголовного, ювенального), нормы которых определяют правовой статус несовершеннолетнего.

Методический модуль включает в себя дисциплины, которые позволяют сформировать знания, умения и навыки будущих специалистов по эффективному проектированию процесса обучения с использованием современных образовательных технологий, применению методов обучения и воспитания для решения профессиональных задач. В пределах данного модуля важны умения и навыки по организации взаимодействия со школьниками в учебном процессе при использовании индивидуального подхода (методика обучения праву, методика обучения истории). Например, те знания, умения и навыки, которые формируются в ходе изучения дисциплин ОПОП «История и Право», «Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса», направлены на создание условий для получения компетенций, необходимых для осознания социальной значимости будущей профессии, мотивации к осуществлению профессиональной деятельности.

Для обеспечения высокого уровня подготовки студентов вуза к профилактике противоправного поведения несовершеннолетних, которые способны решать профессиональные задачи в условиях изменяющейся социально-политической обстановки, необходимо осуществлять деятельность по повышению эффективности профессиональной педагогической подготовки посредством производственной практики, направленной на формирование искомых компетенций у будущих учителей. Вследствие этого большое значение в подготовке студентов к ранней профилактике противоправного поведения обучающихся имеет практический модуль, целью которого является закрепление и углубление теоретических знаний, приобретение и дальнейшее совершенствование профессиональных умений и навыков, развитие мотивации к осуществлению ранней профилактики противоправного поведения обучающихся. Практический модуль аккумулирует знания, умения и навыки, полученные по другим модулям, а также позволяет участникам образовательных отношений выявить проблемы, которые возникают в практической деятельности, и обозначить пути их решения. Производственная практика (педагогическая практика) является основой для создания собственных кейсов, которые будут способствовать выявлению собственных смыслов педагогической деятельности, а также ее рефлексии.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для того чтобы обеспечить реализацию принципов интеграции, взаимной дополнительности, системности, преемственности, на которых базируется модульная программа, необходимо использовать в процессе подготовки будущих педагогов к осуществлению ранней профилактики противоправного поведения обучающихся образовательные технологии (кейс-технология, модульные технологии, проектное обучение, технологии совместной деятельности). Использование образовательных технологий в профессиональной подготовке студентов повысит уровень сформированности структурных компонентов готовности (когнитивного, деятельностного, ценностно-смыслового) будущих учителей к осуществлению ранней профилактики противоправного поведения обучающихся.

Важным компонентом в технологии модульного обучения является контроль усвоения, который позволяет определить качество знаний, умений и навыков, полученных в ходе обучения. Выделяют текущий, промежуточный и конечный контроль усвоения. Мы предлагаем в качестве конечного контроля усвоения знаний, умений и навыков в сфере профилактики противоправного поведения школьников создание собственных кейсов по проблемам подготовки будущих педагогов к осуществлению ранней профилактики противоправного поведения обучающихся. Использование

кейс-технологии развивает умения и навыки анализа педагогических ситуаций, поиска вариантов их решения.

Таким образом, ОПОП «История и Право» имеет ресурсы для подготовки будущих педагогов к осуществлению ранней профилактики противоправного поведения обучающихся, но отсутствие взаимосвязи и преемственности между модулями не позволяет обеспечить готовность студента к осуществлению данной деятельности. Вследствие этого подготовка будущих педагогов к осуществлению ранней профилактики противоправного поведения обучающихся будет эффективной при реализации следующих условий:

- «погружение», «вовлечение» участников в образовательный процесс;

- использование образовательных технологий, ориентированных на построение у студентов собственных смыслов в осуществлении ранней профилактики противоправного поведения обучающихся (кейс-технология, модульные технологии, проектное обучение, технологии совместной деятельности);

- взаимодействие всех участников образовательного процесса (преподавателей, студентов, учителей) через обмен опытом;

- мониторинг присвоения полученных компетенций в сфере ранней профилактики противоправного поведения обучающихся.

Внедрение в педагогический процесс в вузе модульной программы включает несколько этапов:

1. Подготовительный этап (изучение потребностей и возможностей) - обсуждение содержания рабочих программ для выявления пробелов в подготовке студентов к ранней профилактике противоправного поведения обучающихся, внесение изменений, предложений, выявление собственных затруднений в реализации подготовки, анализ необходимых ресурсов для реализации модульной программы (методические, материально-технические).

