ХАРАКТЕРИСТИКА И ЗНАЧЕНИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ
М.С. Хасанова1, старший преподаватель М.А. Сайдулгериева2, студент
1Чеченский государственный университет имени Ахмата Абдулхамидовича Кадырова
2Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации 1(Россия, г. Грозный) 2(Россия, г. Москва)
DOI:10.24412/2411-0450-2023-12-2-210-213
Аннотация. Развитие и укрепление малого бизнеса в государстве является ключевым направлением экономической политики государства, в силу его воздействия на стабилизацию экономического развития. Развитие малого бизнеса способствует устойчивому развитию экономки, обеспечению благосостояния населения в силу обеспечения занятости населения. В данной статье приводятся критерии отнесения предприятий к субъектам малого бизнеса, общее количество и соотношение юридических лиц и ИП. На современном этапе одной из приоритетных направлений государственной политики в сфере малого предпринимательства является вывод на качественный уровень мер и инструментов поддержки малого бизнеса.
Ключевые слова: малый бизнес, индивидуальный предприниматель, предпринимательство, льготы, меры государственной поддержки.
Малое предпринимательство - это сфера деятельности, способствующая вовлечению людей в хозяйственную деятельность, снижая тем самым уровень безработицы, также малый бизнес отличается гибкостью и устойчивостью в кризисных ситуациях, что обусловливает содействие в адаптации государства в условиях трансформационных процессов. В связи с этим абсолютное большинство развитых государств осуществляет большую поддержку малого бизнеса. Данные меры реализуются в том числе и посредством налоговой политики через разработку стратегий развития и поддержки.
Одним из последствий экономических кризисных потрясений, произошедших в России, стали разработанные государственными органами власти инструменты поддержки бизнеса, направленные на облегчение налогового бремени. Такие как специальные налоговые режимы, льготные кредиты, льготы по уплате налогов или полная отмена отчислений.
Подобные меры государственной поддержки доступны для предприятий, соответствующих определенным требованиям,
таким как количество сотрудников, сумма годового дохода, стоимость активов и т.п.
Также, чтобы иметь доступ к льготным привилегиям и иным мерам поддержки, субъекты экономической деятельности должны входить в реестр предприятий малого и среднего бизнеса.
Из общего числа субъектов малого и среднего бизнеса доля индивидуальных предпринимателей составляет - 62%. Доля юридических лиц - 38%.
Из причин подобной диспропорции можно выделить следующие:
- При регистрации в качестве юридического лица требуется наличие уставного капитала в размере 10 тыс. рублей, в отличии от ИП, где такой необходимости нет.
- Сложности регистрации. Для компаний при регистрации существует необходимо указывать юридический адрес, в случае если у предприятия отсутствует собственность, придётся регистрировать адрес арендованного помещения. Индивидуальные предприниматели регистрируются по месту прописки в качестве физического лица.
- У ИП есть свобода в распоряжении средств от предпринимательской деятельности. В то время как средства ООО принадлежат обществу, а не отдельному лицу.
- В случае закрытия компании необходимо будет пройти ряд предшествующих регламентированных процедур, что значительно продлевает сроки ликвидации. В то время как от ИП требуется только подача заявления в налоговые органы.
Налоговая политика государства в области стимулирования малого бизнеса является значимым средством продвижения его развития [1].
Среди основных мер, разработанных государством для поддержки малого бизнеса, можно выделить:
1. освобождение от уплаты налогов отдельных категорий налогоплательщиков;
2. льготные налоговые режимы;
3. необлагаемый минимум объекта налогообложения;
4. введение упрощенной системы бухгалтерского учета;
5. целевые налоговые льготы;
6. рассрочка и отсрочка по уплате налога;
7. налоговые каникулы;
8. инвестиционные налоговые кредиты.
Институциональные структуры, осуществляющие поддержку субъектов малого бизнеса представлены Министерством РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП РФ), а также департаментом поддержки МСП [2].
Финансовое обеспечение программ поддержки осуществляет Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства (ФФПМП) [3].
Стоит отметить, что количество юридических лиц как среди субъектов малого бизнеса, так и в большей степени среди микропредприятий сократилось на период с 2019 по 2023 года, а количество индивидуальных предпринимателей наоборот увеличилось, что можно объяснить переквалификацией юридических лиц в индивидуальные предпринимательства, с целью обретения наиболее устойчивой позиции в обстоятельствах экономической неопределенности.
В разрезе федеральных округов РФ динамика субъектов МСП также незначительна.
Однако стоит отметить рост численности субъектов МСП на 182 142 единицы в январе 2022 года по сравнению с 2021, что частично объясняется положительным влиянием государственной политики, направленной на восстановление после пандемии [4].
