Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РФ НА 2022 ГОД'

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РФ НА 2022 ГОД Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2374
568
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС / САНКЦИИ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / НАЛОГОВАЯ ПОДДЕРЖКА / РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Левшукова О.А., Захарова Д.П., Клевцова Д.В.

Нестабильная политическая и экономическая обстановка в мире серьезно повлияла на сектор малого и среднего бизнеса в Российской Федерации, препятствуя его развитию и расширению как на внутреннем, так и на внешнем рынках. В связи с чем, развитие МСП в настоящее время является приоритетным направлением государственной политики, цель которого заключается в расширении данного сектора, повышении заинтересованности населения в предпринимательской деятельности, укреплении национального богатства, а также увеличении темпов производства в целом. В данной статье рассмотрены основные направления и мероприятия по оказанию государственной поддержки малому и среднему предпринимательству, описаны проблемы, затрудняющие эффективную реализацию разработанных программ, а также указаны изменения на 2022 год в данных программах, коснувшиеся сфер деятельности малых и средних предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Левшукова О.А., Захарова Д.П., Клевцова Д.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN DIRECTIONS OF STATE SUPPORT FOR SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES IN THE RUSSIAN FEDERATION FOR 2022

The unstable political and economic situation in the world has seriously affected the small and medium-sized business sector in the Russian Federation, hindering its development and expansion both in the domestic and foreign markets. In this connection, the development of SMEs is currently a priority direction of state policy, the purpose of which is to expand this sector, increase the interest of the population in entrepreneurial activities, strengthen national wealth, and increase the pace of production in general. This article discusses the main directions and measures to provide state support to small and medium-sized businesses, describes the main problems that impede the effective implementation of the developed programs, and also indicates the changes for 2022 in these programs that affect the areas of activity of small and medium-sized enterprises.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РФ НА 2022 ГОД»

EDN: PHYIJM

О.А. Левшукова - к.э.н., доцент кафедры финансов, Кубанский государственный аграрный университет, loa18@rambler.ru,

O.A. Levshukova - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department offi-nance, Kuban State Agrarian University;

Д.П. Захарова - студент, Кубанский государственный аграрный университет, luckyu@list.ru,

D.P. Zakharova - student, Kuban State Agrarian University;

Д.В. Клевцова - студент, Кубанский государственный аграрный университет, daniellakd@mail.ru,

D.V. Klevtsova - student, Kuban State Agrarian University.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РФ НА 2022 ГОД THE MAIN DIRECTIONS OF STATE SUPPORT FOR SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES IN THE RUSSIAN FEDERATION FOR 2022

Аннотация. Нестабильная политическая и экономическая обстановка в мире серьезно повлияла на сектор малого и среднего бизнеса в Российской Федерации, препятствуя его развитию и расширению как на внутреннем, так и на внешнем рынках. В связи с чем, развитие МСП в настоящее время является приоритетным направлением государственной политики, цель которого заключается в расширении данного сектора, повышении заинтересованности населения в предпринимательской деятельности, укреплении национального богатства, а также увеличении темпов производства в целом. В данной статье рассмотрены основные направления и мероприятия по оказанию государственной поддержки малому и среднему предпринимательству, описаны проблемы, затрудняющие эффективную реализацию разработанных программ, а также указаны изменения на 2022 год в данных программах, коснувшиеся сфер деятельности малых и средних предприятий.

Abstract. The unstable political and economic situation in the world has seriously affected the small and medium-sized business sector in the Russian Federation, hindering its development and expansion both in the domestic and foreign markets. In this connection, the development of SMEs is currently a priority direction of state policy, the purpose of which is to expand this sector, increase the interest of the population in entrepreneurial activities, strengthen national wealth, and increase the pace of production in general. This article discusses the main directions and measures to provide state support to small and medium-sized businesses, describes the main problems that impede the effective implementation of the developed programs, and also indicates the changes for 2022 in these programs that affect the areas of activity of small and medium-sized enterprises.

Ключевые слова: малый и средний бизнес, санкции, государственная поддержка, налоговая поддержка, развитие экономики.