2. Основной - выбор образовательных технологий, этапы и особенности их использования в рамках педагогического, психологического, методического, правового (по возможности) модулей, формулирование студентами предложений по организации и содержанию подготовки. Организуется фокус-группа со студентами, преподавателями.

3. Заключительный этап - реализация модульной программы с использованием образовательных технологий на лекционных и практических занятиях, педагогической практики, совместное обсуждение результатов освоения модулей студентами и преподавателями.

4. Рефлексивный этап - выявление присвоения студентами смысла и опыта осуществления профессиональной деятельности по ранней профилактике противоправного поведения обучающихся.

Таким образом, значимость и новизна данного исследования состоят в реализации модульной программы на основе принципа интеграции знаний, умений и навыков через использование образовательных технологий, направленных на построение студентами личной заинтересованности в осуществлении исследуемой деятельности, поиска собственных смыслов, принципа поступательности при изучении дисциплин, входящих в модули, принципа взаимной дополнительности содержания модулей. Основополагающим звеном модульной программы являются образовательные технологии, которые используются в процессе подготовки, будут направлены на развитие мотивации у студентов к осуществлению исследуемой деятельности, способствовать формированию у будущих педагогов смысла выполняемых видов деятельности, обеспечение взаимосвязи между всеми модулями программы подготовки на основе интеграции знаний, умений и навыков при изучении дисциплин каждого модуля (системный и междисциплинарный подходы), вовлечение всех участников образовательного процесса в совместную деятельность (преподавателей, студентов, учителей): «Смысл не живет в голове человека, а рождается в пространстве между людьми» (М. М. Бахтин).

Список литературы

1. Гонеев А. Д. Теоретические основы подготовки учителя к коррекционно-педагогической деятельности с подростками: дис. ... д-ра пед. наук. Курск, 2001. 485 с.

2. Танаева З. Р. Общепедагогические принципы подготовки будущих специалистов к работе с несовершеннолетними правонарушителями // Образование и наука. 2010. № 4. С. 21-30.

3. Почивалова Ж. Г. Подготовка будущего учителя к взаимодействию со школьниками с девиантным поведением в условиях образовательного процесса: дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 2000. 165 с.

4. Гусева А. В. Роль учителя в профилактике правонарушений подростков // Вестник Самарского гос. ун-та. 2011. № 82 (1-1). С. 279-283.

5. Соснина Н. Ф. Подготовка будущих учителей к работе с подростками отклоняющегося поведения: дис. ... канд. пед. наук. М., 2007. 171 с.

6. Магометов Г. А. Подготовка студентов педвуза к профилактической работе с «трудными» подростками образования: дис. ... канд. пед. наук. Махачкала, 2013. 180 с.

7. Прозументова Г. Н. Управление образовательными инновациями: гуманитарный подход // Сибирский пси-хол. журнал. 2013. № 50. С. 122-131.

8. Радионова Н. Ф. Педагогический процесс в контексте гуманитарного подхода // Известия Волгоградского гос. пед. ун-та. 2013. № 7 (82). С. 18-23.

9. Гуманитарное исследование в образовании: опыт, размышления, проблемы / А. В. Азаров и др.; под ред. Г. Н. Прозументовой. Томск, 2002. 341 с.

10. Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий. М., 2006. Т. 1. 816 с.

11. Современные образовательные технологии: теория и практика / науч. ред. Ю. А. Долженко. Барнаул, 1996. 140 с.

12. Чуносов М. А. Формирование теоретической модели системы формирования профессиональной готовности будущих социальных педагогов к профилактике делинквентного поведения несовершеннолетних // Крымский научный вестник. 2015. № 3. С. 68-78.

References

1. Goneyev A. D. Teoreticheskiye osnovy podgotovki uchitelya k korrektsionno-pedagogicheskoy deyatel'nosti s podrostkami. Dis. dokt. ped. nauk [Theoretical foundations of teacher training for correctional and pedagogical activities with adolescents. Diss. dod of ped. sci.]. Kursk, 2001. 485 p. (in Russian).