Исходя из данных, опубликованных на сайте Федеральной службы информации (ФСИ), на момент сентября 2021 г., в России насчитывается 6 937 748 действующих предпринимателей и компаний, из которых 5 445 653 микропредприятий, 213 990 субъектов малого бизнеса и 17 905 среднего [5].
В странах с развитой экономикой, таких как Германия, Япония, доля малого и среднего бизнеса в ВВП доходит до 5060%. На долю малого и среднего предпринимательства (МСП) в Китае приходится более 60% [6].
В ЕС структура бизнеса совсем другая. Лидирующее положение занимают небольшие компании, которые по нашим меркам считаются малым бизнесом.
Микропредприятия, к которым в Европе относятся компании с численностью сотрудников до 50 человек, занимают основную часть в стране. На их долю приходится 98,9% всех компаний.
В России за последние годы доля малого и среднего бизнеса в ВВП, наоборот, снизилась. Если в 2017 г. показатель был 22%, то по результатам 2020 г. - 20,3%. Конечно, результаты 2020 г. не могут быть объективными из-за пандемии. Она оказала негативное влияние на экономику стран мира. Но стабильной тенденции к росту количества малых предприятий в России пока нет [7].
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
1. Малый бизнес играет значительную роль в экономике РФ, как один из катализаторов роста экономики страны.
2. Малый бизнес является важным стратегическим ресурсом страны, как один из инструментов экономического и научно -технологического развития, снижения
уровня безработицы и обеспечения дополнительного финансирования бюджетов различных уровней.
3. Россия находится в условиях кризисных потрясений, вызванных пандемией коронавируса и санкциями.
4. Следуя данным тенденциям, государством разрабатываются различные программы, направленные на стимулирование развития данной сферы хозяйствования.
5. На сегодняшний день влияние санкций на сектор МСП незначительно. Возможно, изменения последуют в дальнейшем, когда введенные ограничения проявятся в истощении имеющихся в стране запасов ресурсов.
6. При всем вышеописанном данный сектор экономики довольно уязвим перед
Библиографический список
1. Косариков, А. Малый бизнес в России: программирование развития / А. Косариков, О. Соколова // Проблемы теории и практики управления. - 2012. - № 9-10. - С. 158-163. -EDN PDJKIJ.
2. Ракутина Н.М. Современные проблемы российского малого бизнеса / Н.М. Ракутина // Национальные проекты. - 2010. - № 12. - С. 83-90.
3. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.klerk.ru/buh/articles/566259/
4. Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства // ФНС России. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: nalog.ru.
5. Реестр инфраструктуры поддержки МСП // Корпорация МСП. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://corpmsp.ru/infrastrukturapodderzhki/?ysclid=lhqd2j9v6x603800757.
6. Хасанова С.С., Сайдулаев Д.Д., Курбанов С.А., Баташев Р.В. Роль малого бизнеса в развитии предпринимательской деятельности регионов. Финансовая экономика. 2019. № 4. С. 1084-1086.
7. Khasanova S.S., Makhmatkhadzhieva R.S., Alieva E.I. Tax monitoring as a factor in improving tax administration // В сборнике: AIP Conference Proceedings. 1. Сер. «I International Conference ASE-I - 2021: Applied Science and Engineering, ASE-I 2021». - 2021. -С.040017.
негативными изменениями внутренней и внешней среды.
7. Учитывая это, государственные органы власти внедряют и модернизируют различные методы, формы и способы поддержки сектора МСП. Данные меры реализуются в том числе и посредством налоговой политики через разработку стратегий развития и поддержки.
8. Несмотря на поддержку малого бизнеса, в России малое предпринимательство пока еще не заняло достойного места в российском секторе экономики, что обусловливает необходимость внедрения дополнительных программ развития данного направления.
CHARACTERISTICS AND IMPORTANCE OF SMALL BUSINESS IN RUSSIA
M.S. Khasanova1, Senior Lecturer M.A. Saidulgerieva2, Student
1Akhmat Abdulhamidovich Kadyrov Chechen State University
2The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration
1(Russia, Grozny)
2(Russia, Moscow)
Abstract. The development and strengthening of small businesses in the state is a key direction of the state's economic policy, due to its impact on the stabilization of economic development. The development of small business contributes to the sustainable development of the economy, ensuring the well-being of the population by ensuring employment of the population. This article provides criteria for classifying enterprises as small businesses, the total number and ratio of legal entities and individual entrepreneurs. At the present stage, one of the priority areas of state policy in the field of small business is to bring measures and tools to support small businesses to a high-quality level.
Keywords: small business, individual entrepreneur, entrepreneurship, benefits, government support measures.