Keywords: small and medium business, sanctions, government support, tax support, economic development.

В 2020 году пандемия COVID-19 охватила весь мир, остановив большинство международных поездок и заморозив крупнейшие экономики мира, среди которых Россия не стала исключением. Пандемия серьезно повлияла на экономику страны. Разрушительное воздействие на рынок, вызванное карантинными мерами в связи с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой, уже вывело многие компании малого и среднего предпринимательства из бизнеса, а других вынудило балансировать на грани банкротства. Основными проблемами для данных компаний было решение вопросов, связанных с заработной платой сотрудников и необходимостью сокращения персонала. Из-за отсутствия государственной поддержки в первое время многие малые и средние предприятия, такие как кафе, рестораны и небольшие гостиницы, понесли серьезные убытки. Для компаний МСП пережить кризис означает пережить изменение потребительского спроса, который из-за блокировки, вызванной пандемией, резко меняется. Данная ситуация продемонстрировала неподготовленность государственной власти к столь масштабным потерям.

По мимо всего прочего, нестабильная политическая обстановка в мире в начале 2022 года ослабила сектор малого и среднего бизнеса. Многие зарубежные страны ввели пакет санкций против Российской Федерации. Обострение международной обстановки в текущий период проявляется не только в ограничении международной торговли, но и в различного рода преградах на пути движения капиталов и технологий, в связи с чем основанная на рыночной теории модель международного разделения труда нуждается в существенной корректировке. Находящаяся под санкционным давлением российская экономика вынуждена в кротчайшие сроки искать замену поставляемым ранее по импорту видам продовольствия, оборудования, материалам, запасным частям и комплектующим. Российские предприятия оказались ограничены в приобретении лицензий на технологии производства ряда изделий и программное обеспечение компьютерных систем и мобильных устройств.

В связи с текущей ситуацией сектор малого и среднего бизнеса представляет стратегический интерес для экономики России. Эффективное развитие МСП стало для российской экономики фактором устойчивого укрепления национального богатства, повышения темпов производства и предоставления высококачественных услуг. Однако малый и средний бизнес в регионах и в России в целом испытывает значительный дискомфорт, что препятствует его дальнейшему развитию. В первую очередь это вызвано кризисом в стране, который негативно сказался на всех сферах деятельности. Необходимо определить роль государства в поддержке малого и среднего бизнеса в новых меняющихся условиях. Назрела необ-

ходимость разработки нового организационно - экономического механизма социально ориентированного малого и среднего предпринимательства с учетом состояния экономики страны и особенностей регионов. Требуется пересмотреть законодательную базу, регулирующую деятельность малого и среднего бизнеса, а также рассмотреть возможность внедрения новых элементов в сферу предпринимательства.

стью

Информационное - создание специальных информационных систем

Рисунок 1 - Основные направления государственной поддержки малого и среднего

предпринимательства в РФ

Сущность государственной поддержки малого и среднего бизнеса заключается в установлении отраслевых приоритетов развития, а также в выработке конкретных мер по оказанию помощи МСП в масштабах страны. Данная поддержка может осуществляться по различным направлениям, каждое из которых помогает предпринимателям достичь конкретных целей (рисунок 1) [4].

Поддержка сектора малого и среднего бизнеса должна не только реализовываться в современных реалиях, но и быть эффективной. Разработка государственных мер требует формирования гибкой организационной структуры в сфере поддержки и развития предпринимательства, основанной на тесном взаимодействии государства и бизнеса, дальнейшем развитии и повышении продуктивности диалога между ними.

Одним из документов, регулирующих основные направления развития государственной поддержки МСП в РФ является Стратегия развития малого и среднего бизнеса в Российской Федерации на период до 2030 года. Миссией данной Стратегии выступает создание адаптивной экономики, обладающей гибкостью и достаточной конкурентоспособностью на мировом рынке, обеспечивающей стабильный прирост основных показателей МСП, а также устойчивую занятость и рост благосостояния граждан Российской Федерации среднего класса. Цель Стратегии - развитие МСП [2].