2. Tanayeva Z. R. Obshchepedagogicheskiye printsipy podgotovki budushchikh spetsialistov k rabote s nesovershennoletnimi pravonarushitelyami [General pedagogical principles of training future specialists to work with juvenile offenders]. Obrazovaniye i nauka - Education and science, 2010, no. 4, pp. 21-30 (in Russian).

3. Pochivalova Zh. G. Podgotovka budushchego uchitelya k vzaimodeystviyu so shkol'nikami s deviantnym povedeniyem v usloviyakh obrazovatel'nogo protsessa. Dis. kand. ped. nauk [Preparation of the future teacher for interaction with schoolchildren with deviant behavior in the conditions of the educational process. Dis. kand. of ped. nauk]. Chelyabinsk, 2000. 165 p. (in Russian).

4. Guseva A. V Rol' uchitelya v profilaktike pravonarusheniy podrostkov [The role of a teacher in the prevention of juvenile delinquency]. Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo universiteta - Vestnik of Samara State University, 2011, no. 82 (1-1), pp. 279-283 (in Russian).

5. Sosnina N. F. Podgotovka budushchikh uchiteley k rabote spodrostkami otklonyayushchegosyapovedeniya. Dis. kand. ped. nauk [Preparation of future teachers to work with adolescents of deviant behavior. Diss. cand. of ped. sci.]. Moscow, 2007. 171 p. (in Russian).

6. Magometov G. A. Podgotovka studentov pedvuza k profilakticheskoy rabote s «trudnymi» podrostkami obrazovaniya. Dis. kand. ped. nauk [Preparation of pedagogical university students for preventive work with "difficult" teenagers of education. Diss. cand. of ped. sci.]. Makhachkala, 2013. 180 p. (in Russian).

7. Prozumentova G. N. Upravleniye obrazovatel'nymi innovatsiyami: gumanitarnyy podkhod [Management of educational innovations: a humanitarian approach]. Sibirskiy psikhologicheskiy zhurnal - Siberian Journal of Psychology, 2013, no. 50, pp. 122-131 (in Russian).

8. Radionova N. F. Pedagogicheskiy protsess v kontekste gumanitarnogo podkhoda [Pedagogical process in the context of a humanitarian approach]. Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta -Izvestiya of the Volgograd State Pedagogical University, 2013, no. 7 (82), pp. 18-23 (in Russian).

9. Azarov A. V. et al. Gumanitarnoye issledovaniye v obrazovanii: opyt, razmyshleniya, problemy [Humanitarian research in education: experience, reflections, problems]. Edited by G. N. Prozumentova. Tomsk, 2002. 341 p. (in Russian).

10. Selevko G. K. Entsiklopediya obrazovatel'nykh tekhnologiy [Encyclopedia of educational technologies]. Moscow, 2006, vol. 1. 816 p. (in Russian).

11. Sovremennye obrazovatel'nye tekhnologii: teoriya i praktika. Nauchnyy redaktor Yu. A. Dolzhenko [Modern educational technologies: theory and practice. Scientific ed. Yu. A. Dolzhenko]. Barnaul, 1996. 140 p. (in Russian).

12. Chunosov M. A. Formirovaniye teoreticheskoy modeli sistemy formirovaniya professional'noy gotovnosti budushchikh sotsial'nykh pedagogov k profilaktike delinkventnogo povedeniya nesovershennoletnikh [Formation of a theoretical model of the system of formation of professional readiness of future social teachers for the prevention of delinquent behavior of minors]. Krymskiy nauchnyy vestnik- The Crimean Scientific Bulletin, 2015, no. 3, pp. 68-78 (in Russian).

Информация об авторах

Красникова А. В., аспирант, Алтайский государственный педагогический университет (ул. Молодежная, 55, Барнаул, Россия, 656031).

Information about the authors

Krasnikova A. V., graduate student, Altai State Pedagogical University (ul. Molodezhnaya, 55, Barnaul, Russian Federation, 656031).

Статья поступила в редакцию 29.09.2021; принята к публикации 01.03.2022 The article was submitted 29.09.2021; accepted for publication 01.03.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.