В рамках Стратегии было принято усилить государственную поддержку предпринимателей данного сектора в виде:

—предоставления субсидий, позволяющих возместить затраты на ведение бизнеса;

—расширения доступности микрозаймов;

—улучшения условий кредитования;

— рефинансирования и секьюритизации - привлечения финансирования через выпуск ценных бумаг;

—формирования специальных инфраструктур, оказывающих консультационную, юридическую,

имущественную и иную поддержку;

— реформирования процедур административного регулирования предпринимательства и единого реестра субъектов МСП.

Способы достижения цели Стратегии представляют собой совокупность мероприятий, направленные на разработку и осуществление государственной поддержки предпринимательства в различных сферах, повышение конкурентоспособности отечественных производителей, активное внедрение инноваций и повышение объемов инвестиционных потоков, способствующих развитию внутреннего рынка страны, а также стимулирующих спрос на продукцию МСП по мере улучшения качества произведенной продукции.

В рамках развития конкурентоспособности на внутреннем рынке предполагается внедрение стандарта развития конкуренции, а также снятие административных барьеров, которые в значительной мере замедляют процессы формирования и вхождение на рынок товаров, работ и услуг, являющихся продуктом деятельности компаний малого и среднего бизнеса. К отдельной категории предприятий в сфере МСП, которые заключают в себе большой потенциал для развития, относятся организации, осуществля-

ющие свою деятельность в социальной сфере. Помимо снятия барьеров входа на рынок для данных предприятий Стратегия предусматривает предоставление субсидий, создание инфраструктуры, обеспечивающей МСП благоприятные условия для развития, реализации и продвижения своей продукции. Данные организации представляют для государства особый интерес, что связано с ориентированностью предприятий на социально-уязвимые и малоимущие группы населения.

Помимо социальных вопросов, касающихся занятости населения и удовлетворения потребностей граждан, особое внимание уделяется развитию торговли и сбыта продукции, посредством установления прочных экономических связей как между представителями малого и среднего бизнеса, так и между МСП и государственными структурами на местном, региональном и федеральном уровне. Однако реализация данных мероприятий требует наличия стабильной, предсказуемой, более совершенной налоговой политики, обеспечивающей удовлетворение реальных потребностей малого и среднего бизнеса в современных условиях. Принимаемые меры в своей совокупности должны предоставлять условия осуществления предпринимательской деятельности в правовом поле одновременно с условиями стимулирования и регулирования уровня конкуренции хозяйствующих субъектов.

В рамках налоговой политики согласно Стратегии предусмотрена реализация следующих мероприятий:

— мониторинг фискальной нагрузки на МСП;

— наложение моратория на увеличение налоговой нагрузки с возможностью дальнейшего его сохранения;

— разработка и совершенствование специальных налоговых режимов и патентной системы;

— создание дополнительных фискальных стимулов и налоговых вычетов;

— внедрение контрольно-кассовой техники для осуществления цифровизации процесса сбора информации;

— смягчение фискальной нагрузки на МСП.

За счет данных мероприятий планировалось повысить долю занятых в МСП, что продемонстрировало на рисунке 2.

2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023 2024 2025 2026 2027 2028 2029 2030 ■ Численность занятых в МСП (факт.), млн. чел. Численность занятых в МСП ( стратегия МСП), млн. чел.

• Доля занятых в МСП, % (факт.) Доля занятых в МСП,% ( стратегия МСП)

Рисунок 2 - Соотношение целей по занятости в МСП с фактическими значениями

занятости в секторе МСП в России

Однако нестабильная эпидемиологическая и политическая обстановка в мире оказали неблагоприятное воздействие на положение МСП на внутреннем и внешних рынках, что стало весомым препятствием на пути реализации Стратегии. В таблице 1 рассмотрена динамика изменений в структуре малого и среднего предпринимательства в РФ за 2018-2022 гг.

Официальная статистика за пятилетний период показала сокращение малых и средних предприятий на 20 и 11 % соответственно, что в совокупности привело к снижению общего количества субъектов МСП на 3 %. Экономические и политические волнения в мире напрямую повлияли на динамику в структуре МСП России. В 2020 году наблюдается снижение общего количества субъектов малого и среднего бизнеса и задействованных в нем работников, спровоцированное пандемией СОУГО-19. Данная закономерность также наблюдается и в 2021 году, но уже без потерь в трудовых ресурсах, что было достигнуто за счет своевременной государственной поддержки населения. В 2022 году в силу вступили новые меры по оказанию помощи МСП, позволяющие данным организациям возобновить производственные процессы. Однако, на сегодняшний день малые и средние предприятия сталкиваются с рядом проблем, решение которых требует государственного вмешательства.

Таблица 1 - Динамика изменений в структуре МСП России за 2018-2022 гг. [3]

Показатель 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г. 2022 г. 2022 к 2018, в %

Общее количество субъектов МСП, чел., в том числе: 6 039 216 6 041 195 5 916 906 5 684 561 5 866 703 97,1

Микропредприятия 5 751 885 5 771 626 5 675 756 5 450 261 5 636 297 98,0

Малые предприятия 267 033 250 758 224 105 216 615 212 429 79,6

Средние предприятия 20 298 18 811 17 045 17 685 17 977 88,6

Общее количество работников, задействованных в МСП, в том числе: 16 106 581 15 873 589 15 321 788 15 491 144 14 662 197 91,0

Микропредприятия 7 029 955 7 522 729 7 429 623 7 519 074 6 970 884 99,2

Малые предприятия 7 099 040 6 538 893 6 189 172 6 143 489 5 824 977 82,1

Средние предприятия 1 977 586 1 811 967 1 702 993 1 828 581 1 866 336 94,4

Введенные ограничительные меры в сложившейся ситуации стали причиной изменений в экономике малого и среднего предпринимательства. Данные изменения влияют на доходы, следовательно, и на объем сборов налогов, а также создают сложность взаимодействия с налоговыми органами. По этим причинам федеральные и региональные органы власти разработали специальные мероприятия для поддержки малых и средних предприятий, получивших значительный ущерб за данный период, в частности в сфере налогообложения.

К таким мероприятиям относятся:

1. В упрощенной системе налогообложения для МСП продлены сроки уплаты налога, установлена нулевая ставка для зарегистрированных предпринимателей и реализующих деятельность в производственной, научной, социальной сферах и в области информационных технологий впервые. Кроме того, почти все субъекты РФ снизили ставку налога, взимаемого в связи с применением льготной системы налогообложения. Также сократились тарифы страховых взносов.

2. В патентной системе налогообложения для малого и среднего предпринимательства предусмотрена поддержка наиболее пострадавших видов деятельности. Некоторыми субъектами РФ было принято решение снизить патентные платежи для всех ИП. В ПСН введен налоговый вычет на сумму страховых взносов. Для регионов появилась возможность увеличивать сумму ограничения потенциального дохода в три, пять, десять раз.

3. В рамках налогообложения вмененного дохода, регулирующегося органами местного самоуправления, снижен корректирующий коэффициент базовой доходности К2, учитывающий особенности ведения предпринимательской деятельности.

Несмотря на принятые государством меры, ряд предприятий малого и среднего бизнеса столкнулся с множеством сложностей, не позволяющими в полной мере реализовывать свою деятельность. Данные сложности выражаются в следующем:

1) четверть обратившихся предприятий малого и среднего предпринимательства для оформления гранта, получили отказ, в связи с тем, что в перечень попал только дополнительный ОКВЭД;

2) большинство заявок на оформление льготного кредита, подаваемых субъектами МСП, а также на получение беспроцентного кредита на выплату заработной платы были отклонены;

3) некоторые предприятия МСП, относящиеся к наиболее пострадавшим отраслям, при обращении за предоставлением отсрочки по выплате налогов получили отказ;

4) доступ к внутреннему и внешнему финансированию для большинства МСП оказался закрыт, что связано с большей заинтересованностью государства в стабильном функционировании крупных предприятий;

5) в связи с нестабильной ситуацией на рынке были нарушены основные производственные цепочки и каналы сбыта произведенной продукции МСП, вызванные невыполнением своих обязательств контрагентами;

6) многие компании столкнулись с дефицитом сырья и комплектующих из-за прекращения партнерских отношений иностранных компаний с РФ.

В настоящее время список данных проблем продолжает варьироваться в зависимости от государственной политики в экономическом секторе.

Экономика России на данный момент переживает экономический и финансовый кризис, оказывающий негативное влияние на развитие малого и среднего предпринимательства, в связи с чем государство предпринимает ответные меры, направленные на оказание финансовой, юридической и иной помощи МСП. Основные мероприятия государственной политики в области поддержки субъектов малого и среднего бизнеса проиллюстрированы на рисунке 3.

Рисунок 3 - Основные меры государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в 2022 году

1. Программа льготного кредитования бизнеса: на сегодняшний день государство реализует восемь целевых программ, направленных на получение кредита на льготных условиях для малого и среднего предпринимательства. Для укрепления отечественной экономики в период кризиса и экономической изоляции правительством осуществляются расширения кредитно-финансовых агентов -системы региональных банков.

2. Введение Единого налогового платежа: с 1 января 2023 года налоговые платежи будут оплачиваться компаниями и ИП единовременно и оформляться единым платежом. Данная система будет осуществляться на обязательной основе.

3. Налоговые каникулы: для новообразовавшихся МСП было принято решение о продлении до 1 января 2024 года ранее утвержденных налоговых каникул с целью повышения заинтересованности населения в предпринимательской деятельности.

4. Грантовая поддержка 1Т-компаний и туризма: грантовая система в связи с последними событиями претерпела изменения, связанные с правилами предоставления субсидий. Также изменился и размер предоставляемых грантов, который составил 80 % от общей стоимости предлагаемого проекта в области информационных технологий. Что касаемо туризма, малые и средние аграрные предприятия могут претендовать на получение грантов, если их деятельность напрямую или косвенно связана с развитием и осуществлением сельского туризма.

5. Отсрочка налога на УСН: МСП по 29 видам деятельности получили право на полугодовую отсрочку по уплате налога с последующей рассрочкой на шесть месяцев.

6. Увеличение лимита доходов по УСН: введение в оборот нового дефлятора увеличило границы дохода, позволяющего предприятиям малого и среднего бизнеса пользоваться упрощенной системой налогообложения. С 1 января 2022 максимальная сумма дохода организации, находящейся на УСН, составила 219,2 млн руб.

7. Создание комплексной системы поддержки бизнеса: Правительством РФ было принято решение о запуске экосистемы поддержки бизнеса, деятельность которой распространяется на МСП, граждан, зарегистрированных как самозанятых, а также категории граждан, заинтересованных в предпринимательской деятельности и открытии собственного дела. Данная система представляет собой совокупность государственных органов, страховых и банковских структур, которые будут оказывать комплексную поддержку предприятиям на всех стадиях образования и развития бизнеса.

8. Введение АУСН: данная новая система налогообложения направлена на поддержку микропредприятий с малым штатом сотрудников (до 5 человек) и малыми оборотами (60 млн руб.). Экспериментальная программа будет функционировать до 1 января 2028 года.

Политика поддержки малого и среднего бизнеса в период 2020-2022 г. стремилась компенсировать потери предприятиям данного сектора. Широкий спектр программ и мероприятий поддержки разностороннего характера имеет высокие показатели результативности. Данные меры были направлены не только на финансовую, но и информационную, имущественную, консалтинговую, инновационно-производственную, а также правовую поддержку [5].

Анализ применяемых государственных мер поддержки МСП затруднителен, так как существует ряд ограничений, препятствующий развитию субъектов малого и среднего бизнеса в связи со сложностью получения государственной помощи из-за несоответствия установленным требованиям.

В настоящее время из-за нестабильной политической и экономической обстановки в мире, а также введенных санкций против России, государство стремится наладить отечественное производство с помощью привлечения новых предпринимателей МСП. Поэтому в 2022 году были внесены изменения в программах поддержки МСП, позволяющие открывать новые предприятия данного сектора.

Источники:

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 26.03.2022) [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/.

2. Распоряжение Правительства РФ от 02.06.2016 N 1083-р (ред. от 30.03.2018) «Об утверждении «Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_199462/.

3. Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства [Электронный ресурс] Режим доступа: https://rmsp.nalog.ru/statistics.html.

4. Обзор налоговых мер поддержки малого и среднего бизнеса в регионах России в период пандемии - М. : Научно-исследовательский финансовый институт Министерства финансов Российской Федерации, 2020. - 16 с.

5. Развитие малого и среднего предпринимательства в России в контексте реализации национального проекта / М.П. Антонова, В.А. Баринова, В.В. Громов, С.П. Земцов, А.Н. Красносельских, Н.С. Милоголов, А.А. Потапова, Ю.В. Царева. — М. : Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2020. - 88 с. - (Научные доклады: экономика). References:

1. Tax Code of the Russian Federation (Part Two) No. 117-FZ of 05.06.2000 (ed of 26.03.2022) [Electronic resource] Access mode: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/.

2. Decree of the Government of the Russian Federation of 02.06.2016 No. 1083 «On approval of the Strategy for the development of small and medium-sized businesses in the Russian Federation for the period up to 2030» [Electronic resource] Access mode: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_199462/.

3. Unifed register of small and medium-size businesses [Electronic resource] Access mode: https://rmsp.nalog.ru/ statis-tics.html.

4. Overview of tax measures to support small and medium-sized businesses in Russian regions during the pandemic. Moscow: Financial research institute of the Ministry of finance of the Russian Federation. 2020. 16 p.

5. Development of small and medium-sized businesses in Russia in the context of the implementation of the national project. M.P. Antonova, V.A. Barinova, V.V. Gromov, S.P. Zemtsov, A.N. Krasnoselskikh, N.S. Milogolov, A.A. Potapova, Yu.V. Tsareva. Moscow: Publishing house "Delo" RANEPA. 2020. 88 p. (Scientific reports: economics).

EDN: OOKLOD

А.И. Леонов - д.э.н., профессор кафедры менеджмента и предпринимательств, Российская академия народного хозяйства и госслужбы при Президенте РФ, aileonow@mail.ru,

A.I. Leonow - Doctor of Economics, Professor at the department of management and entrepreneur-ship, Russian presidential academy of national economy and public services.

АССОРТИМЕНТ КАК ИНСТРУМЕНТ АНТИКРИЗИСНОГО МАРКЕТИНГА ASSORTMENT AS A TOOL OF ANTI-CRISIS MARKETING

Аннотация. Антикризисный маркетинг становится все более актуальной областью поиска решений, адекватных новой экономической реальности. В качестве основного инструмента в антикризисном маркетинге в рамках представленного исследования респондентами назван ассортимент. В то же время в научных исследованиях современного маркетинга область антикризисного управления ассортиментом имеет лишь второстепенное значение.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Результаты проведенного с помощью первичных и вторичных данных эксплоративного исследования описывают инструментарий антикризисного управления ассортиментом и призваны восполнить методические дефициты в управлении этим ключевым элементом антикризисного маркетинга. В работе описаны идентифицированные разновидности стратегий сокращения и расширения и условия, в которых они применяются, а также практически не исследованная в научной литературе стратегия стабильного ассортимента, значимая в контексте санкционного давления. Исследован механизм разработки решений по управлению ассортиментом в кризисной среде.

Abstract. The anti-crisis marketing has become an area for the search of new solutions corresponding to the new economic reality. Assortment is perceived as the key tool of anti-crisis marketing, as the survey conducted illustrates. At the same time, the area of anti-crisis assortment management has but only a secondary significance within the scientific research of contemporary marketing.

The results of the explorative research conducted by means of both primary and secondary data present some tools of assortment management as the key component of the anti-crisis management and are aimed at the overcoming of some methodological deficiencies in relation to it. Different strategies of assortment size management and conditions under which they are applied, have been identified and described. They include strategies of assortment size shortening and extension, and also strategies of stable assortment, which are significant in the context of sanctions but hardly investigated in contemporary research. The mechanism of assortment management decisions elaboration has been presented, as well.

Ключевые слова: управление ассортиментом, антикризисный маркетинг, результативность маркетинга, продуктовые стратегии, ассортиментная политика, формирование ассортимента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.